Программа факультатива "Проектная деятельность" для студентов 1 курса специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
материал на тему
Предлагаемый факультатив своим содержанием направлен на привлечение внимания студентов 1 курсов, которым интересна проектная и исследовательская деятельность. Реализация этой программы позволит на выходе получить проекты исследовательского, творческого, практического характера и представить их затем на мероприятиях различного типа и уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblastnoe_gosudarstvennoe_byudzhetnoe_professionalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 33.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленская академия профессионального образования»
Факультет Информационных технологий
Программа факультативного курса
«Проектная деятельность»
для студентов специальности (09.02.03) Программирование в компьютерных системах
(углубленная подготовка)
2016 г.
Программа факультатива разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности 230115 (09.02.03) Программирование в компьютерных системах
Разработчик:
Гуменникова А.А.., преподаватель областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленская академия профессионального образования»
Утверждена Научно - методическим советом областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленская академия профессионального образования»
Протокол № от г.
Рассмотрена на заседании кафедры Информатики, вычислительной техники, информационной безопасности и программирования
Протокол № от г.
Пояснительная записка
Предлагаемый факультатив по теме: «Проектная деятельность» направлено на формирование у обучающихся понимания и применения опыта, знаний и умений, приобретенных при изучении различных дисциплин на интеграционной основе.
Предлагаемый факультатив «Проектная деятельность» на основе компетентностного подхода к обучению предусматривает реализацию следующих целей:
- ввести понятие о методе проектов (краткосрочный проект – в рамках урока, то есть изучение программного материала, среднесрочный проект – изучение углубленного материала и долгосрочный проект – по материалам научно-практических исследований)
- систематизация, расширение и углубление теоретических знаний;
- овладение методикой исследования и экспериментирования при решении учебных задач.
-развитие познавательных навыков студентов, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения применять решения (поиск направления и методов решения проблемы);
-развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности.
-воспитывать умение сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации.
Позволит сформировать у студентов специальные знания и развивать умения и навыки необходимые в исследовательской работе:
- умение видеть проблемы;
- умение ставить вопросы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение давать определение понятиям;
- умение классифицировать;
- умение наблюдать;
- умения и навыки проведения экспериментов;
- умение делать выводы и умозаключения;
- умение структурировать материал;
- умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи?
Это можно и нужно делать на занятиях, но полноценная работа наиболее эффективна в рамках внеурочной деятельности. Это факультативы, индивидуально-групповые занятия.
Данная программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Общая характеристика факультатива
Факультатив «Проектная деятельность» ориентирована на обучение студентов навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышение мотивации к освоению выбранной специальности и возможность формирования целостной картины мира.
Факультатив «Проектная деятельность» предусматривает освоение умений самостоятельной работы обучающихся по избранной тематике для решения определенной проблемы с обязательной презентацией этих результатов.
Непременным условием реализации факультатива является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Освоение содержания факультатива формирует у обучающихся умения по созданию проектов разных видов, их презентации и защите.
Практико-ориентированная тематика проектов является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Позволит сформировать у студентов специальные знания и развивать умения и навыки необходимые в исследовательской работе:
- умение видеть проблемы;
- умение ставить вопросы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение давать определение понятиям;
- умение классифицировать;
- умение наблюдать;
- умения и навыки проведения экспериментов;
- умение делать выводы и умозаключения;
- умение структурировать материал;
- умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи?
Это можно и нужно делать на занятиях, но полноценная работа наиболее эффективна в рамках внеурочной деятельности. Это факультативы, индивидуально-групповые занятия.
Данный курс направлен на расширение знаний обучающихся, ориентирован на самостоятельную деятельность студентов, где целью познавательных действий является не просто усвоение содержания, а решение определенной проблемы на основе этого содержания, то есть активное применение полученных знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.
На начальном этапе освоения метода проекты могут быть чисто информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной - самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность студентов, совместная или индивидуальная.
Основные требования к использованию метода проектов:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов.
4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
5.Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотр презентаций и пр.)
Итак, метод проекта это обучение учащихся в сотрудничестве, что позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым студентом группы на доступном ему уровне, и таким образом, при совместной дальнейшей работе (на уровне творческого применения усвоенных знаний) все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта, что является огромным стимулом студентов к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации с помощью которой обучающийся получает интегрированные знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Конечный результат:
1.Обучающиеся должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике (метод проекта).
2. Студенты должны уметь:
- самостоятельно конструировать свои знания;
- ориентироваться в информационном пространстве;
- анализировать полученную информацию;
- самостоятельно выдвигать гипотезы, применять решения;
3.Защита учебно-исследовательской работы в конце учебного года.
Задача преподавателя:
1.Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
2.Помочь обучающемуся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы..
Объем курса: 25 часов. По итогам работы лучшие проекты планируется рекомендовать для участия в студенческой научно-исследовательской конференции.
Тематический план
№ п/п | Наименование работы | Количество часов |
Введение. Что такое проект? Типология проектов. | 1 | |
Этапы организации проектной деятельности. Результат проектной деятельности. | 1 | |
Формулирование гипотезы, цели и задач исследования. | 1 | |
Определение с тематикой творческих проектов | 1 | |
Использование информационно-компьютерных технологий в организации проектной деятельности. | 1 | |
Разработка и составление вопросов анкет (для исследовательских проектов) | 1 | |
Требования к оформлению научно-исследовательской работы (текстовой части) | 1 | |
Требования к оформлению научно-исследовательской работы (графической части) | 1 | |
Требования к оформлению научно-исследовательской работы (графической части) | 1 | |
Требования к оформлению буклетов. | 1 | |
Требования к оформлению презентации. | 1 | |
Краткосрочный проекты по заданной теме | 1 | |
Защита проекта. | 1 | |
Анализ, самооценка деятельности. | 1 | |
Основы исследовательской деятельности: постановка проблемы | 1 | |
Изучение теории, посвященной данной проблематике | 1 | |
Подбор методик исследование и практическое овладение ими | 1 | |
Сбор собственного материала, его анализ и обобщение | 1 | |
Формулировка научного комментария и собственных выводов | 1 | |
Постановка целей и задач итогового проекта | 1 | |
Работа над итоговым проектом | 1 | |
Работа над итоговым проектом | 1 | |
Работа над итоговым проектом | 1 | |
Подготовка к представлению проекта на конференции, оформление текста выступления и презентации | 1 | |
Итоговое занятие. Рефлексия. Чему мы научились? | 1 | |
ИТОГО | 25 |
Примерные темы индивидуальных проектов для студентов 1 курса специальности 09.02.03
программирование в компьютерных системах
- Проведение сравнительного анализа интерфейса Microsoft Word 1998-2003-2007. С
оформление результатов средствами Microsoft Word.
- Создание плаката на тему: «Мир без Интернета» средствами программы Corel DRAW
- Создание презентации на тему: «Россия и Интернет» средствами Microsoft PowerPoint.
- Создание дизайна «Клавиатуру будущего» средствами Microsoft Word.
- Создание презентации на тему: «Клавиатура. История развития» средствами Microsoft PowerPoint
- Создание презентации на тему: «Как появилась моя профессия» средствами Microsoft PowerPoint
- Создание презентации на тему: «Вирусы и борьба с ними» средствами Microsoft PowerPoint
- Создание презентации на тему: «Мертвые языки программирования» средствами Microsoft PowerPoint
- Разработка сайта «Они изменили мир (Рассказ о выдающихся личностях, внесших существенный вклад в развитие вычислительной техники.)» с помощью конструктора сайтов.
- Разработка сайта «Системы счисления Древнего мира» с помощью конструктора сайтов.
- Создание презентации на тему: «Вычислительные средства прошлых лет» Microsoft PowerPoint.
- Создание презентации на тему: «История развития Интернета» средствами Microsoft PowerPoint.
- Создание презентации на тему: «Что такое перфокарты?» средствами Microsoft PowerPoint.
- Создание презентации на тему: «Алгоритмы в нашей жизни» средствами Microsoft PowerPoint.
- Создание сайта «Диаграммы и их использование в школьной практике» с помощью конструктора сайтов.
- Построение диаграмм «Динамика востребованности профессии Программист» в Microsoft Excel
- Разработка презентации на тему: «Компьютерная презентация помогает решать задачи по математике в школе» средствами Microsoft PowerPoint
- Создание логотипа «Моя профессия - программист» средствами программы Corel DRAW
- Разработка презентации на тему: «Принтеры» средствами Microsoft PowerPoint.
- Создание сайта на тему: «Техника безопасности при работе за компьютером 30 лет назад и сейчас» с помощью конструктора сайтов.
- Разработка презентации на тему: «История Операционных Систем для персонального компьютер» средствами Microsoft PowerPoint.
- Разработка презентации на тему: «Локальные и глобальные сети» средствами Microsoft PowerPoint.
- Создание электронного журнала посещаемости группы 511- прс средствами Microsoft Excel.
- Разработка Doodle для Google средствами программы Corel DRAW
- Как Microsoft Excel поможет помочь сэкономить семейный бюджет
- Разработка тестов по математике средствами Microsoft Excel .
- Начинаем разработку компьютерной игры. (работа над проектом осуществляется в Глобальной школьной лаборатории https://globallab.org)
- Скорость Интернет. (работа над проектом осуществляется в Глобальной школьной лаборатории https://globallab.org)
- Символы где-то рядом. (работа над проектом осуществляется в Глобальной школьной лаборатории https://globallab.org)
Контроль и оценка результатов освоения курса
Контроль и оценка результатов освоения курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: Развивать познавательные навыки. Ставить вопросы Самостоятельно конструировать свои знания Развивать гипотезы Ориентироваться в информационном пространстве Анализировать полученную информацию, Самостоятельно выдвигать гипотезы, Применять решения (поиск направления и методов решения проблемы); Развивать критическое мышление, Находить и использовать необходимую социальную и экономическую информацию; Знания: Сущность проектов, типологию проектов, требования, предъявляемые к оформлению проектов. | Экспертное наблюдение в ходе выполнения творческих работ; Экспертное наблюдение в ходе исследовательских работ; Экспертное наблюдение в ходе выполнения социальных проектов; Экспертное наблюдение в ходе защиты проектов. Оценивание и рекомендация к участию в конкурсах, конференциях. |
Список литературы
- Воронина О.В. Информационные и коммуникационные технологии как фактор формирования условий для научных исследований учащихся.// Применение современных информационных технологии в образовании. Материалы 2-го учебно – методического семинара. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2003.- С. 12-15.
- Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.
- Гузеев, В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В.В.Гузеев, И.Б.Курчаткина // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С.49 – 52.
- Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. / Н.И.Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с.
- Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей: необходимые условия и алгоритмы организации / Н.И.Дереклеева, А.И.Добриневская. // Кіраванне ў адукацыі. – 2010. – № 9. – С.27 – 40.
- Запрудский, Н.И.Современные школьные технологии – 2 / Н.И.Запрудский. – Минск, 2010. – 256 с.
- Зачёсова, Е.В.Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. / Е.В.Зачёсова // Школьные технологии.– 2006.– № 5. – С.105 -111.
- Котельникова, Я.А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я.А.Котельникова // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 1. – С. 49–61.
- Кузнецова Л.М. Оценка знаний учащихся и новая технология обучения // Образование в современной школе. 2001. № 9.
- Маслова, Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. / Е.В.Маслова. – М.:АРКТИ, 2006.– 64 с.
- Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. / А.И.Савенков. – М.: Ось-89, 2006. – 480 с.
- Тяглова, Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся. / Е.В.Тяглова // Школьные технологии. – 2007. – № 1. – С.103-118.
- Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.-93 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине ОБЖ для специальности 09.02.03 "Программирование в компьютерных системах". 2015г.
В данном разделе размещена Рабочая программа по дисципдине ОБЖ для специальности "Программирование в компьютерных системах" 2015г....
Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Программирование 1 С» для студентов заочного отделения специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах
Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Программирование 1 С»для студентов заочного отделения специальности 09.02.03 «Программирование в комп...
для студентов специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 1С
для студентов специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫПрограммирование 1С...
Методические указания по курсовой работе МДК 02.02 «Технология и защита баз данных» для студентов 3 курса специальности дневного отделения 230115 «Программирование в компьютерных системах
Методические указания по курсовой работе МДК 02.02 «Технология и защита баз данных»для студентов 3 курса специальностидневного отделения 230115 «Программирование в к...
Методические указания по курсовой работе МДК 02.02 «Технология и защита баз данных» для студентов 3 курса специальности дневного отделения 230115 «Программирование в компьютерных системах
Методические указания по курсовой работе МДК 02.02 «Технология и защита баз данных»для студентов 3 курса специальностидневного отделения 230115 «Программирование в к...
Методические указания к проведению практики «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих» для учащихся 2 курса специальности дневного отделения 230115 Программирование в компьютерных системах
Методические указания к проведениюпрактики «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих»для учащихся 2 курса специальности дневного отделения 230115 Прогр...