СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья на тему
В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации большое значение приобретает вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из механизмов социализации является социальная адаптация. Социальная адаптация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, связанных с интеллектуальным дефектом.
Ребенок, имеющий проблемы в умственном развитии вследствие органического поражения центральной нервной системы, не в состоянии сам выделить и освоить необходимую информацию, не может без специального обучения и посторонней помощи приспособиться в дальнейшем к самостоятельной жизни.
Специальная (коррекционная) школа VIII вида, в частности предмет «Социально-бытовая ориентировка», помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, сформировать образ будущей семьи, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития, выбрать свой путь, свой взгляд на мир.
Программа СБО составлена по концентрическому принципу.
В течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные разделы («Личная гигиена», «Уход за одеждой», «Питание», «Жилище», «Медицинская помощь », «Бюджет», «Транспорт», «Торговля» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями.
Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала.
На основании исследований В.В. Воронковой (1994) на начало учебного года я провожу диагностику и осуществляю педагогическую дифференциацию учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала, специфических затруднений, мешающих процессу получения знаний и умений т.е. делю учащихся на группы по возможностям обучения.
- Первая группа. Ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения.
- Вторая группа. Учащиеся, овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения с возрастанием трудностей в учебной деятельности.
- Третья группа. Учащиеся, с трудом усваивающие программный материал и нуждающиеся в разноплановой помощи.
- Четвертая группа. Учащиеся, осваивающие программный материал на самом низком уровне, и, нуждающиеся в сочетании фронтального и индивидуального обучения.
Работа по социализации учащихся в коррекционной школе дает положительные результаты только тогда, когда соблюдаются следующие принципы:
принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально-бытовых знаний и умений;
принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы со школьниками,
диагностическая основа планирования,
взаимодействия учителя, воспитателя и родителей.
Важно не просто «дать урок» по той или иной теме, а сформировать практические, жизненно значимые социально – бытовые умения,
поэтому на своих уроках я использую межпредметные связи СБО с уроками письма, математики, обществознания, ОБЖ .
Взаимосвязь с воспитателями помогает закреплению социально – бытовых знаний и умений во внеурочное время
Из разделов программы наиболее любимым для обучающихся является раздел «Питание». В кабинете имеется всё необходимое для обучения: раковины, шкафы и столы для работы, печи электрические и микроволновая печь, вытяжные шкафы, холодильник, электрочайник, мясорубка, миксер, необходимый набор кухонной и столовой посуды. Еще в начале учебного года они живо интересуются, какие блюда будут учиться готовить в новом учебном году. Ученики с удовольствием записывают рецепты приготовления блюд.
На уроках мы учимся чистить и нарезать овощи, готовим бутерброды, салаты, первые и вторые блюда, выпечку, учимся делать заготовки на зиму, правильно сервировать стол, пользоваться столовыми приборами, тщательно мыть посуду. Конечно, есть ученики, которые получают эти умения в семье, но для большинства учеников обучение в коррекционной школе и уроки сбо-являются единственным источником получения знаний и умений
В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых детей приобретает всё более важную значимость.
Поэтому важно научить выпускников школы планировать бюджет семьи разумно. Начиная с 5 класса, при изучении темы «Питание» постепенно начинаю формировать у учащихся экономические знания и умения. Например, после приготовления блюда мы проводим не только дегустацию блюд, но и подсчитываем его стоимость, причём в двух вариантах – в первом случае, если все продукты купили в магазине, во втором – если овощи выращены на своём огороде.
Практические работы вызывают большой интерес у учеников, так как их содержание взято из реальной жизни. Например, выявление осведомленности о текущих ценах на продукты и промтовары, планирование крупных покупок, подсчет бюджета семьи на одну-две недели и др
В конце учебного года провожу фронтальные занятия по теме « Экономика домашнего хозяйства», применяя методы моделирования реальных ситуаций
частично – поисковые, проблемные методы, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику.
Дети, опираясь на приобретённый опыт и запас знаний, полученных в течение года, составляют, например, меню на неделю из определённого набора продуктов, а я оказываю им в этом помощь, предлагая специальную литературу, инструкционные карты, свой личный опыт; либо делятся на «2 семьи с разным размером дохода» я ставлю перед ними задачу: рассчитать бюджет семьи на месяц, и мы вместе рассматриваем возможные варианты экономии, обсуждаем, какие крупные покупки может позволить себе данная семья.
Если для умственно – отсталого ребёнка ведущими мотивами деятельности является «лишь бы сделать», то на моих уроках этот мотив компенсируется и корригируется до мотива «сделать правильно с наименьшими затратами».
Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в окружающую жизнь.
Этому способствуют учебные экскурсии, в ходе которых у школьников расширяются представления об окружающей действительности, формируются навыки делового общения с людьми вне школы.
Во время учебной экскурсии знания и умения, полученные на уроках, закрепляются в реальных условиях и приобретаются новые.
В рамках профориентации проводятся экскурсии в училище, посещение центра службы занятости населения,
где грамотные специалисты разъясняют правила постановки на учёт, перечень документов, условия выплаты пособий, права и обязанности сторон
Изучая тему «Профориентация и трудоустройство», совместно с воспитателями классов организую, экскурсии на предприятия города, где специалист отдела кадров даёт грамотную консультацию будущим выпускникам.
Снимать показания счетчиков мы учимся в классе, там же проговариваю, почему важно оплачивать вовремя коммунальные услуги, электроэнергию, но экскурсия в электросеть расширяет запас знаний.
Чем больше жизненных ситуаций рассматривается на уроках СБО, тем больше может быть уверенность у учителя,
что его выпускники используют полученные знания в новой или измененной ситуации,
что всегда является сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.
в прошлом году в рамках недели была организована экскурсия в музей села «Беково»
дети не только познакомились с культурой коренных жителей нашей области, но и научились готовить национальное блюдо
Я думаю, что уроки социально-бытовой ориентировки помогают детям с ограниченными возможностями здоровья становиться более адаптированными к жизни, открытыми к общению, способными к созданию полноценной семьи.
Конечной целью своей работы, считаю, достижение каждым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости, стараюсь творчески подходить к поиску эффективных методов и приёмов обучения детей и использую их в своей работе; придерживаюсь принципа педагогического оптимизма, т.к. верю в возможности каждого ребёнка и делаю установку на положительный результат обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема:
«Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации большое значение приобретает вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из механизмов социализации является социальная адаптация. Социальная адаптация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, связанных с интеллектуальным дефектом.
Ребенок, имеющий проблемы в умственном развитии вследствие органического поражения центральной нервной системы, не в состоянии сам выделить и освоить необходимую информацию, не может без специального обучения и посторонней помощи приспособиться в дальнейшем к самостоятельной жизни.
Специальная (коррекционная) школа VIII вида, в частности предмет «Социально-бытовая ориентировка», помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, сформировать образ будущей семьи, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития, выбрать свой путь, свой взгляд на мир.
Программа СБО составлена по концентрическому принципу.
В течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные разделы («Личная гигиена», «Уход за одеждой», «Питание», «Жилище», «Медицинская помощь », «Бюджет», «Транспорт», «Торговля» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями.
Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала.
На основании исследований В.В. Воронковой (1994) на начало учебного года я провожу диагностику и осуществляю педагогическую дифференциацию учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала, специфических затруднений, мешающих процессу получения знаний и умений т.е. делю учащихся на группы по возможностям обучения.
- Первая группа. Ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения.
- Вторая группа. Учащиеся, овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения с возрастанием трудностей в учебной деятельности.
- Третья группа. Учащиеся, с трудом усваивающие программный материал и нуждающиеся в разноплановой помощи.
- Четвертая группа. Учащиеся, осваивающие программный материал на самом низком уровне, и, нуждающиеся в сочетании фронтального и индивидуального обучения.
Работа по социализации учащихся в коррекционной школе дает положительные результаты только тогда, когда соблюдаются следующие принципы:
принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально-бытовых знаний и умений;
принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы со школьниками,
диагностическая основа планирования,
взаимодействия учителя, воспитателя и родителей.
Важно не просто «дать урок» по той или иной теме, а сформировать практические, жизненно значимые социально – бытовые умения,
поэтому на своих уроках я использую межпредметные связи СБО с уроками письма, математики, обществознания, ОБЖ .
Взаимосвязь с воспитателями помогает закреплению социально – бытовых знаний и умений во внеурочное время
Из разделов программы наиболее любимым для обучающихся является раздел «Питание». В кабинете имеется всё необходимое для обучения: раковины, шкафы и столы для работы, печи электрические и микроволновая печь, вытяжные шкафы, холодильник, электрочайник, мясорубка, миксер, необходимый набор кухонной и столовой посуды. Еще в начале учебного года они живо интересуются, какие блюда будут учиться готовить в новом учебном году. Ученики с удовольствием записывают рецепты приготовления блюд.
На уроках мы учимся чистить и нарезать овощи, готовим бутерброды, салаты, первые и вторые блюда, выпечку, учимся делать заготовки на зиму, правильно сервировать стол, пользоваться столовыми приборами, тщательно мыть посуду. Конечно, есть ученики, которые получают эти умения в семье, но для большинства учеников обучение в коррекционной школе и уроки сбо-являются единственным источником получения знаний и умений
В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых детей приобретает всё более важную значимость.
Поэтому важно научить выпускников школы планировать бюджет семьи разумно. Начиная с 5 класса, при изучении темы «Питание» постепенно начинаю формировать у учащихся экономические знания и умения. Например, после приготовления блюда мы проводим не только дегустацию блюд, но и подсчитываем его стоимость, причём в двух вариантах – в первом случае, если все продукты купили в магазине, во втором – если овощи выращены на своём огороде.
Практические работы вызывают большой интерес у учеников, так как их содержание взято из реальной жизни. Например, выявление осведомленности о текущих ценах на продукты и промтовары, планирование крупных покупок, подсчет бюджета семьи на одну-две недели и др
В конце учебного года провожу фронтальные занятия по теме « Экономика домашнего хозяйства», применяя методы моделирования реальных ситуаций
частично – поисковые, проблемные методы, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику.
Дети, опираясь на приобретённый опыт и запас знаний, полученных в течение года, составляют, например, меню на неделю из определённого набора продуктов, а я оказываю им в этом помощь, предлагая специальную литературу, инструкционные карты, свой личный опыт; либо делятся на «2 семьи с разным размером дохода» я ставлю перед ними задачу: рассчитать бюджет семьи на месяц, и мы вместе рассматриваем возможные варианты экономии, обсуждаем, какие крупные покупки может позволить себе данная семья.
Если для умственно – отсталого ребёнка ведущими мотивами деятельности является «лишь бы сделать», то на моих уроках этот мотив компенсируется и корригируется до мотива «сделать правильно с наименьшими затратами».
Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в окружающую жизнь.
Этому способствуют учебные экскурсии, в ходе которых у школьников расширяются представления об окружающей действительности, формируются навыки делового общения с людьми вне школы.
Во время учебной экскурсии знания и умения, полученные на уроках, закрепляются в реальных условиях и приобретаются новые.
В рамках профориентации проводятся экскурсии в училище, посещение центра службы занятости населения,
где грамотные специалисты разъясняют правила постановки на учёт, перечень документов, условия выплаты пособий, права и обязанности сторон
Изучая тему «Профориентация и трудоустройство», совместно с воспитателями классов организую, экскурсии на предприятия города, где специалист отдела кадров даёт грамотную консультацию будущим выпускникам.
Снимать показания счетчиков мы учимся в классе, там же проговариваю, почему важно оплачивать вовремя коммунальные услуги, электроэнергию, но экскурсия в электросеть расширяет запас знаний.
Чем больше жизненных ситуаций рассматривается на уроках СБО, тем больше может быть уверенность у учителя,
что его выпускники используют полученные знания в новой или измененной ситуации,
что всегда является сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.
в прошлом году в рамках недели была организована экскурсия в музей села «Беково»
дети не только познакомились с культурой коренных жителей нашей области, но и научились готовить национальное блюдо
Я думаю, что уроки социально-бытовой ориентировки помогают детям с ограниченными возможностями здоровья становиться более адаптированными к жизни, открытыми к общению, способными к созданию полноценной семьи.
Конечной целью своей работы, считаю, достижение каждым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости, стараюсь творчески подходить к поиску эффективных методов и приёмов обучения детей и использую их в своей работе; придерживаюсь принципа педагогического оптимизма, т.к. верю в возможности каждого ребёнка и делаю установку на положительный результат обучения.
Предварительный просмотр:
Тема:
«Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации большое значение приобретает вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из механизмов социализации является социальная адаптация. Социальная адаптация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, связанных с интеллектуальным дефектом.
Ребенок, имеющий проблемы в умственном развитии вследствие органического поражения центральной нервной системы, не в состоянии сам выделить и освоить необходимую информацию, не может без специального обучения и посторонней помощи приспособиться в дальнейшем к самостоятельной жизни.
Специальная (коррекционная) школа VIII вида, в частности предмет «Социально-бытовая ориентировка», помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, сформировать образ будущей семьи, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития, выбрать свой путь, свой взгляд на мир.
Программа СБО составлена по концентрическому принципу.
В течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные разделы («Личная гигиена», «Уход за одеждой», «Питание», «Жилище», «Медицинская помощь », «Бюджет», «Транспорт», «Торговля» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями.
Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала.
На основании исследований В.В. Воронковой (1994) на начало учебного года я провожу диагностику и осуществляю педагогическую дифференциацию учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала, специфических затруднений, мешающих процессу получения знаний и умений т.е. делю учащихся на группы по возможностям обучения.
- Первая группа. Ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения.
- Вторая группа. Учащиеся, овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения с возрастанием трудностей в учебной деятельности.
- Третья группа. Учащиеся, с трудом усваивающие программный материал и нуждающиеся в разноплановой помощи.
- Четвертая группа. Учащиеся, осваивающие программный материал на самом низком уровне, и, нуждающиеся в сочетании фронтального и индивидуального обучения.
Работа по социализации учащихся в коррекционной школе дает положительные результаты только тогда, когда соблюдаются следующие принципы:
принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально-бытовых знаний и умений;
принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы со школьниками,
диагностическая основа планирования,
взаимодействия учителя, воспитателя и родителей.
Важно не просто «дать урок» по той или иной теме, а сформировать практические, жизненно значимые социально – бытовые умения,
поэтому на своих уроках я использую межпредметные связи СБО с уроками письма, математики, обществознания, ОБЖ .
Взаимосвязь с воспитателями помогает закреплению социально – бытовых знаний и умений во внеурочное время
Из разделов программы наиболее любимым для обучающихся является раздел «Питание». В кабинете имеется всё необходимое для обучения: раковины, шкафы и столы для работы, печи электрические и микроволновая печь, вытяжные шкафы, холодильник, электрочайник, мясорубка, миксер, необходимый набор кухонной и столовой посуды. Еще в начале учебного года они живо интересуются, какие блюда будут учиться готовить в новом учебном году. Ученики с удовольствием записывают рецепты приготовления блюд.
На уроках мы учимся чистить и нарезать овощи, готовим бутерброды, салаты, первые и вторые блюда, выпечку, учимся делать заготовки на зиму, правильно сервировать стол, пользоваться столовыми приборами, тщательно мыть посуду. Конечно, есть ученики, которые получают эти умения в семье, но для большинства учеников обучение в коррекционной школе и уроки сбо-являются единственным источником получения знаний и умений
В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых детей приобретает всё более важную значимость.
Поэтому важно научить выпускников школы планировать бюджет семьи разумно. Начиная с 5 класса, при изучении темы «Питание» постепенно начинаю формировать у учащихся экономические знания и умения. Например, после приготовления блюда мы проводим не только дегустацию блюд, но и подсчитываем его стоимость, причём в двух вариантах – в первом случае, если все продукты купили в магазине, во втором – если овощи выращены на своём огороде.
Практические работы вызывают большой интерес у учеников, так как их содержание взято из реальной жизни. Например, выявление осведомленности о текущих ценах на продукты и промтовары, планирование крупных покупок, подсчет бюджета семьи на одну-две недели и др
В конце учебного года провожу фронтальные занятия по теме « Экономика домашнего хозяйства», применяя методы моделирования реальных ситуаций
частично – поисковые, проблемные методы, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику.
Дети, опираясь на приобретённый опыт и запас знаний, полученных в течение года, составляют, например, меню на неделю из определённого набора продуктов, а я оказываю им в этом помощь, предлагая специальную литературу, инструкционные карты, свой личный опыт; либо делятся на «2 семьи с разным размером дохода» я ставлю перед ними задачу: рассчитать бюджет семьи на месяц, и мы вместе рассматриваем возможные варианты экономии, обсуждаем, какие крупные покупки может позволить себе данная семья.
Если для умственно – отсталого ребёнка ведущими мотивами деятельности является «лишь бы сделать», то на моих уроках этот мотив компенсируется и корригируется до мотива «сделать правильно с наименьшими затратами».
Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в окружающую жизнь.
Этому способствуют учебные экскурсии, в ходе которых у школьников расширяются представления об окружающей действительности, формируются навыки делового общения с людьми вне школы.
Во время учебной экскурсии знания и умения, полученные на уроках, закрепляются в реальных условиях и приобретаются новые.
В рамках профориентации проводятся экскурсии в училище, посещение центра службы занятости населения,
где грамотные специалисты разъясняют правила постановки на учёт, перечень документов, условия выплаты пособий, права и обязанности сторон
Изучая тему «Профориентация и трудоустройство», совместно с воспитателями классов организую, экскурсии на предприятия города, где специалист отдела кадров даёт грамотную консультацию будущим выпускникам.
Снимать показания счетчиков мы учимся в классе, там же проговариваю, почему важно оплачивать вовремя коммунальные услуги, электроэнергию, но экскурсия в электросеть расширяет запас знаний.
Чем больше жизненных ситуаций рассматривается на уроках СБО, тем больше может быть уверенность у учителя,
что его выпускники используют полученные знания в новой или измененной ситуации,
что всегда является сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.
в прошлом году в рамках недели была организована экскурсия в музей села «Беково»
дети не только познакомились с культурой коренных жителей нашей области, но и научились готовить национальное блюдо
Я думаю, что уроки социально-бытовой ориентировки помогают детям с ограниченными возможностями здоровья становиться более адаптированными к жизни, открытыми к общению, способными к созданию полноценной семьи.
Конечной целью своей работы, считаю, достижение каждым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости, стараюсь творчески подходить к поиску эффективных методов и приёмов обучения детей и использую их в своей работе; придерживаюсь принципа педагогического оптимизма, т.к. верю в возможности каждого ребёнка и делаю установку на положительный результат обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/17/picture-624483-1429266875.jpg)
Социально - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельности воспитателя общежития техникума.
В статье представлена технология социально-педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ...
Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Статья:«Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и педагогам в решении задач развити...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-502192-1516021567.jpg)
Методическая разработка на тему: «Социальная адаптация выпускников с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка на тему: «Социальная адаптация выпускников с ограниченными возможностями здоровья»...
Социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В КОЛЛЕДЖЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВПрограмма направлена на создание системы коррекции недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, оказание ко...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/14/picture-1395502-1678765455.jpg)
Доклад "Адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе"
Понятие социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Методы работы с детьми ограниченными возможностями здоровья....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-983214-1512638312.jpg)
Социально-психологическая адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве.
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Существует такое понятие – инклюзия, которое означает пол...