Мастер-класс как интерактивная форма взаимодействия педагога и студентов
статья по теме
Статья посвящена мастер-классу, при ведении спецдисциплин, из личного опыта педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
как интерактивная форма взаимодействия педагога и студентов
Педагог в современном обществе является творческим человеком. К нему предъявляется множество требований: он должен уметь гибко и ситуативно моделировать образовательный процесс, предвидеть результат своего труда, обладать высокой коммуникативной культурой, умением самостоятельно добывать знания, быть интересной, всесторонне развитой личностью.
Замечательной интерактивной формой взаимодействия педагога и студентов является «Мастер-класс», где преподаватель становится в позицию мастера, советчика, консультанта, который творчески организует учебную деятельность, даёт возможность учащимся овладеть определёнными практическими навыками, старается сделать студентов активными участниками образовательного процесса. В такой форме работы педагог ненавязчиво, в мягкой и демократичной форме передаёт знания, формирует умения и стремиться раскрыть творческий потенциал студентов. Мастер-класс не предполагает жесткого оценивания, создает атмосферу доброжелательности, что ведет к тесному коммуникативному общению.
Само слово «мастер-класс» из английского языка, а именно master (мастер, человек, обладающий знаниями и опытом в определенной области) и class (занятие, урок). Сегодня эта форма обучения широко распространена. Она используется в образовательном процессе: при традиционном и дистанционном обучении; всевозможными мастер-классами наводнёны сайты Интернета.
Различные аспекты применения мастер - классов в обучении рассмотрены в педагогических трудах ученых Пахомовой Е.М., Селевко Г.К., Русских Г.А., Галицких Е.В. и др. Так М.М. Поташник характеризует Мастер-класс как «ярко выраженную форму ученичества именно у профессионала высокого качества»[1]. Другие считают, что главной особенностью мастер-класса является интеллектуальная и коммуникативная активность, которая активизирует мышление и практические навыки его участников. Мастер-класс можно по этим причинам назвать интерактивной формой обучения. Он предполагает такую логику образовательного процесса, когда формирование нового опыта идёт от теоретического осмысления материала к практическому, через применение его затем в новой ситуации. Опыт и знания педагога служат источником обучения и обогащения студентов. Преподаватель старается вовлечь участников в процесс познания, сделать их активными. Итак, мастер-класс это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация практических методов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников занятия.
Как показывает многолетний опыт работы в системе профессионального образования, обучение становится эффективным и достигает хороших результатов, когда педагог использует мастер-классы для изучения практического материала. Структура такого мастер – класса примерно следующая:
I Вступление
Организационная часть (подготовка рабочих мест, оборудования и т.д.)
Сообщение темы и целей урока с обоснованием того, для чего необходимо выполнение предстоящей работы с учебно-познавательной и практической точки зрения.
II. Основная часть
Совместная практическая работа преподавателя и студентов: демонстрация и объяснение приемов выполнения работы, текущие указания педагога. При этом преподаватель проверяет правильность выполняемых приемов, указывает на недостатки, дает дополнительные пояснения, осуществляет показ. Идёт обмен мнениями.
III. Итоговая часть занятия посвящается оценке работы студентов, рефлексии. Завершается занятие уборкой рабочих мест.
Рассмотрим некоторые практические мастер – классы, которые успешно можно внедрить в образовательный процесс среднего профессионального учебного заведения по специальности 050144 Дошкольное образование:
- Мастер-класс «Овладение изобразительными и техническими приёмами в нетрадиционной технике рисования». Нетрадиционное рисование в дошкольном образовательном учреждении можно рассматривать как вид творческого обучения и как особую технологию развития изобразительных, технических навыков в рисовании. Главная цель таких занятий в детском саду вызвать у детей положительные эмоции, «разбудить» фантазию, воображение. Но прежде, чем реализовать это на практике студенты должны сами попробовать научиться рисовать в такой технике. Этим легко как раз овладеть на мастер-классе. Преподаватель накануне мастер-класса даёт задание студентам набрать дома «подручные средства»: ватные палочки, свечки, нити для вязания, ватные диски, пробки, краски и другие материалы, много бумаги.
Занятие начинается с проверки рабочих мест и наличия соответствующего оборудования и материалов. Педагог поясняет и практически демонстрирует технику создания определённого рисунка, затем студенты пробуют сделать это сами. Обычно такая работа студентов сопровождается эмоциями, взаимообменом мнений, показом того, что у каждого получилось в итоге. Иногда работа может не сразу получиться, и учащиеся пробуют её повторить ещё раз. Педагог показывает наиболее удачные работы. Если необходимо, то даёт дополнительные советы, указания… И так демонстрируется и отрабатывается несколько нетрадиционных техник. Это такие, как монотипия, воскография, кляксография, рисование нитями, пальцевая живопись, рисование мятой бумагой, ватными палочками и т.д. В конце занятия обязательна рефлексия. Студенты высказывают своё мнение, какая из предложенных техник им более по душе, почему, какую из них желательно использовать в определённой группе детского сада. Это и есть интерактивное взаимодействие педагога и студентов.
2. Мастер – класс «Приёмы вырезывания из бумаги от группы к группе» строится по тому же принципу что и предыдущее занятие. Работа проходит поэтапно, с показом образцов (выполненных педагогом или предыдущими студентами ранее), объяснением и демонстрацией приёмов вырезания. По своему желанию преподаватель может широко использовать информационно-коммуникационные средства, это презентации работ, слайды, рисунки детей с сайтов, интерактивную доску, видео и т.п. Занятие также заканчивается обменом мнений и уборкой рабочих мест.
3. Мастер – класс «Освоение методических и технических приёмов лепки из солёного теста» (см. приложение). Для данного мастер-класса приобретается некоторое количество муки, мелкой соли типа «Экстра», красители (тушь, гуашь, пищевые краски и т.п.). Учебное пространство организуется по типу «круглого стола», так чтобы студенты сидели все лицом друг к другу. Это даёт возможность тесного коммуникативного взаимодействия, неформального обмена мнениями по ходу овладения приёмами лепки из солёного теста, позволяет видеть работу друг друга, оказывать помощь соседу, демонстрировать свои «маленькие» достижения.
Такое занятие начинается с небольшого вступительного слова, педагог объясняет и показывает способы получения теста, его окраски, дополнительных сведений по дальнейшей обработке теста, его высушиванию, лакировке и т.д. Затем идёт совместная практическая работа по освоению технических приёмов лепки, дальнейшие указания, советы, консультирование. Как и в предыдущем занятии, здесь можно использовать информационно - коммуникационные средства, которые визуализируют информацию, помогают в организации процесса обучения. Традиционно занятие заканчивается анализом деятельности студентов и рефлексией.
Таким образом, в процессе использования мастер-классов, актуальной является интерактивная деятельность студентов. Она позволяет активно взаимодействовать в общении, в процессе которого у участников педагогического процесса формируются и развиваются личностные качества, необходимые для успешной и достойной реализации в современном обществе.
Литература
- Галицких, Е.В. Заманчивей всего и бескорыстнее на свете: педагогическая мастерская для педагогов и школьников, посвященная игре [текст]/А.А.Галицких //Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 31–33.
- Русских, Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности [текст] /Г.А.Русских //Методист.– 2002. – № 1. С. 38–40.
- Русских, Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика [текст]/Г. А. Русских //Методист. – 2004. – № 2. – С. 25–28.
4. Поташник, М.М., Управление профессиональным ростом учителя в современной школе [текст]/ М.М. Поташник// Методическое пособие. М., Изд.: Центр пед. образования.-2009.-448с.
5. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [текст] /Г.К. Селевко// - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.
6.Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП [текст]/Г.К.Селевко// - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
- Творческая школа "Мастер-класс"/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. – 2003. – № 5. – С. 44–74. . Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. - № 2
Интернет – источники:
- http://festival.1september.ru/articles/515316/
- www.detskiysad.ru/ped/shkolnik15.html
- moycent.ru/professii/obuchenie-professii/
- http://vashabnp.info/publ/1-1-0-91
- http://izolushka.ru/?page_id=10
[1] М.М.Поташник УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РОСТОМ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [текст]/ М.М. Поташник// Методическое пособие. М., Изд.: Центр пед. образования.-2009.-448с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Работа с родителями являвляется одним из важнейших аспектов школьной психологической службы....
Мастер-класс по применению интерактивных форм обучения на примере использования интерактивных мототренажеров "Мото-2".
В качестве примера использования современных компьютерных технологий в сфере образования я хочу представить вашему вниманию на базе учебного кабинета интерактивного учебного центре «Автог...
Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных...
Мастер - класс «Обмен опытом через сетевое взаимодействие»
Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональн...
мастер-класс "Интегрированный урок как форма реализации метапредметных связей учебных предметов в системе формирования целостной картины мира обучающихся"
Мастер-класс по апробации региональной модели "Гносеологическое моделирование школьниками картины мира на уроках русского языка и литературы" (в рамках реализации Концепции преподавания русс...
Мастер – класс «Технология организации интерактивных занятий с дошкольниками»
Материалы мастер-класса знакомят с технологией (теоретической основой) организации интерактивных занятий с дошкольниками....
Мастер-класс как одна из форм перспективного развития профессиональной деятельности педагога.
Ступенями роста профессиональной педагогической деятельности преподавателя являются педагогическое мастерство, педагогическое творчество и педагогическое новаторство.Одним из эффективных способов расп...