Мастер – класс «Технология организации интерактивных занятий с дошкольниками»
презентация к уроку

Хорохорина Юлия Николаевна

Материалы мастер-класса знакомят с технологией  (теоретической основой) организации интерактивных занятий с дошкольниками.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

снижение желания активно действовать; снижение уровня детской любознательности и воображения; высокий уровень агрессивности; обостренная реакция на отношение окружающих; обеднение и ограничение общения детей со сверстниками; рост явлений одиночества, отвержения; низкий уровень коммуникативной компетентности; уменьшение объема рабочей памяти; обеднение и замедление процесса развития речи

Слайд 3

формирование у детей способности к общению и овладению современными средствами вербальной и невербальной коммуникации

Слайд 4

в процессе разнообразных игр (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных); в процессе коллективной творческой деятельности; в процессе обсуждения возникающих и специально смоделированных проблемных ситуаций; в процессе трудовой деятельности и самообслуживания; в процессе непосредственной образовательной деятельности

Слайд 6

«Воспитание ума» - развитие познавательной сферы (памяти, внимания, мышления; познавательной активности) «Воспитание сердца» - развитие навыков позитивного (гуманного) общения со сверстниками и взрослыми «Воспитание воли» - формирование самоконтроля, самодисциплины; умения планировать и доводить начатое дело до логического завершения

Слайд 7

Интеграция различных технологий: игровой; технологии развивающего обучения; индивидуализации и дифференциации обучения; технологии интерактивного взаимодействия

Слайд 8

Интерактивный («Inter» - взаимный, «act»-действовать) - взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем - либо

Слайд 9

- правильная организация учебного пространства; - чёткое обозначение морально ценной мотивации предстоящей деятельности; - наличие правил взаимодействия

Слайд 10

каждая группа выбирает из своего числа «капитана», который будет руководить работой; команда решает задачу, находит один или несколько вариантов ответа; - право выбора и оглашения ответа принадлежит капитану, за что он несёт ответственность перед членами группы

Слайд 12

результативность и эффективность в плане усвоения знаний; совершенствование коммуникативных навыков и установление эмоциональных контактов; здоровьесбережение за счёт снижения нервно-психических нагрузок

Слайд 13

Что первично-коллективное взаимодействие или коллективное взаимоотношение? Наши контакты: xoroxorina59@mail.ru ; 89051227972



Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Технология организации интерактивных занятий с дошкольниками»

Составитель: Хорохорина Юлия Николаевна, педагог-психолог  МБДОУ «Детский сад №51» Красная шапочка» город Тамбов

Цель мастер-класса - познакомить участников с технологией организации интерактивных занятий с дошкольниками

 Задачи: познакомить с теоретической (понятийной) основой технологии; показать особенности работы в рамках просмотра занятия с детьми подготовительной группы; включить участников мастер-класса в процесс интерактивного обсуждения материалов мастер-класса в процессе просмотра (ступенчатая рефлексия).

  Материал: слайдовая  презентация, столы, стулья, раздаточный материал для выражения отношения  слушателей к мастер-классу.

 Ход  мастер – класса.

Части и содержание мастер-класса

Организационно-методические указания

1. Введение

Здравствуйте уважаемые коллеги!! Надеюсь, что наша встреча будет обоюдно полезной и плодотворной.

а) краткая информация об авторе мастер-класса;

Слайд 1.

Несколько слов о себе. В системе образования 42 года, из них: 17 лет в системе дошкольного образования (прошла все должностные ступени от воспитателя до заведующей); 25 лет в системе дополнительного образования, где также прошла все  должностные ступени от педагога-психолога до зам. директора. До сих пор встрою. Награждена значком «Отличник народного просвещения» в 1992 году, как раз за работу в качестве воспитателя-методиста, а в 2004 году удостоена звания «Заслуженный учитель РФ» за работу в системе дополнительного образования детей.

 Имела высшую категорию по всем должностям. В настоящий момент без категории, работаю в учреждении всего 2 года, надеюсь у меня всё ещё впереди!

Как кстати в данной связи народная мудрость: «Век живи - век учись!! Поскольку по жизни я оптимист, оставлю мудрость без продолжения

б) целевая установка для слушателей мастер-класса

Слайд 2

Сегодня мы рассмотрим с вами теоретические аспекты темы мастер-класса, познакомимся с практическими материалами и попробуем в интерактивной плоскости обсудить возникшие вопросы, высказать собственное мнение по отношению к услышанному и увиденному.

2. Основная часть

Теоретические аспекты:

а) обоснование актуальности использования данной технологии  в работе с детьми дошкольного возраста.

Слайд3.

 В настоящее время много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных интеллектуальных и даже телепатических способностях, о том, что они «пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». И в то же время быстро увеличивается число детей с неблагоприятными тенденциями  развития: снижение желания активно действовать; снижение уровня детской любознательности и воображения; высокий уровень агрессивности; обостренная реакция на отношение окружающих; обеднение и ограничение общения детей со сверстниками; рост явлений одиночества, отвержения; низкий уровень коммуникативной компетентности; уменьшение объема рабочей памяти; обеднение и замедление речи.

Если посмотреть на тенденции, выделенные жирным шрифтом, то какую основную негативную причину мы выделим?

Таким образом, одним из приоритетных направлений развития современного ребёнка является развитие коммуникативных навыков, что подразумевает формирование способности к общению и овладению современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Слайд 4

Понятийные аспекты технологии интерактивного (диалогового) обучения

Большую роль в формировании данной способности у детей играют интерактивные методы и формы обучения.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем - либо.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, погружение в общение, в ходе которого осуществляется взаимодействие детей с педагогом и между собой.

Интерактивное обучение предполагает «конструктивный диалог» между равноправными субъектами образовательного процесса, результатом которого должны стать личностные приращения в виде знаний и владений этими знаниями на практике.

Современная педагогика предлагает множество технологий, объединенных общим понятием диалогового взаимодействия. Что это значит? Под диалогом понимается общение двух или более лиц. То есть имеется в виду не монолог одного, сопровождаемый слушанием, более или менее внимательным, со стороны других, а именно обмен мнениями. Это понимание соответствует и здравому смыслу, и современным требованиям…

С чего начинается высказывание детей на занятии? Любая деятельность, в том числе речевая, начинается с мотива (если говорить незачем, человек молчит).

Слайд 5

Педагогические условия введения

в занятие   диалогового взаимодействия 

 С учётом проб и ошибок,  пришла к выводу, что для того, чтобы успешно внедрить в занятие технологию диалогового взаимодействия важно не только использовать приёмы и методы мотивации, правила ведения дискуссии, но так же необходимо:

во-первых, учитывать индивидуальные особенности детей – уровень их активности, умение участвовать в коллективном разговоре, стеснительность, застенчивость;

во – вторых, обращать внимание на настроение участников учебного диалога, не заставлять ребёнка проявлять активность, если его эмоциональное самочувствие отличается от обычного;

 в - третьих, отказаться от оценки каждого высказывания ребёнка – это разрушает течение диалога, потому что лишает других права отреагировать на высказанную точку зрения. (Как думаешь ты? Какой у тебя вариант ответа?)

Диалоговое взаимодействие реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между педагогом и детьми, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов при пристальном и доброжелательном внимании педагога к мыслительному процессу ребёнка.

Диалог возникает тогда, когда ребёнок делает высказывания типа «я хочу сказать», «моё мнение», «мне хочется добавить», «моя точка зрения».

 Слайд 6

факторы, тормозящие диалог

 Интерактивного (диалогового) занятия не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог, а именно:

-  категоричность педагога, нетерпимость к другому мнению;

- отсутствие внимания к ребёнку;

- закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать;

-неумение педагога быть хорошим слушателем.

Принципы диалогового взаимодействия

Это не воздействие сверху - вниз, педагога на ребёнка, а взаимодействие, то есть должно присутствовать не стремление взрослого обучать, а умение погружаться в процесс самообучения совместно с детьми.

 Слайд 7.

Уровни диалогового взаимодействия  

Диалог можно подразделить на три уровня:

1) Личностный уровень - диалог с собственным «Я» (собственные размышления).  

2) Межличностный уровень - «Я» и «Другой» (взаимодействия двух ценностно-интеллектуальных позиций).

3) Мультидиалог - «Я» и «Другие» (возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5-7 человек). 

Слайд 8.

Средства организации диалогового взаимодействия

 Средствами реализации диалоговых технологий являются:

проблемно-поисковые диалоги;

дидактические игры;

учебные дискуссии;

эвристические беседы;

анализ конкретных ситуаций.

 

Слайд 9.

Как организовать диалог на занятии?

Обязательными условиями диалога на занятии являются: стремление всех участников и в самом деле взаимодействовать друг с другом; наличие собственной точки зрения; отсутствие страха; стремление слышать другого и аргументировать собственные взгляды, понимая точку зрения другого, но необязательно принимая ее.

Диалог позволяет воспитывать у детей взаимоуважение, сопереживание, стремление к пониманию, учит правильному взаимодействию на межличностном уровне. Однако это длительный процесс: надо набраться терпения.

 Начать следует с правильной организации учебного пространства, разместить детей так, чтобы их взаимодействие (диалог) вообще был возможен:

расположить столы таким образом, чтобы все видели всех и могли общаться, глядя друг на друга. Кроме того, надо смириться с тем, что на занятии не будет тихо, ведь дети станут непосредственно обсуждать какую-либо проблему.

Затем необходимо выработать правила, которых должны придерживаться все дети при работе в группах. Правил не нужно много, но они должны неукоснительно соблюдаться. Например, они могут быть такими

-при разговоре смотри на собеседника и обращайся к нему по имени;

-не допускай грубых, оскорбительных замечаний;

-выслушивай собеседника до конца;

-если воспитатель поднимает руку, надо прекратить обсуждение и выслушать его сообщение.

Возможно, потребуется еще какие-то дополнительные пункты. И лучше, если эти правила, ребята придумают сами.

Слайд 10

Формы организации диалогового взаимодействия на занятии

Формы организации диалогового взаимодействия на занятии

Для обучения диалоговому взаимодействию используется работа в группах. Это могут быть или пары, или малые группы, до 6 человек. Группы из большего числа детей, как правило, не являются работоспособным: в них присутствуют те, кто в действительности не принимают участия в решении задач, проблемных вопросов.

Работа в паре обычно требует лучшего владения технологией ведения диалога, поэтому к парам лучше перейти позже, когда дети уже научатся работать в малой группе.

Всем группам может быть предложено одно и то же задание; в этом случае они дополняют ответы друг друга и задают вопросы. Можно предложить группам и различные задания.

Как поделить детей на группы?

Существует несколько вариантов деления группы на подгруппы; все они имеют свои плюсы и минусы, идеальных не существует. Педагогу нужно выбрать какой-то вариант, опираясь на особенности детей, формы организации, содержания темы.

Первый вариант деления на группы - по желанию детей.

Плюс этого способа в том, что в группе наверняка окажутся ребята, которые между собой охотно общаются, может быть, даже дружат. То есть не возникнет проблем с психологической совместимостью и с построением диалога внутри группы. Однако уровень такой группы может оказаться не слишком высоким. Кроме того, могут оказаться «за бортом» дети, которых никто не пригласил.

Второй вариант  - по решению лидера.

Педагог назначает нескольких «капитанов» и они подбирают себе «команду».

 Может возникнуть аналогичная первому варианту проблема. Разумеется, все стремятся пригласить к себе «сильных» детей, а это приводит к тому, что часть слабых оказывается не у дел и педагогу приходится самостоятельно формировать из них группу. Психологический климат в такой группе будет неблагоприятным, поскольку дети уже травмированы тем, что их не выбрали, а уровень знаний окажется низким.

Третий вариант - случайное деление на группы. Это разного рода жеребьевки, деление по первым буквам имен, по положению в списке и так далее. В этом случае можно ожидать, что группы будут более или менее равными по знаниям. Хотя это может быть и не так. Во всяком случае, никому не будет обидно. Но при таком делении в одной группе могут оказаться дети,  которые друг с другом не общаются.  

Четвертый вариант – педагог делит детей на группы по собственному усмотрению. В этом случае группы будут достаточно работоспособными. Чтобы этого достичь, педагог использует принцип дифференциации, делит детей на несколько уровней (по знаниям), обычно рекомендуют четыре: очень слабый, слабый, средний, высокий.

 Чаще всего педагог стремится объединить в одну группу детей с примерно одинаковым уровнем знаний. Данный принцип деления оправдан для первых двух уровней (средний и высокий), но слабые и очень слабые  самостоятельно работать не смогут; необходимо,  чтобы в этой группе были также дети, хотя бы, среднего уровня. Именно они станут лидерами и руководителями работы в такой группе.

Иногда группы создаются по темпераменту. Если педагог выбрал этот вариант, следует помнить, что не стоит в одном коллективе объединять ребят с одинаковым темпераментом; напротив, лучше соединить сангвиника с меланхоликом или флегматиком; холерика с меланхоликом или тоже флегматиком. Учитывая, что педагог старается грамотно и рационально поделить детей на группы, этот метод также имеет свои минусы.

Во-первых, в группе могут оказаться дети, которые не хотят и не любят взаимодействовать.

Во-вторых, некоторые могут обидеться, потому что они хотели бы попасть в другую группу и отлучение их от компании друзей они могут воспринимать как проявление личной антипатии учителя.

  Слайд 11.

Алгоритм работы в группе

 

 Формы работы в группах

 Алгоритм работы:

- каждая группа выбирает из своего числа «капитана», который будет руководить работой;

- команда решает задачу, находит один или несколько вариантов ответа;

- право выбора и оглашения ответа принадлежит капитану, за что он несёт ответственность перед  членами группы.  

 Другие формы диалогового взаимодействия

Для использования приемов диалогового взаимодействия, совершенно не обязательно проводить масштабные занятия. Работа в группах может осуществляться в ходе небольшой игры. Например, одна группа придумывает интересные вопросы, либо загадки, а вторая отвечает, а потом меняются ролями.

Работа в парах

Работа в парах считается, по сравнению с работой в группах, сложнее. Если в группе для каждого ученика наверняка найдется кто-нибудь, с кем ему общаться легче, то в паре люди общаются один на один. Или оба находят возможность взаимодействия, тогда достигают успеха,

.Слайд 12.

Сложности технологии

 

 Сложности (недостатки) технологии

Среди достоинств диалогового взаимодействия, есть и некоторые недостатки, с которыми следует либо смириться, либо попытаться свести их к минимуму:

- трудности распределения детей по группам;

- наличие внутри группы малоактивных (пассивных) детей;

-подбор дифференцированных заданий для разноуровневых групп (одно и то же задание будет очень легким для одних и невыполнимо сложным для других);

- наконец, всегда есть дети, которые по той или иной причине не хотят принимать участие в групповой или парной работе. Психологи советуют позволять таким детям выполнять индивидуальное задание. Вместе с тем, если таких оказывается слишком много, то сама идея групповой работы принимает черты профанации. 

.Слайд 13.

Преимущества интерактивных форм обучения  

 

 

 Главное преимущества интерактивных форм обучения в том, с чего мы начали наш разговор: совершенствование коммуникативных навыков и установление эмоциональных контактов

Что дает технология диалогового обучения?

В первую очередь учебная деятельность в такой ситуации помогает сделать учебный процесс более целенаправленным и эффективным и значительно повышает интерес  к изучаемому материалу, а также позволяет воспринимать его творчески, развивая одновременно мышление.

Во-вторых, технология диалогового взаимодействия создает условия для личностного ,самореализации.

Результатами использования этой технологии являются следующие умения детей: вести диалог; выстраивать беседу; формулировать вопросы и ответы; вычленять главное; терпимо и внимательно относиться к собеседнику; отстаивать свою точку зрения, но не навязывать ее; слушать и слышать.

Данная технология является:

 результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективной для развития интеллекта и творческих способностей старших дошкольников, развивающей универсальные учебные действия;

здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки ребёнка за счёт стимуляции познавательной мотивации.

На слайде результативность и эффективность в плане усвоения знаний; совершенствование коммуникативных навыков и установление эмоциональных контактов; здоровьесбережение за счёт снижения нервно-психических нагрузок

Демонстрационная часть (видеозапись занятия)

Демонстрация записи(1 часть)

Примерные вопросы  для слушателей:

Какие приёмы деления на группы использовал педагог?

Как педагог способствует развитию самостоятельности, мотивации выбора детьми задания?

Какие приёмы использует для перевода деятельности детей в интерактивное русло?

Как стимулирует и фиксирует оценку детьми выполнения задания? 

Демонстрация записи(2 часть)  с момента 2минуты 13сек

 3 Заключительная часть.

Комментирующая часть.

Уважаемые коллеги! Вы посмотрели и поучаствовали в мастер-классе. В комментирующей части жду ваши вопросы. Что было вам  непонятно?

Если нет вопросов, давайте плавно перейдём к моменту истины, к рефлексии.

  Рефлексия.

Рада буду выслушать разные точки зрения по поводу увиденного и услышанного. Пожалуйста, кто возьмёт на себя роль «констататора»? Прошу высказать мнение по факту. Хочется послушать мнение креативное, эмоциональное. Кто желает добавить критики, причём обоснованной, здоровой и конструктивной? Давайте подведём итог всему сказанному и услышанному.

 Сегодня мы являемся свидетелями закономерного процесса. Постепенно уходит в прошлое «педагогика объяснения знаний». Все активнее набирает силу «педагогика развития». Пусть в педагогическом процессе  будущего не будет мертвой тишины на занятиях. Каждый ребёнок может высказать свое мнение, доказать его, поспорить с другими. Зачем разделять обучение и общение?»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Урок-диспут по философии как интерактивная педагогическая технология и площадка межпредметного взаимодествия" (обобщение педагогического опыта)

Презентация мастер-класса, проводившегося на базе ТГУ им. Г.Р. Державина преподавателем  ТОГБПОУ  "Жердевский колледж сахарной промышленности" С.Н. Костяевым. Представляет собой об...

Мастер-класс по применению интерактивных форм обучения на примере использования интерактивных мототренажеров "Мото-2".

В качестве примера использования современных компьютерных технологий в сфере образования я хочу представить вашему вниманию   на  базе учебного кабинета интерактивного учебного центре «Автог...

Мастер -класс «Усовершенствование учебной деятельности и внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс, как способ повышения качества обучения»

В соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена государствен­ная политика предусматривает опережающее развитие си­стемы среднего профессионального образования. На об­щегосударс...

Мастер-класс «Технология создания и использования лэпбука для введения и закрепления новой лексики на уроках английского языка в начальной школе»

Подготовка выступления студентки Слизкой Анастасии на региональном этапе Всероссийской олимпиады , на заседании кафедры практической подготовки...

МАСТЕР-КЛАСС «Технология изготовления макета катера»

Тема: Технология изготовления макета катераЦель: повышение мотивации педагогов к выполнению работ, связанных с изготовлением моделей техники, к организации кружков судомоделирования в учреждениях обра...

Мастер – класс « Технология изготовления декоративного камня из гипса.»

Мастер-класс по теме<Технология изготовления декоротивного камня из гипса> призван окозать помощь преподователям специальных дисциплин и мастерам производственого обучения в пофесиональных образ...

Мастер-класс Применение игровой технологии в развитии речи дошкольников

Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. В качестве ожидаемых результатов мо...