Права инвалидов и лиц с ОВЗ при получении среднего профессионального образования.
план-конспект занятия

Токарева Наталия Николаевна

Конспект занятия кружка для слабослышащих детей "Час общения". Это занятие сопровождается показом презентации, которая помогает слабослышащим студентам визуализировать представленный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГАПОУТОТ

Конспект занятия кружка для слабослышащих детей «Час общения»

Права инвалидов и лиц с ОВЗ при получении среднего профессионального образования.

Классный руководитель Токарева Н.Н.

Тамбов -2019

Цели: проанализировать права и свободы инвалидов при получении среднего профессионального образования

Задачи:

-выяснить какие законы регламентируют права лиц с ОВЗ и инвалидов в области среднего  профессионального образования;

- объяснить какие действия надо предпринять, чтобы реализовать свои права.

Вводное слово:

Законов и подзаконных актов, которые гарантируют права инвалидов и лиц с ОВЗ существует много. Какие вы знаете законы, которые обеспечивают равные возможности, а какие  особые условия обучения  для данной категории студентов СУЗов, какую именно материальную поддержку оказывает государство и какие документы надо предоставить чтобы получить ее? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить сегодня.

Начнем наше занятие с международного закона Конвенции о правах инвалидов. Статья 24: государства наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования. Это означает, что инвалиды получают внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения. Государство содействует освоению азбуки Брайля, жестового языка альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форм и общения, навыков ориентации и мобильности, поддержку со стороны сверстников, наставничество.

Конституция РФ, ст.43 провозглашает, что каждый имеет право на образование, а значит, государство поддерживает получение  профессионального образования и обучения инвалидов.

Согласно Федеральному закону о защите инвалидов в РФ, ст.19 образовательные организации совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования. Т.е. обучение инвалидов осуществляется на основе адаптированных программ и индивидуальных программ реабилитации и абилитации. Студент или его закон представитель подает заявление о согласии обучаться по адаптированным программ.

При получении образования за счет средств федерального бюджета предоставляются услуги сурдопереводчика.

Еще  законом об «Об образовании в РФ», ст.19, 36, 39 ч 6 предусмотрены следующие льготы инвалидам I и II групп, инвалидам с детства: им назначается государственная социальная стипендия, они освобождаются от внесения платы за пользованием общежитием. Чтобы получить эти льготы студенты должны предоставить в образовательную организацию документ, подтверждающий право на получение социальной помощи. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Приказ министра образования и науки Рф № 36 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» рассказывает о порядке проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ОВЗ. Они проводятся с учетом психофизических особенностей развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для технической помощи предусмотрено присутствие ассистента из числа работников образовательного учреждения, инструкция о порядке проведения вступительных испытаний предоставляется в письменном виде, беспрепятственный доступ в  помещения обеспечивают пандусы поручни, расширенные дверные проемы, специальные кресла, лифты (если нет лифта, аудитория должна располагаться на первом этаже). Для слепых предоставляются тексты со Шрифтом Брайля, или при помощи специализированных компьютерных программ. Ответ кроме этих приспособлений можно  надиктовать ассистенту.  Слабовидящим – индивидуальное равномерное освещение и текст с увеличенным шрифтом. Глухим и слабослышащим – звукоусиливающая аппаратура. Лица с нарушениями опорно-двигательной системы – выполнение письменных заданий на компьютере , по желанию можно устно. Если поступающий нуждается в особых условиях он подает заявление с указанием условий.

Материальную поддержку студентам – инвалидам гарантирует  письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому»)  Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Для получения этой льготы необходимо предоставить заключение ПМК.

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: применяется

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации (Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»).

В профессиональных образовательных организациях рекомендуется создание отдельного структурного подразделения по работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, которое обеспечивает сопровождение инклюзивного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Заключение: правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья разработано много, но насколько эффективно они реализуются в жизни, зависит от учебного заведения, от самих участников образовательного процесса и их желания интегрироваться в жизнь общества.

Профессиональное образование в соответствие с познавательными возможностями и способностями инвалидов и лиц с ОВЗ – важная часть государственной политики, которая способствует реализации важнейшего права граждан – права на образование и труд.

Интернет-ресурсы:

https://68.xn--b1aew.xn--p1ai/Dejatelnost/Policija_DETJAM/%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%8B-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2-%D0%B2-%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D1%80

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/13306c6d50519d5e25c2bc166983ed44baaa9ac2/

http://59323s003.edusite.ru/p105aa1.html 

https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/sredne-professionalnoe-obrazovanie/metodicheskie-materialy/meto 

http://www.roboi.ru/legislation/ikppmnds/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по созданию в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» социально-педагогических условий для сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими профессионального образования на 2015-2016

На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» программы подготовки специалистов среднего звена для всех специальностей технического профиля на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Физика»программы подготовки специалистов среднего звенадля всех специальностей технического профиляна базе основного общего образованияс получени...

Доклад на тему «Специфика психолого-педагогического сопровождения обучающихся, относящихся к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, в рамках получения среднего профессионального образования»

В России в настоящее время существует большая группа детей, которые являются сиротами или детьми, оставшимися без попечительства родителей, т. е. социальными сиротами, - по данным на сентябрь 2018 год...

План мероприятий по сопровождению инвалидов при получении ими профессионального образования

Приказ от 17.09.2018 № 258-ОД " об утверждении плана мероприятий по сопровождению инвалидов при получении ими профессионального образования в БУ "Нижневартовский социально-гуманитарный ...

Методические указания по курсу «Теория государства и права» (для студ. спец. 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования I курса дневной формы обуч.)

Методические указания содержат материал по основным теоретическим положениям теории государства и права, программу курса, темы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, вопросы к экзаме...

Методические указания по курсу «Конституционное право» (для студ. спец. 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования I курса дневной формы обуч.)

Методические указания содержат материал по основным теоретическим положениям конституционного права, программу курса, темы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, вопросы к экзамену. ...

Доклад на тему "Профессиональная ориентация как основание для построения индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при получении среднего профессионального образования"

Профессиональная ориентация как основание для построения индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при получении среднего профессионального образ...