рабочая программа по обществознанию
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальности социально-экономического профиля:
43.02.02 Парикмахерское искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_11778_parikmah._iskusstvo.docx | 67.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГАОУ СПО «КОЛЛЕДЖ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УПР
_Ю.Ю.Лютикова
«_____»____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Казань
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413
Организация-разработчик: ГАПОУ "Колледж малого бизнеса и предпринимательства"
Разработчики:
Рахматуллина Л.А. - преподаватель
Рассмотрено на заседании
предметно – цикловой комиссии факультета «Гуманитарные науки».
Протокол № __1__ от «____»__________ 2015 г.
номер
Председатель ПЦК
___________________Козлова Е.А.
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 9 |
| 17 |
| 18 |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальности социально-экономического профиля:
43.02.02 Парикмахерское искусство.
Обучающиеся в учреждении СПО по данному профилю изучают Обществознание в объеме 78 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно- нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.
Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.
Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.
Интегрированный подход к построению содержательных элементов программы в значительной мере определяется рамками учебного времени и целями начального и среднего профессионального образования.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат
обучающимся учреждений успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения
учащимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.
В процессе реализации программы, обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в
нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в
различных сферах социальной жизни.
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, тематику рефератов, виды самостоятельных работ, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Обществознание» входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно- популярных, публицистических и др. знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально – гуманитарного познания.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 78 часов,
самостоятельной работы обучающегося 39 часов
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
В том числе: | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия | |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
Индивидуальные задания | 29 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 10 |
Итоговая аттестация в форме зачёта - 2 семестр макаронных изделий |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование | Содержание учебного материала | Объем часов | Уровни усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | |
Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала, составление опорного конспекта по вопросу «Социальные науки». | 1 | 1 | |
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | 22 | ||
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Содержание учебного материала | 14 | |
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. | 2 | ||
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни. | 2 | ||
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. | 2 | ||
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. | 2 | ||
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. | 2 | ||
Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения. | 2 | ||
Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания по теме; работа с вопросами и заданиями к теме 1.2 учебного пособия по обществознанию «Человек и общество» под редакцией Л.Н.Боголюбова, .Ю.Лазебниковой.М.,2011 Самостоятельная работа студента: «Природа человека, врожденные и приобретенные качества»: 1.Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни. 2.Проблема познаваемости мира. Мировоззрение Типы мировоззрения. 3. Свобода как условие самореализации личности. 4. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. 5. Причины и истоки агрессивного поведения.Человек в учебной и трудовой деятельности. |
5 | ||
Тема.1.2. Общество как сложная система | Содержание учебного материала | 8 | |
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. | 2 | ||
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. | 2 | ||
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). | 2 | ||
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся; выполнение домашнего задания по теме; составить краткое описание одного-двух институтов общества, используя общедоступную литературу. Самостоятельная работа студента: «Общество как сложная система»:
5. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | 3 | ||
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | 14 | ||
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | Содержание учебного материала. | 4 | |
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. | 2 | ||
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся : выполнение домашнего задания по теме; изложить аргументы с собственными суждениями по проблеме «Особенности молодежной субкультуры». Самостоятельная работа студента: «Духовная культура личности и общества» Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет | 1 | ||
Тема 2.2 Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала. | 4 | |
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. | 2 | ||
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания по теме; изложите собственное суждение о необходимости правового регулирования вопросов этики в науке. Самостоятельная работа студента: «Наука и образование в современном мире»:
3. Дополнительные образовательные услуги, поря док их предоставления. |
2 | ||
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
| Содержание учебного материала | 6 | |
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. | 2 | ||
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. | 2 | ||
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа с философскими и публицистическими источниками, написание рефератов по теме. Самостоятельная работа студента: «Искусство как элемент духовной культуры». | 1 |
Раздел 3. Социальные отношения | 20 | ||
Тема 3.1. Социальная роль и стратификация. | Содержание учебного материала | 6 | |
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. | 2 | ||
Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. | 2 | ||
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: анализ типичных социальных ситуаций, решение задач с актуальным социальным содержанием по теме «Социальная роль». | 3 |
Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала | 6 | |
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. | 2 | ||
Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. | 2 | ||
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов. | 2 | ||
Самостоятельная работа студента: работа над конспектом лекций; анализ конкретных ситуаций по теме «Социальные нормы и конфликты». | 2 | ||
Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала | 8 | |
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. | 2 | ||
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. | 2 | ||
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | 2 | ||
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа над конспектом лекций, анализ правовых источников по теме «Важнейшие социальные группы». Подготовить устное выступление по теме «Особенности молодежной политики в РФ». | 4 | ||
Раздел 4. Политика как общественное явление | 20 | ||
Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Содержание учебного материала | 10 | |
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. | 2 | ||
Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. | 2 | ||
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. | 2 | ||
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. | 2 | ||
Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. Правовое государство, понятие и признаки. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа с опорным конспектом; изложение собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни из средств массовой коммуникации. | 3 | ||
Тема 4.2. Участники политического процесса | Содержание учебного материала | 8 | |
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | 2 | ||
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. | 2 | ||
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. | 2 | ||
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа над опорным конспектом; написание рефератов с последующим публичным выступлением. Самостоятельная работа студента: «Участники политического процесса»: 1. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. 2. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации 3. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. | 6 | ||
Дифференцированный зачёт |
2 | ||
Всего | 117 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по социально-экономическим дисциплинам
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание»
Технические средства обучения:
Интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. М.: Просвещение, 2010.
2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 11 класс. М.: Просвещение, 2011.
Дополнительные источники:
1.Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию. 10 класс. М., 2012.
2.Ларин А.Ю., Боровик О.В. Обществознание: курс лекций. М., 2011
3.Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Поурочные планы. М., 2010.
4.Соболева О.Б., Кошкина С.Г. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М., 2013.
Информационные ресурсы:
1. http // window edu.ru
2. http // znanium.com
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | ||
1 | 2 | ||
Умения: | |||
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; | Индивидуальная самостоятельная работа | ||
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; | Внеаудиторная самостоятельная работа | ||
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); | Индивидуальная самостоятельная работа | ||
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук; | Внеаудиторная самостоятельная работа | ||
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно- популярных, публицистических и др. знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; | Индивидуальная самостоятельная работа | ||
оценивать действия субъектов социальной | Индивидуальная самостоятельная работа |
жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; | |
формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам; | Индивидуальная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; | Индивидуальная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; | Самостоятельная работа обучающихся |
Знания: | |
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; | Внеаудиторная самостоятельная работа |
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; | Индивидуальная самостоятельная работа |
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; | Индивидуальная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
особенности социально- гуманитарного познания. | Внеаудиторная самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы (в рамках реализации ФГОС ООО)
Программа по обществознанию 5-9 классы разработана творческой группой учителей о.Муром в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре учебной программы. Рабочая программа по обществознанию разрабо...
Рабочая программа по обществознанию
Программа учебной дисциплины «Обществознание » предназначена для изучения обществознания в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих об...
Рабочая программа дисциплины «Обществознание»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального образования в...
рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию 171 час, ФГОС2 с УУД....
Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию...
Рабочая программа по обществознанию по специальности сервис домашнего и коммунального хозяйства
рабочая программа по обществознанию...