Самостоятельная работа как фактор формирования профессиональных компетенций обучающихся
статья на тему
Переход к новым образовательным стандартам на основе компетентностного подхода, увеличил объем самостоятельной работы студентов в учебной нагрузке в системе профессионального образования. В концепции Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования третьего поколения самостоятельная работа студентов постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_aprel_2016_god.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа
как фактор формирования профессиональных компетенций обучающихся
Переход к новым образовательным стандартам на основе компетентностного подхода, увеличил объем самостоятельной работы студентов в учебной нагрузке в системе профессионального образования. В концепции Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования третьего поколения самостоятельная работа студентов постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса.
"Самостоятельная деятельность" студентов (учащихся) - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, путем проявления максимальной самостоятельности, творчества, инициативы. [7]
Самостоятельная работа студентов имеет два основных направления :
Первое – это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий.
Второе – повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время.
При преподавании социально-экономических дисциплин в Ликино-Дулёвском политехническом колледже – филиале ГГТУ применяют взаимосвязанные формы самостоятельной работы:
1. Внеаудиторная самостоятельная работа.
2. Аудиторная самостоятельная работа (под непосредственным руководством преподавателя).
3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Конкретные формы внеаудиторной самостоятельной работы зависят от цели, характера, дисциплины, объема часов, определенных учебным планом:
- подготовка к лекциям, семинарским, практическим занятиям;
- изучение учебных пособий;
- изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия;
- выполнение контрольных работ;
- написание тематических докладов и рефератов на проблемные темы;
- участие студентов в составлении тестов;
- выполнение исследовательских и творческих заданий;
- написание курсовых и дипломных работ;
- создание наглядных пособий , мультимедийных презентаций по изучаемым темам;
- самостоятельное изучение темы в рамках «круглых столов»;
С учетом многообразия форм внеаудиторной самостоятельной работы, преподаватель на каждом этапе разъясняет цели работы, контролирует понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки цели и определения задач.
Аудиторная самостоятельная работа реализуется при проведении практических занятий, семинаров и во время чтения лекций.
При изучении теоретического материала преподаватель контролирует усвоение материала студентами путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний,
На практических и семинарских занятиях использование различных форм самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.
Особый интерес у студентов 3-4 курсов вызывают практические занятия в форме «деловая игра». Тематика каждой игры связана с конкретной профессиональной ситуацией ( например , «Организация и проведение тендера на закупки» ) или носит прикладной характер («Заключение контракта»), включает задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам изучаемых дисциплин. При этом основной целью является в имитационных условиях дать студенту возможность научиться разрабатывать, рассматривать и анализировать альтернативные варианты и принимать рациональные решения.
При проведении семинаров и практических занятий студенты выполняют самостоятельную работу как индивидуально, так и творческими группами, каждая из которых получает своё задание. Выполненное задание публично обсуждается , при этом необходимо отметить, что защита студентами своего варианта повышает роль самостоятельной работы и усиливает стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.
На обычных практических занятиях студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задания для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задания преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядок решения, имеющиеся справочные материалы и т.п.). Кроме того, обращается внимание на вопросы самоконтроля по изучаемой теме. Такая форма самостоятельной работы способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, изменению отношения студентов к конспектированию лекций, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в выполнении задания. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.
Наиболее распространенными формами организации творческой деятельности в колледже являются конкурсы профессионального мастерства, недели специальностей , олимпиады, «круглые столы», выставки творческих работ.
Разнообразные формы помогают более глубоко и качественно изучить и выработать профессиональные умения и навыки, а так же прививают любовь и заинтересованность к выбранной профессии, т. е. происходит становление самоопределения студентов по отношению к выбранным профессиям. Преподаватель и студент выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта :
- раскрываются и реализуются личностные особенности студентов, которые могли быть незаметны ранее ;
- создается атмосфера заинтересованности, ситуации, позволяющие каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность к способам работы.
Что говорит о применении личностно- ориентированного подхода к студентам в процессе обучения и воспитания.
Творческая работа в нашем колледже имеет следующие особенности:
- администрация колледжа организует и стимулирует преподавателей на постоянный поиск инноваций и преобразований воспитательно-образовательного процесса, привлекает к изучению учебных проблем студентов;
- исследования носят прикладной характер и направлены на развитие и воспитание студентов, повышение результативности процесса профессионального обучения;
- итоги творческо-исследовательской работы не претендуют на выявление научных закономерностей и отличаются простотой оформления, что позволяет каждому желающему попробовать свои силы и получить «первый опыт» подобной деятельности.
Особым видом является социальная самостоятельная работа, которая организуется в колледже, так как имеет разный масштаб и требует разных усилий в ее организации и подготовке.
Мы организуем этот вид самостоятельной работы в пределах группы или специальностей при подготовке и проведении внеаудиторных тематических мероприятий по дисциплинам на актуальную тему: «Россия и ВТО : ЗА И ПРОТИВ» , « Экономические санкции в истории » , «Истоки предпринимательства Орехово-Зуевского района» , «Здоровье нации как экономический ресурс» и др. В ходе подготовки таких мероприятий студентам предоставляется максимальная самостоятельность в сборе материала, написании сценария, составлении презентаций, в выпуске газет и подготовке материала по оформлению аудитории. Роль преподавателя заключается в проведении консультаций и координации работы инициативной группы. На этом этапе вырабатываются опыт общения, терпимость, настойчивость, способность убеждать и отстаивать свою точку зрения, сочувствие, толерантность.
В заключение, необходимо отметить, что активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.
Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности путём развития творческой инициативы, ответственности и организованности , формирования самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации.
Наш опыт показывает, что самостоятельная работа, проводимая систематически, в большой степени способствует профессиональному становлению и творческому саморазвитию личности будущего специалиста.
Список литературы
- Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. – 2003. – № 6.
- Воеводин Л.Д. Самостоятельная работа студентов над источниками -эффективное средство самообразования / Л.Д. Воеводин // Вестник Московского университета. Сер. II, Право. 2006. -№ 4.
- 3. Дьяченко И.И. Соотношение технологии с опытом, методикой обучения и педагогическими науками / И.И. Дьяченко // Современные технологии обучения и контроля. Краснодар: Изд-во КубТТУ, 8. 2011.
- . Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента//Высшее образование в России, 2006. №1.
- Росина Н. Организация самостоятельной работы студентов в контексте инновационного обучения // Высшее образование в России. – 2006. – № 7.
- Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. М., 2004. 72с.
- Современный образовательный процесс: основные понятия и термины /Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. М.: Компания Спутник +, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Методическая разработка интегрированного учебного занятияпо технологии ювелирных изделий и основам изобразительного искусства: графике.Ажурные узоры филиграни...
Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студентов на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»
Цель работы - показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.В работе рассматриваются следующие а...
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
В данной научно-методической разработке показано как с помощью самостоятельной работы студентов при создании учебно-творческих проектов для более углубленного изучения материала по професс...
Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования
В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...
Статья: Внеаудиторная самостоятельная работа как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся
Самостоятельная работа - это один из способов организации образовательного процесса, стимулирующая активность и познавательный интерес студента....