Рабочая программа по спецкурсу "Основы исследовательской и проектной деятельности деятельности"
рабочая программа
Цель освоения учебной дисциплины: формирование культуры самообразования, познавательно-творческих навыков и самодисциплины в процессе исследовательской, аналитической и проектной работы.
Основные задачи дисциплины:
систематизировать представление обучающихся о научно-исследовательской и проектной деятельности через овладение основными понятиями;
развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект, предмет исследования;
совершенствовать умение поиска информации из различных источников;
формировать культуру публичного выступления;
оказать методическую помощь обучающимся при проведении исследовательских работ при написании курсового и дипломного проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_spetskursa_po_proektno_issledovatelskoy_rabote.docx | 41.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОСТРОМСКОЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
(автомобильном)
Кострома, 2019
Одобрена предметно цикловой комиссией по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) Протокол № 1 от «___» ____ 20 ___ г. Председатель: _________ /___________ | Программа разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (СПО) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) (базовый уровень подготовки) Зам. директора:_________Ю.В.Присяжная |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
(автомобильном)
(базовый уровень подготовки)
(утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.04.2014 г. № 376)
Организация-разработчик: ОГБПОУ «КАТК»
Разработчик: И.В. Александрова, преподаватель ОГБПОУ «КАТК»
Дата актуализации | Результаты актуализации | Подпись разработчика |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | стр. 2 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ | 5 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 6 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 10 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ | 12 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
- Область применения программы
Учебная дисциплина «Основы исследовательской и проектной деятельности» (далее программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.01 - Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) (базовая подготовка).
- Место учебной дисциплины в структуре ОПОП
Учебная дисциплина «Основы исследовательской и проектной деятельности» входит в общеобразовательный и гуманитарный цикл за счет часов, предусмотренных на консультации.
Программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по организации перевозок и управления на автомобильном транспорте при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования, профессионального образования по смежным специальностям.
1.3. Цели и задачи курса – требования к результатам освоения
Цель освоения учебной дисциплины: формирование культуры самообразования, познавательно-творческих навыков и самодисциплины в процессе исследовательской, аналитической и проектной работы.
Основные задачи дисциплины:
систематизировать представление обучающихся о научно-исследовательской и проектной деятельности через овладение основными понятиями;
развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект, предмет исследования;
совершенствовать умение поиска информации из различных источников;
формировать культуру публичного выступления;
оказать методическую помощь обучающимся при проведении исследовательских работ при написании курсового и дипломного проектов.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы проектной и исследовательской деятельности», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- интеллектуальное, личностное развитие обучающихся, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере;
- сформированность широкого представления о достижениях мировой и национальной науки, культуры и техники;
- сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания;
- готовность и способность действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении исследовательских и проектных задач;
- готовность и способность к непрерывному образованию, включая самообразование, с использованием проектной технологии и исследовательских методов;
метапредметных:
- сформированность умений организовать исследовательскую и проектную деятельность – осуществлять целеполагание, планировать, поэтапно и целесообразно решать поставленные задачи, оформлять и защищать собственный проект;
- сформированность умения продуктивно общаться и взаимодействовать с ее участниками, учитывать их позиции;
- сформированность умений решать проблемы, эффективно разрешать противоречия;
- сформированность умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства;
- сформированность компетенции осознанного использования информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одной или нескольких учебных дисциплин или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
- Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося– 12 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 36 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 12 |
в том числе: | |
практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | 36 |
в том числе | |
- выбор и формулировка темы; составление плана собственного исследования; | |
- определение объекта, предмета, цели и задачи исследования; | |
- определение проблемы и гипотезы собственной исследовательской работы; | |
- поиск информации и работа с научной литературой по теме исследования; | |
- оформление результата (продукта) исследования в соответствии с требованиями; | |
- изучение рекомендаций по оформлению презентации и ее подготовка. | |
Вид промежуточной аттестации: | Защита индивидуального проекта |
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Наименование разделов и тем учебной дисциплины | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа, проект | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
ВВЕДЕНИЕ | Содержание учебного материала | 1 | ** | ||
1. | Цели и задачи курса. | ||||
2. | Исследовательская и проектная деятельность как один из видов творческой деятельности обучающихся | ||||
3. | Понятие о науке, познании, исследовании. | ||||
Тема 1. Методология и методика исследования | Содержание | 1 | ** | ||
1. | Понятия «метод», «методология», «эксперимент», «закономерность» | ||||
2. | Методологические принципы. Структура методологии. | ||||
3. | Понятие о логике исследования. | ||||
Тема 2. Типы и виды проектов | Содержание | 1 | ** | ||
1. | Типы проектов по сферам деятельности (технический, организационный, экономический, социальный, смешанный). | ||||
2. | Виды проектов (инновационный, конструкторский, исследовательский, инженерный, информационный, творческий, социальный, прикладной) | ||||
Тема 3. Выбор темы и определение методологических характеристик | Содержание | 1 | ** | ||
1 | Выбор темы. Определение степени значимости темы проекта. Требования к выбору и формулировке темы. | ||||
2. | Актуальность и практическая значимость исследования. | ||||
3. | Постановка цели, определение задач. Эффективность целеполагания. | ||||
Формулирование гипотезы. Доказательство и опровержение гипотезы. | |||||
Практическая работа | 2 | ||||
1. | Выбрать тему исследования. | ||||
2. | Обозначить проблему и выдвинуть гипотезу. Сформулировать цель и задачи исследования. | ||||
3. | Сформулировать: что является объектом и предметом исследования | ||||
4. | В чем заключается новизна и практическая значимость исследования | ||||
Тема 4. Этапы работы над проектом | Содержание | 2 | ** | ||
1. | Планирование: подбор необходимых материалов, определение способов сбора и анализа информации | ||||
2. | Основной этап: обсуждение методологических аспектов и организация работы, структурирование проекта, работа над проектом. | ||||
3. | Заключительный этап: подведение итогов, оформление результатов, презентация проекта. | ||||
Тема 5. Методы работы с источниками информации
| Содержание | 1 | * | ||
1. | Виды литературных источников информации. Информационные ресурсы. | ||||
Тема 6. Правила оформления проекта. Презентация проекта. | Содержание | 1 | * | ||
1. | Общие требования к оформлению текста в соответствии с требованиями ГОСТ | ||||
2. | Оформление библиографического списка | ||||
3. | Требования к подготовке презентации проекта | ||||
Самостоятельная работа | 36 | *** | |||
1. | Составление плана собственного исследования: формулирование темы, определение объекта, предмета, цели и задач собственного научного поиска; определение особенности проблемы и гипотезы собственной исследовательской работы. | ||||
2. | Выполнение исследовательской работы в форме реферата. Подготовка авторского доклада, презентации. | ||||
Публичная защита реферата | 2 | ||||
Вид промежуточной аттестации | Защита исследовательской работы (проекта) | ||||
ВСЕГО: | 48 |
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Учебно-исследовательского проектирования, библиотечного фонда, доступа к сети Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- шкафы для рационального размещения и хранения учебного оборудования, технических средств обучения;
- учебники и учебные пособия;
- комплект учебно-методических и дидактических материалов по дисциплине.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- доступ к сети Интернет.
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Для студентов
Основная литература
О-1 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / И.П. Пастухова, Тарасова Н.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
О-2 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф.образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
О-3 ГОСТ Р 7.0.5 — 2008 «Библиографическая ссылка»
Дополнительная литература
Д-1 Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов: Программно-методическое пособие / М.Е. Сысоева . - М. : Издатель Дмитриев А.Е., 2010.
Для преподавателей
Основная литература
О-1 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / И.П. Пастухова, Тарасова Н.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
О-2 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф.образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
О-3 ГОСТ Р 7.0.5 — 2008 «Библиографическая ссылка»
Дополнительная литература
Д-1 Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов: Программно-методическое пособие / М.Е. Сысоева . - М. : Издатель Дмитриев А.Е., 2010.
Интернет - ресурсы:
- Методические рекомендации к созданию презентации. Форма доступа:http://bumate.ru/?act=stud&id=9
- Правила подготовки доклада и выступления. Форма доступа:http://logic.pdmi.ras.ru/~yura/talk-rules.html
- Рекомендации по оформлению ученических исследовательских проектов. Форма доступа: http://www.strategy48.ru/node/49
Примерная тематика студенческих исследовательских работ
- Семья в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи
- Экономические проблемы студенческой семьи
- Жилищные проблемы студенческой семьи
- Дети в студенческой семье
- Конфликт поколений: миф или реальность
- Проблемы досуга студенческой молодежи
- Культура досуга студенческой молодежи
- Студенчество и спорт
- Туризм и его возможности в оценке студента
- Проблемы студенческого общежития
- Проблемы общения в студенческой группе
- Преподаватель: штрихи к портрету
- Преподаватели и студенты: основы общения
- Портрет студента колледжа
- Организационная культура будущего специалиста
- Конфликты учебного пространства колледжа глазами студента
- Проблемы мотивации учебы
- Стипендия как стимул учебного процесса
- Студент XXI века и проблемы веры
- Милосердие и гуманизм в системе ценностей студенчества нового века
- «Старое» слово – патриот
- Ваше отношение к национализму
- Политическая культура студента колледжа
- Политическая активность современного студенчества
- Фашизм в России: день сегодняшний или завтрашний?
- Предпринимательство в жизненных планах студенчества
- Профессионализм и карьера: оценки российского студенчества
- Проблемы трудоустройства молодых специалистов: день завтрашний
- Отношение к коммерциализации образовательных услуг: день сегодняшний
- Стоит ли верить в справедливость?
- Почему современная молодежь пассивна?
- Студенческое самоуправление: границы самостоятельности
- Экономическая независимость молодого специалиста: миф или реальность?
- Цвет настроения выпускника колледжа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская и проектная деятельность студентов и преподавателей Волоколамского колледжа права, экономики и безопасности
Научно-исследовательская и проектная деятельность студентов и преподавателей Волоколамского колледжа права, экономики и безопасности....
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности
Обучение и воспитание требуют от преподавателя организации учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности двух взаимосвязанны...
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
Методическая разработка.«Совместная исследовательская и проектная деятельность мастера производственного обучения и преподавателя информатики и ИКТ»
Цель данной разработки – показать системный подход в подготовке современных специалистов предприятий общественного питания. Ознакомить обучающихся с результатами проекта.Задачи &nda...
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.
Работа над созданием медиа проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс": пректная деятельность, этапы работы, содержание проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс...
Рабочая программа ДУД.01.1 Основы проектной деятельности
Рабочая программа ДУД.01.1 Основы проектной деятельности...