Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 259.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________ /Г.М. Парилова/
«___» __________ 20 ___ г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Психология
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Срок обучения 3г. 10м., форма обучения очная
2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 44.02.02 Преподавание в начальных классах и примерной программы учебной дисциплины ОП.02 Психология, разработчик примерной программы: Полоскова Е.А., преподаватель психологии ОГБОУ СПО «Киренский профессионально-педагогический колледж», рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования
Разработчик: Парфирьева Инна Владимировна преподаватель психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории
Рецензент: Филинкова Алёна Николаевна, преподаватель психолого- педагогических дисциплин высшей квалификационной категории
Рекомендована ДЦК психолого – педагогических дисциплин
Протокол заседания ДЦК психолого – педагогических дисциплин №____________ от «____»__________20__ г.
Согласовано с научно-методическим советом колледжа
Протокол научно-методического совета колледжа
№____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология
1.1. Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж» в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Программа учебной дисциплины может быть использована в переподготовке учителей начальной школы, не имеющих специального образования и при повышении квалификации.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Психология входит в блок общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять знания психологии при решении педагогических задач;
- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
- основы психологии личности;
- закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
- возрастную периодизацию;
- возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
- особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
- групповую динамику;
- понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
- основы психологии творчества.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 127 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 86 часов;
самостоятельной работы обучающегося 41 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 127 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего): | 86 |
в том числе: | |
практические занятия | 12 |
контрольные работы | 9 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 41 |
в том числе: | |
Подготовка рефератов и сообщений | |
Подготовка к практическим и семинарским занятиям | |
Итоговая аттестация в форме ЭКЗАМЕНА |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Психология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 4 | ||
Раздел 1. Общие основы психологии | ||||
Тема 1.1 Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; | Содержание учебного материала | |||
1. Психология как наука. Возникновение научной психологии. Методы психологического исследования и их характеристика. | 3 | 2 | ||
2. Понятие о психике. Психика и этапы ее развития. | 2 | 2 | ||
3. Сознание как форма психического отражения. Самосознание как вершина сознания. | 2 | 2 | ||
Практическое занятие - Изучение самооценки. - Решение конкретных ситуаций. | 1 | |||
Контрольные работы Письменный контроль. | 1 | |||
Самостоятельная работа студентов: Подготовка сообщения по теме: «Отрасли психологии». Составление опорных схем основных категорий психологии Проведение психологического исследования с помощью какого-либо метода. Составление рекомендаций для учителя по развитию адекватной самооценки школьников. | 4 | |||
Тема 1.2 Человек как индивид | Содержание учебного материала | |||
1. Закономерности психического развития человека как индивида | 1 | 2 | ||
2. Темперамент как характеристика индивидуальных свойств человека. Теории темперамента | 3 | 2 | ||
Практическое занятие Диагностика темперамента. Решение психологических задач. | 1 | |||
Контрольные работы Письменный контроль. | 1 | |||
Самостоятельная работа студентов: Составление конспекта по теме «Психологическая характеристика людей разных типов темперамента». Составление рекомендаций по учету темперамента детей в пед.процессе. | 3 | |||
Тема 1.3 Психология личности | Содержание учебного материала | |||
1. Личность как способ существования человека в системе взаимоотношений | 2 | 2 | ||
2. Характер. Формирование характера. 3. Способности. Способности и задатки. | 2 3 | 2 | ||
4. Эмоции и чувства. Функции эмоций. Виды чувств и эмоциональных состояний. | 3 | 2 | ||
5. Понятие, значение, функции воли . Структура волевого акта. | 2 | 2 | ||
Практические занятия Диагностика характера и направленности личности. Диагностика способностей. Диагностика эмоционально-волевой сферы | 2 | |||
Контрольные работы Письменный контроль. | 1 | |||
Самостоятельная работа студентов: Составление конспекта «Направленность личности». Анализ особенности характера некоторых литературных героев по их поведению и поступкам. Творческая работа «Развитие способностей у учителя». Составление психологических рекомендаций для учителя по воспитанию чувств, некоторых волевых качеств школьников. | 5 | |||
Раздел 2. Психология познавательных процессов | ||||
Тема 2.1. Внимание | Содержание учебного материала | 3 | ||
1. | Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. | 2 | ||
2. | Виды, свойства, функции и состояния внимания человека. | 2 | ||
3. | Возрастные особенности внимания. | 2 | ||
4 | Способы активизации и развития внимания ребенка. | 2 | ||
Практическое занятие - Диагностика внимания. Решение психологических задач. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся - Составление опорных схем по темам. - Составление конспектов. Подбор приемов (игр), способствующих развитию внимания младших школьников. Подготовка материала, необходимого для использования приема, игры в практической деятельности с младшими школьниками. | 2 | |||
Тема 2.2. Ощущения | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Понятие об ощущениях. | 2 | ||
2. | Виды и свойства ощущений. | 2 | ||
3. | Развитие ощущений у детей. | 2 | ||
Тема 2.3. Восприятие | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Общая характеристика восприятия. | 2 | ||
2. | Виды и свойства восприятия. | 2 | ||
3. | Возрастные особенности сенсорного развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. | 2 | ||
Практическое занятие - Диагностика типа восприятия. Решение психологических задач. | 1 | |||
Контрольная работа Письменный контроль | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся - Составление опорных схем по темам. - Составление конспектов. - Подбор приемов (игр), способствующих сенсорному развитию младших школьников. - Подготовка материала, необходимого для использования приема, игры в практической деятельности с младшими школьниками. | 4 | |||
Тема 2.4. Память | Содержание учебного материала | 3 | ||
1. | Общее представление о памяти. Виды и процессы памяти. | 2 | ||
2. | Индивидуальные различия памяти. | 2 | ||
3. | Возрастные особенности памяти | 2 | ||
4. | Пути, приемы развития памяти детей. | 2 | ||
Контрольные работы Письменный контроль. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся - Составление опорных схем по темам. - Составление конспектов. Подбор приемов (игр), способствующих развитию памяти младших школьников. Подготовка материала, необходимого для использования приема, игры в практической деятельности с младшими школьниками. | 4 | |||
Тема 2.5. Мышление | Содержание учебного материала | 3 | ||
1. | Понятие о мышлении. Мышление как процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности. Мышление и речь. | 2 | ||
2. | Виды, операции и формы мышления. Индивидуальные особенности мышления – качества ума. | 2 | ||
3. | Возрастные особенности мышления в дошкольном и младшем школьном возрасте. | 2 | ||
4. | Пути, приемы развития мышления детей. | 2 | ||
Практическое занятие Решение психологических задач. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся - Составление опорных схем по темам. Составление конспектов. - Подбор приемов (игр), способствующих развитию мышления и речи младших школьников. - Подготовка материала, необходимого для использования игры в практической деятельности с младшими школьниками. | 3 | |||
Тема 3.7. Воображение | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Понятие о воображении. Виды, функции воображения. | 2 | ||
2. | Психологические механизмы воображения. | 2 | ||
3. | Пути, приемы развития воображения детей. Творчество и воображение | 2 | ||
Практическое занятие Решение психологических задач. | 1 | |||
Контрольные работы Письменный контроль. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Составление конспектов. Подбор приемов (игр), способствующих развитию воображения младших школьников. Подготовка материала, необходимого для использования приема, игры в практической деятельности с младшими школьниками. | 2 | |||
Раздел 3. Возрастные особенности психического развития | ||||
Тема 3.1. Ведение в возрастную психологию | Содержание учебного материала | |||
1. Основные задачи возрастной психологии. Категория возраста. Возрастные психологические особенности. | 2 | 2 | ||
Тема 3.2. Теории возрастного развития | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Теории психического развития. Условия нормального развития детей. 2. Понятия ограниченного, отклоняющегося, аномального развития и девиантного поведения детей, его черты. | 2 | |||
Тема 3.3. Основные направления психического развития в младенчестве и раннем детстве | Содержание учебного материала | |||
1. Социальная ситуация развития в младенчестве и раннем детстве. 2. Ведущие виды деятельности и их роль в развитии | 2 | 2 | ||
1. Особенности развития познавательной и личностно-мотивационной сферы. Кризисы развития (первого года жизни и трёх лет). | 2 | 2 | ||
Тема 3.4. Психическое развитие ребёнка дошкольного возраста. | Содержание учебного материала | |||
1. Социальная ситуация развития дошкольника. Игра как ведущий вид деятельности. | 2 | 2 | ||
2. Особенности развития познавательной и личностно-мотивационной сферы ребёнка дошкольника. | 2 | 2 | ||
3. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе, её компоненты. | 2 | 2 | ||
Практические занятия: «Диагностика личностной готовность детей к обучению в школе». | 2 | |||
Контрольная работа Письменный контроль | 1 | |||
Самостоятельная работа: Подготовка сообщения по теме: «Предпосылки учебной деятельности в дошкольном возрасте». Подбор методик для диагностики психологической готовности ребенка к школе. | 4 | |||
Тема 3.5. Особенности психического развития младшего школьника. | Содержание учебного материала | |||
1. Кризис семи лет. 2. Социальная ситуация развития, новообразования возраста | 2 | 2 | ||
3. Учебная деятельность как ведущая деятельность у младшего школьника. 4. Особенности восприятия, мышления, памяти, внимания младшего школьника и их роль в учебной деятельности. | 2 | 2 | ||
5. Мотивационно-потребностная сфера младших школьников. 6. Негативные личностные образования и коррекционная работа. | 2 | 2 | ||
7. Функции и роль общения с взрослыми и сверстниками в психическом развитии ребенка младшего школьного возраста. | 1 | 2 | ||
Практическое занятие: Изучение межличностных отношений детей младшего школьного возраста и влияние их на учебную деятельность. Изучение индивидуально-типологических особенностей младшего школьника. | 2 | |||
Контрольная работа Письменный контроль | 1 | |||
Самостоятельная работа: Подбор методик для диагностики школьной дезадаптации. Выявление причин школьной дезадаптации. Подготовка сообщения: «Повышение мотивации к обучению в школе» | 4 | |||
Тема 3.6. Психологические особенности развития подростка. | Содержание учебного материала. | |||
1. Кризис подросткового возраста Социальная ситуация развития. 2. Ведущий вид деятельности. Новообразования подросткового возраста | 2 | 2 | ||
3. Особенности учебной деятельности подростка | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа Подготовка сообщения на тему: «Девиантное поведение». Изучение темы: «Чувство взрослости – центральное новообразование подросткового возраста». Составить портрет девиантного подростка. | 4 | |||
Тема 3.7. Психическое развитие в юношеском возрасте. | Содержание учебного материала | |||
1. Социальная ситуация развития. Ведущий вид деятельности. 2. Новообразования в юношеском возрасте. | 2 | 2 | ||
3. Основные нравственные проблемы юности. Аномальная эмоционально-психологическая симптоматика ранней юности. Развитие высших чувств. | 1 | 2 | ||
Контрольная работа Письменный контроль | 1 | |||
Самостоятельная работа: | 2 | |||
Изучение темы: «Становление личности в ранней юности». | ||||
Всего: | 127 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации рабочей программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет педагогики и психологии.
Оборудование учебного кабинета включает:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- программное и учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, компакт-диски и другие носители информации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320с.
2. Детская психология: учебник для студ.сред.учеб.заведений/ Г.А. Урунтаева. – М: Академия, 2009.
3. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М.Психология. Уч. пособие для УСПО. – М: ИЦ Академия, 2010.
4. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011.
5. Ильин Е.Н.Психология творчества, креативности, одаренности [Текст]/ Е.Н. Ильин. СПб.: Питер, 2011.- 448с.
Дополнительные источники:
- Волкова А.И. Психология общения: Учебное пособие для СПО.-Ростов-на-Дону:Феникс,2006.-512с.
- Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться. – М.: Академический Проект, 2004.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2008.
- Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека» – М.: Педагогическое общество России, 2006.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: АСТ, Астрель, 2009.
- Ефремова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2006.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие – М.: Сфера, 2009.
8. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ; СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.
9. Электронный ресурс Психология. Каталог сайтов по психологии. – [Загл. с экрана]. – http://psytop.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, письменного опроса, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь | |
| оценка выполнения практического задания; экзамен по дисциплине; наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы. |
| оценка выполнения практического задания; решение психолого-педагогических задач. |
знать | |
| оценка выступлений с докладами и сообщениями на занятиях; тестирование; письменный опрос |
| оценка выполнения практического задания; решение психолого-педагогических задач; тестирование; терминологический диктант письменный опрос; экзамен по дисциплине |
| оценка выполнения практического задания; решение психолого-педагогических задач; терминологический диктант письменный опрос |
| тестирование; терминологический диктант |
| оценка выполнения практического задания; решение психолого-педагогических задач; наблюдение и оценка в процессе педагогической практики; тестирование; письменный опрос; экзамен по дисциплине |
| оценка выполнения практического задания; составление структурно-логической схемы |
| письменный опрос решение психолого-педагогических задач |
- понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; | Оценка выполнения контрольной и практической работы, оценка сообщений по теме. Экзамен по дисциплине |
- основы психологии творчества | Оценка результатов деятельности детей. Оценка выполнения контрольной и практической работы, оценка сообщений по теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 «Психология и этика профессиональной деятельности»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 «Психология и этика профессиональной деятельности» для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» (базовый уро...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза: Слюзина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИУТВЕРЖДАЮЗаместитель директорапо учебной работе_____________ /__Л.А.Терехова/(подпись)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.07 "Психология общения"
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (для всех форм обучения), 2021 год
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и со...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт се...