Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность.
статья на тему
О формах и методах работы по социализации детей с ОВЗ через театрализованную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Аверина А. И., воспитатель
КГУ «Центр социального обслуживания
«Нұрлы жүрек» акимата г. Астаны
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность.
Процесс гуманизации общества во многом определяет новую направленность социального отношения к людям с ограниченными возможностями, в том числе к детям. Создание оптимальных условий для успешного социального развития, обучения, социальной адаптации и интеграции ребенка является сегодня приоритетной задачей во всех развитых странах.
Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники коррекционных учреждений испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Длительное проживание в интернате и специфика первичной социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья затрудняет формирование навыков общения в социуме. Одним из эффективных подходов к социальному воспитанию подрастающего поколения является создание в коррекционном учреждении условий, позволяющих обеспечить их успешную социализацию и интеграцию в обществе.
Дети, поступающие в наше учреждение, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Они отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности.
В процессе изучения научной литературы и практических работ по данной теме, приобщая детей к занятиям творческой деятельностью и участию в различных конкурсах, фестивалях, выставках я пришла к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель моей работы способствовать успешной адаптации и социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья средствами театрального искусства.
Для достижения поставленной цели, мною были выделены следующие задачи:
- воспитательные – направленные на воспитание качеств личности, позволяющих осуществить их социальную адаптацию в социуме.
- образовательные - связанные непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений;
- коррекционные - создать коррекционно-развивающую среду, обеспечивающую развитие каждого воспитанника, а также развитие коммуникативных особенностей ребёнка.
Мы стараемся создать для наших детей комфортную развивающую среду. Формы и методы работы в учреждении разнообразны, что позволяет добиться хороших результатов в области общения, контакта не только с сотрудниками, но и со здоровыми сверстниками, гостями.
Важным условием социальной адаптации наших воспитанников является интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников. Они участвуют в концертах, спектаклях, выставках, фестивалях, праздниках вместе со здоровыми детьми. Это помогает детям-инвалидам самоутвердиться, поверить в свои возможности. В здоровых детях совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.
Работая над проблемой повышения уровня самооценки детей, очень важно сформировать у них уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Разрабатывая сценарии для тематических утренников, я стараюсь учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, что дает детям равные возможности для участия в постановках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом.
Элементы театрализованной игры я применяю на занятиях по изобразительной деятельности (например, аппликация по сказке «Репка»- диалог между героями, т.е. между педагогом и ребенком или между двумя детьми, как часть занятия). Это положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию монолога и самое главное диалога. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.
На занятиях по развитию речи мы с ребятами инсценируем сказки или небольшие отрывки из детских произведений. Участвуя в инсценировке, дети приобретают опыт взаимоотношения друг с другом. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.
Занимаясь постановкой танцев к утренникам, я замечаю, как дети устанавливают визуальный (зрительный) контакт не только со мной, но и с другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, мои воспитанники могут исполнить практически самостоятельно достаточно сложный танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.
Участвуя в театрализованных постановках, играх-драматизациях, тематических утренниках «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского дома. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.
Мы надеемся, что организованная нами театрализованная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствует их более глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в собственные возможности, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов их развития и, в конечном счете, создает предпосылки для социальной адаптации к будущей жизни.
Литература:
• Худенко Е.Д., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е издание.-М., 2006.
• Аленкина О.А., Профессионально-трудовая социализация молодежи с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Аленкина, Т.В. Черникова. М.: Глобус, 2009.- 190 с.
• 3.Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестн. УРАО. – 2008. – № 5. – С. 21–29
• Шилова М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. – Красноярск, 2010.
Интернет- ресурсы:
• http://urist-edu.ru/akts/2009/index.html
http://www.myshared.ru/slide/733436/
• http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа ГБС(К)ОУ школы №10 г. Белореченска VIII вида по учебно-производственной практике и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе».
Профориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их дальнейшая социализация в современном мире....
Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.
Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.(из опыта работы)...
Социально - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельности воспитателя общежития техникума.
В статье представлена технология социально-педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ...
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
На современном этапе развития образования проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальн...
«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра содействия семейному воспитанию № 13»
Каждый человек – алмаз,который может очистить себя.В той мере, в какой он очищен,через него светит вечный свет.Стало быть, дело человека –не стараться светить,но стараться очищать себя.(То...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Корригирующая гимнастика" для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа составлена для занятий с детьми с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. В программе подобраны упражнения для коррекции осанки у младших школьников.Программы направлена н...
Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Семья – это первый и главный социальный институт в жизни каждого ребенка. Основная функция семьи – воспитательная – социализация молодого поколения, поддержания воспроизводства культ...