Тренинговая программа "Самосовершенствование педагога"
методическая разработка по теме
"...В процессе социализации, воспитания и развития личности ребёнка, важная роль отводится учителю. Характер влияния педагога зависит от свойств и качеств личности учителя, его профессиональной компетентности, авторитетности.... Исследования выявили типичные для учителя личностно-профессиональные проблемы: личностная тревожность, нестабильность, неадекватная самооценка, склонность к авторитарному стилю общения..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинговая программа "Самосовершенствования педагога" | 81.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Хасана Заманова» Актанышского муниципального Района РТ
Тренинговая программа
«Профессиональное самосовершенствование педагога»
Составила:
Педагог-психолог
Имамова Гульназ Галинуровна
2012 год
Пояснительная записка
В процессе социализации, воспитания и развития личности ребёнка, важная роль отводится учителю. Характер влияния педагога зависит от свойств и качеств личности учителя, его профессиональной компетентности, авторитетности.
Изучая влияние личности учителя на младших школьников, авторитарные педагоги характеризуются такими качествами, как положительная внутренняя, личностная, эмоционально-окрашенная, мотивированная позиция по отношению к детям: их интересы направлены на личность учащихся, они стремятся быть полезными им. Высокая компетентность и профессионализм позволяют своевременно оказывать помощь детям в самых различных ситуациях. Даже при разном темпераменте таких педагогов отличают внутреннее и внешнее спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе, сбалансированность индивидуальных личных качеств.
Отсутствие авторитета у учителя объясняется недостатком или отсутствием любви, интереса к детям; непонимание их психологии, возрастных и индивидуальных особенностей. В результате деятельность учителя отличается низкой эффективностью, повышенной трудностью. Он постоянно испытывает психологические и эмоциональные перегрузки.
Исходя из особой важности учителя, его профессиональной компетентности в формировании личности младшего школьника, представляется важным его овладение методами самодиагностики профессионально-личностных качеств, стиля педагогического общения.
Исследования выявили типичные для учителя личностно-профессиональные проблемы: личностная тревожность, нестабильность, неадекватная самооценка, склонность к авторитарному стилю общения.
Цели:
- Развитие адекватной самооценки.
- Создание устойчивых психоэмоциональных состояний.
- Формирование коммуникативной компетентности учителя.
Задачи:
- Развить позитивное мышление;
- Снижение уровня тревожности;
- Научить внимательному отношению к своим личностным потребностям;
- Научение методам самосовершенствования;
- Научение и закрепление ощущения счастья;
- Овладение техникой интонирования.
Условия для реализации:
Хорошо освещённая комната. Круглый стол, стулья. Группа из 10 – 15 человек. 10 занятий по 2 – 3 часа, 1 раз в неделю.
Форма работы: упражнения, диалог.
Диагностика: рефлексия.
Структура занятий:
- Листы формата А 4;
- Цветные карандаши;
- Ручки;
- Методика Майского А.Б. и Ковалёвой Е.Г. под ред. Овчаровой Р.В.
Ожидаемый результат:
Адекватный во всех отношениях, устойчивый психоэмоционально, компетентный в вопросах воспитания, коммуникативный учитель. Гармонично решающий всевозможные проблемы, возникающие не только в школе, но и дома.
Учебно-тематический план
№ | Тематика | Количество часов | ЛЗ | ПЗ |
1. | Знакомство. Вводная часть. | 2 | 1 | 1 |
2. | Гармония с самим собой. | 4 | 1 | 3 |
3. | Релаксация. Методы саморасслабления. | 4 | 1 | 3 |
4. | Тревожность. Как её снять. | 2 | 1 | 1 |
5. | Счастье. Как его закрепить. | 3 | 1 | 2 |
6. | Закрепительная часть. | 2 | 1 | 1 |
Итого: 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие № 1
Знакомство. Вводная часть.
Здравствуйте. Меня зовут Гульназ Галинуровна. Я проведу курс по методам профессионального самосовершенствования педагогов. Исследование психологов выявили наиболее типичные для вас личностно-профессиональные проблемы: личностная тревожность, нестабильность, нарушение Я-концепции, неадекватная самооценка и уровень притязаний, склонность к авторитарному стилю общения, гиперсоциализированность и т.д. Решение этих проблем педагогам нужно начинать с изменения отношения к себе, внимательного отношения к своим личностным потребностям, развитие позитивного мышления. Я постараюсь помочь вам в решении этих проблем, расскажу, как бороться. А начнём мы наше первое занятие с упражнения, которое называется «Контраргументы». Мы проведём его дважды: сегодня и на последнем занятии. А потом сравним их.
Упражнение «Контраргументы».
Попробуйте немного разобраться в себе, в своих достоинствах и ограничениях. Запишите их на одном листе бумаги. Старайтесь выразить то, что вы чувствуйте «здесь и теперь», поставьте год, число, час заполнения листка и сохраните его. Подумайте о том, что вы принимаете в себе, чем вы лично недовольны. Периодически возвращайтесь к этому упражнению. Анализируйте изменения ваших оценок и ваших чувств (принятие себя и недовольство собой).
Занятие № 2
Тема: «Гармония с самим собой».
Без психического и физического здоровья, жизнь человека не может быть нормальной и полноценной, то есть гармоничной. Помимо отрицательных мыслей, чувств и действий, авторы которых – мы сами, на наше здоровье влияют чужие поступки, эмоции и мысли.
Часто люди, справившись с одной проблемой, вновь заводят свою жизнь в тупик. Определив причины заболевания, подобрав определённый способ лечения и избавившись от болезни, люди продолжают вести неправильный образ жизни, нервничают по пустякам, злятся на людей, обижаются на весь мир. Люди повторяют одни и те же ошибки в жизни – и она учит их уму-разуму, применяя к ним всё более жёсткие методы воспитания.
Все религии мира в один голос твердят о том, что злые мысли, чувства и поступки вредны для души и тела. Для того чтобы наполнить душу добрыми чувствами, необязательно ждать, когда кто-то вас чем-то порадует. Рядом всегда есть человек, которому в данный момент хуже, чем вам, и кто нуждается в вашем деятельном участии, а не в обычной жалости. Сделайте что-то хорошее и не ждите людской благодарности. Само осознание, что вы сделали добро, вызывает в душе волну положительных эмоций.
Далее мы выполним упражнение. Нам понадобится лист бумаги и цветные карандаши.
Упражнение «Мои внутренние голоса или круг субличностей».
- Перечислите все свои желания. Запишите их (всё, что придёт в голову). Включите в этот список всё, чем вы обладаете и что хотели бы иметь, но не более 20 желаний. Например, не болеть…и т.п.
- Прочитайте список, сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Выберите из двадцати 5 – 6 самых существенных (не включайте те, которые вызывают вопрос «А что подумают люди?»).
- На листе нарисуйте два круга и разместите 5 – 6 желаний (субличностей).
- Нарисуйте символы субличностей и дайте им имена, имеющие для вас смысл.
- Раскройте своё «Я».
- Повторяйте это упражнение периодически и сравнивайте ваши рисунки, представления и чувства.
Занятие № 3
Игра «Мой портрет глазами группы».
Цель: развитие умений давать и принимать обратную связь в необычной форме.
Ведущий обращается к участникам группы с вопросом:
- Есть ли среди вас желающие получить психологический портрет? И не просто словесный портрет с перечислением достоинств и недостатков, а совершенно реальное изображение на бумаге вашего облика?
Определившись с натурщиком, которому предлагается занять «горячий стул», ведущий предлагает:
- Все остальные участники группы станут художниками. У каждого из вас лист бумаги и пачка фломастеров. Каждый – хоты бы в детстве – пробовал изобразить людей. У кого-то это получалось удачно, у кого-то – не очень. Мы не станем пытаться создать портрет нашего натурщика в духе реалистической продукции. Не стоит стремиться внешнему сходству. Откажемся от попыток правильно нарисовать глаза, нос, рот, верно передать цвет одежды. Зачем? Ведь для выполнения этой задачи проще использовать фотоаппарат. Мы же поставили более сложную и интересную задачу: каждый из нас должен создать именно психологический портрет человека, сидящего перед нами. Для этого можно применять изобразительные средства, предоставленные в наше распоряжение художниками-модернистами, и исходить из единственного принципа: «Я вижу так!». Пусть ваши рисунки будут иметь метафорический смысл и тонкий подтекст. Может быть, вы воспринимаете его психологический облик в виде какого-то реального предмета, а может, это какой-то узор, абстрактный орнамент или набор цветовых пятен. Ограничений для вас нет никаких, будьте свободны в выборе способа изображения его внутреннего облика. Помните, что до конца упражнения разговаривать ВОСПРЕЩАЕТСЯ.
Сделав небольшую паузу, ведущий продолжает свой монолог спокойным, чуть замедленным голосом, создавая необходимый настрой, медитативное творческое состояние участников:
- А теперь посмотрите внимательно на человека, сидящего перед вами, проникнитесь сквозь внешнюю оболочку, за которой скрывается чуткая и нежная субстанция – человеческая душа. Какова она у этого человека? В чём её отличие от других душ? Каковы её особенности, делающие этого человека уникальным созданием во Вселенной? Разглядите внутренним взором образ этой души. Услышьте звучание музыки этой души. Почувствуйте форму и поверхность, ощутите материал этой души. Поймите сущность этой души… и перенесите своё понимание на бумагу. Творите!
Рисование продолжается в течении 10 – 15 минут. Ведущий предупреждает о необходимости завершить работу за 1 минуту до конца отведённого времени. После этого рисунки располагаются на стульях участников, а все «художники» рассматривают «портреты», переходя от одного к другому. Натурщик, разумеется, тоже получает возможность увидеть изображения своего внутреннего облика.
В принципе этим можно и завершить основную часть упражнения и перейти к групповой рефлексии и обсуждению чувств, вызванных процессом создания «портретов». Организовать обсуждения можно разными способами, например, так: натурщик берёт в руки каждый из рисунков и говорит о чувствах, которые тот в нём вызывает. Интерпретирует изображение и выражает своё согласие или несогласие с «портретом». «Художник» - автор поясняет, верно ли понято изображение и что именно он хотел передать в рисунке. Можно поступить иначе: «художник», держа «портреты» в руках, по кругу рефлексируют по поводу своего творчества и дают комментарии к рисунку только по желанию. Натурщик лишь слушает и изредка задаёт вопросы. После рефлексии каждый «художник» преподносит «портрет» в дар лицу, на нём изображённому. Возможна ситуация, когда осуждение ограничивается лишь рефлексией чувств, и никаких комментариев к рисункам не делается – представляется «поле домысливания» главному герою упражнения.
Делать портрет больше 2 – 3 человек подряд не рекомендуется: наступает утомление «художников» и теряется глубина погружения во внутренний мир человека, чей портрет создаётся.
Задание № 4
Упражнение «Части моего «Я»».
Наше «Я» - это наше тело, наши мысли, наши чувства, наши ощущения, наши отношения, наша духовность. Мы существуем в определённом пространстве, питаемся определённой пищей. Каждая часть нашего «Я» играет свою роль, но все они взаимодействуют друг с другом, создавая магический узор этого «Я». Живём ли мы полноценной жизнью? Прислушиваемся ли мы к своему организму? Своим ощущениям? Даём ли мы волю нашим чувствам и интеллекту? Довольны ли мы своими отношениями с окружающими?
Подумав над этими вопросами, прислушавшись к каждому «Я», спросите себя о его самочувствии и нарисуйте условный узор вашего «Я»:
- Нарисуйте узор «Я»;
- Прислушайтесь к каждому своему «Я»;
- Спросите его о самочувствии, роли и месте в этом условном узоре;
- Окрасьте в желательный для вас цвет;
- Задумайтесь над своим «Я», чувствами, которые он вызывает;
- Сохраните узор и сравните с другими узорами, которые вы нарисуете позже.
А теперь несколько советов, которые вы должны обдумать. Для того чтобы быть здоровыми и чувствовать полноту жизни, мы должны:
- Оказывать внимание своему телу, любить его, заботиться о нём, развивать его;
- Развивать свой интеллект, обучаться новому, окружая себя тем, что стимулирует мыслительную деятельность: книгами, работой, общением, посещением специальных курсов;
- Учиться управлять своими чувствами;
- Развивать наши ощущения, научиться методам заботы об органах чувств, использовать их как дорогу жизни, соединяющую наш внутренний и внешний мир;
- Научиться гармонично решать всевозможные проблемы;
- Изучить свои физические проблемы и научиться их удовлетворять;
- Создать себе комфортное пространство из звуков, цвета, тепла, воздуха, чтобы чувствовать себя в нём уютно;
- Развивать в себе способность чувствовать биение пульса жизни, полностью раскрываться и принимать себя.
Упражнение «Рекламный ролик».
- Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы видим рекламные ролики на экранах ТВ и имеем представление. Какими разными могут быть способы презентации того или иного товара. Так как мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Наша задача – представить товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Всё как в обычной деятельности рекламной службы.
Но маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться конкретные люди, сидящие в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано игровое имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Значит, вам придётся рекламировать самого себя. Условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека, которого рекламируете в качестве какого-то товара или услуги.
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. В рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого ролика – не более 1 минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из её членов был представлен в этой рекламе.
При необходимости можно использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.
Время на подготовку – 10 минут.
Упражнение завершается обсуждением и рефлексией собственных переживаний каждого из игроков по поводу представления его в рекламном ролике.
Занятие № 5
Тема: «Методы саморасслабления».
Упражнение «Передача энергии».
- Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, он даёт вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.
- Вдохните её. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.
- Поместите энергию справа (слева). Ощутите её воздействие на левую (правую) половину тела.
- Вообразите источник энергии над головой. Почувствуйте, как энергия воздействует на голову.
- Источник энергии под ногами. Почувствуйте, как энергией накаляются ступни ваших ног, потом энергия поднимается выше и распределяется по вашему телу.
- Представьте, что вы посылаете энергию кому-то из ваших близких.
Делайте это упражнение, когда вы ощущаете упадок сил и энергии.
Упражнение «Овладение техникой интонирования».
Цель: развитие простейших навыков общения как то обращение и демонстрация внимания к собеседнику, привлечение внимания окружающих средствами мимики и пантомимики, невербальное выражение требований, передача эмоциональных состояний.
- Сказать разными интонациями в голосе слова: «Здравствуйте», «Приступим к работе», «До свидания» - громко, тихо, кратко, растянуто, заикаясь, убедительно, утвердительно, восторженно, задумчиво, вызывающе, скорбно, нежно, грубо, иронически, шутливо, злобно, тоном ответственного работника, разочарованно, торжественно, торжествующе и т.п.
- Войти в класс как неопытный учитель в незнакомый класс, уверенный в себе учитель-мастер, глубокий старик, артист балета, Гамлет, солдат.
- Улыбнуться как победитель, побеждённый, подхалим, подчинённый своему начальству, начальник своему подчинённому, мать младенцу.
- Нахмурится как хмурится ученик, которому незаслуженно поставили двойку; учитель, требующий совета ученика; рассерженный учитель, отец (мать), друг и т.п.
Занятие № 6
Упражнение «Маяк».
- Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова маяк.
- Вообразите себя этим маяком, стоящим на скале.
- Ваши стены толстые, прочные, даже сильные ветра, постоянно дующие на острове, не могут вас покачнуть. Из окон верхнего этажа вы посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните об этой энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего света, являющегося символом безопасности.
- Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе, света, который никогда не гаснет.
Это упражнение хорошо помогает, когда вы чувствуете себя беззащитным и покинутым.
Упражнение «Встреча взглядами».
Цель: разминка и развитие навыков социальной перцепции.
Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача – встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.
Упражнение «Любое число».
Способ проверки понимать друг друга без слов.
Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы. Ведущий командует: «Три – четыре!». Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть.
Кто-нибудь из участников быстро соображает, что существуют беспроигрышные варианты: нужно назвать «Один» и встать самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. Ведущему лучше прекратить игру после 1-2 удачных попыток. Участники остаются с ощущением возросшей группой сплочённости.
Занятие № 7
Тема: «Тревожность».
Тревожность – состояние духа имеющие три формы: кратковременная эмоциональная реакция слабо выраженного неадекватного страха, влияющая на нравственные суждения и решения; аналогичное духовное состояние; свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям реакций и состояний нравственной обеспокоенности по поводу своего поведения или близких людей.
Упражнение «Спутанные цепочки».
Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнёра. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается «проворачивать шарниров» - изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов пар.
Упражнение «Дискуссия в ролях друг друга».
Заключается в изображении своего партнёра по группе в определённой ситуации. Участнику, исполняющего роль другого, нужно отразить не только его манеру поведения и речи, характерные жесты, но и систему взглядов, стиль мышления.
Группа делится пополам. Одна половина образует внутренний круг участников дискуссии, другая – внешний круг наблюдателей. Каждый из участников дискуссии вытягивает карточку с именем кого-то из членов группы, сидящих во внутреннем круге. Ведущему нужно проследить, чтобы никому не досталась карточка с собственным именем – эффективность игры снизится.
Каждый из наблюдателей получает задание следить за одним из участников дискуссии, чтобы определить, чью роль тот играет.
Ведущий задаёт тему дискуссии, которая может касаться любого вопроса: «Нужны ли дома животные?», «Есть ли в жизни настоящая любовь?», «Верить ли в магическую силу сглаза и порчи?», «Стоит ли идти на выборы?», «Что особенно отталкивает и что привлекает в людях?» и т.д.
Дискуссия может продолжаться 5 – 10 минут. По её завершении слово предоставляется наблюдателем. Те высказывают предположения относительно роли своего подопечного. Прежде чем сам исполнитель подтвердит или опровергнет это мнение, другие члены группы, включая участников дискуссии, выдвигают свои предположения, обосновывая их. После того, как участники дискуссии раскроют, кого они изображали, обсуждается успешность и точность исполнения ролей. Затем участники дискуссии становятся наблюдателями, а те, получив карточки, начинают новую дискуссию в ролях друг друга.
Занятие № 8
Тема: «Общее представление о медитации».
Не все «медитативные» техники, применяемые в группах, являются собственно медитациями. В изначальном своём значении медитация – это система духовной практики, которая позволяет приблизиться к центру своего «Я» и тем самым принять на себя ответственность за содержание своих мыслей. Шри Бхагаван Раджи в своей «Оранжевой книге» пишет: «Медитация – это не деяние, это состояние вне воли. Это расслабление… В медитации не требуется никаких логических операций или выводов, вы не делаете ничего особенного – вы просто есть!... Не нужно тащить траву из земли – придёт весна, и трава сама вырастет. Медитация – это состояние, когда даёте жизни идти своим естественным чередом – не направляя её, не контролируя, не манипулируя, не навязывая ей никакой своей дисциплины. Это состояние естественной спонтанности и есть медитация».
Эта система духовной практики родилась на Востоке и принадлежит Востоку. Европейцы и американцы различными способами пытались «врастить» её в свою культуру. Не все эти способы оказались удачны. Наиболее успешной «европеизированной» модификацией восточных медитативных и телесных техник, можно считать метод аутотренинга Шульца.
Можно выделить следующие виды медитации по Александрову А.А., 1997:
- Медитация на мантрах. Объектом для сосредоточения является «мантра» - слово или фраза, многократно повторяемая, обычно про себя.
В религиозной медитации в качестве мантр используются короткие молитвы, например, «великая мантра» («маха мантра») кришнаитов («Харе Кришна, харе Рама»), повторение стихотворных отрывков и текстов народных песен также можно рассматривать как вид мантры. Обычно составляется из нескольких санскритских слов, чаще других используется мантра «Ом».
- Медитация на литрах (зрительная концентрация) здесь объектом для концентрации является зрительный образ. В восточных культурах часто используются «литры» - геометрические фигуры, предназначенные для медитации, например, «мандала» - квадрат внутри круга – символизирующий единство человека и вселенной.
- Сосредоточение на физических действиях. Этот объект для концентрации связан с фокусировкой внимания на каком-либо физическом действии. Некоторые народы Востока используют в практике продолжительные хороводные танцы с повторяющимися движениями. Исполнители этих танцев называются «танцующими дервишами». Медитативные переживания могут возникать при длительном беге трусцой.
- Решение парадоксальной задачи. Классическим примером являются дзеновские «коаны». В этом случае для размышления даётся парадоксальная на вид задача, например: «Как зовут хлопок одной ладоши?».
В современны психологических тренингах используется большое количество техник, основанных на релаксации, методах «исконной» медитации, элементах аутотренинга, суггестивных и аутосуггестивных приёмах. Достаточно часто эти техники обозначают словом «медитативные». Результаты применения подобных техник носят разные названия: трансовые состояния, состояния изменённого сознания, суггестивное погружение и прочее. Некоторые психотерапевты не мудрствуя лукаво говорят просто о психологических упражнениях по визуализации. Мы называем такого рода методы медитациями-визуализациями, поскольку практически всегда они связаны с созданием зрительных образов.
Упражнение «Горная вершина».
Задача медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволит значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря чему психотехника «Горная вершина» способствует повышению уверенности в себе.
- Вообразите себе, что вы стоите у подножия огромной горы. Со стороны вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху. Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершины, карабкаясь по трудно доступной и опасной крутизне, потому что вы…: можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба легко чётко виден тёмный движущийся крестик. Это орёл, парящий над скалами… Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них… Видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами… Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома, в домиках, миниатюрные человечки… Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в неё. Рассмотрите подробнее…
Вы слышите громкий свист ветра и разные крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полёта, независимости и силы! Насладитесь им…
Вам не составит труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершин. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор… Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяют вас беспристрастно и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов… С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки…
Пауза.
Взлетайте снова и снова, испытайте изумительное чувство полёта. Пусть оно надолго запомнится вам…А теперь вновь переместитесь в себя, стоящего у подножия горы… Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира… Поблагодарите его…
Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия.
Занятие № 9
Тема: «Счастье».
Вы не задумывались, почему за многие тысячелетия существования человечества, так и не появилось единого понимания счастья? Наверное потому, что все мы разные и счастье каждый понимает по своему. А что для вас счастье?
Наверняка вы задумывались над этим. Быть может, это много-много денег, чтобы позволить себе купить всё что угодно – как для одних или комната хотя бы в коммуналке – как для других? А может быть, возможность хотя бы разок сделать один-единственный шаг собственными ногами, которых он лишился в автомобильной катастрофе – как для других? Или некоторые не могут жить без власти над другими людьми – это делает их несчастными – как для четвёртых? А может быть, у некоторых нет детей, и родить ребёнка – это наивысшее счастье для них? И так можно перечислять до бесконечности!
Но всё-таки есть нечто, без чего невозможно счастье любого человека. И это нечто – здоровье! Конечно же, я имею в виду не только физическое, но и душевное здоровье.
Эти две составляющие здоровья, хотя бы и неразрывно связаны между собой, имеют принципиальные отличия. И вы наверняка согласитесь, что широко известное утверждение «в здоровом теле – здоровый дух» не имеет ничего общего с реальной действительностью.
Сейчас многие пишут о счастье, лишь слегка упоминая о здоровье как о непременном условии счастья, поскольку это очень глубокая тема, которая не всем «по зубам».
Мы дышим, едим, спим, ходим на работу, спорим и даже не замечаем этого «простого» счастья.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) так определил, от чего зависит счастье:
«…Субъективные блага, как, например, благородный характер, способная голова, счастливый темперамент, весёлое расположение духа и физически одарённое, вполне здоровое тело, - суть первого и самого существенного условия нашего счастья, почему и заботиться о сохранении и развитии их мы должны гораздо больше, чем об обладании внешними благами и внешней честью».
«Здоровый нищий счастливее дольного короля». Радуйтесь жизни, не поддавайтесь унынию в любых ситуациях. Выход есть всегда!
Упражнение «Оживление приятных воспоминаний».
- Вспомните то время жизни, когда вы были счастливы. Выберите какой-нибудь эпизод этого периода и заново переживите его (вы были счастливы…были охвачены торжеством…были влюблены…были на вершине подъёма…).
- Теперь попробуйте ответить самому себе, каковы самые существенные особенности этого переживания?
- Что мешает испытать эти чувства сейчас?
Повторите это упражнение, когда вы ощущаете, что вам нужна психологическая поддержка.
Упражнение «Уровень счастья».
- Сядьте удобно. Сделайте несколько полных вдохов и выдохов.
- Спросите себя, каков ваш уровень счастья сейчас? Как обычно – 100 %? Если да – примите мои поздравления.
- Если нет – скажите, что вам мешает?
- Вы тревожитесь о будущем?
- Вас беспокоит что-то в прошлом?
- Выи сравниваете себя с кем-то?
- Вы чувствуете, что вас кто-то обидел?
- Вы хотите кому-то отомстить?
4. Если вы отметили утвердительно на какие-то из вопросов, составьте список того, за что вы благодарите судьбу в данный момент (всё, что стоит благодарности). Каков ваш уровень счастья сейчас?
Делайте это упражнение, если хотите повысить в себе ощущение счастья, особенно в те моменты, когда чувствуете себя несчастным человеком.
Занятие № 10
Заключительная часть.
В обобщённом виде методы самосовершенствования учителя можно представить в таблице, выделив в ней основные проблемы учителей и предназначенные для их решения педагогические и психологические методы.
Методы личностного и профессионального самосовершенствования педагога
Проблема учителя | Методы самосовершенствования, самовоспитания и педагогической коррекции | Методы психокоррекции |
1 | 2 | 3 |
Дисбаланс культурного и социального развития | Самоанализ, самокритика, самоочищение | Релаксация, эмоциональная децентрация |
Малодифференцированный образ «Я», неадекватная самооценка | Самовоспитание, самообучение, самообладание, самоограничение | Интроспекция, идентификация, расширение средств самовыражения |
Личностная, тревожность и сверхконтроль | Самоконтроль, самостимулирование, педагогический анализ деятельности и отношений с детьми | Расширение педагогического репертуара, эмпатическое слушание, социальная рефлексия, моделирование поведения |
Эмоциональная холодность, формализм в отношения к ребёнку | Педагогические этюды, педагогическая импровизация, педагогическое прогнозирование | Развитие позитивного восприятия детей, стимулирование личностного роста в условиях тренинга |
Авторитарность и гиперсоциализированность | Педагогический анализ конкретных ситуаций | Тренировка коммуникативных умений и навыков, эмоциональное погружение |
Недостаточная профессиональная компетентность в отдельных аспектах деятельности | Психолого-педагогический консилиум, анализ психолог-педагогической информации специального назначения | Я-высказывание в педагогических ситуациях, тренировка рефлексивного поведения, самодиагностика личностно-профессиональных достоинств и ограничений. |
Учителю гораздо сложнее разобраться в своих личностных проблемах и справиться с ними, чем совершенствовать свою подготовку в той или иной профессиональной области. Однако всё, чем мы владеем как профессионалы, реализуется и проецируется на детей через нашу личность. Лишь справившись с личностными проблемами, вы сможете адекватно рефлексировать любую ситуацию, всю свою деятельность и меняться в нужном направлении.
Использованная литература:
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 2002. - 240 с.
- Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991.- 303 с.
- Словарь-справочник по нравологии – Уфа: «Творчество», 2000
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники - 2-е изд. - М.: «Ось-89», 2000- 224 с.
- Энциклопедия современной женщины. Путь к гармонии и счастью. - М.: «АНС», 2005. - 672 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие "Необитаемый остров"
Это занятие хорошо проводить на 1 курсе, когда преподаватель еще не совсем хорошо знает ребят. В процессе игры сразу видно какую позицию занимает ребонок в группе, как к нему относятся и как он сам ...
Тренинговое занятие «Вперед к победе!»
Тренинговое занятие «Вперед к победе!» Автор-составитель Вознесенская Татьяна БорисовнаПедагог-психолог ГБОУ СПО МО «УОР по гандболу» Цель тренинга: сплочение команды, развитие умения общать...
Тренинговое занятие «Вперед к победе!»
Тренинговое занятие «Вперед к победе!» Автор-составитель Вознесенская Татьяна БорисовнаПедагог-психолог ГБОУ СПО МО «УОР по гандболу» Цель тренинга: сплочение команды, развитие умения общать...
Тренинговая программа "Альтернатива"
Тренинговая программа "Альтернатива" предназначена для работы с подростками по преодолению возрастных кризисных явлений. Эффективна в работе с детьми подросткового возраста с повышенным уровнем тревож...
Тренинговое занятие для подростков «Властелин ЭМОЦИЙ»
Информирование о структуре эмоциональных переживаний, обучение осознания своего эмоционального состояния....
Тренинговое занятие "Дерево толерантности"
Знакомство ребят 10-12 лет с понятием "толерантнсть" и демонтрация участникам занятия значимости толерантного общения....
"Тренинговое занятие для педагогов"
В данном документе представлено тренинговое занятие для педагогов, направленное на сплочение коллектива....
Комментарии
Я проголосовала за Вас.
Я проголосовала за Вас. Работа интересная.
интересный тренинг,, голосую,
интересный тренинг,, голосую, мою работу можно посмотреть по ссылке http://nsportal.ru/node/651941
Гульназ Галинуровна!Отличная
Гульназ Галинуровна!Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/499316
Отличная работа!Голосую с
Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020