УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
рабочая программа по теме

Учебная программа по предмету "Музыкальная литература" в ДМШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzlit_2009.doc191 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………..3 стр.
  2. Учебно – тематические планы …………………………………………6
  3. Содержание программы…….…………………………………………..8
  4. Методические рекомендации…………………………………….........32
  5. Методическое обеспечение……………………………………………34
  6. Рекомендуемый музыкальный материал и методическая литература……………………………………………………………...  35
  7. Учебная литература………………………………..................................36

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

1.1. Направленность программы – художественно-эстетическая

1.2. Вид программы – адаптированная

1.3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

        Предмет «Музыкальная литература» направлен на формирование интереса к классической, народной и современной музыке. Развиваются музыкальные способности детей: образное мышление, музыкальная память, возможность понимать художественную красоту музыкального произведения. Развивается музыкально-эстетический вкус, музыкальное мышление и память, обогащается слуховой опыт, расширяется кругозор в области музыкального искусства.

        Преподавание музыкальной литературы обогащает музыкально-педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся.разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с биографиями крупнейших композиторов классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни.

Новизна программы заключается в расширении музыкального материала:

  • Первый год обучения – добавлены темы: о былинных и мифологических героях – музыкантах; о музыкальных формах.
  • Второй год обучения – связь с историческими событиями 17-18 веков; сведения о композиторах второй половины 19 века: Роберте Шумане, Эдварде Григе, Ференце Листе.
  • Третий год обучения -  добавлены темы: о древней русской музыке; нотной записи; о музыкальных жанрах 17-18 веков.
  • Четвертый год обучения  - добавлены темы, посвященные жизненному и творческому пути композиторов  XX века: Лядова А. К., Танеева С., Скрябина А.Н., Рахманинова С.В., Свиридова Г.В., Гаврилина В.А. Щедрина Р.К., Шнитке А.Г.

1.4. Цель учебной программы 

  • Формирование эстетического воззрения и художественного вкуса учащихся на лучших образцах мирового музыкально-культурного наследия  
  • развитие мотивации к познанию и творчеству.

1.5. Задачи учебной программы

  • формирование интереса к музыкальному искусству;
  • дать обучающимся общее представление о мире классической музыки, об элементах ее строения и средствах выразительности;
  • обучить умению грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, работать с музыкальными структурами;
  • воспитание музыкального вкуса на основе лучших образцов мирового музыкального искусства;
  • формирование навыков внимательного, вдумчивого слушания музыкальных произведений;
  • формирование навыков собственных суждений об эмоциональном строе произведения, его характере, музыкальном образе;
  • расширение общего культурного кругозора в области музыкального искусства, включающего факты из биографий композиторов; особенностей стиля разных эпох и композиторских школ; жанровых особенностей произведения;
  • обогащение словарного запаса.

1.6. Сроки реализации

Образовательная программа рассчитана на 4 года обучения в IV – VII классах для групп с семилетним сроком обучения и во II – V классах для групп с пятилетним сроком обучения.

Возраст детей  от 9 до 16 лет.

Общий объем курса – 136 часов.

1.7. Формы и режим занятий

Урок проходит в форме группового занятия (наполняемость группы – в среднем 6-8 человек). Занятие длится 1 урок – 45 минут  - и проводится раз в неделю.

1.8. Ожидаемые результаты

По окончании данного курса учащихся должен уметь:

  • разбираться в основных музыкальных стилях, жанрах, средствах музыкальной выразительности;
  • анализировать музыкальные произведения любого жанра;
  • знать музыку изученных композиторов, жанров и стилей;
  • знать жизненный и творческий путь композиторов;
  • иметь понятие о составе симфонического, духового оркестра, оркестра русских народных инструментов и инструментальных ансамблей;
  • сознательно и эмоционально воспринимать музыку;
  • грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, рассказывать о пройденных произведениях, их содержании, композиции, выразительных средствах, пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией;
  • быть активным слушателем и пропагандистом музыки.

1.9. Формы подведения итогов реализации учебной программы

Для проверки полученных знаний, умений и навыков используются формы  текущего и итогового контроля.

К текущему контролю относятся устная и письменная проверка задания, непосредственное общение с учащимися, викторина, тест, кроссворд.

К итоговому - контрольный урок, зачет.

Контрольный урок - проводится в конце каждой четверти, а также в конце каждой пройденной темы;

Викторина используется для проверки музыкальной памяти, она проводится и после изучения какой-либо темы, и в конце каждой четверти и года.

Тест и кроссворд - наиболее интересные и свободные для детей формы проверки, они позволяют определить освоенность материала. Тест и кроссворд могут применяться в конце каждой темы, четверти, года.

Перечисленные формы контроля используются в течение всех лет обучения.

Учебно-тематический план

I год обучения

Знакомство с произведениями различных жанров и форм

на примере народной и классической музыки

Наименование тем курса

Количество часов

1.

Вводная беседа «Музыка в нашей жизни»

1

2.

Легенды о музыке (Садко, Орфей, Аполлон)

3

3.

Выразительные средства музыки

2

4.

Музыкальные инструменты (орган, клавесин, фортепиано; инструменты симфонического оркестра; русские народные инструменты; оркестры: духовой, народных инструментов, симфонический)

6

5.

Музыкальные формы. Период. Формы 2х и 3хчастные, рондо, вариации. Сонатно-симфонический цикл. (П. Чайковский «Детский альбом», В. Моцарт, Й. Гайдн, М. Глинка).

4

6.

Народная музыка (веснянки, колядки, былины, исторические, лирические, шуточные, плясовые)

2

7.

Музыкальные жанры /песня, марш, танец – народный и бальный/

4

8.

Программно-изобразительная музыка (П. Чайковский «Времена года», М. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен-Санс «Карнавал животных»)

3

9.

Музыка в театре. Балет. Опера. (Э. Григ «Пер Гюнт», П. Чайковский «Щелкунчик», М. Глинка «Руслан и Людмила»)

5

10.

Повторение пройденного материала.

4

Всего

34 час

II год обучения

Творчество классиков европейской музыки

Наименование тем курса

Количество часов

1.

Музыкальная культура Европы 17 – 18 веков (Италия, Франция, Англия)

1

2.

И. С. Бах. Краткий обзор жизни и творчества. Органные и клавирные произведения. Сюиты.

4

3.

Й. Гайдн. Краткий обзор жизни и творчества. Оркестр Гайдна. Сонатно-симфонический цикл (Симфония № 103 Es-dur); сонатная форма (сонаты  e-moll, D-dur).

4

4.

В. Моцарт. Краткий обзор жизни и творчества. Соната для фортепиано № 11 A-dur. Симфония № 40 g-moll. Опера «Свадьба Фигаро». «Маленькая ночная серенада»

5

5.

Л. Бетховен. Краткий обзор жизни и творчества. Сонаты для фортепиано № 8 c-moll. Ознакомление - № 14 cis-moll, № 23 f-moll. Симфония № 5 c-moll. Увертюра «Эгмонт»

6

6.

Ф. Шуберт. Краткий обзор жизни и творчества. Фортепианные произведения. Песенное творчество. Симфония № 8 «Неоконченная» I часть.

4

7.

Ф. Шопен. Краткий обзор жизни и творчества. Мазурки, полонезы, прелюдии, этюды, вальсы.

4

8.

Р. Шуман, Э. Григ, Ф. Лист

2

10.

Повторение пройденного материала.

4

Всего

34

III год обучения

Творчество классиков русской музыки

Наименование тем курса

Количество часов

1.

Древняя русская музыка (былины, знаменное пение)

2

2.

Русская музыка 18 века. Хоровой концерт (М. Березовский,

Д. Бортнянский)

1

3.

Мастера русского романса (А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев,

П. Булахов)

2

4.

М. И. Глинка. Краткий обзор жизни и творчества. Произведения для оркестра. Романсы и песни. Опера «Иван Сусанин»

6

5.

А. С. Даргомыжский. Краткий обзор жизни и творчества. Романсы и песни. Опера «Русалка»

3

6.

Беседа о «Могучей кучке»

1

7.

А. П. Бородин. Краткий обзор жизни и творчества. Романсы и песни. Симфония № 2 «Богатырская» I часть. Опера «Князь Игорь»

5

8.

М. П. Мусоргский. Краткий обзор жизни и творчества. Романсы и песни. Опера «Борис Годунов».

5

9.

Н. А. Римский-Корсаков. Краткий обзор жизни и творчества. Беседа об оркестре. Симфоническая сюита «Шехеразада».

5

10.

Повторение пройденного материала.

4

Всего

34

IV год обучения

Творчество русских и советских композиторов

Наименование тем курса

Количество часов

1.

Н. А. Римский-Корсаков. «Опера «Снегурочка»

3

2.

П. И. Чайковский. Краткий обзор жизни и творчества. Романсы и песни. Симфоническое творчество (разбор симфонии № 1 g-moll) . Опера «Евгений Онегин»

7

3.

Русская музыка конца 19 – начала 20 веков.

А. Глазунов (балеты), А. Лядов (симфоническое творчество),

С. Рахманинов (фортепианное творчество), А. Скрябин (фортепианное творчество), Ф. Стравинский (балет «Петрушка»).

4

4.

С. С. Прокофьев. Краткий обзор жизни и творчества. Фортепианное творчество. Кантата «Александр Невский». Балет «Ромео и Джульетта». Симфония № 7 cis-moll.

5

5.

Д. Д. Шостакович. Краткий обзор жизни и творчества. Фортепианные произведения. Симфоническое творчество

(разбор симфонии № 7 «Ленинградская»)

4

6.

А. И. Хачатурян. Краткий обзор жизни и творчества. Концерт для скрипки с оркестром d-moll. Балет «Спартак».

3

7.

Д. Б. Кабалевский. Краткий обзор жизни и творчества. Песенное творчество.

1

8.

Г. Свиридов. Краткий обзор жизни и творчества. «Патетическая оратория»

1

9.

Р. Щедрин. Краткий обзор жизни и творчества. Балет «Кармен-сюита». Произведения для оркестра («Озорные частушки»

1

10.

А. Шнитке, В Гаврилин

1

10.

Повторение пройденного материала.

4

Всего

34

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Знакомство с произведениями различных жанров и форм на примере народной и классической музыки

Вводная беседа – 1 час

Музыка в нашей жизни.

        Урок проводится в виде беседы. Выяснить отношение детей к музыке, любимые произведения, композиторы. Спеть любимые песни, сыграть или послушать известные произведения. Привести высказывания о музыке выдающихся личностей. Иллюстрации произведений изобразительного искусства.

Легенды о музыке – 3 часа.

Былина о Садко. Легенда об Орфее и Эвридике. Аполлон, состязание Аполлона и Пана.

Н. Римский-Корсаков фрагменты из оперы «Садко»

Х. Глюк фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика»

Выразительные средства музыки – 2 урока

        Мелодия как основа музыкальных произведений. Значение метра, ритма, лада, гармонии, динамики, темпа, тембра, регистра в создании художественных образов музыкального искусства.

Музыкальные инструменты – 6 уроков.

Орган, клавесин, фортепиано. Оркестровые инструменты, духовые.

        Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк».

История создания произведения (воспоминания Н. Сац). Его содержание и особенности композиции. Создание разнообразными выразительными средствами музыки ярких, оригинальных образов сказки.

Музыкальные формы – 4 урока.

П. И. Чайковский «Детский альбом»

Р. Шуман «Альбом для юношества»

Народная музыка – 2 урока.

Значение народной песни, жанры р.н.п., богатство их содержания. Устная природа народных песен. Многовариантность текстов и напевов. Жанры:

  1. Календарные (веснянки, колядки)
  2. Колыбельные (А. Лядов. Колыбельная в «Кикиморе»).
  3. Трудовые («Эй, ухнем», «Дубинушка»)
  4. Хороводные («Земелюшка-чернозем», «Как на тоненький ледок», «На горе-то»)
  5. Плясовые («Я на горку шла»)
  6. Лирические («Ах, ты, степь широкая»)
  7. Былины, исторические                                                                

Музыкальные жанры – 4 урока.

1-ый урок:

Понятие о жанрах в музыке. Назначение отдельных жанров. Песня.

2-й урок:

Маршевая музыка.

        Виды маршей: торжественные, свадебные, сказочно-фантастические, спортивные, траурные. Основные средства музыкальной выразительности, присущие жанру марша: четкий ритм, умеренный темп, 2-хдольный размер, аккордовое сопровождение. Инструментальные и песенные марши.

Д. Верди Марш из оперы «Аида»

Ф. Шопен II часть сонаты  h-moll

Ф. Мендельсон Свадебный марш из сюиты «Сон в летнюю ночь»

И. Дунаевский Марши из к/ф, песни

М. Глинка Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

Н. Римский-Корсаков Марш царя Берендея из оперы «Снегурочка»

3-й и 4-й уроки:

        Танец – один из древнейших видов искусства. Отражает национальные особенности народа. Своеобразие выразительных средств каждого танца: темп, ритм, метр. Связь музыки с движением. Прикладная и концертная танцевальная музыка. Народные и бальные танцы.

«Камаринская» - русский народный танец

М. Глинка «Камаринская»

«Трепак» - русский народный танец

П. Чайковский Трепак из балета «Щелкунчик»

«Гопак» - украинский народный танец

М. Мусоргский Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

«Казачок» - украинский народный танец

«Бульба» - белорусский народный танец

«Крыжачок» - белорусский народный танец

«Лявониха» - белорусский народный танец

«Лезгинка» - грузинский народный танец

А. Хачатурян Лезгинка из балета «Гаянэ»

Э. Григ «Норвежский танец»

И. Брамс «Венгерский танец»

Л. Боккерини «Менуэт»

Ж. Люли «Гавот»

П. Чайковский «Полька»

И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае»

П. Чайковский Вальс из балета «Щелкунчик»

Ф. Шопен «Мазурка», «Полонез»

Программно-изобразительная музыка – 3 урока.

        Понятие о программности инструментальных произведений. Картины природы, произведения литературы и живописи, события самой жизни – источник содержания произведений программной музыки. Звукоизобразительные возможности инструментальной музыки.

1-й урок:

П. Чайковский «Времена года». Краткая история создания и характеристика цикла. Пьесы – «Январь», «Песня жаворонка», «Охота», «На тройке»

2-й урок:

М. Мусоргский «Картинки с выставки». Краткая история создания цикла и его характеристика. Пьесы – «Гном», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках».

3-й урок:

К. Сен-Санс «Карнавал животных». Краткая история создания цикла и его характеристика. Пьесы – «Аквариум», «Лебедь», «Танец слонов».

Музыка в театре – 5 уроков.

        Общее понятие о театре как виде искусства. Музыка в театре. Основные музыкально-сценические жанры: опера, оперетта, балет. Музыка в спектаклях драматического театра.

1-й урок:

Э. Григ Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

Самостоятельное художественное значение музыки Грига. Яркое и самобытное отражение в ней основных образов драмы. Природа и народная фантастика в музыке Грига. Богатство и национальное своеобразие выразительных средств, используемых композитором.

«Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг».

2-й урок:

П. Чайковский балет «Щелкунчик».

Основные черты балета как музыкально-сценического жанра. Объединение в нем музыки, танца и сценического действия.

П. Чайковский – создатель русского классического балета. Сказочное содержание балета по сказке немецкого писателя Т. Гофмана. Неповторимое своеобразие каждого музыкального номера балета.

Арабский танец

Китайский танец

Трепак

Танец пастушков

Танец феи Драже

3-й и 4-й уроки:

Опера. Синтетичность оперного жанра. Ведущее значение музыки. Единство вокального и инструментального начала. Основные элементы оперы: вокальные номера (сольные и ансамблевые), оркестровые номера.

Родина оперы. Опера-сериа и опера-буффа. Зарождение оперы в России.

М. Глинка «Руслан и Людмила»

Н. Римский-Корсаков «Снегурочка»

М. Глинка «Иван Сусанин»

П. Чайковский «Пиковая дама»

Н. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»

Второй год обучения.

Творчество классиков европейской музыки

Введение – 1 урок.

Музыкальная культура Европы 17 – 18 веков. Возникновение основных жанров музыкального искусства. Опера – ведущий жанр (Италия, Франция, Германия, Англия).

А. Скарлатти Сонаты

Ж. Люли Гавот

Г. Перселл Клавирные произведения

Инструментальная музыка. Рост бытового и концертного музицирования. Развитие полифонии. Германия – страна наивысшего расцвета полифонии (творчество И. Баха).

И. Бах Органные произведения

Клавирная музыка (16 век – клавикорд, клавесин; середина 18 века – фортепиано). Французские клавесинисты Ф. Куперен, Ж. Рамо.

Тема I.

Франц Йозеф Гайдн – 4 урока.

1-й урок:

Биография и творческий путь композитора. Песни

Симфония «Часы», «Детская»

Соната  D-dur

2-й урок:

Знакомство с сонатной формой на примере сонаты e-moll. Характеристика основных тем и разделов. Тональный план. Контрастное сопоставление частей сонаты.

3-й  4-й уроки:

Сонатно-симфонический цикл. Строение цикла, чередование частей по принципу контрастности. Оркестр Гайдна.

Симфония Es-dur.

Тема II.

Вольфганг Амадей Моцарт – 5 уроков.

1-й урок:

Биография и творческий путь.

Детство. Ранне проявление гениальной одаренности. Занятия музыкой под руководством отца – Леопольда Моцарта. Блестящие концертные выступления – Париж, Лондон. Создание первых сонат, симфоний. Путешествие в Италию.

Возвращение в Зальцбург. Служба у архиепископа. Путешествие во Францию. Смерть матери. Отставка.

Венский период жизни композитора. Оперы – «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Симфонии. Квартеты, сонаты, концерты.

Тяжелое материальное положение. Создание последнего произведения – «Реквиема».

Фрагменты из «Маленькой ночной серенады»

Lacrimosa из «Реквиема»

Песни - «Колыбельная», «Приди, весна»

2-й урок:

Соната № 11 A-dur.

Своеобразие построения сонаты – отсутствие в I части сонатной формы.

I часть. Тема с вариациями. Пасторальный характер.

II часть. Менуэт. Переосмысление танцевального жанра в сонатно-симфоническом цикле.

III часть. Финал – одно из самых популярных произведений Моцарта. Яркость и богатство мелодий, выразительный и четкий ритм. Рондо.

3-й и 4-й уроки:

Опера «Свадьба Фигаро».

Отношение Моцарта к оперному жанру. Основные оперы композитора. Содержание оперы «Свадьба Фигаро». Основные действующие лица и их музыкальные характеристики.

Увертюра

Ария Фигаро «Мальчик резвый», «Если захочет барин »

Ария Керубино «Рассказать, объяснить»

Ария Сюзанны «Приди, мой милый друг»

Тема III.

Людвиг Ван Бетховен – 5 уроков.

1-й и 2-й уроки:

Биография и творческий путь.

Боннский период (1770-1792) – суровое детство, роль Нефе, первые сочинения, встреча с Моцартом, влияние французской буржуазной революции на творчество, роль встречи с Гайдном.

Ранний венский период (1792-1803) – занятия с Гайдном и Сальери, создание для ф-но «Патетической», «Лунной», «Крейцеровой сонаты» для скрипки и ф-но, третьего фортепианного концерта c-moll; начало недуга (1797) – Гейлигенштадское завещание.

Период высшего расцвета творчества (1803-1813) – роль героя и народа в борьбе, лирика медленных частей сонат и симфоний, природа в творчестве Бетховена, полная глухота и одиночество.

Поздний период (1813-1827) – последние сонаты, квартеты, мессы, симфония № 9. Мировое значение творчества Бетховена – высокая идейность, реализм, глубина содержания, интернационализм, современность творчества.

Соната № 14 «Лунная» I часть

Песня Мефистофеля о блохе

Экспозиция сонаты № 23 «Аппассионаты»

Фрагмент симфонии № 3, 6, 9

3-й урок:

Соната № 8 «Патетическая» c-moll.

4-й и 5-й уроки:

Симфония № 5 c-moll.

6-й урок:

Увертюра «Эгмонт».

Музыка к трагедии В. Гете. Увертюра как образец программной музыки. Сопоставление основных образов во вступлении, развитие идей борьбы и торжество победы в коде увертюры.

7-й урок:

Обобщающее занятие по изучению сонатно-симфонического цикла

Тема IV.

Франц Шуберт – 4 урока.

1-й урок:

Биография и творческий путь композитора. Круг образов в творчестве. Разнообразие жанров. Значение песенного начала в творчестве Шуберта.

Фортепианное творчество, его тесная связь с бытовым музицированием. Песенный склад мелодии в фортепианных произведениях.

Музыкальный момент f-moll

Экспромт № 2

Вальс h-moll

2-й урок:

Вокальное творчество Шуберта. Песни.

Ведущая роль песенного жанра в творчестве композитора и его глубокая связь с народной песней и бытовой музыкой Вены. Основное содержание и круг  образов вокальной лирики Шуберта. Единство музыки и текста. Многообразие жанров песен. Значение мелодии как ведущего начала в песнях. Значение фортепианной партии. Новаторство Шуберта в области музыкальной формы.

«Форель», «Серенада», «В путь», «Шарманщик», «Аве, Мария», баллада «Лесной царь».

3-й урок:

Симфония h-moll «Неоконченная» I часть.

Особенности строения цикла. Лирико-драматический характер музыки. Песенность тем  в симфонии.

Тема V.

Фридерик Шопен – 4 урока.

1-й урок:

Биография и творческий путь. Ведущее значение патриотической темы в творчестве. Национальный характер музыки, претворение в ней народных мелодий и ритмов.

Мазурки.

2-й урок:

Прелюдии. Этюды.

3-й урок:

Полонезы. Вальсы. Ноктюрны.

Тема VI.

Иоганн Себастьян Бах – 4 урока.

1-й урок:

Биография и творческий путь.

Детство и годы учебы; Веймарский период (1708-1717) – органное творчество; Кетенский период (1717-1723) – клавирная и оркестровая музыка; Лейпцигский период (1723-1750) – вокально-инструментальное творчество и клавирное.

Итальянский концерт

Чакона

Хоральная прелюдия

Ария альта из «Страстей по Матфею»

«Шутка»

2-й урок:

Французская сюита c-moll.

Строение сюиты как циклического произведения.

3-й урок:

Произведения для органа.

Устройство органа.

Органная токката и фуга d-moll.

Хоральные прелюдии

4-й урок:

Полифонические произведения – инвенции, фуги.

2- х и 3-хголосные инвенции

Хорошо темперированный клавир (прелюдия и фуга из ХТК I – c-moll)

Тема VII.

Вторая половина 19 века: Роберт Шуман, Эдвард Григ, Ференц Лист

Фортепианные произведения композиторов. Вокальные произведения. Оркестровые произведения.

Третий год обучения

Творчество классиков русской музыки

Введение -  2 часа.

Древняя русская музыка (былины, знаменное пение) Язычество древней Руси. Крещение Руси в конце X века. Двоеверие. Фольклор, фольклорные жанры. Былины киевского и новгородского циклов. Скоморохи.

Знаменное пение. Вклад Ивана Грозного в развитие русской музыкальной культуры. Жанр партесного концерта, канты, псальмы.

Тема I.

Русская музыка 18 века – 1 урок.

Музыкальный быт в России во времена Петра I (ассамблеи). Вокальная музыка (3-хголосные канты a capella – два верхних в терцию или сексту, нижний – гармонический бас).

Жанр оперы, хорового концерта (М. Березовский, Д. Бортнянский, Е. Фомин)

Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» ре минор.

Корни профессионального русского искусства в народном творчестве. Сборники русских народных песен.

Тема II.

Мастера русского романса (А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев,                           П. Булахов) – 2 урока.

Тема III.

Михаил Иванович Глинка – 6 часов.

1-й и 2-й уроки:

Биография и творчество.

Иллюстрации к урокам: «Не скушай», «Сомненье», «Ночной смотр», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», «Увертюра к «Руслану и Людмиле».

3-й урок:

Симфонические произведения. «Вальс-фантазия», «Камаринская».

4-й , 5-й и 6-й уроки:

Опера «Иван Сусанин».

История создания. Героико-патриотическая идея. Сюжет, композиция. Музыкальная характеристика русского народа. Роль оркестра в опере. Национальный характер музыки. Польские сцены.

Интродукция

Каватина и рондо Антониды

Танцы из  II действия

Песня Вани

Женский хор «Разгулялися, разливалися»

Романс Антониды

Речитатив и ария Сусанина

Хор «Славься»

Тема IV.

Александр Сергеевич Даргомыжский – 2 часа.

1-й урок:

Биография и творческий путь.

Вокальные произведения – «Мельник», «Я вас любил»; опера «Русалка» - каватина Князя, ария Мельника

Симфонические произведения – шутка-фантазия «Баба-Яга»

2-й урок:

Романсы и песни. Новаторство.

«Ночной зефир», «Мне грустно», «Титулярный советник», «Червяк», «Старый капрал»

Тема V.

Беседа о «Могучей кучке» - 1 урок

60-е годы в России. Расцвет русского искусства. Музыкальная жизнь 60-х годов. Русское Музыкальное Общество (1859), Петербургская и Московская консерватории (1862, 1866), Бесплатная музыкальная школа. Музыкальные критики – А. Серов, В. Стасов.

        Идейно-творческие установки композиторов «Могучей кучки»: продолжение традиций Глинки, т. е. развитие национальной русской музыки; народность, собирание и изучение народных песен (М. Балакирев), обработки народных песен (М. Балакирев и Н. Римский-Корсаков), использование крестьянской песни; использование музыки восточных народов – Кавказа и Средней Азии; реализм музыки (Н. Некрасов – И. Репин – М. Балакирев), связь с художниками-передвижниками; программность; воспитательное значение музыкального искусства (Н. Чернышевский – «Искусство есть средство для беседы с людьми»).

Балакирев «Исламей»

Бородин «В Средней Азии»

Римский_Корсаков «Не пой, красавица, при мне», «На холмах Грузии», тема Весны («Снегурочка»), «Испанское каприччио»

Мусоргский «Картинки с выставки»

Тема VI.

Александр Порфирьевич Бородин – 5 часов.

1-й урок:

Биография и творческий путь.

«Маленькая сюита»

Ноктюрн из второго струнного квартета

«Для берегов отчизны дальной»

«У людей-то в дому»

«Песня темного леса»

2-й урок:

Эпос в творчестве Бородина

 «Спящая княжна»

Симфония № 2 «Богатырская» I часть

3-й, 4-й, 5-й уроки:

Опера «Князь Игорь»

Эпический жанр. Литературный источник. Патриотическая идея. Развитие традиций Глинки. Народно-песенная основа. Русский и восточный элементы в опере.

Хор «Солнцу красному слава»

Эпизод затмения

Песня Галицкого

Хор девушек

Хор бояр «Мужайся, княгиня»

Ария князя Игоря

Ария хана Кончака

Плач Ярославны

Тема VII.

Модест Петрович Мусоргский – 5 часов.

1-й урок:

Биография и творчество. Значение.

Вступление к опере «Хованщина»

«Картинки с выставки»

2-й урок:

Песни.

Тематика. Образы русского народа. Социальная направленность. Новаторство музыкального языка. Значение творчества композитора. Современность его творчества.

«Блоха», «Сиротка», «Колыбельная Еремушке», вокальный цикл «Детская»

3-й, 4-й, 5-й уроки:

Опера «Борис Годунов»

История создания по трагедии А. Пушкина. Идея оперы. Народ – главное действующее лицо. Музыкальная характеристика действующих лиц. Смелость новаторства музыкального языка. Развитие образа народа. Значение народных сцен.

Хор «На кого ты нас покидаешь»

Сцена коронации

Монолог Пимена

Песня Варлаама

Монолог Бориса «Достиг я высшей власти»

Сцена у фонтана

Плач Юродивого

Хор «Расходилась, разгулялась»

Тема VIII.

Николай Андреевич Римский-Корсаков – 5 часов.

1-й и 2-й уроки:

Биография и творчество.

Детские годы и годы учебы. Знакомство с Балакиревым, его роль в становлении молодого композитора.. кругосветное путешествие (1862-1865). Значение творческого общения с Мусоргским. Первые сочинения – 1-я симфония (1865), «Садко» муз. картина (1867), 2 симфония «Антар» (1865), «Псковитянка» (1873). Начало педагогической деятельности. Ученики – Мясковский, Глазунов, Лядов, Стравинский, Спендиаров.

80-е годы – «Испанское каприччио», концерт для фортепиано, фантазия на народные русские темы для скрипки, романс «Анчар».

90-е годы – расцвет оперного творчества. Передовые взгляды. Мажорный вариант «Дубинушки» (1905). Значение творчества и музыкальной общественной деятельности.

«Садко» симфоническая картина

Романсы «На холмах Грузии», «Октава», «Редеет облаков»

Песни гостей из оперы «Садко»

3-й, 4-й, 5-й уроки:

Беседа об оркестре. Симфоническая сюита «Шехеразада».

Четвертый год обучения

(продолжение)

6-й, 7-й, 8-й уроки:

Опера «Снегурочка».

История создания. Содержание. Оптимистическая идея. Поэтичность и красота музыки. Образы природы. Народно-обрядовые сцены в опере. Роль народной песни и народно-песенных интонаций. Музыка фантастических сцен. Жизнеутверждающая идея оперы. Роль оркестра.

Вступление

Пролог

Шествие царя Берендея

Каватина Царя Берендея

Хор «Ай, во поле липенька»

Ариозо Мизгиря

Сцена таяния Снегурочки

Заключительный хор

Тема IX.

Петр Ильич Чайковский – 6 часов.

1-й и 2-й уроки:

Биография и творчество.

Детские годы. Годы учебы. Московский период (1866-1877). Творческая, педагогическая и музыкально-критическая деятельность композитора  1878-1885 гг. последние годы жизни.

Фрагменты 1-го фортепианного концерта

Фрагменты балета «Лебединое озеро»

Романс «Средь шумного бала»

«Сентиментальный вальс»

«Детский альбом»

«Времена года»

3-й  и 4-й уроки:

Симфоническое творчество. Симфония № 1 «Зимние грезы».

Программность симфонии. Лирико-драматический характер. Национальный характер, песенность тем.

5-й, 6-й, 7-й уроки:

Опера «Евгений Онегин».

История создания оперы. Сюжет произведения А. Пушкина. Реализм характеристик действующих лиц. Мелодизм вокальных партий. Правдивое и глубокое отражение душевной драмы основных действующих лиц.

Вступление

Дуэт Татьяны и Ольги

Хор крестьян

Ария Ольги

Ариозо Ленского

Сцена письма

Хор девушек «Девицы-красавицы»

Ария Онегина

Вальс из 4 к.

6 к. – вальс, ария Гремина

Тема X.

Русские композиторы конца 19 – начала 20 веков – 3 часа.

1-й урок:

А   Глазунов (1856-1936): концертные вальсы, концерт для скрипки a-moll, фрагменты из балета «Раймонда».

Сергей Иванович Танеев (1856-1915): хоры a capella.

Анатолий Константинович Лядов (1855-1914): полонезы D-dur, С-dur, «Кикимора».

2-й, 3-й уроки:

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943): концерты для фортепиано, прелюдии, романсы «Не пой, красавица», «Сирень».

Александр Николаевич Скрябин (1872-1915): прелюдии, этюды, поэма «Прометей».

Тема XI.

Музыка советского периода.

Многообразие жанров советской музыки – массовая песня, оперы, симфоническая музыка.

Связь молодых композиторов с композиторами старшего поколения.

Тема XII

Сергей Сергеевич Прокофьев – 5 часов

1-й урок:

Биография и творчество.

Фрагменты 3 фортепианного концерта

Фрагменты из оперы «Война и мир»

Фрагменты из балета «Золушка»

2-й урок:

Кантата «Александр Невский».

Песня об Александре Невском (№2)

Хор «Вставайте, люди русские» (№4)

«Ледовое побоище» (№5)

«Мертвое поле» (№6)

3-й урок:

Произведения для фортепиано – циклы «Детская музыка», «Сказки старой бабушки», «Мимолетности», «Сарказмы»; сонаты, концерты.

4-й урок:

Балет «Ромео и Джульетта»

Улица просыпается (№3)

Джульетта-девочка (№10)

Маски (№12)

Танец рыцарей (№13)

Прощание перед разлукой (№39)

5-й урок:

Симфония № 7.

Общая характеристика симфонии и разбор I части.

Тема XIII.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – 4 часов.

1-й урок:

Биография и творчество.

Музыка к к/ф

Фрагменты вокальных произведений

2-й и 3-й уроки:

Седьмая симфония.

История создания. Гуманистическая идея музыки. Вера в торжество света и правды над мраком. Противопоставление образов мирной жизни жестокому образу врага. Средства выразительности. Основные темы, их развитие.

4-й урок:

Произведения для фортепиано.

Прелюдии и фуги

Фортепианный концерт № 2 F-dur

Тема XIV.

Арам Ильич Хачатурян – 3 часа.

1-й урок:

Биография и творчество.

Фрагменты из балета «Гаянэ»

Фрагменты из музыки к драме «Маскарад»

Фортепианные произведения

2-й урок:

Балет «Спартак»

Триумфальный марш

Смерть гладиатора

Призыв к восстанию

Адажио Спартака и Фригии

3-й урок:

Концерт для скрипки с оркестром ре минор.

Тема XV.

Дмитрий Борисович Кабалевский – 1 час.

Тихон Николаевич Хренников

Краткий обзор биографии и творчества композиторов. Общественная деятельность. Песенное творчество.

Кабалевский : Фрагменты из концертов для юношества

24 прелюдии для фортепиано

Фрагменты из «Реквиема»

Хренников «Фантазии на темы песен»

Тема XVI.

Русская музыка второй половины XX века – 3 часа.

1-й урок:

Георгий Свиридов

Краткий обзор биографии и творчества.

Музыкальные иллюстрации к «Метели»

«Патетическая оратория»

Песни на стихи Р. Бернса

2-й урок:

Родион Константинович Щедрин

Краткий обзор биографии и творчества.

Фрагменты из балетов

Концерт № 2 для фортепиано

Пьесы для фортепиано

Basso ostinato

Озорные частушки

3-й урок:

Альфред Гарриевич Шнитке – краткий обзор биографии и творчества:

сюита в старинном стиле для скрипки

концерт для фортепиано

Валерий Александрович Гаврилин - краткий обзор биографии и творчества.

Произведения для фортепиано

Фрагменты из фильма-балета «Анюта»

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

        Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов.

        «Мы живем, - писал Л. Бернстайн,- в момент невероятного бума музыкальной активности…Больше людей слушает больше музыки, чем когда-либо».

        Получив «свободный» доступ к музыке, человек, особенно молодой, должен быть подготовлен к ее восприятию. Естественное стремление молодежи к «легкой» музыке, сопровождающей отдых, способствующей общению, не должно заслонять интереса к искусству значительного содержания.

        Постижение школьниками серьезного искусства – процесс сложный. В общении с большим искусством происходит духовное возмужание подростка, который открывает в нем новый для себя мир эмоциональных состояний и душевных порывов.

        Эффективность уроков музыкальной литературы в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения. Значительная часть материала усваивается объяснениями преподавателя. Дополнительными источниками информации могут служить разнообразные художественные иллюстрации.

        Источником художественных впечатлений детей в классе является звучащая музыка. На уроке произведение должно прозвучать либо целиком, либо законченный фрагмент. Демонстрация музыки возможна не только путем воспроизведения с помощью технических средств, но и в исполнении преподавателя. Слушание музыкального произведения полезно сочетать с наблюдением по нотам. Учащимся следует научиться видеть в музыкальном примере подтверждение сказанному в тексте. Желательно исполнение учащимися музыкальных фрагментов, хотя в некоторых случаях в виду их сложности, это может быть не обязательным заданием.

        Являясь школьной учебной дисциплиной, музыкальная литература предусматривает определенную самостоятельную работу учащихся дома по заданию учителя.

Виды письменных домашних заданий:

  • Составление краткого тезисного плана биографии композиторов в форме номинативных (назывных) предложений.
  • Выписывание из учебника новых музыкальных терминов, название сочинений, фамилии известных музыкантов, деятелей искусства и т.д.
  • Краткое изложение содержаний опер – по действиям и картинам; перечень действующих лиц с указанием голосов исполнителей.
  • Изложение своих впечатлений о музыке, прослушанной в классе или в концерте (как вид сочинения).

Преподавателю следует иметь в виду:

  • Ученики с большей охотой возьмутся за уроки, если им было интересно в классе.
  • Наличие стимулов в работе всегда делает ее и более приятной и более успешной.
  • Четкая и последовательная система контроля должна исключать ситуации, позволяющие ученикам не выполнять задания или делать их небрежно, формально.

        Воспитательное и образовательное значение музыкальной литературы как школьного предмета определяется и ее разносторонними связями со всем циклом учебных дисциплин в школе.

        Осуществление межпредметных связей рассматривается в современной педагогике как один из путей повышения эффективности в обучении.

Так, наблюдение за музыкой по нотам при ее прослушивании учит школьников ориентироваться в музыкальном тексте сочинений, облегчает освоение навыков игры по нотам. В то же время, работа с хрестоматией по музыкальной литературе возможна благодаря опыту, приобретенному в классе игры на инструменте.

        Запоминание музыки подготавливается большой практикой заучивания наизусть исполняемых произведений по специальности, а также специальными упражнениями на развитие музыкальной памяти в классе сольфеджио.

Все преподаватели музыки добиваются, чтобы ученики владели итальянской терминологией и т.д.

Рекомендуется использование в образовательном процессе учебных изданий современных авторов - теоретиков.

        Понять художественное произведение – значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним.

        С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти без него оно не возможно. Именно эстетические переживания влекут человека к общению с музыкой, принося ту высшую духовную радость, которую дарует подлинное искусство.

5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Помещение для групповых занятий по музыкально-теоретическим дисциплинам:
  • Столы – 9 шт.
  • Стулья – 22 шт.
  • Нотная магнитная доска – 1 шт.
  • Шкафы для хранения нотной и методической литературы – 3 шт.

5.2.        Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу:

  • урок
  • беседа
  • практикум
  • музыкальные игры
  • концерт, лекция-концерт
  • комбинационная

5.3.        Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

  • наглядный (демонстрация музыки, наблюдение музыки по нотам, изобразительные средства наглядности: картины, фотографии, диапозитивы и слайды, кинофильмы, DVD)
  • словесный (объяснение, рассказ, лекция, беседа, пояснение, диалог, работа с книгой)
  • практический (слуховой анализ, анализ нотного текста, рассказ о музыке, исполнение музыкальных тем, письменные работы, викторины)
  • индивидуальный опрос
  • фронтальный опрос

5.4.        Дидактический материал:

  • тематические таблицы
  • иллюстрации к музыкальным произведениям
  • портреты композиторов
  • рабочие учебные карточки
  • художественные иллюстрации

5.5.        Музыкальные инструменты: фортепиано

5.6.        Техническая оснащенность теоретического класса

  • музыкальный центр
  • проигрыватель
  • телевизор
  • видеомагнитофон
  • DVD
  • Компьютер

5.7.        Нотная литература, учебные пособия, методическая литература

6. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ  МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

И  МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. сост. Белонович Г., Котомина С. «П. Чайковский. Альбом, том 1,2», Москва, «Музыка», 1990
  2. Бородин А. «Князь Игорь» муз-но – литературная композиция А. Николаева, Москва, «Музыка», 1988
  3. Вернон Р. «Жизни великих композиторов», Москва, ТОО «Поматур»,1996
  4. Владимиров В., Лагутин А. «Хрестоматия по муз. литературе», Москва, «Музыка», 1974
  5. Глинка М. «Руслан и Людмила», клавир, Москва, «Музыка», 1988
  6. Гивенталь И., Щукина Л. «Муз. литература, вып. 1», Москва, «Музыка», 1986
  7. Галацкая В. «Муз. литература зарубежных стран. Вып. 1», Москва, «Музыка», 1985
  8. сост. Головинский Г., Ройтерштейн М. «Книга о музыке», Москва, «Советский композитор», 1988
  9. сост. Григорович В. «Великие музыканты Западной Европы», Москва, «Просвещение», 1982
  10. сост. Григорович В., Андреева З. «Слово о музыке. Русские композиторы 19 века», Москва, «Просвещение», 1990
  11. сост. Гурпов И. «Ленинградское хореографическое училище им. А. Вагановой», Ленинград, «Музыка», 1988
  12. Даргомыжский А. «Русалка», клавир, Москва, «Музыка», 1983
  13. Калинина Г. «Пособие по муз. литературе» вып.1, Москва, «Престо», 1997
  14. Левик Б. «Муз. литература зарубежных стран. Вып.2», Москва, «Музыка», 1979
  15. Моцарт В. «Свадьба Фигаро», клавир, Москва, «Музыка», 1981
  16. Моцарт В. «Волшебная флейта» клавир, Москва, «Музыка», 1982
  17. сост. Островская Я., Фролова Л. «Нотное приложение к учебному пособию «Муз-ная литература, 1-ый год обучения», СПб, «Валери», 2000
  18. Орлова Е. «Лекции по истории русской музыки», Москва, «Музыка», 1985
  19. Прохорова И. «Муз. литература зарубежных стран для 5 класса ДМШ», Москва, «Музыка», 1969
  20. Прохорова И. «Хрестоматия по муз. литературе зарубежных стран», Москва, «Музыка», 1970
  21. Прокофьев С. «Ромео и Джульетта» муз-но – литературная композиция                    Н. Адлер, Москва, «Музыка», 1986
  22. сост., автор текста Прибегина Г. «П. Чайковский. Альбом», Москва, «Музыка», 1984
  23. сост., автор текста Прибегина Г. «Московская консерватория», Москва, «Музыка», 1991
  24. сост., автор текста Розанов А. «М. Глинка. Альбом», Москва, «Музыка», 1983
  25.  сост. Рудакова Е., тексты Кандинского А. «С. Рахманинов. Альбом», Москва, «Музыка», 1988
  26. Римский – Корсаков Н. «Садко», клавир, издательство М. Беляева в Лейпциге
  27. Римский – Корсаков Н. «Снегурочка» муз-но – литературная композиция                        Ю. Комалькова, Москва, «Музыка», 1983
  28. сост. Саркисян Р., автор текста Дмитриевская Е. «Ф. Шаляпин. Альбом», Москва, «Музыка», 1986
  29. сост. Сабинина М., Цыпин Г. «Оперные либретто. Зарубежная опера», Москва, «Музыка», 1985
  30. «Советская муз. литература. Вып. 1», Москва, «Музыка», 1981
  31. Спенс К. «Все о музыке» популярная энциклопедия, Минск, «Белфакс», 1996
  32. Самонов А. «Хрестоматия по советской муз. литературе», Москва, «Музыка», 1972
  33. Смирнова Э., Самонов А. «Хрестоматия по русской муз. литературе», Москва, «Музыка», 1974
  34. Чайковский П. «Щелкунчик» » муз-но – литературная композиция Н. Адлер, Москва, «Музыка», 1989
  35. Чайковский П. «Щелкунчик» облегченное переложение для ф-но автора, Москва, «Музыка», 1969
  36. Чайковский П. «Пиковая дама». Клавир, переложение Э. Лангера, Москва,                     П. Юргенсон
  37. Чайковский П. «Евгений Онегин» клавир, Москва, «Музыка», 1984
  38. ред. Фрид Э. «Русская муз. литература» вып. 1,2,3,4, Ленинград, «Музыка», 1974

7. УЧЕБНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

  1. Аверьянова О. «Русская музыка второй половины XX века»,Москва «Росмэн»,2004
  2. Владимиров В., Лагутин А. «Музыкальная литература для 4 класса ДМШ», Москва, «Музыка», 1974
  3. Енукидзе Н. «Русская музыка конца XIX  - начала XX века»,Москва «Росмэн»,2002
  4. Осовицкая З., Казаринова А. «В мире музыки» 1-ый год обучения, Москва, «Музыка», 1996
  5. Осовицкая З. «Русская муз. литература. Часть 1», СПб, «Муз. лицей комитета по культуре», 1997
  6. Островская Я., Фролова Л. «Муз. литература в определениях и нотных примерах. 1-ый год обучения», СПб, «Валери», 1998
  7. Островская Я., Фролова Л. «Рабочая тетрадь по муз. литературе. 1-ый год обучения», СПб, «Валери», 1999
  8. Прохорова И., Скудина Г. «Советская муз. литература», Москва, «Музыка», 1978
  9. Смирнова Э. «Русская муз. литература для 6-7 классов ДМШ», Москва, «Музыка», 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа по литературе для групп с получением общего полного образования

Может быть использована образовательными учреждениями системы НПО и СПО. Программа составлена в 2011 году с учетом требований ФГОС ООО. Содержится и материал для самостоятельной внеаудиторной работы....

Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище).

Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище)....

Презентация (видеоряд) по русской музыкальной литературе. Опера Н.А.Римского-Корсакова "САДКО". Автор - Нагорная Л.Н. Московское военно-музыкальное училище.

Презентация (видеоряд) по русской музыкальной литературе. Опера Н.А.Римского-Корсакова "САДКО". Автор - Нагорная Л.Н....

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» (аккордеон) для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор"

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: аккордеон» составлена в соответствии с приказом Министерства культуры от 12 марта 2012 г. N 166 «Об утверждении федеральных  государственных т...

Урок музыкальной литературы в старших классах музыкальной студии"Музыка эпохи Барокко"

Тема урока:  Музыка Барокко.Цель:·  сопоставить музыку Барокко с музыкой других стилей разных эпох в соответствии   с сюжетной линией·  стилистическими или жанровыми особеннос...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...

Нагорная Л.Н. Диагностический материал для проведения среза остаточных знаний по учебной дисциплине «Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)». Тема 7. Модест Петрович Мусоргский

Пояснительная записка. Цели и задачи методической разработки   Учебно-методическая разработка «Диагностический материал для проведения среза остаточных знаний по дисциплине «Музы...