Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"
учебно-методический материал

Орлова Светлана Васильевна

Практическая работа № 4 по дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Практическая работа № 4436.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие № 4

«Диагностика поведенческих особенностей индивида»,

«Оценка привлекательности культуры и этики организации»

Цели:

Образовательная: систематизация, расширение и закрепление понимания этических и культурных аспектов организационного поведения;

Развивающая: освоение общих компетенций (ОК 1-9), формирование умений применять психодиагностику для выявления поведенческих особенностей индивида, оценки привлекательности культуры и этики организации;

Воспитательная: формирование и воспитание необходимых поведенческих особенностей личности в организации.

Ход выполнения практической работы № 4

Выполнение практической работы № 4 включает в себя 3 этапа:  

  1. На первом этапе в соответствии с предложенной инструкцией, ответьте на вопросы теста «Этика поведения в организации». Обработайте и интерпретируйте, полученные результаты, сделайте вывод. На 1-й этап отводится – 10 мин.
  2. На втором этапе согласно предложенной инструкции, ответьте на вопросы теста «Удовлетворение учебой (работой)» Рослина Кунина. Обработайте и интерпретируйте, полученные результаты, сделайте вывод. На 2-й этап отводится – 10 мин.
  3. На третьем этапе согласно предложенной инструкции «Опросника привлекательности культуры корпорации (колледжа)», в тетради для практических работ заготовьте «Ответный лист» (таблица 4.2)  и выполните  1 часть задания – 20 мин.
  1. Вновь заготовьте «Ответный лист» (таблица 4.2) и выполните  2-ю часть задания – 20 мин.
  2. Обработайте полученные результаты с помощью ключа, отдельно по 1-й части и отдельно по 2-ой части – 10 мин.
  3. Определите средние арифметические значения (М) по каждой шкале отдельно для первой и второй части опросника – 5 мин.

7.4. Определите степень субъективной привлекательности культуры корпорации для себя путем нахождения разностей средних арифметических значений по всем шкалам между первой и второй частями опросника – 5 мин.

  1. Вычислите интегральный показатель привлекательности труда (в нашем случае учебы) по всем шкалам, значение которого есть средняя арифметическая шкальных оценок всех опрошенных людей – 5 мин.
  1. Сделайте вывод по работе.  Оформите отчет по проделанной работе и сдайте его на проверку преподавателю – 5 мин.

2. Задания к практическому занятию (см. этапы работы).

1-й этап: тест «Этика поведения в организации»

Цель: определить общий уровень этического поведения личности в организации.

Умения и навыки: овладение навыками психодиагностики, уровня этического поведения личности в организации.

Оборудование и наглядные пособия: тест «Этика поведения в организации», утверждения к тесту, «ключ» для обработки результатов, интерпретация.

Инструкция: Определите свою систему ценностей в нижеследующих ситуациях (утверждениях), используя такой код:

СС – совершенно согласен;

С – согласен;

НС – не согласен;

СНС – совершенно не согласен.

На данный момент Вы пока еще студенты, большинство из Вас (надеемся) будут через несколько лет работниками, представите, что это время уже настало, и Вы являетесь работниками организации.

Утверждения

  1. Не следует ожидать, что рабочие будут сообщать о своих ошибках руководству.
  2. Возможны случаи, когда руководитель должен игнорировать требования контракта и нарушать стандарты безопасности, чтобы справиться с делом.
  3. Не всегда возможно вести точную регистрацию расходов для отчетности, поэтому иногда необходимо давать примерные цифры.
  4. Бывают случаи, когда нужно скрыть неблагоприятную информацию от начальства.
  5. Нам следует делать так, как велят наши руководители, хотя мы можем сомневаться в правильности этих действий.
  6. Иногда необходимо заняться личными делами в рабочее время.
  7. Психологически иногда целесообразно задавать цели, немного превышающие норму, если это поможет стимулировать усилия работников.
  8. Я бы любыми способами узнал «желательную дату» отгрузки заказа, чтобы заполучить этот заказ.
  9. Можно пользоваться служебной линией связи для личных телефонных разговоров, когда ею не пользуется компания.
  10. Руководство должно быть ориентировано  на конечную цель, поэтому цель обычно оправдывает средства.
  11. Если ради получения крупного контракта потребуется устройство банкета или легкая деформация политики компании, я дам на это разрешение.
  12. Без нарушения политики компании и существующих инструкций жить невозможно.
  13. Отчеты по контролю товарных запасов нужно составлять так, чтобы по полученным товарам фиксировались «нехватки», а не «излишки». (Этическая проблема здесь та же самая, что у кассы, когда кассир дает меньше сдачи).
  14. Использовать время от времени копировальную машину компании для личных или местных целей – вполне приемлемо.
  15. Унести домой то, что является собственностью компании (карандаши, бумага, ленты для пишущей машинки и т.д.) для личных нужд, - приемлемая дополнительная льгота.

Обработка и интерпретация результатов

Оценка ответов в баллах:

СНС – 0 баллов;

НС – 1 балл;

С – 2 балла;

СС – 3 балла.

Если Вы набрали в сумме:

0 – 5 баллов – Вы демонстрируете очень высокий этический уровень, но искренны ли Вы?

6 – 10 баллов – Высокий этический уровень.

11 – 15 баллов – Приемлемый этический уровень.

16 – 25 баллов – Средний этический уровень.

26 – 35 баллов – Требуется моральное совершенствование.

36 – 44 балла – Происходит быстрое «соскальзывание в пропасть».

45 баллов – Охраняйте ценные вещи от самого себя.

2-й этап: тест «Удовлетворение учебой (работой)» Рослина Кунина

Цель: определить степень удовлетворенности индивида учебой в образовательном учреждении.

Умения и навыки: овладение навыками психодиагностики степени удовлетворенности индивида в образовательном учреждении.

Оборудование и наглядные пособия: тест «Удовлетворение учебой (работой)» Рослина Кунина, вопросы теста, «ключ» для обработки результатов, интерпретация.

Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы теста, выбрав один из предложенных ответов «Да», «Не уверен» («Не всегда», «Не уверен», «Иногда» и т.п.), «Нет».

Вопросы теста

  1. Я знаю, что ожидает меня в процессе обучения (на работе) завтра, в ближайшем будущем?

а) «Да»;

б) «Не уверен»;

в) «Нет».

  1. Я имею материалы, оборудование и другие ресурсы, необходимые для того, чтобы учить (сделать свою работу) хорошо?

а) «Да»;

б) «Не всегда»;

в) «Нет».

  1. Меня похвалили за хорошую учебу (работу, достижение) в течение последних семи дней?

а) «Да»;

б) «Не уверен, можно ли назвать это похвалой»;

в) «Нет».

  1. Руководитель беспокоится обо мне на личном уровне, справляется, как мои дела и дела моей семьи?

а) «Да»;

б) «Иногда»;

в) «Нет».

  1. Я имею возможность развивать свои навыки, повышать знания?

а) «Да»;

б) «Иногда»;

в) «Нет».

  1. Мое мнение принимается во внимание, учитывается?

а) «Да»;

б) «Иногда»;

в) «Нет».

  1. Миссия колледжа (компании) близка и понятна мне, мое обучение (моя работа) согласуется с миссией?

а) «Да»;

б) «Не уверен»;

в) «Нет».

  1. Мои сокурсники (коллеги) и преподаватели (сотрудники) в целом лояльны к колледжу (компании)?

а) «Да»;

б) «Не уверен»;

в) «Нет».

  1. Я имею хорошего друга (подругу) в колледже (на работе)?

а) «Да»;

б) «Не уверен»;

в) «Нет».

  1. За последние шесть месяцев состоялся разговор, в ходе которого мое обучение (моя работа) анализировалось и было должным образом оценено?

а) «Да»;

б) «Не уверен, можно ли сказать, что «должным образом оценен»»;

в) «Нет».

Ключ и интерпретация полученных результатов

Ответы «Да» - оцениваться в 4 балла; «Не уверен» («Не всегда», «Не уверен», «Иногда» и т.п.) – оцениваются в 1 балл, ответы «Нет» - оцениваться 0 баллов.

Если испытуемый набрал:

от 36 до 40 баллов – это означает, что испытуемый очень удовлетворен обучением (работой) в учебном заведении (данной организации, компании);

от 28 до 35 баллов – это означает, что испытуемый достаточно удовлетворен обучением (работой) в учебном заведении (данной организации, компании);

от 20 до 27 баллов – это означает, что испытуемый частично удовлетворен обучением (работой) в учебном заведении (данной организации, компании);

от 12 до 19 баллов – это означает, что испытуемый очень слабо удовлетворен обучением (работой) в учебном заведении (данной организации, компании);

от 11 и ниже баллов – это означает, что испытуемый очень сильно не удовлетворен обучением (работой) в учебном заведении (данной организации, компании).

Кроме того, необходимо проанализировать сами вопросы и ответы на них, какие аспекты обучения (работы) влияют на степень удовлетворенности учебой (работой) в учебном заведении (данной организации). Прежде всего, удовлетворенный обучающийся (работник) знает свои ближайшие планы и перспективы, он имеет необходимые для обучения (работы) ресурсы и т.д.

3-й этап: анкетный опрос  «Оценка привлекательности

культуры корпорации (колледжа)»

Цель: оценить наиболее важные факторы привлекательности культуры корпорации (колледжа), в частности, определить, чем именно не удовлетворены каждый отдельный студент и группа, в общем, и в каком направлении следует действовать администрации для повышения привлекательности учебы в образовательном учреждении.

Умения и навыки: овладение навыками оценки привлекательности культуры корпорации (колледжа) с помощью анкетного опроса.

Оборудование и наглядные пособия: анкетный опрос «Оценка привлекательности культуры корпорации (колледжа)»; пример ответного листа (таблица 4.1), ответный лист (таблица 4.2), вопросы анкеты в 2-х частях (таблица 4.3, для первой части и таблица 4.4, для второй части), ключи к анкете, формулы расчетов, интерпретация к анкете, инструкции к каждой части.

Инструкция:

1. «Перед вами анкета, которая содержит ряд суждений о различных аспектах вашей работы (учебы). Среди предложенных суждений нет плохих или хороших, они все важны, но для каждого человека по-своему. Для исследования важно ваше субъективное мнение по предложенным аспектам вашей работы (учебы).

В 1-ой части задания просим вас ответить на вопрос: «Насколько справедливы перечисленные ниже суждения для вашей работы (учебы) в данной корпорации (ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»), на данном рабочем месте (отделении, в вашей группе)

Вам следует оценить по 10-балльной шкале степень справедливости перечисленных суждений для вашей работы (учебы) в данном коллективе (отделении) на данном рабочем месте (студенческой группе).

Причем 10 баллов – это суждение абсолютно, на 100%, справедливо, то есть оцениваемый фактор постоянно присутствует. Если же, хотя и очень редко, данный фактор или качество работы (учебы) не обнаруживается, то следует ставить 9 баллов и т.д., до 1, что означает полное отсутствие данного аспекта в вашей работе (учебе), то есть, так никогда не бывает.

В своих ответах будьте самостоятельны, постарайтесь выразить свое, личное мнение, ничего не пропускайте.

Для ответа вам необходимо в тетради для практических работ заготовить «Ответный лист» (таблица 4.2) и вписать в соответствующую графу ответного листа тот балл, который выражает ваше личное мнение по данному суждению (см. пример заполнения ответного листа – таблица 4.1).

Таблица 4.1 - Пример заполнения ответного листа

Суждение о работе

Абсолютно справедливо

Никогда так не бывает

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1. Работа (учеба) разнообразная, в ней всегда есть что-то новое и интересное

7

Таблица 4.2 - Ответный лист (для 2-х частей)

№ п/п

Балл

Ч. 1/Ч. 2

№ п/п

Балл

Ч. 1/Ч. 2

№ п/п

Балл

Ч. 1/Ч. 2

№ п/п

Балл

Ч. 1/Ч. 2

S

Ч. 1/Ч. 2

Mср

Ч. 1/Ч. 2

1

13

25

37

2

14

26

38

3

15

27

39

4

16

28

40

5

17

29

41

6

18

30

42

7

19

31

43

8

20

32

44

9

21

33

45

10

22

34

46

11

23

35

47

12

24

36

48

1 часть

«Насколько справедливы перечисленные ниже суждения для вашей работы (учебы) в данной корпорации (ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»), на данном рабочем месте (отделении, в вашей группе)?»

Таблица 4.3 -  Суждения о вашей работе (учебе) в данной

                          корпорации (колледже),

                          на данном рабочем месте (отделении,  в вашей группе)

Суждение о работе

Абсолютно справедливо

Никогда так не бывает

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1. Работа (учеба) разнообразная, в ней всегда есть что-то новое и интересное

2. Хорошие, безвредные для человека, санитарно-гигиенические условия труда (учебы)

3. В коллективе (студенческой группе) теплые и дружеские взаимоотношения между людьми

4. О моей работе (учебе) не стыдно рассказать друзьям и знакомым

5. Работа (учеба) позволяет мне проявить свою индивидуальность, свои лучшие качества

6. В корпорации (студенческой группе) каждый сотрудник (студент) лично заинтересован в росте производительности (учебе) и качестве своего труда (отличной или хорошей учебе)

7. Все сотрудники (студенты) обладают достаточной информацией о том, что делается по всей корпорации (колледже, отделении), о ее целях и планах развития

8. Работа (учеба) простая, не требует специальной подготовки

9. Все сотрудники (студенты, работники колледжа) нацелены на достижение целей корпорации (колледжа)

10. Перед каждым подразделением (студенческой группой, отделением) всегда ставятся конкретные цели и задачи

11.Месячная зарплата (стипендия) превышает прожиточный минимум (стипендию в других колледжах)

12. Я не знаю, чего конкретно ждет от меня и соей работы (учебы) руководство (преподаватели, классный руководитель, администрация)

13. Работа (учеба) требует специальной подготовки (постоянной подготовки к занятиям) и знания новейших достижений в своей области (учебе)

14. Работа (учеба) безопасная, не угрожает здоровью и жизни

15. Более опытные и старшие сотрудники (студенты старших курсов, преподаватели) постоянно оказывают поддержку менее опытным и молодым сотрудникам (студентам младших курсов)

16. Моя работа (учеба) является важной для деятельности корпорации (колледжа)

17. Есть возможность поработать (учиться) на различных рабочих местах, операциях, освоить смежные профессии и тем самым повысить свою квалификацию

18. Каждый сотрудник (студент) ищет способы снижения непроизводительных затрат (в данном случае плохой учебы) в своей работе (учебе)

19. Рядовые сотрудники (в данном случае преподаватели, секретари, другие работники, иногда студенты) постоянно участвуют в обсуждении и принятии решений руководства по развитию корпорации (колледжа)

20. Работа (учеба) легкая, не вызывает физического и умственного переутомления

21. Если возникают какие-либо проблемы в жизни корпорации (колледжа), все, и руководство, и рядовой персонал (в нашем случае и студенты), сплачивается для их решения

22. В нашем подразделении (колледже, студенческой группе) отсутствует сверхурочная работа (более 8 час, в день, а в нашем случае более 4-х пар в день) и работа в выходные дни (учеба в выходные дни, исключением являются – перенесенные праздники)

23. Выплата зарплаты (стипендии) происходит без задержек

24. Никто из сотрудников (студентов) не знает критериев, по которым оценивается их работа (учеба)

25. Работа (учеба) заставляет думать, требует творческого подхода

26. Хорошее помещение для работы (учебы), удобная мебель и современное оборудование

27. В коллективе (студенческой группе) отсутствуют скрытые взаимоотношения и борьба сотрудников (студентов) между собой

28. Профессиональная квалификация и компетентность (в нашем случае отличная и хорошая учеба) сотрудника (студента)  являются главными при повышении его в должности (в нашем случае наделение какой-либо ответственной роли, например – рекомендации, выступить на конференции, конкурсе и т.д.)

29. За более производительную и качественную работу (отличную и хорошую учебу) сотрудники (студенты), как правило, получают более высокую зарплату (стипендию, в нашем случае не только повышенную стипендию, но и дополнительные денежные выплаты)

30. Большинство работников (студентов) лично заинтересованы в повышении прибыли всей корпорации (в нашем случае колледжа, отделения, группы)

31. Мнение руководства (в нашем случае классного руководителя, преподавателей, администрации) в глазах коллектива (студентов) имеет силу не обсуждаемого закона

32. Условия работы (учебы) позволяют выбрать удобный для себя темп, интенсивность работы (учебы)

33. Большинство сотрудников (в нашем случае преподавателей, специалистов, секретарей и т.д.) считают, что их личное благосостояние связано с ростом благосостояния корпорации (колледжа)

34. Работа (учеба) в коллективе (студенческой группе) всегда идет по заранее известному плану и графику (в нашем случае известному заданию и расписанию)

35. Сотрудники (студенты) обеспечиваются спецодеждой и питанием во время работы (учебы)[1]

36. Большинство из сотрудников (студентов) не уверены, будут ли они и завтра здесь работы (в нашем случае не уверены в том,  будет ли и далее существовать учебное заведение)

37. Работа (учеба) требует физического, эмоционального и умственного напряжения

38. Я имею свое, благоустроенное рабочее место (в нашем случае каждая группа занимается в отдельной аудитории, каждый студент имеет отдельное место за учебным столом, отдельный стул)

39. Руководство (в нашем случае, классный руководитель) постоянно устраивает в выходные и праздничные дни различные мероприятия (вечера отдыха, выезд за город и пр.), в которых могут участвовать все сотрудники (студенты)

40. Руководство (преподаватели, классный руководитель и т.д.) ценит меня как специалиста (студента)

41. Мой непосредственный руководитель (классный руководитель) всегда интересуется результатами моей работы (учебы)

42. Большинство сотрудников (в нашем случае работники колледжа, отделения) готовы вложить часть своей зарплаты в будущее развитие корпорации (колледжа, отделения)

43. В корпорации (в нашем случае колледже) существуют нормы и правила, препятствующие максимально полной реализации в работе (учебе) физического и интеллектуального потенциала персонала (в нашем случае студентов)

44. Работа (учеба) не накладывает большой ответственности

45. Все сотрудники (в нашем случае работники колледжа, а также студенты) понимают необходимость формирования команды и хороших взаимоотношений в корпорации (колледже и студенческих группах)

46. Работа (учеба) сотрудников (студентов) регламентируется контрактом и должностной инструкцией (в нашем случае договором о предоставлении образовательных услуг между студентом и колледжем, в котором также оговорены обязанности студентов, и других документах)

47. Корпорация (колледж) ежегодно предоставляет сотрудникам (студентам) полноценный и оплачиваемый отпуск (в нашем случае полноценные летние каникулы и выплата стипендии (если студент назначен на нее) за летний период)

48. Порядочность сотрудника (студента), качество (отличная или хорошая учеба) и стаж (курс) работы (обучения) не гарантируют его от увольнения (отчисления)

2. Во 2-ой части задания используются те же суждения, но теперь вам следует ответить на вопрос: «Если бы у вас появилась возможность сменить эту работу (учебу), то вы выбрали бы ту (в нашем случае то учебное заведение), в которой (котором)….»

Для ответа вам также необходимо в тетради для практических работ заготовить еще один «Ответный лист» (таблица 4.2) (можно использовать и предыдущий, например, разделив чертой) и вписать в соответствующую графу ответного листа тот балл, который выражает ваше личное мнение по данному суждению (см. пример заполнения ответного листа – таблица 4.1).

При заполнении второй части задания вам следует, прежде всего, ориентироваться на свои личные желания и интересы, то есть Вам следует отметить в 10-балльной шкале степень важности, привлекательности лично для Вас перечисленные аспекты работы (учебы).

В своих ответах будьте самостоятельны, постарайтесь выразить свое, личное мнение, ничего не пропускайте.

2-я часть.

«Если бы у вас появилась возможность сменить эту работу (учебу), то вы выбрали бы ту (в нашем случае то учебное заведение), в которой (котором)….»

Таблица 4.4 -  Суждения о работе (учебе) в другой корпорации

                          (учебном заведении),  на другом рабочем месте

                          (другом отделении,  в другой группе)

Суждение о работе

Абсолютно справедливо

Никогда так не бывает

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1. Работа (учеба) разнообразная, в ней всегда есть что-то новое и интересное

2. Хорошие, безвредные для человека, санитарно-гигиенические условия труда (учебы)

3. В коллективе (студенческой группе) теплые и дружеские взаимоотношения между людьми

4. О моей работе (учебе) не стыдно рассказать друзьям и знакомым

5. Работа (учеба) позволяет мне проявить свою индивидуальность, свои лучшие качества

6. В корпорации (студенческой группе) каждый сотрудник (студент) лично заинтересован в росте производительности (учебе) и качестве своего труда (отличной или хорошей учебе)

7.  Все сотрудники (студенты) обладают достаточной информацией о том, что делается по всей корпорации (учебном заведении), о ее целях и планах развития

8. Работа (учеба) простая, не требует специальной подготовки

9. Все сотрудники (студенты, работники учебного заведения) нацелены на достижение целей корпорации (учебного заведения)

10. Перед каждым подразделением (студенческой группой, отделением) всегда ставятся конкретные цели и задачи

11. Месячная зарплата (стипендия) превышает прожиточный минимум (стипендию в других учебных заведениях)

12. Я не знаю, чего конкретно ждет от меня и соей работы (учебы) руководство (преподаватели, классный руководитель, администрация)

13. Работа (учеба) требует специальной подготовки (постоянной подготовки к занятиям) и знания новейших достижений в своей области (учебе)

14. Работа (учеба) безопасная, не угрожает здоровью и жизни

15. Более опытные и старшие сотрудники (студенты старших курсов, преподаватели) постоянно оказывают поддержку менее опытным и молодым сотрудникам (студентам младших курсов)

16. Моя работа (учеба) является важной для деятельности корпорации (учебного заведения)

17. Есть возможность поработать (учиться) на различных рабочих местах, операциях, освоить смежные профессии и тем самым повысить свою квалификацию

18. Каждый сотрудник (студент) ищет способы снижения непроизводительных затрат (в данном случае плохой учебы) в своей работе (учебе)

19. Рядовые сотрудники (в данном случае преподаватели, секретари, другие работники, иногда студенты) постоянно участвуют в обсуждении и принятии решений руководства по развитию корпорации (учебного заведения)

20. Работа (учеба) легкая, не вызывает физического и умственного переутомления

21. Если возникают какие-либо проблемы в жизни корпорации (учебного заведения), все, и руководство, и рядовой персонал (в нашем случае и студенты), сплачивается для их решения

22. В нашем подразделении (учебном заведении, студенческой группе) отсутствует сверхурочная работа (более 8 час, в день, а в нашем случае более 4-х пар в день) и работа в выходные дни (учеба в выходные дни, исключением являются – перенесенные праздники)

23. Выплата зарплаты (стипендии) происходит без задержек

24. Никто из сотрудников (студентов) не знает критериев, по которым оценивается их работа (учеба)

25. Работа (учеба) заставляет думать, требует творческого подхода

26. Хорошее помещение для работы (учебы), удобная мебель и современное оборудование

27. В коллективе (студенческой группе) отсутствуют скрытые взаимоотношения и борьба сотрудников (студентов) между собой

28. Профессиональная квалификация и компетентность (в нашем случае отличная и хорошая учеба) сотрудника (студента)  являются главными при повышении его в должности (в нашем случае наделение какой-либо ответственной роли, например – рекомендации, выступить на конференции, конкурсе и т.д.)

29. За более производительную и качественную работу (отличную и хорошую учебу) сотрудники (студенты), как правило, получают более высокую зарплату (стипендию, другие дополнительные денежные выплаты)

30. Большинство работников (студентов) лично заинтересованы в повышении прибыли всей корпорации (учебного заведения, группы)

31. Мнение руководства (классного руководителя, преподавателей, администрации) в глазах коллектива (студентов) имеет силу не обсуждаемого закона

32. Условия работы (учебы) позволяют выбрать удобный для себя темп, интенсивность работы (учебы)

33. Большинство сотрудников (преподавателей, специалистов, секретарей и т.д.) считают, что их личное благосостояние связано с ростом благосостояния корпорации (учебного заведения)

34. Работа (учеба) в коллективе (студенческой группе) всегда идет по заранее известному плану и графику (известному заданию и расписанию)

35. Сотрудники (студенты) обеспечиваются спецодеждой и питанием во время работы (учебы)

36. Большинство из сотрудников (студентов) не уверены, будут ли они и завтра здесь работы (не уверены в том,  будет ли и далее существовать учебное заведение)

37. Работа (учеба) требует физического, эмоционального и умственного напряжения

38. Я имею свое, благоустроенное рабочее место (каждая группа занимается в отдельной аудитории, каждый студент имеет отдельное место за учебным столом, отдельный стул)

39. Руководство (классный руководитель) постоянно устраивает в выходные и праздничные дни различные мероприятия (вечера отдыха, выезд за город и пр.), в которых могут участвовать все сотрудники (студенты)

40. Руководство (преподаватели, классный руководитель и т.д.) ценит меня как специалиста (студента)

41. Мой непосредственный руководитель (классный руководитель) всегда интересуется результатами моей работы (учебы)

42. Большинство сотрудников (работники учебного заведения) готовы вложить часть своей зарплаты в будущее развитие корпорации (учебного заведения)

43. В корпорации (учебном заведении) существуют нормы и правила, препятствующие максимально полной реализации в работе (учебе) физического и интеллектуального потенциала персонала (студентов)

44. Работа (учеба) не накладывает большой ответственности

45. Все сотрудники (работники учебного заведения, а также студенты) понимают необходимость формирования команды и хороших взаимоотношений в корпорации (учебном заведении и студенческих группах)

46. Работа (учеба) сотрудников (студентов) регламентируется контрактом и должностной инструкцией (договором о предоставлении образовательных услуг между студентом и учебным заведением, в котором также оговорены обязанности студентов, и других документах)

47. Корпорация (учебное заведение) ежегодно предоставляет сотрудникам (студентам) полноценный и оплачиваемый отпуск (полноценные летние каникулы и выплата стипендии (если студент назначен на нее) за летний период)

48. Порядочность сотрудника (студента), качество (отличная или хорошая учеба) и стаж (курс) работы (обучения) не гарантируют его от увольнения (отчисления)

Ключ и обработка результатов

Ключ

Для удобства обработки все изучаемые факторы культуры сведены в следующие шкалы, которые даны в ответном листе построчно (см. таблицу 4.2).

1-я шкала. Содержание работы:

1.1. Потребность в творческой и напряженной работе (учебе): № - 1,  13,  25,   37.

1.2. Потребность в простой работе (учебе): № -  8,  20,  32,  44.

2-я шкала. Утилитарная потребность:

2.1. Хорошие условия труда (учебы): № - 2,  14,  26,  38.

2.2. Материальное и финансовое обеспечение труда (учебы): № - 11, 23, 35, 47.

3-я шкала. Потребность в хороших взаимоотношения: № - 3, 15, 27, 39.

4-я шкала. Потребность в признании, в личном авторитете: № 4, 16, 28, 40.

5-я шкала. Мотивация:

5.1. Трудовая (учебная) мотивация работника (студента): № - 5, 17, 29, 41.

5.2. Участие персонала (работников и студентов) в управлении: № - 7, 19, 31, 43.

6-я шкала. Патриотизм:

6.1. Потребность в успехах корпорации: № - 6, 18, 30, 42.

6.2. Сплоченность коллектива (работников и студентов) корпорации: № - 9, 21, 33, 45.

7-я шкала. Организация труда (учебы) в корпорации (учебном заведении):

7.1. Определенность в корпорации труда (учебы): № - 10, 22, 34, 46.

7.2. Неопределенность в работе (учебе): № 12, 24, 36, 48.

Для обработки полученных результатов следует:

1. Определить средние арифметические значения (М) по каждой шкале отдельно для первой и второй части анкеты. (Смотри пример нахождения средней арифметической значения () по 1-ой шкале. «Содержание работы»).

  1. Определить степень субъективной привлекательности культуры корпорации путем нахождения разностей средних арифметических значений по всем шкалам между первой и второй частями анкеты, с помощью следующей формулы (4.1):

 =  (4.1)

где        - это среднее арифметическое значение по первой части (отдельно находятся по всем шкалам);

        - это среднее арифметическое значение по второй части (также отдельно находятся по всем шкалам).

Здесь важное значение имеют величина разности и знак:

  • отрицательные значения интерпретируются как неудовлетворенность, непривлекательность тех или иных аспектов культуры корпорации;
  • положительные – как привлекательность для человека данного аспекта культуры труда (в нашем случае учебы) в корпорации (в нашем случае учебном заведении).

3. Вычислить интегральный показатель привлекательности труда (в нашем случае учебы) по всем шкалам, значение которого есть средняя арифметическая шкальных оценок (формула 4.2).

 (4.2)

где        - общая степень субъективной привлекательности культуры корпорации (учебного заведения) студента;

        - степень субъективной привлекательности культуры корпорации (учебного заведения) по 1-й шкале;

        - степень субъективной привлекательности культуры корпорации (учебного заведения) по 2-й шкале (аналогично вычисляем  по всем 7-ми шкалам);

        n – количество шкал (т.е. 7).

Мера рассеивания шкальных оценок в индивидуальных ответах может служить дополнительным показателем уровня сплоченности, единства мнений в коллективе персонал (студенческой группе).

В корпорациях с сильной культурой различия в оценках минимальны и не значительны.

Предложенный подход к оценке культуры корпорации позволяет достаточно точно определить, чем именно не удовлетворены каждый отдельный человек или подразделение (в нашем случае группа) и в каком направлении следует действовать администрации для повышения привлекательности труда (в нашем случае учебы) в корпорации (в нашем случае колледже).

4. Напишите общий вывод.

Пример нахождения средней арифметической

значения () по 1-ой шкале. Содержание работы:

Сначала необходимо подсчитать общую сумму баллов  (по шкале 1.1.) в первом ответном листе, по следующей формуле (4.3):


где         – это количество баллов выставленных испытуемым на вопрос № 1;

        - это количество баллов выставленных испытуемым на вопрос № 13;

        - это количество баллов выставленных испытуемым на вопрос № 25;

        - это количество баллов выставленных испытуемым на вопрос № 37.

        Рассчитаем с помощью ключа показатель «Потребность в творческой и напряженной работе (учебе)».  Если вы  вопрос 1 оценили в 9 баллов, вопрос 13 – в 10 баллов, вопрос 25 – 10 баллов, вопрос 37 в 9 баллов (шкала 1.1.), то:

  1. Затем определим среднее арифметическое значение по шкале 1.1. -  по формуле (4.4):

    (4.4)

где        - это общая сумма баллов по шкале 1.1. «Потребность в творческой и напряженной работе»;

        4 – количество вопросов

  1. Затем  необходимо подсчитать общую сумму баллов  в первом ответном листе, по следующей формуле (4.5):


где        
 – это количество баллов выставленных испытуемым на вопрос № 8;

        - это количество баллов выставленных испытуемым на вопрос № 20;

        - это количество баллов выставленных испытуемым на вопрос № 32;

        - это количество баллов выставленных испытуемым на вопрос № 44.

Рассчитаем с помощью ключа показатель «Потребность в простой работе (учебе)».  Если вы  вопрос 8 оценили в 1 баллов, вопрос 20 – в  2  балла, вопрос 32 – 4 баллов, вопрос 44 в 2 баллов (шкала 1.2.), то:

  1. Затем определим среднее арифметическое значение по шкале 1.2. -  по формуле (4.6):

  (4.6)

где        - это общая сумма баллов по шкале 1.2. «Потребность в простой работе»;

        4 – количество вопросов

1.5 Найдем среднее арифметическое значение () в первом ответном листе по 1-ой шкале, по следующей формуле  (4.7):

   (4.7)

ПРИМЕР выполнения

3-го этапа: анкетный опрос  «Оценка привлекательности

культуры корпорации (колледжа)»

  1. Сначала ответили на вопросы 1-й части анкетного опроса и занесли ответы в таблицу (см – Ответный лист). Затем ответили на вопросы 2-й части и также через косую черту  занесли ответы в таблицу (см – Ответный лист).

Таблица 4.2 - Ответный лист (для 2-х частей)

№ п/п

Балл

Ч. 1/Ч. 2

№ п/п

Балл

Ч. 1/Ч. 2

№ п/п

Балл

Ч. 1/Ч. 2

№ п/п

Балл

Ч. 1/Ч. 2

S

Ч. 1/Ч. 2

Mср

Ч. 1/Ч. 2

1

9/10

13

9/10

25

9/10

37

9/10

2

9/10

14

9/10

26

9/10

38

9/10

3

9/10

15

8/10

27

9/10

39

9/10

4

9/10

16

8/10

28

9/10

40

9/10

5

9/10

17

9/10

29

9/10

41

9/10

6

7/10

18

9/10

30

7/10

42

7/10

7

7/10

19

1/10

31

7/10

43

7/10

8

7/10

20

7/10

32

7/10

44

7/10

9

7/10

21

8/10

33

7/10

45

7/10

10

5/10

22

8/10

34

5/10

46

5/10

11

9/10

23

9/10

35

9/10

47

9/10

12

9/10

24

8/10

36

9/10

48

9/10

  1. Посчитали сумму баллов по каждой строке и занесли ответ в колонку  «S», также через косую черту для 1-й и 2-й части анкеты.

Таблица 4.2 - Ответный лист (для 2-х частей)

№ п/п

Балл

Ч. 1/Ч. 2

№ п/п

Балл

Ч. 1/Ч. 2

№ п/п

Балл

Ч. 1/Ч. 2

№ п/п

Балл

Ч. 1/Ч. 2

S

Ч. 1/Ч. 2

Mср

Ч. 1/Ч. 2

1

9/10

13

9/10

25

9/10

37

9/10

36/40

2

9/10

14

9/10

26

9/10

38

9/10

36/40

3

9/10

15

8/10

27

9/10

39

9/10

35/40

4

9/10

16

8/10

28

9/10

40

9/10

35/40

5

9/10

17

9/10

29

9/10

41

9/10

36/40

6

7/10

18

9/10

30

7/10

42

7/10

30/40

7

7/10

19

1/10

31

7/10

43

7/10

22/40

8

7/10

20

7/10

32

7/10

44

7/10

28/40

9

7/10

21

8/10

33

7/10

45

7/10

29/40

10

5/10

22

8/10

34

5/10

46

5/10

23/40

11

9/10

23

9/10

35

9/10

47

9/10

36/40

12

9/10

24

8/10

36

9/10

48

9/10

35/40

  1. Высчитали среднюю арифметическую по всем М и занесли через косую черту для 1-й и 2-й части анкеты.

Таблица 4.2 - Ответный лист (для 2-х частей)

№ п/п

Балл

Ч. 1/Ч. 2

№ п/п

Балл

Ч. 1/Ч. 2

№ п/п

Балл

Ч. 1/Ч. 2

№ п/п

Балл

Ч. 1/Ч. 2

S

Ч. 1/Ч. 2

Mср

Ч. 1/Ч. 2

1

9/10

13

9/10

25

9/10

37

9/10

36/40

9/10

2

9/10

14

9/10

26

9/10

38

9/10

36/40

9/10

3

9/10

15

8/10

27

9/10

39

9/10

35/40

8,75/10

4

9/10

16

8/10

28

9/10

40

9/10

35/40

8,75/10

5

9/10

17

9/10

29

9/10

41

9/10

36/40

9/10

6

7/10

18

9/10

30

7/10

42

7/10

30/40

7,5/10

7

7/10

19

1/10

31

7/10

43

7/10

22/40

5,5/10

8

7/10

20

7/10

32

7/10

44

7/10

28/40

7/10

9

7/10

21

8/10

33

7/10

45

7/10

29/40

7,25/10

10

5/10

22

8/10

34

5/10

46

5/10

23/40

5,75/10

11

9/10

23

9/10

35

9/10

47

9/10

36/40

9/10

12

9/10

24

8/10

36

9/10

48

9/10

35/40

8,75/10

  1. С помощью Ключа рассчитаем М по семи шкалам, отдельно для 1-й части и 2-й части анкеты. Каждой М присвоим номер I –  для первой части, II – для второй части, а также укажем индексы шкал.

для 1-й части

для 2-й части

М I1 = 9 + 7 / 2 = 8

М II1 = 10 + 10 / 2 = 10

М I2 = 9 + 9 / 2 = 9

М II2 = 10 + 10 / 2 = 10

М I3 = 8,75

М II3 = 10

М I4 = 8,75

М II4 = 10

М I5 = 9 + 5,5 / 2 = 7,25

М II5 = 10 + 10 / 2 = 10

М I6 = 7,5 + 7,25 / 2 = 7,4

М II6= 10 + 10 / 2 = 10

М I7 = 5,75 + 8,75 / 2 = 7,25

М II7 = 10 + 10 / 2 = 10

  1. Определим степень субъективной привлекательности культуры корпорации для каждого человека путем нахождения разностей средних арифметических значений по всем шкалам между первой и второй частями анкеты, с помощью формулы (4.1) по семи шкалам:

 =  

 =  

 =  

 =  

 =  

 =  

 =  

  1. Вычислим интегральный показатель привлекательности труда (в нашем случае учебы) по всем шкалам, значение которого есть средняя арифметическая субъективной привлекательности культуры корпорации  (формула 4.2).

ВЫВОД: Интегральный  показатель привлекательности корпоративной культуры (Минтегр. привлек. культуры) равен – 1,9 и означает, что испытуемый незначительно не удовлетворен корпоративной культурой Колледжа.

Больше всего неудовлетворенность связана с такими аспектами корпоративной культуры как: мотивация (- 2,75) , организация учебы в Колледже (- 2,75), патриотизм (- 2,6) и содержание работы (- 2).

В меньшей степени не удовлетворен: потребностями в хороших взаимоотношениях, признании и личном авторитете  (по - 1,25)  и утилитарными потребностями (- 1).


[1] Данный вопрос необходимо понимать следующим образом. Студенты, при необходимости (например, выполнение действий, не связанных с учебным процессом, в частности уборкой, обеспечиваются инвентарем), а также в учебном заведении имеется столовая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие корпоративной культуры БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им. Т.К. Борисова»

Понятие «корпоративная культура» в последние годы все шире используется педагогическим сообществом. Это обусловлено тем, что в условиях рынка, система образования обязана формировать у специалистов/пр...

Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"

В данном разделе представлен лекционный материал по учебной дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики", содержащий авторский материал. Поможет студентам в изучении данной учебной дис...

Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"

Лекции по учебной дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики". Помогут студентам изучить, а преподавателям организовать и проводить занятия по указанной дисциплине....

Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"

Практическая работа № 1 по дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики"...

Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"

Практическая работа № 2 по дисциплине "Основы корпоративной культтуре и этике"...

Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"

Практическая работа № 3 по дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики"...

Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"

Практическая работа № 5 по дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики"...