Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.
статья на тему

Денежко Лариса Александровна

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом  обучения и воспитания,  центральным  звеном  которой  является демонстрация  оригинальных  методов освоения  определенного содержания  при активной роли всех   участников занятия.  Именно в дополнительном образовании детей можно использовать эту технологии более широко.  Радость от познания, от приобретения новых навыков  и  умений,  полученных на мастер-классах,  может быть  перенесена   в  реальную  жизнь.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Денежко Л.А.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО г. Хабаровска

«Дворец детского творчества «Маленький принц»

Мастер-класс  как  инновационная педагогическая форма обучения и развития  творческих  способностей  учащихся в системе дополнительного образования.

    Главной и основной целью дополнительного образования является всестороннее развитие личности, культуры человека, его творческих способностей, профессиональной ориентации и практических  навыков.  Дополнительное образование  располагает  собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации и их очень много.  

Считаю, что нельзя навязать ребенку стремление к творчеству,  заставить его мыслить, однако, можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым  для этого.  

Кроме  того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня,  и это понятно, ведь любая технология, прежде всего,  отвечает на вопрос : как добиться запланированного результата?   Технологическое творчество   педагога – явление не новое.  В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии.  Одной из популярных и эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма технологии как мастер-класс.            

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом  обучения и воспитания,  центральным  звеном  которой  является демонстрация  оригинальных  методов освоения  определенного содержания  при активной роли всех   участников занятия.  Именно в дополнительном образовании детей можно использовать эту технологии более широко.  Радость от познания, от приобретения новых навыков  и  умений,  полученных на мастер-классах,  может быть  перенесена   в  реальную  жизнь.  Эта  технология  интересна тем,  что помогает преодолеть консерватизм и рутину,  которая у студийцев уменьшает мотивацию к познанию нового информационного материала.  На мастер-классах дети не ограничены рамками,  здесь присутствует  свобода   творчества и  деятельности,  педагог старается задействовать участников в процесс,  и  все его задания  и действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников,  сделать их активными,  разбудить в них то,  что скрыто даже для них  самих, понять  и  устранить то,  что им мешает в  саморазвитии  и старается  создать такую  атмосферу,  чтобы участники  проявили  себя как творцы. Такими проявлениями и отличается мастер-класс от других технологий.  Как правило,  в процессе мастер-класса ученикам предоставляется возможность познакомиться с какой-либо новой технологией,  приемами работ,  новыми  методиками  или авторскими разработками.

В процессе демонстрации Мастером тех или иных приемов работ он обязательно их комментирует и отвечает на вопросы учеников. В заключение педагог может дать оценку сделанной работы,  полезные рекомендации и советы по практическому применению  полученных  навыков.  

Я часто использую эту эффективную технологию в своей студии и за её пределами.      Какие цели и задачи при проведении мастер-классов я ставлю?     Это  передача знаний,  умений  и  опыта,  формирование рефлексии  собственного  профессионального  мастерства  участниками мастер-класса,  формирование   индивидуального  стиля  творческой деятельности,  популяризация  ручного  труда,   создание  ситуации успеха. 

   При  проведении мастер-класса  в студии «Мода и декор» я обязательно знакомлю слушателей с темой предстоящего занятия, его целью и задачами,  кратко освещаю его содержание.  Затем  провожу  мультимедийную  презентацию и демонстрирую готовые авторские  изделия либо элементы изделий, изготовленных по той технологии,  которую  предстоит   нам   выполнить  в  ходе   занятия. Также  я  знакомлю детей с оборудованием, инструментами и материалами,  необходимыми  для изготовления  данного  изделия, знакомлю с техникой безопасности при работе с ними.  И затем  идёт практическая часть  нашего занятия. Участники мастер-класса под моим руководством из заранее подготовленных материалов  или заготовок  выполняют практическое задание, основанное на технологических приемах, продемонстрированных в теоретической части. В процессе мастер-класса происходит непрерывный контакт, практический индивидуальный подход к каждому участнику,  я обеспечиваю передачу своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности  действий,  методов,  приемов. Все  ученики активно участвуют в заданиях,  я  комментирую и отвечаю на все  их  вопросы,  создаю атмосферу открытости,  доброжелательности,  сотворчества,  что обеспечивает комфорт и непринужденность  в  общении и работе.  Во время занятия даю возможность детям импровизировать и проявлять свои способности самостоятельно и нестандартно мыслить,  выдвигать свои пути решения предлагаемой проблемы.

Таким образом, можно выделить важнейшие положительные стороны  мастер- класса:

  • Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы.
  • Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.
  • Создание условий для включения всех в активную деятельность.
  • Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.
  • Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса.
  • Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.
  • Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

По отзывам и по нашим наблюдениям почти все 100% детей качественно усваивают мастер-классы,  дети говорят,  что они  научились чему-то новому, отмечают, что им нравится  атмосфера  в  студии.  По результатам  исследования было установлено, что на мастер-классах формируется первый этап развития творческих способностей. Это  этап подражания  и имитации, он является подготовительным к дальнейшей творческой деятельности и включает в себя:

  •  накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества;
  • освоение  эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов.

На  мастер-классах дети  освоили  различные  технологии,  проявили свою творческую индивидуальность в использовании цветовой гаммы, по-разному комбинируя её, проводили эксперименты с формами и нанесением рисунков различными приспособлениями и способами.

Таким образом,  мастер-класс — универсальная технология, носящая в большинстве случаев практический характер, что способствует качественному и быстрому усвоению информации и формированию навыков. Отсутствие соревновательного  характера  деятельности позволяет работать детям в собственном темпе, что способствует становлению позитивной атмосферы в коллективе  и общему понижению фактора «школьной тревожности».  И  как следствие, накопительный эффект занятий с такой формой проведения повышает мотивацию к познавательной и творческой деятельности.  А  это  значит, что у человека появляется стремление к самосовершенствованию, самообразованию и   самоактуализации,   что в дальнейшем будет условием успешного становления как профессионала и личности в целом.  

Итак,  мастер-класс – это  форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики:

  • Вызов традиционной педагогике.
  • Личность учителя с новым мышлением.
  • Не сообщение новых знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия.
  • Плюрализм мнений.

Преимущества   мастер-класса вполне очевидны и они явно прослеживаются в ходе проведения: 

  • Во-первых, идея   занятий в форме мастер-классов изначально направлена на результативность работы его «учеников», а значит, практико- и  компетентностно-ориентирована. Успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.
  • Во-вторых, мастер-класс - одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает ее от многих репродуктивных форм общения педагогов. Мастер-класс – это двусторонний процесс. Непрерывный контакт, практический индивидуальный подход к каждому слушателю – главное отличие мастер-класса от всех остальных форм и методов обучения.
  • В-третьих, мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает использование эмпирических методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности педагога-мастера, разработку дидактических материалов для работы в собственной педагогической деятельности.
  • Передача практического опыта в реальном времени и с активным участием слушателей.
  • Интерактивная  форма  проведения, что обеспечивает комфорт и непринужденность в общении.
  • Ведущий  мастер-класса  необязательно должен иметь какое-то звание или высокую должность. Ведь  главное  для мастера это безупречное владение определенной технологией, знаниями по теме и умение эффективно донести их до участников;
  • Возможность ознакомиться с авторской методикой или оригинальным методом под руководством самого мастера.

Исходя  из  этого, можно определить основное преимущество мастер-класса – это уникальное сочетание индивидуальной работы, приобретения и закрепления практических знаний и навыков, гибкость во времени. 

Важно отметить, деятельность учеников  на  уроках с применением данной технологии происходит в соответствии с  возможностями  и  интересами учеников, другими словами, закономерность педагогической  мастерской - действовать по-своему.  Так   реализуются принципы  системно – деятельностного  подхода.  Технология  преследует цель развить эстетические и интеллектуальные навыки мышления, что необходимо для развития творческой, неординарной составляющей в личности ученика.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Мастер-класс "Имитационные игровые и неигровые методы обучения в нестандартных учебно-педагогических ситуациях"

Мастер-класс содержит обоснование применения игровых методов обучения. В мастер-классе изложена технология проведения игр, реализованых при обучении студентов второго курса СПО дисциплинам "Инженерная...

Мастер-класс Традиционная народная кукла "Символ года- коза" проведенный в рамках Региональной инновационной площадки. Материал для учителей технологии и преподавателей дополнительного образования.

Открытый мастер -класс  проведенный для учащихся 8-х классов,в рамках Региональной инновационной площадки .Мастер класс знакомит с традиционным народным занятием по созданию куклы-Коза....

Статья «Творческая форма отчета театрально- музыкальных, инструментальных коллективов в системе дополнительного образования в условиях дистанционного обучения»

. Наша тема — это дистанционные отчеты в системе доп. образования в виде онлайн-программ, онлайн-концертов, онлайн-конкурсов, онлайн-марафонов, онлайн-флешмобов и т.д....

Мастер-класс как эффективная форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Главной и основной целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравст...

Инновационные педагогические технологии в системе Дополнительного образования детей

Инновационные технологии в дополнительном образовании дают возможность учащимся понять тенденции эволюции производительных сил и производственных отношений, это связано непосредственно с будущей...

Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей

Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отнош...


 

Комментарии

Усачева Елена Анатольевна

Мастер-класс -это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания. Но учебно-исследовательская и проектно-исследовательская деятельность с обучающимися обладает более широким потенциалом развития детей...

Усачева Елена Анатольевна

В данной публикации более 60% компиляции. Желательно добавить больше из своих наблюдений и практики. Спасибо.