Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.
статья на тему
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Именно в дополнительном образовании детей можно использовать эту технологии более широко. Радость от познания, от приобретения новых навыков и умений, полученных на мастер-классах, может быть перенесена в реальную жизнь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Денежко Л.А.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО г. Хабаровска
«Дворец детского творчества «Маленький принц»
Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.
Главной и основной целью дополнительного образования является всестороннее развитие личности, культуры человека, его творческих способностей, профессиональной ориентации и практических навыков. Дополнительное образование располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации и их очень много.
Считаю, что нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, однако, можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым для этого.
Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня, и это понятно, ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос : как добиться запланированного результата? Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Одной из популярных и эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма технологии как мастер-класс.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Именно в дополнительном образовании детей можно использовать эту технологии более широко. Радость от познания, от приобретения новых навыков и умений, полученных на мастер-классах, может быть перенесена в реальную жизнь. Эта технология интересна тем, что помогает преодолеть консерватизм и рутину, которая у студийцев уменьшает мотивацию к познанию нового информационного материала. На мастер-классах дети не ограничены рамками, здесь присутствует свобода творчества и деятельности, педагог старается задействовать участников в процесс, и все его задания и действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что им мешает в саморазвитии и старается создать такую атмосферу, чтобы участники проявили себя как творцы. Такими проявлениями и отличается мастер-класс от других технологий. Как правило, в процессе мастер-класса ученикам предоставляется возможность познакомиться с какой-либо новой технологией, приемами работ, новыми методиками или авторскими разработками.
В процессе демонстрации Мастером тех или иных приемов работ он обязательно их комментирует и отвечает на вопросы учеников. В заключение педагог может дать оценку сделанной работы, полезные рекомендации и советы по практическому применению полученных навыков.
Я часто использую эту эффективную технологию в своей студии и за её пределами. Какие цели и задачи при проведении мастер-классов я ставлю? Это передача знаний, умений и опыта, формирование рефлексии собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса, формирование индивидуального стиля творческой деятельности, популяризация ручного труда, создание ситуации успеха.
При проведении мастер-класса в студии «Мода и декор» я обязательно знакомлю слушателей с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещаю его содержание. Затем провожу мультимедийную презентацию и демонстрирую готовые авторские изделия либо элементы изделий, изготовленных по той технологии, которую предстоит нам выполнить в ходе занятия. Также я знакомлю детей с оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления данного изделия, знакомлю с техникой безопасности при работе с ними. И затем идёт практическая часть нашего занятия. Участники мастер-класса под моим руководством из заранее подготовленных материалов или заготовок выполняют практическое задание, основанное на технологических приемах, продемонстрированных в теоретической части. В процессе мастер-класса происходит непрерывный контакт, практический индивидуальный подход к каждому участнику, я обеспечиваю передачу своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов. Все ученики активно участвуют в заданиях, я комментирую и отвечаю на все их вопросы, создаю атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества, что обеспечивает комфорт и непринужденность в общении и работе. Во время занятия даю возможность детям импровизировать и проявлять свои способности самостоятельно и нестандартно мыслить, выдвигать свои пути решения предлагаемой проблемы.
Таким образом, можно выделить важнейшие положительные стороны мастер- класса:
- Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы.
- Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.
- Создание условий для включения всех в активную деятельность.
- Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.
- Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса.
- Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.
- Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
По отзывам и по нашим наблюдениям почти все 100% детей качественно усваивают мастер-классы, дети говорят, что они научились чему-то новому, отмечают, что им нравится атмосфера в студии. По результатам исследования было установлено, что на мастер-классах формируется первый этап развития творческих способностей. Это этап подражания и имитации, он является подготовительным к дальнейшей творческой деятельности и включает в себя:
- накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества;
- освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов.
На мастер-классах дети освоили различные технологии, проявили свою творческую индивидуальность в использовании цветовой гаммы, по-разному комбинируя её, проводили эксперименты с формами и нанесением рисунков различными приспособлениями и способами.
Таким образом, мастер-класс — универсальная технология, носящая в большинстве случаев практический характер, что способствует качественному и быстрому усвоению информации и формированию навыков. Отсутствие соревновательного характера деятельности позволяет работать детям в собственном темпе, что способствует становлению позитивной атмосферы в коллективе и общему понижению фактора «школьной тревожности». И как следствие, накопительный эффект занятий с такой формой проведения повышает мотивацию к познавательной и творческой деятельности. А это значит, что у человека появляется стремление к самосовершенствованию, самообразованию и самоактуализации, что в дальнейшем будет условием успешного становления как профессионала и личности в целом.
Итак, мастер-класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики:
- Вызов традиционной педагогике.
- Личность учителя с новым мышлением.
- Не сообщение новых знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия.
- Плюрализм мнений.
Преимущества мастер-класса вполне очевидны и они явно прослеживаются в ходе проведения:
- Во-первых, идея занятий в форме мастер-классов изначально направлена на результативность работы его «учеников», а значит, практико- и компетентностно-ориентирована. Успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.
- Во-вторых, мастер-класс - одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает ее от многих репродуктивных форм общения педагогов. Мастер-класс – это двусторонний процесс. Непрерывный контакт, практический индивидуальный подход к каждому слушателю – главное отличие мастер-класса от всех остальных форм и методов обучения.
- В-третьих, мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает использование эмпирических методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности педагога-мастера, разработку дидактических материалов для работы в собственной педагогической деятельности.
- Передача практического опыта в реальном времени и с активным участием слушателей.
- Интерактивная форма проведения, что обеспечивает комфорт и непринужденность в общении.
- Ведущий мастер-класса необязательно должен иметь какое-то звание или высокую должность. Ведь главное для мастера это безупречное владение определенной технологией, знаниями по теме и умение эффективно донести их до участников;
- Возможность ознакомиться с авторской методикой или оригинальным методом под руководством самого мастера.
Исходя из этого, можно определить основное преимущество мастер-класса – это уникальное сочетание индивидуальной работы, приобретения и закрепления практических знаний и навыков, гибкость во времени.
Важно отметить, деятельность учеников на уроках с применением данной технологии происходит в соответствии с возможностями и интересами учеников, другими словами, закономерность педагогической мастерской - действовать по-своему. Так реализуются принципы системно – деятельностного подхода. Технология преследует цель развить эстетические и интеллектуальные навыки мышления, что необходимо для развития творческой, неординарной составляющей в личности ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...
Мастер-класс "Имитационные игровые и неигровые методы обучения в нестандартных учебно-педагогических ситуациях"
Мастер-класс содержит обоснование применения игровых методов обучения. В мастер-классе изложена технология проведения игр, реализованых при обучении студентов второго курса СПО дисциплинам "Инженерная...
Мастер-класс Традиционная народная кукла "Символ года- коза" проведенный в рамках Региональной инновационной площадки. Материал для учителей технологии и преподавателей дополнительного образования.
Открытый мастер -класс проведенный для учащихся 8-х классов,в рамках Региональной инновационной площадки .Мастер класс знакомит с традиционным народным занятием по созданию куклы-Коза....
Статья «Творческая форма отчета театрально- музыкальных, инструментальных коллективов в системе дополнительного образования в условиях дистанционного обучения»
. Наша тема — это дистанционные отчеты в системе доп. образования в виде онлайн-программ, онлайн-концертов, онлайн-конкурсов, онлайн-марафонов, онлайн-флешмобов и т.д....
Мастер-класс как эффективная форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования
Главной и основной целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравст...
Инновационные педагогические технологии в системе Дополнительного образования детей
Инновационные технологии в дополнительном образовании дают возможность учащимся понять тенденции эволюции производительных сил и производственных отношений, это связано непосредственно с будущей...
Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отнош...
Комментарии
Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и р
Мастер-класс -это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания. Но учебно-исследовательская и проектно-исследовательская деятельность с обучающимися обладает более широким потенциалом развития детей...
Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения
В данной публикации более 60% компиляции. Желательно добавить больше из своих наблюдений и практики. Спасибо.