Научно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития студента педагогического колледжа
статья на тему
В статье раскрыты особенности, условия и содержание организации научно-исследовательской деятельности студентов ГПОУ "Читинский педагогический колледж"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_deyatelnost_studentov_pedkolledzha.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития студента педагогического колледжа
Луханина А.П., преподаватель
ГПОУ «Читинский педагогический колледж»
Главная цель профессионального образования в России – дать выпускнику определенный комплекс знаний и умений, необходимый в выбранной профессии, а также создать у него установку на самообучение и самоорганизацию, на постоянное пополнение и углубление знаний и умений, что, несомненно, важно для профессионального роста и успешности.
Если студент в процессе образования самостоятельно осуществляет поиск нужной информации, задействует при этом собственный опыт, реализует творческий подход, то подобное он будет продолжать делать и в своей профессиональной деятельности. Воспитание специалистов, которые умеют думать неординарно, возможно через привлечение их к научно-исследовательской деятельности еще на этапе обучения в колледже.
Специалист, обладающий исследовательской компетенцией, умеет активно и продуктивно анализировать фактическую информацию, создавать и выбирать новые более эффективные алгоритмы, ресурсы, технологии, а не только пользоваться готовыми, порой устаревшими, алгоритмами и фактами [1].
Учебными заведениями, имеющими приоритет в подготовке обучающихся к научно-исследовательской деятельности, являются высшие учебные заведения, но и в условиях учреждений среднего профессионального образования возможно осуществление данной работы.
Правильно организованная научно-исследовательская работа обучающихся в колледже способна создать условия для формирования у них навыков самостоятельной работы, научного мышления, развития творческих способностей, осознания важности и необходимости непрерывного образования, ориентирует на дальнейшее самообразование, позволяет проектировать свою будущую педагогическую деятельность.
Научно-исследовательская работа является одним из важнейших видов деятельности преподавателей и студентов государственного профессионального образовательного учреждения «Читинский педагогический колледж».
Во время обучения в педагогическом колледже каждый студент выполняет разные виды исследования: доклады, рефераты, проекты, курсовые и выпускные квалификационные работы. Каждый из этих видов имеет свои особенности. Требования к выполнению исследовательских работ постепенно увеличиваются, предъявляя более строгие требования к объему, трудности и актуальности темы.
На первом и втором курсах студенты знакомятся с методами научно-исследовательской работы через доклады и индивидуальные предметные задания для написания рефератов, введение элементов творческого поиска при выполнении лабораторных и практических работ.
На втором и третьем курсе вводится непосредственное исследование какого-либо процесса или явления через написание курсовой работы, которая предполагает защиту в конце освоения студентами профессионального модуля и прохождения учебной и производственной практик.
Обучение на четвертом курсе предполагает обязательное выполнение выпускных квалификационных работ. Студенты самостоятельно разрабатывают и исследуют темы, которые наработаны при прохождении учебной, производственной или преддипломной практик.
Все эти виды работ помогают студентам: овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятельности, определиться в своей педагогической позиции, умение отстаивать и защищать её, что, в конечном счете, помогает развить у специалистов способностей и творческому отношению к своей профессии [2].
Научно-методический потенциал преподавателей Читинского педагогического колледжа дает возможность качественно осуществлять основной процесс организации учебно-исследовательской деятельности студентов, который содержит в себе следующие составляющие:
- Учебно-исследовательская работа студентов в библиотеке, в Интернете.
- Участие в Научном студенческом обществе (НСО).
- Организация совместной деятельности преподавателей и студентов в творческих лабораториях.
- Подготовка исследовательских материалов и презентаций.
- Участие в проектной деятельности.
- Проведение опытно-экспериментальной работы в ходе педагогической практики.
- Участие в Олимпиадах, конкурсах.
- Участие в Интернет-конференциях.
- Выступление на студенческих научно-практических конференциях.
- Участие в ежегодном конкурсе педагогического мастерства среди выпускников.
- Написание курсовых работ и ВКР.
- Защита выпускной квалификационной работы в рамках государственной итоговой аттестации.
Проблемы в организации научно-исследовательской работы обучающихся при обучении их в педагогическом колледже решаются через непрерывную работу педагогического коллектива над поиском новых путей повышения качества образовательного процесса.
Теоретические и практические занятия по плану НСО, совместная исследовательская деятельность преподавателей и студентов, проведение совместных заседаний СНО и клубов «Диалог культур», «Горизонт», проектная деятельность студентов в видеостудии Колледж-news, участие в научно-практических конференциях и профессиональных конкурсах способствует повышению уровня исследовательской компетенции студентов, расширению их кругозора, личностному и профессиональному росту, что находит отражение в результатах конкурсов разного уровня.
Положительная динамика участия студентов в учебно-исследовательской деятельности является результатом последовательной, системной работы методической службы, преподавателей кафедр по созданию условий для самостоятельной работы студентов, сопровождения студентов преподавателями в их самостоятельной познавательной деятельности, организации индивидуального образовательного процесса как продуктивного диалога, как совместного поиска истины.
Список литературы
- Лобова Г.Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. — М., 2000
- Пупынина И.А. Формирование исследовательской компетенции у студентов педагогического колледжа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://festival.1september.ru/articles/584510/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие межличностных отношений у студентов педагогического колледжа во вне учебной деятельности
Современная образовательная ситуация предъявляет новые требования к личностным и социальным установкам, мировоззрению личности, социальной направленности, профессионально...
Учебно-исследовательская работа как фактор профессионального самоопределения студентов колледжа
Профессиональное самоопределение - важнейшая составляющая компетентного специалиста...
Методическая работа "Организационно-педагогические условия развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа"
Методическая работа опытно-экспериментального характера, целью которой является теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий развития профе...
Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.
В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......
Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)
«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...
Учебно-исследовательская деятельность как фактор профессионального самоопределения студентов колледжа
Профессиональное самоопределение – это выбор молодёжью своего профессионального пути, а именно профессии, образовательной организации, места работы. Необходимым условием успешного профессиональн...
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ И КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ
В образовательной деятельности нашего педагогического колледжа мы активно интегрируем уроки по профессиональному модулю «Классное руководство», междисциплинарному курсу «Теоретически...