Рабочая программа по Обществознанию СПО
рабочая программа
Общеобразовательная дисциплина БД.05 «Обществознание» изучается на базовом уровне в общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной образовательной программы по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». Объем дисциплины составляет 116 часов.
Трудоемкость дисциплины БД.05 «Обществознание» на базовом уровне составляет 116 часов, из которых 4 часа включает профессионально-ориентированное содержание, усиливающее профессиональную составляющую по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 486.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
С.КИЧКАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.05 «Обществознание»
(базовый уровень)
по профессии: 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
Кичкасс
2023
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии ______________________________ ______________________________ Протокол № 1 от 30 августа 2023г. Председатель комиссии _________ ________________ подписьФИО | СОГЛАСОВАНО на заседании Методического совета Протокол № 1 от 30 августа 2023г. Председатель_________М.В. Мосина на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от «31» августа 2023г. Зав. филиалом с. Кичкасс _____________О.В. Курушкина |
Составитель: _________ Мосина М.В.
подпись ФИО
Содержание
1. | Общая характеристика рабочей программы | 4 |
2. | Структура и содержание дисциплины | 19 |
3. | Условия реализации программы дисциплины | 28 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения дисциплины | 30 |
- Общая характеристика рабочей программы
- Место дисциплины в структуре образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина БД.05 «Обществознание» изучается на базовом уровне в общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной образовательной программы по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». Объем дисциплины составляет 116 часов.
Трудоемкость дисциплины БД.05 «Обществознание» на базовом уровне составляет 116 часов, из которых 4 часа включает профессионально-ориентированное содержание, усиливающее профессиональную составляющую по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни, уважения к традиционным ценностям и культуре России, правам и свободам человека и гражданина, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитие личности в период ранней юности, становление ее духовнонравственных позиций и приоритетов, выработка правового сознания, политической культуры, мотивации к предстоящему самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;
- развитие способности обучающихся к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
- развитие интереса обучающихся к освоению социальных и гуманитарных дисциплин;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества, соответствующей современному уровню научных знаний и позволяющей реализовать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательной программы, представленным в ФГОС COO;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательских задач, а также в проектной деятельности;
- совершенствование опыта обучающихся в применении полученных знаний (включая знание социальных норм) и умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, включая волонтерскую, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в противодействии коррупции, в семейно- бытовой сфере, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций.
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие | Дисциплинарные[1] | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; У - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; -- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; и способность их использования в познавательной и социальной практике | сформировать знания об (о): (Т1) - обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальной динамики; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации; (Т2) - человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности; особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; (Т3) - экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике; (Т4) - системе права и законодательства Российской Федерации; (Т5) - владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук, уметь различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний; (Т6) - владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | сформировать знания об (о): (Т7) - особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; (Т8) - владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения; (Т9) - сформированность навыков оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях; (Т10) - уметь определять связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование | |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | В области духовно-нравственного воспитания: -- сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты | сформировать знания об (о): (Т11) - особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; (Т12) - отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации; (Т13) - владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику; (Т14) - готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека | (Т15) - использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств | (Т16) - владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику; (Т17) - владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | - осознание обучающимися российской гражданской идентичности; - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; В части гражданского воспитания: - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; - принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности | ( Т18) сформировать знания об (о): обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальной динамики; особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации; человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности; особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; значении духовной культуры общества и разнообразии ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике; роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных решений; социальных отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации; конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти; системе прав человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации; правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых, налоговых, образовательных, административных, уголовных общественных отношений; системе права и законодательства Российской Федерации; (Т19) - уметь характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства; (Т20) - владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук, уметь различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний; (Т21) - владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского общества; характеризовать функции социальных институтов; обосновывать иерархию нормативных правовых актов в системе российского законодательства; (Т22) - связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование; (Т23) - владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения; (Т24) - владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику; (Т25) - использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач; (Т26) - владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев; (Т27) - готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства; (Т28) - сформировать навыки оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях; (Т29) - владеть умением самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм, ценностей, экономической рациональности и финансовой грамотности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, осознавать опасность алкоголизма и наркомании, необходимость мер юридической ответственности, в том числе для несовершеннолетних граждан |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности | (Т30)- конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев; (Т31)- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского обществ |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | - наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду | (Т32) - владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; |
ПК 3.2 Производить ремонт и окраску автомобильных кузовов. | Формы и содержание учетной документации | (Т33)- уметь оформлять учетную документацию. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем учебной дисциплины | 116 |
в том числе в форме практической подготовки | |
Самостоятельная учебная работа | - |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 90 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 98 |
практические занятия | 18 |
лабораторные занятия | - |
консультации по темам | - |
Профессионально- ориентированные | 4 |
Промежуточная аттестация | |
консультация | 4 |
- дифференцированный зачет |
№ занятия | Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Вид учебного занятия | Домашнее задание | Код компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ 12 часов | ||||||
1 | Тема 1.1 Общество и общественные отношения | Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ | 2 | Лекция | Л1 | ОК 01 ОК 05 |
2 | Тема 1.2. Информационное общество и массовые коммуникации | Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе | 2 | Лекция | Л1 | ОК 01 ОК 05 |
3 | Тема 1.3 Развитие общества. Глобализация и ее противоречия | Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция. Реформа. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и ее противоречивые последствия | 2 | Лекция | Л1 | ОК 01 ОК 05 |
4 | Тема 1.4 Становление личности в процессе социализации | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение | 2 | Лекция | Л1 | ОК 01 ОК 05 |
5 | Тема 1.5 Деятельность человека | Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека. Познавательная деятельность | 2 | Лекция | Л1 | ОК 01 ОК 05 |
6 | Тема 1.6 Познавательная деятельность человека. Научное познание | Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и социально- гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. | 2 | Лекция | Л1 | ОК 01 ОК 05 |
Раздел 2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА 12 часов | ||||||
7 | Тема 2.1 Культура и ее формы | Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества. | 2 | Лекция | Л1 | ОК 02 ОК 03 |
8 | Тема 2.2. Категории и принципы морали в жизни человека и развитии общества | Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм | 2 | Лекция | Л1 | ОК 03 ОК 05 ОК 06 |
9 | Тема 2.3. Наука и образование | Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно- технологического развития и научные достижения Российской Федерации. Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные направления развития образования в Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы | 2 | Лекция | Л1 | ОК 02 ОК 03 |
10 | Тема 2.4. Религия | Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести | 2 | Урок | Л1 | ОК 03 ОК 05 ОК 06 |
11 | Тема 2.5. Искусство | Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры. Достижения современного российского искусства. Особенности профессиональной деятельности в сфере науки, образования, искусства | 2 | Лекция | Л1 | ОК 03 ОК 05 ОК 06 |
12 | Тема 2.6 Повторительно- обобщающий урок по разделу «Духовная культура» | 2 | Урок | Л1 | ОК 02 ОК 03 | |
Раздел 3. ЭКОНОМИКА - 30 часа | ||||||
13 | Тема 3.1 Экономика – основа жизнедеятельности общества | Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов | 2 | Урок | Л2 | ОК 02 ОК 03 |
14 | Тема 3.2 Рыночные отношения в экономике | Функционирование рынков. Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон предложения. Эластичность предложения. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов | 2 | Урок | Л2 | ОК 02 ОК 03 |
15 | Тема 3.3 Экономическая деятельность | Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества. Особенности профессиональной деятельности в экономической и финансовой сферах | 2 | Лекция | Л2 | ОК 02 ОК 03 |
16 | Тема 3.4 Экономика предприятия | Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего Предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации | 2 | Лекция | Л2 | ОК 01 ОК 03 ОК 09 |
17 | Тема 3.5 Финансовый рынок и финансовые институты | Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность. Денежные агрегаты. Монетарная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия | 2 | Урок | Л2 | ОК 01 ОК 03 ОК 09 |
18 | Тема 3.6 Экономика и государство | Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации | 2 | Урок | Л2 | ОК 01 ОК 03 ОК 09 |
19 | Тема 3.7 Мировая экономика | Мировая экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли | 2 | Урок | Л2 | ОК 01 ОК 03 ОК 09 |
20 | Тема 3.8 Производительность труда. | Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. | 2 | Лекция | Л2 | ОК 01 ОК 03 ОК 09 |
21 | Тема 3.9 Функции государства в экономике | Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства | 2 | Семинар | Л2 | ОК 01 ОК 03 ОК 09 |
22 | ПЗ«Государство и экономика» | 2 | ПЗ | ОК 01 ОК 03 ОК 09 | ||
23 | Тема 3.10 Понятие ВВП | Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. | 2 | Урок | Л2 | ОК 01 ОК 03 |
24 | Тема 3.11 Спрос на труд и его факторы. | Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. | 2 | Лекция | Л2 | ОК 01 ОК 03 |
25 | Тема 3.12 Понятие безработицы | Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия | 2 | Урок | Л2 | ОК 01 ОК 03 |
26 | Тема 3.13 Рыночная экономика России. | Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. | 2 | Лекция | Л2 | ОК 01 ОК 03 |
27 | Тема 3.14 Курсы валют | Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. | 2 | Лекция | Л2 | ОК 01 ОК 03 |
Раздел 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 18 часов | ||||||
28 | Тема 4.1 Социальная структура общества | Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации | 2 | Лекция | Л2 | ОК 01 ОК 05 |
29 | Тема 4.2 Социальное положение личности в обществе и пути его изменения | Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе | 2 | Урок | Л2 | ОК 01 ОК 05 |
30 | ПЗ Соотношение личностного «Я» и социальной роли. | 2 | ПЗ | Л2 | ОК 01 ОК 05 | |
31 | Тема 4.3 Семья и семейные ценности | Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям | 2 | Урок | Л2 | ОК 01 ОК 05 |
32 | ПЗ Семья и брак. | Семья как малая социальная группа. Проблема неполных семей. | 2 | ПЗ | Л2 | ОК 01 ОК 05 |
33 | Тема 4.4 Этнические общности и нации | Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации | 2 | Лекция | Л2 | ОК 01 ОК 05 |
34 | Тема 4.5 Социальные нормы и социальный контроль | Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль | 2 | Урок | Л2 | ОК 01 ОК 05 |
35 | Тема 4.6 Социальный конфликт | Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога | 2 | ПЗ | Л2 | ОК 01 ОК 05 |
36 | Тема 4.7 Повторительно- обобщающий урок по разделу «Социальная сфера» | 2 | Лекция | Л2 | ОК 01 ОК 05 | |
Раздел 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА – 16 часов | ||||||
37 | Тема 5.1 Политическая власть и политические отношения | Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические институты. Политическая деятельность | 2 | Урок | Л2 | ОК 06 ОК 05 |
38 | Тема 5.2 Политическая система. Государство – основной институт политической системы | Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе. Государство как основной институт политической системы. Государственный уверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления, форма государственного (территориального) устройства, политический режим. Типология форм государства | 2 | Урок | Л2 | ОК 06 ОК 05 |
39 | Тема 5.3 Государство Российская Федерация. Государственное управление в Российской Федерации | Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации по противодействию экстремизму | 2 | Урок | Л2 | ОК 06 ОК 05 |
40 | Тема 5.4 Политическая культура общества и личности. Политическая идеология | Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно- политические течения современности | 2 | Урок | Л2 | ОК 06 ОК 05 |
41 | Тема 5.5 Политический процесс и его участники | Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в политике. Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем | 2 | Лекция | Л2 | ОК 06 ОК 05 |
42 | Тема 5.6 Избирательная система | Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная система Российской Федерации | 2 | Лекция | Л2 | ОК 01 ОК 05 |
43 | Тема 5.7 Политические элиты и политическое лидерство | Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в современной политической коммуникации | 2 | ПЗ | Л2 | ОК 01 ОК 05 |
44 | Тема 5.8 Роль СМИ в политической жизни общества | Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. | 2 | Лекция | Л2 | ОК 01 ОК 05 |
Раздел 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 часов | ||||||
45 | Тема 6.1 Система права. Правовые отношения. Правонарушения | Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского права. Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов Российской Федерации | 2 | Лекция | Л2 | ОК 01 ОК 05 ОК 09 |
46 | Тема 6.2 Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические, социально- экономические и культурные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени | 2 | Лекция | Л2 | ОК 01 ОК 05 ОК 09 |
47 | Тема 6.3 Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых правоотношений | Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений с участием несовершеннолетних работников | 2 | Урок | Л2 | ОК 01 ОК 05 ОК 09 |
48 | ПЗ № 15 Судебная система Российской Федерации | 2 | ПЗ | ОК 01 ОК 05 ОК 09 | ||
49 | Тема 6.4 Правовое регулирование налоговых, образовательных, административных, уголовных правоотношений, экологическое законодательство | Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и административная ответственность. Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду. Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних | 2 | Урок | Л2 | ОК 01 ОК 05 ОК 09 |
50 | Тема 6.5 Основные принципы конституционного, арбитражного, гражданского, административного, уголовного процессов | Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Административный процесс. Судебное производство по делам об административных правонарушениях. Уголовный процесс, его принципы и стадии. Участники уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Арбитражное судопроизводство. Юридическое образование, юристы как социально- профессиональная группа | 2 | Урок | Л2 | ОК 01 ОК 05 ОК 09 |
51 | Тема 6.6 Обязанность защиты Отечества. | Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. | 2 | Лекция | Л2 | ОК 01 ОК 05 ОК 09 |
52 | Тема 6.7 Гражданское право | Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. | 2 | Урок | Л2 | ОК 01 ОК 05 ОК 09 |
53 | Тема 6.8 Понятие семейных правоотношений. | Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. | 2 | Лекция | Л2 | ОК 01 ОК 05 ОК 09 |
54 | Профессионально-орентированное Тема 6.15 Понятие трудовых правоотношений. | Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 2 | Урок | Л2 | ОК 01 ОК 05 |
55 | Тема 6.9 Уголовное право. | Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Уголовная ответственность. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | 2 | Урок | Л2 | ОК 01 ОК 05 ОК 09 |
56 | ПЗ № 17 Административное право и административные правоотношения | . Административные проступки. Административная ответственность | 2 | ПЗ | ОК 01 ОК 05 ОК 09 | |
57 | Тема 6.10 Конституционный Суд РФ. | Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ. | 2 | Лекция | Л2 | ОК 01 ОК 05 ОК 09 |
58 | Тема 6.11 Международное право. | Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Дифференцированный зачет | 2 | Семинар | Л2 | ОК 01 ОК 05 ОК 09 |
ИТОГО | 116 |
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.1. Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета обществознания.
Оборудование учебного кабинета обществознания:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- демонстрационные пособия и модели;
- учебная доска и т.п.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
Лицензионное программное обеспечение.
-
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
- многофункциональный комплекс преподавателя
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, схем);
- информационно-коммуникативные средства;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
3.2.1. Печатные издания[2]
1. Обществознание. Боголюбов Л.Н. и др. (10-11) (Базовый) – М., 2023г (Л1)
2. Боголюбов Л.Н. Обществознание 11 класс: учебник. – М., 2023г (Л2)
3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарных профилей.: учебник. – М., 2017.
4. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарных профилей. Практикум: учеб.пособие. – М., 2017.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Горелов А.А. ,Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник .- М.,2017
Обществознание в таблицах, 10-11-класс, Баранов П.А.—М.: 2012
- ЕГЭ 2017 .Обществознание . Тренировочные задания .Баранов П.А. , Шевченко С.В.-М.: 2016.
- ЕГЭ 2017 .Обществознание . Репетиционные варианты О.А.Котова , Т.Е.Лискова .-М.: 2017.
- Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Кодификатор
Код содержания | Проверяемые элементы содержания | Форма контроля | Код требования | ||
Входной | Рубежный | Текущий | |||
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ | |||||
1 | Тема 1.1 Общество и общественные отношения | Тестирование | Фронтальный опрос | ОК 01 (Т2) ОК 05 (Т17) | |
2 | Тема 1.2. Информационное общество и массовые коммуникации | Фронтальный опрос | ОК 01(Т2) ОК 05(Т17) | ||
3 | Тема 1.3 Развитие общества. Глобализация и ее противоречия | тестирование | ОК 01(Т2) ОК 05(Т17) | ||
4 | Тема 1.4 Становление личности в процессе социализации | тестирование | ОК 01(Т2) ОК 05(Т17) | ||
5 | Тема 1.5 Деятельность человека | тестирование | Фронтальный опрос | ОК 01(Т2) ОК 05(Т17) | |
6 | Тема 1.6 Познавательная деятельность человека. Научное познание | Фронтальный опрос | ОК 01(Т2) ОК 05(Т17) | ||
Раздел 2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА | |||||
7 | Тема 2.1 Культура и ее формы | Фронтальный опрос | ОК 04 (Т15) ОК 03( Т11) | ||
8 | Тема 2.2. Категории и принципы морали в жизни человека и развитии общества | конспект, тестирование | ОК 04 (Т15) ОК 03( Т11) | ||
9 | Тема 2.3. Наука и образование | тестирование | ОК 04 (Т15) ОК 03( Т11) | ||
10 | Тема 2.4. Религия | тестирование | ОК 03(Т11) ОК 05 (Т16) ОК 06(Т18) | ||
11 | Тема 2.5. Искусство | Фронтальный опрос | ОК 04 (Т15) ОК 03( Т11) | ||
12 | Тема 2.6 Повторительно- обобщающий урок по разделу «Духовная культура» | тестирование | ОК 04 (Т15) ОК 03( Т11) | ||
3. ЭКОНОМИКА | |||||
13 | Тема 3.1 Экономика – основа жизнедеятельности общества | Фронтальный опрос, карточка | ОК 01(Т3) ОК 03(Т14) | ||
14 | Тема 3.2 Рыночные отношения в экономике | тезисный план | ОК 01(Т3) ОК 03(Т14) | ||
15 | Тема 3.3 Экономическая деятельность | ОК 01(Т3) ОК 03(Т14) | |||
16 | Тема 3.4 Экономика предприятия | тестирование | ОК 01(Т3) ОК 03(Т14) | ||
17 | Тема 3.5 Финансовый рынок и финансовые институты | тезисный план | ОК 01(Т3) ОК 03(Т14) | ||
18 | Тема 3.6 Экономика и государство | Фронтальный опрос | ОК 01(Т3) ОК 03(Т14) | ||
19 | Тема 3.7 Мировая экономика | ОК 01(Т3) ОК 03(Т14) | |||
20 | Тема 3.8 Производительность труда. | тестирование | ОК 01(Т3) ОК 03(Т14) | ||
21 | Тема 3.9 Функции государства в экономике | Фронтальный опрос | ОК 01(Т3) ОК 03(Т14) | ||
22 | ПЗ«Государство и экономика» | ОК 01(Т3) ОК 03(Т14) | |||
23 | Тема 3.10 Понятие ВВП | конспект | ОК 01(Т3) ОК 03(Т14) | ||
24 | Тема 3.11 Спрос на труд и его факторы. | Фронтальный опрос | ОК 01(Т3) ОК 03(Т14) | ||
25 | Тема 3.12 Понятие безработицы | доклад | ОК 01(Т3) ОК 03(Т14) | ||
26 | Тема 3.13 Рыночная экономика России. | тестирование | ОК 01(Т3) ОК 03(Т14) | ||
27 | Тема 3.14 Курсы валют | Сообщение по теме | ОК 01(Т3) ОК 03(Т14) | ||
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | |||||
28 | Тема 4.1 Социальная структура общества | ОК 01(Т1), (Т2) ОК 05(17) | |||
29 | Тема 4.2 Социальное положение личности в обществе и пути его изменения | план | ОК 01(Т1), (Т2) ОК 05(17) | ||
30 | ПЗ Соотношение личностного «Я» и социальной роли. | тестирование | ОК 01(Т1), (Т2) ОК 05(17) | ||
31 | Тема 4.3 Семья и семейные ценности | тестирование | ОК 01(Т1), (Т2) ОК 05(17) | ||
32 | ПЗ Семья и брак. | Фронтальный опрос | ОК 01(Т1), (Т2) ОК 05(17) | ||
33 | Тема 4.4 Этнические общности и нации | тестирование | ОК 01(Т1), (Т2) ОК 05(17) | ||
34 | Тема 4.5 Социальные нормы и социальный контроль | Фронтальный опрос | ОК 01(Т1), (Т2) ОК 05(17) | ||
35 | Тема 4.6 Социальный конфликт | тестирование | ОК 01(Т1), (Т2) ОК 05(17) | ||
36 | Тема 4.7 Повторительно- обобщающий урок по разделу «Социальная сфера» | Фронтальный опрос | ОК 01(Т1), (Т2) ОК 05(17) | ||
5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА | |||||
37 | Тема 5.1 Политическая власть и политические отношения | ответы на вопросы | ОК 06(Т18) ОК 01(Т5) | ||
38 | Тема 5.2 Политическая система. Государство – основной институт политической системы | ответы на вопросы | ОК 06(Т18) ОК 01(Т5) | ||
39 | Тема 5.3 Государство Российская Федерация. Государственное управление в Российской Федерации | Фронтальный опрос | ОК 06(Т18) ОК 01(Т5) | ||
40 | Тема 5.4 Политическая культура общества и личности. Политическая идеология | ответы на вопросы | ОК 06(Т18) ОК 01(Т5) | ||
41 | Тема 5.5 Политический процесс и его участники | тестирование | ОК 06(Т18) ОК 01(Т5) | ||
42 | Тема 5.6 Избирательная система | тестирование | ОК 06(Т18) ОК 01(Т5) | ||
43 | Тема 5.7 Политические элиты и политическое лидерство | Фронтальный опрос | ОК 06(Т18) ОК 01(Т5) | ||
44 | Тема 5.8 Роль СМИ в политической жизни общества | доклад | ОК 06(Т18) ОК 01(Т5) | ||
6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |||||
45 | Тема 6.1 Система права. Правовые отношения. Правонарушения | ответы на вопросы | ОК 01 (Т4) ОК 05 (Т17) ОК 09(Т32) | ||
46 | Тема 6.2 Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации | ответы на вопросы | ОК 01 (Т4) ОК 05 (Т17) ОК 09(Т32) | ||
47 | Тема 6.3 Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых правоотношений | ответы на вопросы | ОК 01 (Т4) ОК 05 (Т17) ОК 09(Т32) | ||
48 | ПЗ № 15 Судебная система Российской Федерации | ответы на вопросы | ОК 01 (Т4) ОК 05 (Т17) ОК 09(Т32) | ||
49 | Тема 6.4 Правовое регулирование налоговых, образовательных, административных, уголовных правоотношений, экологическое законодательство | ОК 01 (Т4) ОК 05 (Т17) ОК 09(Т32) | |||
50 | Тема 6.5 Основные принципы конституционного, арбитражного, гражданского, административного, уголовного процессов | тестирование | ОК 01 (Т4) ОК 05 (Т17) ОК 09(Т32) | ||
51 | Тема 6.6 Обязанность защиты Отечества. | ответы на вопросы | ОК 01 (Т4) ОК 05 (Т17) ОК 09(Т32) | ||
52 | Тема 6.7 Гражданское право | ответы на вопросы | ОК 01 (Т4) ОК 05 (Т17) ОК 09(Т32) | ||
53 | Тема 6.8 Понятие семейных правоотношений. | ответы на вопросы | ОК 01 (Т4) ОК 05 (Т17) ОК 09(Т32) | ||
54 | Профессионально-орентированное Тема 6.15 Понятие трудовых правоотношений. | ОК 01 (Т4) ОК 05 (Т17) ОК 09(Т32) ПК 3.5 (Т33) | |||
55 | Тема 6.9 Уголовное право. | тестирование | ОК 01 (Т4) ОК 05 (Т17) ОК 09(Т32) | ||
56 | ПЗ № 17 Административное право и административные правоотношения | ответы на вопросы | ОК 01 (Т4) ОК 05 (Т17) ОК 09(Т32)ОК 09 | ||
57 | Тема 6.10 Конституционный Суд РФ. | ответы на вопросы | ОК 01 (Т4) ОК 05 (Т17) ОК 09(Т32) | ||
58 | Тема 6.11 Международное право. | Дифф. зачет | тестирование | ОК 01 (Т4) ОК 05 (Т17) ОК 09(Т32) |
- Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету по дисциплине
«Обществознание»:
- Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности.
- Политическая система, её структура. Политические институты.
- Социализация личности . Самосознание и социальное поведение.
- Государство как политический институт. Признаки, функции и формы государства.
- Свобода человека и её ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
- Типология политических режимов. Демократия , её основные ценности и признаки.
- Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Межличностные конфликты.
- Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права.
- Общество как сложная динамичная система. Подсистемы и элементы общества. Основные институты общества, их функции.
- Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. 11.Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
- Основные формы (источники) права. Нормативно-правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ.
- Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное ( информационное) .
- Правовое государство. Понятие и признаки.
- Особенности современного мира. Процессы глобализации. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
- Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы.
- Понятие о культуре. Культура народная, массовая, элитарная. Особенности молодёжной субкультуры.
- Конституционное право как отрасль российского права. Система государственных органов РФ.
- Наука как система знаний, специфический вид деятельности и социальный институт. Природа научного познания, его возможности и границы. Роль науки в общественной жизни.
- Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.
- Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в РФ.
- Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.
- Мораль. Основные принципы и нормы морали. 24.Административное право и административные правонарушения.
- Религия как форма культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Основные формы религии на территории России.
- Правохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. 26.Искусство как форма культуры. Роль искусства в жизни людей. Виды искусств. 28.Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. 29.Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности и ресурсы. 30.Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
- Экономические системы. Традиционная экономика. Централизованная (плановая ) экономика. Рыночная экономика как преобладающая система хозяйствования в современном мире.
- Семейное право и семейные правоотношения.
- Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
- Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия.
- Рынок и его функции. Сильные стороны и недостатки рынка. Государство в рыночной экономике.
- Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.
- Механизм функционирования рынка. Спрос и предложение. Установление рыночного равновесия .Основные организационные формы бизнеса в России.
- Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
- Основные показатели экономического развития. Экономические циклы.
- Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных проступков. Юридическая ответственность и её задачи.
- Деньги: их сущность и функции. Инфляция.
- Социальные конфликты и социальная солидарность.
- Банки и их функции. Кредитно-денежная политика государства.
- Социальные роли. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
- Рынок труда. Безработица, её причины и экономические последствия. 46.Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
- Государственный бюджет. Государственный долг. Бюджетно-налоговая политика государства.
- Важнейшие социальные общности и группы. Этнические общности. Конституционные принципы национальной политики в РФ.
- Особенности современной экономики России, её экономические институты. Россия в мировой экономике.
- Трудовое право и трудовые правоотношения. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.
- Мировая экономика и международная специализация. Особенности хозяйственной специализации России.
- Девиантное поведение, его формы и проявления. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
- Международная валютно-финансовая система. Глобальные экономические проблемы.
- Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в РФ.
- Собственность и её формы .Понятие смешанной экономики.
- Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
- Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления.
- Трудовые споры и порядок их разрешения.
- Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
- Гражданское право и гражданские правоотношения. Гражданско-правовые договора. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
- Глобальные проблемы человечества.
- Защита прав потребителей. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
[1] Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в редакции 12.08.2022 №732)
[2] Образовательная организация при разработке основной образовательной программы, вправе уточнить список изданий, дополнив его новыми изданиями и/или выбрав в качестве основного одно из предлагаемых в базе данных учебных изданий и электронных ресурсов, предлагаемых ФУМО СПО, из расчета не менее одного издания по учебной дисциплине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы (в рамках реализации ФГОС ООО)
Программа по обществознанию 5-9 классы разработана творческой группой учителей о.Муром в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре учебной программы. Рабочая программа по обществознанию разрабо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/13/picture-63720-1568379354.jpg)
Рабочая программа по обществознанию
Программа учебной дисциплины «Обществознание » предназначена для изучения обществознания в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих об...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/31/picture-557626-1648710649.jpg)
Рабочая программа дисциплины «Обществознание»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального образования в...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-683229-1444333127.jpg)
рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальности социально-экономического пр...