Методическая разработка- План урока и презентация по теме "Геометрическая резьба"
методическая разработка

Тема урока:  «Геометрическая резьба»

  

      Цели и задачи данного урока: познакомить обучающихся с геометрической резьбой, как одним из видов художественной обработки древесины. Обучить обучающихся приемам и навыкам выполнения геометрической резьбы, развить у обучающихся умение самостоятельно применять имеющиеся знания на практике. Развить творческие способности обучающихся в процессе включения их в художественно-конструкторскую деятельность. Содействовать развитию художественного вкуса, а также совершенствовать эстетическое и экономическое воспитание обучающихся, способствовать формированию творческих способностей. Воспитывать инициативу, трудолюбие, терпеливость и настойчивость в самостоятельной трудовой деятельности. Прививать любовь к декоративно-прикладному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беляев Виктор Александрович

Преподаватель профессионального модуля ПМ 02

2 курс

Тема урока:  «Геометрическая резьба»

 

      Цели и задачи урока:

      Образовательная: познакомить обучающихся с геометрической резьбой, как одним из видов художественной обработки древесины. Обучить обучающихся приемам и навыкам выполнения геометрической резьбы.

      Развивающая: развить у обучающихся умение самостоятельно применять имеющиеся знания на практике. Развить творческие способности обучающихся в процессе включения их в художественно-конструкторскую деятельность. Содействовать развитию эстетического и художественного вкуса.

     Воспитательная: совершенствовать эстетическое и экономическое воспитание обучающихся, способствовать формированию творческих способностей. Воспитывать инициативу, трудолюбие, терпеливость и настойчивость в самостоятельной трудовой деятельности. Прививать любовь к декоративно-прикладному искусству.

 

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Тип урока: комбинированный.

Междисциплинарные связи:  рисунок, физика.

      Оборудование:

        - принадлежности обучающихся (рабочие тетради, линейки, циркули, простые карандаши, ластики);

        - копировальная бумага, эскизы рисунков для выполнения  геометрической резьбы;

        - заготовки материала (береза, осина, сосна);

        - наборы резцов для художественной резьбы по дереву;

        - переносная мультимедийная аппаратура;

        - презентация урока по теме: «Геометрическая резьба»;

        - образцы  изготавливаемых  изделий  с геометрической  резьбой.


Ход урока:

І Организационная часть

  1. Контроль посещаемости.
  2. Проверка готовности обучающихся к занятию.
  3. Сообщение темы, целей и задач урока

  4.Повторение пройденного материала

 Вопросы для устной формы ответа:

-    назовите древесные породы, которые наиболее подходят для обработки их геометрической резьбой;

-    какие виды резьбы вам известны?

-    каким образом, и в какой последовательности нужно подготовить материал для обработки его резьбой?

-     назовите оборудование, инструменты и приспособления, применяемые для выполнения художественной резьбы по дереву;

-     назовите область применения изделий из древесины, обработанных художественной резьбой;

-     какие правила техники безопасности нужно соблюдать при выполнении художественной резьбы по дереву?

Вопросы для письменной формы ответа (по карточкам):

   -  в карточке изображены фрагменты изделий из дерева, украшенных различными видами художественной резьбы. Задание: определить и записать под каждой иллюстрацией наименование изображенной резьбы.

-  в карточке изображены разнообразные инструменты и приспособления. Задание: определить и написать под каждым изображенным инструментом или приспособлением его название и назначение.

ІІ Теоретическая часть

2.Изложение  нового материала.

Раскрытие темы урока на основе презентации  «Геометрическая резьба»

 

  1. Раскрытие понятия «геометрическая резьба».
  2. Краткие исторические сведения.
  3. Область применения изделий с геометрической резьбой в современной жизни.
  4. Виды геометрической резьбы.
  5.  Разновидности элементов геометрической резьбы.
  6. Основные виды узоров в геометрической резьбе.
  7. Розетки (виды розеток, последовательность их выполнения).
  8. Приемы резьбы равнобедренных треугольников, выполнение четырехсторонних пирамидок.
  9. Техника безопасности при работе с режущим инструментом.
  10. Захват и положение инструмента при резьбе, и приемы резания косяком.
  11. Краткая инструкционная карта.

ІІІ Практическая часть

Вводный инструктаж.

  1. Показ преподавателем основных приемов работы режущими инструментами при выполнении элементов геометрической резьбы.
  2. Напоминание строгого соблюдения правил безопасности труда.

  Самостоятельная работа обучающихся – выполнение полученного задания

                 

  1.  Выбор обучающихся орнамента геометрической резьбы (из представленных образцов) или самостоятельное выполнение орнамента.
  2. Нанесение (копирование) орнамента резьбы.
  3. Отработка приемов и навыков выполнения геометрической резьбы

           (под фронтальным наблюдением преподавателя)

Текущий инструктаж

  1. Проверка организации рабочих мест, соблюдение безопасных приемов работы;
  2. Проверка правильности выполнения элементов геометрической резьбы;
  3. Обучение самоконтролю и взаимоконтролю.

IV Организационно-заключительная часть:

 1.Вопросы на закрепление:

        - дайте определение геометрической резьбы;

        - назовите виды геометрической резьбы;

        - перечислите основные виды узоров в геометрической резьбе.

2. Прием учителем выполненных работ

3. Заключительный инструктаж (подведение итога работы за урок, анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы).

4. Сообщение оценок работы каждого обучающегося.

5. Домашнее задание: составить орнамент из элементов  геометрической

     резьбы в рабочей тетради на поле размером 150х50мм.

  1. Приведение в порядок рабочих мест.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовил преподаватель : Беляев В.А .

Слайд 2

Геометрическая резьба - это повторяющиеся в определенной композиции клинорезные выемки, которые могут различаться: по размерам, глубине, по геометрии углов, под которыми производится выемка.

Слайд 3

Истоки возникновения резьбы прослеживаются с древнейших времен, когда изображения небесных светил, зверей и птиц носили культовый характер. Русь испокон веков была украшена церквями, храмами, дворцами. Войдите внутрь и вы увидите работу мастеров резьбы по дереву: иконостасы, киоты, мебель, рамы для картин, двери, даже балясины на лестницах вырезаны вручную.

Слайд 4

Мастера украшали не только избы, но и всю домашнюю утварь. Ткацкие станы, сани, деревянная посуда, прялки и другие предметы щедро покрывались геометрическим орнаментом, зачастую имевшим определенный сакральный смысл.

Слайд 6

Двухгранно-выемочная Трёхгранно-выемочная Четырёхгранно-выемочная Скобчатая

Слайд 7

В геометрической резьбе наиболее характерны узоры, преимущественно состоящие из треугольников, они всегда имеют выраженную центральную композицию . Разновидности элементов геометрической резьбы четырехграниики, треугольники, ромбики, лучики, глазки, фонарики

Слайд 8

8- квадраты 9- соты 10- звездочки 11- лесенка 12- куличики 13- ромбы 14- «сияния » 1- треугольники 2- цепочка 3- витейка 4- змейка 5- сколышки 6- чешуйки 7- елочка

Слайд 9

Выполнение узора «розетка с сиянием» Последовательность выполнения розетки Розетки

Слайд 10

Приемы резьбы равнобедренных треугольников Выполнение четырехсторонних пирамидок

Слайд 11

2. Приемы резания косяком: а – одной рукой с наклоном ножа вправо; б – с наклоном ножа влево; в – положения косяка в конце резания; г – двумя руками ПРИЕМЫ РЕЗАНИЯ 1.Захват и положение инструмента при резьбе.

Слайд 12

Стамески – опасный режущий инструмент. Обращаться с ним осторожно; Не держать левую руку вблизи режущего инструмента; Не применять больших усилий при резании стамеской; При необходимости удара по ручке стамески брать ее в левую руку, киянку – в правую и, поставив стамеску по месту вырубки, наносить по ручке стамески легкие удары; Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу на вырезках и рейках; Каждому инструменту отводить свое место; Правильно держать инструмент во время работы . . . .

Слайд 13

Выберите рисунок; Нанесите рисунок на изделие; Подберите инструменты и выполните резьбу; Не забывайте соблюдать технику безопасности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана урока тема "Металлы"

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждениеСаратовской области «Марксовский политехнический колледж» План занятия Преподаватель: Букаева Багия ШнебулатовнаУ...

Методическая разработка плана урока учебной практики

Методическая разработка плана урока учебной практики на тему: "Выполнение работ по снятию и разборке выключателей нагрузки и разъеденителей"...

Методическая разработка плана урока по учебной практике

План урока.Технология приготовления блюд из овощей...

Методическая разработка плана урока по учебной практике

План урока.Тема урока: приготовление блюд из рыбы...

Методическая разработка плана урока по профессии "Штукатур"

Актуальность данной разработки состоит в спообности приобретать и улучшать профессиональные навыки, понимать сущность и социальную значимсть своей профессии....

Методическая разработка плана урока по учебной практике

План урока по учебной  практике  ПМ 05.Тема: "Освоение различных  видов  сиропов, их назначение  и использование."...

Методическая разработка плана урока по учебной практике

Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента.» Задание на учебную практику«Освоение приемов современн...