Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"
учебно-методический материал
Практическая работа № 5 по дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практическая работа № 4 | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое занятие № 5
«Диагностика групповых процессов, сплочённости в групповой деятельности»
Цели:
Образовательная: систематизация, расширение и закрепление понимания этики и культуры групповой деятельности;
Развивающая: освоение общих компетенций (ОК 1-9), формирование умений применять психодиагностику групповых процессов, сплоченности в групповой деятельности, умений разрабатывать мероприятия по совершенствованию психологического климата в группе;
Воспитательная: формирование и воспитание умений работать в коллективе, команде с позиции сотрудничества и коммуникативности.
Ход выполнения практической работы № 5
Выполнение практической работы № 5 включает в себя 3 этапа:
1. На первом этапе используется методика Л.Н. Лутошкина «Определение психологического климата группы». Ответьте на предлагаемые вопросы методики согласно предложенной инструкции. Обработайте полученные результаты, используя ключ. Сделайте выводы. На 1-ый этап отводится – 20 мин.
2. На втором этапе необходимо ответить на вопросы теста-опросника «Определение социального типа личности для подбора людей для формирования работоспособной команды», согласно предложенной инструкции. С помощью ключа обработать результаты. На 2-й этап отводится – 20-25 мин.
3. На третьем этапе, используя методику-тест «Пульсар», оцените уровень развития группы, в которой Вы учитесь. Оцените ряд состояний своей группы, согласно предложенной инструкции. Обработайте полученные результаты, используя ключ. Сделайте выводы. На 3-й этап отводится – 35-40 мин.
4. Сделайте вывод по всем этапам работы. Оформите отчет по проделанной работе и сдайте его на проверку преподавателю – 5 мин.
2. Задания к практическому занятию (см. этапы работы).
1-ый этап: Методика Л.Н.Лутошкина
«Определение психологического климата группы»
Цель: определить психологический климат группы.
Умения и навыки: овладение навыками диагностики психологического климата группы.
Оборудование и наглядные пособия: методика Л.Н. Лутошкина «Определение психологического климата группы»; свойства психологического климата с 13 вопросами (таблица 5.1), формулы для оценки психологического климата, интерпретация результатов.
Инструкция: «Уважаемые обучающиеся! Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе».
Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
ОЦЕНКИ:
+ 3 – свойство, указанное слева, проявляется в группе всегда;
+ 2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
+ 1 – свойство проявляется достаточно часто;
0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;
- 1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
- 2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
- 3 – свойство проявляется всегда.
Таблица 5.1 - Свойства психологического климата
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Отрицательные Особенности |
1. Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение | Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон | |||||||
2. Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии | Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | |||||||
3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание | Группировки конфликтуют между собой | |||||||
4. Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время | Члены коллектива проявляют безразличие в более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
5. Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива | Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | |||||||
6. Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями | Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |||||||
7. Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга | В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям других | |||||||
8. В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного» | В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | |||||||
9. Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные | Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | |||||||
10. Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | |||||||
11.Коллектив активен, полон энергии | Коллектив пассивен, инертен | |||||||
12. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту | Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их | |||||||
13. У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители. | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно. |
Подсчет итогов и интерпретация результатов. Необходимо сложить оценки левой стороны в вопросах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 – сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах – сумма В; найти разницу С, которая находится по формуле (5.1):
С = А – В, (5.1)
где А – сумма левой стороны в вопросах;
В – сумма правой стороны в вопросах.
Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида.
С более 25, то психологический климат благоприятен.
Если С менее 25 – климат неустойчиво благоприятен.
Рассчитывают средне-групповую оценку психологического климата по формуле (5.2):
где Сср- средне-групповая оценка психологического климата;
М – число членов группы.
Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по следующей формуле (5.3):
где n (C-) – количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный;
М – число членов группы.
Сделайте вывод.
2-й этап: Подбор людей для формирования
работоспособной команды с учётом социального типа личности
Цель: научиться подбирать людей для формирования работоспособной команды с учётом социального типа личности.
Умения и навыки: овладение навыками подбора людей для формирования работоспособной команды с учётом социального типа личности.
Оборудование и наглядные пособия: тест-опросник «Определение социального типа личности для подбора людей для формирования работоспособной команды», вопросы теста, ключ для обработки и интерпретации результатов, схема определения социального типа личности, таблица 5.2 «Типология и характеристика социальных типов личности» (положительные качества и приемлемые недостатки).
Инструкция. С помощью этого теста Вы можете оценить свой социальный тип личности. Вам предложены 24 вопроса, разбитые попарно. Следите за тем, чтобы внутри пары вопросов не давать одинаковых ответов. Обратите внимание на то, что ни одна пара не должна быть пропущена. Тест построен таким образом, что ни одно из приведенных ниже утверждений не является ошибочным.
Согласны ли Вы с утверждениями? Дайте ответы в баллах:
1. Да, согласен = 4 балла.
2. В основном согласен = 3 балла.
3. Частично согласен = 2 балла.
4. Скорее не согласен = 1 балл
Вопросы теста
- У меня бывает много несбыточных идей, на разработку которых я трачу немало сил и энергии.
- Я никогда не трачу много сил и энергии на разработку несбыточных идей.
- Когда я в упадке, свою работоспособность мне самому восстановить нелегко.
- Когда я в упадке, я сам (сама) беру себя в руки и нормально выполняю работу. У меня это хорошо получается.
- Излишняя расчетливость вредит моим отношениям с людьми больше, чем обидчивость.
- Излишняя обидчивость вредит моим отношениям больше, чем расчетливость.
- Я не расширяю поле своей деятельности, пока хорошо не освою все имеющиеся.
- Я не освою все имеющиеся, пока не расширю поле своей деятельности.
9. Мне доставляет большое удовольствие каждый день делать что-нибудь практическое, полезное для меня или для других.
- Мне доставляет большое удовольствие каждый день сочинять или что-нибудь подолгу обдумывать.
11. Мое настроение внезапно меняется только из-за очевидной причины.
12. Мое настроение внезапно меняется только из-за небольшого толчка, возникающих маленьких проблем несколько раз в день.
13. Более прочные отношения у меня устанавливаются с теми людьми, кто мне нужен.
14. Более прочные отношения у меня устанавливаются с теми людьми, кто мне симпатичен.
15. Получается так, что в целом я больше размышляю, чем действую.
16. Я практического склада и больше действую, чем размышляю.
17. Мне более важно знать, как поступят в данной ситуации окружающие, а мотивы собственных поступков мне всегда ясны.
18. Мне более важно разобраться в мотивах собственных поступков, а о намерениях окружающих мне не трудно догадаться.
19. Я легко меняю свое поведение на противоположное, в зависимости от обстановки и ситуации.
20. Для изменения своего поведения на противоположное мне требуется определенное время и длительное переубеждение себя.
21. В первую очередь я решаю для себя, хорошо поступил человек или плохо.
22. В первую очередь я решаю для себя, разумно, обдуманно или необдуманно поступил человек.
23. Моя деятельность успешнее, когда я работаю на собственной территории, нахожусь в знакомых для меня обстоятельствах.
24. На чужой территории, в незнакомых мне обстоятельствах я действую не хуже, чем на своей.
Обработка и интерпретация результатов
- Подсчитайте сумму баллов по каждому фактору:
А = 4, 12, 20; Е = 6, 14, 21;
В = 3, 11, 19; F = 5, 13, 22;
С = 2, 9, 16; G = 7, 17, 23;
Д = 1, 10, 15 H = 8, 18, 24
- Сравните факторы попарно и убедитесь, что нет одинакового количества баллов на противоположные факторы:
А () В, С () Д, Е () F, G () H
- Если это произошло (парные факторы оказались равными), то вернитесь к вопросам и ответам на эти факторы и еще раз на них ответьте более вдумчиво.
4. Определите свой тип личности по перевесу факторов в парах, согласно предложенной схеме (рис. 5.1). Надежность факторов обеспечивается лишь тогда, когда разность между факторами в паре составляет 6 баллов.
Рисунок 5.1 - Схема определения социального типа личности
А теперь, ориентируясь на рисунок 5.1 и полученный результат, найдите себя, расшифруйте характерные Вам положительные качества и приемлемые недостатки (табл. 5.2).
Таблица 5.2 - Типология и характеристики социальных типов личности
(положительные качества и приемлемые недостатки)
№ Название п/п социотипа | Социальная значимость социотипа | Характерные черты личности | Положительные качества | Приемлемые недостатки |
1. Изобретатель /ИЛЭ/ Дон-Кихот | Видение будущего, возможных перспектив развития, генерация идей | Индивидуалистичен, неортодоксален, с серьезным складом ума | Воображение, стремление к обширным связям, к развитию интеллекта | Склонность витать в облаках, невнимателен к деталям, к протоколу |
2. Аналитик /ЛИИ/ Робеспьер | Глобальный анализ установления соответствия теории и практики | Прямолинеен, тверд, аскетичен в материальных потребностях | Стремление к доскональному знанию предмета, к объективности | Отсутствие мобильности, динамичности, испытывает трудности в налаживании контактов |
3. Энтузиаст /ЭСЭ/ Гюго | Восприимчивость новых идей, проявление энтузиазма в их практической реализации | Склонность к энтузиазму, любознательность, коммуникабельность | Легко вступает в контакт с людьми, быстро узнает обо всем новом. Легко разрешает возникающие трудности | Склонен терять интерес к делу после того, как уходит первоначальная увлеченность |
4. Посредник /СЭИ/ Дюма | Стремление к гармонизации межличностных и социальных отношений | Мягок, чувствителен, ориентирован на общение с людьми | С готовностью отвечает на нужды людей и на требования, выдвигаемые ситуацией. Способствует формированию атмосферы дружной работы | Нерешительность в критические моменты, когда нужно оценить перспективы |
5. Наставник /ЭИЭ/ Гамлет | Воодушевление людей идеей, приобретающие осязаемые, завершенные логические формы | Эмоционально порывист, способен увлечься сам и увлекать других | Способность идти на определенный риск, решительность, настойчивость | Склонность драматизировать события, недоверие к неподтвержденным идеям и теориям |
6. Лирик /ИЭИ/ Есенин | Утонченное восприятие мира, предупреждение людей о назревании кризисной ситуации | Тревожность, застенчивость, ориентация на общение с людьми | Воображение, интерес к оригинальным идеям, восприимчивость к новому, гибкость в общении, умении подбирать людей | Непрактичность, необязательность, склонность к индивидуализму |
7. Маршал /СЛЭ/ Жуков | Бескомпромиссность, решительность, волевая целеустремленность воплощении идей в практику | Развитое чувство долга, ориентация на гражданские интересы | Организационные способности, практический и здравый ум, работоспособность, дисциплинированность | Иногда пренебрегает интересами конкретной личности, невосприимчив к недосказанным идеям |
8. Контролер /ЛСИ/ Максим Горький | Создание и совершенствование организационной структуры – материального носителя идеи | Совестливость, старательность, любовь к порядку, склонность всего бояться | Способность доводить до конца. Педантичность, взыскательность | Тенденция тревожиться по пустякам. Нежелание предоставлять коллегам достаточную свободу действий |
9. Предприниматель /ЛИЭ/ Джек Лондон | Предприимчивость, освобождение структуры от элементов, мешающих проявлению инициативы | Открытость, ироничность, легко выступает в контакт, оптимистично настроен, жизнелюб | Прагматичен, нацелен на реализацию идеи, склонен к риску в сфере бизнеса | Склонность к экстравагантным выходкам, спору по несущественным вопросам |
10. Критик /ИЛИ/ Бальзак | Критика условий, препятствующих проявлению естественных человеческих потребностей | Трезвость, осторожность, малая эмоциональность | Осмотрительность, рассудительность, здравый ум, практичность, настойчивость | Неспособность увлечься самому и увлечь других |
11. Политик /СЭЭ/ Наполеон | Гибкость и динамичность, молниеносная ориентация в ситуации, способность к компромиссу, к правильной оценке возможностей противостоящих сил | Динамичен, очень неспокоен, склонен опережать других | Напористость, готовность бороться с инертностью, неэффективностью, благодушием и обманом | Склонность поддаваться провокациям, раздражительность и нетерпеливость |
12. Хранитель /ЭСИ/ Драйзер | Резкое неприятие зла, порока, насилия, непоколебимая стойкость в отстаивании завоеванных позиций и этических ценностей | Эмоциональная стабильность в рутинных ситуациях, последователен, предусмотрителен, не допускает опрометчивых шагов | Требователен к себе и другим, работоспособен, волевая целеустремленность и решительность в отстаивании своих убеждений | Отсутствие выдержки и терпения в неопределенных ситуациях, нетерпимость к недостаткам других |
13. Психолог /ИЭЭ/ Гексли | Глубокое проникновение в суть отрицательных явлений в человеческих взаимоотношениях, видение возможных альтернатив избавиться от отрицательного | Обходительность, ненавязчивость, непосредственная эмоциональность, тактичность | Проницаемость, умение поддержать идею, увлечься ею, легко наладить дружеские контакты, умеет тонко управлять эмоциями и поведениями людей | Склонен к непродуманным поступкам, иногда авантюризму, не терпит рутинной работы, часто меняет увлечения |
14. Гуманист /ЭИИ/ Достоевский | Деятельная работа, милосердие, благотворительность, отстаивание автономии внутреннего мира человека | Чуткость, доброта, внимание к людям их нуждам, сострадателен | Стремление к объективному анализу, к тщательной проработке деталей, требователен и взыскателен к себе | Не хватает решительности и инициативности, не умеет потребовать в волевой форме |
15. Администратор /ЛСЭ/ Штирлиц | Стабилизация материальных условий рациональной системы устройства общественных групп, общества в целом | Спокоен, уверен в себе, с развитым самообладанием, ориентирован на устоявшиеся традиции и ценности | Способность относиться ко всем предложениям соответственно их объективной ценности, без предвзятого мнения, сильно развито стремление к достижению цели | Умеренные творческие способности и продуцировании нового, неуверенность при ломке старых структур |
16. Мастер /СЛИ/ Габен | Изобретательность и находчивость в сфере совершенствования общественных групп, производства, предметов потребления, по законам эстетики | Спокойный и хладнокровный, безэмоциональный, стремится к независимости | Здравый смысл, интуитивное чувство реальной пользы, деловитость и основательность в работе | Часто проявляет скепсис и недоверие к людям, упрямство в суждениях, холоден в общении |
В таблице 5.2 социальные типы личности (социотипы), на основе социальной ценности характерных черт и качеств объединены в четыре крупных стереотипа (квадры):
Квадра 1 (социотипы 1 – 2 – 3 - 4) (альфа), включает социотипы: Дон-Кихот, Робеспьер, Гюго, Дюма – представляет собой квадру теоретиков, им присущ романтизм, общечеловеческие интересы и ценности, они смотрят в будущее, готовы реализовать и реализуют перспективные идеи. Они нацелены на изобретение конструктивно-нового продукта, готовы к преобразованиям. У них насыщенность эмоциональных и этических переживаний. По наблюдениям медиков ни часто страдают желудочно-кишечными заболеваниями.
Квадра 2 (социотипы 5 – 6 – 7 - 8) (бетта), включает социотипы: Гамлет, Есенин, Жуков, Максим Горький – это в основном реалисты-практики, не теория, а реальность существующей деятельности у них предпочтительнее. Им свойственна решительность, авторитарность, воля, напор, субъективизм в понимании законов. Они готовы действовать в жестком мире. Им присуще чувство текущего времени. По наблюдениям медиков они чаще всего страдают болезнями позвоночника и нервной системы.
Квадра 3 (социотипы 9 – 10 – 11 – 12) (гамма) включает социотипы: Джек Лондон, Бальзак, Наполеон, Драйзер – у них довольно жесткий практицизм, борьба с пороками системы, создание профилактического продукта, стремление к выработке демократических законов. Им свойственны буря и натиск, высокая активность, борьба. По наблюдениям медиков они страдают в большей своей части гинекологическими, урологическими заболеваниям.
Квадра 4 (социотипы 13 – 14 – 15 – 16) (дельта) включает социотипы: Гексли, Достоевский, Штирлиц, Габен – гуманисты. Они следуют строго протоколу и букве закона, обычно не очень склонны к новому, готовы серийно выпускать конструктивный продукт, защищают не какую-нибудь абстракцию, а конкретного человека. Их называют оптимистическими практиками, им свойственна гармония и дружелюбие. Страдают кардиологическими заболеваниями и болезнями дыхательных систем.
Обобщение. Итак, сопоставляя людей разных социотипов, можно заранее прогнозировать вероятные тенденции развития их взаимоотношений, их совместимости. Оказалось, что возможны такие сочетания психотипов, когда люди четырех типов полностью дополняют друг друга, образуя оптимальные квадры, в которых осуществляется полная кооперация, взаимопомощь, поддержка, психофизиологическое регулирование, психологический комфорт и максимальная продуктивность деятельности.
Учитывая социальный тип личности, можно подобрать и сформировать работоспособную команду.
3-й этап: методика-тест «Пульсар»
Цель: научиться оценивать уровень развития группы на основе анализа ее социально-психологических состояний и прогнозировать успешность ее деятельности.
Умения и навыки: овладение навыками оценки уровня развития группы на основе анализа ее социально-психологических состояний, формирование навыков прогнозирования успешности деятельности группы.
Оборудование и наглядные пособия: методика-тест «Пульсар», ответный лист (таблица 5.3), опросный лист (таблица 5.4), ключ к тесту, (формулы (5.4-5.5), интерпретация результатов.
Инструкция. «Уважаемый обучаемый! Просим вас оценить социально-психологические состояния группы, в которой вы учитесь. В опросном листе (таблица 5.4) представлены названия состояния и его содержательная характеристика. В бланке для ответов (ответный лист – таблица 5.3) поставьте, пожалуйста, тот балл (от 12 до 1), который, по вашему мнению, соответствует развития данного состояния в вашей группе».
Порядок работы. Перед тем, как отвечать на тест заготовьте ответный лист, по предлагаемому образцу (таблица 5.3).
Таблица 5.3 - Ответный лист
Баллы | |||||||||||||
№ | Состояние | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
1. | Подготовленность к работе (П) | ||||||||||||
2. | Направленность (Н) | ||||||||||||
3. | Организованность (О) | ||||||||||||
4. | Активность (А) | ||||||||||||
5. | Сплоченность (С) | ||||||||||||
6. | Интегративность (И) | ||||||||||||
7. | Референтность (Р) |
Таблица 5.4 - Опросный лист
Баллы | Название состояния группы |
Баллы | 1. Подготовленность к деятельности (П) |
12 11 10 | Все члены нашей группы обладают глубокими профессиональными знаниями (отличной успеваемостью), способны с успехом применять их на практике, заинтересованы в повышении своей квалификации (успеваемости). Каждый член группы имеет профессиональный авторитет. Группа добивается высоких показателей в труде (учебе). |
9 8 7 | Большинство членов группы имеют хорошую профессиональную подготовку (хорошую успеваемость), стремятся повысить свою квалификацию (успеваемость), стараются применять свои знания на практике. |
6 5 4 | В нашей группе есть и недостаточно квалифицированные работники (удовлетворительная успеваемость), которые своим самомнением наносят ущерб профессиональному авторитету группы. |
3 2 1 | Члены группы имеют низкую профессиональную подготовку (неудовлетворительную успеваемость). В большинстве вопросов – это дилетанты (в нашем случае лентяи), не умеющие грамотно решать производственные (учебные) проблемы и квалифицированно выполнять свои обязанности (хорошо учиться). Группа часто срывает выполнение производственных заданий (учебных занятий или выполнение заданий). |
Баллы | 2. Направленность (Н) |
12 11 10 | Наша группа имеет общую, четкую для всех цель, которая осознается и понимается каждым как его собственная. Группа опирается на давние традиции, вырабатывая взаимоуважительные нормы поведения, общие ценности. В нашей группе высоко ценятся принципиальность, честность, бескорыстие. |
9 8 7 | Перед нашей группой стоит общая задача. Каждый член группы старается удовлетворить свои интересы в рамках решения общей групповой задачи. В нашей группе выработаны взаимоприемлемые нормы поведения. |
6 5 4 | У каждого члена нашей группы существуют свои индивидуальные цели и ценности, которые совершенно не зависят от официальной цели группы. Каждый в своем поведении руководствуется собственными нормами и правилами, не пытаясь согласовывать их с другими членами группы. |
3 2 1 | Наша группа существует только как официальная организация, цели которой не принимаются, а часто и входят в противоречие с целями отдельных членов группы. Каждый строит свое поведение, опираясь на эгоистические цели. В отношениях наблюдается конфликтность, агрессивность. |
Баллы | 3. Организованность (О) |
12 11 10 | Наша группа способна самостоятельно организовать свою работу (учебу) и досуг. Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. Мы всегда совместно и дружно решаем, как нам эффективнее организовать свой труд (учебу). В группе есть авторитетные специалисты (студенты), способные взять на себя функции организаторов работы. |
9 8 7 | Наша группа часто пытается самостоятельно организовать свою работу, но это не всегда получается эффективно. Наш организатор (лидер, староста) нечетко представляет себе план работы и возможности каждого. |
6 5 4 | При попытках группы организовать общую работу возникает много споров, суеты, потерь драгоценного времени. В группе нет человека, который мог бы взять на себя функцию организатора. В результате приходится вмешиваться вышестоящему начальнику (классному руководителю, преподавателю, зав.факультетом и др.). |
3 2 1 | Члены группы не могут договориться о том, как совместно организовать работу. Часто мешают друг другу или делают ненужную работу, дублируя друг друга. В группе преобладают соперничество, агрессия, подавление личности. У нас нет человека, который был бы способен взять на себя организаторские функции. Даже вышестоящий начальник (классный руководитель, преподаватель, зав.факультетом и др.) не в состоянии справиться с группой. |
Баллы | 4. Активность (А) |
12 11 10 | Все члены нашей группы люди энергичные, кровно заинтересованные в эффективной работе (учебе). Они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело. Все очень активно участвуют в решении общих задач группы, сотрудничают и помогают друг другу. |
9 8 7 | Большинство членов нашей группы люди энергичные, заинтересованные в эффективной работе. Когда нужно сделать полезное дело, многие члены группы участвуют в общей работе, помогая, друг другу. |
6 5 4 | Большинство членов нашей группы пассивны, мало участвуют в общей работе, не помогают друг другу, стараются решать свои проблемы индивидуально. |
3 2 1 | Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих интересах. Практически все члены группы проявляют пассивность, инертность при решении общих задач. Они разбираются со своими проблемами отдельно, независимо друг от друга. В группе преобладают соперничество, конкуренция. |
Баллы | 5. Сплоченность (С) |
12 11 10 | В нашей группе существует справедливое отношение ко всем ее членам, здесь всегда поддерживают неопытных, выступают в их защиту. Группа участливо и доброжелательно относится к новичкам, помогает им адаптироваться в новых условиях. Все члены группы тесно сработались друг с другом, активно обмениваются знаниями и необходимым для работы инструментарием. При возникновении трудностей все сплачиваются, объединяются, живут по принципу «один за всех, все за одного». В группе велико желание трудиться (учиться) совместно. |
9 9 7 | Большинство членов коллектива стараются справедливо относиться друг к другу, помочь неопытным, поддержать их, сориентировать в новых условиях. В трудных случаях группа временно объединяется, чувствуется эмоциональная поддержка друг друга. |
6 5 4 | Члены группы проявляют друг к другу равнодушие. Трудности, с которыми сталкиваются новички, не волнуют их. Каждый предоставлен сам себе и решает свои проблемы самостоятельно. В кризисных ситуациях наша группа «раскисает», возникает растерянность, отчужденность. |
3 2 1 | Наша группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, неопытным, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним могут проявлять враждебность. В трудных случаях в группе возникают ссоры, конфликты, взаимные обвинения, подозрения, доносы. |
Баллы | 6. Интегративность (И) |
12 11 10 | При необходимости выработать важное решение, определяющее дальнейшую деятельность группы, все члены активно участвуют в процессе выработки и принятия такого решения. Внимательно выслушивается мнение каждого, и учитываются его интересы. В результате вырабатывается согласованное решение. |
9 8 7 | При необходимости выработать важное решение все члены группы стараются активно участвовать в процессе его выработки и принятия. Учитывается мнение большинства членов группы. Решение принимается путем общего открытого голосования. |
6 5 4 | При необходимости выработать важное решение только узкий круг активистов участвует в процессе его принятия. Учитываются мнения и интересы нескольких человек, а не всех членов группы. Решение принимается без гласного обсуждения, на закрытом совещании. |
3 2 1 | В группе каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению других. В результате совместное решение принять невозможно. |
Баллы | 7. Референтность (Р) |
12 11 10 | Все члены нашей группы доброжелательно настроены по отношению друг к другу. В группе развиты взаимопомощь, взаимное доверие и взаимопонимание. Все мы близкие друзья, глубоко симпатизирующие друг другу. Достижения и неудачи всей группы переживаются нами как свои собственные. Успехи или неудачи отдельных членов группы вызывают искреннее участие остальных. Критика высказывается с добрыми побуждениями. В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм в настроении. У нас есть чувство гордости за сою группу. |
9 8 7 | В нашей группе есть всякие люди – хорошие и плохие, очень симпатичные и малопривлекательные. Достижения и неудачи всей группы искренне переживаются нами. В группе у всех хорошее, ровное настроение. |
6 5 4 | Большинство членов нашей группы – люди малопривлекательные, несимпатичные, только в силу производственной (учебной) необходимости работающие (обучающиеся) вместе. В группе относятся друг к другу критически, бывают мелочные придирки. Отношения между людьми прохладные, настроение чаще всего подавленное. |
3 2 1 | Члены нашей группы люди неприятные, враждебно настроенные по отношению друг к другу. В группе преобладает настроение угнетенности и пессимизма. Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Успехи отдельных членов группы вызывают зависть, неудачи – злорадство. Люди неуютно себя чувствуют в группе. |
Ключ для обработки результатов
Необходимо рассчитать среднюю оценку уровня развития группы (G), с помощью следующей формулы (5.4):
(5.4)
где - значение по 1-му групповому состоянию[1] «Подготовленность к деятельности»;
- значение по 2-му гр. состоянию «Направленность»;
- значение по 3-му гр. состоянию «Организованность»;
- значение по 4-му гр. состоянию «Активность»;
- значение по 5-му гр. состоянию «Сплоченность»;
- значение по 6-му гр. состоянию «Интегративность»;
- значение по 7-му гр. состоянию «Референтность»;
7 – количество оцениваемых групповых состояний.
Интерпретация результатов
В зависимости от полученной средней (среднего значения) можно дать содержательное описание изучаемой группы, определить уровень ее развития и зрелости.
О зрелой, сложившейся, сплоченной, работоспособной и надежной группе можно говорить в том случае, если средняя оценка лежит в пределах от 10 до 12 баллов. Такую группу называют высоко развитый или высоко сплоченный коллектив.
Группа является достаточно зрелой, развитой, способной выполнять трудовые (учебные) задания, если средняя оценка 7 – 9 баллов. Такую группу называют сплоченной группой.
Группа недостаточно зрелая и развитая, не всегда способная эффективно справиться с поставленными задачами, если средняя оценка лежит в пределах от 4 до 6 баллов. Такую группу называют не сплоченной группой.
Группа характеризуется как незрелая, неразвитая, не способная справиться с поставленными задачами, если средняя оценка составляет 1 – 3 балла. Такую группу называют разобщенной группой.
Сделайте вывод.
[1] Для удобства расчета мы ввели условные буквенные обозначения групповых состояний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие корпоративной культуры БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им. Т.К. Борисова»
Понятие «корпоративная культура» в последние годы все шире используется педагогическим сообществом. Это обусловлено тем, что в условиях рынка, система образования обязана формировать у специалистов/пр...
Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"
В данном разделе представлен лекционный материал по учебной дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики", содержащий авторский материал. Поможет студентам в изучении данной учебной дис...
Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"
Лекции по учебной дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики". Помогут студентам изучить, а преподавателям организовать и проводить занятия по указанной дисциплине....
Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"
Практическая работа № 1 по дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики"...
Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"
Практическая работа № 2 по дисциплине "Основы корпоративной культтуре и этике"...
Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"
Практическая работа № 3 по дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики"...
Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"
Практическая работа № 4 по дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики"...