Рецензия на учебники УМК «Школа России»
опыты и эксперименты
Рецензия на учебники УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
retsenziya_na_uchebniki_umk.docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Рецензия на учебники УМК «Школа России»
Именно литература как один из ведущих гуманитарных предметов способствует формированию всесторонне развитой, гармонической личности, воспитанию гражданина и патриота, а учебник литературы может выполнить эти задачи, сочетая в своей структуре высокохудожественные тексты патриотического и гражданского звучания с продуманной системой вопросов и заданий.
Перед авторами учебников, безусловно, стоит очень важная задача - соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. В них учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования и формирования универсальных учебных действий для общего образования.
Курс литературного чтения, который разработан Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, М.В. Головановой и др. в УМК «Школа России», представляет собой первую ступень единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы, начальным этапом обучения, на котором ученик с позиции слушателя переходит на позицию читателя. Авторы программы рекомендуют педагогу сконцентрировать внимание начинающего читателя на словесно-образной природе художественного произведения, на отношении автора к героям и окружающему миру, на нравственных проблемах, которые волнуют писателя.
Главной своей целью авторы учебников и учебных пособий считают, что «Школа России» должна стать школой духовно-нравственного развития. Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для литературного чтения, учитель воспитывает в детях любовь Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества.
Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопление ими жизненного опыта.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания. Сравнение прозаической и стихотворной речи, выделение особенностей стихотворного произведения. Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие). Жанровое разнообразие произведений.
Учащиеся 1 класса изучают русские народные сказки «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака», учатся сравнивать сказки на одну тему, а также сравнивать литературную и народную сказки после знакомств со сказками Пушкина А. С. При знакомстве с загадками, небылицами, потешками учатся сочинять свои загадки и небылицы. При изучении народных песенок дети обращаются не только к русским песенкам, но и к английским.
Во втором классе значительно расширяется круг чтения и изучаемых теоретических понятий. В работе с пословицами русского народа учатся сочинять свои пословицы. Продолжают знакомиться с малыми жанрами устного народного творчества – потешки, прибаутки, считалки и небылицы, а также рассматривают русские народные песни. Русские народные сказки - «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «Два Мороза». На примере знакомства с зарубежными сказками учащиеся сравнивают героев зарубежных и русских сказок.
В 3 классе русские народные песни рассматривается в их разнообразии (лирические, шуточные, о природе). Вводится термин «докучные сказки». Изучаются художественные особенности волшебных сказок: лексика, построение (композиция). Большое внимание уделяется творческой и проектной деятельности учащихся - инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, сочинение сказки или продолжения сказки.
На четвертом году обучения учащиеся знакомятся с таким жанром устного народного творчества как былина. В разделе «Летописи. Былины. Жития» Представлены два теста об Илье Муромце «Три поездки Ильи Муромца» и «Ильины три поездочки» (стихотворный вариант). Кроме того, в разделе авторы учебника поместили такие, примыкающие к фольклору, произведения как летопись и житие. Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего» и Житие Сергея Радонежского.
В учебном комплекте имеется пособие «Литературное чтение. Рабочая тетрадь», авторами которой являются М.В. Бойкина и Л.А. Виноградская. Рабочая тетрадь усиливает возможности учителя по формированию учебных действий и достижению тех результатов, которые указаны в программе по литературному чтению и ФГОС. Общепризнанно, что содержание учебников по литературному чтению данного УМК с большим количеством вопросов и заданий, формирующих читательские умения, направлено на понимание учеником, прежде всего, смысла текста, а затем на его воспроизведение. Учащиеся понимают цель своей деятельности и средства ее достижения. Можно сказать, что методическая система УМК имеет своей целью выработку у них способности самостоятельного мышления, анализа и рассуждения. Как достоинства учебников УМК «Школа России» можно отметить простоту и последовательность подачи материала, вариативность, хорошую методическую оснащенность, использование информационно- коммуникационных технологий.
Проанализировав учебно-методический комплект «Школа России» мне бы хотелось отметить, что учебники, созданные на основе последних достижений \ дополняют и обобщают знания, полученные учащимися в начальных классах. Особое внимание уделено личностному развитию учащихся, а также коммуникации класса. Материал изложен в доступной форме. Его отбор и подача ориентированы на стимулирование познавательной деятельности школьников, понимание и активное усвоение ими школьного материала.
Таким образом, рассмотренная мною программа по литературному чтению призвана решать задачу умственного и культурно-нравственного развития детей. В ней разработаны все необходимые методы и приемы обучения, творческая направленность деятельности учителя и учащихся, стимулирований учителей к самообразованию и привлечению родителей к руководству детским чтением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2 класс УМК «Школа России» Математика Технологическая карта Табличное умножение и деление (12 часов)
Последовательность уроков математике, с приминением ситуативного задания....
Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».
«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....
рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России"
рабчая программа : пояснительная записка, календарно- тематическое планирование (письмо, русский язык)...
Календарно-тематическое планирование по математике УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс
Календарно- тематическое планирование по математике содержит: основные разделы и темы изучаемого материала, характеристика деятельности учащихся, количество часов....
Календарно тематическое планирование Школа России
Разработка календарно-тематического планирования по математике для 2-ых классов по Школе России....
Технологическая карта урока окружающего мира "Равнины и горы России" (УМК "Школа России, 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...
Урок математики в 1-м классе по образовательной системе "Школа России". Тема: Состав чисел в пределах 10. Закрепление изученного материала" Урок 68 по учебнику М.М.Моро и др.
В программе для начальной школы по образовательной системе "Школа России" говорится о том, что основными целями начального обучения математике являются:Математическое развитие младших школьн...