Мастер-класс как одна из форм перспективного развития профессиональной деятельности педагога.
статья
Ступенями роста профессиональной педагогической деятельности преподавателя являются педагогическое мастерство, педагогическое творчество и педагогическое новаторство.
Одним из эффективных способов распространения педагогического творческого и новаторского опыта является мастер-класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._kovaleva_e._p.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс как одна из форм перспективного развития профессиональной деятельности педагога.
Ковалева Елена Павловна,
преподаватель физики ВКК
ГБПОУ ВО «БМТК».
Воронежская обл., г. Бутурлиновка,
ул. Блинова, 2.
Профессиональный стандарт педагога предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности педагогических работников. Это требует повышения квалификации педагога не в традиционном понимании приобретения профессиональных знаний, умений и навыков, а расширение профессионального пространства педагога как показателя его профессиональной компетентности. Ступенями роста профессиональной педагогической деятельности преподавателя являются педагогическое мастерство, педагогическое творчество и педагогическое новаторство.
Одним из эффективных способов распространения педагогического творческого и новаторского опыта является мастер-класс. В современных условиях развития образовательной системы он позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагога, продемонстрировать его достижения и новые возможности. При подготовке к проведению своего мастер- класса на тему «Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение» передо мной встали некоторые вопросы: что такое мастер-класс, каковы требования к его подготовке и представлению, каковы критерии его эффективности. В данной статье я хочу поделиться своим опытом, и буду рада, если кому- то он пригодится. Итак:
Мастер-класс - это одна из важнейших форм повышения квалификации педагога в системе дополнительного образования обучающихся. Это занятие, где Мастера делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас».
В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс», например:
- Мастер-класс – это главное средство передачи концептуально новой идеи своей (авторской) педагогической системы.
- Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
- Мастер-класс – ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, чаще всего – путём прямого и комментированного показа приёмов работы.
Таким образом, обобщая представленные выше определения, я могу выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:
1) новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
2) метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
3) создание условий для включения всех в активную деятельность;
4) постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
5) приемы, раскрывающие творческий потенциал как самого Мастера, так и участников мастер-класса;
6) формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
7) доминирование процесса познания над самим знанием.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера- педагога. На примере своего занятия хочу сказать, что на предыдущем уроке студенты были «разбиты» на мини- группы, каждой из которых было предложено отдельное задание, свой мини- проект: найти и обработать учебный материал по конкретному виду электромагнитных излучений. Всю информацию записать в тетрадь, в сводную таблицу. План изучения темы прилагался. Ребята в группах самостоятельно распределяли роли и проводимую подготовительную работу:
Историк изучал историю открытия излучения,
Конструктор искал сведения о источниках и приемниках различных типов излучений,
Теоретик-эрудит перечислял и обобщал характерные свойства электромагнитных волн,
Практик находил практическое применение электромагнитных излучений в различных сферах деятельности человека.
Т. е. студенты могли полностью проявить свои личные учебные, коммуникативные и организаторские качества- важнейшие составляющие для успешного проведения мастер- класса.
Свой мастер-класс я проводила в форме открытого урока- занятия, на которое были приглашены начинающие, малоопытные педагоги. Одна из задач, которая стояла при проведении этого мероприятия-
Развивающая-способствовать формированию умений практического применения основных понятий темы, продолжить развитие познавательного интереса, умений работы в группе, применений знаний в будущей профессии, развивать интерес к дисциплине путем привлечения дополнительного материала, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач.
Именно она отражает всю полноту, направленность и правильность проводимого действия.
Учебные технологии, которые я использовала: информационно-коммуникативные технологии и технология личностно- ориентированного обучения.
Следует отметить, что личностный подход выступает базовой ценностной ориентацией современного педагога. Он предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Различные формы и методы работы, такие как: индивидуальная, парная, групповая работа, личностно- ориентированный подход (самостоятельное распределение обязанностей в учебной мини-группе), самоконтроль, взаимоконтроль, позволили мне применить указанные технологии.
А методы, используемые мною на уроке:
- урок –конференция
- репродуктивные (работа с таблицей в тетради и на доске)
- проблемно- обобщающие (проблемные диалоги)
- частично- поисковые (работа с учебной информацией и ее анализ)
- исследовательские (практические действия с последующим доказательством, самоконтроль и самопроверка, контроль преподавателя).
- наглядный (презентация, стенд- шкала электромагнитных излучений, рейтинговые листы),
дали возможность достичь планируемых результатов, например,
Личностных: Умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач.
Метапредметных: Использование различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности, развитие способностей определять цель предстоящей учебной деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты, умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач.
Технологию подготовки и проведения мастер-классов желательно освоить каждому педагогу, имеющему индивидуальную, а также разработавшему авторские методики работы с обучающимися. А систему оценки мастер- класса хочу предложить следующую:
- Целесообразность технологии, методики и т.д.
- Технологичность демонстрации.
- Эффективность. Результат – что усвоили слушатели.
- Рефлексия. Умение вести диалог в дискуссии.
- Общая культура. Внешний вид. Стиль общения.
- Артистичность. Способность к импровизации. Умение убедить аудиторию.
На мой взгляд, данные критерии позволят сконцентрироваться на самом главном.
В роли Мастера, как правило, выступает педагог, который показывает не новую, изобретенную им технологию, а усовершенствованный, проверенный и дающий результат способ. В моем случае- технология личностно- ориентированного обучения.
Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству, но в современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, разрабатывать методические рекомендации.
Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь. А профессиональный рост педагога, естественно позволяет более эффективно осуществлять педагогическую деятельность и решать профессиональные задачи.
«Мастер-класс» – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Литература
- Гирба Е.Ю., Орлова Т.Э, Першина Л.А. Конкурс – ступень профессионального роста. Под. редакцией к.п.н. Гирба Е.Ю. – М.: УЦ «Перспектива», 2014. – 168 с.
- Литвинова А.Х. Мастер-класс: за или против? // Методист.–2004. – № 5. – С. 36-37.
- https://www.calameo.com/books/0068096388dbbee31eed0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность – одна из форм гармоничного развития ребенка
Обобщение опыта работы за последние несколько лет. Статья раскрывает подход к игровой деятельности, как к одной из форм гармоничного развития ребенка....
Методический материал по проведению мастер-класса "Практикум по изготовлению лекарственных форм"
Рекомендация для преподавателей по проведению практикума по изготовлению лекарственных форм "Попробуй сам" в рамках конкурса "Московские мастера" WorldSkills Russia Ju...
Почетные звания, профессиональные награды (одна награда за весь период профессиональной деятельности)
Почетные звания, профессиональные награды (одна награда за весь период профессиональной деятельности)...
Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...
Статья "Коммуникативный подход в обучении иностранному языку студентов медицинского колледжа" в сборнике материалов межрегиональной заочной научно-практической конференции педагогов "Развитие профессиональной компетенции педагога"
Статья опубликована в сборнике статей, кототрый содержит материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции для преподавателей СПО...
Консультация для педагогов "Управления стрессом в профессиональной деятельности педагога"
Каждый человек на протяжении всей жизни время от времени сталкивается со стрессовыми ситуациями. Они возникают из-за нехватки времени, конфликтов на работе и...
Мастер-класс: «STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»
В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников характеризуется как неудовлетворительный, эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...