РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка
рабочая программа на тему

Перфилова Оксана Викторовна

Разработчик:  Перфилова О.В.

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиал

Содержательная экспертиза:  Слюзина И.Б., председатель ЦМК общепрофессиональных дисциплин

Рабочая программа учебной дисциплины  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по  специальности   среднего профессионального образования 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opd.02_psihologiya.doc679.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ БАЗОВЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Замдиректора по УР

ГБОУ СПО НО «НМБК»

________ О.Ю. Лютова

_______________2014 г.

                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД 02 Психология

«Профессионального учебного цикла»

программы подготовки специалистов

среднего звена по специальностям

31.02.01. Лечебное дело

углубленная подготовка

г. Нижний Новгород

2014 год

ОДОБРЕНО

ЦМК  ____________

_____________________

протокол № 1

« ___» ____ 2014г.

председатель ЦМК

_________/__________/

Разработчики:  Перфилова О.В., Викулина М.В.

                             

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский                                                  филиал

                                                       

Содержательная экспертиза:  Слюзина И.Б., председатель ЦМК общепрофессиональных дисциплин

Внешняя экспертиза

Содержательная экспертиза: _________________________________________________

ФИО, должность, полное название ОУ СПО (ВПО) и /или  учреждения здравоохранения (аптечной организации)

     

Рабочая программа учебной дисциплины  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по  специальности   среднего профессионального образования 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка.

                                                                                                   

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

25

5. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

28


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ»

                                                                 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа дисциплины психология является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.01. Лечебное дело

   Рабочая программа может быть использована  при реализации ускоренной образовательной программы по специальности 31.02.01. Лечебное дело.

1.2. Место и роль дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.

Учебная дисциплина психология входит в  профессиональный учебный цикл общепрофессиональных дисциплин (ОПД. 02) программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 31.02.01. «Лечебное дело». Дисциплина психология закладывает основы формирования ОК (ОК 1- 13) и является базой для профессиональных модулей: ПМ 01 Диагностическая деятельность; ПМ.02 Лечебная деятельность; ПМ. 03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе; ПМ.04 Профилактическая деятельность; ПМ.05 Медико-социальная деятельность; ПМ. 06 Организационно-аналитическая деятельность, в части формирования знаний,  умений и профессиональных компетенций: ПК 1.2 – 1.6, ПК 2.3, ПК 2.5 – 2.7, ПК 3.1 - 3.6, ПК 4.1, ПК 4.3 – 4.8, ПК 5.1- 5.5, ПК 6.1.

Межпредметные связи:

Освоение учебной дисциплины «Психология»  должно проходить параллельно  изучению дисциплин: ОГСЭ. 01. Основы философии, ОГСЭ. 06 Методика учёбы и культура речи, МДК 06.02 Профессиональное самоопределение (Мой выбор);  ОП. 06 Гигиена и экология человека; ОП. 01.Здоровый человек и его окружение;        ОП. 03. Анатомия и физиология человека.

Психология  необходима при изучении профессиональных модулей:

ПМ.01:  МДК.01.01. Пропедевтика клинических дисциплин;

ПМ.02: МДК.02.01. Лечение пациентов терапевтического профиля; МДК.02.02. Лечение пациентов хирургического профиля; МДК.02.03. Оказание акушерско-гинекологической помощи; МДК.02.04. Лечение пациентов детского возраста;

ПМ. 03: МДК.03.01. Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе;  

ПМ. 04: МДК.04.01. Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения;

ПМ. 05: МДК.05.01. Медико-социальная реабилитация;

ПМ. 06: МДК.06.01. Организация профессиональной деятельности.

1.3. Цель дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  1. использовать средства общения в психотерапевтических целях;
  2. давать психологическую оценку личности;
  3. применять приемы психологической саморегуляции;

знать: 

  1. основные задачи и методы психологии;
  2. психические процессы и состояния;
  3. структуру личности;
  4. пути социальной адаптации и мотивации личности;
  5. основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина болезни, пограничные расстройства);
  6. психология медицинского работника;
  7. этапы профессиональной адаптации;
  8. принципы профилактики эмоционального "выгорания"специалиста;
  9. аспекты семейной психологии;
  10. психологические основы ухода за умирающим;
  11. основы психосоматики;
  12. определение понятий "психогигиена", "психопрофилактика"и "психотерапия";
  13. особенности психических процессов у здорового и больного человека;
  14. структуру личности;
  15. функции и средства общения;
  16. закономерности общения;
  17. приемы психологической саморегуляции;
  18. основы делового общения;
  19. пути социальной адаптации и мотивации личности;
  20. аспекты семейной психологии

Задачи дисциплины:

ориентированы на деятельность преподавателя и могут быть представлены в виде триединой дидактической цели (образовательные, развивающие, воспитывающие).

Образовательные:

- осуществлять обучение  дисциплины «Психология»  с целью усвоения знаний по  общей, медицинской и социальной психологии по темам:

1. Предмет психологии.

2.  Методологические принципы современной психологии.

3. Личность.

4. Понятие об общении, функции общения.

5. Эмоциональные процессы и состояния.

6. Мышление и интеллект.

7.  Психология жизненного пути.

8.  Психология семейной жизни.

9. Межличностный конфликт.

10. Социально-психологические особенности овладения профессией.

11. Принятие решения.

12. Индивидуальные особенностей мыслительной деятельности.

13. Предмет медицинской психологии.

14. Социопсихосоматика здоровья.

15. Психология соматического больного.                                                

16. Профессиональные качества медицинского работника.

17. Возрастные аспекты личности. Особенности работы с детьми и людьми пожилого возраста.

18. Общение с пациентом.

19. Психологический уход за умирающим.

20. Психопрофилактика и психогигиена.

21. Личность и общество.

22.  Группы и коллективы.

23. Методы психологического исследования межличностных отношений.

24. Лидерство.

25. Природа межличностного конфликта.

26.  Процесс передачи информации.

27.  Деловое общение.

28.  Управленческая деятельность.

 

Формирования умений:  давать психологическую оценку личности; эффективно работать в команде; проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе; общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности; использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях; использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении,

  общих и профессиональных компетенций: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ОК 10, ОК 11, ОК 12, ОК 13;  ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 1.6, ПК 2.3, ПК 2.5, ПК 2.6, ПК 2.7, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.6, ПК 4.1, ПК 4.3, ПК 4.4, ПК 4.5, ПК 4.6, ПК 4.7, ПРК 4.8, ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 5.3, ПК 5.4, ПК 5.5, ПК 6.1.

- формировать умения, применять полученные знания и умения в учебно-исследовательской работе в рамках внеаудиторной деятельности, курсового и дипломного проектирования.

Развивающие:

- содействовать развитию профессионально важных качеств специалиста: памяти, восприятия, внимания, ощущений,   представлений, мышления через деятельностный подход организации учебного процесса на занятиях (познавательная, преобразующая, общеучебная, самоорганизующая деятельность обучающихся);

- развивать познавательный интерес к будущей профессии;

- развивать навыки коллективной и самостоятельной работы;

-развивать познавательный и профессиональный интерес к информационным технологиям;

- развивать навыки исследовательской работы;

Воспитывающие:

- стремиться к воспитанию гражданина и патриота своей Родины, духовно-нравственной личности, обладающей креативностью,  профессиональной направленностью, общей культурой, способной к эффективному общению, владеющей современными информационными технологиями, ориентированной на здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

Каждое направление воспитывающих задач позволяет формировать общие компетенции специалиста.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  186 часов,  в том числе:  

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 124 часа;

самостоятельной работы обучающегося 62 часа.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения программы дисциплины является:

2.1. Участие в формировании у обучающихся общих компетенций (полностью или частично).

                                            Код

Наименование ОК (из ФГОС)

Роль дисциплины в формировании компетенции

Знать

Уметь

ОК1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

+

+

ОК2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

в части учебных задач

ОК3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

+

+

ОК4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

в части учебных задач

ОК5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

в части учебной деятельности

ОК6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

+

+

ОК7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результат выполнения заданий.

+

+

ОК8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

+

+

ОК9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

в части учебной деятельности

ОК

10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

+

+

ОК

11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

+

+

ОК

12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

в части учебной деятельности

ОК

13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

+

+

2.2. Участие в формировании у обучающихся профессиональных компетенций

Код

Наименование ПК (из ФГОС)

Роль дисциплины в формировании компетенции

Знать

Уметь

                    (из матрицы)

ПК 1.2

Проводить диагностические исследования

Особенности возрастной психологии пациента

Установить психологический контакт с пациентом

ПК 1.3

Проводить диагностику острых и хронических заболеваний

Особенности психологии человека в различные возрастные периоды

Оказывать психологическую помощь пациенту и его окружению

ПК 1.4

Проводить диагностику беременности

Особенности поведения в период беременности.

Установить психологический контакт с пациентом

ПК 1.5

Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребёнка

Психологические особенности разных возрастных групп.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

ПК 1.6

Проводить диагностику смерти

Особенности психологии человека в различные возрастные периоды

Оказывать психологическую помощь пациенту и его окружению

ПК 2.3

Выполнять лечебные вмешательства

Особенности возрастной психологии пациента

Установить психологический контакт с пациентом

ПК 2.5

Осуществлять контроль состояния пациента

Функции общения, особенности возрастной психологии пациента.

Установить психологический контакт с пациентом

ПК 2.6

Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом

Особенности возрастной психологии пациента

Установить психологический контакт с пациентом

ПК 2.7

Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению

Психологические особенности разных возрастных групп.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

ПК 3.1

Проводить диагностику неотложных состояний.

особенности разных форм общения; особенности эффективного общения в системах, связанных с профессиональной деятельностью; основные особенности  личности с различной патологией;

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

ПК 3.2

Определять тактику ведения пациента.

особенности разных форм общения; методики саморегуляции;

Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 3.3

Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

особенности формирования психологического климата в различных коллективах; основные особенности  личности;

Проводить психосоциальную реабилитацию.

ПК 3.4

Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

особенности разных форм общения; методики саморегуляции;

Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 3.5

Осуществлять контроль состояния пациента.

Особенности психологии человека в различные возрастные периоды

Оказывать психологическую помощь пациенту и его окружению

ПК 3.6

Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

Особенности возрастной психологии пациента

Установить психологический контакт с пациентом

ПК4.1

Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении 

Психологические особенности разных возрастных групп.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

ПК4.3

Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

особенности разных форм общения; методики саморегуляции;

Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 4.4

Проводить диагностику групп здоровья.

Психологические особенности разных возрастных групп. Особенности формирования психологического климата в различных коллективах.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

ПК 4.5

Проводить иммунопрофилактику.

Психологические особенности разных возрастных групп. Особенности формирования психологического климата в различных коллективах.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

ПК 4.6

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

Особенности психологии человека в различные возрастные периоды

Оказывать психологическую помощь пациенту и его окружению

ПК 4.7

Организовывать здоровьесберегающую среду.

Функции общения, особенности возрастной психологии пациента.

Установить психологический контакт с пациентом

ПК 4.8

Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

Психологические особенности разных возрастных групп. Особенности формирования психологического климата в различных коллективах.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

ПК 5.1

Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией

особенности разных форм общения; особенности эффективного общения в системах, связанных с профессиональной деятельностью; основные особенности  личности с различной патологией;

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

ПК5.2

Проводить психосоциальную реабилитацию.

Особенности формирования психологического климата в различных коллективах; основные особенности  личности;

Проводить психосоциальную реабилитацию.

ПК 5.3

Осуществлять паллиативную помощь.

Психологические особенности разных возрастных групп.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

ПК5.4

Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска.

Особенности формирования психологического климата в различных коллективах; основные особенности  личности;

Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска.

ПК 5.5

Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.

Особенности психологии человека в различные возрастные периоды

Оказывать психологическую помощь пациенту и его окружению

ПК 6.1

Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде 

Психологические особенности разных возрастных групп. Особенности формирования психологического климата в различных коллективах.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

186

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

124

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

68

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

62

в том числе:

- повторение лекционного материала

- работа с дополнительной литературой

- работа с тестовым материалом

- подготовка сообщений, докладов

      - написание рефератов

20,5

13

1

16,5

11

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта        

2


  1. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Общая компетенция

Профессиональная компетенция

1

2

3

4

5

6

Раздел 1.

 Общая психология

Тема 1.1. 

Предмет психологии.

Содержание учебного материала

2

1

ОК 1

ОК 4

ОК 6

1

Предмет психологии, её задачи.

2

Роль психологических знаний в практической жизни человека.

3

Отрасли психологии.

4

Основы функции  психики.

5

Структура психики человека.

Самостоятельная работа

  •  Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

ОК 4

ОК 7

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

0,5

2

Тема 1.2.

Методологические принципы современной психологии.

Содержание учебного материала

2

1

ОК 6

1

Основные методы психологии: наблюдение, эксперимент, беседа, метод тестов.

2

Классификация психодиагностических методик.

3

Новые направления психологии.

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

ОК 4

ОК 7

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

2

Работа с учебной и дополнительной литературой

0,5

2

Тема 1.3.

Личность.

Содержание учебного материала

2

1

ОК 1

ОК 6

1

Персонология – наука о личности.

2

Понятие личности, индивидуальности.

3

Структура личности, подструктуры личности, категории людей.

4

Обзор основных теорий личности.

Практические занятия

2

2

2

2

ОК 2

ОК 6-9

ОК 13

ПК 1.2

ПК 3.5

ПК 5.3

ПК 5.4

ПК 5.3

ПК 5.4

ПК 5.3

ПК 5.4

Изучение личностных образований: Темперамент, характер, способности. Типы темперамента. Акцентуации характера. Самоценность и самооценка личности.

Изучение психических процессов: Критерии продуктивности психических процессов. Основные психические процессы человека.

Самостоятельная работа

  •     Подготовка домашнего задания:

  1. 1

Повторение лекционного материала

1

2

ОК 2; ОК 4

ОК 7; ОК 11

Работа с учебной и дополнительной литературой

1

2

Работа с тестовым материалом

1

2

Тема 1.4.

Понятие об общении, функции общения.

 Содержание учебного материала

2

1

ОК 1

ОК 6

1

Понятие об общении.

2

Функции общения.

3

Вербальное и невербальное общение.

4

Психология слушания.

5

Общение в работе медицинской сестры.

Практические занятия

2

2

2

2

ОК 2

ОК 6-9

ОК 11

ОК 12

ПК 2.1

ПК 2.5

ПК 3.5

1

Освоение психологии слушания: Тренировка пассивного слушания. Тренировка активного слушания.  Обучение приёмам эффективного общения.

2

 Изучение профессиональных коммуникаций: решение профессиональных задач.

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

ОК 4

ОК 7

2

Работа с  учебной и дополнительной литературой

0,5

2

  • Написание рефератов:

1

Выбор темы реферата и обсуждение плана реферата: «Общение как средство психотерапевтического воздействия», «Деловое общение в современной медицине».

0,5

3

ОК 2

ОК 4

ОК 6

ОК 7

2

Оформление реферата

1

3

3

Защита реферата

0,5

3

 

Тема 1.5.

Эмоциональные процессы и состояния.

Содержание учебного материала

2

1

ОК 6

ОК 13

1

Общее понятие об эмоциях и чувствах.

2

Классификация эмоциональных состояний человека.

3

Физиологические особенности протекания эмоций.

4

Психология стресса.

5

Теории эмоций.

Практические занятия

2

2

2

2

ОК 2

ОК 6-9

ОК 13

ПК 1.2

ПК 4.4

ПК 4.6

ПК 4.7

1

 Изучение эмоций и чувств: Зависимость здоровья, эффективности деятельности от уровня эмоциональной напряжённости. Патология эмоций и чувств.

2

Изучение стресса: Стресс в профессиональной деятельности медицинского работника. Изучение собственной  подверженности стрессу.

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

1

Работа с учебной литературой по теме занятия

0,5

2

ОК 4

ОК 7

  • Написание рефератов:

1

Выбор темы реферата и обсуждение плана реферата: «Понятие стресса в профессиональной деятельности медицинского работника», «Зависимость здоровья от уровня эмоциональной напряжённости».

0,5

3

ОК 2

ОК 4

ОК 6-8

ОК 13

2

Работа с литературными и интернет – источниками по теме реферата

0,5

3

3

Оформление реферата

1

3

4

Защита реферата

0,5

3

Тема 1.6.

Мышление и интеллект.

Содержание учебного материала

2

1

ОК 6

1

Мышление как процесс.

2

Виды мышления.

3

Качества мышления.

4

Понятие об интеллекте.

5

Оценка интеллекта.  

Практические занятия

2

2

ОК 2

ОК 5

ОК 6

ПК 1.2

ПК 2.5

ПК 2.7

ПК 5.3

1

Изучение креативного мышления: Понятие креативной (творческой) личности. Расстройства мышления. Психические процессы человека (воображение, ощущение, внимание и др.).

2

Изучение интеллектуальной сферы: Патологии интеллектуальной сферы. Олигофрения. Изучение интеллектуального коэффициента.

2

2

ОК 2

ОК 6

ОК 8

ПК 5.3

3

 Активизация мышления: Специальные формы организации мыслительного процесса («Мозговой штурм»). Метод фокальных объектов. Метод контрольных вопросов. Правила мощной памяти на практике – мнемотехнический тренинг.

2

2

ОК 2

ОК 6

ОК 8

ОК 12

ПК 1.2

ПК 5.3

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

0,5

2

ОК 4; ОК 7

  • Написание рефератов:

1

Выбор темы реферата и обсуждение плана реферата: «Творческое мышление», «Понятие креативной личности», «Профессиональная деятельность как способ развития интеллектуальных процессов».

0,5

3

ОК 2

ОК 4

ОК 6-8

ОК 11

2

Работа с литературными и интернет – источниками по теме реферата

2

3

3

Оформление реферата

1,5

3

4

Защита реферата

0,5

3

Тема 1.7.

Психология жизненного пути.

Содержание учебного материала

2

1

ОК 1

ОК 6

ОК 10

1

Жизненные кризисы.

2

Психологические особенности юношеского и зрелого возраста.

3

Развитие и самоопределение в юности.  

4

Выбор жизненного пути.

Практические занятия

2

2

2

2

2

3

ОК 1-3

ОК 6-11

ПК 1.2

ПК 2.5

ПК 3.5

ПК 5.3

ПК 5.4

Изучение психологии обыденной

жизни: Сферы деятельности человека.

Ответственность.   Психология личной жизни.

Изучение возрастных особенностей

личности: Психологические особенности

различных возрастных групп.

 Изучение ценностного ориентирования

личности: Определение личностных качеств и

жизненных целей.

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

Повторение лекционного материала

1

2

Работа с дополнительной  литературой по теме занятия

1

2

ОК 4

1

Подготовка доклада: «Самоопределение и самоактуализация личности», «Моя будущая профессия»

2

3

ОК 4

ОК 6-8

Тема 1.8

Психология семейной жизни

Содержание учебного материала

1

Типы современной семьи.

2

1

ОК 6

ОК 10

2

Семейные дисгармонии.

3

Любовь.

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

1

2

ОК 1; ОК 4

Тема 1.9.

 Межличностный конфликт.

Содержание учебного материала

2

1

ОК 6

ОК 11

ОК 14

1

Определение конфликта.

2

Типы конфликтных ситуаций.

3

Мировоззрение, убеждения личности.

4

Воля, волевая регуляция поведения.

Практические занятия

2

2

ОК 3

ОК 4

ОК 6-8

ОК 11

ПК 2.5

ПК 5.3

1

Изучение особенностей внутригруппового общения: Лидерство и сопротивление социальному давлению. Социометрия группы. Психологическая структура диалога. Психологические приёмы влияния на партнёра. Развитие умений устанавливать контакт. Развитие умения слушать.

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

1

2

ОК 2

ОК 4; ОК 6

2

Подготовка сообщений по теме: «Развитие умений устанавливать контакт».

1

2

Тема 1.10. 

Социально-психологические особенности овладения профессией.

Содержание учебного материала

2

1

ОК 1

ОК 6

ОК 10

ОК 11

1. Развитие личности через овладение профессией.

2. Понятие профессиональной пригодности.

3. Значение профессиональной ориентации.

Практические занятия

1

Исследование профессионального выбора: Мой жизненный план. Планирование. Формирование положительных черт.

2

2

ОК 1

ОК 8

ОК 13

ПК 1.2

ПК 2.5

2

Изучение психологических особенностей овладения профессией: Специальные способности. Профессия фельдшера. Профессиональные качества медработника. Профессиональная деформация личности медработника

2

2

ОК 1

ОК 2

ОК 6-10

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

1

2

ОК 1; ОК 4 - 8

ОК 11;ОК 13

2

Подготовка сообщений по теме: «Профессиональные качества медицинского работника».

1

3

Тема 1.11

Принятие решения

Содержание учебного материала

2

1

ОК 1

ОК 6

ОК 7

ОК 10

1

Сферы деятельности человека.

2

Понятие долга, ответственность.

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала.

1

2

ОК 1

Тема 1.12

Индивидуальные особенности мыслительной деятельности.

Содержание учебного материала

2

1

ОК 7

1

Способы активизации мышления. Правила мощной памяти.  

2

Способы исследования памяти.

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

1

Работа с дополнительной  литературой по теме занятия.

1

2

ОК 4

Всего:            

54

Самостоятельная работа  обучающихся                                          Всего:                                                                    

27

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

материала

Общая компетенция

Профессиональная компетенция

1

2

3

4

5

6

Раздел 2.

Медицинская психология

Тема 2.1

Предмет медицинской психологии

Содержание учебного материала

1

Медицинская психология как предмет

2

1

 

ОК 1

2

Задачи, методы медицинской психологии

3

Структура медицинской психологии

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

1

2

ОК 1

Тема 2.2

Социопсихо-

соматика здоровья

Содержание учебного материала

2

1

ОК 6

1

Термин «Социопсихосоматика». Составляющие здоровья: телесная, психическая, социальная

2

Психоэмоциональные стрессы и их значение для человека

3

Понятие «Психогении». Саногенное и патогенное влияние психологических факторов на соматическую сферу человека.

4

Понятие «Социогении». Влияние хронических соматических заболеваний на психику, личность человека.

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

 1  Повторение лекционного материала

1

2

ОК 1

Тема 2.3

Психология соматического больного

Содержание учебного материала

2

1

ОК 1

1

Характеристика соматических заболеваний

2

Психологическое проявление соматических заболеваний

3

Действия для изменения состояния человека

Практическое занятие

2

3

ОК 2

ОК 3

ОК 6-8

ОК 12

ПК 1.2 -  1.3

ПК 2.7

ПК 3.1

ПК 3.3

 1. Изучение влияние психологических факторов на соматическую сферу человека

Работа малыми группами. Тема работы: «Болезнь как средство психологической защиты». Делегируемый от подгруппы проводит анализ и обоснование работы своей группы.

Преподаватель резюмирует работу подгрупп. Подведение итогов занятия.

Самостоятельная работа

ОК 1

ОК 4, 6

  • Подготовка домашнего задания:

1   Повторение лекционного материала

1

2

2   Подготовка сообщений по теме: «Психология соматического больного».

1

2

Тема 2.4

Профессиональные качества медицинского работника

Содержание учебного материала

2

1

ОК 1

ОК 6

ОК 10

ОК 11

1

Классификация типов среднего медицинского персонала по характеристике их деятельности (типология по И.Харди).

2

Характеристика основных черт личности медицинской сестры.

3

Функции медицинской сестры.

4

Понятие «Личностный рост», «Личностная зрелость».

5

Саморегуляция эмоционального состояния, ответственность за свое эмоциональное состояние, ориентация на сотрудничество.

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

1

2

ОК 1

Тема 2.5 Возрастные аспекты личности. Особенности работы с детьми и людьми пожилого возраста.

Содержание учебного материала

2

1

О К 1

ОК 6

ОК 10

ОК 11

1

   Основные этапы психического развития человека (Г.Левинсон, Д.Б.Эльконин).

2

Особенности работы с детьми-пациентами: трудности в локализации ощущений, скованность, зависимость от родителей, склонность к фантазии и манипуляции. Особенности работы с подростками-пациентами.

3

Особенности работы с пожилыми пациентами: утрата самостоятельности, снижение способностей, страх смерти и беспомощности.

Практические занятия

2

2

2

ОК 1,3

ОК 6-9

ОК 10 –12

ПК 1.2 -  1.3

ПК 2.7

1

Изучение возрастных особенностей пациента.

2

Осваивание способов взаимодействия с пациентами разных возрастных групп.

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

1

2

ОК 4

ОК 6

2

Работа с дополнительной  литературой по теме занятия

1

2

3

Подготовка сообщений по теме: «Возрастные особенности пациента».

1

2

Тема 2.6

Общение с пациентом

Содержание учебного материала

2

2

ОК 1

ОК 6-8

ОК 10

ОК 11

1

Психологическая подготовка пациента к обследованию, проведению лечебных мероприятий.

2

Общение медицинского работника с пациентом.

3

Способы снижения тревоги.

4

Умение слушать, эмоционально поддерживать, безоценочно воспринимать информацию о пациенте.

5

Общие рекомендации для проведения беседы с пациентом.

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

1

1

ОК 1

ОК 4

ОК 6

ОК 7

2

Работа с дополнительной  литературой по теме занятия

1

2

3

Подготовка сообщений по теме: «Общение с пациентом».

 

1

3

Тема 2.7

Психологический уход за умирающим

Содержание учебного материала

1

Психологические стадии умирающего человека.

2

1

ОК 1

ОК 6-8

ОК 10

ОК 11

2

Психологический уход за умирающим.

3

Общение с родственниками умирающего.

4

Страх смерти.

5

Что делать с собственным страхом смерти, ухаживая за умирающим человеком.

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

1

Повторение лекционного материала

1

2

ОК 1

Тема 2.8

Психопрофилактика и

психогигиена

Содержание учебного материала

1

Понятие «Психопрофилактика».

2

Понятие «Психогигиена».

3

Культивирование позитивного взгляда на жизнь,

 направленности на здоровье.

4

Эстетика помещений, внешнего вида медицинских

работников.

Практическое занятие

2

1

ОК 1

ОК 4

ОК 8

ОК 10

ОК 11

Закрепление темы: Психопрофилактика. Выступление учащихся с сообщениями:

-«Что такое здоровый образ жизни?»

-«Почему надо обучать здоровому образу жизни?»

2

3

ОК 1

ОК 6, 7

ПК 1.2 -  1.3

ПК 2.5

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

1

Подготовка докладов по теме: «Психопрофилактика», «Социальная ответственность»

1

3

ОК 4

ОК 6

2

Повторение лекционного материала.

2

2

3

Работа с дополнительной  литературой по теме занятия

1

2

Тема 2.9

Основные принципы здорового образа жизни

Содержание учебного материала:

2

1

ОК 1

ОК 6

1. Основные принципы здорового образа жизни.

2.  Способы социальной поддержки пациента.

Тема 2.10

Эмоциональная сфера и здоровье

Содержание учебного материала:

2

1

ОК 6

1. Понятие здоровья.

2. Эмоциональная сфера соматического больного.

3. Типы восприятия болезни.

Тема 2.11

Этические принципы мед. работника.

Содержание учебного материала:

2

1

ОК 1

ОК 6

ОК 10

1. Кодекс этических норм медицинского работника

2. Приоритетные качества личности медицинского работника.

3. Этика и эстетика личной жизни.

Тема 2.12

Духовно-нравственный аспект деятельности медицинского работника.

Содержание учебного материала:

2

1

ОК 1

ОК 6

ОК 11

1. Понятие дух, душа, нравственность, духовность.

2. Психологические аспекты духовности.

3. Психологические аспекты нравственности.

Всего:

32

Самостоятельная работа обучающихся                                         Всего:            

16

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

Общая компетенция

Профессиональная компетенция

1

2

3

4

5

6

Раздел 3.

 Социальная психология

Тема 3.1. 

Личность и общество.

Содержание учебного материала

2

1

ОК 6

ОК 7

ОК12

1

Предмет социальной психологии, её задачи.

2

Понятие личности в социальной психологии.

3

Определение личности в различные эпохи.

Практические занятия

1.Изучение понятия социальных групп и коллективов. Малые группы. Большие группы.

2

2

ОК 2

ОК 7

ПК3.5

2.Изучение феномена лидерства. Личность и группа. Социальный конформизм.

2

2

ОК 2; ОК 6

ОК 7

ПК3.5

3.Изучение социально - психологического климата группы. Методы исследования малых групп. Методы исследования больших групп.

2

2

ОК 2

ОК 7

ПК3.5

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

Повторение лекционного материала.

1

2

ОК 4; ОК 6

ОК 7

Подготовка сообщений по теме: «Личные интерпретации», «Эффективность передачи информации».

2

2

Тема 3.2.

Деловое общение.

Содержание учебного материала

2

1

ОК 6

ОК 7

1.Основные понятия общения.

2.Межличностное общение.

3.Основные понятия делового общения.

Практические занятия

ОК 2

ОК 6-9

ПК 1.2

ПК 2.5

ПК 5.3

1. Изучение способов регулирования делового общения: Основное правило делового общения. 4 типа вопросов.

2

2. Тренировка способов эффективного общения: Пассивное слушание. Активное слушание.

2

3. Изучение способов передачи информации: Упражнение «Интерпретации». Эмоциональный фон при беседе.

2

4. Активизация мышления: Специальные формы организации мыслительного процесса («Мозговой штурм»). Метод фокальных объектов. Метод контрольных вопросов. Правила мощной памяти на практике – мнемотехнический тренинг.

2

5. Тренировка способов преодоления барьеров в деловом общения: Барьеры делового общения: взаимодействия, восприятия, понимания. Способы и приемы преодоления барьеров делового общения.

2

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

Повторение лекционного материала.

1

2

ОК 4

Работа с дополнительной литературой.

1

2

Подготовка докладов по теме: «Этические нормы делового общения»

2

3

 Тема 3.3.

Природа межличностного конфликта.

Содержание учебного материала

2

1

ОК 6

ОК 7

1

Общее понятие о природе конфликта.

2

Классификация конфликтов.

3

Факторы остроты конфликта.

4

Процесс развития конфликта.

5

Модели урегулирования конфликтов.

Практические занятия

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

ОК 2

ОК 6-9

ОК 11-13

ПК 1.2

ПК 4.4

ПК5.3

1

 Изучение типологии конфликтов. Типы конфликтов. Виды конфликтов. Переговоры. Решение практических задач.

2

Изучение основных аспектов переговоров.

3

Изучение путей разрешения конфликта. Стили разрешения конфликта. Решение практических задач.

4

Изучение агрессии. Виды агрессии. Причины агрессии. Психологические стратегии работы с агрессией. Решение практических задач.

5

Решение практических задач.

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

Работа с дополнительной литературой

1

2

Подготовка докладов по теме: «Причины агрессии», «Пути разрешения конфликтов»

2

3

  • Написание рефератов:

Выбор темы реферата и обсуждение плана реферата: «Причины и последствия служебных конфликтов». Оформление реферата

0,5

        0,5

3

Защита реферата

1

3

Тема 3.4.

Управленческая деятельность.

Содержание учебного материала

1 Основные понятия управленческой деятельности.

2

1

ОК 1; ОК 6

ОК 8

2  Стили управленческой деятельности.

Практические занятия

1. Изучение поведенческих паттернов в организациях. 

2

2

2. Основные правила управления коллективом.

Самостоятельная работа

  • Подготовка домашнего задания:

Работа с дополнительной литературой

2

2

ОК 4

ОК 6

ОК 7

Подготовка докладов по теме: «Общение и стили выхода из конфликтной ситуации в организации».

3

3

Подготовка сообщений на тему: «Методы психологического исследования межличностных отношений».

2

2

Всего:            

38

Самостоятельная работа  обучающихся                                  Всего:                                              

19


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины предполагает наличие учебного кабинета "Психология», а также кабинета технических средств обучения, компьютерного класса, библиотеки с читальным залом.

Оборудование учебного кабинета включает:

  1. Комплект ученической мебели.
  2. Технические средства обучения: компьютеры, видеоаппаратура, магнитофон.
  3. Шкаф для хранения документации, учебно-наглядных пособий, раздаточного материала.    
  4. Комплект учебно-методической документации:

-  рабочая программа дисциплины  «Психология»   по специальности 31.02.01. Лечебное дело;                                                                                                                                                                                                                                                                          

- календарно-тематические планы дисциплины «Психология»;

- учебно-методические комплексы  дисциплины «Психология»;

- презентации по разделам дисциплины «Психология»;

-учебные кинофильмы по разделам дисциплины «Психология»;

5. Комплект средств обучения:

- наглядные плоскостные средства обучения (плакаты) по темам  дисциплины «Психология»;

- демонстрационные средства обучения (стенды): психология для вас; информация для студентов, методический уголок.

- презентации по разделам дисциплины «Психология»;.

4.2. Информационное обеспечение обучения

- Основная литература:

  1. Полянцева О.И. Психология. – Ростов-на-Дону: Феникс,   2013
  2. Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013
  3. Островская И.В. Психология [Электронный ресурс]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013
  4. Островская И.В. Психология [Электронный ресурс]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014

- Дополнительные источники:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева – М.: Изд-во Академия, 2011.
  2. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю.Головин. – 2-е изд., перераб. И доп. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2010. – 976с.
  3. Зуева Е.А. Я беременна?! Это временно! Психологические и физиологические аспекты беременности, родов, послеродового периода / Е.А. Зуева – М.: Изд-во института психотерапии, 2010.
  4. Классическая социальная психология/учебное пособие для студентов/ под ред. Е.И. Рогова М.: Издательский центр «МарТ», 2010. – 104 – 131с.  
  5. Петрова Н.Н.Психология для медицинских специальностей/ Н.Н.Петрова – М.: Изд-во Академия, 2013. – 5 – 96с., 104 – 130с.
  6. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии / В.Ф. Матвеев. – М.: «Медицина», 2010.
  7. Немов Г.С. Психология / Г.С. Немов. – Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений в 3 кн.- 3-е изд. – М.: Владос, 2010.
  8. Петровский В.А.  Человек над ситуацией/ Петровский В.А.-М.: Изд-во Смысл, 2010. – 560с.
  9. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология – М.: «Гардарики», 2013.
  10. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:   «Юнити», 2012.Д.Б.Эльконин Психология развития/
  11. Эльконин Д.Б.– М.: Изд-во  Академия, 2010.

-  Интернет ресурсы:

  1. Информационная справочная и поисковая система Консультант и/или Гарант (модуль «Здравоохранение»);
  2. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ (www.minzdravsoc.ru);
  3. Официальный сайт Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (www.rospotrebnadzor.ru) и др.

  1. Общие требования к организации образовательного процесса

При конструировании педагогической технологии обучения по дисциплине  ОП. 02. «Психология» предполагаются разнообразные формы, методы и  технологии обучения:

-деятельностные, ориентированные на овладение способами профессиональной и учебной деятельности (контекстное обучение, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе);

-личностно-ориентированные, направленные на развитие личности, в частности  на формирование активности личности в учебном процессе;

-мыследеятельностные, направленные на развитие  интеллектуальных функций обучающихся, овладение обучающимися принципам системного подхода к решению проблем (проектный метод, метод решения проблем);

-информационно-коммуникационные, позволяющие овладеть методами сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах.

Данные педагогические технологии способствуют приобретению умений и знаний по дисциплине, а также решают задачи формирования общих и профессиональных компетенций.

Теоретические и практические занятия проводятся преподавателем данной дисциплины.

Продолжительность теоретических и практических занятий- 2 часа.

В зависимости от поставленных дидактических целей при изучении дисциплины используются разнообразные типы занятий: по изучению нового материала; закреплению знаний; совершенствованию умений; систематизации и обобщению; контролю  знаний и умений, а также комбинированные занятия, включающие перечисленные выше элементы.

Практические занятия по темам № 1.3 (1, 2); 1.4 (1, 2); 1.5 (1, 2); 1.6 (1, 2, 3); 1.7 (1, 2, 3); 1.9 (1); 1.10 (1, 2); 2.3 (1); 2.5(1, 2); 2.8 (1); 3.1(1, 2, 3); 3.2 (1, 2, 3, 4, 5); 3.3 (1, 2, 3, 4, 5); 3.4(1, 2) предназначены для закрепления материала теоретических занятий на основе решения учебных задач, выработки практических умений и формирования ПК и ОК.

В зависимости от поставленных дидактических целей при изучении дисциплины используются разнообразные типы занятий: по изучению нового материала; закреплению знаний, совершенствованию умений; систематизации и обобщению; контролю  знаний и умений, а также комбинированные занятия, включающие перечисленные выше элементы.

Система организации и проведения лекции: 

Основными типами теоретических занятий (лекций) являются:

 по изучению нового материала, систематизации и обобщению, контролю знаний.

Структура занятия включает организационный момент, мотивацию на изучение одной из тем, цели занятия. Проводится выявление исходного уровня знаний методом фронтального опроса и его коррекция. Основная часть посвящается изложению стратегически важной и новой информации по теме, что направлено на приобретение студентами необходимых знаний для последующей выработки умений, приобретения опыта и формирования компетенций. Заключительная часть содержит элементы контроля в различной форме на способность студентов систематизировать и обобщить полученную информацию (опрос, схема, таблица). Занятие завершается подведением итогов, объявлением оценок, домашним заданием.

Система организации и проведения практических занятий:

Основным типом занятий является комбинированное, содержащее несколько элементов: по изучению нового материала, закреплению знаний,  приобретению и совершенствованию умений, систематизации и обобщению, контролю  знаний и умений.

Структура занятия включает организационный момент, мотивацию на изучение одной из тем, целеполагание. Проводится выявление исходного уровня знаний методом фронтального опроса, контроля в тестовой форме и его коррекция. Проверяется письменное домашнее задание.

Основная часть предназначена для приобретения и закрепления умений, практического опыта в осуществлении лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий

Заключительная часть содержит контроль в различной форме на способность студентов систематизировать и обобщать полученную информацию (опрос, схема, таблица) и выполнять манипуляции. Занятие завершается подведением итогов, объявлением оценок,  рефлексией, домашним заданием по следующей теме и индивидуальными заданиями для студентов, недостаточно усвоивших материал.

При проведении теоретических и практических занятий обязательно учитываются критерии эффективности занятия:

  • Активная мыслительная деятельность обучающихся в течение всего занятия.
  • Обеспечение эмоциональной сопричастности обучающихся к собственной деятельности и деятельности других.
  • Мотивация познавательной деятельности на занятии.
  • Обеспечение рефлексии и самоконтроля обучающихся в процессе деятельности в течение всего занятия.
  • Наличие самостоятельной работы на занятии с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.

С этой целью используются различные формы и виды организации эффективного урока: лекция; дискуссия; ролевая игра; ответы на вопросы преподавателя, на вопросы учебника; работа в парах; пересказ текста; групповая работа; самостоятельная работа; составление плана, рецензии, конспекта; написание реферата; составление кроссвордов; фронтальный опрос; взаимопроверка, самопроверка; тестирование; практическая деятельность.

Структура занятий и его этапы, методика проведения  описываются в технологической карте.

   

Способы формирования общих компетенций

Код ОК

Способы формирования

1

ОК 1, ОК 9, ОК 10, ОК 11, ОК 12, ОК 13

Через содержание обучения

2

ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8

Через технологии и методики обучения

   

Технологии формирования деятельностных общих компетенций

Код ОК

Сфера компетенции

Технологии, методики формирования общих компетенций

ОК2.

ОК3.

ОК8.

саморегуляция, самоуправление

Деятельностные: ролевая игра, упражнения, мини-проекты;

Мыследеятельностные: самостоятельная работа, проблемные ситуации.

ОК 4.

ОК 5.

работа с информацией

Информационно-коммуникационные:  подготовка сообщений, докладов, рефератов, изготовление презентаций, работа в интернет - форумах.

ОК 6.

ОК 7.

коммуникация

Личностно-ориентированные: групповое обсуждение вопроса, дискуссии, задания в тренинговой форме, публичное выступление

  1. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Преподавание учебной  дисциплины «Психология» осуществляется  педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование  по специальности «Психология».

  1. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий. Итоговый контроль  результатов освоения дисциплины осуществляется в ходе промежуточной аттестации. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка умений и знаний, а также динамика развития общих компетенций.

5.1.  Контроль и оценка освоения знаний и умений

Результаты

Основные показатели

результатов

подготовки

Формы и методы

контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 - использовать средства общения в психотерапевтических целях;

- давать психологическую оценку личности;

- применять приемы психологической саморегуляции.

 

 - умеет саморазвиваться и повышать свою квалификацию;

 - определяет

кризисные состояния пациентов;

- выбирает тактику

взаимодействия исходя из состояния больного;

 - оказывает психологическую помощь

пациентам;

 - владеет приемами и методами

саморегуляции эмоционального состояния при оказании медицинской

помощи;

 - совершает действия направленные на реабилитацию больного и поддержку семьи;

 - оказывает социальную поддержку

больного;

  - использует приемы и способы, снижающие эмоциональное напряжение в отношениях между людьми для повышения мотивации к выздоровлению.

 - владеет методами ведения деловой беседы;

определяет эффективные стратегии бесед и переговоров;

- применяет полученные знания в практической работе.

Экспертная оценка  результатов текущего контроля по каждой теме:

- тестовый контроль;

- устный опрос;

- оценка подготовленных сообщений, рефератов, презентаций.

Экспертное наблюдение в ходе выполнения практического задания.

Знания:

  • основные задачи и методы психологии;
  • психические процессы и состояния;
  • структуру личности;
  • пути социальной адаптации и мотивации личности;
  • основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина болезни, пограничные расстройства);
  • психология медицинского работника;
  • этапы профессиональной адаптации;
  • принципы профилактики эмоционального "выгорания"специалиста;
  • аспекты семейной психологии;
  • психологические основы ухода за умирающим;
  • основы психосоматики;
  • определение понятий "психогигиена", "психопрофилактика"и "психотерапия";
  • особенности психических процессов у здорового и больного человека;
  • структуру личности;
  • функции и средства общения;
  • закономерности общения;
  • приемы психологической саморегуляции;
  • основы делового общения;
  • пути социальной адаптации и мотивации личности;
  • аспекты семейной психологии.

 - дает определения понятий эмоции, мышление, интеллект, личность

 - знает структуру интеллекта, умственный потенциал, «коэффициент

интеллектуальности»; связь с познавательными процессами; факторы, влияющие на интеллект; специфику взаимодействия при нарушениях интеллекта

 - раскрывает структурные характеристики конфликтов, содержание, их функций;

 - воспроизводит цели, задачи и структуру медицинской

психологии; основные понятия, термины, категории медицинской

психологии.

 - выделяет основные направления и задачи социальной психологии .

Экспертная оценка  в ходе:

 -  фронтального устного опроса;

 -  выполнения письменного задания;

-  выполнения

практической работы;

- выполнения

самостоятельной работы.

Экспертное наблюдение в ходе выполнения практического задания.

5.2 Контроль и оценка развития общих компетенций

Общие компетенции

Основные показатели оценки результата

Формы и методы

контроля и оценки

развития общих

 компетенций

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- ориентируется в общих вопросах бытия, ценностей и смысла жизни, профессиональной деятельности;

- понимает значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства;

- приводит примеры, подтверждающие значимость выбранной профессии;

-соблюдает морально-этические и правовые нормы поведения;

Экспертное наблюдение на теоретических занятиях по теме 1.1, 1.3,  1.4, 1.7, 1.8, 1.10, 1.11, 2.1, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 2.11, 2.12, 3.4 и практических занятиях по теме  1.7 (1,2,3), 1.10 (1,2), 2.5 (1,2), 2.8 (1); формирующее оценивание на дифзачёте по дисциплине

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

- воспроизводит технологию;

- планирует деятельность в рамках известных технологий;

- выбирает способ решения задачи;

- оценивает продукт и результат своей деятельности.

Экспертное наблюдение на учебных занятиях и формирующее оценивание на дифзачёте по дисциплине

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- анализирует ситуацию;

- осуществляет текущий контроль своей деятельности;

- оценивает продукт своей деятельности;

- выбирает способ решения проблемы;

- оценивает последствия принятых решений;

- проводит анализ ситуации;

- анализирует риски.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- выделяет информацию из источника;

- извлекает информацию из  нескольких источников;

- предлагает структуру для систематизации информации;

- выделяет в источнике информации аргументы

ОК 5. Использовать информационно- коммуникативные технологии в профессиональной деятельности

- Применяет ИКТ, демонстрируя стандартные операционные умения;

- ориентируется в способах умений непрерывного приобретения знаний

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- участвует в групповом обсуждении вопроса;

- соблюдет нормы публичной речи, регламент, жанр высказывания и др.;

- соблюдает нормы делового общения;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых) и результат выполнения заданий

- определяет самостоятельную ответственность за собственную деятельность;

- решает  нестандартные практические задачи, корректирует свою деятельность;

- использует способы общения в соответствии с целями команды, согласовывает личные и коллективные цели, регулирует собственное эмоциональное состояние, организовывает общение и взаимодействие в коллективе;

- корректирует свои действия с учётом ситуации, развивает навыки гуманного культурного общения, формирует чувство ответственности за принимаемые решения

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

- называет трудности;

- указывает «точки успеха и роста»;

- формулирует запрос на знания, умения, навыки, способы деятельности, свойства психики для решения задачи;

- анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений, касающегося своего продвижения

Экспертное наблюдение на учебных занятиях и формирующее оценивание на дифзачёте по дисциплине

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

- отслеживать изменения в области профессиональной деятельности;

- осваивает современные технологии через различные формы повышения квалификации;

- называет  свой уровень владения технологиями;

- оценивает продукт своей деятельности;

- корректирует свои действия в зависимости от результата деятельности;

- планирует дальнейшее самообразование

Экспертное наблюдение на практических занятиях по теме  1.3 (1,2), 1.4 (1,2), 1.5 (1,2), 1.7 (1,2,3), 1.10 (1,2), 2.5 (2), 3.2 (1,2,3), 3.3 (5); формирующее оценивание на дифзачёте по дисциплине

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

- различает добро и зло;

- ориентируется в наиболее общих философских проблемах бытия, познания ценностей, свободы и смысла жизни

Экспертное наблюдение на теоретических занятиях по теме 1.7, 1.8, 1.10, 1.11, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.11 и практических занятиях по теме  1.7 (3), 1.10 (1,2); формирующее оценивание на дифзачёте по дисциплине

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

- соблюдать законы существования природы, общества и человека;

- развивает способности к волевой саморегуляции, самовоспитанию и самосовершенствованию;

- подчиняет свои поступки, поведение и способ жизни выбранным нравственным ценностям;

- берёт на себя ответственность за свои действия;

- выбирает методы саморазвития.

Экспертное наблюдение на теоретических занятиях по теме 1.6, 1.9, 1.10, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.12 и практических занятиях по теме 1.4 (1,2), 1.7 (,3), 1.9 (1), 3.3 (4,5); формирующее оценивание на дифзачёте по дисциплине

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

- демонстрирует правильную организацию рабочего места;

- осуществляет текущий самоконтроль в ходе организации рабочего места;

- корректирует свои действия на рабочем месте.

Экспертное наблюдение на практических занятиях по теме 1.4 (1,2), 1.6 (3), 2.3 (1), 3.3 (1,5); формирующее оценивание на дифзачёте по дисциплине

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой т спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

- оценивает уровень собственного здоровья;

- выбирает методы и средства сохранения и укрепления собственного здоровья

Экспертное наблюдение на теоретических занятиях по теме 1.5 и практических занятиях по теме 1.3 (1,2), 1.5 (2), 1.10 (1), 3.3 (4); формирующее оценивание на дифзачёте по дисциплине

Промежуточная аттестация по дисциплине  психология  проводится в соответствии с рабочим учебным планом по специальности 31.02.01 Лечебное дело  в форме дифференцированного зачёта.    

Форма дифференцированного зачета  - письменная.

Организация  и   проведение промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине психология проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов ГБОУ СПО НО «НМБК».

Для дифференцированного зачета формируется фонд оценочных средств, позволяющих оценить знания, умения, уровень формирования  у обучающихся компетенций.

Оценочные средства составляются на основе рабочей программы учебной дисциплины, охватывают ее  наиболее актуальные разделы и темы.  

Перечень вопросов и практических заданий, выносимых на дифференцированный зачет,  разрабатывается преподавателем дисциплины,  обсуждается на заседании  цикловых методических комиссий.

Наиболее актуальными темами в дисциплине «Психология» являются:

  1. Личность.
  2. Понятие об общении, функции общения.
  3. Деловое общение.
  4. Эмоциональные процессы и состояния.
  5. Мышление и интеллект.
  6. Социопсихосоматика здоровья.
  7. Психопрофилактика и психогигиена.
  8. Природа межличностного конфликта.
  9. Изучение агрессии.
  10. Группы и коллективы.

В рамках данных тем разработан блок тестов  (с вариантами ответов)- 3 варианта по 25 вопросов в каждом. Данный вид проверки знаний даёт возможность оценки уровня сформированности ОК.

К дифференцированному зачету допускаются студенты, полностью выполнившие все виды работ, предусмотренных  рабочей программой. Дифференцированный  зачет принимает, как правило, преподаватель, который вел учебные занятия по данной дисциплине.

Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух направлениях:

-оценка уровня освоения дисциплины: уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой дисциплины;  обоснованность, четкость, краткость изложения ответа;

-оценка компетенций обучающихся: умение студента использовать   теоретические знания при выполнении практических заданий, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности. 

Уровень подготовки студентов на дифференцированном зачете  по учебной дисциплине определяется оценками 5 «отлично», 4 «хорошо», 3 «удовлетворительно».

Для оценки уровня сформированности ПК в дифференцированный зачёт включены ситуационные задачи по курсу.

При проведении дифференцированного зачета  в тестовой форме:

 - оценка 5 «отлично» выставляется за правильные ответы более чем на 90 процентов заданий.

- оценка 4 «хорошо» выставляется за правильные ответы более чем на 80 процентов заданий.

-  оценка 3 «удовлетворительно» выставляется за правильные ответы более чем на 70 процентов заданий.

- оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется за правильные ответы менее чем на 70 процентов заданий.

Оценка по дифференцированному зачету является определяющей независимо от полученных в семестре оценок текущего контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Иностранный язык"(английский) для начинающих специальность СПО 31.02.01 Лечебное дело, углубленная подготовка

Содержание рабочей программы соответствует ФГОС СПО для специальности31.02.01  Лечебное  дело, углубленная подготовка.Она предназначена для обучения студентов, начинающих изучать английский ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК» ОП.01.ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ по специальности 31.02.01. Лечебное дело (углубленная подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины Д.01.01. «Здоровый ребенок» является составной  частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14 ЭКОЛОГИЯ общеобразовательного цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр- кассир

Рабочая программа учебной дисциплины Экология разработана в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта  среднего общего образования,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 БИОЛОГИЯ общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 35.02.05 Агрономия

Рабочая программа учебной дисциплины Биология разработана в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования,федерал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ Для специальности 31.02.01 Лечебное дело, углубленная подготовка

1.Рабочая программа ПМ 03 предназначена для подготовки по специальности 31.02.01 Лечебное дело и освоения вида профессиональной деятельности. Согласно рекомендациям Федерального государственного ...