ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
статья на тему

Егорова Наталья Викторовна

Работа с родителями являвляется одним из важнейших аспектов школьной психологической службы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_vzaimodeystviya_pedagoga.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Введение должности психолога в практическую систему образования позволяет раскрыть новые пути взаимодействия между школой и семьей в контексте гуманистической парадигмы. Появление психологов в школах и детских садах способствовало ориентации школьного персонала на интересы развития каждого ребенка; переосмыслении понятия "педагогика сотрудничества". Сотрудничество воспринимается как явление не линеарного порядка, включающего только звено "педагог-ученик", а как системное явление, включающее в структуру сотрудничества и родителей, и психологов как полноправных представителей образовательной системы. Однако, учитывая относительную новизну профессии практического психолога системы образования, еще не разработаны модели взаимодействия психолога с родителями.

Исследования показывают, что современные родители все больше и больше нуждаются в помощи специалистов. В зависимости от ситуации, в которой происходит общение педагога и родителей, условно можно выделить кризисное и профилактическое взаимодействия.

В процессе кризисного взаимодействия обе стороны (или хотя бы одна из них) пытаются преодолеть какую-либо кризисную ситуацию, которая и послужила поводом для встречи (часто - экстренной).

При кризисном взаимодействии педагога и родителей желательно подключить к работе психолога, который поможет обеим сторонам снять напряжение, адекватно обстановке выразить обоюдные претензии друг к другу и перейти к спокойному обсуждению проблемы с целью ее конструктивного решения.

Профилактическая работа включает в себя поиск решения проблем ребенка и родителей, причем как явных, так и латентных. При обсуждении таких явных проблем, как, например, трудности в обучении  по какому-то предмету или вредные привычки ребенка, сотрудники детского сада или школы (желателен комплексный подход, совместное участие нескольких специалистов) вместе с родителями решают, что можно предпринять, чтобы помочь ребенку.

Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы школьной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.

  • высокий уровень образованности и высокий социальный статус большинства родителей;
  • высокий уровень занятости родителей учащихся;
  • высокий уровень ожиданий относительно качества образовательного процесса в гимназии.

В связи с этим взаимодействие с родителями строится педагогом-психологом в соответствии со следующими принципами:

  • высокий профессионализм;
  • доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
  • обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
  • открытость и конгруэнтность психолога;
  • мотивирование родителей к взаимодействию с психологом различными способами;
  • системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях школьного обучения детей;
  • приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии и т.п.).

1. Анкетирование родителей с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного периода детей в 1, 5, 10 классах, особенностей их поведения дома и реакции на изменение учебной нагрузки; мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса гимназии, включающий сбор пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу по организации учебно-воспитательного процесса гимназии.

2. Консультирование семей учащихся по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей.

3. Информационно-просветительская и развивающая работа через:

  • проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей;
  • психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо педагога-психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты. Данная форма взаимодействия с родительской общественностью позволяет использовать интерактивные методы психологического воздействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс как интерактивная форма взаимодействия педагога и студентов

Статья посвящена мастер-классу, при ведении спецдисциплин, из личного опыта педагога...

Рекомендации психолога о выборе профессии для родителей и учащихся 8-11 классов (Письменная О. Н.- педагог-психолог)

Рекомендации психолога о выборе профессии для родителей и учащихся 8-11 классов (Письменная О. Н.- педагог-психолог)...

Роль родителей в учебной деятельности. Секреты для родителей учащихся 3 классов. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)

Роль родителей в учебной деятельности. Секреты для родителей учащихся 3 классов. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)...

Формы, функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между  педагогами, учащимися и родителями....

«Полезный опыт взаимодействия воспитателя и педагога – психолога учебного курса в процессе формирования УУД у воспитанников НВМУ»

Ключевой задачей ФГОС является  формирование универсальных учебных действий (УУД)В широком понимании термин УУД означает умение учиться, то есть способность к саморазвитию самосовершенствованию п...

Консультация педагога-психолога для родителей детей с ОВЗ. Младший школьный возраст. Детские страхи.

Консультация  педагога-психолога для  родителей детей с ОВЗ.Младший школьный возраст. Детские страхи. Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проя...

«Литературный кружок как форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников в процессе коррекционной работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста».

Взаимодействие с семьей ребенка является одним из важнейших аспектов в деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. А ...