Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи с учащимся 1 класса второго отделения
план-конспект занятия
Темы занятия: ФП. Звуки «Ш-Ж. Дифференциация. Работа над паузами в тексте.
РСВ. Тема «Одежда». Восприятие предложений, словосочетаний, слов.
Цели: ФП. дифференцировать произношение звуков «Ш-Ж» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте; работать над соблюдением пауз в тексте.
РСВ. Развивать слуховое восприятие на материале фраз, слов и словосочетаний с помощью речевого материала по теме «Одежда» со слуховыми аппаратами и без них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_sh-zh._differentsiatsiya._odezhda.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Темы занятия: ФП. Звуки «Ш-Ж. Дифференциация. Работа над паузами в тексте.
РСВ. Тема «Одежда». Восприятие предложений, словосочетаний, слов.
Цели: ФП. дифференцировать произношение звуков «Ш-Ж» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте; работать над соблюдением пауз в тексте.
РСВ. Развивать слуховое восприятие на материале фраз, слов и словосочетаний с помощью речевого материала по теме «Одежда» со слуховыми аппаратами и без них.
Коррекционно-образовательные задачи:
ФП. - закрепить произношение звуков «Ш-Ж» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте;
- закрепить умение соблюдать паузы при декламации стихотворного текста.
РСВ. - вырабатывать умение различать фразы, слова и словосочетания со слуховыми аппаратами и без них (левое ухо);
Коррекционно-развивающие задачи:
ФП. - закрепить самостоятельное произношение звуков «Ш-Ж»;
- расширять активный предметный и глагольный словарь по теме «Одежда»;
- расширять словарь синонимов по теме «Одежда»;
- развивать навыки словоизменения и словообразования;
- развивать познавательную активность;
- развивать вербально- логическое мышление путём составления обобщений и классификаций по теме «Одежда»;
- развивать мыслительную деятельность путём применения упражнения «Что лишнее?»;
- развивать языковой анализ и синтез;
- развивать зрительный гнозис;
- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;
РСВ. - Совершенствовать слуховое восприятие;
- вырабатывать привычку слухового контроля;
- увеличивать объём слуховых представлений;
- развивать слуховое внимание и слухоречевую память.
Коррекционно- воспитывающие задачи:
- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;
- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;
- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;
- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;
- воспитывать положительные качества личности: целеустремлённость, дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность;
Оборудование:
- презентация с заданиями по теме «Одежда»;
- карточки с речевым материалом по объявлению темы и целей занятия;
- карточки с речевым материалом по теме «Одежда»;
- иллюстративный материал по теме «Одежда».
План занятия:
I Организационный момент.
1. Определение темы занятия. (Карточка № 1.)
2. Постановка целей. (Карточка № 2.)
3. Формулировка критериев оценки.
II Работа над формированием произношения.
1.Компьютерный слайд № 1. Цели занятия.
2.Компьютерный слайд № 2. Работа с речевым материалом. (Послушай. Повтори слоги.)
3.Работа с иллюстративным материалом. (Назови предметы одежды. Развесь одежду по вешалкам.)
4. Работа с иллюстративным материалом. (Что спряталось? (Контуры)).
- компьютерный слайд № 3. Работа с изображениями. (Сколько предметов одежды? Что лишнее? Сколько осталось? Составь числовое выражение.)
5. Компьютерные слайды № 4,5,6,7. Работа с изображениями. (Послушай. Повтори.)
6. Компьютерный слайд № 8. Работа с речевым материалом. (Составь словосочетания).
7. Компьютерный слайд № 9. Работа с изображениями и речевым материалом. (Прочитай предложения.)
8. Компьютерный слайд № 10. Работа с речевым и иллюстративным материалом. (Дополни предложения. Покажи).
9. Работа с иллюстративным материалом. (Чей шкаф аккуратный?)
10. Компьютерный слайд № 11. (Вспомни правило).
11. Компьютерный слайд № 12. Работа с речевым материалом. (Послушай. Прочитай. Соблюдай паузы.)
III Работа над развитием слухового восприятия.
1.Восприятие предложений, слов и словосочетаний на рабочем расстоянии. (Слушай и повторяй на рабочем расстоянии.)
2.Восприятие предложений, слов и словосочетаний на резервном расстоянии. (Слушай и повторяй на резервном расстоянии.)
3. Восприятие слов без аппаратов (левое ухо). (Будем слушать без аппаратов. Сними аппараты.)
7) компьютерный слайд № 10. Работа с изображениями. (Прочитай.)
IV Итог занятия.
1) карточка № 3. (Что ты делал на занятии?)
2) самооценка;
3) оценка учителем.
Ход занятия:
I Организационный момент.
Школьник (ш.): Здравствуйте.
(У.): Здравствуй. Садись. Как ты слышишь?
(Ш.): Я слышу хорошо.
1. Определение темы занятия.
(У.): Назови буквы, которые я зашифровала (спрятала).
Учитель демонстрирует заштрихованные графические изображения букв ш и ж.
(Ш.): Ш, Ж.
(У.): Правильно. Значит, мы будем хорошо говорить …
(Ш.): Звуки «Ш, Ж».
(У.): А по какой теме мы будем работать, ты узнаешь, когда соберёшь слово из слогов.
Школьник собирает из слогов слово одежда.
(Ш.): Одежда.
(У.): Верно. Мы начали работать над этой темой на прошлом занятии. А кроме того, закрепим умение делать паузы при чтении текста. Назови тему занятия.
(Ш.): Называет.
Карточка № 1.
Тема: Звуки «Ш-Ж». Работа над паузами в тексте. Одежда.
2. Определение целей.
(У.): Исходя из темы занятия, определи цели.
(Ш.): определяет с помощью карточки № 2:
(У.): Хорошо говорить…
(Ш.): звуки «Ш-Ж».
(У.): работать над…
(Ш.): паузами в тексте.
(У.): развивать слух и речь с помощью темы…
(Ш.): Одежда.
(У.): Назови цели занятия.
(Ш.): Называет.
Компьютерный слайд № 1.
Цели:
- хорошо говорить звуки Ш-Ж;
- работать над паузами в тексте;
- развивать слух и речь с помощью темы «Одежда».
(У.): А что мы будем делать, чтобы достичь этих целей?
Карточка № 3.
(Ш.): Мы будем
- говорить;
- слушать;
- выполнять задания.
(У.): …И собирать пазлы.
3. Формулировка критериев оценки.
(У.): Если выполнишь задание правильно, положишь пазл. Соберёшь всю картинку – значит, работал отлично. Если одного или двух пазлов будет не хватать – значит, работал хорошо. Если не хватает больше пазлов – надо стараться работать хорошо и отлично. Приступим к выполнению заданий. Хорошо говори и слушай.
II Работа над формированием произношения.
1. Закрепление звука в слогах, словах, словосочетаниях. предложениях.
(У.): Повтори слоги.
(Ш.): Повторяет:
Компьютерный слайд № 2:
ша-шо-шу
жо-жу-жи
аша-ашо
ажу-ажи
шта-шко
жму-жды
(У.): Что ты делал?
(Ш.): Я повторял слоги.
(У.): Как ты справился с заданием?
(Ш.): Хорошо. Мне было легко.
Учитель оценивает выполненную учеником работу: "Молодец!" Положи первый пазл.
Учитель предлагает школьнику карточку №4.
На карточке – изображены предметы одежды: шуба, шарф, рубашка, шорты, джемпер, жилет, пиджак, пижама.
(У.): Что это?
(Ш.): Одежда.
(У.): Назови предметы одежды.
(Ш.): Называет.
(У.): Развесь одежду по вешалкам.
(Ш.): С помощью ручки проводит от предмета одежды линию к вешалке со звуком ш или ж.
(У.): Что ты делал?
(Ш.): Я развешивал одежду.
(У.): Как ты справился с заданием?
(Ш.): Хорошо. Мне было легко.
(У.): Молодец. Положи второй пазл.
Учитель предлагает школьнику карточку №5.
На карточке - контуры предметов одежды, наложенные друг на друга.
(У.): Что спряталось?
(Ш.): Шуба, сапоги, шапка, варежки, шарф.
Компьютерный слайд № 3:
(У.): Сколько всего предметов одежды?
(Ш.): 5.
(У.): Что лишнее?
(Ш.): Сапоги.
(У.): Почему?
(Ш.): Это обувь.
(У.): Сапоги убрали. Сколько предметов одежды осталось?
(Ш.): 4.
(У.): Составь числовое выражение.
(Ш.): 5-1=4
(У.): А как ты думаешь, шапка может быть лишней?
(Ш.): Не знаю.
(У.): Может. Это головной убор. Про головные уборы мы будем говорить на следующем занятии.
(У.): Что ты делал?
(Ш.): Я считал.
(У.): Как ты справился с заданием?
(Ш.): Хорошо. Мне было легко.
(У.): Молодец. Положи третий пазл.
Компьютерные слайды № 4, 5, 6.
На слайдах – изображения тканей и одежды из данных материалов.
(У.): Узнаем, какая бывает одежда. Повтори.
Шерсть. Одежда – шерстяная.
Кожа. Одежда – кожаная.
Шёлк. Одежда- шёлковая.
Джинс. Одежда – джинсовая.
(Ш.): Повторяет.
Компьютерный слайд № 7.
шерстяной пиджак
шёлковая штаны
кожаные жилет
джинсовый рубашка
(Ш.): Составляет.
Шерстяной жилет
Шёлковая рубашка
Джинсовый пиджак
Кожаные штаны
(У.): Как можно назвать штаны по-другому?
(Ш): Брюки.
(У.): Что ты делал?
(Ш): Я составлял словосочетания.
(У.): Как ты справился с заданием?
(Ш.): Хорошо. Мне было легко.
(У.): Молодец. Положи четвёртый пазл.
Компьютерный слайд № 8.
(У.): Прочитай, что делает Анжела.
(Ш.): Рассматривает иллюстрации и читает:
Анжела шьёт.
Анжела вяжет.
Анжела вышивает.
Компьютерный слайд № 9
(У.): Дополни предложения.
(Ш.): Дополняет.
Женя шьёт для мишки …(штаны).
(У.): как назвать штаны ласково?
(Ш.): Штанишки.
Бабушка вяжет… (шарф).
Анжела вышивает … (ромашку).
Жора вешает в шкаф … (джинсы).
(У.): Что ты делал?
(Ш.): Я дополнял предложения.
(У.): Как ты справился с заданием?
(Ш.): Хорошо. Мне было легко.
(У.): Молодец. Положи пятый пазл.
Учитель предлагает школьнику карточку № 6.
(У.): Это шкаф Жени. А это шкаф Жанны. Повтори.
(Ш.): Повторяет.
(У.): Чей шкаф аккуратный?
(Ш.): Шкаф Жанны.
(У.): Чей шкаф неаккуратный?
(Ш.): Шкаф Жени.
(У.): Какой должен быть шкаф?
(Ш.): Аккуратный.
(У.) Твой шкаф дома аккуратный? Кто наводит порядок в шкафу?
(Ш.): Мама.
(У.): Шкаф должен быть аккуратным. Наводи порядок сам! Повтори.
Читают сопряжённо.
Компьютерный слайд № 10.
(У.): Вспомни правило.
Читают сопряжённо:
Паузы в тексте обозначаются:
Короткая –
Длинная –
(У.): Послушай, как я прочитаю стихотворение, соблюдая паузы.
Шапка шерстяная,
Наверху – помпон.
Круглый, словно мячик,
И пушистый он.
(У.): Прочитай стихотворение, соблюдая паузы.
(Ш.): Читает.
(У.): Что ты делал?
(Ш.): Я соблюдал паузы.
(У.): Как ты справился с заданием?
(Ш.): Хорошо. Мне было легко.
(У.): Молодец. Положи шестой пазл.
III Работа над развитием слухового восприятия.
(У.): Будем слушать предложения, словосочетания и слова в аппаратах и без них.
(У.): Слушай на рабочем расстоянии.
(Ш.): Повторяет отражённо:
Анжела вяжет.
вешает в шкаф
жилет
(У.) Слушай на резервном расстоянии.
(Ш.): Повторяет отражённо:
Анжела шьёт.
кожаные штаны
рубашка
(У.): Будем слушать без аппаратов. Сними аппараты. Слушай левым ухом.
(Ш.): Повторяет отражённо:
шуба
пижама
одежда
(У.): Что ты делал?
(Ш.): Я слушал.
(У.) Как ты справился с заданием?
(Ш.): Хорошо. Мне было легко.
(У.) Молодец. Положи седьмой пазл.
(Ш.): Кладёт пазл.
(У.): Получилась…
(Ш.): Шапка.
(У.): Её надевают на голову. Это головной убор. Познакомимся с ними подробнее на следующем занятии.
IV Итог занятия.
(У.): Как ты говорил звуки «ш-ж»?
(Ш.): Я говорил хорошо.
(У.): Как ты слушал?
(Ш.): Я слушал хорошо.
(У.): Как ты выполнял задания?
(Ш.): Я выполнял задания хорошо.
(У.): Тебе было трудно или легко?
(Ш.): Мне было легко.
(У.): Как ты занимался, отлично или хорошо?
(Ш.): Я занимался хорошо.
(У.): Я согласна, ты занимался хорошо, составил всю картинку согласно критериям оценки.
Занятие окончено. Попрощайся.
(Ш.): До свидания! (У.): До свидания
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.
Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся 0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...
Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.
Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся 0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...
Индивидуальное занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2))
Данное индивидуальное занятие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья п...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2) в 5 «А» классе
Формирование фонетически внятной речи. Работа над восприятием неречевого звучания и речевого материала разговорно-обиходного характера, связанного с учебной деятельностью и изучением общеоб...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2)
Формирование самоконтроля произношения звука [Л] в самостоятельной речи. Умение различать на слух предложения и вопросы с ИСА на расстоянии 1-2м. Совершенствуются навыки общения (диалогиче...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 7 «А» классе
Занятие направлено на формирование фонетически внятной, естественной речи обучающихся с нарушениями слуха, а а также умение вести диалог, монолог....
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 1 классе
Индивидуальное занятие проведено дистанционно во время самоизоляции. Содержит игры на ориентировку в пространстве и развитие речевых компонентов....