Создание практико-ориентированной среды, как фактор формирования профессиональной подготовки студентов ДПИ
статья

Неустроева Людмила Вениаминовна

Статья о проблеме сегодня в СПО - создание практико- ориентированной среды студентов  обучающихся на отделении ДПИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.41 КБ

Предварительный просмотр:

Создание практико-ориентированной среды, как фактор формирования профессиональной подготовки  студентов ДПИ

                                     

Сегодня в системе среднего профессионального образования претерпевают серьезные изменения: одним из них является переход от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу. Для подготовки квалифицированных специалистов необходимы преподаватели специальных дисциплин, сочетающие профессиональные знания с инновационностью мышления, владением современными педагогическими технологиями и умением вести учебно-методическую работу. Усилия профессионального образования направлены на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной, самостоятельной, творческой, компетентностной личности профессионала.

В целях реализации указанных выше принципов внедрения практико-ориентированности в учебный процесс, необходимо обеспечить ряд базовых предпосылок:

- мотивационное обеспечение учебного процесса;

- связь обучения с практикой;

- сознательность и активность студентов в обучении.

В рамках практико-ориентированного обучения развивается внутренняя мотивация студента, так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы.

Эффективными приемами в развитии субъектной профессиональной позиции и учебно-профессиональной мотивации на мой взгляд, относятся:

- движение от простых вопросов-ответов к формированию субъектной профессиональной позиции и умение отстаивать, аргументировать;

- столкновение различных точек зрения;

- постановка проблемных задач где недостаточно обыденных знаний;

- дискуссионный характер на практических занятиях;

На занятиях по педагогике стараюсь создать атмосферу сотрудничества, диалога, побуждать к размышлению.

Профессиональная позиция специалистов педагогического профиля характеризуется сформированной системой ценностных отношений к данной профессии, практике работы с детьми разного возраста, активной позиции к другим и к себе, развитие способности к эмпатии.

Не скрою, у большинства студентов четвертого курса пришедших на занятия педагогики и психологии преобладают два мотива: «получить диплом», или «просто закончить колледж», отрицая в дальнейшем работать педагогом. Что же мешает выпускнику в определении себя в профессиональной педагогической деятельности? Студенты перечислили следующее: «очень трудная и ответственная работа», «малооплачиваемая», «негативный прошлый опыт в школе», «неуверенность в себе-  смогу ли Я?!», «нет интереса к выбранной профессии», «профессия – учитель перестала быть уважаемой», «мне не интересна данная профессия», «нет единых требований у родителей и педагогов» И это конечно во многом мешает формированию устойчивой профессиональной позиции студентов. Но я считаю, что интересная, творческая образовательная среда, активная личностная профессиональная позиция педагога, психолого-педагогическая помощь студентам и родителям, включение в активную познавательную деятельность на занятиях, «горящие глаза» педагога, собственный и его неравнодушие помогут преодолеть те препятствия, о которых шла речь выше.

Практико-ориентированная среда представляет систему организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование профессионально-педагогических компетенций будущих преподавателей в процессе педагогической практики при выполнении различных видов учебной деятельности в рамках преподаваемых дисциплин. Особенностью организации практико-ориентированной среды является расширение образовательного пространства учреждения за счет включения в него других образовательных организаций как источников информации, представляющих собой производственное пространство для формирования компетенций. Студенты, обучающиеся по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», проходят учебную и производственную педагогическую практику не только в ДТ в системе дополнительного образования, но и в ДОУ, школах-интернатах, общеобразовательных школах и творческих объединениях. Формы организации разнообразны:

- обучающие мастер-классы;

- занятия в системе ДО;

- занятия с детьми дошкольного возраста;

- мастер-классы в рамках профориентации

- организация и проведение праздничных мероприятий в колледже и на др. образовательных площадках.

Таким образом, в практико-ориентированной среде со студентами выстраивается целенаправленная педагогическая работа, где формируется общие и профессиональные компетенции будущих специалистов. Поиск и принятие решений в различных практико-ориентированных ситуациях стимулируют познавательную, профессиональную мотивацию, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников успешными и конкурентоспособными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студентов на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»

Цель  работы - показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.В работе рассматриваются следующие а...

Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста

Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами  остро встала  и в ...

Самостоятельная работа как фактор формирования профессиональных компетенций обучающихся

Переход к новым образовательным стандартам на основе компетентностного подхода, увеличил объем самостоятельной работы студентов в учебной нагрузке в системе профессионального образования. В конц...

Практико-ориентированные задания для итоговой аттестации по профессиональному модулю «Участие в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения деревообрабатывающего производства» Технология деревообработки как эффективное ср

Основной задачей учебных заведений, осуществляющих подготовку будущих специалистов, является обеспечение качественной профессиональной готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности....

Роль информационно-образовательной среды как фактора развития профессионального педагогического мастерства в системе СПО

В данной статье рассматривается роль информационно-образовательной среды в профессиональной подготовке педагогов системы среднего профессионального образования. Описаны требования к профессиональной п...