Цели: содействовать процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
Задачи: навыки командообразования, развитие навыков делового общения, умения договариваться, используя позитивные приемы; развитие саморегуляции, выработка и закрепление адекватных форм поведения и реагирования.
Тип урока:
Тренинговое занятие
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Н. Козлов. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1997.
2. Т. Эксакусто. Практикум по групповой психокоррекции. Ростов-на- Дону, "Феникс", 2007.
Используемая методическая литература:
1. А. Реан, А. Кудашев, А. Баранов. Психология адаптации личности. Санкт-Петербург, "Прайм-Еврознак", 2006.
2. Л. Анн. Психологический тренинг с подростками. Издательский дом "Питер", 2003.
Используемое оборудование:
Материалы к игре: фломастеры – 2 пачки, ручки шариковые и альбомные листы по количеству игроков.
Презентации с релаксационной музыкой.
Краткое описание:
Психологическая игра для подростков 15 - 17 лет закрепит навыки позитивного делового общения, возможность проявить свои лидерские способности.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычное занятие – мы совершим путешествие на необитаемый остров.
- Как вы думаете , какие качества необходимы человеку, чтобы выжить в условиях острова?
- Как вы думаете, лучше на острове находится одному или с командой и где будет шанс больше выжить?
- Какие чувства испытает человек, если он окажется на острове один?
Для того, чтобы выжить в экстремальных условиях человек должен научиться действовать сообща, прислушиваться к другим людям, сотрудничать, приходить на помощь, уметь договариваться и принимать решения в экстремальных условиях, и если понадобиться – то и в кратчайшие сроки. Вот сегодня мы и посмотрим, как мы умеем взаимодействовать и подчиняться мнению большинства. Для этого мы сначала потренируемся, что в дальнейшем поможет нам при работе.
Давайте сейчас вспомним правила работы в группе:
Правила групповой работы:
- Слушай внимательно все выступления.
- Не критикуй высказанные идеи.
- Не перебивай выступающего, соблюдай тишину.
- Не стесняйся высказывать свое мнение, самое простое предложение часто бывает гениальным.
- Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Соблюдай личные права членов группы:
- право отстаивать свою точку зрения;
- право выдвигать идеи;
- право на обдумывание;
- право на пересмотр, уточнение своей позиции, на выдвижение нового предложения.
- Не обижайся.
- Будь доброжелательны.
- Каждый член группы несет ответственность за результативность работы группы. Успех и неудачу делим поровну
1 упражнение: ПОЖЕЛАНИЕ
Все играющие садятся в круг:
Инструкция: "Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодня. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день".
2 упражнение «Встать по числу, по цвету волос, по размеру ноги, по величине ладони, по размеру обуви…)» (психогимнастическое упражнение, тренер использует по своему усмотрению)
Все участники садятся по кругу.
Инструкция: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действии друг друга».
При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у нас была тактика?». «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»
- Вот мы с вами и готовы отправится на наш необитаемый остров. Предлагаю вам сейчас закрыть глаза, сесть по удобнее и попытаться представить себе то место, куда мы сейчас мысленно с вами перенесемся.
(Приложение №1)
Презентация «Море» с релаксационной музыкой –
на фоне музыки звучат слова ведущего.
- Каждый человек хоть однажды мечтает побыть наедине с собой, своими мыслями, чувствами. И он имеет на это полное право. Но человек существо социальное, и ему трудно быть одному очень долго. Не с кем поделиться своей радостью, не с кем обсудить проблему, посоветоваться, не от кого ждать помощи… Вспомните Робинзона Крузо: сколько усилий он приложил, чтобы преодолеть одиночество и остаться человеком!
Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие на необитаемые острова. Каким будет это путешествие, зависит только от Вас. Нас ждут два острова, «Банановый» и «Кокосовый», которые мы должны будем заселить и сделать жизнь его обитателей безопасной, достойной и интересной.
И так, на необитаемые острова отправляются первые его обитатели – президенты будущих островных государств.
Среди участников проводится жеребьевка.
Кто вытащил фишку с написанными на ней буквами «ПБ», тот президент Бананового острова, «ПК» - Кокосового. Президенты отправляются на «острова».
- Как чувствуют себя президенты наедине с собой неповторимым?
(президенты описывают свои ощущения).
- Как долго Вы можете оставаться в одиночестве?
И так, настало то время, когда Вам захотелось пообщаться, повеселиться, заняться общим полезным делом, показать свои способности. Президенты должны заселить свои острова народом так, чтобы получилось полноценное общество, способное создать каждому его члену условия для успешной и достойной жизни. Выбор производится из оставшихся участников игры по очереди. Начинает тот президент, который первый устал от одиночества. Делая выбор каждый из президентов должен его обосновать. Например: «Я выбираю Афанасьева А., так как он ведет здоровый образ жизни, человек ответственный, справедливый, хочет стать юристом. Без грамотного юриста построить правовое государство невозможно». Выбранный занимает место на острове. Следующий выбор производит президент другого острова и т. д.
Когда президенты заселят свои острова, оставшиеся участники играют роль наблюдателей. Их задача наблюдать за тем, как строят свои взаимоотношения жители в совместной деятельности при решении поставленных задач в достижении цели.
Жители двух островов получают одинаковые задания. Они должны придумать:
- название государства, столицы;
- флаг;
- герб;
- выбрать песню, которая будет гимном;
- валюта;
- основные законы (5);
-климат;
- полезные ископаемые;
-чем будут заниматься жители вашего острова.
Жители островов под руководством президентов работают в течение 15 – 20 минут.
Наблюдатели(если они есть) (каждый для себя) фиксируют основные моменты их взаимодействия на листе бумаги, разделенной пополам: +, -. Оцениваются поступки, способы и приемы взаимодействия, но не личности участников.
Обратить особое внимание на:
- четкость и обоснованность распределения обязанностей;
- руководство со стороны президента;
- умение договариваться позитивными приемами.
- (Это проговаривается, если команды не укладываются по времени - Вдалеке показалось судно, которое приближается к вашему острову – это ваш последний шанс вернуться домой! Если вы поторопитесь, то капитан судна вас примет на борт своего корабля)
«Презентация государства». В течение 3- 5 минут жители каждого острова представляют свое государство и доказывают, что оно лучшее, что именно их государство способно обеспечить каждому его члену жизнь, достойную человека.
|