Методические рекомендации для учащихся по организации самостоятельной работы ПМ.04 «Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг» по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство (углублённая подготовка)
методическая разработка

Данильченко Наталья Станиславовна

Методическая разработка предназначена для правильной организации выполнения студентами самостоятельной работы, формирования готовности к самообразованию и повышения эффективности этой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomnd_po_napisaniyu_samostoyat_raboty.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

«ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА № 29»

(ГБПОУ  ТСиТ № 29)

                           

 

Методические рекомендации для учащихся

по организации самостоятельной работы

ПМ.04. ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ

В СФЕРЕ ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ

специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство

(углубленная подготовка)

                                                                 

Москва

2018

ОДОБРЕНА

Цикловой   комиссией специальностей Парикмахерское искусство и Стилистика и искусство визажа

                     

Протокол №  1

от «__» ______________  2018 г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования

43.02.02 «Парикмахерское искусство»

                    код, наименование профессии/специальности

Председатель цикловой комиссии

___________ М.Н. Атаманова

Заместитель директора по учебно-производственной работе       ____________ И.Б. Селиванова                                                                                                                                              

 Подпись      Ф.И.О.                                                                            Подпись      Ф.И.О.

Составитель (автор): Бородавская И.Г., Данильченко Н.С., преподаватели  ГБПОУ Техникума сервиса и туризма №29

Рецензент: ______________________________________________

                           Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ   РАБОТЫ   СТУДЕНТОВ.

Одним из требований ФГОС к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы является подготовка и защита выпускной квалификационной  работы  (дипломная  работа, дипломный проект). Защита дипломной  работы  является обязательной частью итоговой государственной аттестации  студента, претендующего на получение диплома специалиста. Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной  работы  содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Необходимым условием допуска к Государственной аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимися компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе, выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие  работы  по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.

Требования ФГОС третьего поколения диктуют необходимость развития у  студентов  творческой инициативы, воспитания у них потребности в самообразовании, стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений самообразовательной деятельности.

В этой связи все большее значение приобретает  самостоятельная   работа   студентов. СРС является составной частью образовательной программы  СПО  и наряду с производственной практикой  студентов  остается наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей современной материально-технической базы, соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, соблюдения интересов работодателей и образовательного учреждения, а также потребностей студентов в самореализации.

Внеаудиторная  самостоятельная   работа  студентов, оказывающая эффективное влияние на формирование личности будущего специалиста, планируется студентом самостоятельно. Каждый студент сам определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную учебную работу по личному, индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, располагаемого времени и других условий. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением: список основной и дополнительной литературы по дисциплине; электронную библиотеку, список аудио- и видеоматериалов по различным разделам дисциплины; методические указания по организации и выполнению СРС при изучении дисциплин; методические указания по выполнению практических и лабораторных работ; методические пособия, указания и  рекомендации  по выполнению контрольных работ, курсовых проектов (работ), а также методическими указаниями и рекомендациями по выполнению дипломных проектов (работ), выпускных квалификационных работ. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся, должны быть обеспечены доступом к современным профессиональным базам данных к информационным ресурсам сети Интернет.

Различают два вида СРС: на лекциях, в процессе проведения практических, семинарских и лабораторных занятий (т.е. в аудитории); работа вне учебных занятий.

К первой группе относятся такие виды деятельности студента, как слушать и записывать лекции; оценивать выступления однокурсников на семинарах или других занятиях; грамотно выстраивать свои выступления, доклады, сообщения, опровержения.

Ко второму виду самостоятельной работы можно отнести:

· конспектирование и работу с книгой (документами, первоисточниками, электронной информацией);

· пополнение и доработку лекционных записей;

· выполнение контрольных и семестровых работ и заданий;

· работу с учебниками, учебными пособиями, научной и научно-популярной литературой;

· выполнение рефератов, реферативных обзоров, докладов, частных теоретических сообщений, дополнительных и индивидуальных заданий преподавателя;

· подготовку к семинарам и конференциям, зачетам и экзаменам, промежуточным формам контроля;

· проведение исследований, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ.

Формирование у студентов готовности к самообразованию начинается с первого года обучения. При этом учитывается общий уровень интеллектуального развития первокурсников, многие из которых фактически не умеют самостоятельно работать, у многих слабо сформированы основные общеучебные умения, поэтому главной целью здесь является устранение пробелов в знаниях студентов и развитие у них умения учиться с ориентацией на самообразование. Исходя из вышеизложенного, могут быть рекомендованы следующие формы самообразования студентов, как одного из видов индивидуальной работы:

1. Изучение разделов или тем дисциплины по учебникам или учебным пособиям. Такая организационная форма индивидуальной работы целесообразна, как правило, для студентов первых двух курсов, которые практически не имеют опыта самообразования. Результаты этой индивидуальной работы проверяются на практических занятиях или в свободное от занятий время по выполненным рефератам или индивидуальным заданиям и т.п.

2. Работа с электронными носителями информации на мультимедийной основе (Интернет, электронные учебные руководства) по самостоятельному изучению части программного материала, как в рамках лекционных занятий, так и при подготовке к практическим занятиям, отчеты по которой представляются в виде рефератов и докладов.

3. Работа над разделами или темами дисциплины по специальной или научной литературе. Форма отчета рефераты и доклады.

4. Изучение новой техники и аппаратуры, методов современных исследований, имеющих клиническое значение. Результаты этой индивидуальной работы проверяются по рефератам и докладам на практике.

5. Углубленное изучение тем или разделов дисциплины, связанных с выполнением НИРС.

6. Методы активного обучения: деловые игры, дискуссии, кроссворды, разработанные самими студентами по актуальным проблемам дисциплины. Представляются в виде оформленных на компьютере распечатках.

7. Подготовка и обновление раздаточного материала для практических занятий по разделам дисциплин (рисунки, таблицы, схемы, тесты, ситуационные задачи и др.).

8. Создание тематических стендов по дисциплине.

Условия совершенствования организации СРС содержат совокупность факторов учебно-воспитательного процесса, которые в ходе самостоятельной работы влияют на состояние студента и результаты его деятельности. Одним из таких факторов являются дидактические условия.

Дидактические условия оказывают значительную педагогическую поддержку индивидуальной работе студентов (преподаватель выступает в роли помощника и наставника), формированию мотивации к самосовершенствованию. Личностно-ориентированное обучение и другие факторы, к которым относятся обстоятельства, зависящие от личности преподавателя, работающего в данной группе, оказывают большое влияние на обучающегося. Выделяется авторитет преподавателя как средство, обладающее мощным суггестивным эффектом и содержащее в скрытом концентрированном виде значительные мотивационные силы.

Одним из условий организации СРС является совершенствование форм и методов обучения. Среди существующих форм организации СРС одно из привилегированных мест в исследовательской и практической работе занимает лекция. Для того, чтобы организовать, планировать, а главное – активизировать СРС, лекция необходима и незаменима. Все зависит от того, каковы ее цель, структура, предполагаемый результат, побуждает ли она студента читать учебник, специальную и дополнительную литературу, стимулирует ли к углубленным самостоятельным поиском знаний в лабораториях и т.д. Важным условием активизации СРС является использование проблемной лекции. В такой лекции студентам можно предложить вопрос для самостоятельного изучения и задание письменно оформить содержание в виде схемы, таблицы и т.п. После лекций как вариант можно предложить задание самостоятельно изучить рекомендуемую литературу (которую студенты должны выбрать самостоятельно) и выписать ответы на предполагаемые вопросы.

Такое построение лекций, в которой остаются перспективы для собственного творческого подхода, способствуют расширению и углублению знаний, создает перспективу движения вперед, вызывает необходимость самостоятельно работать. В результате возникают условия для формирования и развития профессиональных умений и навыков самостоятельной работы.

Усвоению логико-методологических знаний способствуют структурно-логические схемы, сравнительные таблицы и опорные конспекты. С их помощью наглядно, в лаконичной форме выявляются связи и взаимосвязи между элементами, структурными компонентами, понятиями и системами взглядов. Схемы и таблицы помогают как в теоретическом осмыслении материала, так и в учебной исследовательской деятельности студентов, давая образцы упорядоченного знания и подходов к обобщению, систематизации и классификации материала, а также в формировании аналитических и конструктивно-прогностических умений обучающихся.

Необходимо также использовать наглядные и технические средства обучения, такие, как видеозаписи, фото, слайды, компьютерные технологии. Это значительно повышает интерес к предмету, побуждает к активной мыслительной деятельности, к самостоятельной разработке подобных материалов с последующим использованием их в самостоятельной профессиональной деятельности. Использование наглядных средств выступает действенным методом самостоятельной проработки материала студентом.

Также формой самостоятельной работы являются групповые занятия-семинары, практические и лабораторные занятия , но только при условии, что их методика направлена на формирование у студентов профессиональной компетенции. Одни задания направлены на выработку умений и навыков профессиональной деятельности, другие носят исследовательский характер, но главное, что все задания должны быть обращены не только на пробуждение интереса к исследовательской работе, но и на выработку элементарных умений этого вида познавательной деятельности. Такие задания способствуют развитию умения проектировать свою профессиональную деятельность.

Подобная организация СР стимулирует студентов к приобретению необходимых профессиональных умений: аналитических, конструктивно-прогностических, организаторских, коммуникативных, управленческих, рефлексивных, эматийных.

Четко организованная СР при подготовке к семинарам позволяет студентам быть более уверенным в себе, убежденным в той или иной позиции. В результате возникают условия для формирования активной «Я-концепции» личности студента и самостоятельности как необходимого профессионального качества личности.

Целесообразно сочетание проблемных и традиционных (например, объяснительно-иллюстративных, программированных и т.п.) методов обучения и выявление их потенциальных возможностей в формировании у студентов навыков и умений самостоятельной работы.

Полезным методом в организации СР может стать методика опережающего обучения, включающая:

- теоретические задания (например, познакомиться с необходимой литературой и определить взгляды ученых на обозначенную проблему);

- практические задания (например, наблюдение за профессиональной деятельностью и определение ее структуры, содержания, профессиональных задач и т.п.)

Организации СРС во многом способствуют получившие широкое распространение в практике профессиональных учебных заведений технологии активного обучения. Методы активного обучения ставят личность в ситуацию принятия решения, защиты своих идей, отработки собственной позиции, выводят за рамки стандартного мышления, формируют элементы творческого мышления. Примером могут служить игровое проектирование, дебаты, деловые игры, решение профессиональных задач и ситуаций, «мозговая атака». Студентам могут предложить такие задания: в профессиональной ситуации найти проблему и определить пути ее решения, организовать деятельность для ее решения и т.п. Деловые игры, в свою очередь, дают студентам упражняться в профессиональных умениях.

Профессиональные модули новых ФГОС имеют исследовательский характер. Поэтому есть смысл остановиться на общих подходах выполнения таких работ. На первом этапе выбирается и согласовывается с преподавателем (или утверждается) тема работы. Затем составляется план исследования, проводится анализ имеющейся педагогической методической и другой литературы по изучаемой проблеме, изучается ее теория и история. На следующем этапе происходит осмысление собранного материала. При необходимости выдвигается рабочая гипотеза и проводится опытно-экспериментальная работа, завершающаяся анализом и обобщением полученных результатов. Далее оформляется текст работы, происходит публичное выступление или защита полученных результатов.

Для того, чтобы учебная работа (реферат, доклад, курсовая, дипломная работа) была выполнена качественно необходима специальная работа в процессе изучения, как отдельных дисциплин, так и профессиональных модулей. Для достижения этой цели в учебный план образовательных программ могут быть введены курсы, знакомящие студентов с основными принципами и приёмами отбора литературы по определённой проблеме, её анализа, составления библиографии; организации и описания результатов исследовательской деятельности в виде тезисов, докладов, рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ и т.д.

Начатая на спецкурсе работа продолжается в процессе изучения специальных дисциплин, а также организации научно-исследовательской работы студентов. Для чего разрабатывается сквозная тематика рефератов, докладов, индивидуальных работ, курсовых и выпускных квалификационных работ. Это позволяет организовать глубокое исследование избранной проблемы и провести качественную апробацию разработанных материалов с использованием времени, отводимого на практики (3 – 5 курсы). Результаты работ могут быть представлены через участие в конкурсах студенческих научных работ, выступления на научных конференциях, подготовку публикаций и т.д.

Большое значение в организации СРС имеет обеспечение системности и постоянства, что достигается разумным планированием учебного процесса. Перед изучением темы можно предложить студентам график самостоятельной работы, что поможет каждому студенту планировать свои действия.

В план самостоятельной работы желательно включать:

- вопросы для самостоятельной проработки темы рефератов, практические задания, т.е. все то, что студент должен выполнить самостоятельно в процессе прохождения темы. Обучающимся следует предложить литературу для самостоятельной работы, но давать возможность использовать любой другой дополнительный источник, а также рекомендации по конспектированию для подготовки к семинару и практическому занятию.

По каждому виду самостоятельной работы, указанному в плане, студенты должны получать информацию с указанием критериев оценки качества выполняемой работы. На групповых занятиях результаты самостоятельной работы по всем видам заданий желательно прослушивать и коллективно анализировать.

Важным элементом самостоятельной работы является контроль и оценка результатов. Для регулирования самостоятельной работы необходимо учитывать трудности работы, сроки выполнения заданий, их соответствие заданным требованиям в процессе специально организованных консультаций.

При организации СРС как важной составляющей профессиональной подготовки будущего специалиста следует учитывать, что на каждом конкретном этапе обучения она должна:

- соответствовать конкретной дидактической цели и задаче;

- формировать у студента на этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний и умений для решения профессиональных задач и продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

- выработать у студента установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации при решении учебных, учебно-профессиональных, профессиональных задач;

- стать важнейшим условием самоорганизации и самоконтроля студента в овладении методами профессиональной деятельности, познания и поведения;

- быть управляемой деятельностью студента со стороны преподавателя.

Для успешности осуществления самостоятельной работы преподаватели должны познакомить студентов с основными положениями квалификационной характеристики выпускников и основными требованиями работодателей к молодым специалистам и объяснить им, каким образом весь учебный процесс и каждая отдельная дисциплина способствуют выработке профессиональных и личностных качеств, входящих в эту характеристику. Особо следует подчеркнуть, что на формирование таких качеств, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д. непосредственно влияет самостоятельная работа – важнейшая форма учебного процесса. Это позволит студентам видеть положительные результаты своего труда и трансформировать достигаемый ими успех в обучении из опосредованного интереса в интерес непосредственный. Формированию такой мотивации способствует и искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов.

Требования к преподавательскому составу:

  • профессиональная компетентность ( глубокие знания теории и практики)
  • методическая компетентность – умение использовать определенные дидактические методы и подходы; владение современными технологиями обучения
  • социальная компетентность – т.е.способность понимать людей, общаться с ними и непросто передавать им знания, а быть их учителем и воспитателем
  • способность к постоянному самосовершенствованию и приобретению новых знаний.

Сегодня у нас есть все возможности для перехода к новым ФГОС в соответствии с требованиями времени. При этом важно сохранить и развить то лучшее, что заложено в образование нашего колледжа. Это гуманизм, любовь к профессии, активная жизненная позиция. Преподаватель – это не просто квалифицированный специалист – это интеллигентный, широко образованный, глубоко порядочный человек. Он не только носитель знаний, но и мудрости, интересный, яркий, увлекающей своей работой наставник, искренне заинтересованный в успехе своих учеников.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для учащихся по организации самостоятельной работы ПМ.04 Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство (углубленная подготовка)

Методическая разработка предназначена для правильной организации выполнения студентами самостоятельной работы, формирования готовности к самообразованию и повышения эффективности этой работы....

Методические рекомендации для учащихся по написанию курсовой работы ПМ.04 Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг

Методическая разработка предназначена для повышения качества выполнения студентами курсовой работы и её правильного оформления....

Методические рекомендации для учащихся по написанию курсовой работы ПМ.04 «Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг»

Методическая разработка направлена на улучшение качества выполняемых студентами курсовых работ и верного их оформления....

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 «Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг» по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство

Рабочая программа профессионального модуля используется в программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство с целью овладения обучающимися указанным в...

Фонд оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.04 Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг

Фонд оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.04 Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство (уг...

Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов по физике (для всех специальностей и профессий)

Использование разработанных методических рекомендаций поз­волит повысить эффективность самостоятельной работы студентов в образовательных учреждениях СПО, в том числе их готовность к самостоятельн...

Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы в СПО по специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"

Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы в СПО по специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"...