Самоанализ урока литературы "Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта"
учебно-методический материал
Самоанализ урока литературы, проводимом в 11 классе по теме "Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта", будет полезен учителям - предметникам, работающим в старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока литературы в 11 классе
«Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта»
учителя русского языка и литературы
Трофимовой Татьяны Владимировны
Урок литературы был проведён в 11 классе по УМК В.П. Журавлева. Согласно рабочей программе тема урока ««Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта»
Цели урока:
а) Образовательная
- Познакомить учащихся с творчеством поэта-символиста К.Д. Бальмонта, формировать понятие о художественном методе поэта, его импрессионистическом видении мира.
- Познакомить учащихся со своеобразием поэтического мира К.Д. Бальмонта
- Исследование системы изобразительно- выразительных средств, используемых автором.
- Обогащение словарного запаса старшеклассников за счет работы с изобразительными средствами, воспитание поэтической зоркости.
- Выяснить, что определяет К.Д. Бальмонта как русского поэта- символиста?
б) Воспитательная
- Воспитание внимательного читателя, любви к языку и литературе, воспитание чуткости, восприимчивости к окружающему миру.
- Воспитание бережного отношения к художественному слову.
- Воспитание интереса к чтению произведений К.Д. Бальмонта.
в) Развивающая
- Обратить внимание на систему образов, цветопись, музыкальность стихотворений поэта, их притягательную силу,
- Совершенствование навыков анализа художественного произведения. Развитие творческих способностей
- Научить учиться - одна из главных задач обучения.
1.Формирование представления о символе, образе, звукописи.
2. Развитие творческих способностей, бережного отношения к художественному слову.
3. Воспитание культуры устной и письменной речи.
По типу урока – это урок-исследование.
Оборудование: портреты К.Д. Бальмонта, тексты стихотворений поэта, репродукции картин художников-импрессионистов К. Монэ, Э. Монэ, И.Левитана, Коровина, запись музыкальных произведений К. Дебюсси.
На данную тему дается один урок, поэтому сложно вместить весь изучаемый материал. Учащимся были даны задания: прочитать и выучить стихи, познакомиться с жизнью и творчеством поэта, приготовить визитную карточку.
Урок спланирован с подготовкой к ЕГЭ по русскому языку и литературе
Планируемые результаты.
Учащиеся приобретут следующие умения:
Предметные:
-научатся извлекать необходимую информацию из различных источников;
-определять изобразительно - художественные средства;
- владеть выразительными средствами для точного и свободного выражения мыслей;
- понимать значение словарного состава языка в сохранении и развитии духовной культуры народа;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания в учебно-научной сфере общения.
Личностные:
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- любить литературу, русский язык и богатство русского языка;
- проявлять готовность и способность к сотрудничеству (работать в группах).
Метапредметные:
-связь с русским языком, с музыкой, искусством;
- готовность и способность к учебно-исследовательской деятельности;
- владеть умениями самоанализа и самооценки на основе наблюдения над собственной речью и речью окружающих.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
– учащиеся определяют тему, цель, проблему урока самостоятельно;
- учатся работать в группе по предложенному плану для выполнения задания;
- оценивают устные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Познавательные:
- ученик использует языковой материал для решения учебных задач;
- делает выводы о результате совместной работы группы и класса.
Коммуникативные:
- ученик слушает и понимает речь других;
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками (уточняет задачи, стоящие перед группой, распределяет обязанности в группе).
Содержание урока.
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Первый этап: организационный.
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
Результат: готовность учащихся к деятельности, положительная эмоциональная направленность.
Второй этап: актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
На этом этапе учащимся были предложены задания:
- прослушать стихотворение К. Бальмонта в исполнении учителя, выявить индивидуальные особенности личности поэта, определить и доказать принадлежность прослушанного произведения к литературному направлению– символизм.
Третий этап: постановка учебной задачи.
Цель: мотивация к проблемному учебному действию, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого.
На этом этапе учащиеся самостоятельно формулировали тему урока, самостоятельно ставили перед собой учебные задачи
Результат: формулирование учащимися учебной задачи и темы урока,
Четвертый этап: реализация домашнего задания.
Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.
На данном этапе учащиеся раскрыли личность поэта через яркие моменты его жизни, выполнив визитную карточку поэта.
Пятый этап: открытие «нового» знания.
Цель: организация коммуникативного взаимодействия для решения учебных задач.
На этом этапе была организована работа в исследовательских группах. Каждая группа находила строки, отражающие своеобразие лирики поэта. В процессе работы в группе учащиеся читали, извлекали из языкового материала, сборников стихотворений информацию, наблюдали, сравнивали, анализировали, слушали и предъявляли результат.
Результат этапа: выступление каждого учащегося группы, в ходе которого были выявлены особенности восприятия поэтического мира поэта, отражающие различные чувства в жизни и поэтическом воспроизведении.
Шестой этап: закрепление изученного материала.
Цель: зафиксировать в речи и на практике новое учебное знание.
На этом этапе учащиеся объясняли свой выбор, создавали собственный текст - ответы на проблемный вопрос: какие признаки символической поэзии можно выделить у К. Бальмонта, в чем своеобразие лирики поэта, что составляет для поэта эстетический идеал, что составляет путь поэта.
Седьмой этап: рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.
Учащиеся сделали вывод, что основополагающим образом-символом в поэзии для поэта является образ Солнца. Ребятам было предложено на лучах отразить индивидуальность поэта, основные черты его творчества.
Восьмой этап: домашнее задание
Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке:
- активные
- индивидуальные
- групповые
Виды деятельности учащихся:
- слушание
- говорение
- чтение
- письмо
Технологии:
- здоровьесбережения (музыкальная минутка-психологический настрой, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся);
- концентрированного обучения («погружение в предмет») (использование активных форм обучения - групповая работа, коллективная);
- проблемного обучения (создание проблемной мотивации, использование частично-поискового и исследовательского методов).
Считаю, что проведённый урок достиг заявленных целей и поставленных задач.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на уроке продвинуться в своём индивидуальном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока иностранного языка. Тема урока «Правила использования легкового автомобильного транспорта»
Данный урок был направлен на развитие устно-речевых умений на основе ранее изученных лексических единиц, а также на закрепление грамматического навыка. По типологии уроков иностранного языка данный ур...
Технологическая карта урока - сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н. Островского "Снегурочка
Технологическая карта урока - сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н. Островского "СнегурочкаПреподаватель: Иутинская Галина Ивановна«На свете все живое должно любить»А.Н.Островский Смы...

Урок литературы "Анна Ахматова. Великий лирик ХХ века» (к юбилею писателя)
Урок литературы в старших классах знакомит учащихся с творчеством поэтессы,ализиром ее произведений, в том числе и поэмой «Реквием». На уроке я использую прои...

11.09.2020.Задание по литературе для группы 1БС02 М.Ю. Лермонтов. Личность и жизненный путь. Темы, мотивы и образы лирики поэта.
Задание по литературе по теме "М.Ю.Лермонтов. Личность и жизненный путь. Темы, мотивы и образы лирики поэта." предназначено для группы 1БС02 в рамках дистанционного обучени...
«Своеобразие тем, мотивов, образов лирики Н.А. Некрасова»
Конспект занятия по литературе...

Самоанализ урока литературы "Тарас Бульба". Образы Остапа и Андрия"
Самоанализ урока литературы в 7 классе...