Практико-ориентированные задания для итоговой аттестации по профессиональному модулю «Участие в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения деревообрабатывающего производства» Технология деревообработки как эффективное ср
статья

Основной задачей учебных заведений, осуществляющих подготовку будущих специалистов, является обеспечение качественной профессиональной готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности. В современных условиях выпускник колледжа по специальности техник технолог должен легко адаптироваться к профессиональной деятельности, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. В процессе выполнения практико-ориентированных заданий при проведении занятий по модулю на уроках и в ходе лабораторно-практических работ, повышается активность студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_praktiko-orientir_zadaniya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-ориентированные задания для итоговой аттестации по профессиональному модулю «Участие в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения деревообрабатывающего производства» Технология деревообработки как эффективное средство профессиональной подготовки студентов колледжа

Основной задачей учебных заведений, осуществляющих подготовку будущих специалистов, является обеспечение качественной профессиональной готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности. В современных условиях выпускник колледжа по специальности техник технолог должен легко адаптироваться к профессиональной деятельности, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. В процессе выполнения практико-ориентированных заданий при проведении занятий по модулю на уроках и в ходе лабораторно-практических работ, повышается активность студентов.

        В связи с этим, освоение профессиональных компетенций возможно через выполнение практико-ориентированных заданий, которые в дальнейшем помогут студентам в лице будущего профессионала осуществить профессиональные навыки и умения, быть готовым к профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность, по определению Э.Ф. Зеера, это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а так же профессионально обусловленных качеств личности, в зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессия [1].

Профессия – это социально ценная область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития [5].

Изменения, которые происходят с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и ее самостоятельного выполнения, приводят к становлению личности как профессионала.

Профессиональная деятельность требует от личности определенных качеств, которые необходимы в конкретной профессии. Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии и профессиональной направленности [2].

В обществе есть высоко, средне и низкоадаптированные личности. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.

По определению М.Х. Титма, решающее значение в отношении большинства видов человеческой деятельности имеют социально развитые качества человека. В то же время ясно, что люди не одинаково предрасположены к тем или иным видам деятельности [3,4].

В этой связи, профессиональная адаптация будущих специалистов включает уровень представлений о профессии, т.е. включает знание тех требований, которые представляет профессия, и условий профессиональной деятельности, что способствует профессиональной адаптации, оптимизируя процесс освоения профессией до необходимого уровня самостоятельности, настроя на преодоление трудностей в работе.

По мнению Э.Ф. Зеера, образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют профессиональный потенциал развития специалиста [1].

На наш взгляд, при выполнении практико-ориентированных заданий в условиях колледжа, способствует формированию не только профессиональных навыков и умений, но и дает понимание целостного алгоритма работы в структурном подразделении.

Решение задач по профессиональному модулю включает в себя цель задания, оценку компетенций при выполнении задания, содержание самого задания, продолжительность выполнения, средства, которые необходимы для выполнения задания и критерии оценки.

Пример практико-ориентированного задания.

Вариант 1

Кейс-задание: 1) Метод цепных подстановок 2) Амортизация с использованием способа списания стоимости ОПФ по сумме чисел лет полезного использования

                           

Цель задания: Решение заданий, согласно заданным условиям, при необходимости составить и заполнить расчетные таблицы.

Преподаватель оценивает следующие компетенции:

ПК 2.1. Участвовать в планировании работы структурного подразделения

ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения

ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности структурного подразделения.

Требования к выполнению заданий:

Время выполнения задания – 1 академический час (45 минут)

При выполнении задания можно пользоваться:

- калькулятор;

Результаты выполнения задания представляются комиссии в виде заполненного бланка ответа.

Задание выполняется в учебной аудитории.

Используемы инструменты: бумага, ручка, калькулятор, линейка, блокнот с формулами.

При выполнении задания можно пользоваться только таблицами, имеющимися в задании.

Содержание задания:

  1. Внимательно прочитайте условие задачи.
  2. Вам необходимо выполнить расчет экономических показателей, согласно заданным условиям.
  3. Заполните необходимые данные при расчете показателей.
  4. При расчете используйте приведенные ниже таблицы 1,2.

  1. Найти отклонение и влияние объема продаж (V) продукции деревообрабатывающего производства методом цепных подстановок (тыс. р.) трудовых факторов по следующей формуле: V = Ч*Д*t*В, где Ч - среднесписочное число рабочих;
  2. Д - среднее число дней, отработанных одним рабочим в год;
    t -  среднее число часов, отработанных одним рабочим за день;
    В - средняя выработка продукции на один отработанный человеко-день.
    Следовательно, объем продаж равен произведению четырех факторов.

Таблица 1 -  Исходные данные для определения влияния трудовых факторов на объем продаж

Факторы

План

Факт

1.Объем продаж (V), тыс. р.

2803,8

3155,2

2.Среднесписочное число рабочих (Ч), чел.

900

1000

3.Среднее число дней, отработанных рабочим в год (Д).

301

290

4.Среднее число часов, отработанных одним рабочим в день (t).

6,9

6,8

5.Средняя выработка продукции на отработанный человеко-час (β)

1,5

1,6

Решение:
* План продаж перевыполнен на 351,4 тыс. р. (3155,2-2803,8). Для того, чтобы определить каким образом влияли на функцию (V) различные факторы, сделаем следующие расчеты.

Первый расчет. Все показатели плановые.

900 · 301 · 6,9 ·1,5 = 2803,8 тыс. р.

Второй расчет. Среднесписочное число рабочих фактическое, а остальные показатели плановые:

1000 ·301·6,9·1,5 = 3115,4 тыс. р.

Третий расчет. Число рабочих и число отработанных ими дней фактические, а остальные показатели плановые:

1000·290·6,9·1,5 = 3001,5 тыс. р.

Четвертый расчет. Число рабочих, число отработанных дней и часов фактические, а выработка плановая:

1000·290·6,8·1,5 = 2958 тыс. р.

Пятый расчет. Все показатели фактические:

1000·290·6,9·1,6 = 3155,2 тыс. р.

Далее сделаем анализ влияния факторов на объем продаж.
Отклонение фактического объема продаж от планового произошло за счет влияния следующих факторов:

1) Увеличение количества рабочих определяется путем вычитания из второго расчета первого: 3115,4 – 2803,8 = +311,6 тыс. р.

2) Уменьшение числа отработанных дней – из третьего вычитается второй результат:

3001,5 – 3115,4 = -113,9 тыс. р.

3) Уменьшение средней продолжительности рабочего дня – из четвертого вычитается третий: 2958,0 – 3115,4 = -43,5 тыс. р.

4) Повышение среднечасовой выработки: 3155,2 – 2958,0 = +197,2 тыс. р.

Общее отклонение: 3155,2 – 2803,8 = +351,4 тыс. р. или 311,6 – 113,9 – 43,5 + 197,2 = 351,4 тыс. р. (число должно сойтись с перевыполнением плана указан под галочкой*).

 Следовательно, два фактора действовали на объем продаж положительно и два фактора отрицательно.

Расчет показывает, что на предприятии были целодневные и внутрисменные простои. Если бы предприятие не допустило рост неявок и внутрисменных простоев, то объем продаж увеличился бы на 157,4 тыс. р. (113,9 + 43,5).

  1. Найти сумму амортизационных отчислений по способу списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования. Стоимость станка составляет 260000 рублей. Срок полезного использования 5 лет.

Решение:

При данном способе годовая норма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

Сумма чисел лет полезного использования при пяти годах составит 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15.

В первый год эксплуатации коэффициент соотношения составит 5/15, сумма начисленной амортизации составит 86666,67 рубля (260000 х 5/15).

Во второй год эксплуатации коэффициент соотношения 4/15, сумма начисленной амортизации 69333,33 рубля (26 000 х 5/15).

В третий год эксплуатации коэффициент соотношения 3/15, сумма начисленной амортизации 52 000 рублей (260000 х 3/15).

В четвертый год эксплуатации коэффициент соотношения 2/15, сумма начисленной амортизации 34 666,67 рубля (260000 х 2/15).

В последний, пятый год эксплуатации коэффициент соотношения 1/15, сумма начисленной амортизации 17333,33 рубля (260 000 х 1/15).

        Для того, чтобы убедиться, что решение сделано верно, необходимо провести проверку суммы амортизационных отчислений по годам.

        Сумма = 86666,67+69333,33+52000+34666,67+17333,33=260000 руб. Что и требовалось доказать.

        По истечении отведенного времени, результаты выполнения задания представляются комиссии в виде заполненного бланка ответа. В соответствии с заданными критериями оценки комиссия рассчитывает баллы на основании работ экзаменующихся и выставляет оценки.

        Критерии оценки позволяют выявить не только уровень знаний обучающегося, но и определить его готовность к профессиональной деятельности.

Критерии оценки:

№ пп

Показатель

Критерии

Баллы

1

У.1. Расчёт основных технико-экономических показателей деятельности деревообрабатывающего производства

Соответствует требованиям

Не соответствует

1 балл

0 баллов

2

У.2. Заполнять отчётную документацию и анализировать работу подразделения;

Соответствует требованиям

Не соответствует

1 балл

0 баллов

3

З.1. Организация производственного и технологического процессов

Соответствует требованиям

Не соответствует

1 балл

0 баллов

4

З.2. Материально-технические, трудовые, финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования

Соответствует требованиям

Не соответствует

1 балл

0 баллов

5

З.3. Механизм ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда

Соответствует требованиям

Не соответствует

1 балл

0 баллов

6

ПО. 3. Обеспечение взаимодействия смежных подразделений

Соответствует требованиям

Не соответствует

1 балл

0 баллов

Max

6 баллов

1. Правильный выбор формулы для решения поставленной задачи – 1 балл;

2. Соблюдение последовательности решения поставленной задачи – 1 балл;

3. Наличие аргументации правильности выбора решения задачи – 1 балл;

4. Получение правильного ответа при решения поставленной задачи – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 4 балла.

Всего максимальное количество баллов за выполнение работы – 10 баллов.

Баллы

Оценка

10-8 баллов

5 «отлично»

8-6 баллов

4 «хорошо»

6-4 балла

3 «удовлетворительно»

Менее 4 баллов

2 «неудовлетворительно»

        Следовательно, практико-ориентированные задания способствуют развитию профессиональных навыков и умений студентов, помогают понять значение, требования, критерии профессиональной деятельности и применить освоенные профессиональные компетенции на практике.

Список литературы

  1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие для вузов / Зеер Э. Ф. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. – 240 с.
  2. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В Мотивация и стимулирование трудовой деятельности/ Учебник М.: ИНФРА-М, 2010. – 524 с.
  3. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема.-М.: Мысль, Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 1975. – 198 с..
  4. Титма М.Х. Социально-профессиональная ориентация молодежи. В 20 томах. Таллин, 1982. Т. 1. – 215 с.
  5. Федоров, А.И. Адаптация учащихся к процессу обучения как условие профессионального развития личности / А.И. Федоров, О. А. Комарова // Материалы конф. «Непрерывное образование специалистов как стратегия развития профессиональной карьеры». – Ч. 2. – Кемерово, 2006. – С. 38–40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля "Участие в организации и руководстве производственной деятельностью в рамках структурного подразделения"

Рабочая программа професиионального модуля разработана на основе Федирального  государственного образовательного стандарта по специальности среднего прфесионального образования 151901 "Технология...

Комплексное методическое обеспечение профессионального модуля ПМ.02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения для специальности 15.02.08 Технология машиностроения

Комплексное методическое обеспечение профессионального модуля ПМ.02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения  для специальности 15.02.08  Технология маш...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Преподаватель (и):_____Мамцева О.В.___________________________________________________(Ф.И.О.)Профессиональный модуль: ___МДК 03.01. _ Участие...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения. Специальность: 15.02.08 «Технология машиностроения».

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности профессионального образования 15.02.08 «Технология машинострое...

Методические указания по выполнению курсового проекта профессионального модуля ПМ.02 «Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения» по теме «Технико-экономическое обоснование технического проекта»

Методические указания по выполнению курсового проекта профессионального модуля ПМ.02 «Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения» по теме «Те...

Проект учебного занятия по ПМ.02 «Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения» МДК 02.01 «Планирование и организация работы структурного подразделения

Область применения программыПрограмма профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по   специальности сред...

Комплексно-методическое обеспечение ПМ.02 "Участие в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения" для специальности 35.02.04 "Технология комплексной переработки древесины"

Рабочая программа ПМ.02 "Управление структурным подразделением" предназначена для обучения по специальности "Технология переработки древесины". В состав ПМ.02 входят МДК.02.01, МДК...