ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ И КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ
статья

Мифтахова Ания Миннисламовна

В образовательной деятельности нашего педагогического колледжа мы активно интегрируем уроки по профессиональному модулю «Классное руководство», междисциплинарному курсу «Теоретические основы организации обучения в начальных классах», информатике и ИКТ в профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon miftahova_kirov.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ И КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ

А.М. Мифтахова, Ю.Е. Проснева,

ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж», г.Нижнекамск

В современном обществе нужны специалисты, способные работать в коллективе, способные осуществлять поиск решений проблем и умеющие эти решения внедрять в жизнь. Для решения этих задач нужны новые подходы к обучению. Поиск возможностей повышения эффективности профессиональной подготовки педагогических кадров осуществляется в инновационных направлениях через постоянный поиск эффективных технологий и методов обучения.

В образовательной деятельности нашего педагогического колледжа мы активно интегрируем уроки по профессиональному модулю «Классное руководство», междисциплинарному курсу «Теоретические основы организации обучения в начальных классах», информатике и ИКТ в профессиональной деятельности.

Важную роль в подготовке компетентного педагога мы отводим современным продуктивным методам профессионального развития. Среди них особое место занимает кейс-метод и ИКТ технология, которые мы активно используем на своих интегрированных уроках.

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:

1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;

2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач [3].

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

-индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Кейс – стадии:

1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.

2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).

1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».

3 шаг: Проблема переформулируется в цель.

4 шаг: Причины становятся задачами.

5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.

6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия

7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи [2].

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

I - как "проникающая" технология - применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач;

II - "основная" - определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей;

III - "монотехнология" - когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.

Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

а) По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
  • комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

б) По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  • поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы).

в) По типу информации: электронные и информационные ресурсы

  • с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы);
  • с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы);
  • с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
  • с аудио- и видеоинформацией (аудио- видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
  • с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей [5].

Использование ИКТ технологий способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам, активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает творческий потенциал студентов, делает урок современным.

На интегрированных уроках возможны следующие варианты применения ИКТ: создание слайдов с текстовым изображением, предназначенных для подготовки студентами уроков и внеклассных занятий (данный вариант работы удобен тем, что его можно организовать как в компьютерном классе, так и с применением мобильного класса и в кабинете при наличии одного компьютера преподавателя); использование компьютерных тестов, предназначенных для контроля за уровнем знаний школьников на этапе закрепления и повторения пройденного; организация мультимедийных презентаций по темам и разделам изучаемого предмета; организация проектной деятельности обучающихся; применения ИКТ во внеклассной работе (КВН, игры и др.); организация мультимедийной поддержки сообщений, докладов, индивидуальных и творческих заданий.

Реализация потенциала кейс-технологии в педагогическом образовании позволяет решать актуальную проблему интеграции теоретических положений различных научных подходов; предполагает освоение реальной и виртуальной действительности, что также способствует более масштабному использованию современных достижений информационных технологий; способствует формированию умения решать типовые задачи по всем видам профессиональной деятельности; гуманизации взаимоотношений между участниками образовательного процесса; становлению субъектной позиции обучающихся; развитию аналитических и оценочных навыков, умений работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы; активизации коммуникативных способностей; развитию гибкости, диалектичности мышления и др.[3]

Таким образом, применение ИКТ технологий и кейс-технологий позволяют повысить мотивацию студентов, оптимизировать учебный процесс, развивать познавательные навыки обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, творчески и критически мыслить, умения видеть и формулировать проблемы и предполагать пути их решения.

Применяя кейс-технологии и ИКТ технологии, можно использовать все виды оценок: текущую, промежуточную и итоговую. Текущая оценка помогает руководить процессом обсуждения кейса; промежуточная оценка позволяет фиксировать продвижение студента по пути решения кейса; конечная – подводит итог успехам студента в анализе кейса и овладении дисциплиной. При оценке работы групп (подгрупп) в открытой дискуссии может быть использовано публичное оперативное оценивание текущей работы группы (подгруппы), которое стимулирует соревновательность.

Таким образом, педагогический потенциал метода case-study  и ИКТ технологий значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. Наличие в структуре метода case-study споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Преподаватель должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, обеспечивать соблюдение личностных прав студента.

Список литературы

  1. Гостюхина Ю.А. Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.kamlic.ru/ (дата обращения 13.01.2014).
  2. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://evolkov.net (дата обращения: 15.12.2013).
  3. Каширина И.В., Зинченко Е.С. Кейс-технология, как способ организации самостоятельной работы студентов СУЗОВ — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.stvcc.ru (дата обращения: 15.12.2013).
  4. Покосенко Е.А. Практическое применение методов, средств, приемов работы на уроке. // Методические рекомендации. Екатеринбург, 2009. — 23с.
  5. Харченко Л.Н. Информатика. 8—11 классы. Активные методы обучения. // Учитель. 2013. — 42с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа

В статье раскрыто содержание понятия "кейс-технология", рассматривается технология создания кейсов на занятиях иностранного языка....

Методическая работа "Организационно-педагогические условия развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа"

Методическая работа опытно-экспериментального характера, целью которой является теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий развития профе...

Научно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития студента педагогического колледжа

В статье раскрыты особенности, условия и содержание организации научно-исследовательской деятельности студентов ГПОУ "Читинский педагогический колледж"...

Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.

В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)

«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа  на уроках литературы  в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...

Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогического колледжа в рамках компетентностного подхода

В статье анализируются теоретические основы формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа. В качестве методологической основы исследования выдвигается компетентностны...

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Рассматривается проблема актуальности применения смешанного обучения в современном образовательном процессе, а также использование современных онлайн-платформ в рамках модели смешанного обучения в пре...