Самоанализ урока литературы "Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта"
учебно-методический материал

Трофимова Татьяна Владимировна

Самоанализ урока литературы, проводимом в 11 классе по теме "Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта", будет полезен учителям - предметникам, работающим в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_literatury_v_11_klasse.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературы в 11 классе

«Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта»

 учителя русского языка и литературы

Трофимовой Татьяны Владимировны

Урок литературы был проведён в 11 классе по УМК В.П. Журавлева. Согласно рабочей программе тема урока ««Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта»

Цели урока:

а) Образовательная

  • Познакомить учащихся с творчеством поэта-символиста К.Д. Бальмонта, формировать понятие о художественном методе поэта, его импрессионистическом видении мира.
  • Познакомить учащихся со своеобразием поэтического мира К.Д. Бальмонта
  • Исследование системы изобразительно- выразительных средств, используемых автором.
  • Обогащение словарного запаса старшеклассников за счет работы с изобразительными средствами, воспитание поэтической зоркости.
  • Выяснить, что определяет  К.Д. Бальмонта как русского поэта- символиста?

б) Воспитательная

  • Воспитание внимательного читателя, любви к языку и литературе, воспитание чуткости, восприимчивости к окружающему миру.
  • Воспитание бережного отношения к художественному слову.
  • Воспитание интереса к чтению произведений  К.Д. Бальмонта.


в) Развивающая

  • Обратить внимание на систему образов, цветопись, музыкальность стихотворений поэта, их притягательную силу,
  • Совершенствование навыков анализа художественного произведения. Развитие творческих способностей
  • Научить учиться - одна из главных задач обучения.
    1.Формирование представления о символе, образе, звукописи. 
    2. Развитие творческих способностей, бережного отношения к художественному слову.
    3. Воспитание культуры устной и письменной речи.

По типу урока – это урок-исследование.

Оборудование: портреты К.Д. Бальмонта, тексты стихотворений поэта, репродукции картин художников-импрессионистов К. Монэ, Э. Монэ, И.Левитана, Коровина, запись музыкальных произведений К. Дебюсси.

На данную тему дается один урок, поэтому сложно вместить весь изучаемый материал. Учащимся были даны задания: прочитать и выучить стихи, познакомиться с жизнью и творчеством поэта, приготовить визитную карточку.

Урок спланирован с подготовкой к ЕГЭ по русскому языку и литературе

Планируемые результаты.

Учащиеся приобретут следующие умения:

Предметные:

-научатся извлекать необходимую информацию из различных источников;

-определять изобразительно - художественные средства;

- владеть выразительными средствами для точного и свободного выражения мыслей;

- понимать значение словарного состава языка в сохранении и развитии духовной культуры народа;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания в учебно-научной сфере общения.


Личностные:

- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- любить  литературу, русский язык и богатство  русского языка;

- проявлять готовность и способность к сотрудничеству (работать в группах).

Метапредметные:

-связь с русским языком, с музыкой, искусством;

- готовность и способность к учебно-исследовательской деятельности;

- владеть умениями самоанализа и самооценки на основе наблюдения над собственной речью и речью окружающих.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

– учащиеся определяют тему, цель, проблему урока самостоятельно;

- учатся работать в группе по предложенному плану для выполнения задания;

- оценивают устные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Познавательные:

- ученик использует языковой материал для решения учебных задач;

- делает выводы о результате совместной работы группы и класса.

Коммуникативные:

- ученик слушает и понимает речь других;

- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками (уточняет задачи, стоящие перед группой, распределяет обязанности в группе).

Содержание урока.

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

Первый этап: организационный.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Результат: готовность учащихся к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

Второй этап: актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

На этом этапе учащимся были предложены задания:  

  • прослушать стихотворение К. Бальмонта в исполнении учителя, выявить индивидуальные особенности личности поэта, определить и доказать принадлежность прослушанного произведения к литературному направлению– символизм.

Третий этап: постановка учебной задачи.

Цель: мотивация к проблемному учебному действию, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

На этом этапе учащиеся самостоятельно формулировали тему урока, самостоятельно ставили перед собой учебные задачи

Результат: формулирование учащимися учебной задачи и темы урока,

Четвертый этап: реализация домашнего задания.

Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

На данном этапе учащиеся раскрыли личность поэта через яркие моменты его жизни, выполнив визитную карточку поэта.

Пятый этап: открытие «нового» знания.

Цель: организация коммуникативного взаимодействия для решения учебных задач.

На этом этапе была организована работа в исследовательских группах. Каждая группа  находила строки, отражающие своеобразие лирики поэта. В процессе работы в группе учащиеся читали, извлекали из языкового материала, сборников стихотворений информацию, наблюдали, сравнивали, анализировали, слушали и предъявляли результат.

Результат этапа: выступление каждого учащегося группы, в ходе которого   были выявлены особенности восприятия поэтического мира поэта, отражающие различные чувства  в жизни и поэтическом воспроизведении.

Шестой этап: закрепление изученного материала.

Цель: зафиксировать в речи и на практике новое учебное знание.

На этом этапе учащиеся  объясняли свой выбор, создавали собственный текст - ответы на проблемный вопрос: какие признаки символической поэзии можно выделить у К. Бальмонта, в чем своеобразие лирики поэта, что составляет для поэта эстетический идеал, что составляет путь поэта.

Седьмой  этап: рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.

Учащиеся сделали вывод, что основополагающим образом-символом в поэзии для поэта является образ Солнца. Ребятам было предложено на лучах отразить индивидуальность поэта, основные черты его творчества.

Восьмой этап: домашнее задание

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке:

  1. активные
  2. индивидуальные
  3. групповые

Виды деятельности учащихся:

  1. слушание
  2. говорение
  3. чтение
  4. письмо

Технологии:

  1. здоровьесбережения (музыкальная минутка-психологический настрой, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся);
  2. концентрированного обучения («погружение в предмет») (использование активных форм обучения - групповая работа, коллективная);
  3. проблемного обучения (создание проблемной мотивации, использование частично-поискового и исследовательского методов).

Считаю, что проведённый урок достиг заявленных целей и поставленных задач.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на уроке продвинуться в своём индивидуальном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самоанализ урока

самоанализ урока...

Самоанализ урока иностранного языка. Тема урока «Правила использования легкового автомобильного транспорта»

Данный урок был направлен на развитие устно-речевых умений на основе ранее изученных лексических единиц, а также на закрепление грамматического навыка. По типологии уроков иностранного языка данный ур...

Технологическая карта урока - сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н. Островского "Снегурочка

Технологическая карта урока - сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н. Островского "СнегурочкаПреподаватель: Иутинская Галина Ивановна«На свете все живое должно любить»А.Н.Островский Смы...

Урок литературы "Анна Ахматова. Великий лирик ХХ века» (к юбилею писателя)

Урок литературы в старших классах знакомит учащихся  с творчеством поэтессы,ализиром ее произведений, в том числе и  поэмой  «Реквием». На уроке я  использую  прои...

11.09.2020.Задание по литературе для группы 1БС02 М.Ю. Лермонтов. Личность и жизненный путь. Темы, мотивы и образы лирики поэта.

Задание по литературе   по теме "М.Ю.Лермонтов. Личность и жизненный путь. Темы, мотивы и образы лирики поэта." предназначено для группы 1БС02  в рамках дистанционного обучени...