Программа курса "Основы проектной деятельности"
рабочая программа

Симухина Ольга Изосимовна

В условиях современной действительности только конструирования и исследования образовательных процессов уже недостаточно, поэтому ведущей в педагогике становится проектная деятельность, которая дает возможность студенту активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы проектной деятельности

2023

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» ФГОС среднего общего образования.

Разработчик:

Симухина Ольга Изосимовна, преподаватель государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»», высшая квалификационная категория, к. пед.н.

Рецензент:

ЧОУ «Православная школа во имя Святой Троицы», г. Ангарск

Заместитель директора

Алтунина С.Ю,

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

Утверждена на заседании дисциплинарной (цикловой) комиссии по специальности «Преподавание в начальных классах»

Протокол №  15    от «31» июня   2023г.        

Утверждена на заседании научно-методического совета Ангарского педагогического колледжа

Протокол №7 от « 23 » августа 2023г.        

© ГБПОУ Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»

©  Симухина О.И.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УД.03. Основы проектной деятельности

1.1.Область применения программы

Программа учебной дисциплины (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностиям 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 - определять проблему и вытекающие из неё задачи;

- ставить цель;

- составлять и реализовывать план проекта;

- отбирать материал из информационных источников;

- анализировать полученные данные;

- делать выводы;

- оценивать работу по критериям оценивания;

- выбирать соответствующую форму проектного продукта;

- создавать основные слайды для презентации проекта;

- оформлять результаты проектной деятельности;

- проводить рефлексию своей деятельности;

- работать в парах и в группах.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: 

- понятие проекта

- типы и виды проектов

- этапы выполнения различных проектов

- способы представления информации

- методы, используемые при выполнении разных этапов проектов

- критерии оценки проекта

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;

самостоятельной работы обучающегося 27 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:

практические занятия

32

Самостоятельная работа (всего)

27

Промежуточная аттестация                                                         дифференцированный зачет

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Основы проектной деятельности    

        

                Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Понятие «Учебный проект»  

Содержание учебного материала

7

4

1

1.

Проектирование в современном мире. Проекты, как вид деятельности.

История становления метода проектов. Проектные технологии в образовании. Проектная деятельность. Основные понятия. Деятельность, проект, гипотеза, доказательства, проблема, цель, планирование, рефлексия, самооценка, информация.

Самостоятельная работа обучающихся  

Составление словаря основных терминов. Составление презентации по истории метода проектов.

3

Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом

Содержание учебного материала

4

2

2

1.

Основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Методы проектирования.

 Самостоятельная работа обучающихся

Составление алгоритма работы над проектом: идея, проблема, определение  целей и задач. Знакомство с проектами в сети Интернет.

2

Тема 3. Типы проектов

Содержание учебного материала

17

2

2

1.

Проект и его типы. Классификации проектов. Тип проекта,

ведущая деятельность, проектный продукт

Практические занятия

12

1

Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Научное исследование – от  замысла до окончательного оформления. Выявление проблемного поля исследования. Постановка целей и задач.

Планирование деятельности

4

2

Информационный проект. Творческий проект. Источники информации и способы работы с ними

Характеристика опросных методов. Виды вопросов. Составление опросников. Анкетный опрос. Обработка полученной информации. Анализ и интерпретация полученной информации. Презентация полученной информации

4

3

Игровой проект. Социальный проект. Социальная политика. Технология социального проектирования

Понятие социальный проект. Структура проекта. Социальный заказ, социальное участие, социальное партнерство. Технология регионального проектирования

4

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнение таблицы «Виды проектов и их особенности»

3

Тема 4 Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы

Практические занятия

9

2

2

1.

Ситуация как фактор обоснования проекта. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.

2.

Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения.  Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.   

2

3.

Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели.  Связь между достижением цели и решением проблемы проекта 

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление алгоритма их решения задач, постановка цели проектов согласно выделенным проблемам

3

Тема 5. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы 

Содержание учебного материала

7

2

2

3

3

1.

 

Понятие «задача». Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение. 

2

Понятие «ресурсы». Виды ресурсов (информационные, материальные, трудовые). Выявление ресурсов. 

3

Самостоятельная работа обучающихся

Написание эссе «Ступенька к проекту». Определение ресурсы заданных проектов.

3

Тема 6 Общие требования к проекту

Содержание учебного материала

16

  1. Структура проектов. Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению проектов.

2

  1. Основные этапы работы над проектом. Общие требования к определению этапов, их характеристика.

2

  1. Оценивание проекта. Понятие экспертизы. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.

2

  1. Планирование презентации проекта. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».

4

Самостоятельная работа обучающихся:

Выбор темы и направления проекта, составление примерного плана реализации проекта, формулирование цели и задач.

6

Тема 7 Реализация проекта

Тема 8. Защита проекта

Практические занятия

8

2

2

1.

Определение проблемы, темы проекта. Формулировка цели и задач проекта. Составление плана работы над проектом.

2

Работа над основной частью  проекта. Осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел.

2

3

Структура проекта. Письменная часть проекта

Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов.

2

4

Оформление результатов проекта. Виды представления (сценарий, видеофильм, программы, буклет, статья, репортаж, дизайн,  рубрика газеты, альманаха, альбома , другое).

2

11

Практические занятия

1

Презентация и защита проекта

4

Самостоятельная работа обучающихся

Написание защитного слова проекта.  Создание презентации

Анализ проекта. Алгоритм написания отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.  

7

Всего:

81

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места на каждого обучающегося;
  • автоматизированное рабочее место преподавателя;
  • программно-методическая документация по дисциплине;
  • раздаточный материал по дисциплине (таблицы, схемы и т.д.).

Технические средства обучения:

  • мультимедиа средства;
  • электронные учебно-методические пособия по дисциплине.

Основная литература

  1. Intel Обучение для будущего. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб.пособие – 10-е изд., перераб. – М.: НП Современные технологии в образовании и культуре, 2009.

Дополнительная литература

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.
  2. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-192с. – (работаем по новым стандартам).
  3. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
  4. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
  5. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, решения педагогических ситуаций.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  • Освоенные умения:
  • - определять проблему и вытекающие из неё задачи;
  • - ставить цель;
  • - составлять и реализовывать план проекта;
  • - отбирать материал из информационных источников;
  • - анализировать полученные данные;
  • - делать выводы;
  • - оценивать работу по критериям оценивания;
  • - выбирать соответствующую форму проектного продукта;
  • - создавать основные слайды для презентации проекта;
  • - оформлять результаты проектной деятельности;
  • - проводить рефлексию своей деятельности;
  • - работать в парах и в группах.

Собеседование.

Опрос

Тестирование.

Конспектирование

Ситуационные задачи Практические работы (в том числе проекты).

Освоенные знания:

  • понятие проекта
  • - типы и виды проектов
  • - этапы выполнения различных проектов
  • - способы представления информации
  • - методы, используемые при выполнении разных этапов проектов
  • - критерии оценки проекта

Тестирование.

Творческие задания.

Кейс.

Проверочные задания.

Эссе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Основы проектной деятельности" для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовый образовательный уровень)

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы проектной деятельности" является составной частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОГС СПО по специаль...

Программа промежуточной аттестации по дисциплине "Основы проектной деятельности" по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовая подготовка)

Программа промежуточной аттестации по дисциплине "Основы проектной деятельности " по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовая подготовка)...

Рабочая программа по модулю 04.01 Обеспечение проектной деятельности

Область применения рабочей программыРабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответст...

Программа факультатива "Проектная деятельность" для студентов 1 курса специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Предлагаемый факультатив  своим содержанием направлен на привлечение внимания студентов 1 курсов, которым интересна проектная и исследовательская деятельность. Реализация этой программы позволит ...

Рабочая программа по спецкурсу "Основы исследовательской и проектной деятельности деятельности"

Цель освоения учебной дисциплины: формирование культуры самообразования, познавательно-творческих навыков и самодисциплины в процессе исследовательской, аналитической и проектной работы.Основные задач...

Рабочая программа ОП10. Проектная деятельность

Рабочая программа ОП10. Проектная деятельность для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах...