Рабочая программа по спецкурсу "Основы исследовательской и проектной деятельности деятельности"
рабочая программа

Цель освоения учебной дисциплины: формирование культуры самообразования, познавательно-творческих навыков и самодисциплины в процессе исследовательской, аналитической и проектной работы.

Основные задачи дисциплины:

систематизировать представление обучающихся о научно-исследовательской и проектной деятельности через овладение основными понятиями;

развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект, предмет исследования;

совершенствовать умение поиска информации из различных источников;

формировать  культуру публичного выступления;

оказать методическую помощь обучающимся при проведении исследовательских работ при написании курсового и дипломного проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_spetskursa_po_proektno_issledovatelskoy_rabote.docx41.23 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «КОСТРОМСКОЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ЗАОЧНОЕ  ОТДЕЛЕНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Специальность 23.02.01  Организация перевозок и управление на транспорте

(автомобильном)

                                                     Кострома, 2019

                Одобрена

предметно цикловой  комиссией

по специальности 23.02.01  Организация перевозок и управление на транспорте

(автомобильном)

Протокол № 1    от «___» ____ 20 ___ г.

Председатель: _________ /___________

     Программа разработана

на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС)

по специальностям среднего профессионального образования (СПО) по специальности  23.02.01  Организация перевозок и управление на транспорте

(автомобильном)

(базовый уровень подготовки)

Зам. директора:_________Ю.В.Присяжная

 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

23.02.01  Организация перевозок и управление на транспорте

(автомобильном)

(базовый уровень подготовки)

 

 (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.04.2014 г. № 376)

Организация-разработчик: ОГБПОУ «КАТК»

Разработчик:  И.В. Александрова, преподаватель ОГБПОУ «КАТК»

Дата актуализации

Результаты актуализации

Подпись

разработчика

                                                     СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

стр.

2

    2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ

5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6

     4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

    10

     5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

12

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

  1. Область применения программы

          Учебная дисциплина «Основы исследовательской и проектной деятельности» (далее программа)   является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 23.02.01 - Организация перевозок и управление на транспорте  (автомобильном)  (базовая подготовка).

  1. Место учебной дисциплины в структуре  ОПОП

Учебная дисциплина «Основы исследовательской и проектной  деятельности» входит в общеобразовательный  и гуманитарный цикл за счет часов, предусмотренных на консультации.

Программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по организации перевозок и управления на автомобильном транспорте при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования, профессионального образования по смежным специальностям.

            1.3.  Цели и задачи курса – требования к результатам освоения

Цель освоения учебной дисциплины: формирование культуры самообразования, познавательно-творческих навыков и самодисциплины в процессе исследовательской, аналитической и проектной работы.

Основные задачи дисциплины:

систематизировать представление обучающихся о научно-исследовательской и проектной деятельности через овладение основными понятиями;

развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект, предмет исследования;

совершенствовать умение поиска информации из различных источников;

формировать  культуру публичного выступления;

оказать методическую помощь обучающимся при проведении исследовательских работ при написании курсового и дипломного проектов.

          Освоение содержания учебной дисциплины «Основы проектной и исследовательской  деятельности», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • интеллектуальное, личностное развитие обучающихся, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере;
  • сформированность широкого представления о достижениях мировой и национальной науки, культуры и техники;
  • сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания;
  • готовность и способность действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении исследовательских и проектных задач;
  • готовность и способность к непрерывному образованию, включая самообразование, с использованием проектной технологии и исследовательских методов;

метапредметных:

  • сформированность умений организовать исследовательскую и проектную деятельность – осуществлять целеполагание, планировать, поэтапно и целесообразно решать поставленные задачи, оформлять и защищать собственный проект;
  • сформированность умения продуктивно общаться и взаимодействовать с ее участниками, учитывать их позиции;
  • сформированность умений решать проблемы, эффективно разрешать противоречия;
  • сформированность умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства;
  • сформированность компетенции осознанного использования информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одной или нескольких учебных дисциплин или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

  1.   Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

максимальной учебной нагрузки обучающегося  – 48 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося–  12 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 36 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

12

в том числе:

практические занятия

4

Самостоятельная работа обучающихся

36

в том числе

- выбор и формулировка темы; составление плана  собственного исследования;

- определение объекта, предмета, цели и задачи исследования;

- определение проблемы и гипотезы собственной исследовательской работы;

- поиск информации и работа  с научной  литературой по теме исследования;

-  оформление результата (продукта) исследования в соответствии с требованиями;

- изучение рекомендаций по оформлению презентации и ее подготовка.

Вид промежуточной аттестации:

Защита индивидуального проекта

  1.  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися  общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Наименование разделов и тем учебной дисциплины

Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятельная работа, проект

Объем

 часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

ВВЕДЕНИЕ

Содержание учебного материала

1

**

   1.

Цели и задачи курса.

   2.

Исследовательская и  проектная  деятельность  как один из видов творческой  деятельности обучающихся

   3.

Понятие о науке, познании, исследовании.

Тема 1. Методология и методика исследования

Содержание

1

**

1.

Понятия «метод», «методология», «эксперимент», «закономерность»

2.

Методологические принципы. Структура методологии.

3.

Понятие о логике исследования.

Тема 2. Типы и виды проектов

Содержание

1

**

1.

Типы проектов по сферам деятельности  (технический, организационный,  экономический, социальный, смешанный).

2.

Виды проектов (инновационный, конструкторский, исследовательский, инженерный, информационный, творческий, социальный, прикладной)

Тема 3.  

Выбор темы и определение методологических характеристик

Содержание

1

**

1

Выбор темы. Определение степени значимости темы проекта. Требования к выбору и формулировке темы.

2.

Актуальность и практическая значимость исследования.

3.

Постановка цели, определение задач. Эффективность целеполагания.

Формулирование гипотезы. Доказательство и опровержение гипотезы.

Практическая работа

2

1.

Выбрать тему исследования.

2.

Обозначить проблему и выдвинуть гипотезу. Сформулировать цель и задачи исследования.

3.

Сформулировать:  что является объектом  и предметом исследования

4.

В чем заключается новизна и практическая значимость исследования

Тема 4. Этапы работы над проектом

Содержание

2

**

1.

Планирование: подбор необходимых материалов, определение способов сбора и анализа информации

2.

Основной этап: обсуждение методологических аспектов и организация работы, структурирование проекта, работа над проектом.

3.

Заключительный этап: подведение итогов, оформление результатов, презентация проекта.

Тема 5. Методы работы с источниками информации

 

Содержание

1

*

1.

Виды литературных источников информации. Информационные ресурсы.

Тема 6. Правила оформления проекта. Презентация проекта.

Содержание

1

*

1.

Общие требования к оформлению текста в соответствии с требованиями ГОСТ

2.

Оформление библиографического списка

3.

Требования к подготовке презентации проекта

Самостоятельная  работа

           36

***

1.

Составление плана собственного исследования: формулирование темы, определение объекта, предмета, цели и задач собственного научного поиска; определение особенности проблемы и гипотезы собственной исследовательской работы.

2.

Выполнение исследовательской работы в форме реферата.  Подготовка авторского доклада, презентации.

Публичная защита реферата

         2

Вид промежуточной аттестации

Защита исследовательской работы (проекта)

ВСЕГО:

       48

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Учебно-исследовательского проектирования, библиотечного фонда, доступа к сети Интернет.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • шкафы для рационального размещения и хранения учебного оборудования, технических средств обучения;
  • учебники и учебные пособия;
  • комплект учебно-методических и дидактических материалов по дисциплине.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • мультимедиапроектор;
  • доступ к сети Интернет.


5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Для студентов

Основная литература

О-1 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / И.П. Пастухова, Тарасова Н.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

О-2 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф.образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

О-3 ГОСТ Р 7.0.5 — 2008 «Библиографическая ссылка»

Дополнительная литература

Д-1 Сысоева М.Е.  Организация научно-исследовательской работы студентов: Программно-методическое пособие / М.Е. Сысоева . - М. : Издатель Дмитриев А.Е., 2010.

Для преподавателей

Основная литература

О-1 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / И.П. Пастухова, Тарасова Н.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

О-2 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф.образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

О-3 ГОСТ Р 7.0.5 — 2008 «Библиографическая ссылка»

Дополнительная литература

Д-1 Сысоева М.Е.  Организация научно-исследовательской работы студентов: Программно-методическое пособие / М.Е. Сысоева . - М. : Издатель Дмитриев А.Е., 2010.

Интернет - ресурсы:

  1. Методические рекомендации к созданию презентации. Форма доступа:http://bumate.ru/?act=stud&id=9
  2. Правила подготовки доклада и выступления. Форма доступа:http://logic.pdmi.ras.ru/~yura/talk-rules.html
  3. Рекомендации по оформлению ученических исследовательских проектов. Форма доступа: http://www.strategy48.ru/node/49


Примерная тематика студенческих исследовательских работ

  1. Семья в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи
  2. Экономические проблемы студенческой семьи
  3. Жилищные проблемы студенческой семьи
  4. Дети в студенческой семье
  5. Конфликт поколений: миф или реальность
  6. Проблемы досуга студенческой молодежи
  7. Культура досуга студенческой молодежи
  8. Студенчество и спорт
  9. Туризм и его возможности в оценке студента
  10. Проблемы студенческого общежития
  11. Проблемы общения в студенческой группе
  12. Преподаватель: штрихи к портрету
  13. Преподаватели и студенты: основы общения
  1. Портрет студента колледжа
  2. Организационная культура будущего специалиста
  3. Конфликты учебного пространства колледжа глазами студента
  4. Проблемы мотивации учебы
  5. Стипендия как стимул учебного процесса
  6. Студент XXI века и проблемы веры
  7. Милосердие и гуманизм в системе ценностей студенчества нового века
  8. «Старое» слово – патриот
  9. Ваше отношение к национализму
  10. Политическая культура студента колледжа
  11. Политическая активность современного студенчества
  12. Фашизм в России: день сегодняшний или завтрашний?
  13. Предпринимательство в жизненных планах студенчества
  14. Профессионализм и карьера: оценки российского студенчества
  15. Проблемы трудоустройства молодых специалистов: день завтрашний
  16. Отношение к коммерциализации образовательных услуг: день сегодняшний
  17. Стоит ли верить в справедливость?
  18. Почему современная молодежь пассивна?
  19. Студенческое самоуправление: границы самостоятельности
  20. Экономическая независимость молодого специалиста: миф или реальность?
  21. Цвет настроения выпускника колледжа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская и проектная деятельность студентов и преподавателей Волоколамского колледжа права, экономики и безопасности

Научно-исследовательская и проектная деятельность студентов и преподавателей Волоколамского колледжа  права, экономики и безопасности....

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности

Обучение и воспитание требуют от преподавателя организации учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности двух взаимосвязанны...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

Методическая разработка.«Совместная исследовательская и проектная деятельность мастера производственного обучения и преподавателя информатики и ИКТ»

Цель данной разработки – показать системный подход в подготовке современных специалистов  предприятий общественного питания.  Ознакомить обучающихся с результатами проекта.Задачи &nda...

Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.

Работа над созданием медиа проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс": пректная деятельность, этапы работы, содержание проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс...

Рабочая программа ДУД.01.1 Основы проектной деятельности

Рабочая программа ДУД.01.1 Основы проектной деятельности...