СООБЩЕНИЕ тема: Практика использования мультимедийных средств при обучении специалистов СПО
методическая разработка по теме
Сообщение на Методической комиссии: «Страховое дело», «Операционная деятельности в логистике», «ДОУ и архивоведение» по теме «Практика использования мультимедийных средств при обучении специалистов СПО» выполнено в рамках освоения учебной дисциплины «Экономика организации» в соответствии с рабочей программой «Экономика организации» и направлено на формирование у обучающихся умений и знаний по дисциплине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_dekabr2016_1.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородский губернский колледж»
Рассмотрено на заседании МК
Протокол№____от______2016г.
Председатель МК____________
Мясникова Ф.Ф.
СООБЩЕНИЕ
тема: Практика использования мультимедийных средств
при обучении специалистов СПО
Выполнил:
Преподаватель высшей квалификационной
категории Брагин Б.Н.
Нижний Новгород
2016
Сообщение на Методической комиссии: «Страховое дело», «Операционная деятельности в логистике», «ДОУ и архивоведение» по теме «Практика использования мультимедийных средств при обучении специалистов СПО» выполнено в рамках освоения учебной дисциплины «Экономика организации» в соответствии с рабочей программой «Экономика организации» и направлено на формирование у обучающихся умений и знаний по дисциплине. Информация сообщения содержит пояснительную записку и перечень источников. Сообщение адресовано преподавателям и обучающимся на базе основного общего образования (полного (среднего) образования) по специальностям: «Банковское дело», «Страховое дело», «Операционная деятельности в логистике», «ДОУ и архивоведение».
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Пояснительная записка…………………………………………………………………. 4
Глава1. Практика использования мультимедийных средств при обучении
специалистов СПО…………………………………………………………..……. 5
1.1.Виды (типы) информации и способы ее представления……………………..5
- Понятие мультимедиа…………………………………………………………..7
- Мультимедиа в среднем профессиональном образовании…………………..8
Заключение…………………………………………………………………….12
Рекомендуемая литература и иные источники…………………….………................14
Пояснительная записка
Организация учебной деятельности обучающихся – важное звено в образовательном процессе в среднем профессионально образовании. Целью настоящего сообщения является оказание методической помощи преподавателям и обучающимся в организации учебной деятельности по освоению учебной дисциплины «Экономика организации».
Освоение теоретического материала и использование теоретических знаний в практике (расчет экономических задач, выполнение заданий по курсовому проектированию, участие в тематических конференциях по специальностям и т.п.) предполагает углубление изучение, как отдельных тем программы, так и отработку и формирование умений (согласно ФГОС для УД или МДК) по устойчивому использованию мультимедийных средств при проведении теоретических и практических занятий.
Сообщение содержит список рекомендуемой литературы по предложенной тематике и источников от узких специалистов.
Глава 1. Практика использования мультимедийных средств при обучении специалистов СПО
- Виды (типы) информации и способы ее представления.
В аппаратном обеспечении процесса преподавания специальных дисциплин, особым образом выделяются средства, характерной особенностью которых является возможность обработки и представления информации с помощью компьютерной техники. За последние годы к числу таких средств, получивших название средств мультимедиа, были отнесены устройства для записи и воспроизведения звука, фото и видео изображений.
Специфику средств мультимедиа невозможно понять без знания видов (типов) информации и способов ее представления. Остановимся лишь на основных аспектах классификации информации, значимых для изучения мультимедиа-технологий.
Термин информация уходит корнями к латинскому informatio - разъяснение, изложение. Изначально в это слово вкладывался смысл, соответствующий «сведениям, передаваемым одними людьми другим людям, устным, письменным или другим способом, а также сам процесс передачи или получения этих сведений».
Всю информацию по видам восприятия можно разделить на три основные группы:
1. Информация, воспринимаемая зрением человека, так называемая зрительная или визуальная информация, включающая текст, графические изображения и рисунки, фотографии, мультфильмы, видеофильмы.
2. Информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека, так называемая звуковая информация, включающая произвольные шумы, музыкальные произведения, речь.
3. Информация, воспринимаемая сенсорной системой человека, так называемая сенсорная или тактильная информация, при работе с помощью специальных технических средств.
Все перечисленные виды информации можно классифицировать и по другим критериям. Одним из них является способ восприятия информации человеком. В этой связи всю поступающую студентам информацию можно разделить на ассоциативную и прямую.
Ассоциативная информация – это информация, восприятие которой основано на ассоциациях, возникающих у человека под действием раннее усвоенной информации.
Прямая информация непосредственно передает важные, в том числе и с точки зрения целей обучения, свойства объектов. К такому виду информации могут быть отнесены фотографии, видеофильмы и т.д.
Одной из существенных отличительных особенностей средств мультимедиа считается возможность представления и обработки прямой информации. Понятие мультимедиа и средств мультимедиа с одной стороны тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации.
С другой стороны, понятие мультимедиа лежит в основе функционирования средств информатизации, существенно влияющих на эффективность образования. Наличие и внедрение в сферу образования средств мультимедиа способствует появлению соответствующих компьютерных программных средств и их содержательного наполнения, разработке новых методов обучения и технологий информатизации профессиональной деятельности преподавателей.
Так, например, появление и проникновение в систему образования средств мультимедиа, позволяющих хранить, обрабатывать и воспроизводить видеофильмы, привело к созданию компьютерных программ, используемых в обучении и содержащих фрагменты видеофильмов, демонстрируемых студентам. Это, в свою очередь, порождает новые методические сценарии проведения учебных занятий, на которых студенты, работая с компьютером, часть учебного времени посвящают просмотру видеофрагментов, важных с точки зрения целей обучения.
Мультимедиа и входящие в это понятие мультимедиа технологии тесно связаны с информационными процессами, происходящими в природе, обществе и технике. Дело в том, что любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия решений на ее основе и их выполнения. Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов, газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т. д. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, хранит и перерабатывает ее с помощью мозга и центральной нервной системы. Процесс решения в уме математической задачи, процесс перевода текста с одного языка на другой - все это обработка информации. Все подобные действия и процессы можно объединить под общим названием – информационные процессы.
Информационный процесс – это совокупность последовательных действий, производимых над информацией с целью получения результата. Среди всех информационных процессов можно выделить наиболее общие - к ним относятся передача, хранение и обработка информации.
Информация передается по каналу передачи, направляясь от источника к приемнику. Канал передачи – это некая среда, которая осуществляет доставку информации. Обработка информации – процесс преобразования уже имеющейся информации. Преобразование информации может быть связано с изменением ее содержания или формы представления. В последнем случае говорят о кодировании информации. Например, к обработке информации могут быть отнесены шифрование информации или перевод текстов на другой язык.
Информация не может существовать без своего носителя. Носитель информации – это среда, непосредственно хранящая информацию. «Носитель» означает «нести в себе», то есть содержать, а не переносить информацию.
Чтобы иметь возможность в будущем многократно воспользоваться информацией, используют так называемые внешние (по отношению к человеческой памяти) носители информации. В качестве примеров таких носителей можно выделить записные книжки, справочники, классные журналы, заполняемые преподавателем, магнитные записи, картины, фото - и кинодокументы и т. д. Для извлечения информации из внешних носителей зачастую требуется много времени и необходимы дополнительные средства.
Например, для того, чтобы получить информацию, содержащуюся на компакт-диске, необходим компьютер, аудио- или видеоплеер.
Все эти информационные процессы и технологии полностью распространяются и на понятие мультимедиа.
1.2 Понятие мультимедиа
Любой язык, которым люди пользуется для общения содержит достаточно много слов, имеющих различные значения. Смысл таких слов определяется из контекста их употребления в речи. Слово «мультимедиа» также имеет сразу несколько разных значений.
Мультимедиа - это:
- технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
- информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
- компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
- компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
- особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т. п.).
Таким образом, в широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения.
Средства и технологии мультимедиа повышают мотивацию студентов к учению за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:
- «манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информацией;
- контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации;
- реализация анимационных эффектов;
- деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);
- дискретная подача аудиовизуальной информации;
- многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном «окне» – видеофильм, в другом - текст);
- демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).
Существует несколько понятий, связанных с мультимедиа и использованием соответствующих средств информатизации в образовании. В частности, при использовании средств мультимедиа в обучении студентов существенно возрастает роль иллюстраций.
Иллюстрация также является многозначным термином. Существует два основных толкования этого термина.
Иллюстрация (иллюстрирование) - это:
- введение в текст поясняющей или дополняющей информации другого типа (изображения и звука),
- приведение примеров (возможно и без использования информации других типов) для наглядного и убедительного объяснения.
В мультимедиа-средствах иллюстрации могут быть представлены в виде примеров (в том числе и текстовых), двухмерных и трехмерных графических изображений (рисунков, фотографий, схем, графиков, диаграмм), звуковых фрагментов, анимации, видеофрагментов.
1.3 Мультимедиа в среднем профессиональном образовании
Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности студентов и способствовать повышению их мотивации.
За счет этого, большинство преподавателей могут использовать мультимедиа как основу своей деятельности по информатизации образования.
Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения.
Рассмотрим более подробно свойства мультимедиа.
Интерактивность средств информатизации образования означает, что студентам и преподавателям, предоставляется возможность активного взаимодействия с этими средствами. Интерактивность означает наличие условий для учебного диалога, одним из участников которого является средство информатизации образования.
Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: студенты могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Студенты могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, таких как:
- изображения, включая отсканированные фотографии, таблицы, чертежи, тексты, графики, технологические схемы, осуществлять структурные построения и карты, использовать технические и художественные слайды, фрагменты документальных и учебных фильмов.
- звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
- видео, сложные видеоэффекты;
- анимации и анимационное имитирование.
Целесообразность применения мультимедиа в образовании можно проиллюстрировать многими примерами.
Пример 1. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал, способствуя повышению эффективности обучения.
Пример 2. Использование мультимедиа позволяет продемонстрировать студентам ряд опытов по общей физике, химии, ядерной физике, технологии приготовлении блюд, использование средств безопасности (ОБЖ) и т.д. выполнение которых невозможно в стационарных условиях при отсутствии их натурального воплощения.
Пример 3. С помощью мультимедиа можно «переместиться в пространстве» и показать студентам изучаемые в курсе дисциплин истории, обществоведения, культурологии, литературы, музыки - экспонаты музейных выставок, памятники археологии, архитектуры, фрагменты концертных выступлений и т.п. не покидая класса.
Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео, и т. д.
Компьютер (рис. 1), проникнувший в сферу образования, является универсальным средством обработки информации. Универсальность компьютера состоит в том, что, с одной стороны, он один в состоянии обрабатывать информацию разных типов (мультимедиа информацию), с другой стороны, один и тот же компьютер в состоянии выполнять целый спектр операций с информацией одного типа. Благодаря этому компьютер в совокупности с соответствующим набором периферийных устройств в состоянии обеспечить выполнение всех функций технических мультимедиа-средств обучения.
Рис. 1: Компьютер
Использование качественных мультимедиа-средств позволяет студентам становиться активными участниками образовательного процесса, который в свою очередь становится гибким по отношению к социальным и культурным различиям между студентами, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.
Мультимедиа способствует:
- стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;
- повышению мотивации студентов к учению;
- развитию навыков совместной работы и коллективного познания у студентов;
- развитию у студентов более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.
Кроме этого к числу преимуществ использования мультимедиа в среднем профессиональном образовании можно отнести:
- одновременное использование нескольких каналов восприятия студента в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
- возможность моделировать сложные, дорогостоящие или опасные реальные эксперименты, проведение которых затруднительно в рамках учебной аудитории или невозможно в принципе;
- визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;
- визуализация объектов и процессов микро - и макромиров;
- возможность развить когнитивные структуры и интерпретации студентов, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией студентов.
Для решения данной задачи целесообразно оснащение учебных аудиторий и кабинетов Программно-аппаратным комплексом «Интерактивная доска» (рис.2). Интерактивная доска позволяет проецировать изображение с экрана монитора на проекционную доску.
Рис. 2
Особенностью интерактивной доски является возможность сохранения фиксируемой на ней информации в формате видеофильма. Например, можно зафиксировать решение задачи таким образом, чтобы впоследствии просматривать не статичный конечный результат, а сам процесс решения задачи от начала до конца, причем с любой скоростью.
Интерактивная доска может быть использована как эффективное средство создания учебно-дидактических материалов: примеры решения задач, схемы, чертежи, графики, причем как статические, так и динамические.
Все эти материалы могут быть созданы непосредственно на учебном занятии, и в дальнейшем могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении, а также в качестве тренажеров при индивидуальной работе. Сохраненная информация может быть передана студентам в электронном или бумажном виде для самостоятельной работы на занятии или дома.
Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно. Преподаватели должны учитывать два возможных направления внедрения средств мультимедиа в учебный процесс.
1. Первое из них связано с тем, что такие средства включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы профессионального образования. В этом случае мультимедиа-ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы преподавателей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний студентов.
Внедрение мультимедиа-ресурсов в рамках второго направления приводит к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса в техникуме, колледже и построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения ресурсов в отдельных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности студента. Использование мультимедиа технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы среднего профессионального образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно.
- Вторая группа потребностей определяется необходимостью формирования у студентов творческих умений (главным признаком творчества является новизна полученного продукта). Такие потребности возникают при решении оптимизационных задач, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один - наиболее рациональный с определенной точки зрения, при постановке и решении задач на проверку выдвигаемых гипотез, при необходимости развития конструктивно-комбинаторных творческих умений (использование цифровых конструкторов, позволяющих собирать целое из частей, моделировать объекты и процессы).
- Треть группа потребностей связана с необходимостью формирования у студентов определенных личностных качеств. Потребности, относимые к данной группе, возникают для организации моделирования, создающего возможности нравственного воспитания студентов через решение профессиональных, социальных, экологических и других проблем.
Заключение
Таким образом, использование мультимедиа-средств в системе образования изменяет механизм восприятия и осмысления получаемой пользователем информации. При работе с системами «виртуальной реальности» в образовании происходит качественное изменение восприятия информации. В этом случае восприятие осуществляется не только с помощью зрения и слуха, но и с помощью осязания. Возникают предпосылки для реализации дидактического принципа наглядности обучения на принципиально новом уровне.
Поэтому мультимедиа-средства, построенные с использованием технологии виртуальной реальности в состоянии обеспечить лучшее понимание и усвоение учебного материала в процессе обучения. Однако важно понимать, что чем выше уровень систем виртуальной реальности, тем больше труда должно быть вложено в их создание, тем совершеннее должны быть технические средства информатизации, доступные преподавателям и студентам.
Используемая литература
Основная литература
1. Захарова И. Г., Информационные технологии в образовании: Учебное пособие. – М., 2007
2. Федунец Н. И., Ярощук И. В., Применение мультимедийных технологий в образовании. – М., 2006
3. Шлыкова О. В., Культура мультимедиа: Учебное пособие. – М., 2004.
- Теоретические основы использования компьютерных программ в образовательной практике / Клюева И.А.// Среднее профессиональное образование.- 2007.-№ 6.
- Листрова Л. В. Организация проектной деятельности школьников на основе Интернет-технологий.- Воронеж, ВГПУ.- 2011.
- Попов В.Б. Интернет-технологии и развитие образования. Воронеж, ВГПУ.- 2011.
- Информационное общество и новые педагогические технологии в образовательном процессе/ Палтиевич Р.Л. Никитина Т.А.// Среднее профессиональное образование.- 2010.-№ 5.
Электронные Интернет-ресурсы
4. Образовательный портал "Мой университет"…Шляхова Н.Н. ,Статья « Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем?» 2011
5. Атапина О.Е. Статья, «Использование мультимедийных технологий для активизации учебной деятельности студента», ГБОУ СПО "Балаковский политехнический техникум" 2012
6.Информационный портал Google
7. Салон мультимедийного оборудования "Маэстро",ул.Белинского, д.104/
Видеопроекторы
SANYO PLC-XU47 2000 ANSI Im 1024x768, видеопроектор
SANYO PLC-SL20 1700 ANSI Im 800x600, видеопроектор
SANYO PLC-SU50 2000 ANSI Im 800x600, видеопроектор
SANYO PLC-SU51 2000 ANSI Im 800x600, видеопроектор
Экраны
Draper Silhouette Series M, экраны
SMS Aero Screen Plug&Play, автоматический экран
SMS Aero Screen Hard-Wired, автоматический экран
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище
Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 ...
Использование мультимедийной системы на уроках английского языка
Применение лексического и грамматического материала по учебным темам, тестовых заданий, презентаций....
Использование мультимедийных средств на уроках русского языка и литературы.
Данная методическая разработка поможет учителям русского языка и литературы при написании зачетной работы...
Использование мультимедийных пособий и информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеомате...
Разработка урока «Верстка веб страниц» междисциплинарного курса «МДК 04.02. Технология публикации цифровой мультимедийной информации» с использованием интерактивных методов обучения
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯВЕРСТКА ВЕБ СТРАНИЦФИО преподавателя: Спиридонова Марианна ОлеговнаСпециальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системахТема учебного занятия: Блочная...
Круглый стол: «Использование мультимедийных средств обучения в учебном процессе».
Сценарий круглого стола в рамках проведения педагогической мастерской...
Применение и использование мультимедийных презентаций в практике специалистов, работающих с детьми, имеющих особенности в развитии в условиях специализированных учреждений.
Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимальн...