Тренинговое занятие "Дерево толерантности"
план-конспект занятия на тему

Знакомство ребят 10-12 лет с понятием "толерантнсть" и демонтрация участникам занятия значимости толерантного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-e.odt16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет

«Дерево толерантности»

        Цель:

1. Знакомство подростков с понятием «толерантность».

2. Показать участникам тренинга значимость толерантного общения для решения различных проблем в социуме.

        Материал: 3 шарфа для завязывания глаз, яблоко, разделенное на части, разноцветные стикеры, фломастеры, доска, мел.

        Ход занятия

        Психолог. Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они очень отличаются друг от друга. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как строить отношения с теми, кто не похож на вас.

        Прежде чем мы начнем обсуждение, давайте проведем маленький эксперимент (приглашаются три участника). Сейчас, я завяжу вам глаза и дам поочередно дотронуться до одного и того же предмета, очень хорошо знакомого вам. А затем вы решите вместе, что это за предмет! Остальные ребята, пожалуйста, оставайтесь молчаливыми участниками данного эксперимента. Надеюсь, что по окончанию эксперимента мы вместе сможем сделать интересный вывод. Завязываются глаза детям, которые участвуют в эксперименте и ведущий дает им возможность дотронуться до одного предмета - яблока, но 1-му только до кожуры яблока одним пальцем, 2-му только до мякоти яблока одним пальцем, а 3-му только до стопочки яблока одним пальцем. Дети трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 30-ти секунд, затем предмет убирается в коробку и им развязывают глаза.

        Психолог. Ваша задача – предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению (учащиеся доказывают друг другу свою точку зрения и приходят к общему ответу на поставленный вопрос – Что это?- и озвучивают его). Психолог показывает целое яблоко и анализирует ответ учащихся вместе со всеми детьми:

- Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)

- Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …)

        Психолог. Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли найти общее решение, хотя предмет был неоднозначный.

- Все вы смогли проявить очень хорошее качество личности – толерантность в общении. (На доске написано определение толерантности).

- Часто ли люди бывают, терпимы друг к другу в современной жизни? (Ответы учащихся)

        Если человек отличается от нас по внешности, по убеждению, по мировоззрению, по физическим возможностям или национальности, языку, вере, какие чувства он может вызывать у нас? (Ответы учащихся, которые необходимо записать на доске)

- раздражение,

- равнодушие,

- агрессивность,

- удивление,

- презрение,

- высокомерие.

        Если же мы проявляем терпимость, доброжелательность и внимание к другим людям, эти негативные чувства могут превратиться в положительные.

Давайте попробуем вместе это сделать. На доске вместе преобразовываем:

- умение владеть собой,

- чуткость,

- доброжелательность,

- доверие,

- великодушие,

-бескорыстие

        К какому же выводу мы можем подойти в нашей совместной работе?

        Нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.

        Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться.

        У вас есть стикеры – листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, а у меня на доске ствол дерева толерантности (дети пишут и приклеивают листочки, а затем зачитывают их).

        Рефлексия:

- Что вам понравилось в занятии?

- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?

- Одним словом оцените свое состояние во время занятия?

        Итог занятия.

        Ведущий благодарит за работу всех детей и подводит итог:

        «Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!»

Литература:

1. М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. «Рабочая книга школьного психолога».

2. Г.В. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. «Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговая программа "Самосовершенствование педагога"

"...В процессе социализации, воспитания и развития личности ребёнка, важная роль отводится учителю. Характер влияния педагога зависит от свойств и качеств личности учителя, его профессиональной ...

Тренинговое занятие "Необитаемый остров"

Это занятие хорошо проводить на 1 курсе, когда преподаватель еще не совсем хорошо знает ребят. В процессе игры сразу видно какую позицию занимает ребонок в группе, как к нему относятся и как он сам ...

Тренинговое занятие «Вперед к победе!»

Тренинговое занятие «Вперед к победе!» Автор-составитель Вознесенская Татьяна БорисовнаПедагог-психолог ГБОУ СПО МО «УОР по гандболу» Цель тренинга: сплочение команды, развитие умения общать...

Тренинговое занятие «Вперед к победе!»

Тренинговое занятие «Вперед к победе!» Автор-составитель Вознесенская Татьяна БорисовнаПедагог-психолог ГБОУ СПО МО «УОР по гандболу» Цель тренинга: сплочение команды, развитие умения общать...

Тренинговая программа "Альтернатива"

Тренинговая программа "Альтернатива" предназначена для работы с подростками по преодолению возрастных кризисных явлений. Эффективна в работе с детьми подросткового возраста с повышенным уровнем тревож...

Тренинговое занятие для подростков «Властелин ЭМОЦИЙ»

Информирование о структуре эмоциональных переживаний, обучение осознания своего эмоционального состояния....

Круглый стол с тренинговыми элементами "Долг платежом красен"

Данное занятие входит в профилактическую программу "Жизненная психология". Разработано по причине актуальности проблемы в обществе и частности среди ребят нашего учебного заведения....