Рабочая программа по Обществознанию СПО
рабочая программа

Общеобразовательная дисциплина БД.05 «Обществознание» изучается на базовом уровне в общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной образовательной программы по профессии 23.01.17  «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». Объем дисциплины составляет 116 часов.

 

Трудоемкость дисциплины БД.05 «Обществознание» на базовом уровне составляет 116 часов, из которых 4 часа включает профессионально-ориентированное содержание, усиливающее профессиональную составляющую по профессии 23.01.17  «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»   по профессии 23.01.17  «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bd_05._obshchestvoznanie._1_kurs.doc486.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

С.КИЧКАСС

               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД.05 «Обществознание»

 (базовый уровень)

по профессии: 23.01.17  «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

                             

Кичкасс

2023

Рассмотрено и одобрено на

заседании цикловой комиссии ______________________________

______________________________

Протокол № 1

от 30 августа 2023г.

Председатель комиссии

_________ ________________

           подписьФИО

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Методического совета

Протокол № 1

от 30 августа 2023г.

Председатель_________М.В. Мосина

на заседании

Педагогического совета

Протокол № 1

от «31» августа 2023г.

Зав. филиалом с. Кичкасс _____________О.В. Курушкина

Составитель: _________  Мосина М.В.

                                                  подпись                                    ФИО

        

Содержание

1.

Общая характеристика рабочей программы

4

2.

Структура и содержание дисциплины

19

3.

Условия реализации программы дисциплины

28

4.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

30

  1. Общая характеристика рабочей программы
  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Общеобразовательная дисциплина БД.05 «Обществознание» изучается на базовом уровне в общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной образовательной программы по профессии 23.01.17  «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». Объем дисциплины составляет 116 часов.

Трудоемкость дисциплины БД.05 «Обществознание» на базовом уровне составляет 116 часов, из которых 4 часа включает профессионально-ориентированное содержание, усиливающее профессиональную составляющую по профессии 23.01.17  «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»   по профессии 23.01.17  «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни, уважения к традиционным ценностям и культуре России, правам и свободам человека и гражданина, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- развитие личности в период ранней юности, становление ее духовнонравственных позиций и приоритетов, выработка правового сознания, политической культуры, мотивации к предстоящему самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;

- развитие способности обучающихся к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;

- развитие интереса обучающихся к освоению социальных и гуманитарных дисциплин;

- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества, соответствующей современному уровню научных знаний и позволяющей реализовать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательной программы, представленным в ФГОС COO;

- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательских задач, а также в проектной деятельности;

- совершенствование опыта обучающихся в применении полученных знаний (включая знание социальных норм) и умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, включая волонтерскую, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в противодействии коррупции, в семейно- бытовой сфере, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков.

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций.

 

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные[1]

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно

к различным контекстам

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; У

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;  

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;  

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;  

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

-- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

и способность их использования в познавательной и социальной практике

сформировать знания об (о):

(Т1) - обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальной динамики; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации;

(Т2) - человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности; особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах;

(Т3) - экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике;

(Т4) - системе права и законодательства Российской Федерации;

(Т5) - владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук, уметь различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний;

(Т6) - владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

сформировать знания об (о):

(Т7)  -  особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;

(Т8) - владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения;

(Т9) - сформированность навыков оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях;

(Т10) - уметь определять связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:

-- сформированность нравственного сознания, этического поведения;

- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

- давать оценку новым ситуациям;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты

сформировать знания об (о):

(Т11) - особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах;

(Т12) - отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации;

 (Т13) - владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику;

(Т14) - готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека

(Т15) - использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

В области эстетического воспитания:

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

- убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств

(Т16) -  владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику;

(Т17) - владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;

- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;

В части гражданского воспитания:

- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

патриотического воспитания:

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

- идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

- способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

( Т18)  сформировать знания об (о):

обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;

основах социальной динамики;

особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных проблемах и вызовах современности;

перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации;

человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности;

особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах;

значении духовной культуры общества и разнообразии ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике;

роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных решений;

социальных отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации;

конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти;

системе прав человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации;

правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых, налоговых, образовательных, административных, уголовных общественных отношений;

системе права и законодательства Российской Федерации;

(Т19) -  уметь характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства;

(Т20) -  владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук, уметь различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний;

(Т21) -  владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского общества; характеризовать функции социальных институтов; обосновывать иерархию нормативных правовых актов в системе российского законодательства;

(Т22) -  связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование;

(Т23) -  владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения;

(Т24) -  владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику;

(Т25) - использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач;

(Т26) -  владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев;

(Т27) - готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства;

(Т28) - сформировать навыки оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях;

(Т29) - владеть умением самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм, ценностей, экономической рациональности и финансовой грамотности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, осознавать опасность алкоголизма и наркомании, необходимость мер юридической ответственности, в том числе для несовершеннолетних граждан

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

- расширение опыта деятельности экологической направленности;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

(Т30)- конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев;

(Т31)- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского обществ

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

- наличие мотивации к обучению и личностному развитию;

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду

(Т32) - владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации;

ПК 3.2

Производить ремонт и окраску автомобильных кузовов.

Формы и содержание учетной документации

(Т33)- уметь оформлять учетную документацию.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Объем учебной дисциплины

116

в том числе в форме практической подготовки

Самостоятельная учебная работа

-

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

90

в том числе:

теоретическое обучение

98

практические занятия

18

лабораторные занятия

-

консультации по темам

-

Профессионально- ориентированные

4

Промежуточная аттестация

консультация

4

- дифференцированный зачет

занятия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём

часов

Вид учебного  занятия

Домашнее задание 

Код компетенции

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ 12 часов

1

Тема 1.1 Общество

и общественные отношения

Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества.

Общественные потребности и социальные институты.

Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ

2

Лекция

Л1

ОК 01

ОК 05

2

Тема 1.2. Информационное общество

и массовые

коммуникации

Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации

в современном обществе

2

Лекция

Л1

ОК 01

ОК 05

3

Тема 1.3 Развитие общества. Глобализация и ее противоречия

Многообразие путей и форм общественного развития.

Эволюция, социальная революция. Реформа.

Общественный прогресс, его критерии.

Противоречивый характер прогресса. Глобализация и ее противоречивые последствия

2

Лекция

Л1

ОК 01

ОК 05

4

Тема 1.4 Становление личности в процессе социализации

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность

в современном обществе.

Коммуникативные качества личности.

Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы.

Агенты (институты) социализации.

Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение

2

Лекция

Л1

ОК 01

ОК 05

5

Тема 1.5 Деятельность человека

Деятельность и ее структура. Мотивация

деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности.

Свобода и необходимость в деятельности человека.

Познавательная  деятельность

2

Лекция

Л1

ОК 01

ОК 05

6

Тема 1.6 Познавательная деятельность человека.

Научное познание

Познание мира.

Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды.

Понятие истины, ее

критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и социально- гуманитарные науки.

Особенности, уровни и методы научного

познания. Особенности научного познания

в социально-гуманитарных науках.

Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

2

Лекция

Л1

ОК 01

ОК 05

Раздел 2.  ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА  12 часов

7

Тема 2.1 Культура и ее формы

Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и духовная культура.

Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное

многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества.

2

Лекция

Л1

ОК 02

ОК 03

8

Тема 2.2. Категории

и принципы морали в жизни человека и развитии общества

Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор.

Категории морали. Гражданственность. Патриотизм

2

Лекция

Л1

ОК 03

ОК 05

ОК 06

9

Тема 2.3. Наука и образование

Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-

технологического развития и научные достижения Российской Федерации.

Образование в современном обществе. Российская система образования.

Основные направления развития образования

в Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы

2

Лекция

Л1

ОК 02

ОК 03

10

Тема 2.4. Религия

 Религия, её роль в жизни общества и человека.

Мировые и национальные религии. Значение поддержания

межконфессионального

мира в Российской Федерации. Свобода совести

2

Урок

Л1

ОК 03

ОК 05

ОК 06

11

Тема 2.5.  Искусство

Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры.

Достижения современного российского искусства.

Особенности профессиональной

деятельности в сфере науки, образования, искусства

2

Лекция

Л1

ОК 03

ОК 05

ОК 06

12

Тема 2.6 Повторительно- обобщающий урок по разделу

«Духовная культура»

2

Урок

Л1

ОК 02

ОК 03

Раздел 3. ЭКОНОМИКА  - 30 часа

13

Тема 3.1 Экономика – основа жизнедеятельности общества

Роль экономики в жизни общества.

Макроэкономические показатели и качество

жизни. Предмет и методы экономической науки.

Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы

экономических систем.

Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного

экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы

экономического цикла. Причины экономических циклов

2

Урок

Л2

ОК 02

ОК 03

14

Тема 3.2 Рыночные отношения в экономике

Функционирование рынков. Рыночный спрос.

Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон предложения.

Эластичность предложения. Рынки труда, капитала, земли, информации.

Государственное регулирование рынков.

Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации. Рынок труда.

Заработная плата и стимулирование труда.

Занятость и безработица. Причины и виды безработицы.

Государственная политика Российской Федерации в области занятости.

Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов

2

Урок

Л2

ОК 02

ОК 03

15

Тема 3.3 Экономическая деятельность

Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная ответственность.

Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества. Особенности профессиональной деятельности

в экономической и финансовой сферах

2

Лекция

Л2

ОК 02

ОК 03

16

Тема 3.4 Экономика предприятия

Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства.

Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего

Предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации

2

Лекция

Л2

ОК 01

ОК 03

ОК 09

17

Тема 3.5 Финансовый рынок и финансовые институты

Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции.

Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность. Денежные агрегаты. Монетарная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия

2

Урок

Л2

ОК 01

ОК 03

ОК 09

18

Тема 3.6 Экономика

и государство

Экономика и государство. Экономические функции государства.

Общественные блага. Внешние эффекты.

Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг.

Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов.

Система налогов и сборов в Российской Федерации.

Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации

2

Урок

Л2

ОК 01

ОК 03

ОК 09

19

Тема 3.7 Мировая экономика

Мировая экономика.

Международное разделение труда. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды

и убытки от участия в международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли

2

Урок

Л2

ОК 01

ОК 03

ОК 09

20

Тема 3.8 Производительность труда.

Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса.

2

Лекция

Л2

ОК 01

ОК 03

ОК 09

21

Тема 3.9 Функции государства в экономике

Виды налогов. Государственные расходы.

Государственный бюджет.

Государственный долг.

Основы налоговой политики государства

2

Семинар  

Л2

ОК 01

ОК 03

ОК 09

22

ПЗ«Государство и экономика»

2

ПЗ

ОК 01

ОК 03

ОК 09

23

Тема 3.10 Понятие ВВП

Понятие ВВП и его структура.

Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

2

Урок

Л2

ОК 01

ОК 03

24

Тема 3.11 Спрос на труд и его факторы.

Предложение труда. Факторы предложения труда.

Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

2

Лекция

Л2

ОК 01

ОК 03

25

Тема 3.12 Понятие безработицы

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия

2

Урок

Л2

ОК 01

ОК 03

26

Тема 3.13 Рыночная экономика России.

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты.

Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

2

Лекция

Л2

ОК 01

ОК 03

27

Тема 3.14 Курсы валют

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

2

Лекция

Л2

ОК 01

ОК 03

Раздел 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 18 часов

28

Тема 4.1 Социальная структура общества

Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации

2

Лекция

Л2

ОК 01

ОК 05

29

Тема 4.2 Социальное положение личности  в обществе и пути его изменения

Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе

2

Урок

Л2

ОК 01

ОК 05

30

ПЗ Соотношение личностного «Я» и социальной роли.

2

ПЗ

Л2

ОК 01

ОК 05

31

Тема 4.3 Семья и семейные ценности

Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям

2

Урок

Л2

ОК 01

ОК 05

32

ПЗ Семья и брак.

Семья как малая социальная группа.  Проблема неполных семей.

2

ПЗ

Л2

ОК 01

ОК 05

33

Тема 4.4 Этнические общности и нации

Миграционные процессы в современном мире.

Этнические общности. Нации и межнациональные отношения.

Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути разрешения.

Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации

2

Лекция

Л2

ОК 01

ОК 05

34

Тема 4.5 Социальные нормы и социальный

контроль

Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль

2

Урок

Л2

ОК 01

ОК 05

35

Тема 4.6 Социальный конфликт

Социальный конфликт.

Виды социальных

конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов. Особенности профессиональной

деятельности социолога, социального психолога

2

ПЗ

Л2

ОК 01

ОК 05

36

Тема 4.7 Повторительно- обобщающий урок по разделу

«Социальная сфера»

2

Лекция

Л2

ОК 01

ОК 05

Раздел 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА – 16 часов

37

Тема 5.1 Политическая власть и политические отношения

Политическая власть и субъекты политики

в современном обществе. Политические институты. Политическая деятельность

2

Урок

Л2

ОК 06

ОК 05

38

Тема 5.2 Политическая система.

Государство – основной институт политической системы

Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе. Государство как основной институт политической системы. Государственный  уверенитет.

Функции государства. Форма государства: форма правления, форма государственного (территориального) устройства, политический режим. Типология форм государства

2

Урок

Л2

ОК 06

ОК 05

39

Тема 5.3 Государство Российская Федерация. Государственное управление

в Российской

Федерации

Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в Российской Федерации.

Государственное управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус государственного служащего.

Опасность коррупции,  антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации по противодействию экстремизму

2

Урок

Л2

ОК 06

ОК 05

40

Тема 5.4 Политическая

культура общества и личности.

Политическая идеология

Политическая культура общества и личности.

Политическое поведение. Политическое участие.

Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе.

Основные идейно- политические течения современности

2

Урок

Л2

ОК 06

ОК 05

41

Тема 5.5 Политический процесс и его

участники

Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в политике. Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем

2

Лекция

Л2

ОК 06

ОК 05

42

Тема 5.6 Избирательная система

Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная система Российской

Федерации

2

Лекция

Л2

ОК 01

ОК 05

43

Тема 5.7

Политические элиты и политическое лидерство

Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Интернет в современной политической

коммуникации

2

ПЗ

Л2

ОК 01

ОК 05

44

Тема 5.8 Роль СМИ в политической жизни общества

 Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний.

2

Лекция

Л2

ОК 01

ОК 05

Раздел 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 часов

45

Тема 6.1 Система права. Правовые отношения.

Правонарушения

Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации.

Система российского права. Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правонарушение и юридическая

ответственность. Функции правоохранительных органов Российской Федерации

2

Лекция

Л2

ОК 01

ОК 05

ОК 09

46

Тема 6.2 

Конституционные права, свободы

и обязанности человека

и гражданина в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации.

Личные (гражданские), политические, социально- экономические и культурные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.

Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

2

Лекция

Л2

ОК 01

ОК 05

ОК 09

47

Тема 6.3 Правовое регулирование гражданских,

семейных, трудовых правоотношений

Гражданское право.

Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права.

Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность несовершеннолетних.

Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.

Правовое регулирование отношений супругов.

Права и обязанности родителей и  детей.

Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей.

Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений с участием несовершеннолетних работников

2

Урок

Л2

ОК 01

ОК 05

ОК 09

48

ПЗ № 15 Судебная система Российской Федерации

2

ПЗ

ОК 01

ОК 05

ОК 09

49

Тема 6.4 Правовое регулирование налоговых, образовательных, административных, уголовных правоотношений, экологическое

законодательство

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

Участники отношений, регулируемых

законодательством о налогах и сборах.

Права и обязанности налогоплательщиков.

Ответственность за налоговые правонарушения.

Федеральный закон «Об образовании

в Российской Федерации».

Порядок приема на обучение

в образовательные организации среднего

профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Административное право  и его субъекты.

Административное  правонарушение и административная ответственность.

Экологическое законодательство. Экологические правонарушения.

Способы защиты права на благоприятную

окружающую среду. Уголовное  право.

Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

2

Урок

Л2

ОК 01

ОК 05

ОК 09

50

Тема 6.5 Основные принципы конституционного, арбитражного,

гражданского, административного, уголовного процессов

Гражданские споры,

порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского процесса.

Участники гражданского процесса.

Административный процесс. Судебное производство по делам об административных правонарушениях.

Уголовный процесс, его принципы и стадии. Участники уголовного процесса.

Конституционное судопроизводство.            Арбитражное судопроизводство.

Юридическое образование, юристы как социально- профессиональная группа

2

Урок

Л2

ОК 01

ОК 05

ОК 09

51

Тема 6.6 Обязанность защиты Отечества.

Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

2

Лекция

Л2

ОК 01

ОК 05

ОК 09

52

Тема 6.7 Гражданское право

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица.

2

Урок

Л2

ОК 01

ОК 05

ОК 09

53

Тема 6.8 Понятие семейных правоотношений.

Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

2

Лекция

Л2

ОК 01

ОК 05

ОК 09

54

Профессионально-орентированное

Тема 6.15 Понятие трудовых правоотношений.

Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

2

Урок

Л2

ОК 01

ОК 05

55

Тема 6.9 Уголовное право.

Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Уголовная ответственность. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

2

Урок

Л2

ОК 01

ОК 05

ОК 09

56

ПЗ № 17 Административное право и административные правоотношения

. Административные проступки. Административная ответственность

2

ПЗ

ОК 01

ОК 05

ОК 09

57

Тема 6.10 Конституционный Суд РФ.

Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.

2

Лекция

Л2

ОК 01

ОК 05

ОК 09

58

Тема 6.11 Международное право.

  Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Дифференцированный зачет

2

Семинар

Л2

ОК 01

ОК 05

ОК 09

ИТОГО

116

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

3.1. Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета обществознания.

Оборудование учебного кабинета обществознания:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- демонстрационные пособия и модели;

- учебная доска и т.п.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

Лицензионное программное обеспечение.

-

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

  • многофункциональный комплекс преподавателя
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, схем);  
  • информационно-коммуникативные средства;
  • комплект технической документации,  в том числе паспорта на средства обучения,  инструкции по  их использованию и технике безопасности;
  • библиотечный фонд.

3.2.1. Печатные издания[2]

1. Обществознание. Боголюбов Л.Н. и др. (10-11) (Базовый) – М., 2023г (Л1)

2. Боголюбов Л.Н.  Обществознание 11  класс: учебник. – М., 2023г (Л2)

3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарных профилей.: учебник. – М., 2017.

4. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарных профилей. Практикум:  учеб.пособие. – М., 2017.

3.2.2. Дополнительные источники

          1. Горелов  А.А. ,Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей  социально-экономического профиля : учебник .- М.,2017

 Обществознание в таблицах, 10-11-класс, Баранов  П.А.—М.: 2012

  1. ЕГЭ 2017 .Обществознание . Тренировочные задания .Баранов П.А. , Шевченко С.В.-М.: 2016.
  2.  ЕГЭ 2017 .Обществознание . Репетиционные варианты О.А.Котова , Т.Е.Лискова .-М.: 2017.

  1. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Кодификатор

Код содержания

Проверяемые элементы содержания

Форма контроля

Код

требования

Входной

Рубежный

Текущий

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ

1

Тема 1.1 Общество

и общественные отношения

Тестирование

Фронтальный опрос

ОК 01 (Т2)

ОК 05 (Т17)

2

Тема 1.2. Информационное общество и массовые

коммуникации

Фронтальный опрос

ОК 01(Т2)

ОК 05(Т17)

3

Тема 1.3 Развитие общества. Глобализация и ее противоречия

тестирование

ОК 01(Т2)

ОК 05(Т17)

4

Тема 1.4 Становление личности в процессе социализации

тестирование

ОК 01(Т2)

ОК 05(Т17)

5

Тема 1.5 Деятельность человека

тестирование

Фронтальный опрос

ОК 01(Т2)

ОК 05(Т17)

6

Тема 1.6 Познавательная деятельность  человека.

Научное познание

Фронтальный опрос

ОК 01(Т2)

ОК 05(Т17)

Раздел 2.  ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

7

Тема 2.1 Культура и ее формы

Фронтальный опрос

ОК 04 (Т15)

ОК 03( Т11)

8

Тема 2.2. Категории

и принципы морали в жизни человека и развитии общества

конспект, тестирование

ОК 04 (Т15)

ОК 03( Т11)

9

Тема 2.3. Наука и образование

тестирование

ОК 04 (Т15)

ОК 03( Т11)

10

Тема 2.4. Религия

тестирование

ОК 03(Т11)

ОК 05 (Т16)

ОК 06(Т18)

11

Тема 2.5.  Искусство

Фронтальный опрос

ОК 04 (Т15)

ОК 03( Т11)

12

Тема 2.6 Повторительно- обобщающий урок по разделу «Духовная  культура»

тестирование

ОК 04 (Т15)

ОК 03( Т11)

3. ЭКОНОМИКА

13

Тема 3.1 Экономика – основа жизнедеятельности общества

Фронтальный опрос, карточка

ОК 01(Т3)

ОК 03(Т14)

14

Тема 3.2 Рыночные отношения в экономике

тезисный план

ОК 01(Т3)

ОК 03(Т14)

15

Тема 3.3 Экономическая деятельность

ОК 01(Т3)

ОК 03(Т14)

16

Тема 3.4 Экономика предприятия

тестирование

ОК 01(Т3)

ОК 03(Т14)

17

Тема 3.5 Финансовый рынок и финансовые институты

тезисный план

ОК 01(Т3)

ОК 03(Т14)

18

Тема 3.6 Экономика

и государство

Фронтальный опрос

ОК 01(Т3)

ОК 03(Т14)

19

Тема 3.7 Мировая экономика

ОК 01(Т3)

ОК 03(Т14)

20

Тема 3.8 Производительность труда.

тестирование

ОК 01(Т3)

ОК 03(Т14)

21

Тема 3.9 Функции государства в экономике

Фронтальный опрос

ОК 01(Т3)

ОК 03(Т14)

22

ПЗ«Государство и экономика»

ОК 01(Т3)

ОК 03(Т14)

23

Тема 3.10 Понятие ВВП

конспект

ОК 01(Т3)

ОК 03(Т14)

24

Тема 3.11 Спрос на труд и его факторы.

Фронтальный опрос

ОК 01(Т3)

ОК 03(Т14)

25

Тема 3.12 Понятие безработицы

доклад

ОК 01(Т3)

ОК 03(Т14)

26

Тема 3.13 Рыночная экономика России.

тестирование

ОК 01(Т3)

ОК 03(Т14)

27

Тема 3.14 Курсы валют

Сообщение по теме

ОК 01(Т3)

ОК 03(Т14)

4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

28

Тема 4.1 Социальная структура общества

ОК 01(Т1), (Т2)

ОК 05(17)

29

Тема 4.2 Социальное положение личности  в обществе и пути его изменения

план

ОК 01(Т1), (Т2)

ОК 05(17)

30

ПЗ Соотношение личностного «Я» и социальной роли.

тестирование

ОК 01(Т1), (Т2)

ОК 05(17)

31

Тема 4.3 Семья и семейные ценности

тестирование

ОК 01(Т1), (Т2)

ОК 05(17)

32

ПЗ Семья и брак.

Фронтальный опрос

ОК 01(Т1), (Т2)

ОК 05(17)

33

Тема 4.4 Этнические общности и нации

тестирование

ОК 01(Т1), (Т2)

ОК 05(17)

34

Тема 4.5 Социальные нормы и социальный

контроль

Фронтальный опрос

ОК 01(Т1), (Т2)

ОК 05(17)

35

Тема 4.6 Социальный конфликт

тестирование

ОК 01(Т1), (Т2)

ОК 05(17)

36

Тема 4.7 Повторительно- обобщающий урок  по разделу «Социальная сфера»

Фронтальный опрос

ОК 01(Т1), (Т2)

ОК 05(17)

5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

37

Тема 5.1 Политическая власть и политические отношения

ответы на вопросы

ОК 06(Т18)

ОК 01(Т5)

38

Тема 5.2 Политическая система. Государство – основной институт политической системы

ответы на вопросы

ОК 06(Т18)

ОК 01(Т5)

39

Тема 5.3 Государство Российская Федерация. Государственное управление в Российской Федерации

Фронтальный опрос

ОК 06(Т18)

ОК 01(Т5)

40

Тема 5.4 Политическая

культура общества и личности.

Политическая идеология

ответы на вопросы

ОК 06(Т18)

ОК 01(Т5)

41

Тема 5.5 Политический   процесс и его участники

тестирование

ОК 06(Т18)

ОК 01(Т5)

42

Тема 5.6 Избирательная  система

тестирование

ОК 06(Т18)

ОК 01(Т5)

43

Тема 5.7

Политические элиты и политическое лидерство

Фронтальный опрос

ОК 06(Т18)

ОК 01(Т5)

44

Тема 5.8 Роль СМИ в политической жизни общества

доклад

ОК 06(Т18)

ОК 01(Т5)

6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

45

Тема 6.1 Система права. Правовые отношения.

Правонарушения

ответы на вопросы

ОК 01 (Т4)

ОК 05 (Т17)

ОК 09(Т32)

46

Тема 6.2 

Конституционные права, свободы

и обязанности человека

и гражданина в Российской Федерации

ответы на вопросы

ОК 01 (Т4)

ОК 05 (Т17)

ОК 09(Т32)

47

Тема 6.3 Правовое регулирование гражданских,

семейных, трудовых правоотношений

ответы на вопросы

ОК 01 (Т4)

ОК 05 (Т17)

ОК 09(Т32)

48

ПЗ № 15 Судебная система Российской Федерации

ответы на вопросы

ОК 01 (Т4)

ОК 05 (Т17)

ОК 09(Т32)

49

Тема 6.4 Правовое регулирование налоговых, образовательных, административных, уголовных правоотношений, экологическое

законодательство

ОК 01 (Т4)

ОК 05 (Т17)

ОК 09(Т32)

50

Тема 6.5 Основные принципы конституционного, арбитражного,

гражданского, административного, уголовного процессов

тестирование

ОК 01 (Т4)

ОК 05 (Т17)

ОК 09(Т32)

51

Тема 6.6 Обязанность защиты Отечества.

ответы на вопросы

ОК 01 (Т4)

ОК 05 (Т17)

ОК 09(Т32)

52

Тема 6.7 Гражданское право

ответы на вопросы

ОК 01 (Т4)

ОК 05 (Т17)

ОК 09(Т32)

53

Тема 6.8 Понятие семейных правоотношений.

ответы на вопросы

ОК 01 (Т4)

ОК 05 (Т17)

ОК 09(Т32)

54

Профессионально-орентированное

Тема 6.15 Понятие трудовых правоотношений.

ОК 01 (Т4)

ОК 05 (Т17)

ОК 09(Т32)

ПК 3.5 (Т33)

55

Тема 6.9 Уголовное право.

тестирование

ОК 01 (Т4)

ОК 05 (Т17)

ОК 09(Т32)

56

ПЗ № 17 Административное право и административные правоотношения

ответы на вопросы

ОК 01 (Т4)

ОК 05 (Т17)

ОК 09(Т32)ОК 09

57

Тема 6.10 Конституционный Суд РФ.

ответы на вопросы

ОК 01 (Т4)

ОК 05 (Т17)

ОК 09(Т32)

58

Тема 6.11 Международное право.

Дифф. зачет

тестирование

ОК 01 (Т4)

ОК 05 (Т17)

ОК 09(Т32)

  1. Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету по дисциплине

«Обществознание»:

  1. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности.
  2. Политическая система, её структура. Политические институты.
  3. Социализация личности . Самосознание и социальное поведение.
  4. Государство как политический институт. Признаки, функции и формы государства.
  5. Свобода человека и её ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
  6. Типология политических режимов. Демократия , её основные ценности и признаки.
  7. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Межличностные конфликты.
  8. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права.
  9. Общество как сложная динамичная система. Подсистемы и элементы общества. Основные институты общества, их функции.
  10. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. 11.Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
  1. Основные формы (источники) права. Нормативно-правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ.
  2. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное ( информационное) .
  3. Правовое государство. Понятие и признаки.
  4. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
  5. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы.
  6. Понятие о культуре. Культура народная, массовая, элитарная. Особенности молодёжной субкультуры.
  7. Конституционное право как отрасль российского права. Система государственных органов РФ.
  8. Наука как система знаний, специфический вид деятельности и социальный институт. Природа научного познания, его возможности и границы. Роль науки в общественной жизни.
  9. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.
  10. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в РФ.
  11. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.
  12. Мораль. Основные принципы и нормы морали. 24.Административное право и административные правонарушения.
  1. Религия как форма культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Основные формы религии на территории России.
  2. Правохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. 26.Искусство как форма культуры. Роль искусства в жизни людей. Виды искусств. 28.Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. 29.Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности и ресурсы. 30.Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
  1. Экономические системы. Традиционная экономика. Централизованная (плановая ) экономика. Рыночная экономика как преобладающая система хозяйствования в современном мире.
  2. Семейное право и семейные правоотношения.
  3. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
  4. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия.
  5. Рынок и его функции. Сильные стороны и недостатки рынка. Государство в рыночной экономике.
  6. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.
  7. Механизм функционирования рынка. Спрос и предложение. Установление рыночного равновесия .Основные организационные формы бизнеса в России.
  8. Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
  9. Основные показатели экономического развития. Экономические циклы.
  10. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных проступков. Юридическая ответственность и её задачи.
  11. Деньги: их сущность и функции. Инфляция.
  12. Социальные конфликты и социальная  солидарность.
  1. Банки и их функции. Кредитно-денежная политика государства.
  2. Социальные роли. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
  3. Рынок труда. Безработица, её причины и экономические последствия. 46.Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
  1. Государственный бюджет. Государственный долг. Бюджетно-налоговая политика государства.
  2. Важнейшие социальные общности и группы. Этнические общности. Конституционные принципы национальной политики в РФ.
  3. Особенности современной экономики России, её экономические институты. Россия в мировой экономике.
  4. Трудовое право и трудовые правоотношения. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.
  5. Мировая экономика и международная специализация. Особенности хозяйственной специализации России.
  6. Девиантное поведение, его формы и проявления. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
  7. Международная валютно-финансовая система. Глобальные экономические проблемы.
  8. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в РФ.
  9. Собственность и её формы .Понятие смешанной экономики.
  10. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
  11. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления.
  12. Трудовые споры и порядок их разрешения.
  13. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
  14. Гражданское право и гражданские правоотношения. Гражданско-правовые договора. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
  15. Глобальные проблемы человечества.
  16. Защита прав потребителей. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.


[1] Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в редакции 12.08.2022 №732)

[2] Образовательная организация при разработке основной образовательной программы, вправе уточнить список изданий, дополнив его новыми изданиями и/или выбрав в качестве основного одно из предлагаемых в базе данных учебных изданий и электронных ресурсов, предлагаемых ФУМО СПО, из расчета не менее одного издания по учебной дисциплине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы (в рамках реализации ФГОС ООО)

Программа по обществознанию 5-9 классы разработана творческой группой учителей о.Муром в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре учебной программы. Рабочая программа по обществознанию разрабо...

Рабочая программа по обществознанию

Программа учебной дисциплины «Обществознание »  предназначена  для  изучения обществознания   в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих об...

Рабочая программа дисциплины «Обществознание»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального образования в...

рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию 171 час, ФГОС2 с УУД....

рабочая программа по обществознанию

Рабочая  программа  учебной  дисциплины  является  частью  основной профессиональной  образовательной  программы  специальности социально-экономического пр...

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию...