Практико-ориентированные задания для итоговой аттестации по профессиональному модулю «Участие в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения деревообрабатывающего производства» Технология деревообработки как эффективное ср
статья
Основной задачей учебных заведений, осуществляющих подготовку будущих специалистов, является обеспечение качественной профессиональной готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности. В современных условиях выпускник колледжа по специальности техник технолог должен легко адаптироваться к профессиональной деятельности, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. В процессе выполнения практико-ориентированных заданий при проведении занятий по модулю на уроках и в ходе лабораторно-практических работ, повышается активность студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_praktiko-orientir_zadaniya.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированные задания для итоговой аттестации по профессиональному модулю «Участие в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения деревообрабатывающего производства» Технология деревообработки как эффективное средство профессиональной подготовки студентов колледжа
Основной задачей учебных заведений, осуществляющих подготовку будущих специалистов, является обеспечение качественной профессиональной готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности. В современных условиях выпускник колледжа по специальности техник технолог должен легко адаптироваться к профессиональной деятельности, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. В процессе выполнения практико-ориентированных заданий при проведении занятий по модулю на уроках и в ходе лабораторно-практических работ, повышается активность студентов.
В связи с этим, освоение профессиональных компетенций возможно через выполнение практико-ориентированных заданий, которые в дальнейшем помогут студентам в лице будущего профессионала осуществить профессиональные навыки и умения, быть готовым к профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность, по определению Э.Ф. Зеера, это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а так же профессионально обусловленных качеств личности, в зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессия [1].
Профессия – это социально ценная область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития [5].
Изменения, которые происходят с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и ее самостоятельного выполнения, приводят к становлению личности как профессионала.
Профессиональная деятельность требует от личности определенных качеств, которые необходимы в конкретной профессии. Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии и профессиональной направленности [2].
В обществе есть высоко, средне и низкоадаптированные личности. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.
По определению М.Х. Титма, решающее значение в отношении большинства видов человеческой деятельности имеют социально развитые качества человека. В то же время ясно, что люди не одинаково предрасположены к тем или иным видам деятельности [3,4].
В этой связи, профессиональная адаптация будущих специалистов включает уровень представлений о профессии, т.е. включает знание тех требований, которые представляет профессия, и условий профессиональной деятельности, что способствует профессиональной адаптации, оптимизируя процесс освоения профессией до необходимого уровня самостоятельности, настроя на преодоление трудностей в работе.
По мнению Э.Ф. Зеера, образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют профессиональный потенциал развития специалиста [1].
На наш взгляд, при выполнении практико-ориентированных заданий в условиях колледжа, способствует формированию не только профессиональных навыков и умений, но и дает понимание целостного алгоритма работы в структурном подразделении.
Решение задач по профессиональному модулю включает в себя цель задания, оценку компетенций при выполнении задания, содержание самого задания, продолжительность выполнения, средства, которые необходимы для выполнения задания и критерии оценки.
Пример практико-ориентированного задания.
Вариант 1
Кейс-задание: 1) Метод цепных подстановок 2) Амортизация с использованием способа списания стоимости ОПФ по сумме чисел лет полезного использования
Цель задания: Решение заданий, согласно заданным условиям, при необходимости составить и заполнить расчетные таблицы.
Преподаватель оценивает следующие компетенции:
ПК 2.1. Участвовать в планировании работы структурного подразделения |
ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения |
ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности структурного подразделения. |
Требования к выполнению заданий:
Время выполнения задания – 1 академический час (45 минут)
При выполнении задания можно пользоваться:
- калькулятор;
Результаты выполнения задания представляются комиссии в виде заполненного бланка ответа.
Задание выполняется в учебной аудитории.
Используемы инструменты: бумага, ручка, калькулятор, линейка, блокнот с формулами.
При выполнении задания можно пользоваться только таблицами, имеющимися в задании.
Содержание задания:
- Внимательно прочитайте условие задачи.
- Вам необходимо выполнить расчет экономических показателей, согласно заданным условиям.
- Заполните необходимые данные при расчете показателей.
- При расчете используйте приведенные ниже таблицы 1,2.
- Найти отклонение и влияние объема продаж (V) продукции деревообрабатывающего производства методом цепных подстановок (тыс. р.) трудовых факторов по следующей формуле: V = Ч*Д*t*В, где Ч - среднесписочное число рабочих;
- Д - среднее число дней, отработанных одним рабочим в год;
t - среднее число часов, отработанных одним рабочим за день;
В - средняя выработка продукции на один отработанный человеко-день.
Следовательно, объем продаж равен произведению четырех факторов.
Таблица 1 - Исходные данные для определения влияния трудовых факторов на объем продаж
Факторы | План | Факт |
1.Объем продаж (V), тыс. р. | 2803,8 | 3155,2 |
2.Среднесписочное число рабочих (Ч), чел. | 900 | 1000 |
3.Среднее число дней, отработанных рабочим в год (Д). | 301 | 290 |
4.Среднее число часов, отработанных одним рабочим в день (t). | 6,9 | 6,8 |
5.Средняя выработка продукции на отработанный человеко-час (β) | 1,5 | 1,6 |
Решение:
* План продаж перевыполнен на 351,4 тыс. р. (3155,2-2803,8). Для того, чтобы определить каким образом влияли на функцию (V) различные факторы, сделаем следующие расчеты.
Первый расчет. Все показатели плановые.
900 · 301 · 6,9 ·1,5 = 2803,8 тыс. р.
Второй расчет. Среднесписочное число рабочих фактическое, а остальные показатели плановые:
1000 ·301·6,9·1,5 = 3115,4 тыс. р.
Третий расчет. Число рабочих и число отработанных ими дней фактические, а остальные показатели плановые:
1000·290·6,9·1,5 = 3001,5 тыс. р.
Четвертый расчет. Число рабочих, число отработанных дней и часов фактические, а выработка плановая:
1000·290·6,8·1,5 = 2958 тыс. р.
Пятый расчет. Все показатели фактические:
1000·290·6,9·1,6 = 3155,2 тыс. р.
Далее сделаем анализ влияния факторов на объем продаж.
Отклонение фактического объема продаж от планового произошло за счет влияния следующих факторов:
1) Увеличение количества рабочих определяется путем вычитания из второго расчета первого: 3115,4 – 2803,8 = +311,6 тыс. р.
2) Уменьшение числа отработанных дней – из третьего вычитается второй результат:
3001,5 – 3115,4 = -113,9 тыс. р.
3) Уменьшение средней продолжительности рабочего дня – из четвертого вычитается третий: 2958,0 – 3115,4 = -43,5 тыс. р.
4) Повышение среднечасовой выработки: 3155,2 – 2958,0 = +197,2 тыс. р.
Общее отклонение: 3155,2 – 2803,8 = +351,4 тыс. р. или 311,6 – 113,9 – 43,5 + 197,2 = 351,4 тыс. р. (число должно сойтись с перевыполнением плана указан под галочкой*).
Следовательно, два фактора действовали на объем продаж положительно и два фактора отрицательно.
Расчет показывает, что на предприятии были целодневные и внутрисменные простои. Если бы предприятие не допустило рост неявок и внутрисменных простоев, то объем продаж увеличился бы на 157,4 тыс. р. (113,9 + 43,5).
- Найти сумму амортизационных отчислений по способу списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования. Стоимость станка составляет 260000 рублей. Срок полезного использования 5 лет.
Решение:
При данном способе годовая норма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
Сумма чисел лет полезного использования при пяти годах составит 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15.
В первый год эксплуатации коэффициент соотношения составит 5/15, сумма начисленной амортизации составит 86666,67 рубля (260000 х 5/15).
Во второй год эксплуатации коэффициент соотношения 4/15, сумма начисленной амортизации 69333,33 рубля (26 000 х 5/15).
В третий год эксплуатации коэффициент соотношения 3/15, сумма начисленной амортизации 52 000 рублей (260000 х 3/15).
В четвертый год эксплуатации коэффициент соотношения 2/15, сумма начисленной амортизации 34 666,67 рубля (260000 х 2/15).
В последний, пятый год эксплуатации коэффициент соотношения 1/15, сумма начисленной амортизации 17333,33 рубля (260 000 х 1/15).
Для того, чтобы убедиться, что решение сделано верно, необходимо провести проверку суммы амортизационных отчислений по годам.
Сумма = 86666,67+69333,33+52000+34666,67+17333,33=260000 руб. Что и требовалось доказать.
По истечении отведенного времени, результаты выполнения задания представляются комиссии в виде заполненного бланка ответа. В соответствии с заданными критериями оценки комиссия рассчитывает баллы на основании работ экзаменующихся и выставляет оценки.
Критерии оценки позволяют выявить не только уровень знаний обучающегося, но и определить его готовность к профессиональной деятельности.
Критерии оценки:
№ пп | Показатель | Критерии | Баллы |
1 | У.1. Расчёт основных технико-экономических показателей деятельности деревообрабатывающего производства | Соответствует требованиям Не соответствует | 1 балл 0 баллов |
2 | У.2. Заполнять отчётную документацию и анализировать работу подразделения; | Соответствует требованиям Не соответствует | 1 балл 0 баллов |
3 | З.1. Организация производственного и технологического процессов | Соответствует требованиям Не соответствует | 1 балл 0 баллов |
4 | З.2. Материально-технические, трудовые, финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования | Соответствует требованиям Не соответствует | 1 балл 0 баллов |
5 | З.3. Механизм ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда | Соответствует требованиям Не соответствует | 1 балл 0 баллов |
6 | ПО. 3. Обеспечение взаимодействия смежных подразделений | Соответствует требованиям Не соответствует | 1 балл 0 баллов |
Max | 6 баллов |
1. Правильный выбор формулы для решения поставленной задачи – 1 балл;
2. Соблюдение последовательности решения поставленной задачи – 1 балл;
3. Наличие аргументации правильности выбора решения задачи – 1 балл;
4. Получение правильного ответа при решения поставленной задачи – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 4 балла.
Всего максимальное количество баллов за выполнение работы – 10 баллов.
Баллы | Оценка |
10-8 баллов | 5 «отлично» |
8-6 баллов | 4 «хорошо» |
6-4 балла | 3 «удовлетворительно» |
Менее 4 баллов | 2 «неудовлетворительно» |
Следовательно, практико-ориентированные задания способствуют развитию профессиональных навыков и умений студентов, помогают понять значение, требования, критерии профессиональной деятельности и применить освоенные профессиональные компетенции на практике.
Список литературы
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие для вузов / Зеер Э. Ф. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. – 240 с.
- Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В Мотивация и стимулирование трудовой деятельности/ Учебник М.: ИНФРА-М, 2010. – 524 с.
- Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема.-М.: Мысль, Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 1975. – 198 с..
- Титма М.Х. Социально-профессиональная ориентация молодежи. В 20 томах. Таллин, 1982. Т. 1. – 215 с.
- Федоров, А.И. Адаптация учащихся к процессу обучения как условие профессионального развития личности / А.И. Федоров, О. А. Комарова // Материалы конф. «Непрерывное образование специалистов как стратегия развития профессиональной карьеры». – Ч. 2. – Кемерово, 2006. – С. 38–40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профессионального модуля "Участие в организации и руководстве производственной деятельностью в рамках структурного подразделения"
Рабочая программа професиионального модуля разработана на основе Федирального государственного образовательного стандарта по специальности среднего прфесионального образования 151901 "Технология...
Комплексное методическое обеспечение профессионального модуля ПМ.02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения для специальности 15.02.08 Технология машиностроения
Комплексное методическое обеспечение профессионального модуля ПМ.02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения для специальности 15.02.08 Технология маш...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Преподаватель (и):_____Мамцева О.В.___________________________________________________(Ф.И.О.)Профессиональный модуль: ___МДК 03.01. _ Участие...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения. Специальность: 15.02.08 «Технология машиностроения».
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности профессионального образования 15.02.08 «Технология машинострое...
Методические указания по выполнению курсового проекта профессионального модуля ПМ.02 «Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения» по теме «Технико-экономическое обоснование технического проекта»
Методические указания по выполнению курсового проекта профессионального модуля ПМ.02 «Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения» по теме «Те...
Проект учебного занятия по ПМ.02 «Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения» МДК 02.01 «Планирование и организация работы структурного подразделения
Область применения программыПрограмма профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности сред...
Комплексно-методическое обеспечение ПМ.02 "Участие в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения" для специальности 35.02.04 "Технология комплексной переработки древесины"
Рабочая программа ПМ.02 "Управление структурным подразделением" предназначена для обучения по специальности "Технология переработки древесины". В состав ПМ.02 входят МДК.02.01, МДК...