МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации Специальность: 44.02.01 Д
методическая разработка

Гримова Тамара Михайловна

Методические рекомендации включают вопросы и практические задания по каждой теме МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации и позволяют сформировать у студентов знания и умения в соответствии с  требованиями ФГОС СПО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_rek_sam_rab.docx76.78 КБ

Предварительный просмотр:

областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Обоянский педагогический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации

Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование

заочная форма обучения

2018

Одобрено:__________________

Протокол заседания ЦМК преподавателей профессионального цикла по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

от  __________________№ ____

Разработала:

Гримова Тамара Михайловна, преподаватель ОБПОУ «ОПК»

Содержание

1.Предмет оценки освоения МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации…………………..……………………………………………..4

2.Тематический план освоения МДК.04.01…...………………………………………………5

3.Содержание дисциплины и задания для текущего (рубежного) контроля……………….7

4.Литература …………………………………………………………………………………..19

5.Критерии оценки устного ответа и практического занятия………………………………20

5.Приложение 1 ………………………………………………………………………………..21

6.Приложение 2 ………………………………………………………………………………..22.

7.Приложение 3 -4……………………………………………………………………………...23

8.Приложение 5…………………………………………………………………………………24

9.Приложение 6…………………………………………………………………………………25

Предмет оценки освоения МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации.

Предметом оценки освоения МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации являются следующие умения и знания:

уметь:

- планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими);

- изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье;

- формулировать цели и задачи работы с семьёй;

- организовывать и проводить  разнообразные формы работы с семьёй (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

- консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребёнка;

- анализировать процесс и результаты работы  родителями (лицами, их заменяющими);

- взаимодействовать с работниками дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;

- руководить работой помощника воспитателя.

знать:

- основные документы о правах ребёнка и обязанности взрослых по отношению к детям;

- сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников;

- основы планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);

- задачи и содержание семейного воспитания;

- особенности современной семьи, её функция;

- содержание и формы работы с семьёй;

- особенности проведения индивидуальной работы с семьёй;

- методы и приёмы оказания педагогической помощи семье;

- методы изучения особенностей семейного воспитания;

- должностные обязанности помощника воспитателя;

- формы, методы и приёмы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательной организации, работающими с группой.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы

Наименование разделов и тем

     Вид учебного занятия

Самосто-

ятельная

работа

Теоретические занятия

Практические занятия

Тема 1.1.

Основные документы о правах ребёнка и обязанности взрослых по отношению к детям.

2

13

Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.

Декларация прав ребенка Конвенция о правах ребенка.

Конституция Российской Федерации о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям.

Семейный кодекс Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о роли семьи в формировании целостного развития личности дошкольника и компетентности родителей в области воспитания.

Тема 1.2.

Сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников.

2

15

Семья как средство социализации ребенка.

Процесс социализации дошкольников в разных типах семей.

Проблемы неполной семьи

Девиация семейных отношений.

Факторы негативной социализации ребенка в семье.

Виды родительского контроля.

Типичные ошибки семейного воспитания.

Практическое занятие №1 Составление и анализ совместного мероприятия по социальному развитию дошкольников в разных возрастных группах.

2

Тема 1.3.

Задачи и особенности семейного воспитания.

2

6

Задачи и содержание семейного воспитания.

Педагогический потенциал семьи.

Психологический контакт между родителями и детьми. Педагогическая культура родителей. Механизмы воспитания.

Стили и типы семейного воспитания. Сотрудничество детей и взрослых в семье.

Тема 1.4.

Особенности современной семьи, её функция. 

2

12

Семья как субъект педагогического взаимодействия родителей и ребенка.

Функции семьи.

Планирование семьи.

Особенности современной семьи.

Семья как социально-культурная среда развития ребенка.

Типы семей, их характеристика.

Тема 2.1.

Работа дошкольной образовательной организации с семьей.

2

8

Единство целей  воспитания детей в семье и в дошкольной образовательной организации.

Н.К. Крупская о единстве семейного и общественного воспитания.

А.С Макаренко об условиях семейного  воспитания.

Задачи дошкольной образовательной организации в работе с семьей.

Условия успешной работы дошкольной образовательной организации с семьей.

Тема 2.2.

Содержание и формы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами их заменяющими).

2

16

Содержание работы педагога с семьей. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.

Особенности воспитательного влияния ДОО и семьи на ребенка. Новая философия взаимодействия семьи и ДОО.

Основные этапы партнерского взаимодействия педагогов с родителями. Условия создания единого образовательного пространства «Дошкольная образовательная организация — семья».

Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, их характеристика.

Наглядно – информационные формы взаимодействия с родителями.

Методика проведения родительского собрания. Пути и задачи повышения профессионализма педагогов  дошкольной образовательной организации во взаимодействии с семьей.

Методы и приемы оказания педагогической помощи семье. Система организации помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ. Методы изучения особенностей семейного воспитания.

Метод проектов. Планирование работы с родителями (лицами их заменяющими).

Практическое занятие №2

Разработка и представление совместного проекта. Составление перспективного плана работы с родителями на месяц.

2

Тема 3.1.

Основы профессионально – педагогического общения в дошкольной образовательной организации.

2

20

Понятие «педагогическое общение», функции педагогического общения.

Коммуникативные умения и способности педагога. Стили педагогического общения.

Сущность и структура педагогического профессионализма.

Корпоративное взаимодействие воспитателей и узких специалистов при решении коррекционных задач.

Психологические типы воспитателей и их влияние на педагогическую деятельность.

Должностные обязанности воспитателя и помощника воспитателя.

Взаимодействие воспитателя и помощника воспитателя.

Профессиональные качества педагога.

Формы и методы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками дошкольной образовательной организации.

Итого

14

4

90

СОДЕРЖАНИЕ МДК

Тема 1.1. Основные документы о правах ребёнка и обязанности взрослых по отношению к детям.

Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятию «нормативный правовой акт».
  2. Назовите и охарактеризуйте документы международного права, на основе которых осуществляется взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
  3. Назовите и охарактеризуйте документы федерального уровня, на основе которых осуществляется взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
  4. Назовите и охарактеризуйте документы местного уровня (дошкольная образовательная организация), на основе которых осуществляется взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.

Задания для самостоятельной работы:

1.Проанализируйте устав дошкольной образовательной организации, докажите необходимость ознакомления с этим документом родителей. Какие разделы заслуживают особого внимания?

2.Проанализируйте основную образовательную программу дошкольной образовательной организации, выделите основные направления и задачи взаимодействия педагогического коллектива с родителями (лицами, их заменяющими).

3.Проанализируйте договор дошкольной образовательной организации с семьей воспитанника, определите права и обязанности двух сторон договора.

4.Предложите варианты ознакомления родителей (лиц, их заменяющих) с нормативными документами разных уровней.

Декларация прав ребенка Конвенция о правах ребенка.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Расшифруйте аббревиату́ру ЮНИСЕФ.
  2. Какие основные международные документы были разработаны ЮНИСЕФ?
  3. Какие права детей провозглашены в десяти принципах, изложенных в Декларации?
  4. В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребёнка?
  5. Какие положения Конвенции должен знать педагог?
  6. Какие обязанности несут, учебно-воспитательные структуры согласно Конвенции  (ст. 42)?
  7. Каким образом Международный Комитет по правам ребенка осуществляет контроль, за соблюдением основных принципов Конвенции?
  8. Какую роль играет дошкольная образовательная организация в осуществлении защиты прав каждого ребенка?

Задания для самостоятельной работы:

1.Составьте конспект беседы с родителями  на тему «Что вы знаете о правах ребенка?» на основе документов «Конвенция о правах ребенка» и «Декларация прав ребенка».

Конституция Российской Федерации о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите дату принятия Конституции РФ.
  2. Какой правовой силой обладает этот документ?
  3. Дайте определение понятию «правоспособность».
  4.  Дайте определение понятию «дееспособность».
  5. Каким из этих понятий ребенок не обладает?
  6. Перечислите основные права ребенка, которые закреплены в Конституции РФ.
  7. О чем говорится в статье 17 Конституции РФ?
  8. О чем говорится в статье 38 Конституции РФ?
  9. О чем говорится в статье 43 Конституции РФ?
  10. Какой документ был принят для обеспечения целенаправленной работы по защите прав ребенка на основе Конституции РФ?
  11. Какой документ обеспечивает защиту конституционного права граждан России на образование?
  12. Где чаще всего  происходят случаи жестокого обращения с детьми?
  13. Какую роль играет профилактическая работа в данной  области?
  14. Что должен сделать каждый гражданин, если видит нарушение прав ребенка, жестокое обращение с ним взрослых?

Задания для самостоятельной работы:

1.Оформите информационный лист для родителей по теме «Конституция РФ о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям».

Семейный кодекс Российской Федерации.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение Семейному Кодексу Российской Федерации.
  2. Какие разделы он включает?
  3. Кому и зачем его необходимо  знать?
  4. Когда в работе с родителями возникает необходимость обратиться к      Семейному кодексу Российской Федерации?
  5. Почему необходимо обратить внимание родителей на 12 главу?

Задания для самостоятельной работы:

1.Опишите проблемные ситуации, которые могут возникать в семье. Найдите пути решения, на основе Семейного Кодекса. 

2.Подберите материал для оформления стенда по данной тематике.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о роли семьи в формировании целостного развития личности дошкольника и компетентности родителей в области воспитания.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Поясните утверждение «Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка».
  2. Что входит в понятие «сотрудничество»?
  3. Дайте определение ФГОС ДО.
  4. Каким должен быть характер взаимодействия родителей, педагогов и детей на основе требований ФГОС ДО?
  5. Какие психолого-педагогические условия необходимо создавать в процессе взаимодействия с родителями?
  6.  Перечислите основные задачи (по ФГОС ДО) взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников?

Задания для самостоятельной работы:

1.Познакомьтесь с основными положениями,  ФГОС ДО.

2.Составьте опорный конспект (текст, представляющий собой краткое изложение сути прочитанного) Приложение №1 – критерии оценки опорного конспекта.

3.Письменно определите уровень взаимоотношений современного воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации.

4.Представьте работу как выступление на педагогическом совете.

Тема 1.2. Сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников.

Семья как средство социализации ребенка. Процесс социализации дошкольников в разных типах семей. Проблемы неполной семьи. Девиация семейных отношений. Факторы негативной социализации ребенка в семье. Виды родительского контроля.

Типичные ошибки семейного воспитания.

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда ребенок приобретает первый опыт социального общения?

2. Раскройте своеобразие процесса социализации дошкольников в разных типах семей.

3. Докажите, что первичную информацию об окружающем, социальным миром ребенок получает в семье.

4. По каким направлениям происходит процесс социализации в семье?

5. Сформулируйте определение «неблагополучная семья».

6. Перечислите факторы, на которые необходимо, обратить внимание, педагогу, чтобы выявить семьи социального риска.  

7. Почему неполные семьи находятся в зоне социального риска?

8. Как построить процесс взаимодействия воспитателя с неполной семьей?

9. Сформулируйте определение «девиация семейных отношений».

10. Какая информация о семье вносится в социальный паспорт воспитанника?

11. По каким признакам поведения и внешнего вида ребенка воспитатель определяет неблагополучие семьи?

13. Перечислите факторы негативной социализации ребенка в семье.

14. Какие виды родительского контроля вы знаете? Какую роль играют требования – обязанности и требования - запреты в осуществлении правильного родительского контроля?

15. Какие типичные ошибки семейного воспитания вы наблюдали на практике в дошкольном образовательном учреждении?

16. Чем отличаются ошибки родителей в воспитании детей от трудностей воспитания?

Задания для самостоятельной работы:

1.Составьте алгоритм работы с неблагополучной семей в рамках дошкольной образовательной организации.

2. Подготовьте мини – сочинение на тему «Роль моей семьи в подготовке к жизни в обществе». ( Приложение №2 – критерии оценки мини сочинения).

3. Составьте программу поддержки неполных и молодых семей.

4. Составьте рекомендации для начинающего педагога по организации работы с неблагополучной семьей.

Практическое занятие №1 Составление и анализ совместного мероприятия по социальному развитию дошкольников в разных возрастных группах.

Задания для самостоятельной работы:

1.Выбор темы мероприятия.

2.Определение возрастной группы.

3.Определение цели и задач.

4.Подбор материала.

Тема 1.3. Задачи и особенности семейного воспитания.

Задачи и содержание семейного воспитания. Педагогический потенциал семьи. Психологический контакт между родителями и детьми. Педагогическая культура родителей. Механизмы воспитания. Стили и типы семейного воспитания. Сотрудничество детей и взрослых в семье.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сформулируйте определение «семейное воспитание».

2.  Перечислите задачи семейного воспитания.

3. Какие факторы оказывают влияние на формирование системы семейного воспитания?

4.На основе, каких принципов осуществляется семейное воспитание?

5. Какие направления работы определяют содержание семейного воспитания?

6. Перечислите методы семейного воспитания.

7. Раскройте понятие «педагогический потенциал семьи».

8. Какие факторы определяют педагогический потенциал семьи?

9. Назовите основные критерии, по которым определяется уровень педагогического потенциала семьи.

10. Дайте определение «педагогическая культура».

13. Перечислите основные компоненты педагогической культуры.

14. Раскройте основные механизмы приобщения ребенка к социальной действительности в семье.

15. Охарактеризуйте основные стили семейного воспитания.

16.  Каким образом взаимосвязаны субъекты семейного воспитания.

17.  Раскройте понятие «сотрудничество» детей и взрослых в семье.

19. Подготовьте статью в уголок для родителей на тему «Сотрудничество детей и взрослых в семье».

Задания для самостоятельной работы:

1.На примере одной семьи сделайте анализ семейного воспитания, определите тип семейного воспитания и уровень педагогического потенциала родителей.

2.Составьте рекомендации для родителей по организации правильного психологического контакта с детьми?

3.Подготовьте статью в уголок для родителей на тему «Сотрудничество детей и взрослых в семье».

4. Составьте тезисы беседы с родителями на тему «Культура дома и семьи». Приложение №3- требования к составлению тезисов и критерии оценки.

5. Составьте памятку для родителей на тему «Как вырастить достойного гражданина и счастливого человека».

6. Подготовить консультацию на тему «Педагогическая культура родителей – залог успешного воспитания».

Тема 1.4. Особенности современной семьи, её функция.

Семья как субъект педагогического взаимодействия родителей и ребенка. Функции семьи. Планирование семьи. Особенности современной семьи. Семья как социально-культурная среда развития ребенка. Типы семей, их характеристика.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Сформулируйте определение «семья» на основе изучения разнообразных источников.
  2. Перечислите функции семьи, определите ее основное значение.
  3. Какую семью мы называем функциональной и дисфункциональной?
  4. Какие мероприятия включает программа планирования семьи?
  5. Назовите особенности современной семьи, определите собственное отношение к затронутым проблемам.
  6. Назовите подходы, определяющие типологию семьи.

Задания для самостоятельной работы:

1.Подготовка реферата на тему:-  Основные направления и характер изменений функций семьи на современном    этапе;  - История становления и ведущие тенденции развития семейного воспитания (тема на выбор студента). Приложение №4 – критерии оценки.

2. Подготовить материал для родительского уголка на тему « Что такое планирование семьи?»

3. Подготовить эссе на тему «Специфика современной семьи». Приложение №5 – критерии оценки эссе.

4.Составьте рекомендации для родителей на тему «Образовательный уровень родителей – основное условие успешного воспитания ребенка».

Тема 2.1. Работа дошкольной образовательной организации с семьей.

Единство целей  воспитания детей в семье и в дошкольной образовательной организации. Н.К. Крупская о единстве семейного и общественного воспитания.

А.С Макаренко об условиях семейного  воспитания. Задачи дошкольной образовательной организации в работе с семьей.

Условия успешной работы дошкольной образовательной организации с семьей.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Докажите, что полноценное воспитание может происходить в условиях тесного сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи. Определите сильные стороны воздействия на ребенка каждого из этих социальных институтов.
  2. Какие рекомендации давала педагогическим работникам Н.К. Крупская?
  3. Дайте определение понятию «взаимодействие».
  4. Определите основную идею семейного воспитания, сформулированную А.С Макаренко в лекции «О воспитании детей».
  5. Сформулируйте основные задачи работы дошкольной образовательной организации с семьей. Проанализируйте, как они решаются на практике.
  6. Охарактеризуйте условия успешной работы дошкольной организации с семьей.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить информационный листок для родителей на тему «Единство целей  воспитания детей в семье и в дошкольной образовательной организации».

2. Составьте тезисы по произведению А.С Макаренко «Книга для родителей» и докажите, что вопросы рассматриваемые писателем являются актуальными на современном этапе развития общества. Приложение №3- требования к составлению тезисов и критерии оценки.

3. Выделите основные задачи взаимодействия детского сада с семьей на основе анализа основной образовательной программы «От рождения до школы».

4. Составьте план психолого – педагогического просвещения родителей (возрастная группа на выбор студента).

5. Составьте перечень правил взаимодействия ДОО с семьей на основе анализа основной образовательной программы «От рождения до школы».

Тема 2.2. Содержание и формы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами их заменяющими).

Содержание работы педагога с семьей. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей. Особенности воспитательного влияния ДОО и семьи на ребенка. Новая философия взаимодействия семьи и ДОО. Основные этапы партнерского взаимодействия педагогов с родителями. Условия создания единого образовательного пространства «Дошкольная образовательная организация — семья». Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, их характеристика. Наглядно – информационные формы взаимодействия с родителями. Методика проведения родительского собрания. Пути и задачи повышения профессионализма педагогов  дошкольной образовательной организации во взаимодействии с семьей. Методы и приемы оказания педагогической помощи семье. Система организации помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ. Методы изучения особенностей семейного воспитания. Метод проектов. Планирование работы с родителями (лицами их заменяющими).

Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскройте содержание работы с семьей.
  2. Определите основные этапы формирования эффективного поведения родителей с детьми.
  3. Назовите и охарактеризуйте главное условие взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
  4. На какие три группы по проявлению активности, можно условно разделить родителей.  
  5. Определите идею, которая лежит в основе новой философии взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
  6. Объясните, что значит выражение «дошкольная организация  открытая система».
  7. Перечислите принципы, позволяющие грамотно организовать партнерские взаимоотношения с родителями (лицами, их заменяющими).
  8. Какие современные идеи лежат в основе конструктивного взаимодействия дошкольной организации и семьи.
  9. Сформулируйте основные условия для создания единого пространства «дошкольная образовательная организация – семья».
  10. Какие основные формы работы с семьей вы знаете?
  11. Раскройте понятия «традиционные формы взаимодействия» и «нетрадиционные формы взаимодействия», охарактеризуйте их.
  12. Как вы относитесь к письменным формам взаимодействия с родителями? В каких случаях они эффективны?
  13. В чем состоят особенности проведения индивидуальной работы с семьей?
  14.  В чем состоят особенности проведения групповых форм работы с семьей?
  15. Назовите основные показатели эффективного взаимодействия дошкольной организации с родителями.
  16. Докажите целесообразность использования наглядно-информационных форм работы с семьей.
  17. Сформулируйте основные требования к оформлению «Уголка для родителей».
  18. Назовите формы подачи стендовой информации, раскройте содержание каждой из них.
  19. Какое функциональное назначение имеет стендовая информация?
  20. Сформулируйте определение «родительское собрание», какие цели решаются в процессе подготовки и проведения данной формы взаимодействия?
  21. Перечислите виды родительских собраний.
  22. Раскройте методику проведения родительского собрания.
  23. Назовите этапы проведения родительского собрания.
  24. Раскройте основные пути и задачи повышения профессионализма педагогов дошкольной организации в работе с семьями воспитанников.
  25.  Охарактеризуйте методы и приемы оказания педагогической помощи семье.
  26. Определите основные цели и задачи оказания педагогической помощи семье.
  27. Дайте определение понятию « консультация для родителей».
  28. Организация и алгоритм консультативного процесса.
  29. Сформулируйте основные правила слушания собеседника.
  30. В чем заключается работа воспитателя по коррекции детско-родительских отношений.
  31. Перечислите методы диагностики особенностей семьи и семейного воспитания?
  32. Определите параметры, которые указывают на индивидуальность каждой семьи.
  33. Перечислите традиционные и нетрадиционные методы изучения семьи.
  34. Раскройте понятия: «наблюдение», «опросные методы», «тестирование»,

            «проективные методы», «изучение продуктов деятельности» и другие.

  1. Определите этапы планирования наблюдения и требования, которые предъявляются к использованию данного метода.
  2. Определите отличительные черты  эксперимента и наблюдения.
  3. Почему тестирование в дошкольной организации проводит психолог?
  4. Сформулируйте требования к проведению беседы и найдите отличия от метода «опрос».
  5. Назовите виды и типы анкетирования. Определите роль данного метода в изучении семейного воспитания.
  6. Дайте определение методу «интервьюирование». Какие требования должен соблюдать педагог, используя данный метод?
  7. Докажите необходимость проведения с родителями психолого - педагогического тренинга.
  8. Докажите значимость процесса планирования в организации взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими).
  9. Определите основные функции планирования.
  10. Перечислите основные требования по планированию работы с родителями.
  11. Что входит в содержание планирования работы воспитателя с семьей.
  12. Виды планирования взаимодействия воспитателя с семьей.
  13. Объясните, почему проектная деятельность приобретает актуальность в дошкольных образовательных организациях?
  14.  Определите основные черты проектного метода.
  15. Дайте характеристику этапам проекта.
  16. Раскройте основные типы проектов.
  17. Перечислите компоненты составляющие схему написания проекта.

Задания для самостоятельной работы:

1.Составьте план изучения опыта семейного воспитания. Какие сведения о семье необходимо знать воспитателю?

2.На практике в дошкольной образовательной организации опробируйте методы изучения семейного воспитания и представьте анализ результатов проделанной работы.

3. Составьте рекомендации для начинающего воспитателя по формированию партнерского взаимодействия с родителями.

4.Выделите подходы разных авторов по определению форм взаимодействия педагогов и родителей.  

5.Составьте схему традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

6. Подготовьте презентацию оформления стендовой информации для родителей из практики работы ДОО. Приложение №6 – критерии оценки презентации.

7. Составьте рекомендации по организации и проведению родительского собрания.

 

Практическое занятие №2.

Разработка и представление совместного проекта. Составление перспективного плана работы с родителями на месяц.

Задания для самостоятельной работы:

1.Подготовка к представлению материала практических работ.

2.Письменный самоанализ практических работ.

Тема 3.1.Основы профессионально – педагогического общения в дошкольной образовательной организации.

Понятие «педагогическое общение», функции педагогического общения. Коммуникативные умения и способности педагога. Стили педагогического общения. Сущность и структура педагогического профессионализма. Корпоративное взаимодействие воспитателей и узких специалистов при решении коррекционных задач. Психологические типы воспитателей и их влияние на педагогическую деятельность. Должностные обязанности воспитателя и помощника воспитателя. Взаимодействие воспитателя и помощника воспитателя. Профессиональные качества педагога. Формы и методы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками дошкольной образовательной организации.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскройте понятие «педагогическое общение», опишите функции педагогического общения.
  2. Что входит в понятие «коммуникативная культура педагога»? Какими коммуникативными умениями должен владеть современный педагог?
  3.  Какие вы знаете стили педагогического общения?
  4. Раскройте понятие «педагогический профессионализм», назовите его основные компоненты.
  5. Приведите примеры проявления педагогической этики и педагогического такта.
  6. Охарактеризуйте психологические типы педагога. К какому типу вы можете отнести себя?
  7.  Какую роль в формировании педагогического стиля играют самоконтроль и саморегуляция?
  8. Какие нормативные документы определяют должностные обязанности педагогов и сотрудников дошкольной образовательной организации?
  9. Какие модели взаимодействия воспитателя и помощника воспитателя существуют? Выделите приоритетные направления профессиональных взаимоотношений.
  10. Сформулируйте основные правила общения педагогов и сотрудников дошкольной образовательной организации.
  11. Как вы понимаете определения «профессиональная пригодность» и «профессиональная готовность»?
  12. Назовите основные компоненты педагогической деятельности.
  13. Какую роль в общении играют перцептивные умения?
  14. Определите роль педагогической техники в формировании конструктивного взаимодействия педагогов и сотрудников дошкольной организации.
  15. Какие виды общения вы знаете? Приведите пример использования каждого вида на практике в дошкольной образовательной организации.
  16. Охарактеризуйте процесс делового общения.
  17. Назовите этапы деловой беседы. Чем она отличается от повседневной беседы?
  18. Какие факторы не способствуют взаимопониманию партнеров?
  19. Перечислите методы аргументации, которые позволяют позитивно выстраивать деловое общение?
  20. Для чего необходимо педагогу знать технику психологической самообороны?
  21. Какие вы знаете формы организации профессионального общения с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.
  22. Назовите особенности взаимодействия воспитателя с работниками дошкольного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Задания для самостоятельной работы:

1.Сделайте анализ деятельности воспитателя на основе наблюдений на практике в дошкольной организации. Соотнесите полученные данные с должностной инструкцией и составьте рекомендации по устранению недостатков.

2.Изучите должностную инструкцию помощника воспитателя. Определите виды совместной деятельности с воспитателем.

3. Определите уровень собственных коммуникативных способностей и стиль общения с детьми, педагогами и сотрудниками  ДОО.

4.Сделайте анализ взаимодействия педагогов и узких специалистов при решении коррекционных задач.

5. Подготовьте устное сообщение «Мои должностные обязанности».

6.Составьте конспект консультации с помощником воспитателя.

7. Составьте план развития профессиональных качеств.

ЗАДАНИЯДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: Сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников. Задачи и особенности семейного воспитания.

Вариант 1.

1.Охарактеризуйте сущность процесса социализации дошкольника в семье.

2.Составьте план – конспект консультации для родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

Вариант 2.

1.Определите задачи и содержание семейного воспитания. Охарактеризуйте понятия «педагогический потенциал семьи», «психологический контакт родителей и детей», «педагогическая культура родителей».

2.Составьте план – конспект совместного мероприятия по социальному развитию (тема и возрастная группа на выбор студента).

Тема: Содержание и формы работы дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Вариант 1.

1.Раскройте коллективные формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.

2.Составьте развернутый план проекта совместной деятельности педагогического коллектива, родителей и детей на тему «Адаптация детей и родителей к условиям дошкольного учреждения».

Вариант 2.

1.Раскройте индивидуальные формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.

2.Составьте конспект совместного мероприятия по социальному развитию детей (тема и возрастная группа на выбор студента).

Критерии оценки:

«5»-отлично - Студент отвечает полно и грамотно на два вопроса, демонстрирует понимание материала и использует в процессе изложения содержание основной и дополнительной литературы.

«4»-хорошо» - Студент на один из вопросов отвечает неполно, имеются некоторые недочеты в изложении материала, недостаточно использует дополнительную литературу.

«3»-удовлетворительно – Студент, затрудняется в полном ответе на два вопроса, не использует материал дополнительной литературы, допускает ошибки, которые демонстрируют пробелы в знаниях по данной теме.

«2»-неудовлетворительно – Студент допускает грубые ошибки, не ориентируется в материалах основной литературы, нет полного ответа ни на один вопрос.   

ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., Академия, 2010.

Дополнительные источники:

  1. Конституция Российской Федерации – М.: 2013.
  2. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: 2016.
  3. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: 2011.
  4. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова и др. – М.: 2011.
  5. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В. Взаимодействие воспитателей с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.- Набережные Челны.: 2014.
  6. Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  7. Кузнецов А.Н. Избранные лекции по семейному праву. Саратов.: 2015.
  8. Лазаренко Е.Н. Формы работы дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников. – Саратов.: 2016.
  9. Леготкина С.В. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения. - СПб.:–2014.
  10. Маленкова Л.И. Основы родительской педагогики: Учебно - методическое пособие. – М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011.
  11. Прохорова С.Ю., Нигматулина Н.В., Евстигнеева В.И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012.
  12. Содружество детей и взрослых: методический комплекс для детского сада / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  13. Родительское собрание в детском саду. Вопросы и ответы. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  14. Холостова Е.И., Черняк Е.М. Семейное воспитание и социальная работа. – М.: 2015.
  15. Методическое пособие «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации» Составитель: Т.М.Гримова.
  16. Интернет-ресурсы: http://vospitatel.com.ua/category/rabota-s-roditelyami.html;. http://vospitateljam.ru/sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii/;  http://wiki.ippk.ru/images/5/5b/Современные_формы_работы_с_родителями_в_ДОУ.pdf

Критерии оценки устного ответа: 

– оценка «отлично» выставляется студенту, обнаружившему всестороннее осознанное систематическое знание учебно-программного материала и умение им самостоятельно пользоваться;

– оценка «хорошо» выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно - программного материала, показавшему систематический характер знаний по дисциплине; знания и умения студента в основном соответствуют требованиям, установленным выше, но при этом студент допускает отдельные неточности, которые он исправляет самостоятельно при указании преподавателя на данные неточности;

– оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшего обучения и предстоящей работы по профессии, обладающему необходимыми знаниями, но допускающему неточности при ответе; студент показывает не достаточно  осознанное усвоение материала и не всегда способен исправить допущенные ошибки после пояснений, данных преподавателем;

– оценка «не удовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, при этом студент обнаруживает незнание большей части изученного по разделу материала, не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.

Критерии оценки выполнения практических заданий.

Оценка «отлично» ставится, если студент выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, графики; правильно выполняет анализ ошибок.

Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил требования к оценке "5", но допущены 2-3 недочета.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу не полностью или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Приложение №1.

Критерии оценивания опорного конспекта (баллы)

№п/п

Название критерия

Оцениваемые параметры

Баллы

(от 0 до 3)

1.

Лаконичность.

Опорный конспект должен быть минимальным, чтобы его можно было воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.

2.

Структурность.

Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.

3.

Акцентирование.

Для лучшего запоминания основного смысла опорного конспекта, главную идею опорного конспекта выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).

4.

Унификация.

При составлении опорного конспекта используются определенные аббревиатуры и условные знаки.

5.

Автономия.

Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).

6.

Оригинальность.

Опорный конспект должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он должен быть наглядным и понятным.

7.

Взаимосвязь.

Текст опорного конспекта должен быть взаимосвязан с текстом источника.

Оценка «отлично» выставляется студентам, набравшим от 18 до 21 баллов;

Оценка «хорошо» выставляется студентам, набравшим от 14 до 17 баллов;

Оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, набравшим от 8 до  14 баллов;

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, набравшим менее 7 баллов.

Приложение №2.

Критерии оценивания мини – сочинения.

№п/п

Название критерия

Оцениваемые параметры

Баллы (от 0 до 3)

1.

Соответствие теме

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Студент рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

2.

Аргументация

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (учебно – методические пособия, научную литературу, художественные произведения, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации  своей позиции.

Студент строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее 2-3 источников, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа статей и произведений в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

3.

Композиция и логика рассуждения

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Студент аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

4.

Качество письменной речи

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Студент точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

5.

Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность студента.

Оценка «отлично» выставляется студентам, набравшим от 12до 15баллов;

Оценка «хорошо» выставляется студентам, набравшим от 9 до 11 баллов;

Оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, набравшим от 5 до 8 баллов;

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, набравшим менее 4 баллов и менее.

Приложение №3.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, статьи, сообщения.

1. Прочитайте текст и разделите его на логически законченные части, т.е. составьте план.

2. Найдите в тексте основные мысли и их аргументацию, которые дают ответ на вопросы плана.

3. Оформите записи.

Критерии оценки:

Оценка «3»  Содержание тезисов слабо отражает современные научные представления о заявленной проблеме, не все научные представления и подходы  широко представлены. Недостаточно представлен аналитический аспект.

Оценка «4»  Материал тезисов структурирован, изложен в системе, четко и логично. Все аспекты изложены неполно в части установления причинно-следственных связей

Оценка «5»  Полно, чётко и логично охарактеризована выбранная тема тезисов, приведены конкретные данные полученные автором в ходе теоретического исследования.

Приложение №4.

Критерии оценки реферата:

 – оценка «отлично» выставляется студенту, работа которого соответствует всем требованиям, предъявляемым к написанию реферата. Тема раскрыта полностью, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы. Реферат написан с использованием широкого круга научной литературы, рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также иной литературы, чем та, что предложена в программе соответствующей учебной дисциплины. Работа оформлена эстетично и аккуратно. Во время презентации реферата, студент спокойно и убедительно представляет реферат, показывая глубину изучения материала по данной проблеме.

 – оценка «хорошо» выставляется студенту, в работе которого тема раскрыта полностью; прослеживается авторская позиция, сформулированы необходимые обоснованные выводы; использована необходимая для раскрытия вопроса основная и дополнительная литература. Работа оформлена эстетично и аккуратно. Во время презентации реферата, студент недостаточно убедительно представляет реферат, не достаточно глубоко рассматривает вопросы по теме.

– оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, в работе которого тема раскрыта недостаточно полно; использовались только основные источники; имеются ссылки на статистические материалы, но не выражена авторская позиция; отсутствуют выводы. Имеются недостатки по оформлению. Во время презентации студент не достаточно полно раскрывает вопросы по теме.

 – оценка «не удовлетворительно» выставляется студенту, в работе которого тема реферата не раскрыта; материал изложен без собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на статистические источники. Имеются недостатки по оформлению работы. Во время презентации студент не убедителен в своих высказываниях, теряется в процессе изложения основного материала.

Приложение №5.

Критерии оценивания эссе.

№п/п

Название критерия

Оцениваемые параметры

Баллы (от 0 до 5)

1.

Знание и понимание теоретического материала

- рассматриваемые понятия определяются четко и полно, приводятся соответствующие примеры,

- используемые понятия строго соответствуют теме,

- самостоятельность выполнения работы.

2.

Анализ и оценка информации

- грамотно применяется категория анализа,

- умело используются приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений,

- объясняются альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему,

- обоснованно интерпретируется текстовая информация,

- дается личная оценка проблеме.

3.

Построение

суждений

- изложение ясное и четкое,

- приводимые доказательства логичны

- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией,

-приводятся различные точки зрения и их личная оценка,

- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.

Оценка «отлично» выставляется студентам, набравшим от 12до 15баллов;

Оценка «хорошо» выставляется студентам, набравшим от 9 до 11 баллов;

Оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, набравшим от 5 до 8 баллов;

Приложение №6.

Критерии оценивания презентации (баллы).

Критерии оценивания презентации складываются из требований к их созданию.

Название критерия

Оцениваемые параметры

Тема презентации

Соответствие темы программе учебного предмета, раздела

Дидактические и методические цели и задачи презентации

Соответствие целей поставленной теме

Достижение поставленных целей и задач

Выделение основных идей презентации

 

Соответствие целям и задачам

Содержание умозаключений

Вызывают ли интерес у аудитории

Количество (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)

Содержание

Достоверная информация об изучаемой проблеме

Все заключения подтверждены достоверными источниками

Язык изложения материала понятен аудитории

Актуальность, точность и полезность содержания

Подбор информации для создания проекта – презентации

 

Графические иллюстрации для презентации

Статистика

Диаграммы и графики

Экспертные оценки

Ресурсы Интернет

Примеры

Сравнения

Цитаты

Подача материала проекта – презентации

 

Хронология

Приоритет

Тематическая последовательность

Структура по принципу «проблема-решение»

Логика и переходы во время проекта – презентации

 

От вступления к основной части

От одной основной идеи (части) к другой

От одного слайда к другому

Гиперссылки

Заключение

 

Яркое высказывание - переход к заключению

Повторение основных целей и задач выступления

Выводы

Подведение итогов

Короткое и запоминающееся высказывание в конце

Дизайн презентации

 

Шрифт (читаемость)

Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков)

Элементы анимации

Техническая часть

Грамматика

Подходящий словарь

Наличие ошибок правописания и опечаток

Параметры оценивания презентации

Выставляемая оценка (балл) за представленный проект (от 0 до 3)

Связь презентации с темой выступления, решение поставленных задач.

 

Содержание презентации.

 

Заключение презентации.

 

Подача материала проекта – презентации.

 

Графическая информация (иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы и т.д.).

 

Графический дизайн.

 

Техническая часть.

 

Возможность использования презентации в ДОО.

 

Итоговое количество баллов:

 

Определение уровня владения ИКТ-компетентностью

Количество набранных баллов за представленный проект

Уровни владения ИКТ-компетентностью

От 18баллов

до 24балла

Высокий уровень  (оценка «5»).

От 9баллов

до 17 баллов

Средний уровень (оценка «4»).

От 8 баллов

до 4 баллов

Низкий уровень  (оценка «3»).

От 4 баллов и менее.

Очень низкий уровень (оценка «2»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по МДК 01.01 Практические основы организации бухгалтерского учета имущества организации

Методические рекомендации предназначены для студентов по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), по  организации самостоятельной работы по МДК 01.01 Практические осн...

КОС ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации. по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Комплект  контрольно - оценочных  средств  по  профессиональному  модулю разработан  на  основе  федерального  государственного  образовательного стан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.04 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЛИЦАМИ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) И СОТРУДНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование (углубленной п...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

Методические рекомендации для обучающихся  по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками об...

Контрольно-оценочные средства по МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации

Контрольно-оценочные средства   по  МДК.04.01  Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образо...

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МДК 04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями

КТП МДК 04.01 Теоретические  и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями...

Дневник производственной практике ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации для специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование. 2021

Дневник производственной практики (по профилю специальности)  ПП.04 (далее - производственной практики) по профессиональному модулю ПМ. 04 Взаимодействие с родителями и сотрудниками  образов...