Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по теме

Тимкова  Ирина Николаевна

Программа учебной дисциплины «Обществознание »  предназначена  для  изучения обществознания   в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для профессий:     150709.02  Сварщик; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p.obshch.svark_.2013.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное образовательное учреждение среднего

профессионального образования «Новочебоксарский политехнический техникум»

Министерства образования и  молодежной политики Чувашской Республики

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

дисциплины ОДБ.05 Обществознание (включая экономику и право)

для профессий:

    150709.02  Сварщик

   

                         

Новочебоксарск

2013

РАССМОТРЕНА на заседании ЦМК

Общественно-гуманитарных дисциплин

Протокол № 6 от 31.08.13 г.

Председатель ____________

СОГЛАСОВАНА

Зам.директора по учебной работе

__________/______________

Дата

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора № 300 «О» от 03.09.13 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с  примерной программой учебной дисциплины Обществознание  для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

Автор примерной программы: Кишенкова О.В., кандидат исторических наук, доцент

Рецензенты: Королькова Е.С., старший научный сотрудник лаборатории обществознания НИИ СиМО РАО, кандидат педагогических наук, Гражданинова И.И., зам. директора ГОУ СПО«Колледж архитектуры и строительства» № 7».

                                                                       

Автор:                И.Н.Никифорова, преподаватель истории и обществознания.

Рецензенты:  Петри И.А., зам.дир. по УР

                      Данилова Т.Н., зам.дир.по УМР

                      Скворцова Т.Н., преподаватель истории и обществознания.

                       

                                                                                                                             


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины «Обществознание »  предназначена  для  изучения обществознания   в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для профессий:     150709.02  Сварщик;

Рабочая программа разработана в соответствии с  примерной программой учебной дисциплины Обществознание   для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Автор примерной программы: Кишенкова О.В., кандидат исторических наук, доцент. Рецензенты: Королькова Е.С., старший научный сотрудник лаборатории обществознания НИИ СиМО РАО , кандидат педагогических наук, Гражданинова И.И., зам.директора ГОУ СПО «Колледж архитектуры и строительства № 7».

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) обществознание в учреждениях начального профессионального образования (далее — НПО) и среднего профессионального образования (далее — СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При освоении профессий НПО и специальностей СПО технического, естественно-научного и социально-экономического профилей в учреждениях НПО и СПО обществознание  изучается как базовый учебный предмет в объеме 156 часов. Максимальная  нагрузка обучающегося – 220 часов, самостоятельная работа – 64часа.

 Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.

1. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.

Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

Самостоятельная работа:

- написание реферата на тему «Человек, индивид, личность».

- ответить на вопрос: «В чем различие понятий человек, индивид, личность?»

1.2. Общество как сложная система

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Самостоятельная работа:

Написание реферата на тему: «Общество как сложная динамичная система».

- ответить на вопрос: «Что такое общество, как оно возникло»

2. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

2.1. Духовная культура личности и общества

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.

Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

Самостоятельная работа:

- написать реферат на тему «Культура народная», «Культура элитарная», «Культура массовая»

- ответить на вопрос: «Охарактеризуйте основные элементы культуры»

2.2. Наука и образование в современном мире

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

Самостоятельная работа:

- написать реферат на тему: «Закон об образовании в РФ»

Ответить на вопрос: «В чем состоит взаимосвязь образования и воспитания?»

2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной     культуры

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

Самостоятельная работа:

- подготовить доклад на тему «Религия, виды религии».

3. ЭКОНОМИКА

3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.        

Самостоятельная работа:

- подготовить доклад на тему: « Экономика семьи»

- ответить на вопрос: «Как вы понимаете понятие «рациональный потребитель»?

3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

Самостоятельная работа:

- написать реферат на тему «Спрос», «Предложение»

3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства


3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

Самостоятельная работа:

- подготовить доклад на тему «Современная экономика России»

4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

4.1. Социальная роль и стратификация.

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа:

- ответить на вопрос: «Какова модель стратификации современного общества?»

- написать реферат на тему «Социальные роли в трудовом коллективе»

4.2. Социальные нормы и конфликты

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

4.3. Важнейшие социальные общности и группы

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Самостоятельная работа:

- ответить на вопрос: «Какие виды социальных групп выделяют в современном обществе?»

- подготовить доклад на тему «Межнациональные отношения»

5. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

5.1. Политика и власть. Государство в политической     системе

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.

Правовое государство, понятие и признаки.

5.2. Участники политического процесса

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Самостоятельная работа:

- подготовить доклады на тему: «Понятие власти», «Функции государства», «Формы государства», «Политический статус личности», «Выборы в демократическом обществе»

6. ПРАВО

6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

6.2. Основы конституционного права Российской  Федерации

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.

Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

Права и обязанности налогоплательщика.

6.3. Отрасли российского права

Гражданское право и гражданские правоотношения.

Физические лица. Юридические лица.

Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.

Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Защита прав потребителей.

Семейное право и семейные правоотношения.

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое право и трудовые правоотношения.

Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.

6.4. Международное право

Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Самостоятельная работа:

- написать рефераты на тему «Уголовное право», «Административное право», «Семейное право и семейные правоотношения».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование

разделов и тем

Макс.

учебная

нагрузка

студента

          Количество аудиторных часов

Самосто-

ятельная

 работа студентов

Всего

теоретические

занятия

Практические работы

Введение

1

1

1

-

-

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

25

25

20

5

Тема 1.1  Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

13

13

12

1

Тема 1.1.1 Философские представления о социальных качествах человека.

2

Тема 1.1.2 Ценности и нормы.

1

Тема 1.1.3 Цель и смысл человеческой жизни.

1

1

Тема 1.1.4. Проблема познаваемости мира

1

Тема 1.1.5 Свобода как условие самореализации личности

2

1

Тема 1.1.6. Человек в группе.

2

Тема 1.1.7 Человек в учебной и трудовой деятельности.

2

Тема 1.2  Общество как сложная система

8

Тема 1.2.1 Представление об обществе как сложной динамичной системе.

1

1

Тема 1.2.2 Общество и природа.

2

Тема 1.2.3 Многовариантность общественного развития.

2

1

Тема 1.2.4 Особенности современного мира.

1

Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества.

25

25

20

5

Тема 2.1 Духовная культура личности и общества.

4

1

Тема 2.1.1 Понятие о культуре

2

Тема 2.1.2 Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе.

1

Тема 2.2 Наука и образование в современном мире

5

Тема 2.2.1 Наука.

2

Тема 2.2.2 Образование как способ передачи знаний и опыта.

2

Тема 2.3 Мораль,искусство и религия как элементы духовной культуры.

11

1

Тема 2.3.1 Мораль

1

Тема 2.3.2 Основные принципы и нормы морали

2

1

Тема 2.3.3 Религия как феномен культуры

2

Тема 2.3.4 Искусство и его роль в жизни людей.

2

Тема 2.3.5. Виды искусства

1

Раздел 3. Экономика

42

42

34

8

Тема 3.1 Экономика и экономическая наука.

12

1

Тема 3.1.1 Экономика как наука и хозяйство.

1

Тема 3.1.2 Главные вопросы экономики.

2

Тема 3.1.3 Факторы производства

1

1

Тема 3.1.4 Разделение труда, специализация и обмен.

2

Тема 3.1.5 Рациональный потребитель.

1

1

Тема 3.1.6 Защита прав потребителя.

2

3.2  Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.

11

Тема 3.2.1 Рынок одного товара. Спрос.

2

Тема 3.2.2 Основные рыночные структуры

1

Тема 3.2.3 Производительность труда

1

Тема 3.2.4 Фондовый рынок.

1

Тема 3.2.5 Основы менеджмента и маркетинга.

1

1

Тема 3.2.6 Частные и общественные блага.

1

Тема 3.2.7 Государственный долг, государственный бюджет.

1

1

Тема 3.2.8 Основы налоговой политики государства.

1

Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика.

6

Тема 3.3.1 Понятие ВВП

2

Тема 3.3.2 Понятие безработицы.

1

1

Тема 3.3.3Деньги и инфляция.

1

Тема 3.4 Основные проблемы экономики России.

5

Тема 3.4.1 Становление современной российской экономики.

2

1

Тема 3.4.2 Основные проблемы экономики России и ее регионов.

1

Тема 3.4.3 Организация международной торговли.

1

Раздел 4. Социальные отношения

26

26

20

6

Тема 4.1 Социальная роль и стратификация.

5

1

Тема 4.1.1 Социальные отношения

1

Тема 4.1.2 Социальная роль

2

Тема 4.1.3 Социальный статус и престиж

1

Тема 4.2 Социальные нормы и конфликты

5

Тема 4.2.1 Социальный контроль

1

1

Тема 4.2.3 Девиантное поведение, его формы, проявления.

2

Тема 4.2.4 Социальный конфликт.

1

1

Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы.

10

Тема 4.3.1 Особенности социальной стратификации в современной России.

2

Тема 4.3.2 Молодежь как социальная группа.

1

1

Тема 4.3.3 Этнические общности.

2

Тема 4.3.4 Семья как малая социальная группа

2

1

Тема 4.3.5 Современная демографическая ситуация в России

1

Раздел 5. Политика как общественное явление

25

25

20

5

Тема 5.1 Политика и власть. Государство в политической системе.

10

Тема 5.1.1 Понятие власти

2

Тема 5.1.2 Внутренние и внешние функции государства

2

1

Тема 5.1.3 Формы государства

2

1

Тема 5.1.4 Правовое государство, понятие и признаки

2

Тема 5.2 Участники политического процесса.

10

Тема 5.2.1 Личность и государство.

2

Тема 5.2.2 Гражданское общество и государство.

2

1

Тема 5.2.3Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

1

Тема 5.2.4 Политические партии и движения, их классификация.

2

Тема 5.2.5 Роль СМИ в политической жизниобщества.

2

Раздел 6. Право

44

44

34

10

Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений.

8

Тема 6.1.1 Юриспруденция как общественная наука.

2

1

Тема 6.1.2 Право в системе социальных норм.

1

Тема 6.1.3 Основные формы права.

2

1

Тема 6.1.4 Правовые отношения и их структура.

2

Тема 6.2  Основы конституционного права РФ

9

1

6.2. 1 Конституционное право как отрасль российского права.

2

6.2. 2 Правоохранительные органы РФ.

1

1

Тема 6.2.3 Понятие гражданства

1

Тема 6.2.4 Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

2

Тема 6.2.5 Право на благоприятную окружающую среду.

1

1

Тема 6.2.6 Обязанность защиты Отечества.

1

Тема 6.3 Отрасли российского права.

17

Тема 6.3. 1 Гражданское право и гражданские правоотношения.

1

Тема 6.3.2  Право собственности на движимые и недвижимые имущества

2

1

Тема 6.3.3  Личные неимущественные права граждан.

1

Тема 6.3. 4 Семейное право и семейные правоотношения.

3

1

Тема 6.3.5 Трудовое право и трудовые правоотношения.

1

Тема 6.3.6Административное право

1

Тема 6.3.7 Уголовное право

2

Тема 6.4 Международное право

2

Дифференцированный зачет

5

Всего по дисциплине

220

220

156

64


ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ:

  1. Общество и его регуляторы.
  2. Право – воплощение справедливости и добра.
  3. Права человека – эволюция развития.
  4. Правовое регулирование хозяйственной деятельности.
  5. Права потребителей.
  6. Конституционализм и конституционные идеи в России и мире.
  7. Конституция РФ – основной закон жизни государства.
  8. Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы.
  9. Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития.
  10. Тоталитаризм – феномен XX столетия.
  11. Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей.
  12. Политика – наука, искусство и профессия.
  13. Свободные выборы – утопия или реальность.
  14. Четвертая власть и ее роль в политической жизни.
  15. Демократия – за и против.
  16. Политические партии и лидеры современной России.
  17. Лидер – кто он?
  18. Политические идеи русских мыслителей.
  19. Консерватизм, либерализм, социализм, ...изм.
  20. Молодежь и ее роль в современной политике.
  21. Политические реформы в современной России.
  22. Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной.
  23. Предпринимательство. История развития предпринимательства в России.
  24. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.
  25. Социально-регулируемое рыночное хозяйство

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

ОБОРУДОВАНИЕ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА

- Компьютер с лицензионным программным обеспечением.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основные источники для обучающихся:

Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей : учебник для учреждений нач. и сред.проф.образования / А.Г.Важенин, - 8-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 432с. ISBN 978-5-7695-9988-0

Дополнительные источники для обучающихся:

Конституция Российской Федерации. – Ростов н/Д: Издательство «ВЛАДИС», 2006. 48 с. ISBN 5-94194-066-1

Основные источники для преподавателя:

Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей : учебник для учреждений нач. и сред.проф.образования / А.Г.Важенин, - 8-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 432с. ISBN 978-5-7695-9988-0

Дополнительные источники для преподавателя:

  1. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред.П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 478с.

            ISBN 978-5-17-064051-5

  1. Обществознание. Практикум. 10 класс: пособие для учителей  общеобразоват.учреждений:  профил.уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос.анад.наук, Рос.акад.образования, изд-вл «Просвещение».- 3-е изд.- М,: Просвещение, 2011. – 160с.- (Академический школьный учебник). – ISBN 978-5-09-024422-0
  2. Чернышева О.А. Обществознание. 10-11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни: учебно-методическое пособие / О.А.Чернышева. – Изд. 3-е, перераб. и дополн. – Ростов н/Д : Легион, 2012. – 320с. – ISBN 978-5-9966-0251-3
  3. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень:  10 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 288с. – ISBN 978-5-408-00021-0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы (в рамках реализации ФГОС ООО)

Программа по обществознанию 5-9 классы разработана творческой группой учителей о.Муром в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре учебной программы. Рабочая программа по обществознанию разрабо...

Рабочая программа дисциплины «Обществознание»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального образования в...

рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию 171 час, ФГОС2 с УУД....

рабочая программа по обществознанию

Рабочая  программа  учебной  дисциплины  является  частью  основной профессиональной  образовательной  программы  специальности социально-экономического пр...

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию...