выступление на тему "Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога".
статья на тему

Игнатова Анастасия Сергеевна

Выступление для заседания ШМО по теме "Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_i_mediynaya_gramotnost.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Игнатова А. С.

Информационная и медийная грамотность учителя

в рамках реализации профессионального стандарта педагога.

C течением времени постоянно меняется общество, а значит, меняются требования, предъявляемые к школе и учителю. Остается открытым вопрос, каким должен быть педагог в связи с требованием «нового» времени. Какой учитель должен работать в современной школе? Какой учитель необходим современному ученику? Так, например, всего 10-15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это необходимо.

В наше время, с развитием информационных технологий, большое внимание уделяется формированию у учеников универсальных учебных действий (УУД), в которые входят и ИКТ-компетенции, подразумевающие погружение в информационную среду. Важно суметь скоординировать действия учеников в потоке информации и обеспечить им безопасное нахождение в виртуальном пространстве. Для этого педагог просто обязан в совершенстве владеть медийной и информационной грамотностью.

Медийная грамотность подразумевает не только восприятие информации из различных источников, но и умение осмысливать увиденное, услышанное или прочитанное, делать выводы, отсеивать лишнее, принимать независимые решения. Перед учителем ставится задача – показать детям, что на один и тот же вопрос может быть получено несколько ответов, одни – верные, другие – нет. Здесь на помощь и приходит информационная грамотность.

Информационная грамотность – это набор различных умений для сбора, анализа и представления информации. Информационная грамотность является также очень важным понятием в постоянно изменяющемся мире новых технологий  и безудержного роста информации.  В связи со все возрастающей сложностью этого мира люди все чаще сталкиваются  с широким многообразием и многовариантностью при выборе информации в различных областях - в процессе обучения, на рабочем месте, в личной жизни. Информационные ресурсы доступны для нас через библиотеки, общественные информационные службы, специализированные организации, средства массовой информации, Интернет - и в подавляющем большинстве случаев информация представлена в хаотическом виде, ставя этим самым перед пользователем вопросы ее аутентичности, обоснованности и достоверности. Кроме этого, информация доступная с использованием различных медиаприложений, включающих графические образы, графические объекты, текстовые фрагменты и т.п. выдвигает новые барьеры на пути их восприятия пользователем, а также оценки и понимания содержания. Растущее количество информации сомнительного качества представляет собой значительные сложности и проблемы для общества. Наличие огромного информационного потока не может само по себе сформировать подготовленных пользователей без  дополнительного массива необходимых знаний и навыков по эффективному использованию информации.

Информационная грамотность  формирует основу для непрерывного и продолжающегося процесса обучения. Она имеет отношение к любым дисциплинам, любой образовательной среде, всем уровням обучения. Это дает возможность учащимся формировать содержание и расширять горизонты научных исследований, быть более мотивированным,  контролировать процесс своего образования.

Понятия «медийная» и «информационная» грамотности тесно связаны между собой. Невозможно владеть первой без знания второй. Важно знать ответы на вопросы: «Что мне нужно?», «Где я могу получить информацию?», «Насколько достоверна полученная информация?», «Достаточно ли источников для ответа?».

Формировать медийную и информационную грамотность на уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры можно при создании проектов и дальнейшее размещение готовой работы в интернете. Применение на уроках электронных образовательных ресурсов, проведение виртуальных экскурсий, использование материалов интернета для подготовки докладов, рефератов, презентаций, участие ребят в олимпиад и конкурсах тоже способствуют развитию медийной и информационной грамотности. Создание сайтов и групп по предмету, где участники учатся общаться друг с другом и с преподавателем, размещать ссылки на информацию, свои сообщения, вести обсуждения по проблемным вопросам помогают на практике совершенствовать навыки работы с информационными и медийными ресурсами.

            Формирование медийной и информационной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как обучающихся, так и учителя, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение разнообразных тем по изобразительному искусству и мировой художественной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальный музей как средство реализации профессионального стандарта в педагогическом колледже

В статье описывается опыт работы по организации виртуального музея как средства реализации профессионального стандарта в педагогическом колледже...

Проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога в муниципальной системе образования города Салехарда на период 2016-2020 годы

Данный проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога составлен на основе решений коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного ок...

«Реализация профессионального стандарта педагога в деятельности воспитателя структурного подразделения «Детский дом»

О реализации профессионального стандарта педагога в деятельности воспитателя структурного подразделения "Детский дом"...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

В статье говорится о роли педагога-организатора в современном учебном заведении. Значение работы педагога-организатора сегодня неоценимо, поскольку насыщенная событиями жизнь образовательной организац...

Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине Основы финансовой грамотности в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности (профессии) СПО «Банковское дело»

Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине Основы финансовой грамотности в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОП...

Методология внедрения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (в соавторстве)

В настоящее время для работников всех сфер деятельности России актуальным является вопрос внедрения профессиональных стандартов....