Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста
статья на тему
Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения студентами новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
Перед современным педагогом встает задача реализации компетентностного подхода в обучении. Необходимо найти ту «золотую середину», которая позволила бы не нанести ущерб теоретической базе и одновременно усилить практическую (практико-ориентированную) будущих специалистов. Возникает необходимость внедрения новых форм, методов и технологий обучения, например, имитационные практико-ориентированные технологии.
В настоящее время практико-ориентированные технологии оказывают решающее влияние на все процессы обучения: от предоставления учащимся знаний, умений и навыков до контроля их усвоения.
В качестве одной из форм контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля, на наш взгляд, наиболее приемлемыми являются имитационные практико-ориентированные задания.
Например, для контроля приобретенных компетенций по ПМ 01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования задания могут быть построены на моделировании конкретной ситуации, решения конкретной профессиональной проблемы, то есть обучающийся в ходе выполнения задания должен применить знания, умения и навыки в ситуациях, нетождественных тем, в которых они формировались, то есть направленность заданий на решение не учебных, а профессиональных задач. Содержание заданий должно быть максимально приближено к ситуациям профессиональной деятельности. Эти задания должны учитывать специфику требований к специалистам данного профиля на регионального рынке труда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практикоориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста
Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения студентами новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. В настоящее время образование пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Поэтому необходимо реформировать систему образования – не теряя своей фундаментальности, она должна приобрести новое, практико-ориентированное содержание. Рынок труда требует не просто теоретически подготовленного специалиста, а человека, способного решать практические задачи.
Перед современным педагогом встает задача реализации компетентностного подхода в обучении. Необходимо найти ту «золотую середину», которая позволила бы не нанести ущерб теоретической базе и одновременно усилить практическую (практико-ориентированную) будущих специалистов. Возникает необходимость внедрения новых форм, методов и технологий обучения. Например, имитационные практикоориентированные технологии.
В настоящее время практикоориентированные технологии оказывают решающее влияние на все процессы обучения: от предоставления учащимся знаний, умений и навыков до контроля их усвоения.
В качестве одной из форм контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля, на наш взгляд, наиболее приемлемыми являются имитационные практикоориентированные задания.
Например, для контроля приобретенных компетенций по ПМ 01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» задания могут быть построены на моделировании конкретной ситуации, решения конкретной профессиональной проблемы, то есть обучающийся в ходе выполнения задания должен применить знания, умения и навыки в ситуациях, нетождественных тем, в которых они формировались, то есть направленность заданий на решение не учебных, а профессиональных задач. Содержание заданий должно быть максимально приближено к ситуациям профессиональной деятельности и должны учитывать специфику требований к специалистам данного профиля на регионального рынке труда.
Далее представлен один из вариантов заданий.
Представлена схема управления компрессорной установкой. Необходимо рассчитать и выбрать электрооборудование к схеме (двигатель, аппараты защиты, пусковую аппаратуру и кабельные линии), произвести диагностику, наладку и проверку оборудования компрессорной установки.
В таблице представлен фрагмент перечня проверяемых профессиональных и общих компетенции:
Профессиональная компетенция | ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования. … |
Общие компетенции | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес … |
Ход решения задачи:
- Необходимо прочитать схему управления и определить ее работоспособность;
- Определение электроэнергетических параметров электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств в данной схеме;
- Определение перечня работ для выполнения диагностики оборудования и определения его ресурсов;
- Анализ возможных неисправностей электрооборудования;
- Составление перечня работ для выполнения наладки, регулировки и проверки электрического и электромеханического оборудования в соответствии с требованиями ПУЭ, ПТЭ и ПТБ;
- Выбор форм и методов технической эксплуатации электрического и электромеханического оборудования в соответствии с требованиями ПУЭ, ПТЭ и ПТБ;
- Заполнение маршрутно-технологической документации на эксплуатацию, обслуживание и ремонт электрооборудования в соответствии с требованиями ПУЭ, ПТЭ и ПТБ.
- Доклад студента об обнаруженных неисправностях электрооборудования и принятых мерах по их устранению.
Время выполнения задания – 6 академических часов.
Оборудование: справочная литература, нормативные документы (ПУЭ, ПТЭ и ПТБ), бланки маршрутно-технологической документации на эксплуатацию, обслуживание и ремонт электрооборудования
Для оценки профессиональных компетенций необходимо оценить перечень критериев оценки каждой компетенции. Критерии должны быть четкими и понятными, как и для экзаменующегося, так и для экспертов.
В таблице приведен фрагмент критериев оценки профессиональных компетенций по представленному заданию.
П.К. 1.1 Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования | ||
1.1 Определение электроэнергетических параметров электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств и систем (да – 1 балл, нет – 0 баллов) | ||
Показатели оценки | Да | Нет |
| ||
Итого баллов: | ||
П.К. N.N. | ||
1. … n | ||
Итого баллов: | ||
Итого по профессиональному модулю баллов: |
Результатом может являться комплексная оценка и суммирование всех показателей, если обучающийся набирает, например 80-100 баллов, то ПМ освоен.
Таким образом, имитационные практикоориентированные задания для контроля результатов освоения ПМ способствуют формированию конкурентоспособного и практикоориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственного процесса.
Литература:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Стандарты и мониторинг в образовании, - 2002 - №1.
3. Белоновская, И.Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста: региональный опыт. – М.: Институт развития профессионального образования, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
О роли современных учреждений СПО в работе над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро ада...
Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов
В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применении практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании профессиональны...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА.
Модель подготовки специалиста включает все виды учебной, познавательной деятельности, учебные планы, программы, различные варианты связи с практической деятельностью через учебную, производствен...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЯ МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ
Основной задачей по повышению профессиональной компетентности выпускников нашего техникума и их конкурентоспособности является увеличение практики и решение задач в области их будущей проф...
Формирование практико-ориентированных образовательных результатов при проведении занятий на учебной практике в колледже
Методический опыт...
Проект банка данных практико-ориентированных заданий и оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по основным образовательным программам среднего профессионального образования и профессионального обучения в соответствие
Проект банка данных практико-ориентированных заданий и оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по основным образовательным программам среднего профессионального о...
20.12.2021 ТЕМА ДОКЛАДА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИК
20.12.2021 ТЕМА ДОКЛАДА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИК...