Учебно-исследовательская деятельность как фактор профессионального самоопределения студентов колледжа
статья на тему
Профессиональное самоопределение – это выбор молодёжью своего профессионального пути, а именно профессии, образовательной организации, места работы. Необходимым условием успешного профессионального самоопределения является сознание того, что «я сам» выбрал профессиональный путь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_5.docx | 16.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Сильченко Ольга Викторовна,
преподаватель ОГАПОУ «Белгородский
индустриальный колледж», г. Белгород
Учебно-исследовательская деятельность как фактор профессионального самоопределения студентов колледжа.
Профессиональное самоопределение – это выбор молодёжью своего профессионального пути, а именно профессии, образовательной организации, места работы. Необходимым условием успешного профессионального самоопределения является сознание того, что «я сам» выбрал профессиональный путь.
Приоритетными целями повышения качества профессионального образования, обозначенными в Концепции модернизации Российского образования, являются формирование у выпускников готовности к профессиональному самоопределению, подготовка компетентного квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту.
Реализация поставленных перед средним профессиональным образованием целей предполагает выполнение социального заказа на подготовку высококвалифицированного специалиста, обладающего не только готовым набором профессионально-технических навыков, но и деятельностно-организационной способностью «расти» в профессии, умением анализировать свой профессиональный уровень, обнаруживать и осваивать новые знания и профессиональные сферы в соответствии с меняющимися требованиями рыночной ситуации. Формирование таких качеств возможно через развитие его личностных особенностей, способностей, характера, учета особенностей психо-физиологического развития, интеллекта, объема знаний, навыков и умений, необходимых в будущей самостоятельной деятельности.
Важной задачей, стоящей перед профессиональной образовательной организацией в новых условиях, является создание необходимых организационно-педагогических условий для успешной профессиональной подготовки специалистов. Организационно-педагогические условия обучения должны учитывать особенности личностного саморазвития и профессионального самоопределения каждого студента, определять цели и пути реализации подготовки высококвалифицированного специалиста, заинтересованного в своем карьерном росте.
Реализация процесса подготовки специалистов предполагает развитие учебно-профессиональной мотивации; направленность на саморазвитие и самосовершенствование; ориентацию на самостоятельный выбор студентом определенной области для более глубокого изучения; связь с реальным производством; использование современных образовательных технологий; активизацию учебно-исследовательской работы и проектной деятельности студентов.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность студентов играет значительную роль в формировании общих и профессиональных компетенций будущего специалиста, позволяет формировать личностно-индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, дает студенту возможность продемонстрировать свою инициативность, интеллектуальные возможности, поверить в собственные способности, приобрести организаторские и ораторские навыки.
Могут реализовываться следующие виды учебно-исследовательской деятельности студентов:
1) проблемно-реферативный - аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
2) аналитико-систематизирующий - наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
3) изобретательско-рационализаторский - усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
4) экспериментально-исследовательский - проверка предложений и подтверждений или опровержений гипотезы;
5) проектно-поисковый - поиск, разработка и защита проекта.
Выполнение учебно-исследовательской работы, независимо от ее вида, обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций, т.к. студенты в процессе работы:
1. Осуществляют поиск и использование необходимой информации для решения учебных или профессиональных задач (ОК 4).
2. Организуют собственную деятельность, выбирают методы и способы выполнения профессиональных задач (ОК 2).
3. Принимают решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несут за них ответственность (ОК 3).
4. Используют ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в профессиональной деятельности (ОК 5).
5. Учатся работать в коллективе и команде (ОК 6).
6. Берут на себя ответственность за работу членов команды и за результат (ОК 7) и т.д.
Важной составляющей мотивации студентов к участию в учебно-исследовательской работе являются реальные положительные результаты. Учебно-исследовательские работы студентов обязательно представляются авторами на различных конкурсах, научно-практических конференциях, круглых столах. Учебно-исследовательские работы студентов публикуются в различных сборниках конференций и на сайтах в сети Интернет.
Анализ учебных и профессиональных достижений студентов, которые являются активными участниками проектно-исследовательской деятельности, показывает, что они проявляют большую заинтересованность в учебе и внеурочной деятельности, более высокое качество знаний по результатам промежуточных и итоговых аттестаций, обладают более высокой информационно-коммуникативной культурой, более высокой самооценкой и другими личностными и профессионально значимыми качествами, имеющими определяющее значение для профессионального самоопределения студентов.
Таким образом, организованная учебно-исследовательская работа как целостная система является эффективным средством формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся и одним из определяющих факторов профессионального самоопределения.