Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».
методическая разработка по теме
«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар 5.11.2013 по теме :
«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».
1. Теоретическая часть.
Цель: познакомить с особенностями технологии продуктивного чтения.
Деятельность | Время |
1. Вступительная презентация «Технологии ОС Школа 2100» 2. Представление курса класса http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=4826 | 10 мин |
2. Практическая часть.
Цель: познакомить с применением элементов технологии продуктивного чтения и элементов проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».
Деятельность | Время |
1. Просмотр видеороликов с комментариями «Применение элементов проектно-исследовательской деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России». | 10 мин |
2. Результаты работы по применению элементов проектно-исследовательской деятельности в системно-деятельностном подходе. Просмотр с комментированием проектных работ с ИКТ:
| 30 мин |
3. Итог семинара.
Рефлексия по итогам семинара — обмен мнениями насколько удалось и удаётся решать проблемы.
Слайд 1. «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».
Слайд 2.
Современное понимание системно-деятельностного подхода в педагогике.
Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий …»А. Дистервег
Необходимым становятся не только сами знания, а знания о том, как и где их применять. «Изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, еще большие изменения произошли в способах изучения нового» С. Пейперт
Слайд 3. Сущность системно-деятельностного подхода
Суть системно-деятельностного подхода – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов действия.
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.
Слайд 4 Методическая система заданий в учебниках УМК«Школа России»
Главный принцип — ориентирование учебного материала,
способов его представления, методов обучения на максимальное и системное
включение учащихся в учебную деятельность под конкретную цель
На слайде представлены особенности СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ.
Слайд 5. Электронное приложение является интерактивным мультимедийным компонентом УМК Школа России. Приложение может использоваться для совместной с учителем работы учащихся в классе, и для самостоятельной работы учащихся дома. В пособие включено более 600 мультимедиа ресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК:
Анимации
Видеофрагменты
Интерактивные игры
Тесты
Приложение состоит из уроков, соответствующих темам учебников. Отдельный раздел приложения включает итоговые тесты, позволяющие проверить знания учащихся, полученные в течение года.
Слайд 6. Работа с эл. приложением.
Слайд 7. Система Школа 2100.
ЗАЧЕМ учить? (цель) «Педагогика здравого смысла» – развитие личности через культуру в деятельности
КАК учить? (технологии)
Проблемный диалог (самим открывать знания)
Продуктивное чтение (самостоятельно понимать смысл текстов) Оценивание успехов (адекватная самооценка)
Проектная технология (самостоятельные дела)
Слайд 8.
Этот универсальный алгоритм хорош еще и тем, что в нем одновременно представлены составляющие всех групп УУД (цветовые выделения – такая цветовая маркировка принята во всех учебниках «Школы 2100»).
Слайд 9. ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ
Сравните задания и назовите в чем разница в каждой паре заданий.
Слайд 10. Про минимакс написано во многих текстах «Школы 2100». Самое главное: МАКС – это все, что теоретически мы можем предложить на уроке – весь объем учебника, вся информация, которую может подобрать учитель. Но этого всего не успеть – надо выбирать.
А мини – это то обязательное, что нельзя не успеть. Мини – краткий.
Слайд 14. Технология продуктивного чтения
Слайд 15. Цель – понимание текстовой информации, выраженной в явном и неявном виде. Три этапа работы с текстом
Слайд 16. Памятка-практикум для работы с текстом.
- Прочитайте текст, выделите в нём фактуальную, подтекстовую (если есть) и концептуальную информацию.
- Определите роль данного текста на уроке. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.).
- Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения
- Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения
Слайд 17. Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения?
- Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника.
- Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.
- Личностные: в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения.
- Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму).
Слайд 18. Освоение способов решения проблем поискового и творческого характера. Умение провести сравнение, простейшую классификацию, установление аналогий , работа с Информационно образовательной средой.
В учебнике ОМ 1 класса Школы России в каждой теме формулируется проблемный вопрос или создается проблемная ситуация. Учащиеся включаются в поиск ответа (выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций учебника необходимую информацию, делают выводы, сравнивают их с представленным в учебнике эталоном) и таким образом овладевают новыми знаниями. Аналогично строится работа по многим темам в последующих классах. Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами, которые предусмотрены в каждом классе.
Слайд 19. Интеграция урочной и внеурочной деятельности
«Странички для любознательных» «Математика» авт. М.И. Моро и др. 1 кл. 1ч.
Слайд 20. Планируемые результаты
предметные – распознавать и называть геометрические фигуры, считать различные объекты, устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета, описывать расположение предметов на плоскости;
метапредметные – регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль и оценку по результату урока;
познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач урока (творческий и поисковый характер решения задач), осуществлять сравнение, анализ;
коммуникативные: принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками, воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению заданий урока.
личностные – проявлять интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Слайд 21. Проектная деятельность
Слайд 22. - это возможность развития проектного мышления, то есть способности определять дальнюю и ближнюю перспективу, достаточно долго удерживать цель своих действий, намечать план и находить ресурсы для его реализации, оценивать результат, соотносить его с поставленной целью.
Проектный тип мышления – это залог дальнейшего успеха в жизни.
Слайд 23. Проекты позволяют достигать личностных результатов и осуществлять выход во внеурочную деятельность.
Слайд 24. ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Целевые установки урока /занятия (планируемые результаты учащихся):
Предметные результаты:
- знать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;
- находить соответствующий теме материал, фото материал;
- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).
Метапредметные результаты:
- составлять план своих действий;
- задавать вопросы членам своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;
- оценивать результаты собственного труда и труда тех, кто помогал
- представлять результаты работы
Личностные результаты:
- осознавать необходимость бережного отношения к своей малой Родине;
- осознавать ценность взаимопомощи для успешного выполнения работы.
Слайд 25. УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ познавательной активности (3 А класс)
Слайд 26. 27 Динамика формирования умений и навыков в результате применения проектной деятельности (4 А класс)
Слайд 28. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сущность системно- деятельностного подхода Суть системно- деятельностного подхода – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов действия. Основная педагогическая задача : организация условий, инициирующих детское действие. Ради чего учить? Ценности образования Чему учить? Обновление содержания образования
Методическая система заданий в учебниках УМК «Школа России» Задания и вопросы, инициирующие детское действие Постановка учебной задачи на каждом уроке (тема-вопрос, проблемная ситуация) Задания по поиску информации, работа с Информационно Образовательной Средой (ИОС) Задания для работы в парах и/или группах Задания , раскрывающие связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД Главный принцип — ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное и системное включение учащихся в учебную деятельность под конкретную цель
Работа с электронными приложениями
5 Минимакс – важнейший принцип работы с содержанием и одновременно способ развития познавательных УУД Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена» МИНИ спрашиваем МАКС предлагаем Пытаясь выполнить задания на МАКСИМАЛЬНОМ уровне, ученик попадает в зону своего ближайшего развития Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория Контрольные работы
Технология продуктивного чтения
Три этапа работы с текстом 1) До чтения текста. Прогнозирование содержания текста по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение). Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения. 2) Во время чтения текста. Изучающее чтение в режиме диалога с автором: делаем остановки по ходу чтения для того, чтобы: – задать вопрос автору текста ( В ); – предположить (спрогнозировать) ответ ( О ); – при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на этот вопрос и проверить себя ( П ). Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста. 3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта) в т.ч . с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации. Технология продуктивного чтения Цель – понимание текстовой информации, выраженной в явном и неявном виде
Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения? Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника. Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. Личностные: в случае , если анализ текста порождает оценочные суждения. Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму).
Освоение способов решения проблем поискового и творческого характера . Умение провести сравнение, простейшую классификацию, установление аналогий , работа с ИОС и пр. 1 класс, 1 часть
Проектная деятельность
Проектная деятельность учащихся - это возможность развития проектного мышления, то есть способности определять дальнюю и ближнюю перспективу, достаточно долго удерживать цель своих действий, намечать план и находить ресурсы для его реализации, оценивать результат, соотносить его с поставленной целью. Проектный тип мышления – это залог дальнейшего успеха в жизни.
ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» Интеграция урочной и внеурочной деятельности»
УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ познавательной активности (3 А класс)
Динамика формирования умений и навыков в результате применения проектной деятельности (4 А класс)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства логопедической ритмики для снятия умственного напряжения в процессе обучения младших школьников
Упражнения на развитие общей моторики. Детям младшего школьного возраста в силу психофизиологических особенностей с трудом удается удерживать достаточно высокий уровень умственного напряжен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-392649-1390936168.jpg)
Мастер-класс по применению интерактивных форм обучения на примере использования интерактивных мототренажеров "Мото-2".
В качестве примера использования современных компьютерных технологий в сфере образования я хочу представить вашему вниманию на базе учебного кабинета интерактивного учебного центре «Автог...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-320065-1414913604.png)
Дипломная работа " Урок литературного чтения как форма реализации личностно ориентированного обучения младших школьников"
ОГЛАВЛЕНИЕВведение…………………………………………………………………….3Глава 1. Теоретические основы личностно ориентированного обучения младших школьников……………………………………………………………..91.2 Сущность и структура личност...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-683036-1444317653.jpg)
Проектная работа студента "Формирование универсальных учебных действий младших школьников"
Актуальность работы обусловлена решением задач модернизации содержания общего среднего образования, которые направлены на повышение уровня образованности обучающихся, развитие умений ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/11/picture-1255406-1591864503.jpg)
Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Обучение младших школьников основам техники "ГАНУТЕЛЬ" во внеурочной работе по предмету "Технология"
Данное методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по организации и проведению внеурочных заня...
Проектная деятельность как способ формирования сплоченности коллектива младших школьников/
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Про...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/30/picture-1257594-1593498247.jpg)
Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской ...