«Организация самостоятельной работы учащегося ДШИ». Методические рекомендации.
статья по теме

Одним из важнейших условий успешности в области исполнительства на каком-либо инструменте является постоянное совершенствование своего мастерства, и наша задача – создавать неустанно такую «окружающую среду», которая способствует самовоспитанию и самообучению ребенка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

в сборник научных трудов

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

«Организация самостоятельной работы учащегося детской школы искусств»

Автор: Никитина Елена Федоровна,

преподаватель сольфеджио и фортепиано

МБОУДОД «Пикалёвская детская школа искусств»,

высшая квалификационная категория

Пикалево, 2012 г.


Организация самостоятельной работы учащегося детской школы искусств.

«Любителями и знатоками музыки

не рождаются, а становятся»

                                                                                                          Д. Шостакович

   

Всё самое главное в жизни начинается у каждого человека с детства. Музыка – язык души. Учить трудиться душу надо с самого раннего детства, иначе, как показала жизнь, будет поздно. Вот почему так важно всех детей приобщать к музыке, не скупясь в расходах и не задумываясь над тем, станут они профессиональными музыкантами или нет. Это окупиться сторицей.

«На сластях, пирожных и конфетах ни один ребёнок не вырастет здоровым человеком. Духовная пища, так же, как и телесная, должна быть простой и  здоровой. Великие мастера позаботились о такой пище; пользуйся ею»  ( Р.Шуман «Жизненные правила для музыкантов» ).

Нет человека, который когда-нибудь не спел хоть одну мелодию и не сплясал под музыку хоть однажды. Между тем, музыкальное образование самая сложная школа в сфере искусств.

Для успешных занятий музыкой недостаточно одного стремления научится играть. Одним из важнейших условий успешности в области исполнительства является постоянное совершенствование своего мастерства. При этом исключительно важна роль домашней работы, по  сути - самостоятельной работы, выполняемой учеником  по заданию педагога вне стен класса.

Формирование положительной мотивации к самообразовательной деятельности осуществляется в системе « урок – домашняя учебная работа –самообразовательная деятельность». Каждое из этих звеньев имеет свою специфику. В классе педагог обычно полностью берет на себя все функции организатора процесса обучения (определяет образовательную цель работы, содержание, объём, её виды, задаёт темп и т. п.). Для домашней работы характерна полная самостоятельность, отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Ученик сталкивается с новыми видами деятельности, которые требуют от него более высокого уровня умений, прежде всего в организации своей деятельности. Учащийся, не обученный приёмам самоорганизации, теряет самостоятельность, зависит от педагога, регулирующего его творческий процесс.

Обычно принято считать, что домашняя работа связана преимущественно с непосредственной подготовкой к следующему уроку и приносит плоды при хорошо налаженном процессе – регулярности, системе занятий и т. п. Однако по своим дидактическим функциям она многозначна. И хотя на практике этот процесс не расчленим, для более точного познания, а, следовательно, и совершенного управления им, необходимо выделить в нем несколько взаимопроникающих и взаимообусловленных зон. Первая из них – зона ближайшего контакта с уроком – связана с функциями углублённого усвоения знаний, умений и навыков, получаемых учеником на уроке. Вторая, более широкоохватная, - зона формирования общих умений и навыков (умение распределять материал, контролировать свою работу и т. п.). Третья зона – полифункциональная – связана с формированием положительного отношения к учёбе в целом, с воспитанием и развитием черт личности учащегося. Она вбирает в себя ряд функций, связанных со стимулированием интереса к учению, развития творческого отношения к труду, формированием потребности в самообразовании  - шире – воспитанием морально – волевых и нравственных качеств.

Педагогу необходимо помочь ученику в составлении дневного  расписа-ния с тем, чтобы была соблюдена разумная последовательность в занятиях музыкой и приготовлении уроков для общеобразовательной школы.

Не все дети и подростки понимают, что работа за инструментом тре-бует большого умственного напряжения и становится не только бесцельной, но даже и вредной, когда человек сильно утомлён,

«Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувст-вуешь усталость, не переутомляй себя больше. Лучше отдохнуть, чем работать без охоты и бодрости.

Без энтузиазма в искусстве не создаётся ничего настоящего» (Р. Шуман)

Учащиеся музыкальной школы не могут уделять много времени форте-пианной игре.  Кроме посещения занятий и приготовления уроков, или необ-ходимо читать книги, ходить в кино, театры, концерты, заниматься спортом, гулять, иначе они вырастут или недостаточно культурными, или физически  незакалёнными, с расшатанной нервной системой. Поэтому педагог специального класса должен обратить особое внимание на повышение качества домашней работы, приучать с первых лет обучения заниматься так, чтобы ни одна минута не пропала зря. Главное – это внимательность, сосре- доточенность, целеустремлённость, осмысленность. Нет ничего хуже бестолковых занятий – они не только не приносят пользы, но и  серьезно вредят делу, закрепляя старые ошибки.

Стремясь реализовать процесс самостоятельных занятий ученика, некоторые педагоги указывают, сколько минут в день надо тратить на гаммы, этюды, полифонию и т.д. Этому уделяется довольно много внимания в некоторых зарубежных трудах по методике фортепианного обучения, в том числе и современных. Такого рода регламентация представляется мне ненужной, сковывающей развитие самостоятельности ученика. Ведь буквально каждый урок, каждый день домашних занятий вносит изменения в характер, а, следовательно, и продолжительность последующей работы над тем или иным сочинением. Очень важно для ученика научиться гибко, применительно к новым задачам, распределять своё время между различными объектами работы. Для юных музыкантов настоящим девизом могут стать такие слова: «Помни! Успех занятий определяется не количеством затраченного времени, а их содержанием и качеством».

Чтобы хорошо организовать домашнюю работу ученика, надо знать условия, в которых он живёт. Когда в класс приходит новичок, следует побывать у него дома, познакомиться с его семьёй, попробовать инструмент. Иногда родители не понимают, как вредно играть ребёнку на расстроенном  фортепиано, у которого слишком тугая педаль или западают некоторые клавиши. Порой не учитывается плохое освещение пюпитра и клавиатуры. Все эти «мелочи» в действительности имеют большое значение.

Важно знать отношение родителей к занятиям музыкой их детей. Некоторые матери преувеличено опекают ребёнка, превращаются в репетитора и лишают его всякой самостоятельности. Иногда, наоборот, музыкальные занятия детей происходят без должного внимания со стороны родителей, которые не только не следят, чтобы ребёнок действительно работал за инструментом, но даже не создают в это время в комнате тишину.

Иногда приходится проводить с проблемными родителями настоящую воспитательную работу, добиваясь того, чтобы помогали, а не мешали музыкальному развитию ребёнка.

«Он очень способный, но, к сожалению, такой ленивый!» - часто можно услышать эти слова от родителей и педагогов.

Ребёнок не бывает ленивым ни с того ни с сего. Лень возникает по разным причинам. Самая главная из них - отсутствие интереса или уверенности в себе. Ещё одна причина, которая часто порождает лень – отсутствие ответственности перед педагогом, искреннего человеческого желания порадовать его своим успехами, равнодушие.

Появление лени часто объясняется тем, что в семье царит атмосфера безделья и пустого времяпрепровождения. В таких случаях у детей не воспринимается усердие, привычка трудиться. Г. Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста. Если в доме все чем-то заняты, если родители проявляют неподдельный интерес к тому, что происходит в музыкальной школе (праздники, концерты, вечера), совместно посещают выставки, театральные спектакли, то и ребёнок будет ответственно выполнять нужное дело в нужное время.

«Воспитание малышей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых» (Д. Кабалевский). Детям младшего возраста родители должны помочь организовать домашние занятия.

Отношение родителей к обучению ребенка в детской музыкальной школе изрядно влияет на его успехи. По-моему, лучшее, что они могут сделать, это:

  • содержать в порядке инструмент (!!!);
  • убрать из комнаты, к которой стоит инструмент, телевизор и телефон;
  • посещать классные и школьные концерты;
  • хвалить почаще исполняемую ребенком музыку;
  • с удовольствием слушать его игру.

То есть поддерживать благоприятную окружающую среду. Надо постараться, чтобы родители не требовали отсидеть столько - то часов за инструментом: подневольный труд неплодотворен. Тридцать минут занятий по доброй воле в удобное для ребенка время , когда ему, что называется, «загорелось», дадут больше, чем два часа игры по приказу и с неохотой, с закипающем в душе чувством протеста.

Вот, к примеру, «Вредный совет» в духе Г. Остера:

Заставляйте заниматься

Каждый день по два часа,

Если будет отвлекаться,

Станьте рядышком с ремнем.

Разгоните всех подружек

(Если мальчик – всех друзей)!

Разломайте телевизор,

Телефон, велосипед.

И тогда итог отменный

Я могу вам обещать:

Музыку – возненавидит,

Но экзамен сдаст на «пять»!

 Итак, продолжительность домашней работы зависит от концентрации внимания, и за этим надо следить прежде всего. Необходимо заниматься хотя бы по полчаса, но обязательно каждый день. Авралом ничего сделать нельзя. Рост всегда приходит незаметно. Только с возрастом  приходит умение вести себя, т.е. выдерживать целевую установку, перерабатывать воспринятое. К примеру, ученик должен учить наизусть по четыре строчки Баха. И каждый день делать для этого волевое усилие. Музыка дарит много радости лишь тому, кто умеет настойчиво работать.

 И последнее, что хочется мне сказать:  начав путь музыкального обучения, необходимо вести ребёнка по царству музыки спокойно, терпеливо, красиво. Музыка не терпит в занятиях ничего скучного, пошлого, некрасивого. Её язык – это, может быть единственный в мире язык, на котором человеческая  душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме звуков музыки, невыразимое. Творчество вносит в жизнь особый смысл и присутствует в любой сфере деятельности человека. Все, коснувшиеся музыки по-настоящему, глубинному,  выросли хорошими, честными, полноценными людьми.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано».М.: Музыка,  1978.
  2. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». М.: Советский композитор, 1986.
  3. Артоболевская А.Д. «Хрестоматия маленького пианиста». М.РМИ, 1996.
  4. Громцева А.К. «Формирование у школьников готовности к самообразованию». М.: Музыка, 1983.
  5. Руденко В.И. «Вопросы музыкальной педагогики». Сб. статей. Вып.7. М. Музыка, 1986.
  6. Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения. 1998 (с).
  7. Шабалина З.П. «Домашняя учебная работа школьников». М.Музыка, 1982.
  8. Шуман Р. «Жизненные правила для музыкантов». М. Музгиз, 1959.
  9. Юдовина - Гальперина  Т.Б. – «За роялем без слез». СПб. Союз  художников, 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы учащихся по дисциплине химия

Методические рекомендации включают в себя материал о видах  самостоятельной, самостоятельной (внеаудиторной) работе учащихся, исходя из цели обучения.Данные материалы  помогут правильно выбр...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по МДК 01.01 Практические основы организации бухгалтерского учета имущества организации

Методические рекомендации предназначены для студентов по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), по  организации самостоятельной работы по МДК 01.01 Практические осн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ самостоятельной работы учащихся по дисциплине ОУД.04 Математика: Алгебра и начала математического анализа; геометрия

В данных методических рекомендациях по выполнению самостоятелной работы отражены : основные цели; средства для организации самостоятельной работы; приблизительный список видов самостоятельной работы с...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Производная функций и ее приложения

Настоящее учебное пособие по дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия». предназначено для самостоятельной работы обучающихся первого курса (на базе основ...

Методические рекомендации для учащихся по организации самостоятельной работы ПМ.04 Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство (углубленная подготовка)

Методическая разработка предназначена для правильной организации выполнения студентами самостоятельной работы, формирования готовности к самообразованию и повышения эффективности этой работы....

Методические рекомендации для учащихся по организации самостоятельной работы ПМ.04 «Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг» по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство (углублённая подготовка)

Методическая разработка предназначена для правильной организации выполнения студентами самостоятельной работы, формирования готовности к самообразованию и повышения эффективности этой деятельности....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации Специальность: 44.02.01 Д

Методические рекомендации включают вопросы и практические задания по каждой теме МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотруд...