Использование мультимедийных средств на уроках русского языка и литературы.
учебно-методический материал на тему

Танчук Любовь Ивановна


Данная методическая  разработка поможет учителям русского языка и литературы при написании  зачетной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_samarskoy_oblast2.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

                                       Итоговая работа

по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Проектирование учебного занятия на основе современных

информационных технологий»

по теме:

          «Использование мультимедийных  средств на уроках   русского       языка и литературы.

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с 27января по 31января 2014 года

Выполнила:  
учитель русского языка  и литературы
ГБОУ СОШ с. Георгиевка м.р.Кинельский Самарской области
Танчук  Любовь Ивановна

                                                              2014

Актуальность

Современный мир диктует современные требования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Следовательно, современный учитель, сохранив  богатейший опыт российской и советской школы, должен искать новые формы и методы обучения, активно сочетать их с новыми педагогическими технологиями с целью повышения качества образования и  соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Инновационная идея, объединяющая все компоненты системы, заключается в повышении качества обучения, формировании положительной мотивации и изменении организации обучения через сочетание традиционных методов обучения и мультимедийных технологий как непосредственного инструмента реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Цель: совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока, усиление мотивации учения, улучшение качества обучения и воспитания, повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий.

Задачи:

-совершенствовать традиционные методы обучения через использование мультимедийных технологий;

-использовать медиаресурсы (графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение) для организации познавательной деятельности учащихся на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУН, а также на факультативных занятиях, занятиях элективных курсов, во внеклассной работе.

Новизна методической системы обусловлена следующим: обоснована эффективность использования мультимедийных технологий в процессе обучения русскому языку, литературе, разработана система практических методов и приемов работы с использованием мультимедийных технологий.

Практическая значимость методической системы: определены практические методы и приемы использования мультимедиа-технологий при обучении русскому языку и литературе и внеурочной деятельности. Предложены конкретные методы и приемы использования мультимедиа-технологий.

Концепция методической системы:

Методической основой для построения системы являются методические  материалы, размещенные на портале «Сеть творческих учителей» (Г. Аствацатуров «Педагогический дизайн мультимедийного урока»; В.Н.Погодин «Конструирование мультимедийного урока» )

Мультимедийная технология обучения – технология, в основе которой лежит активное использование в процессе обучения современных мультимедийных средств (комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.) Урок с использованием мультимедийных средств и построенный на основе мультимедийной технологии получил название «мультимедиа-урок», «мультимединый урок». В таком уроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента: компьютер и программные средства, в которых структурирована учебная информация в текстовом виде, во множестве наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых анимационными и звуковыми эффектами.

Современный мультимедийный урок я строю по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. На мультимейдийных уроках я использую такие необходимые такого урока, как рисунок, иллюстрация, графика; интерактивная игра; интерактивный тренажер; видеофрагмент; аудиозапись, мультимедийная презентация.

Основными формами организации работы обучающихся  на уроке являются:

  • фронтальная работа- просмотр видео фрагментов, Интернет - уроков, прослушивание аудиозаписей;
  • индивидуальноя- выполнение практических работ (работа с интерактивными тренажерами, программами);
  • работа в малой группе- выполнение общего учебного проекта.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

Медиатехнологии я применяю на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУН, а также на факультативных занятиях, занятиях элективных курсов, во внеклассной работе, используя  в различных режимах, а именно:

-в обучающем режиме;

-в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;

-в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

-в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала;

-в режиме самообученияю

 Традиционные и инновационные организационные виды деятельности и методические приемы

При объяснении нового материала на уроке:

- мультимедийная лекция с использованием компьютерного программного обеспечения, позволяющего интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс.

- интерактивные приемы с использованием интерактивной доски, что помогает сделать урок живыми и привлекательным для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести обучающимся информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.). Интерактивная доска позволяет преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами,  позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.

- ЦОР, ЭОР и  диски («Уроки Кирилла и Мефодия».  «Электронный Образовательный Комплекс «Русский язык (орфография и пунктуация) 5-11 классы»,  мультимедийный учебник «1С Русский язык», электронные репетиторы, Интернет-ресурсы, самостоятельно сконструированные цифровые образовательные ресурсы), предметные коллекции (иллюстрации, портреты, видеофрагменты, видеоэкскурсии), таблицы, схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – дается комментарий с дополнительными объяснениями и примерами, у обучающихся «включаются» слуховой и визуальный каналы восприятия материала, развивается воображение;

- дидактический материал в виде презентаций, схем-конспектов, тренажеров анимированных кроссвордов и т.д.;

- опережающее домашнее задание к новой теме – подготовить свою мультимедийную презентацию. Это позволяет повысить эмоциональный фон учащихся, задействовать разные каналы восприятия информации, стимулировать обучающихся к проявлению творческой активности, как результат, повысить качество знаний;

- метод проектов для активизации деятельности обучающихся, отработки исследовательских навыков с обязательной защитой на уроке.

На этапе закрепления знаний, отработки навыков:

- использование Интернет-ресурсов и обучающимися, и учителем: единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ЦОР (school-collection.edu.ru), электронные словари и энциклопедии;

- использование в качестве дидактического материала к уроку как собственных мультимедийных презентаций, конспектов уроков для интерактивной доски, так  и разработанных обучающимися презентаций, что позволяет вовлечь  их в активную деятельность по подготовке занятия, повысить производительность труда учителя и ученика;

- создание обучающимися своей схемы или своего алгоритма для применения того или иного правила, что позволяет сделать задание личностно значимым для ученика.

 

На этапе обобщения и систематизации полученных знаний: интегрированные уроки с использованием ИКТ, направленные на активную самостоятельную выработку учащимися нового знания, освоение новых способов деятельности, постановку в центре учебного процесса активного личного опыта учащихся;

- использование интерактивной доски как средства для выхода в Интернет (просмотр художественных и документальных фильмов по программе, видеоуроков, леций и т.д.);

- разные виды заданий для интерактивной доски, что дает возможность вовлекать в процесс обучения всех учащихся класса, строить общение на основе творческого похода. Большой спектр интерактивных приемов - работа с цветным маркером, мобильные схемы, вставка  анимации, аудио- и видео- файлов, работа со «шторкой», возможность изменять любой текст на экране и др. – превращают урок в живой, творческий процесс, где в центре личность ученика.

На этапе подготовки домашнего задания:

- создание обучающимися презентации, буклета, веб-страницы, с обязательным определением временных рамок, количества источников информации (можно предложить адреса нескольких сайтов), программу реализации задания (Word, Power Point), объем отчетного документа.

Мой опыт показывает, что мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Мультимедийные технологии должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами и методами обучения, деятельностью учителя и обучающихся.

            При проведении мультимедийного урока необходимо помнить, что это УРОК, а значит при отборе учебного материала нужно соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.  При этом компьютер не должен заменять учителя, он должен его  дополнять. Я считаю, что используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Мое твердое убеждение, что мультимедийные уроки  в учебном процессе обеспечивают возможность:

-повышать  мотивацию и познавательную активность;

-   качество обучения;

-дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

- увеличить время работы на уроке обучающихся;

-удовлетворять запросы, желания и интересы обучающихся;

-повышать темп урока;

-увеличивать долю самостоятельной работы обучающихся;

-проверять освоение теоретических знаний у всех обучающихся;

-углублять степень отработки практических умений и навыков;

- вести дифференцированную работу с каждым обучающимся;

-выявлять пробелы  грамотности обучающихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...

Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Статья на тему: "Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы."...

«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».

Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся  в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого?     Ли...

Статья "Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы"

Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию т...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Особенности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы (из опыта учителя)

Особенности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы (из опыта учителя)...

Использование инновационных методов и технологий на уроках русского языка и литературы

Современные средства, методы и технологии помогают сделать урок увлекательнее и  интереснее, позволяют студенту проявлять самостоятельность, дают возможность выражения собственных мыслей и идей. ...