Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности"
рабочая программа по теме
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 050146 «Преподавание в начальных классах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
050146_nach_kl_ikt_v_prof_deyat_merzlikina.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО образования САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИсциплины
Информатика и информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 050146 «Преподавание в начальных классах»
Организация-разработчик:
ГОУ СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»
Разработчик:
Мерзликина Н.В., преподаватель
Рекомендована Экспертной комиссией министерства образования Саратовской области.
Заключение Экспертной комиссии № ____________ от «____»__________ 20___ г.
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации учебной дисциплины | 12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 14 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050146 «Преподавание в начальных классах»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Математический и общий естественнонаучный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
- создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
- осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся/воспитанников;
- использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;
Вариатив:
- использовать возможности СУБД для организации хранения и управления большими массивами данных;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
- возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
- аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности;
Вариатив:
- теоретические основы, виды и структуру баз данных.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов;
самостоятельной работы обучающегося 38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 76 |
В том числе: | |
практические занятия | 44 |
контрольные работы | 5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 |
В том числе: | |
Реферирование по проблеме | 18 |
Выполнение индивидуального задания | 20 |
Итоговая аттестация в форме | дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Гигиена и охрана труда при использовании средств ИКТ в образовательном процессе | 8 | |||
Тема 1.1. Физиолого-гигиенические основы трудового процесса на рабочих местах | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 2 3 | Компьютер и здоровье человека. Федеральные санитарные правила, нормы. Техника безопасности при использовании средств ИКТ в образовательном процессе: Требования охраны труда перед началом работы на ПК. Требования техники безопасности при работе на ПК. Пожарная безопасность. Правила электробезопасности. Здоровье сберегающие технологии | 2 | ||
Практические занятия
| 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Охрана здоровья как приоритетное направление деятельности учителя начальной школы», «Оздоровительные моменты на занятии» | 4 | |||
Раздел 2. Технические и программные средства информационных технологий | 97 | |||
Тема 2.1. Аппаратное обеспечение компьютера | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 2 3 4 5 | Состав и структура ПК. Процессор. Устройства ввода информации(клавиатура, координатные устройства, цифровые камеры и ТВ-тюнеры, веб-камера, микрофон) Устройства обработки и передачи информации( процессор, материнская плата, оперативная память, графическая карта, звуковая карта) Устройства вывода информации (монитор, мультимедиа проектор, плоттер, акустические колонки и наушники) Устройства хранения информации (долговременная память, оптические диски, флэш-память, USB флэш-диски) | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Архитектура современного компьютера» | 2 | |||
Тема 2.2. Создание, набор и редактирование текста средствами текстового процессора. | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 2 3 4 5 | Создание текстового документа. Сохранение текстового документа. Проверка правописания. Редактирование, форматирование текстового документа. Использование шаблонов при оформлении документов. Вставка объектов (WordArt, редактор формул, рисунки, диаграммы). Создание, редактирование, форматирование таблиц. Подготовка документа к печати. Печать документа. | 2 | ||
Практические занятия
| 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | |||
Контрольная работа «Основные функции текстового процессора и их использование при создании текстового документа» | 1 | |||
Тема 2.3. Настольная издательская система как инструмент создания публикаций. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 2 3 4 | Интерфейс системы. Типы публикаций: бланки, календари, каталоги, конверты, наклейки, плакаты, приглашения, программки. Алгоритм создания публикаций. Использование Мастера. | 2 | ||
Практические занятия
| 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Создание различных типов публикаций средствами настольной издательской системы». | 2 | |||
Тема 2.4. Создание, набор и редактирование электронной таблицы средствами табличного процессора. | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 2 3 4 | Состав электронной таблицы. Различные способы оформления, редактирования и копирования данных. Оформление таблицы. Выполнение вычислений в электронной таблице: абсолютная и относительная адресация ячеек, виды арифметических и статистических функций, условная функция и логические выражения. Графический анализ данных средствами табличного процессора: виды графиков и диаграмм, правила их применения. Подготовка документа к печати. Печать документа. | 2 | ||
Практические занятия
| 5 | |||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 8 | |||
Контрольная работа «Основные функции табличного процессора и их использование при создании электронных таблиц». | 1 | |||
Тема 2.5. Создание и редактирование базы данных средствами СУБД. | Содержание учебного материала | 5 в | ||
1 2 3 4 5 6 7 | Этапы проектирования БД. Основные элементы СУБД. Создание БД средствами СУБД. Ввод и редактирование данных. Создание связей между таблицами. Создание подстановок. Поиск данных в БД: запросы на выборку, на изменение, добавление, удаление данных, на создание таблицы. Сортировка данных в БД. Отчёты. Создание и использование отчёта. Формы. Создание и использование формы. | 2 | ||
Практические занятия
| 6 в | |||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 3 | |||
Контрольная работа «Основные функции СУБД и их использование при работе с БД» | 1 | |||
Тема 2.6. Система создания и демонстрации презентаций | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 2 3 4 5 6 | Алгоритм создание презентации. Создание слайда. Применение шаблона оформления слайда. Вставка графических объектов. Вставка видео, звука. Настройка параметров смены слайдов. Установка автоматического и непрерывного показа слайдов. Настройка анимационных эффектов. Добавление гиперссылок | 2 | ||
Практические занятия
| 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуального задания по теме «Создание и настройка тематической презентации». | 2 | |||
Тема 2.7. Создание изображений средствами векторного графического редактора. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 2 3 4 5 | Интерфейс и принципы работы векторного графического редактора. Создание простых геометрических объектов. Использование основных инструментов редактора. Работа с текстом. Интерактивные инструменты редактора. | 2 | ||
Практические занятия
| 5 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Дополнительные возможности векторного редактора по созданию и редактированию изображений». | 2 | |||
Тема 2.8. Создание изображений средствами растрового графического редактора. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 2 3 4 | Принципы и понятия. Основные параметры работы. Инструменты редактора. Создание сложных изображений. | 2 | ||
Практические занятия
| 5 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Дополнительные возможности растрового редактора по созданию и редактированию изображений» | 2 | |||
Контрольная работа «Обработка графической информации» | 1 | |||
Тема 2.9. Программные средства защиты информации | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 2 3 | Вирусы. Виды вирусов. Способы защиты от вирусов. Программные средства защиты информации от вирусов. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Защита информации в ПК. Способы защиты информации в ПК». | 2 | |||
Тема 2.10. Архивация данных | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 2 3 | Архивация данных. Программы архивации данных. Алгоритм архивации и разархивации данных средствами ПО. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Различные виды программ архивации данных». | 2 | |||
Тема 2.11. Электронные образовательные ресурсы | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 2 3 | Игровые обучающие программы: назначение, классификация, возрастные особенности. Ресурсы сети Интернет. Учебные программы: назначение, классификация, возрастные особенности. Ресурсы сети Интернет. Электронные учебники и энциклопедии: назначение, классификация, возрастные особенности. Ресурсы сети Интернет. | 2 | ||
Практические занятия
| 10 | |||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | |||
Раздел 3. Телекоммуникационные технологии | 9 | |||
Тема 3.1. Глобальная сеть Интернет. Информационные ресурсы и сервисы Интернет. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 2 3 4 5 | Основные понятия Internet: сервер, протоколы Internet. Основные службы Internet. Всемирная паутина. Гипертекст, Web-страница. Сайт, адреса Internet. Средства просмотра WorldWideWeb. Поиск информации в сети | 2 | ||
Практические занятия
| 2 | |||
Тема 3.2. Электронная почта. Работа с Web-почтой | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 2 3 4 5 | Электронная почта. Общие сведения. Принципы работы. Создание почтового ящика. Окно Е-mail. Создание сообщения. Адресная книга. Назначение папок. Доставка почты. Чтение почты. | 2 | ||
Практические занятия | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Использование информационных ресурсов и сервисов Интернет в деятельности воспитателя» | 2 | |||
Контрольная работа «Глобальная сеть Интернет» | 1 | |||
Всего: | 114 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: посадочные места по количеству обучающихся; компьютерные столы; аудиторная доска для письма маркером с магнитной поверхностью; рабочее место преподавателя; УДМК: программы, календарно-тематические планы, поурочные планы, лекционный материал, задания для самостоятельной работы обучающихся, задания для практических занятий, требования к написанию докладов, рефератов, сообщений, рекомендации к составлению и оформлению презентаций, раздаточный материал; устройства и средства, обеспечивающие технику безопасности при работе в лаборатории.
Технические средства обучения: компьютерный класс в локальной сети, обеспечивает функционирование телекоммуникационной сети, дающей выход в Интернет, периферийное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ПК (принтер, сканер, модем, проектор, веб-камера, акустические колонки, наушники, микрофон); отраслевое оборудование.
Программное обеспечение: операционная система, антивирусная программа, программа-архиватор, система оптического распознавания текстов, офисный пакет программ, программы обработки растровой и векторной графики.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов
Основные источники:
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика. Учебник для студ. сред. проф. образования - 2-е изд.,испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.. Гриф Минобр
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. - М.: Академия, 2008. – 198 с. Гриф Минобр
Фуфаев Э.В., Фуфаева Л.И. Пакеты прикладных программ: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования. - М.: Академия, 2010- 352 с. Гриф Минобр
Гохберг Г.С., Зафиевский А.В., Короткин А.А. Информационные технологии: учебник для студентов среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2009. – 208 с. Гриф Минобр
Могилев А. В. Практикум по информатике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с. Гриф Минобр
Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. Информатика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 848 с. Гриф Минобр
Дополнительные источники:
Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006. – 432 с.
Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика: учебное пособие для студ. сред. проф. образования. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 416 с.
Вонсовский С.В. Современная естественно-научная картина мира. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2005. - 680 с.
Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006. – 432 с.
Тимошок Т.В., Microsoft Access 2007. Краткое руководство.: - М.: Издательский дом «Вильямс», 2009. – 272с.
Дмитриев В.В., Дмитриев Ю.В. Векторная и растровая графика: Методические указания. - Новокузнецк: СибГИУ, 2007. - 40 с.
Интернет-ресурсы:
Википедия – свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/.
Яндекс.Словари. http://slovari.yandex.ru/.
Журнал "Мир ПК". http://www.pcworld.ru/
Журнал "Компьютерра". http://www.computerra.ru/
Журнал "Домашний ПК". http://www.dpk.com.ua/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: | |
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности; | наблюдение за деятельностью студента на практических занятиях |
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса; | практическая работа |
осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся/воспитанников; | наблюдение за деятельностью студента на практических занятиях |
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности; | практическая работа |
использовать возможности СУБД для организации хранения и управления большими массивами данных; | практическая работа |
Усвоенные знания: | |
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе; | контрольная работа |
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств; | контрольная работа |
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития; | контрольная работа |
аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности; | контрольная работа |
теоретические основы, виды и структуру баз данных. | тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины " Информационные технологии в профессиональной деятельности" по специальности 040401 Социальная работа
Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" является частью основной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информационные технологии в профессиональной деятельности»для специальности250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» технологии в профе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности "Операционная деятельность в логистике"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП.06 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программыпо сп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИнформационные технологии в профессиональной деятельности 1.1. Область применения типовой программыРабочая программа учебной дисциплины являетс...
Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по ...
Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества...
Комментарии
Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ в профес
Отличная программа!