Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи с учащимся 1 класса второго отделения
план-конспект занятия

Бажина Лариса Николаевна

Темы занятия: ФП. Звуки «Ш-Ж. Дифференциация. Работа над паузами в тексте.

РСВ. Тема «Одежда». Восприятие предложений, словосочетаний, слов.

Цели: ФП. дифференцировать произношение звуков «Ш-Ж» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте; работать над соблюдением пауз в тексте.

РСВ. Развивать слуховое восприятие на материале фраз, слов и словосочетаний с помощью речевого материала по теме «Одежда» со слуховыми аппаратами и без них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_sh-zh._differentsiatsiya._odezhda.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Темы занятия: ФП. Звуки «Ш-Ж. Дифференциация. Работа над паузами в тексте.

РСВ. Тема «Одежда». Восприятие предложений, словосочетаний, слов.

Цели: ФП. дифференцировать произношение звуков «Ш-Ж» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте; работать над соблюдением пауз в тексте.

РСВ. Развивать слуховое восприятие на материале фраз, слов и словосочетаний с помощью речевого материала по теме «Одежда» со слуховыми аппаратами и без них.

Коррекционно-образовательные задачи:

ФП. - закрепить произношение звуков «Ш-Ж» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте;

- закрепить умение соблюдать паузы при декламации стихотворного текста.

РСВ. - вырабатывать умение различать фразы, слова и словосочетания со слуховыми аппаратами и без них (левое ухо);

Коррекционно-развивающие задачи:

ФП. - закрепить самостоятельное произношение звуков «Ш-Ж»;

- расширять активный предметный и глагольный словарь по теме «Одежда»;

- расширять словарь синонимов по теме «Одежда»;

- развивать навыки словоизменения и словообразования;

- развивать познавательную активность;

- развивать вербально- логическое мышление путём составления обобщений и классификаций по теме «Одежда»;

- развивать мыслительную деятельность путём применения упражнения «Что лишнее?»;

- развивать языковой анализ и синтез;

- развивать зрительный гнозис;

- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;

РСВ. - Совершенствовать слуховое восприятие;

- вырабатывать привычку слухового контроля;

- увеличивать объём слуховых представлений;

- развивать слуховое внимание и слухоречевую память.

Коррекционно- воспитывающие задачи:

- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;

- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;

- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;

- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;

- воспитывать положительные качества личности: целеустремлённость, дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность;

Оборудование:

- презентация с заданиями по теме «Одежда»;

- карточки с речевым материалом по объявлению темы и целей занятия;

- карточки с речевым материалом по теме «Одежда»;

- иллюстративный материал по теме «Одежда».

План занятия:

I Организационный момент.

1. Определение темы занятия. (Карточка № 1.)

2. Постановка целей. (Карточка № 2.)

3. Формулировка критериев оценки.

II Работа над формированием произношения.

1.Компьютерный слайд № 1. Цели занятия.

2.Компьютерный слайд № 2. Работа с речевым материалом. (Послушай. Повтори слоги.)

3.Работа с иллюстративным материалом. (Назови предметы одежды. Развесь одежду по вешалкам.)

4. Работа с иллюстративным материалом. (Что спряталось? (Контуры)).

-  компьютерный слайд № 3. Работа с изображениями. (Сколько предметов одежды? Что лишнее? Сколько осталось? Составь числовое выражение.)

5. Компьютерные слайды № 4,5,6,7. Работа с изображениями. (Послушай. Повтори.)

6. Компьютерный слайд № 8. Работа с речевым материалом. (Составь словосочетания).

7. Компьютерный слайд № 9. Работа с изображениями и речевым материалом. (Прочитай предложения.)

8. Компьютерный слайд № 10. Работа с речевым и иллюстративным материалом. (Дополни предложения. Покажи).

9. Работа с иллюстративным материалом. (Чей шкаф аккуратный?)

10. Компьютерный слайд № 11. (Вспомни правило).

11. Компьютерный слайд № 12. Работа с речевым материалом.  (Послушай. Прочитай. Соблюдай паузы.)

III Работа над развитием слухового восприятия.

1.Восприятие предложений, слов и словосочетаний на рабочем расстоянии. (Слушай и повторяй на рабочем расстоянии.)

2.Восприятие предложений, слов и словосочетаний на резервном расстоянии. (Слушай и повторяй на резервном расстоянии.)

3. Восприятие слов без аппаратов (левое ухо). (Будем слушать без аппаратов. Сними аппараты.)

7) компьютерный слайд № 10. Работа с изображениями. (Прочитай.)

IV Итог занятия.

1) карточка № 3. (Что ты делал на занятии?)

2) самооценка;

3) оценка учителем.

Ход занятия:

I Организационный момент.

Школьник (ш.): Здравствуйте.

(У.): Здравствуй. Садись. Как ты слышишь?

(Ш.): Я слышу хорошо.

1. Определение темы занятия.

(У.): Назови буквы, которые я зашифровала (спрятала).

Учитель демонстрирует заштрихованные графические изображения букв ш и ж.

(Ш.): Ш, Ж.

(У.): Правильно. Значит, мы будем хорошо говорить …

(Ш.): Звуки «Ш, Ж».

(У.): А по какой теме мы будем работать, ты узнаешь, когда соберёшь слово из слогов.

Школьник собирает из слогов слово одежда.

(Ш.): Одежда.

(У.): Верно. Мы начали работать над этой темой на прошлом занятии. А кроме того, закрепим умение делать паузы при чтении текста. Назови тему занятия.

(Ш.): Называет.

Карточка № 1.

Тема: Звуки «Ш-Ж». Работа над паузами в тексте. Одежда.

2. Определение целей.

(У.): Исходя из темы занятия, определи цели.

(Ш.): определяет с помощью карточки № 2:

(У.): Хорошо говорить…

(Ш.): звуки «Ш-Ж».

(У.): работать над…

(Ш.): паузами в тексте.

(У.): развивать слух и речь с помощью темы…

(Ш.): Одежда.

(У.): Назови цели занятия.

(Ш.): Называет.

Компьютерный слайд № 1.

Цели:

- хорошо говорить звуки Ш-Ж;

- работать над паузами в тексте;

- развивать слух и речь с помощью темы «Одежда».

(У.): А что мы будем делать, чтобы достичь этих целей?

Карточка № 3.

(Ш.): Мы будем

- говорить;

- слушать;

- выполнять задания.

(У.): …И собирать пазлы.

3. Формулировка критериев оценки.

(У.): Если выполнишь задание правильно, положишь пазл. Соберёшь всю картинку – значит, работал отлично. Если одного или двух пазлов будет не хватать – значит, работал хорошо. Если не хватает больше пазлов – надо стараться работать хорошо и отлично. Приступим к выполнению заданий. Хорошо говори и слушай.

II Работа над формированием произношения.

1. Закрепление звука в слогах, словах, словосочетаниях. предложениях.

(У.): Повтори слоги.

(Ш.): Повторяет:

Компьютерный слайд  № 2:

ша-шо-шу

жо-жу-жи

аша-ашо

ажу-ажи

шта-шко

жму-жды

(У.): Что ты делал?

(Ш.): Я повторял слоги.

(У.): Как ты справился с заданием?

(Ш.): Хорошо. Мне было легко.

Учитель оценивает выполненную учеником работу: "Молодец!" Положи первый пазл.

Учитель предлагает школьнику карточку №4.

На карточке – изображены предметы одежды: шуба, шарф, рубашка, шорты, джемпер, жилет, пиджак, пижама.

(У.): Что это?

(Ш.): Одежда.

(У.): Назови предметы одежды.

(Ш.): Называет.

(У.): Развесь одежду по вешалкам.

(Ш.): С помощью ручки проводит от предмета одежды линию к вешалке со звуком ш или ж.

(У.): Что ты делал?

(Ш.): Я развешивал одежду.

(У.): Как ты справился с заданием?

(Ш.): Хорошо. Мне было легко.

(У.): Молодец. Положи второй пазл.

Учитель предлагает школьнику карточку №5.

На карточке -  контуры предметов одежды, наложенные друг на друга.

(У.): Что спряталось?

(Ш.): Шуба, сапоги, шапка, варежки, шарф.

Компьютерный слайд  № 3:

(У.): Сколько всего предметов одежды?

(Ш.): 5.

(У.): Что лишнее?

(Ш.): Сапоги.

(У.): Почему?

(Ш.): Это обувь.

(У.): Сапоги убрали. Сколько предметов одежды осталось?

(Ш.): 4.

(У.): Составь числовое выражение.

(Ш.): 5-1=4

(У.): А как ты думаешь, шапка может быть лишней?

(Ш.): Не знаю.

(У.): Может. Это головной убор. Про головные уборы мы будем говорить на следующем занятии.

(У.): Что ты делал?

(Ш.): Я считал.

(У.): Как ты справился с заданием?

(Ш.): Хорошо. Мне было легко.

(У.): Молодец. Положи третий пазл.

Компьютерные слайды  № 4, 5, 6.

На слайдах – изображения тканей и одежды из данных материалов.

(У.): Узнаем, какая бывает одежда. Повтори.

Шерсть. Одежда – шерстяная.

Кожа. Одежда – кожаная.

Шёлк. Одежда- шёлковая.

Джинс. Одежда – джинсовая.

(Ш.): Повторяет.

Компьютерный слайд  № 7.

шерстяной                 пиджак

шёлковая                    штаны

кожаные                     жилет

джинсовый                 рубашка

(Ш.): Составляет.

Шерстяной жилет

Шёлковая рубашка

Джинсовый пиджак

Кожаные штаны

(У.): Как можно назвать штаны по-другому?

(Ш): Брюки.

(У.): Что ты делал?

(Ш): Я составлял словосочетания.

(У.): Как ты справился с заданием?

(Ш.): Хорошо. Мне было легко.

(У.): Молодец. Положи четвёртый пазл.

Компьютерный слайд № 8.

(У.): Прочитай, что делает Анжела.

(Ш.): Рассматривает иллюстрации и читает:

Анжела шьёт.

Анжела вяжет.

Анжела вышивает.

Компьютерный слайд № 9

(У.): Дополни предложения.

(Ш.): Дополняет.

Женя шьёт для мишки …(штаны).

(У.): как назвать штаны ласково?

(Ш.): Штанишки.

Бабушка вяжет… (шарф).

Анжела вышивает … (ромашку).

Жора вешает в шкаф … (джинсы).

(У.): Что ты делал?

(Ш.): Я дополнял предложения.

(У.): Как ты справился с заданием?

(Ш.): Хорошо. Мне было легко.

(У.): Молодец. Положи пятый пазл.

Учитель предлагает школьнику карточку № 6.

(У.): Это шкаф Жени. А это шкаф Жанны. Повтори.

(Ш.): Повторяет.

(У.): Чей шкаф аккуратный?

(Ш.): Шкаф Жанны.

(У.): Чей шкаф неаккуратный?

(Ш.): Шкаф Жени.

(У.): Какой должен быть шкаф?

(Ш.): Аккуратный.

(У.) Твой шкаф дома аккуратный? Кто наводит порядок в шкафу?

(Ш.): Мама.

(У.): Шкаф должен быть аккуратным. Наводи порядок сам! Повтори.

Читают сопряжённо.

Компьютерный слайд № 10.

(У.): Вспомни правило.

Читают сопряжённо:

Паузы в тексте обозначаются:

Короткая –

Длинная –

(У.):  Послушай, как я прочитаю стихотворение, соблюдая паузы.

Шапка шерстяная,

Наверху – помпон.

Круглый, словно мячик,

И пушистый он.

(У.): Прочитай стихотворение, соблюдая паузы.

(Ш.): Читает.

(У.): Что ты делал?

(Ш.): Я соблюдал паузы.

(У.): Как ты справился с заданием?

(Ш.): Хорошо. Мне было легко.

(У.): Молодец. Положи шестой пазл.

III Работа над развитием слухового восприятия.

(У.): Будем слушать предложения, словосочетания и слова в аппаратах и без них.

(У.):  Слушай на рабочем расстоянии.

(Ш.): Повторяет отражённо:

Анжела вяжет.

вешает в шкаф

жилет

(У.) Слушай на резервном расстоянии.

(Ш.): Повторяет отражённо:

Анжела шьёт.

кожаные штаны

рубашка

(У.): Будем слушать без аппаратов. Сними аппараты. Слушай левым ухом.

(Ш.): Повторяет отражённо:

шуба

пижама

одежда

(У.): Что ты делал?

(Ш.): Я слушал.

(У.) Как ты справился с заданием?

(Ш.):  Хорошо. Мне было легко.

(У.) Молодец. Положи седьмой пазл.

(Ш.): Кладёт пазл.

(У.): Получилась…

(Ш.): Шапка.

(У.): Её надевают на голову. Это головной убор. Познакомимся с ними подробнее на следующем занятии.

IV Итог занятия.

(У.): Как ты говорил звуки «ш-ж»?

(Ш.): Я говорил хорошо.

(У.): Как ты слушал?

(Ш.): Я слушал хорошо.

(У.): Как ты выполнял задания?

(Ш.): Я выполнял задания хорошо.

(У.): Тебе было трудно или легко?

(Ш.): Мне было легко.

(У.): Как ты занимался, отлично или хорошо?

(Ш.): Я занимался хорошо.

(У.): Я согласна, ты занимался хорошо, составил всю картинку согласно критериям оценки.

Занятие окончено. Попрощайся.

(Ш.): До свидания!  (У.): До свидания

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся  0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся  0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...

Индивидуальное занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2))

Данное индивидуальное занятие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья п...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2) в 5 «А» классе

Формирование фонетически внятной речи.  Работа над восприятием неречевого звучания и речевого материала разговорно-обиходного характера, связанного с учебной деятельностью и изучением общеоб...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2)

Формирование самоконтроля произношения звука [Л] в самостоятельной речи.  Умение  различать на слух предложения и вопросы с ИСА на расстоянии 1-2м. Совершенствуются навыки общения (диалогиче...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 7 «А» классе

Занятие направлено на формирование фонетически внятной, естественной  речи обучающихся с нарушениями слуха, а а также умение вести диалог, монолог....

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 1 классе

Индивидуальное занятие проведено дистанционно во время самоизоляции. Содержит игры на ориентировку в пространстве и развитие речевых компонентов....