Самоанализ урока литературы "Тарас Бульба". Образы Остапа и Андрия"
учебно-методический материал
Самоанализ урока литературы в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока литературы в 7 классе
«Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Образы Остапа и Андрия»
учителя русского языка и литературы
Трофимовой Татьяны Владимировны
Урок литературы был проведён в 7 классе по УМК В.П. Журавлева. Согласно рабочей программе тема урока
Оборудование: портрет Гоголя, иллюстрации Тараса Бульбы, Остапа, Андрия, видео фрагмент фильма «Тарас Бульба» (эпизод смерти Андрия), музыкальное оформление, презентация.
Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке:
- активные
- индивидуальные
- групповые
Виды деятельности учащихся:
- слушание
- говорение
- чтение
- письмо
Технологии:
- здоровьесбережения (музыкальная минутка-психологический настрой, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся);
- концентрированного обучения («погружение в предмет») (использование активных форм обучения - групповая работа, коллективная);
- проблемного обучения (создание проблемной мотивации, использование частично-поискового и исследовательского методов).
Этот урок проходил в 7 классе, в котором учится 19 детей.
Ребята имеют неплохую подготовку: на занятии активны, оперируют терминами.
Если говорить о месте урока в теме, то это 2 из 3 уроков по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Заключительный урок – урок РР по подготовке к письменному ответу на проблемный вопрос.
В рамках этого занятия нужно было продолжить формирование представлений о произведении «Тарас Бульба», героях, проблемах повести; развивать у учащихся умение анализировать информацию, способность ее систематизировать и презентовать.
Выбранный тип урока — урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами практикума.
Образовательная задача урока — сравнить образы Остапа и Андрия; обучить сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода; развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев, привить интерес к поисковой работе.
Развивающая цель занятия — развивать умение составлять словесный портрет; развивать память, внимание, связную устную речь учащихся.
Воспитательная задача урока — способствовать воспитанию нравственных качеств: честности, уважения к другим людям, чувства ответственности за свои поступки; способствовать формированию навыков учебного сотрудничества; привить любовь к Родине, к общечеловеческим, культурно-нравственным ценностям
В структуре урока можно выделить такие этапы: Психологический настрой, мотивация, этап подготовки к усвоению знаний, этап самоопределения к деятельности, открытия нового знания, публичное выступление, закрепление, рефлексия, домашнее задание.
На уроке были запланированы следующие УУД
Предметные умения:
• самостоятельно прогнозировать содержание произведения до чтения;
• составлять словесный портрет героев;
• определять тему и главную мысль текста;
• осознанно, правильно, выразительно читать текст.
Формирование УУД
Личностные умения:
• нравственно - этическая ориентация – способность решать моральные проблемы, выдвинутые в литературном произведении.
Регулятивные умения:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• осуществлять контроль своих действий;
• участвовать в оценке результатов деятельности;
• осуществлять содержательную рефлексию.
Познавательные умения:
- выделять события, видеть их последовательность в произведении;
- осуществлять анализ произведения;
- проводить сравнение, устанавливать причинно – следственные связи;
- давать толкование словам через синонимический ряд;
- делать выводы.
Коммуникативные умения:
• входить в коммуникативную учебную ситуацию;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• строить понятные для партнёра высказывания;
• задавать вопросы;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
• учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
На занятии применялись следующие обучающие методы: Исследовательский метод в обучении, обучение в сотрудничестве (командная работа), критическое мышление, дискуссионная технология, проблемного обучения (создание проблемной мотивации, использование частично-поискового и исследовательского методов).
Были использованы такие приемы: «Две правды – одна ложь», «Корзина идей», «Филворд», «Синквейн», беседа, работа с текстом, групповая работа, работа с презентацией, работа с таблицей.
Активность занятия была на высоком уровне. Она была обусловлена соответствием структуры урока, его содержания и методики обучения выбранному типу урока и возрастным особенностям детей. На каждом этапе урока учащиеся обращались к индивидуальным заданиям, предложенным им в качестве домашнего задания. Это поддерживало деловой настрой, не давало ослабить темп урока. Очень важным на уроке было то, что учащиеся перерабатывали полученную друг от друга информацию, дополняли ответы одноклассников. Учащиеся часто находились в проблемной ситуации: прослушав выступление, заполнить таблицу: работать с нравственными понятиями (честь, патриотизм, товарищество), анализировать высказывания русских классиков: А. Чехова, А. Толстова. Рефлексию провели в виде игры Филворд.
Все, что планировалось, школьники усвоили. Урок достиг поставленной цели.
Считаю, что проведённый урок достиг заявленных целей и поставленных задач.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на уроке продвинуться в своём индивидуальном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самоанализ урока МДК 01.01"Технология механизированных работ в сельском хозяйстве"по теме "Семена"
в материале дан примерный самоанализ урока по МДК 01.01."Технология механизированных работ в сельском хозяйстве" по теме "Семена"...

Самоанализ урока окружающий мир 2 класс
Самоанализ урока окружающий мир 2 класс по теме:"Будь природе другом"...

Самоанализ урока иностранного языка. Тема урока «Правила использования легкового автомобильного транспорта»
Данный урок был направлен на развитие устно-речевых умений на основе ранее изученных лексических единиц, а также на закрепление грамматического навыка. По типологии уроков иностранного языка данный ур...
Самоанализ урока английского языка в 5 классе по теме «Одежда. Готовимся к путешествию».
Самоанализ урока английского языка в 5 классе по теме « Одежда. Готовимся к путешествию»....

Самоанализ урока литературы "Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта"
Самоанализ урока литературы, проводимом в 11 классе по теме "Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта", будет полезен учителям - предметникам, работающим в старших классах....