Доклад на тему «Специфика психолого-педагогического сопровождения обучающихся, относящихся к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, в рамках получения среднего профессионального образования»
методическая разработка

Марченко Лидия Александровна

В России в настоящее время существует большая группа детей, которые являются сиротами или детьми, оставшимися без попечительства родителей, т. е. социальными сиротами, - по данным на сентябрь 2018 года более 47 тысяч. Практически все дети-сироты получают среднее профессиональное образование, и одна из целей профессионального образовательного учреждения состоит в создании и поддержании благоприятной среды для обучения, гармонизации их состояния, социализации и оказания помощи, как психологической, так и социальной, которая возможна в рамках психолого-педагогического сопровождения. Более 85 % воспитанников детских домов не могут адаптироваться к самостоятельной жизни, поэтому так важно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение данной категории детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marchenko_l.a._doklad.docx27.17 КБ
Файл marchenko_l.a.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Введение

В России в настоящее время существует большая группа детей, которые являются сиротами или детьми, оставшимися без попечительства родителей, т. е. социальными сиротами, - по данным на сентябрь 2018 года более 47 тысяч. Практически все дети-сироты получают среднее профессиональное образование, и одна из целей профессионального образовательного учреждения состоит в создании и поддержании благоприятной среды для обучения, гармонизации их состояния, социализации и оказания помощи, как психологической, так и социальной, которая возможна в рамках психолого-педагогического сопровождения [1]. Более 85 % воспитанников детских домов не могут адаптироваться к самостоятельной жизни, поэтому так важно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение данной категории детей.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, в рамках получения среднего профессионального образования

На сегодняшний день профессиональное образование главной задачей ставит подготовку высококвалифицированного специалиста, отлично ориентирующегося в своей профессии и разбирающегося в смежных областях, который был бы востребован и конкурентоспособен на рынке труда, а также готов к непрерывному профессиональному развитию, социальной и профессиональной мобильности.

Психолого-педагогическое сопровождение – одна из частей комплексной работы профессиональной образовательной организации, направленная на поддержание здоровья, оказание психологической поддержки и помощи обучающимся, их законным представителям, педагогам и административным работникам. Психолого–педагогическое сопровождение способствует интегрированию составляющих педагогической среды в целостный социально-психолого-педагогический комплекс; поддержанию комфортной среды; участию в разрешении актуальных задач развития и обучения; формированию психологической культуры участников образовательного процесса. Таким образом, обеспечение условий для эмоционального благополучия, успешного развития и обучения является главной задачей психологического сопровождения [2].

Стоит отметить, что в большинстве случаев, дети-сироты, получающие среднее профессиональное образование не нацелены на содержательную сторону профессии. Зачастую, выбор профессии совершается не самостоятельно, а обусловлен социальными условиями (наличие общежития) и месторасположением образовательного учреждения, кроме этого, дети данной категории нацелены на скорейшее обретение финансовой независимости и самостоятельности, независимости от кого-либо.

Особенностью психолого-педагогического сопровождения детей-сирот является необходимость проведения мероприятий, направленных на повышение учебной мотивации, а также развитие профессионального самосознания, как ключевого фактора дальнейшего развития и процесса профессионализации. К основным направлениям таких мероприятий можно отнести:

  • развитие позитивной просоциальной направленности личности;
  • развитие позитивной Я-концепции;
  • дальнейшее жизненное самоопределение через правильную постановку целей и развитие волевой сферы.
  • овладение детьми знаниями, умениями и навыками эффективного поведения;
  • вооружение юношей и девушек основами знаний о брачно-семейных отношениях, потребностью в создании семьи, готовностью к вступлению в брак, умению правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей.

Данные мероприятия можно реализовать только при наличии определенных условий, а именно:

  1. психологическая безопасность образовательной среды;
  2. укомплектованность штата ОУ компетентными психолого-педагогическими кадрами;
  3. наличие современной материально-технической базы для проведения практических занятий в лабораториях или мастерских, что позволяет обучающимся сформировать представления об условия и особенностях труда; формирование позитивного отношения к получению профессии;
  4. возможность демонстрации полученных профессиональных навыков на соревнования или конкурсах.

Активное включение обучающихся в социальное взаимодействие и жизнедеятельность, тьюторство, всестороннее содействие в решении актуальных трудностей в рамках психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, содействует их социальной адаптации и личностному развитию, что способствует успеху в будущем.

Социально-психологические особенности детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, юношеского возраста

Отношение к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в системе образования всегда было неоднозначным. У одних эти дети вызывают чувство жалости и сострадания, другие считают, что дети-сироты требуют особой жёсткости и повышенной требовательности по отношению к ним. Действительно, это дети особые, по воле случая пережившие психологическую  травму. Поэтому работа с данной категорией детей должна строиться с особой тщательностью и с участием разных специалистов учреждения:  социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя, педагога-психолога и администрации учреждения.

В рамках психолого-педагогического сопровождения детей-сирот следует учитывать определенные личностные особенности. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, семья, как важнейший институт социализации личности, отсутствует, и реальный состав агентов социализации ограничен числом работников и воспитанников учреждения, что может приводить к замкнутости, недоверию, трудностям в социализации. Отсутствие четких представлений о прошлом и социальная ситуация развития порождают ограниченность временной перспективы ближайшим будущим; характерным является отсутствие четких представлений, целей и жизненных планов.

Очень сложно складывается психологическая обстановка для ребенка, лишенного эмоционального тепла и неудовлетворенности социальных потребностей. Дети-сироты юношеского возраста характеризуются особым способом социализации. Для них характерны следующие социально-психологические особенности:

  • это жилищно-бытовая неустроенность: воспитанники интернатных учреждений в самостоятельной жизни не научены решать проблемы: социально-бытовые, коммуникационные, экономические, социально-психологические;
  • материальные трудности: поскольку в период пребывания в государственных учреждениях социальной поддержки дети практически не имели карманных денег, то, естественно, прожиточный минимум для них понятие несуществующее, так как они привыкли к тому, что их кормят, покупают необходимые вещи. Они не представляют стоимости реальной жизни, не умеют экономить деньги, покупать необходимое, а не то, что им хочется;
  • отсутствие мотивации к достижению успеха: несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;
  • неумение строить отношения в социуме: неуверенность в себе, низкая самооценка, нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
  • несформировавшиеся социальные навыки: низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимание, слабо развитое чувство ответственности за свои поступки;
  • склонность к зависимому и саморазрушающему поведению – злоупотребление одним или несколькими ПАВ, обычно без признаков зависимости (курение, алкоголь, легкие наркотики, токсичные и лекарственные вещества); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.

Часто именно трудности в планировании своей жизни, а также психологические проблемы не дают интегрировать выпускника во взрослую жизнь. Таким детям сложно привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, удержаться на рабочем месте. Они по-прежнему испытывают потребность в опеке, стремятся жить в группе среди «своих», подчиняя свои интересы интересам группы. Неразвитый социальный интеллект приводит к не знанию и непониманию законов и правил общества. Такие дети с одинаковой легкостью могут быть как жертвами, так и участниками преступлений. Детям-сиротам необходимо пройти процесс социальной адаптации, сформировать позитивное отношение к окружающим, обрести способность принимать решения и нести за них ответственность, научиться вести хозяйство, планировать бюджет, подготовиться к созданию семьи и воспитанию детей. По словам председателя КРОМО «Равновесие» Александра Гезалова, «у Министерства образования до сих пор, начиная с Дзержинского, нет четких, обоснованных программ подготовки сирот к самостоятельной жизни. Если внимательно изучить то, что предлагается детям, оказывается, что в данных рекомендациях представлены взгляды взрослых на семейную жизнь, которые основаны на собственном опыте. В лучшем «советском стиле» описано, что произойдет после того, как воспитанник узнает детали этой жизни и совершенно не учитывается, что у детей уже есть особый психологический «внутриинтернатный» опыт общения» [1].

В этом возрасте так же остро стоит проблема выбора профессии. Но представление о хорошей работе у них особое: они представляют ее как ничегонеделание, но получение при этом больших денег.

Условия жизни таких детей приводят к формированию иждивенческой позиции по отношению ко всем окружающим. Она проявляется в высказываниях: «Вы нам должны…», «Вы обязаны…», «Дайте нам…» и т.д. Наблюдается так называемая потребительская психология по отношению к близким, государству, обществу.

Таким образом, работа с данной категорией детей осуществляется с учетом особенностей развития каждого воспитанника. Учитывая психологические особенности, педагог-психолог определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого воспитанника. Все это требует от специалиста не только психолого-педагогических знаний, но и знаний в области физиологии, владении инновационными педагогическими технологиями. Только в этом случае, процесс различных мер социальной, психологической, педагогической  поддержки данной категории обучающихся, принесет положительный результат при адаптации к будущей самостоятельной жизни.

Инновационные педагогические технологии

Для работы со студентами наиболее эффективны экспресс-тесты, которые здесь и сейчас дают информацию для респондентов, также  наиболее привлекательны для студентов игровые методики, которые имеют небольшое количество вопросов и сравнительно легкую обработку результатов, а кроме того, несут в себе богатый материал по выявлению различных негативных качеств личности и их своевременной коррекции, упражнения с использованием метода РКМ (развития критического мышления).  Предлагаю вам поучаствовать в подобных упражнениях и проверить на себе, насколько эти методики результативны.

1.«Сказка о баронессе».

2.Просмотр видео «В чем причина сиротства. Почему дети попадают в детские дома. Ролик Общего дела».

          3. «Выбор»

Подобные интерактивные методы работы важны тем, что обеспечивают обратную связь для оптимальной организации педагогического процесса

4. Ранние сексуальные связи «Ефросинья и Ануфрий».

Заключение

Сегодня вы познакомились со спецификой психолого-педагогического сопровождения обучающихся, относящихся к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, в рамках получения среднего профессионального образования и увидели, как можно эффективно использовать инновационные педагогические технологии.

Хотелось бы дать рекомендации по подбору и использованию различных методик. Методические средства следует брать только из рекомендованных источников министерства образования. В помощь для вас подготовлен раздаточный материал с некоторыми рекомендованными источниками.

Литература и интернет источники

1. Кондратюк М.И. Особенности психологического сопровождения детей-сирот в рамках получения среднего профессионального образования // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 120-124.

2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-psihologicheskoe-soprovozhdenie-detey-sirot-v-professionalnyh-uchebnyh-zavedeniyah (Дата обращения: 26.12.2018).

3.ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/#ixzz5ekmyMcp6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Специфика психолого-педагогического сопровождения обучающихся, относящихся к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, в рамках получения СПО»

Слайд 2

Н а сентябрь 2018 года более 47 тысяч Практически все дети-сироты получают СПО Более 85 % воспитанников детских домов не могут адаптироваться к самостоятельной жизни

Слайд 3

Основные направления психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, в рамках получения среднего профессионального образования

Слайд 4

1)развитие позитивной просоциальной направленности; 2) развитие позитивной Я-концепции ; 3)дальнейшее жизненное самоопределение; 4)вооружение основами знаний о брачно-семейных отношениях.

Слайд 5

Социально-психологические особенности данной категории обучающихся:

Слайд 6

1)это жилищно-бытовая неустроенность ; 2)материальные трудности; 3)отсутствие мотивации к достижению успеха; 4)неумение строить отношения в социуме; 5 )склонность к зависимому и саморазрушающему поведению.

Слайд 7

Детям-сиротам необходимо: - пройти процесс социальной адаптации; - сформировать позитивное отношение к окружающим;

Слайд 8

- обрести способность принимать решения и нести за них ответственность ; - научиться вести хозяйство, планировать бюджет; - подготовиться к созданию семьи и воспитанию детей.

Слайд 9

Инновационные педагогические технологии и методы

Слайд 10

Упражнение «Степень ответственности»

Слайд 11

Барон Баронесса Подруга Знакомый Сумасшедший Паромщик

Слайд 12

23.1.18 С клонность к зависимому и саморазрушающему поведению

Слайд 13

Упражнение «Выбор» ?

Слайд 14

ПАВ ?

Слайд 15

Психоактивное вещество (ПАВ) - любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять его восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции.

Слайд 16

В основе формирования зависимости от ПАВ лежит ПРИВЫКАНИЕ – невозможность исключить наркотик из своей жизни в связи с постоянной потребностью в нем.

Слайд 17

ПАВ вызывают психическую и физическую зависимость. Они чрезвычайно токсичны для организма и формируют хронические болезни.

Слайд 18

Человек рожден свободным от патологической зависимости, его выбор , право и ответственность сохранять всегда эту свободу !

Слайд 19

Ефросинья и Ануфрий

Слайд 20

«Ефросинья и Ануфрий»

Слайд 23

Вступая в сексуальные отношения с Ануфрием , Ефросинья одновременно будет контактировать с микрофлорой всех его предыдущих партнёров (ИППП,ВИЧ).

Слайд 24

Подобные интерактивные методы работы важны тем , что обеспечивают обратную связь для оптимальной организации педагогического процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему: «Использование психолого-педагогических принципов Д.Б.Эльконина в подготовке студентов творческих специальностей»

Данная публикация содержит информацию об использовании психолого-педагогических принципов Д.Б.Эльконина в подготовке студентов творческих специальнотей....

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск

Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...

Права инвалидов и лиц с ОВЗ при получении среднего профессионального образования.

Конспект занятия кружка для слабослышащих детей "Час общения". Это занятие сопровождается показом презентации, которая помогает слабослышащим студентам визуализировать представленный материа...

Доклад на тему "Профессиональная ориентация как основание для построения индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при получении среднего профессионального образования"

Профессиональная ориентация как основание для построения индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при получении среднего профессионального образ...