Учебная программа по литературе для групп с получением общего полного образования
рабочая программа по теме
Может быть использована образовательными учреждениями системы НПО и СПО. Программа составлена в 2011 году с учетом требований ФГОС ООО. Содержится и материал для самостоятельной внеаудиторной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proga_po_literature.doc | 711 КБ |
Предварительный просмотр:
00000000000000000000000000000Программа учебной дисциплины литература разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО):
Организация-разработчик: Бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «ПУ№46»
Разработчики:
- Прохорова Н.В., преподаватель литературы высшей категории;
- Лазарева Н.Б., преподаватель литературы высшей категории;
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
| 4-6 |
| 7-39 |
| 40-41 |
| 42-46 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
литература
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина литература входит в курс общего естественнонаучного цикла
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
- В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;
- использовать рекомендованную литературоведческую и критическую литературу;
- давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;
- свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы;
- ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать;
- владеть различными приемами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении;
- при необходимости обращаться к различным формам взаимодействия искусств, используя эти материалы как при обращении к конкретному произведению, так и к определенным этапам литературного процесса;
- В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы 18-20 веков;
- основные литературные направления русской литературы 18-20 веков;
- биографические сведения об изученных писателях;
- содержание изученных произведений; отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе, а также его судьбу в читательской практике;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать:
- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- способностью находить организационно – управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность;
- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
- высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, пониманием социальной значимости своей будущей профессии;
- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
- готовностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, толерантностью к другой культуре.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 261 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 196 часов;
самостоятельной работы обучающегося 65 часов.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины литература
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровни усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). | 1 |
Введение |
Раздел 2 Русская литература 1й половины 19в. | Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. | 7 | 1,2 |
Тема 2.1 А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики. Поэма «Медный всадник». | А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье», «Зима. Что делать мне в деревне?», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Осень», «Бесы», «Когда по улицам задумчив я брожу…». Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой. Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу. Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы. Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы. Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания. Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина. Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания. Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина. Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине. Теория литературы: Элегия. | 3 2 | 2 |
Тема 2.2 М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Стихотворения. Поэма «Демон». | М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Памяти А. И. Одоевского», «Желание». Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, — квозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество. Поэма «Демон». «Демон» как романтическая поэма. Противоречивость центрального образа произведения. Земное и космическое в поэме. Смысл финала поэмы, ее философское звучание. Критики о М.Ю. Лермонтове. В.Г. Белинский о Лермонтове. Теория литературы: развитие понятия о романтизме. Для самостоятельного чтения: «Маскарад». | 2 |
Тема 2.3 Н.В.Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести» | Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев). Теория литературы: Романтизм и реализм. | 2 | 2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Раздел 3 Русская литература 2й половины 19в. | Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика. | 96 |
Тема 3.1. А.Н. Островский Жизнь и творчество. Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели. | А.Н. Островский. Сведения из биографии. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы. Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза». Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров. Теория литературы: понятие о драме. | 4 | 1,2 |
Тема 3.2. Хозяева жизни их жертвы в драме «Гроза». | Образы Дикого и Кабанихи. Забитые и безвольные(Тихон и Борис),Озорные и непокорные(Кудряш и Варвара). | 2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.3. Катерина – воплощение лучших качеств женской натуры. | Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. | 4 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.4. Подготовка к письменной работе. Письменная работа | 4 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.5. И.А. Гончаров. Сведения из биографии. «Обломов». Творческая история. Сон Обломова. | И.А. Гончаров. Сведения из биографии. «Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.). Теория литературы: социально-психологический роман. | 2 | 1,2 |
Тема 3.6. Штольц и Обломов. Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына. | Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.7. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Отцы и дети». | И.С. Тургенев. Сведения из биографии. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович). Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения. Для самостоятельного чтения: «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.8. Е.Базаров и семейство Кирсановых | Слор Базарова с Павлом Кирсановым. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.9. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм (Ситников и Кукшина). | Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.10. Тема любви в романе. Испытание Базарова любовью. Базаров и родители. | 2 | 1,2 |
Отношение Базарова к любви.Анна Сергеевна Одинцова.Причины конфликта героя с родителями.»Вечные темы «в романе. Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.11. Второй цикл «странствий» героя. Базаров и Аркадий. | Дуэль Базарова с П.П.Кирсановым.Базаров и Аркадий. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.12. Болезнь и смерть Базарова. Значение заключительных сцен романа. | Смысл финала романа .»Тайный психологизм». Авторская позиция и способы её выражения.Полемика вокруг романа. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.13. Письменная работа по роману «Отцы и дети». | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.14. Н.Г. Чернышевский. Биография. роман «Что делать?» | Н.Г. Чернышевский. Сведения из биографии. Роман «Что делать?» (обзор). Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции. Изображение “допотопного мира” в романе. Образы “новых людей”. Теория “разумного эгоизма”. Образ “особенного человека” Рахметова. Роль снов в романе. Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа | 2 | 1,2 3 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.15. Ф.И. Тютчев. Очерк жизни и творчества. Стихотворения. | . Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др. Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических | 2 | 2 |
переживаний поэта. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.16. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Стихотворения | А.А. Фет. Сведения из биографии. Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др. Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.17. А.К. Толстой. Очерк жизни и творчества. Толстой – поэт и прозаик. | А.К. Толстой. Сведения из биографии. Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Колокольчики мои…», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Ты не спрашивай, не распытывай...». | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.18. Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Стихотворения | Н.А. Некрасов. Сведения из биографии. Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века. Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд, К. Чуковский, Ю. Лотман). | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.19 Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел и жанр. Композиция. | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция | 2 | 1,5 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.20 Многообразие крестьянских типов. | «Люди холопского звания» и «народные заступники».Образ Савелия,богатыря святорусского. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.21 Образ женщины в поэме. Народный заступник Гриша Добросклонов | Судьба Матрёны Тимофеевны,смысл её «бабьей притчи».Проблемы счастья и смыслд жизни в поэме. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.22. Н.С. Лесков. Очерк жизни и творчества. Повесть-хроника «Очарованный странник». | Н.С. Лесков. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.23. М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. «История одного города». | М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. «История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека. Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»). | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.24. Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества | Жизненный и творческий луть. Достоевский в Омске.Нравственная проблематика, чувство ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.25. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского.. | Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа.Мрачный облик Петербурга. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.26. Теория Раскольникова о праве сильной личности. | Социальные и философские истоки бунта героя романа.Смысл его теории и причины поражения Раскольникова. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.27. Преступление Раскольникова | Анализ сцены преступления. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.28. «Солгал-то он бесподобно, а натуру-то не сумел рассчитать…» | Раскольников и Порфирий Петрович.Образы униженных и оскорблённых. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.29. Раскольников и «сильные мира сего» (Лужин и Свидригайлов). | Раскольников и его «двойники»(Лужин и Свидригайлов). | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.30. Раскольников и Соня Мармеладова. | Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.31. Страдание и очищение в романе | Тема гордости и смирения. Библейские мотивы. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.32. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа | Сон как художественный приём. Значение снов Раскольникова. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.33. Подготовка к письменной работе. Письменная работа. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.34. Л.Н. Толстой. Величие личности. Духовные искания. | Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Идейные искания Толстого. Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века. Теория литературы: понятие о романе-эпопее. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.35. Участие в Крымской войне. «Севастопольские рассказы». | «Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. Утверждение духовного начала в человеке. Обличение жестокости войны. Особенности поэтики Толстого. Значение « Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.36. Роман-эпопея «Война и мир». Жанр. Композиция. Изображение великосветского общества. | Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.37. Семья Болконских. Семья Ростовых. | Приёмы психологического анализа. Семьи положительных героев. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.38. Изображение войны 1805-1807гг. | Проблема истинного и ложного героизма. Поведение воина в бою. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.39. Духовные искания, «интересы мысли» и «жизнь сердца» толстовских положительных героев | ». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Приёмы изображения духовного мира героев(«диалектика души»). | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.40. Картина Отечественной войны 1812 года. Бородинское сражение. | Значение образа Платона Каратаева.. Картины войны 1812 года Осуждение войны.Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.41. Партизанская война и бегство французов из России. | Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя .Идейные искания Толстого.»Дубина народной войны»- партизанское движение и его герои в романе. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.42. «Мысль семейная» в романе «Война и мир». | Авторский идеал семьи. Антитеза как центральный композиционный приём в романе. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.43. «Мысль народная» в романе. Кутузов и Наполеон. | «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 3.44. Подготовка к письменной работе. Письменная работа. | Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века. | 4 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Раздел 4. Русская литература рубежа 19-20 вв. | 30 |
Тема 4.1 А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Рассказы. | «Студент», «Дома», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», «Палата № 6», «Дом с мезонином». Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. | 4 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 4.2 «Вишневый сад». Новаторство драматурга. | Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 4.3 Прошлое, настоящее и будущее России в пьесе. | Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух). | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 4.4 Зарубежная литература Бальзак О. «Гобсек» | Зарубежная литература (обзор) О. Бальзак «Гобсек».Тема власти денег.Реалистическое мастерство писателя. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 4.5 И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. Стихотворения. | И.А. Бунин. Сведения из биографии Поэтика И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Стихотворения: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». | 4 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 4.6 Рассказы И.А. Бунина. | Рассказы: «Деревня», «Антоновские яблоки» «Легкое дыхание «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи». Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина.Осуждение духовности существования.Тесная связь мира человека и того ,что его окружает. Критики о Бунине (В. Брюсов, Ю. Айхенвальд, З. Шаховская,О. Михайлов). | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 4.7 А.И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет». | А.И. Куприн. Сведения из биографии. Рассказы «Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна. | 4 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 4.8 М.Горький. Очерк жизни и творчества. Раннее творчество. | М. Горький. Сведения из биографии. Ранние рассказы: «Челкаш», «Коновалов», «Страсти-мордасти», «Старуха Изергиль». Соотношение романтического идеала и реалистической картины жизни. | 4 | 2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 4.9 Горький – драматург. «На дне». Судьба людей «дна». | «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 4.10 Спор о назначении человека. Три правды в пьесе. | . Спор о назначении человека.Трагическое столкновение правды факта, правды утешительной лжи и правды веры в человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 4.11 Письменная работа по пьесе «На дне». | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Раздел 5 Поэзия конца 19 – начала 20 вв. | ПОЭЗИЯ КОНЦА XIX- НАЧАЛА XX ВЕКОВ Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.; общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору). Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева. | 12 |
Тема5.1. Серебряный век русской поэзии. Символизм. Творчество В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого. | Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 5.2. А.А. Блок. Стихотворения. Поэма «Двенадцать». | А.А. Блок. Сведения из биографии. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен» «Скифы». Поэма «Двенадцать». Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме. Для самостоятельного чтения: поэма «Соловьиный сад», драматургия Блока, стихи. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 5.3 Н.С.Гумилёв. Стихотворения. Акмеизм. | . Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. Яркость , праздничность восприятия мира. Трагическая судьба поэта.Истоки акмеизма.Акмеизм как национальная форма неоромантизма. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 5.4 Футуризм. Творчество В. Хлебникова и И. Северянина. | Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак). И. Северянин. Сведения из биографии. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. В.В. Хлебников. Сведения из биографии. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений). Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 5.5 В.В. Маяковский. Стихотворения. Поэма «Облако в штанах». | В.В. Маяковский. Сведения из биографии. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», поэма «Во весь голос», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». Пьесы «Клоп», «Баня». Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 5.6 Крестьянская поэзия. С. Есенин. Стихотворения. Поэма «Анна Снегина». | Крестьянская поэзия. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н.А. Клюева, С. А. Есенина. С.А. Есенин. Сведения из биографии. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Поэма «Анна Снегина». Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Поэма «Анна Снегина» – поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме. Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Раздел 6 Русская литература 20-40х гг. | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20-40х ГОДОВ Становление новой культуры в 20-е годы. Поворот к патриотизму в середине 20-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др. Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А. Толстого. Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина, М. Булгакова. Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина. Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков). | 20 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 6.1. Общая характеристика. Творчество А.А. Фадеева, А.Н. Толстого. | Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе.Советский исторический роман. Становление личности в эпохе. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 6.2. Творчество М. Цветаевой. | М. И. Цветаева. Сведения из биографии. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», « Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы. Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности. | 1 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 6.3. Поэзия О. Мандельштама. | О.Э. Мальденштам. Сведения из биографии. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим». Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама. Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности. | 1 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 6.4. Поэзия А.А. Ахматовой. Поэма «Реквием». | А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя». Поэма «Реквием». Статьи о Пушкине. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 6.5. Б. Пастернак. Стихотворения. Роман «Доктор Живаго» (обзор). | Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений. Для самостоятельного чтения. Роман «Доктор Живаго». | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 6.6 М.А Булгаков. Очерк жизни и творчества. Роман «Белая гвардия». | М.А. Булгаков. Сведения из биографии. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (одно произведение по выбору). «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь – лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных». «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе. Для самостоятельного чтения: фельетоны 20-х годов, «Записки юного врача», «Морфий», «Записки на манжетах», «Театральный роман». | 4 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 6.7 А.П. Платонов. Очерк творчества в «Прекрасном и яростном мире». | А.П. Платонов. Сведения из биографии. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Повесть «Котлован». Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 6.8 М.А. Шолохов. Очерк творчества. Роман «Тихий Дон». Судьба Григория Мелехова. | М.А. Шолохов. Сведения из биографии. Роман «Тихий Дон» (обзор) «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романаТеория литературы: развитие понятия о стиле писателя. | 4 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 6.9 Вечные темы в романе. Роль картин природы в изображении жизни героев. | . Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Раздел 7 Великая Отечественная война в литературе | Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др. Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. | 4 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: ООФ |
Тема 7.1. Война и духовная жизнь общества. | Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др. | 4 | 2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Раздел 8 Русская литература 50-90х гг. 20 в. | Литература 50–90-х годов (обзор) Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П.Нилин «Жестокость», А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В.Дудинцев «Не хлебом единым...» и др. Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент истины», В.Кондратьев «Сашка» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников», Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр» и др. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения В.Распутин «Живи и помни»,В.Быков «Сотников». | 22 |
Тема 8.1 А.Т. Твардовский. Стихотворения. Поэма «За далью- даль». | А.Т. Твардовский. Сведения из биографии. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты, дура смерть, грозишься людям». Поэма «За далью- даль».Поэтическое и филофофское осмысление трагических событий прошлого. Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей . Художественное своеобразие творчества А. Твардовского. Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии. Для самостоятельного чтения: стихи, поэмы. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 8.2 И. Бродский. Трагическая судьба поэта. Стихотворения. | Трагическая судьба поэта .Творческий поиск и мастерство . | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 8.3 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». | А.И. Солженицын. Сведения из биографии. «Матренин двор». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 8.4 В.Т. Шаламов «Колымские рассказы» | В.Т. Шаламов. Сведения из биографии. «Колымские рассказы» (два рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 8.5 В.П. Астафьев «Печальный детектив». «Людочка».2 | Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 8.6 В.Т. Распутин. Повесть «Живи и помни». | Тема гражданской ответственности в романе.Трагедия человека,отторгнувшего себя от общества. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 8.7 В.М. Шукшин. «Чудики» и «светлые души» в рассказах Шукшина. | В.М. Шукшин. Сведения из биографии. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 8.8 Литература народов России. В. Быков. Повесть «Сотников». | Партизанская тематика .Нравственный эксперимент в повести.Рыбак и Сотников. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 8.9 Поэзия. Творчество Н. Рубцова. | Н.М. Рубцов. Сведения из биографии. Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений). Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 8.10 Драматургия. А. Вампилов «Старший сын». | А.В. Вампилов. Сведения из биографии. Пьеса «Старший сын». Нравственная острота проблематики. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Тема 8.11 Авторская песня. В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава, В. Цой | Новые идеи ,темы ,образы. Новое осмысление военной темы. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Раздел 9 Произведения зарубежной литературы 20 в. | ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2Й ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА Основные тенденции развития зарубежной литературы 2й половины ХХ века. Развитие реалистических традиций. Литература постмодернизма. Э. Хемингуэй «Старик и море». Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути. Теория литературы: постмодернизм | 2 |
Тема 9.1 Хемингуэй. Рассказ «Старик и море» | ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2Й ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА Основные тенденции развития зарубежной литературы 2й половины ХХ века. Развитие реалистических традиций. Литература постмодернизма. Э. Хемингуэй «Старик и море». Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути.Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Теория литературы: постмодернизм | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Раздел 10 Литература на современном этапе | ЛИТЕРАТУРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов. | 2 |
Тема 10.1 Общий обзор произведений последних лет | ЛИТЕРАТУРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся: |
Итоговое сочинение | 4 |
ВСЕГО | 196 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 261 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 196 |
в том числе: |
лабораторные занятия |
практические занятия |
контрольные работы |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся по литературе
№ | Содержание | Кол-во часов | Вид работы |
1 | Введение |
2 | Русская литература 1й половины 19в. 2.1 А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики. Поэма «Медный всадник». 2.2 М.Ю.Лермонтов. Сведения из биографии. Стихотворения. Поэма «Демон». 2.3 Н.В.Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести» | 0,5ч 0,5ч | Выучить стих-ние А.С. Пушкина наизусть Выучить стих-ние М.Ю.Лермонтова наизусть |
4 | Русская литература рубежа 19-20 вв. 4.1 А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Рассказы. 4.2 «Вишневый сад». Новаторство драматурга. 4.3 Прошлое, настоящее и будущее России в пьесе. 4.4 Зарубежная литература Бальзак О. «Гобсек» 4.5 И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. Стихотворения. 4.6 Рассказы И.А. Бунина. 4.7 А.И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет». 4.8 М.Горький. Очерк жизни и творчества. Раннее творчество. 4.9 Горький – драматург. «На дне». Судьба людей «дна». 4.10 Спор о назначении человека. Три правды в пьесе. 4.11 Письменная работа по пьесе «На дне». | 2ч 2ч 1ч 1ч 2ч 1ч 1ч | Подготовить отзыв о рассказе «Человек в футляре» Прочитать пьесу «Чайка» Подготовить анализ стихотворения «Вечер» Прочитать «Темные аллеи» Прочитать рассказ «Олеся», подготовить сообщение о людях природы и людях цивилизации Подготовить рецензию на рассказ «Челкаш» Подобрать материал на тему: «Концепция общества и человека в драматических произведениях Горького» |
5 | Поэзия конца 19 – начала 20 вв. 5.1 Серебряный век русской поэзии. Символизм. Творчество В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого. 5.2 А.А. Блок. Стихотворения. Поэма «Двенадцать». 5.3 Акмеизм. Творчество Н. Гумилева. 5.4 Футуризм. Творчество В. Хлебникова и И. Северянина. 5.5 В.В. Маяковский. Стихотворения. Поэма «Облако в штанах». 5.6 Крестьянская поэзия. С. Есенин. Стихотворения. Поэма «Анна Снегина». | 0,5 1ч 1ч 0,5ч | Выучить наизусть стих-ние Подобрать материал о модернистических учениях Подготовить анализ стих-ний В.Хлебникова, И.Северянина (по выбору) Выучить наизусть стих-ние |
6 | Русская литература 20-40х гг. |
6.1 Общая характеристика. Творчество А.А. Фадеева, А.Н. Толстого. 6.2 Творчество М. Цветаевой. 6.3 Поэзия О. Мандельштама. 6.4 Поэзия А.А. Ахматовой. Поэма «Реквием». 6.5 Б. Пастернак. Стихотворения. Роман «Доктор Живаго» (обзор). 6.6 М.А Булгаков. Очерк жизни и творчества. Роман «Белая гвардия». 6.7 А.П. Платонов. Очерк творчества в «Прекрасном и яростном мире». 6.8 М.А. Шолохов. Очерк творчества. Роман «Тихий Дон». Судьба Григория Мелехова. 6.9 Вечные темы в романе. Роль картин природы в изображении жизни героев. | 2ч 1ч 0,5ч 1ч 1ч 3ч 1ч 3ч 2ч | Обзорное знакомство с романом «Петр 1» А.Толстого Анализ стих-ния (по выбору) Подготовить выразительное чтение стих-ния Подготовить сообщение на тему: «Судьба и творчество А.Ахматовой» Подготовить сообщение на тему: «Б.Пастернак и семья Цветаевой» Прочитать повесть «Собачье сердце» Составить характеристику машиниста Мальцева Выявить основные темы романа «Поднятая целина» Написать рецензию на рассказ «судьба человека» |
7 | Великая Отечественная война в литературе 7.1 Война и духовная жизнь общества. | 1ч | Составить список произведений о ВОВ (проза, поэзия, драматургия) |
8 | Русская литература 50-90х гг. 20 в. |
8.1 А.Т. Твардовский. Стихотворения. Поэма «За далью даль». 8.2. И. Бродский. Трагическая судьба поэта. Стихотворения. 8.3 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». 8.4 В.Т. Шаламов «Колымские рассказы» 8.5 В.П. Астафьев «Печальный детектив». «Людочка». 8.6 В.Т. Распутин. Повесть «Живи и помни». 8.7 В.М. Шукшин. «Чудики» и «светлые души» в рассказах Шукшина. 8.8 Литература народов России. В. Быков. Повесть «Сотников». 8.9 Поэзия. Творчество Н. Рубцова. 8.10 Драматургия. А. Вампилов «Старший сын». 8.11 Авторская песня. В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава, В. Цой | 1ч 1ч 3ч 3ч 2ч 2ч 3ч 1ч 3ч 1ч | Прочитать поэму «Дом у дороги» Подготовить материал о лауреатах Нобелевской премии Составить отзыв о книге «Архипелаг ГУЛАГ» Прочитать повесть «Пастух и пастушка» Познакомиться с содержанием повести «Прощание с Матерой» Подготовить сообщение на тему: «Многообразие народных характеров в творчестве В.М. Шукшина» Подготовить материал о философско-притчевом повествовании о войне в повестях В.Быкова («Обелиск», «Знак беды») Подобрать фоно-материал на стих-ние Н.Рубцова Сделать обзор пьес А.Вампилова («Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прощание в июне») Подобрать материал о бардовской пьесе |
9 | Произведения зарубежной литературы 20 в. 9.1 Э. Хемингуэй. Рассказ «Старик и море» |
10 | Литература на современном этапе 10.1 Общий обзор произведений последних лет Итоговое сочинение | 1ч | Анализ стих-ния (А.Кузнецова, Н.Тряпкина, Г. Айги и др.) по выбору учащихся |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета: доска, мебель, демонстрационные модели и плакаты
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Учебники и учебные пособия
Литература. 10 класс. Под ред. Т.Ф. Курдюмовой, Дрофа, Москва 2007
Литература в 2х частях. 11 класс. Под ред. Т.Ф. Курдюмовой, Дрофа, Москва 2008
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен знать:
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен обладать:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Учебная программа по предмету "Музыкальная литература" в ДМШ...
План работы по созданию в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» социально-педагогических условий для сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими профессионального образования на 2015-2016
На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...
Доклад на тему «Специфика психолого-педагогического сопровождения обучающихся, относящихся к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, в рамках получения среднего профессионального образования»
В России в настоящее время существует большая группа детей, которые являются сиротами или детьми, оставшимися без попечительства родителей, т. е. социальными сиротами, - по данным на сентябрь 2018 год...
Права инвалидов и лиц с ОВЗ при получении среднего профессионального образования.
Конспект занятия кружка для слабослышащих детей "Час общения". Это занятие сопровождается показом презентации, которая помогает слабослышащим студентам визуализировать представленный материа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для 9 класса основного общего образования на 2019 - 2020 год (очно-заочная форма обучения)
Рабочая программа учебного предмета английский язык для 9 класса основного общего образования на 2019 - 2020 год (очно-заочная форма обучения) по ФГОС...
План мероприятий по сопровождению инвалидов при получении ими профессионального образования
Приказ от 17.09.2018 № 258-ОД " об утверждении плана мероприятий по сопровождению инвалидов при получении ими профессионального образования в БУ "Нижневартовский социально-гуманитарный ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 848041) учебного предмета «Физическая культура» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
При создании рабочей программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы з...