План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»
план-конспект урока по теме

Ефименко Елена Павловна

В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса педагогического колледжа.

В разработанном плане используются ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 3.3 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект открытого урока31.49 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»

отделение дошкольного образования

План – конспект занятия

по МДК 03.02. Теория и методика развития речи у детей

тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции» 

Преподаватель:

Ефименко Е.П.

Краснодар, 2017        

Технологическая карта к занятию

по МДК 03. 02 Теория и методика речевого развития

Преподаватель: Ефименко Е.П.                                 Дата 17.11.2017

Тема:  «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции» 

Вид занятия: комбинированный

Количество часов – 2 часа

Цель: познакомить студентов с компонентами звукопроизношения (речевого слуха, дыхания, голоса и дикции)

Задачи:

- закреплять знание методики работы с детьми дошкольного возраста по речевому  развитию;

- раскрыть  основные понятия компонентов звукопроизношения (речевое слух, дыхание, голос и дикция);

- раскрыть  основные этапы методики обучения дошкольников звукопроизношения;

- отрабатывать дикцию: учить внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания; интонационную выразительность речи;

- развивать правильное речевое дыхание;

- развивать познавательные психические процессы: мышление, память, речь;

- воспитывать культуру умственного труда.

Формирование:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 3.3 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные, технология деятельностного подхода в обучении, МАО «Найти пару», личностно-ориентированная технология.

Оборудование: основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» (ФГОС), под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, лекционная тетрадь, МСО, раздаточный материал.

План-конспект занятия:

1. Организационный момент: приветствие, сообщение темы занятия, выяснение причин отсутствия– 2 мин.

2. Проверка домашнего задания – 2 мин. Визуальная проверка выполнения задания.

3. Актуализация знаний. Экспресс-опрос по предыдущей теме: «Методика воспитания звуковой культуры речи», с помощью МАО «Нади пару» (5 – 7 мин.).

4.  Сообщение нового материала по плану:

1.Речевой слух: понятие, характеристика

2.Речевой голос и дыхание: понятие и характеристика

3.Дикция: понятие и характеристика

5. Закрепление знаний  по вопросам: практические упражнения на выработку правильного дыхания, голоса, дикции.

6. Рефлексия занятия (в конце 2 часа занятия): - Как вы считаете, достигли ли цели занятия? - В чем это выражается? - Что нового для себя вы получили? – Что было интересно? – В чем испытывали трудности?

7. Д/З: Подобрать дидактические игры для детей дошкольного возраста (по 5 игр на все возрастные группы) по звуковой культуре речи.

Ход занятия:

1.Организационный момент: приветствие, сообщение темы занятия, выяснение причин отсутствия– 2 мин.  

2. Проверка домашнего задания. Вопросы к студентам: - Что предполагает звуковая культура речи? - Формирование правильного звукопроизношения и слово произношения

3. Актуализация знаний. Экспресс-опрос по предыдущим темам: «Понятийный ручеек» (интеллектуальная разминка  5 – 7 мин.)

4.  Сообщение нового материала по плану:

1. Речевой слух: понятие, характеристика

Речевой слух включает в себя: способность к слуховому вниманию и пониманию слов; умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр (узнай по голосу, кто тебя позвал?); выразительность (послушай и угадай, испугался или обрадовался мишка?).

Развитый речевой слух включает в себя хороший фонематический слух, т.е. умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка — различать смысл слов, близких по звучанию (уточка — удочка, дом — дым).

Понятия «речевой слух», «фонематический слух», «фонетический слух», «фонетическая система», «фонематическое восприятие», «фонематические процессы» являются ключевыми в исследовании речи детей.

В трудах Н.С. Трубецкого, Г.П. Торсуева и Л.Р. Зиндера подчеркивается тесное переплетение в речи фонетического и фонологического аспектов, поскольку фонетический слух обеспечивает восприятие всех акустических признаков звука, не имеющих сигнального значения, а фонематический – смыслоразличительных.

Фонематический слух понимается, как способность человека различать и узнавать звуки речи (Н.И. Жинкин), «смыслоразличительный систематизированный слух, обеспечивающий анализ и синтез звукового потока, и восприятие фонем данного языка» (Л.С. Цветкова). Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, С.Н. Цейтлин определяют «фонематический слух» как речевой процесс, обеспечивающий выделение существенных признаков звуков речи и отвлечение от несущественных.

Трактовка этого понятия, основанного на дихотомии языка и речи, санкт-петербургской и московской фонологической школ отличаются. Первая школа под фонематическим слухом определяет «некую психологическую способность произносить звуки языка на основе своих физиологических ощущений и сводить некое количество похожих звуков в один звукотип». Представители московской школы поясняют термин, как «умение идентифицировать ту или иную фонему в составе значимой единицы языка, умение соотносить позиционные варианты с доминантной в той же самой морфеме». По определению А.Р. Лурия, – это акустическая основа фонематической организации языковых кодов, с выделением полезных признаков и абстрагированием от несущественных «вариантов».

Фонетический слух – это «слежение за непрерывным потоком слогов», различение искаженного произношения и восприятие звуков в различных фонетических позициях (Н.И. Жинкин).

2.Речевой голос и дыхание: понятие и характеристика. 

Дыхание бывает: произвольным и непроизвольным. Непроизвольное: вдох-выдох-пауза произвольное: вдох- пауза-выдыхание.

Лучший тип речевого дыхания — диафрагмально-нижнереберное 

(при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).

Правильное речевое дыхание обеспечивает звуко и голосообразование, хорошее звучание голоса.

     Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемы ми к дыхательному акту во время речи.

В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).

В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.

Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

3.Дикция: понятие и характеристика. 

Дикция - это степень  отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от активной работы артикуляционного аппарата.

Дикция  это произнесение вслух, манера произношения; различают четкую, ясную, правильную дикцию  и дефектную дикцию, невнятицу, шепелявость, проглатывание звуков и слогов и т. д. Имиджмейкеры отслеживают манеру речи своих подопечных, при необходимости, обеспечивая правильную Д. специальными занятиями. Еще Наполеон, корсиканец по происхождению, брал уроки актерского мастерства, специально занимался выработкой четкого и ясного произношения. Для позитивного восприятия оратора имеет значение и темп речи. Важнейшая характеристика культуры разговорной, а также вокальной речи.

   Термин имеет 2 значения: 1) акустический - степень разборчивости, внятности звуковой речи, 2) физиологический - степень четкости произношения, т. е. работа артикуляторных органов (артикуляция). В связи с этим в психоакустических работах по оценке качества радиотелефонной связи как эквивалент термина дикция используется термин артикуляция (Н. Б. Покровский). В случае актерской и вокальной речи дикция указывает также и на художественные достоинства или недостатки звукопроизношения (фонетические средства экспрессивности речи, орфоэпию и др.). Измерение дикции  осуществляется методами фразовой, словесной и слоговой артикуляции (разборчивости). В последнем случае используются специально разработанные фонетиками слоговые таблицы, состоящие из бессмысленных слогов, отражающих в комплексе фонетический состав русской речи и не позволяющие слушателю догадываться о фонемном составе слога по смыслу (вероятностному принципу), как это возможно при использовании методов словесной и фразовой разборчивости. Мерой качества дикции  во всех случаях является процент правильно принятых слушателем звуков (слов, фраз) по отношению ко всем прослушанным. 

5.  Закрепление знаний  по вопросам:

Практическое задание: выполнить упражнение на развитие дыхания, дикции, голоса (раздаточный материал).

Инструкция: студент, играющий роль воспитателя находит упражнения в раздаточной папке, готовиться и   проводит игровые упражнения с подгруппой студентов (играющих детей (с учетом критериев)).

Критерии оценивания:

- правильность постановки вопросов – 1 б

- педагогическая грамотность речи воспитателя -  1б

- контроль речи детей – 0, 5 б

- активизация мыслительной деятельности детей (студентов, играющих роль детей) – 1 б

- эмоциональность педагога - 0,5 б

- выразительность и четкость речи – 0, 5 б

- общее впечатление - 0,5 б

6. Рефлексия занятия (в конце 2 часа занятия): - Как вы считаете, достигли ли цели занятия? - В чем это выражается? - Что нового для себя вы получили? – Что было интересно? – В чем испытывали трудности?

7. Д/З: Подобрать дидактические игры для детей дошкольного возраста (по 5 игр на все возрастные группы) по звуковой культуре речи.

Актуализация знаний

Для формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения  необходимо ………

…..  развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата

Воспитание орфоэпически правильной речи – это …….

- это умения говорить согласно нормам литературного произношения.

Формирование выразительности речи – это ….

- это владение средствами речевой выразительности (умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями).

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...

Конспект урока по учебной дисциплине "Теория и методика развития речи у детей"

Представлен конспект урока  "Ознакомление с поэзией" для студентов педколледжа из раздела "Методика ознакомления с художественной литературой"...

конспект урока по МДК 03.02. Теория и методика развития речи детей

практико-ориентированный урок по теме "Методика обучения пересказу художественных произведений в ДОУ"...

Методика формирования способов словообразования.Конспект урока по теории и методике развития речи у детей

Чуковский К.И. писал:" Вообще мне кажется, что начиная с двух лет,  всякий ребёнок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти- шести годам, эту гениальность утрачив...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию ...

Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях

Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...

Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....