ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
статья на тему
Работа с родителями являвляется одним из важнейших аспектов школьной психологической службы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_vzaimodeystviya_pedagoga.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Введение должности психолога в практическую систему образования позволяет раскрыть новые пути взаимодействия между школой и семьей в контексте гуманистической парадигмы. Появление психологов в школах и детских садах способствовало ориентации школьного персонала на интересы развития каждого ребенка; переосмыслении понятия "педагогика сотрудничества". Сотрудничество воспринимается как явление не линеарного порядка, включающего только звено "педагог-ученик", а как системное явление, включающее в структуру сотрудничества и родителей, и психологов как полноправных представителей образовательной системы. Однако, учитывая относительную новизну профессии практического психолога системы образования, еще не разработаны модели взаимодействия психолога с родителями.
Исследования показывают, что современные родители все больше и больше нуждаются в помощи специалистов. В зависимости от ситуации, в которой происходит общение педагога и родителей, условно можно выделить кризисное и профилактическое взаимодействия.
В процессе кризисного взаимодействия обе стороны (или хотя бы одна из них) пытаются преодолеть какую-либо кризисную ситуацию, которая и послужила поводом для встречи (часто - экстренной).
При кризисном взаимодействии педагога и родителей желательно подключить к работе психолога, который поможет обеим сторонам снять напряжение, адекватно обстановке выразить обоюдные претензии друг к другу и перейти к спокойному обсуждению проблемы с целью ее конструктивного решения.
Профилактическая работа включает в себя поиск решения проблем ребенка и родителей, причем как явных, так и латентных. При обсуждении таких явных проблем, как, например, трудности в обучении по какому-то предмету или вредные привычки ребенка, сотрудники детского сада или школы (желателен комплексный подход, совместное участие нескольких специалистов) вместе с родителями решают, что можно предпринять, чтобы помочь ребенку.
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы школьной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
- высокий уровень образованности и высокий социальный статус большинства родителей;
- высокий уровень занятости родителей учащихся;
- высокий уровень ожиданий относительно качества образовательного процесса в гимназии.
В связи с этим взаимодействие с родителями строится педагогом-психологом в соответствии со следующими принципами:
- высокий профессионализм;
- доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
- обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
- открытость и конгруэнтность психолога;
- мотивирование родителей к взаимодействию с психологом различными способами;
- системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях школьного обучения детей;
- приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии и т.п.).
1. Анкетирование родителей с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного периода детей в 1, 5, 10 классах, особенностей их поведения дома и реакции на изменение учебной нагрузки; мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса гимназии, включающий сбор пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу по организации учебно-воспитательного процесса гимназии.
2. Консультирование семей учащихся по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей.
3. Информационно-просветительская и развивающая работа через:
- проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей;
- психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо педагога-психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты. Данная форма взаимодействия с родительской общественностью позволяет использовать интерактивные методы психологического воздействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс как интерактивная форма взаимодействия педагога и студентов
Статья посвящена мастер-классу, при ведении спецдисциплин, из личного опыта педагога...
Рекомендации психолога о выборе профессии для родителей и учащихся 8-11 классов (Письменная О. Н.- педагог-психолог)
Рекомендации психолога о выборе профессии для родителей и учащихся 8-11 классов (Письменная О. Н.- педагог-психолог)...
Роль родителей в учебной деятельности. Секреты для родителей учащихся 3 классов. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)
Роль родителей в учебной деятельности. Секреты для родителей учащихся 3 классов. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)...
Формы, функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями....
«Полезный опыт взаимодействия воспитателя и педагога – психолога учебного курса в процессе формирования УУД у воспитанников НВМУ»
Ключевой задачей ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД)В широком понимании термин УУД означает умение учиться, то есть способность к саморазвитию самосовершенствованию п...
Консультация педагога-психолога для родителей детей с ОВЗ. Младший школьный возраст. Детские страхи.
Консультация педагога-психолога для родителей детей с ОВЗ.Младший школьный возраст. Детские страхи. Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проя...
«Литературный кружок как форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников в процессе коррекционной работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста».
Взаимодействие с семьей ребенка является одним из важнейших аспектов в деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. А ...