Использование мультимедийных пособий и информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы
статья по теме

Яркова Вера Ивановна

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_multimediynykh_posobiy_statya_na_sayt.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных пособий и информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

- форма проверки домашнего задания;

- способ создания проблемной ситуации;

- способ объяснения нового материала;

- форма закрепления изученного;

- способ проверки знаний в процессе урока.

Урок с использованием компьютерной презентации –

 урок объяснения нового материала в диалоговом режиме,

 урок-лекция,

 урок-обобщение,

урок-практикум,  

урок- конференция,

урок-защита проектов,

интегрированный урок,

 урок-презентация,

 урок-дискуссия в режиме Интернет-конференции.

Урок защиты проектных работ - уникальный способ реализации творческого потенциала учащихся, способ творческого преломления их знаний и умений на практике

Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютерная программа).

Эта форма используется достаточно часто, так как в техникуме в наличии несколько компьютерных классов с персональными компьютерами для каждого учащегося.

Во всех случаях ИКТ выполняют функцию «посредника», «который вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром».[2]

 В результате преподаватель и обучающийся не только овладевают информационными технологиями, но и учатся отбирать, оценивать и применять наиболее ценные образовательные ресурсы, а также создавать собственные медиатексты.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках литературы

(из опыта работы)

Возможности использования медиаресурсов на этапе подготовки к уроку

На уроках литературы особо востребован прием яркого образного начала, для развития эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости обучающихся. Живопись и музыка делают урок живым, создают доверительную и комфортную атмосферу в классе, позволяют ребятам настроиться на изучение творчества того или иного автора, вводят произведение в культурно-исторический контекст. Фотографии, портреты в единстве со словом педагога создают образ писателя; иллюстрации к текстам помогают представить персонажей.

Преподавателю литературы часто не хватает необходимого наглядного материала и оборудования. На помощь пришли информационно-коммуникационные технологии.

Владея этими технологиями, преподаватель имеет возможность создавать, тиражировать и хранить дидактические материалы к уроку (контрольные, самостоятельные, проверочные работы, раздаточный и иллюстративный материал).

В зависимости от уровня группы, поставленных перед уроком задач набранный вариант заданий может быстро модифицироваться (изменяться, дополняться, сжиматься). Кроме того, распечатанные дидактические материалы выглядят более эстетично.

Примерный  вариант проверочной работы на знание текста по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»,

1. О ком это сказано: «… не красавец, но не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; …нервы у него были щекотливые, как у девушки; …покупал он весьма недешево какое-то мыло для сообщения гладкости коже»?

2. Где познакомились Чичиков и Собакевич?

а) на вечеринке у губернатора,

б) в поместье Собакевича,

в) в театре.

3. Что лежало на дне табакерки Чичикова?

а) две фиалки,

б) копейка,

в) табак.

4. О ком это сказано: «… имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно все равно, похождения ли влюбленного героя, просто букварь или молитвенник…»?

5. Как звали детей Манилова?

а) Фемистоклюс, Алкид;

б) Феодул и Еремей;

в) Павсикахий и Мокий.

Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы Интернета находятся и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации.

Например, фрагмент заочной экскурсии в родовое имение М.Ю. Лермонтова Тарханы (найдена в Интернете)

«Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской...» - таким запомнился Лермонтову дом, где прошло его детство. Дом, который он всегда помнил и куда стремился. В этом доме часы отсчитывали конкретное время его реальной жизни, зеркала отражали лица тех, кто окружал будущего поэта в Тарханах.

Материалы, найденные или разработанные с помощью информационно-коммуникационных технологий, удобно использовать для оформления кабинета (фото-экскурсии в литературные музеи, иллюстрации, портреты писателей) и для анализа и систематизации отобранной информации, хранения разработанных учебных материалов

Расширился круг форм работы с источниками на уроке. Благодаря дискам  «А.С. Пушкин. В зеркале двух столетий», «Н.А. Некрасов», «Маяковский», «Поэты Серебряного века»,  «В. Высоцкий. 60-е годы» студенты могут самостоятельно получать биографическую и историографическую информацию в интересной современной форме.

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

Работа с презентацией.

Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке[8].

Если презентация станет основой урока, его «скелетом», то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяем содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео-фрагменты).

Далее создаем слайды, в соответствии с планом урока, в программе PowerPoint. Для большей наглядности можно ввести настройки демонстрации презентации. Можно так же создать и заметки к слайду, отражающие переходы, комментарии, вопросы и задания к слайдам и материалам на них, т.е. методическое оснащение презентации.

Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся

Если презентация – творческая работа учащегося или группы учеников, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. Лучше, если с презентацией, созданной учеником, вы познакомитесь заранее, особенно если она играет концептуальную роль в уроке[3].

Типы уроков литературы с мультимедийной поддержкой

Специфика подготовки урока – презентации безусловно определяется типом урока. В своей практике я использую:

Уроки-лекции

Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал, привлечь смежные литературе виды искусства. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки.

Презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для обучающихся). Проблемный характер лекции может задаваться не самим преподавателем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознается ребятами в ходе работы с разными материалами: портрет, карикатура, полярные критические оценки и т.д. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово преподавателя медиаметафорами на всем пространстве урока.

Презентация к уроку-лекции может создаваться самим преподавателем или на основе небольших презентаций студентов и обучающихся, иллюстрирующих их доклады и сообщения.

В ходе такого урока студенты ведут записи в своих рабочих тетрадях. То есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) технологию его создания.

Сегодня в моей методической копилке несколько таких уроков:

Урок-лекция с мультимедийной поддержкой   « Художественный мир А.Н. Островского».

Лекция начинается работой с дружеским шаржем на Островского.

Какие качества драматурга подчеркивает художник? Анализ слов В.Лакшина: «Самое трудное искусство – видеть мир, каков он есть, и этим искусством владел великий русский драматург. Всегда прям и искренен путь Островского к сердцам своих зрителей. В его «вечных» сюжетах все конкретно-историческое, бытовое крепко припаяно к давно ушедшей злобе дня. А вместе с тем при видимой неизменности, «пословичной мудрости» его пьес многое в них продолжает звенеть живым весельем и болью, отзываясь в душе современного зрителя и читателя». Формулируем и записываем первые особенности художественного мира Островского.

Погрузиться в атмосферу Замоскворечья и дополнить рассказ преподавателя о детских годах драматурга помогает музыкальное сопровождение (М.Мусоргский «Рассвет над Москвой-рекой») и фрагменты автобиографических произведений А.Н.Островского, «Тяжелые дни»:

«Живу в той стороне, где дни разделяются на легкие и тяжелые; где люди уверены, что земля стоит на трех рыбах, и что, по последним известиям, кажется, одна начинает шевелиться, значит плохо дело; где заболевают от дурного глаза, а лечатся симпатиями; где есть свои астрономы, которые наблюдают за кометами и рассматривают двух человек на луне; где своя политика, и тоже получают депеши, но только все больше из белой Арапии и стран к ней прилежащих», - и «Записки замоскворецкого жителя»: «Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье…

До сих пор известно было только положение и имя этой страны; что же касается до обитателей ее, то есть образ жизни их, язык, нравы, обычаи, степень образованности, - все это было покрыто мраком неизвестности».

Урок анализа текста

«Наказание Раскольникова» Ф.М. Достоевский.

Анализ эпизодов романа.

Найдите описание Петербурга накануне убийства старухи – процентщицы.

Как он отражает внутреннее состояние героя?

Сравните описание города после убийства с предыдущим пейзажем.

На таком уроке презентация позволяет реализовать интегративный подход к обучению. Интерпретируя художественный текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок образов и тем. Привлечение фрагментов спектаклей, кинофильмов, опер, различных иллюстраций, дополненных выдержками из литературоведческих работ, позволяет создать проблемную ситуацию, решить которую помогает совместная работа на уроке. Проблемно-исследовательское обучение становится ведущим на таких уроках. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания, фиксируются промежуточные и итоговые выводы.

В отличие от уроков-лекций презентация не просто сопровождает слово преподавателя, а является в некотором роде интерпретацией литературного текста. Визуальные образы презентации по сути рассчитаны на развитие сотворчества читателя. Сопоставляя видео- или аудио- иллюстрации, студент уже анализирует текст (прием скрытого анализа текста).

Выбор из ряда предложенных иллюстраций, наиболее адекватно отражающей авторскую точку зрения, – это, на мой взгляд, еще один прием, направленный на развитие воссоздающего воображения (как в среднем, так и в старшем звене). В презентации могут быть использованы детские иллюстрации и традиционные способы работы с ними (озаглавливание, сопоставление с текстом, описание по иллюстрации, защита иллюстраций).

Оформление презентации к уроку анализа текста должно быть более тщательным. Фон может быть выдержан в цветовой гамме текста, показывая наглядно функциональность цветописи. Музыкальное сопровождение также должно работать на глубину постижения текста. Композиция презентации может отражать своеобразие композиции произведения (антитеза, рамочная композиция, ассоциация).

Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главной всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика, помогают достичь целостности рассмотрения произведения в единстве содержания и формы, увидеть содержательность, смысловую значимость каждого элемента формы.

Обобщающие уроки

С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого типа урока – собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия произведения, но уже на уровне более глубокого понимания; выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить все произведение. Решить эти задачи и позволяют ИКТ, создав некую визуальную метафору произведения, соединив эмоционально-художественный и логический виды творческой деятельности учащихся на уроке. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, глубже понять произведение. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся.

Например, обобщающий урок по теме «Серебряный век русской поэзии»

На обобщающих уроках может быть автором урока-презентации студент, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы.

Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:

- умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

- умение работать в группе;

- умение находить информацию в различных источниках;

- коммуникативная компетентность;

- осознание полезности получаемых знаний и умений.

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление.

Интегративное и проблемное обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий

В свое работе я  использую ученические презентации на одном из этапов урока. Подготовка такого урока опирается на метод проектов, в основе которого лежит педагогика сотрудничества.

Урок литературы, организованный в режиме двух технологий, требует большой предварительной подготовки.

Форма его организации такова: группа делится на несколько групп в составе 3-4 человек, в каждую из них входят учащиеся, разные по уровню обученности. Одним и тем же составом группа может работать от одного урока до нескольких месяцев. Группы получают конкретные задания. Каждый обучающийся должен, используя различные источники, подготовить информацию-ответ на свой вопрос. Представители своей группы готовят презентацию - отчёт, чтобы наглядно, эмоционально представить свое задание на уроке.

Безусловно, урок от начала создания и до своего логического конца создается под руководством педагога, который при необходимости помогает ученикам начать работу в группах, наблюдает за тем, как идет сотрудничество между детьми, не вмешиваясь в ход обсуждения, в конце оценивает работу учеников и сотрудничество в группах. Это может быть одна «награда» на всех в виде балльных оценок, сертификата, значка отличия.

Что же дает самим учащимся обучение в сотрудничестве?

1. Осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы.

2. Осознание творческой взаимозависимости членов группы.

3. Умение вести диалог, идти на компромисс, уважать мнение других.

4. Интенсивное творческое общение между учащимися.

Регулярное обсуждение всей группой промежуточных итогов работы повышает ее эффективность.[5]

И поэтому методика создания проектных работ активно используется в практике преподавания литературы.

Защита проектов может быть как в форме презентаций:

Фрагменты презентаций, созданные студентами I курса по специальности «Прикладная информатика»

Брюсов В.Я. «Я в жизнь пришел поэтом…»

Ахматова А.А.  «Я была тогда с моим народом»

так и в форме проекта, газеты, рисунка,  иллюстраций, схем, таблиц, сценария.

Проект «Два портрета» (М.Цветаева и Анна Ахматова)

Сценарий музыкально-литературной композиции «Музы Есенина»

Конкурс рисунка «И.Бунин «Тёмные аллеи»

Интегрированные уроки

ИКТ позволяет осуществить интегративный подход в обучении.

Интегрированным уроком считают такой, который представляет собой результат совместной активной деятельности двух или нескольких преподавателей и учащихся.

Урок готовится преподавателем информатики и литературы и студентами.

Не всегда интегрированный урок создается на основе презентации, часто с помощью ИКТ (поиск информации в Интернет, оформление дидактических и методических разработок).

На мой взгляд, наиболее глубокая основа интеграции имеет место тогда, когда преподаватели  выявляют в преподавании своих предметов такие поля взаимодействия, которые сближают перспективные цели обучения.

Благодаря интеграции, в сознании студентов формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер.

Интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать учебное время за счет исключения повторов, неизбежных при преподавании разнообразных предметов.

Наиболее тесно осуществляется интеграция литературы с историей. Это обусловлено тем, что литература – письменный памятник, отражающий основные вехи исторического развития общества.[6]

Именно литературные произведения становятся часто единственными историческими источниками, иллюстрациями той или иной исторической эпохи и делают страницы истории более наглядными и живыми.

К тому же развитие литературы напрямую соотносится с процессами развития общества.

Опыт проведения интегрированных уроков (история - литература) позволяет выделить несколько типов интегративных связей в зависимости от ведущей роли какого-то из двух предметов.

Так, например, при изучении темы «Серебряный век русской культуры» важно выявить исторические предпосылки данного явления, социальные потрясения, которые способствовали его кризису.

Уникальность того факта, что литературное произведение, точнее, описываемый в нем политический режим, оказывается гениальным пророчеством о появившемся спустя десять лет реально существующем режиме, заставила обратиться к изучению романа Е. Замятина «Мы» в связи с введением понятия «тоталитаризм».

Интегративный подход к преподаванию может еще более расширить границы взаимного сотрудничества между предметами общеобразовательных дисциплин.

Когда подобная работа становится еще и поводом для использования ИКТ - для реализации творческого и интеллектуального потенциала участников образовательного процесса, для их приобщения к современным способам получения и «переработки» информации, - это способствует большему взаимному обогащению студентов и преподавателей.

Итак, что дает преподавателю литературы использование информационно-коммуникационных технологий?

- экономию времени на уроке;

- глубину погружения в материал;

- повышенную мотивацию обучения;

- интегративный подход в обучении;

- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

- возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
 Заключение

Сегодня, в эпоху информатизации,  на первое место выходит «аудиовизуальная культура». Уже выросло поколение, для которого компьютер включен в бытовую среду, формирующую, наряду с телевизором, сознание буквально с рождения.

Значит, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном процессе становятся одними из главных посредников в формировании нового типа личности, готовой воспринимать и понимать аудиовизуальный язык. ИКТ не только отвечают нуждам педагогики в развитии личности, но и расширяют спектр методов и форм проведения занятий с учащимися. Обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь, – исследовательский процесс с элементами поиска.[7]

Для отслеживания эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в нашем техникуме  ежегодно проводится анкетирование обучающихся.

В качестве критерия были отобраны три показателя:

1. интерес к занятию;

2. глубина восприятия учебного материала, целостность создаваемого на занятии образа;

3. качество письменных работ.

Для исследования интереса к разным формам уроков обучающимся задавался вопрос: «Какие формы уроков вызывают у Вас интерес и способствуют повышению вашей активности во время работы на занятиях?

- бинарный урок;

- уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- урок - дискуссия

-интегрированный урок

- урок - защита творческих проектов».

За последние пять лет  интерес к урокам c использованием ИКТ удерживается на высоком уровне:

Для исследования второго критерия респондентов просили оценить, что в большей степени влияет на создание яркого целостного образа и помогает более глубоко понять учебный материал.

Ответы  показали высокую значимость использования различного рода презентаций на уроке по сравнению с отдельными формами аудио- и видеонаглядности.

Для  оценки третьего критерия использовалось число выборов учащимися произведений, уроки по которым строились на основе презентаций, для выполнения письменных работ.

Работы по поэме А.Ахматовой (после проведенного урока – презентации) отличаются особой выразительностью, анализом не только образной системы поэмы, но и ее организации (что всегда вызывало затруднение у ребят).

С уверенностью могу сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий способствует интеллектуальному и творческому росту не только обучающегося, но и преподавателя. Дает возможность быть в курсе современных тенденций развития педагогической мысли; помогает быстро и адекватно реагировать на изменения приоритетов образования. Делает возможным применение современных способов интерпретации и систематизации информации при изучении традиционных тем гуманитарного  курса. Поэтому большинство преподавателей – предметников нашего техникума строят свои уроки на мультимедийной основе с использованием интернет-ресурсов.

Однако необходимо сказать, что чрезмерное использование данных технологий на уроках литературы может привести к тому, что в сознании учеников библиотеки заменятся Интернетом (легче найти в Интернете, чем сходить в библиотеку). А качество некоторой информации в «глобальной паутине» оставляет желать лучшего.

И всё-таки высокая информационная емкость, легкость и убедительность образного восприятия, доминирование продуктивных возможностей над репродуктивными, скорость и широта трансляции и тиражирования – те положительные стороны, которые привлекают нас в использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.


Список использованной литературы

1. Вьюшина И.В. Возможности и преимущества информационных технологий в образовательном процессе // Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Часть 5. Информационные технологии в образовательном процессе: Методические материалы. – Ярославль, 2010. С. 4-8

2. Вьюшина И.В., Крашенинникова Н.Б. Интегративные связи в преподавании истории // Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Часть 3. Интегративное образование: Методические материалы. – Ярославль, 2010. С. 9-16

3. Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования. Сборник тезисов конференции южного куста Пермской области. – Чайковский, 2011

4. Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? // Народное образование, 2010, № 5

5. Курбатов Р. Учиться? Нет, создавать знания! // Первое сентября. - 2011 - № 60.

6. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Институт практической психологии, 2009

7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – Народное образование. Москва, 2011

8. Ямалдинова З. Н. Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. М.: 20012

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература - это культурно-исторический феномен, несущий существенный объем знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии.  Задачи и цели литературного образования - это инт...

Статья на тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы."

Компьютерные технологии интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, и тем более преподаватель, должен иметь знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны и...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ Е.Н. ИЛЬИНА КАК СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ Е.Н. ИЛЬИНА КАК СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ...

Методические рекомендации для преподавателей "Варианты использования компьютерных и мультимедиа технологий на уроках литературы"

Сегодня преподавателю и студенту доступен гигантский объём информации, поэтому появляются дополнительные требования, поэтому пояляются дополнительные требования к постановке целей и задач в условиях н...

Учебно-методическое пособие "Применение здоровье сберегающих технологий на урока"

Описание основных здоровьездерегающих психологических  технологий, которые могут применяться педагогами для укрепление психологического здоровья у обучающихся....

Методическое пособие по применению здоровьесберегающих технологий на уроках математики в ОГБПОУ СОТА

Методическое пособие по применению здоровьесберегающих технологий на уроках математики в ОГБПОУ СОТА...