Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"
учебно-методический материал
Практическая работа № 4 по дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практическая работа № 4 | 436.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое занятие № 4
«Диагностика поведенческих особенностей индивида»,
«Оценка привлекательности культуры и этики организации»
Цели:
Образовательная: систематизация, расширение и закрепление понимания этических и культурных аспектов организационного поведения;
Развивающая: освоение общих компетенций (ОК 1-9), формирование умений применять психодиагностику для выявления поведенческих особенностей индивида, оценки привлекательности культуры и этики организации;
Воспитательная: формирование и воспитание необходимых поведенческих особенностей личности в организации.
Ход выполнения практической работы № 4
Выполнение практической работы № 4 включает в себя 3 этапа:
- На первом этапе в соответствии с предложенной инструкцией, ответьте на вопросы теста «Этика поведения в организации». Обработайте и интерпретируйте, полученные результаты, сделайте вывод. На 1-й этап отводится – 10 мин.
- На втором этапе согласно предложенной инструкции, ответьте на вопросы теста «Удовлетворение учебой (работой)» Рослина Кунина. Обработайте и интерпретируйте, полученные результаты, сделайте вывод. На 2-й этап отводится – 10 мин.
- На третьем этапе согласно предложенной инструкции «Опросника привлекательности культуры корпорации (колледжа)», в тетради для практических работ заготовьте «Ответный лист» (таблица 4.2) и выполните 1 часть задания – 20 мин.
- Вновь заготовьте «Ответный лист» (таблица 4.2) и выполните 2-ю часть задания – 20 мин.
- Обработайте полученные результаты с помощью ключа, отдельно по 1-й части и отдельно по 2-ой части – 10 мин.
- Определите средние арифметические значения (М) по каждой шкале отдельно для первой и второй части опросника – 5 мин.
7.4. Определите степень субъективной привлекательности культуры корпорации для себя путем нахождения разностей средних арифметических значений по всем шкалам между первой и второй частями опросника – 5 мин.
- Вычислите интегральный показатель привлекательности труда (в нашем случае учебы) по всем шкалам, значение которого есть средняя арифметическая шкальных оценок всех опрошенных людей – 5 мин.
- Сделайте вывод по работе. Оформите отчет по проделанной работе и сдайте его на проверку преподавателю – 5 мин.
2. Задания к практическому занятию (см. этапы работы).
1-й этап: тест «Этика поведения в организации»
Цель: определить общий уровень этического поведения личности в организации.
Умения и навыки: овладение навыками психодиагностики, уровня этического поведения личности в организации.
Оборудование и наглядные пособия: тест «Этика поведения в организации», утверждения к тесту, «ключ» для обработки результатов, интерпретация.
Инструкция: Определите свою систему ценностей в нижеследующих ситуациях (утверждениях), используя такой код:
СС – совершенно согласен;
С – согласен;
НС – не согласен;
СНС – совершенно не согласен.
На данный момент Вы пока еще студенты, большинство из Вас (надеемся) будут через несколько лет работниками, представите, что это время уже настало, и Вы являетесь работниками организации.
Утверждения
- Не следует ожидать, что рабочие будут сообщать о своих ошибках руководству.
- Возможны случаи, когда руководитель должен игнорировать требования контракта и нарушать стандарты безопасности, чтобы справиться с делом.
- Не всегда возможно вести точную регистрацию расходов для отчетности, поэтому иногда необходимо давать примерные цифры.
- Бывают случаи, когда нужно скрыть неблагоприятную информацию от начальства.
- Нам следует делать так, как велят наши руководители, хотя мы можем сомневаться в правильности этих действий.
- Иногда необходимо заняться личными делами в рабочее время.
- Психологически иногда целесообразно задавать цели, немного превышающие норму, если это поможет стимулировать усилия работников.
- Я бы любыми способами узнал «желательную дату» отгрузки заказа, чтобы заполучить этот заказ.
- Можно пользоваться служебной линией связи для личных телефонных разговоров, когда ею не пользуется компания.
- Руководство должно быть ориентировано на конечную цель, поэтому цель обычно оправдывает средства.
- Если ради получения крупного контракта потребуется устройство банкета или легкая деформация политики компании, я дам на это разрешение.
- Без нарушения политики компании и существующих инструкций жить невозможно.
- Отчеты по контролю товарных запасов нужно составлять так, чтобы по полученным товарам фиксировались «нехватки», а не «излишки». (Этическая проблема здесь та же самая, что у кассы, когда кассир дает меньше сдачи).
- Использовать время от времени копировальную машину компании для личных или местных целей – вполне приемлемо.
- Унести домой то, что является собственностью компании (карандаши, бумага, ленты для пишущей машинки и т.д.) для личных нужд, - приемлемая дополнительная льгота.
Обработка и интерпретация результатов
Оценка ответов в баллах:
СНС – 0 баллов;
НС – 1 балл;
С – 2 балла;
СС – 3 балла.
Если Вы набрали в сумме:
0 – 5 баллов – Вы демонстрируете очень высокий этический уровень, но искренны ли Вы?
6 – 10 баллов – Высокий этический уровень.
11 – 15 баллов – Приемлемый этический уровень.
16 – 25 баллов – Средний этический уровень.
26 – 35 баллов – Требуется моральное совершенствование.
36 – 44 балла – Происходит быстрое «соскальзывание в пропасть».
45 баллов – Охраняйте ценные вещи от самого себя.
2-й этап: тест «Удовлетворение учебой (работой)» Рослина Кунина
Цель: определить степень удовлетворенности индивида учебой в образовательном учреждении.
Умения и навыки: овладение навыками психодиагностики степени удовлетворенности индивида в образовательном учреждении.
Оборудование и наглядные пособия: тест «Удовлетворение учебой (работой)» Рослина Кунина, вопросы теста, «ключ» для обработки результатов, интерпретация.
Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы теста, выбрав один из предложенных ответов «Да», «Не уверен» («Не всегда», «Не уверен», «Иногда» и т.п.), «Нет».
Вопросы теста
- Я знаю, что ожидает меня в процессе обучения (на работе) завтра, в ближайшем будущем?
а) «Да»;
б) «Не уверен»;
в) «Нет».
- Я имею материалы, оборудование и другие ресурсы, необходимые для того, чтобы учить (сделать свою работу) хорошо?
а) «Да»;
б) «Не всегда»;
в) «Нет».
- Меня похвалили за хорошую учебу (работу, достижение) в течение последних семи дней?
а) «Да»;
б) «Не уверен, можно ли назвать это похвалой»;
в) «Нет».
- Руководитель беспокоится обо мне на личном уровне, справляется, как мои дела и дела моей семьи?
а) «Да»;
б) «Иногда»;
в) «Нет».
- Я имею возможность развивать свои навыки, повышать знания?
а) «Да»;
б) «Иногда»;
в) «Нет».
- Мое мнение принимается во внимание, учитывается?
а) «Да»;
б) «Иногда»;
в) «Нет».
- Миссия колледжа (компании) близка и понятна мне, мое обучение (моя работа) согласуется с миссией?
а) «Да»;
б) «Не уверен»;
в) «Нет».
- Мои сокурсники (коллеги) и преподаватели (сотрудники) в целом лояльны к колледжу (компании)?
а) «Да»;
б) «Не уверен»;
в) «Нет».
- Я имею хорошего друга (подругу) в колледже (на работе)?
а) «Да»;
б) «Не уверен»;
в) «Нет».
- За последние шесть месяцев состоялся разговор, в ходе которого мое обучение (моя работа) анализировалось и было должным образом оценено?
а) «Да»;
б) «Не уверен, можно ли сказать, что «должным образом оценен»»;
в) «Нет».
Ключ и интерпретация полученных результатов
Ответы «Да» - оцениваться в 4 балла; «Не уверен» («Не всегда», «Не уверен», «Иногда» и т.п.) – оцениваются в 1 балл, ответы «Нет» - оцениваться 0 баллов.
Если испытуемый набрал:
от 36 до 40 баллов – это означает, что испытуемый очень удовлетворен обучением (работой) в учебном заведении (данной организации, компании);
от 28 до 35 баллов – это означает, что испытуемый достаточно удовлетворен обучением (работой) в учебном заведении (данной организации, компании);
от 20 до 27 баллов – это означает, что испытуемый частично удовлетворен обучением (работой) в учебном заведении (данной организации, компании);
от 12 до 19 баллов – это означает, что испытуемый очень слабо удовлетворен обучением (работой) в учебном заведении (данной организации, компании);
от 11 и ниже баллов – это означает, что испытуемый очень сильно не удовлетворен обучением (работой) в учебном заведении (данной организации, компании).
Кроме того, необходимо проанализировать сами вопросы и ответы на них, какие аспекты обучения (работы) влияют на степень удовлетворенности учебой (работой) в учебном заведении (данной организации). Прежде всего, удовлетворенный обучающийся (работник) знает свои ближайшие планы и перспективы, он имеет необходимые для обучения (работы) ресурсы и т.д.
3-й этап: анкетный опрос «Оценка привлекательности
культуры корпорации (колледжа)»
Цель: оценить наиболее важные факторы привлекательности культуры корпорации (колледжа), в частности, определить, чем именно не удовлетворены каждый отдельный студент и группа, в общем, и в каком направлении следует действовать администрации для повышения привлекательности учебы в образовательном учреждении.
Умения и навыки: овладение навыками оценки привлекательности культуры корпорации (колледжа) с помощью анкетного опроса.
Оборудование и наглядные пособия: анкетный опрос «Оценка привлекательности культуры корпорации (колледжа)»; пример ответного листа (таблица 4.1), ответный лист (таблица 4.2), вопросы анкеты в 2-х частях (таблица 4.3, для первой части и таблица 4.4, для второй части), ключи к анкете, формулы расчетов, интерпретация к анкете, инструкции к каждой части.
Инструкция:
1. «Перед вами анкета, которая содержит ряд суждений о различных аспектах вашей работы (учебы). Среди предложенных суждений нет плохих или хороших, они все важны, но для каждого человека по-своему. Для исследования важно ваше субъективное мнение по предложенным аспектам вашей работы (учебы).
В 1-ой части задания просим вас ответить на вопрос: «Насколько справедливы перечисленные ниже суждения для вашей работы (учебы) в данной корпорации (ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»), на данном рабочем месте (отделении, в вашей группе)?»
Вам следует оценить по 10-балльной шкале степень справедливости перечисленных суждений для вашей работы (учебы) в данном коллективе (отделении) на данном рабочем месте (студенческой группе).
Причем 10 баллов – это суждение абсолютно, на 100%, справедливо, то есть оцениваемый фактор постоянно присутствует. Если же, хотя и очень редко, данный фактор или качество работы (учебы) не обнаруживается, то следует ставить 9 баллов и т.д., до 1, что означает полное отсутствие данного аспекта в вашей работе (учебе), то есть, так никогда не бывает.
В своих ответах будьте самостоятельны, постарайтесь выразить свое, личное мнение, ничего не пропускайте.
Для ответа вам необходимо в тетради для практических работ заготовить «Ответный лист» (таблица 4.2) и вписать в соответствующую графу ответного листа тот балл, который выражает ваше личное мнение по данному суждению (см. пример заполнения ответного листа – таблица 4.1).
Таблица 4.1 - Пример заполнения ответного листа
Суждение о работе | Абсолютно справедливо | Никогда так не бывает | ||||||||
10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
1. Работа (учеба) разнообразная, в ней всегда есть что-то новое и интересное | 7 |
Таблица 4.2 - Ответный лист (для 2-х частей)
№ п/п | Балл Ч. 1/Ч. 2 | № п/п | Балл Ч. 1/Ч. 2 | № п/п | Балл Ч. 1/Ч. 2 | № п/п | Балл Ч. 1/Ч. 2 | S Ч. 1/Ч. 2 | Mср Ч. 1/Ч. 2 |
1 | 13 | 25 | 37 | ||||||
2 | 14 | 26 | 38 | ||||||
3 | 15 | 27 | 39 | ||||||
4 | 16 | 28 | 40 | ||||||
5 | 17 | 29 | 41 | ||||||
6 | 18 | 30 | 42 | ||||||
7 | 19 | 31 | 43 | ||||||
8 | 20 | 32 | 44 | ||||||
9 | 21 | 33 | 45 | ||||||
10 | 22 | 34 | 46 | ||||||
11 | 23 | 35 | 47 | ||||||
12 | 24 | 36 | 48 |
1 часть
«Насколько справедливы перечисленные ниже суждения для вашей работы (учебы) в данной корпорации (ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»), на данном рабочем месте (отделении, в вашей группе)?»
Таблица 4.3 - Суждения о вашей работе (учебе) в данной
корпорации (колледже),
на данном рабочем месте (отделении, в вашей группе)
Суждение о работе | Абсолютно справедливо | Никогда так не бывает | ||||||||
10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
1. Работа (учеба) разнообразная, в ней всегда есть что-то новое и интересное | ||||||||||
2. Хорошие, безвредные для человека, санитарно-гигиенические условия труда (учебы) | ||||||||||
3. В коллективе (студенческой группе) теплые и дружеские взаимоотношения между людьми | ||||||||||
4. О моей работе (учебе) не стыдно рассказать друзьям и знакомым | ||||||||||
5. Работа (учеба) позволяет мне проявить свою индивидуальность, свои лучшие качества | ||||||||||
6. В корпорации (студенческой группе) каждый сотрудник (студент) лично заинтересован в росте производительности (учебе) и качестве своего труда (отличной или хорошей учебе) | ||||||||||
7. Все сотрудники (студенты) обладают достаточной информацией о том, что делается по всей корпорации (колледже, отделении), о ее целях и планах развития | ||||||||||
8. Работа (учеба) простая, не требует специальной подготовки | ||||||||||
9. Все сотрудники (студенты, работники колледжа) нацелены на достижение целей корпорации (колледжа) | ||||||||||
10. Перед каждым подразделением (студенческой группой, отделением) всегда ставятся конкретные цели и задачи | ||||||||||
11.Месячная зарплата (стипендия) превышает прожиточный минимум (стипендию в других колледжах) | ||||||||||
12. Я не знаю, чего конкретно ждет от меня и соей работы (учебы) руководство (преподаватели, классный руководитель, администрация) | ||||||||||
13. Работа (учеба) требует специальной подготовки (постоянной подготовки к занятиям) и знания новейших достижений в своей области (учебе) | ||||||||||
14. Работа (учеба) безопасная, не угрожает здоровью и жизни | ||||||||||
15. Более опытные и старшие сотрудники (студенты старших курсов, преподаватели) постоянно оказывают поддержку менее опытным и молодым сотрудникам (студентам младших курсов) | ||||||||||
16. Моя работа (учеба) является важной для деятельности корпорации (колледжа) | ||||||||||
17. Есть возможность поработать (учиться) на различных рабочих местах, операциях, освоить смежные профессии и тем самым повысить свою квалификацию | ||||||||||
18. Каждый сотрудник (студент) ищет способы снижения непроизводительных затрат (в данном случае плохой учебы) в своей работе (учебе) | ||||||||||
19. Рядовые сотрудники (в данном случае преподаватели, секретари, другие работники, иногда студенты) постоянно участвуют в обсуждении и принятии решений руководства по развитию корпорации (колледжа) | ||||||||||
20. Работа (учеба) легкая, не вызывает физического и умственного переутомления | ||||||||||
21. Если возникают какие-либо проблемы в жизни корпорации (колледжа), все, и руководство, и рядовой персонал (в нашем случае и студенты), сплачивается для их решения | ||||||||||
22. В нашем подразделении (колледже, студенческой группе) отсутствует сверхурочная работа (более 8 час, в день, а в нашем случае более 4-х пар в день) и работа в выходные дни (учеба в выходные дни, исключением являются – перенесенные праздники) | ||||||||||
23. Выплата зарплаты (стипендии) происходит без задержек | ||||||||||
24. Никто из сотрудников (студентов) не знает критериев, по которым оценивается их работа (учеба) | ||||||||||
25. Работа (учеба) заставляет думать, требует творческого подхода | ||||||||||
26. Хорошее помещение для работы (учебы), удобная мебель и современное оборудование | ||||||||||
27. В коллективе (студенческой группе) отсутствуют скрытые взаимоотношения и борьба сотрудников (студентов) между собой | ||||||||||
28. Профессиональная квалификация и компетентность (в нашем случае отличная и хорошая учеба) сотрудника (студента) являются главными при повышении его в должности (в нашем случае наделение какой-либо ответственной роли, например – рекомендации, выступить на конференции, конкурсе и т.д.) | ||||||||||
29. За более производительную и качественную работу (отличную и хорошую учебу) сотрудники (студенты), как правило, получают более высокую зарплату (стипендию, в нашем случае не только повышенную стипендию, но и дополнительные денежные выплаты) | ||||||||||
30. Большинство работников (студентов) лично заинтересованы в повышении прибыли всей корпорации (в нашем случае колледжа, отделения, группы) | ||||||||||
31. Мнение руководства (в нашем случае классного руководителя, преподавателей, администрации) в глазах коллектива (студентов) имеет силу не обсуждаемого закона | ||||||||||
32. Условия работы (учебы) позволяют выбрать удобный для себя темп, интенсивность работы (учебы) | ||||||||||
33. Большинство сотрудников (в нашем случае преподавателей, специалистов, секретарей и т.д.) считают, что их личное благосостояние связано с ростом благосостояния корпорации (колледжа) | ||||||||||
34. Работа (учеба) в коллективе (студенческой группе) всегда идет по заранее известному плану и графику (в нашем случае известному заданию и расписанию) | ||||||||||
35. Сотрудники (студенты) обеспечиваются спецодеждой и питанием во время работы (учебы)[1] | ||||||||||
36. Большинство из сотрудников (студентов) не уверены, будут ли они и завтра здесь работы (в нашем случае не уверены в том, будет ли и далее существовать учебное заведение) | ||||||||||
37. Работа (учеба) требует физического, эмоционального и умственного напряжения | ||||||||||
38. Я имею свое, благоустроенное рабочее место (в нашем случае каждая группа занимается в отдельной аудитории, каждый студент имеет отдельное место за учебным столом, отдельный стул) | ||||||||||
39. Руководство (в нашем случае, классный руководитель) постоянно устраивает в выходные и праздничные дни различные мероприятия (вечера отдыха, выезд за город и пр.), в которых могут участвовать все сотрудники (студенты) | ||||||||||
40. Руководство (преподаватели, классный руководитель и т.д.) ценит меня как специалиста (студента) | ||||||||||
41. Мой непосредственный руководитель (классный руководитель) всегда интересуется результатами моей работы (учебы) | ||||||||||
42. Большинство сотрудников (в нашем случае работники колледжа, отделения) готовы вложить часть своей зарплаты в будущее развитие корпорации (колледжа, отделения) | ||||||||||
43. В корпорации (в нашем случае колледже) существуют нормы и правила, препятствующие максимально полной реализации в работе (учебе) физического и интеллектуального потенциала персонала (в нашем случае студентов) | ||||||||||
44. Работа (учеба) не накладывает большой ответственности | ||||||||||
45. Все сотрудники (в нашем случае работники колледжа, а также студенты) понимают необходимость формирования команды и хороших взаимоотношений в корпорации (колледже и студенческих группах) | ||||||||||
46. Работа (учеба) сотрудников (студентов) регламентируется контрактом и должностной инструкцией (в нашем случае договором о предоставлении образовательных услуг между студентом и колледжем, в котором также оговорены обязанности студентов, и других документах) | ||||||||||
47. Корпорация (колледж) ежегодно предоставляет сотрудникам (студентам) полноценный и оплачиваемый отпуск (в нашем случае полноценные летние каникулы и выплата стипендии (если студент назначен на нее) за летний период) | ||||||||||
48. Порядочность сотрудника (студента), качество (отличная или хорошая учеба) и стаж (курс) работы (обучения) не гарантируют его от увольнения (отчисления) |
2. Во 2-ой части задания используются те же суждения, но теперь вам следует ответить на вопрос: «Если бы у вас появилась возможность сменить эту работу (учебу), то вы выбрали бы ту (в нашем случае то учебное заведение), в которой (котором)….»
Для ответа вам также необходимо в тетради для практических работ заготовить еще один «Ответный лист» (таблица 4.2) (можно использовать и предыдущий, например, разделив чертой) и вписать в соответствующую графу ответного листа тот балл, который выражает ваше личное мнение по данному суждению (см. пример заполнения ответного листа – таблица 4.1).
При заполнении второй части задания вам следует, прежде всего, ориентироваться на свои личные желания и интересы, то есть Вам следует отметить в 10-балльной шкале степень важности, привлекательности лично для Вас перечисленные аспекты работы (учебы).
В своих ответах будьте самостоятельны, постарайтесь выразить свое, личное мнение, ничего не пропускайте.
2-я часть.
«Если бы у вас появилась возможность сменить эту работу (учебу), то вы выбрали бы ту (в нашем случае то учебное заведение), в которой (котором)….»
Таблица 4.4 - Суждения о работе (учебе) в другой корпорации
(учебном заведении), на другом рабочем месте
(другом отделении, в другой группе)
Суждение о работе | Абсолютно справедливо | Никогда так не бывает | ||||||||
10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
1. Работа (учеба) разнообразная, в ней всегда есть что-то новое и интересное | ||||||||||
2. Хорошие, безвредные для человека, санитарно-гигиенические условия труда (учебы) | ||||||||||
3. В коллективе (студенческой группе) теплые и дружеские взаимоотношения между людьми | ||||||||||
4. О моей работе (учебе) не стыдно рассказать друзьям и знакомым | ||||||||||
5. Работа (учеба) позволяет мне проявить свою индивидуальность, свои лучшие качества | ||||||||||
6. В корпорации (студенческой группе) каждый сотрудник (студент) лично заинтересован в росте производительности (учебе) и качестве своего труда (отличной или хорошей учебе) | ||||||||||
7. Все сотрудники (студенты) обладают достаточной информацией о том, что делается по всей корпорации (учебном заведении), о ее целях и планах развития | ||||||||||
8. Работа (учеба) простая, не требует специальной подготовки | ||||||||||
9. Все сотрудники (студенты, работники учебного заведения) нацелены на достижение целей корпорации (учебного заведения) | ||||||||||
10. Перед каждым подразделением (студенческой группой, отделением) всегда ставятся конкретные цели и задачи | ||||||||||
11. Месячная зарплата (стипендия) превышает прожиточный минимум (стипендию в других учебных заведениях) | ||||||||||
12. Я не знаю, чего конкретно ждет от меня и соей работы (учебы) руководство (преподаватели, классный руководитель, администрация) | ||||||||||
13. Работа (учеба) требует специальной подготовки (постоянной подготовки к занятиям) и знания новейших достижений в своей области (учебе) | ||||||||||
14. Работа (учеба) безопасная, не угрожает здоровью и жизни | ||||||||||
15. Более опытные и старшие сотрудники (студенты старших курсов, преподаватели) постоянно оказывают поддержку менее опытным и молодым сотрудникам (студентам младших курсов) | ||||||||||
16. Моя работа (учеба) является важной для деятельности корпорации (учебного заведения) | ||||||||||
17. Есть возможность поработать (учиться) на различных рабочих местах, операциях, освоить смежные профессии и тем самым повысить свою квалификацию | ||||||||||
18. Каждый сотрудник (студент) ищет способы снижения непроизводительных затрат (в данном случае плохой учебы) в своей работе (учебе) | ||||||||||
19. Рядовые сотрудники (в данном случае преподаватели, секретари, другие работники, иногда студенты) постоянно участвуют в обсуждении и принятии решений руководства по развитию корпорации (учебного заведения) | ||||||||||
20. Работа (учеба) легкая, не вызывает физического и умственного переутомления | ||||||||||
21. Если возникают какие-либо проблемы в жизни корпорации (учебного заведения), все, и руководство, и рядовой персонал (в нашем случае и студенты), сплачивается для их решения | ||||||||||
22. В нашем подразделении (учебном заведении, студенческой группе) отсутствует сверхурочная работа (более 8 час, в день, а в нашем случае более 4-х пар в день) и работа в выходные дни (учеба в выходные дни, исключением являются – перенесенные праздники) | ||||||||||
23. Выплата зарплаты (стипендии) происходит без задержек | ||||||||||
24. Никто из сотрудников (студентов) не знает критериев, по которым оценивается их работа (учеба) | ||||||||||
25. Работа (учеба) заставляет думать, требует творческого подхода | ||||||||||
26. Хорошее помещение для работы (учебы), удобная мебель и современное оборудование | ||||||||||
27. В коллективе (студенческой группе) отсутствуют скрытые взаимоотношения и борьба сотрудников (студентов) между собой | ||||||||||
28. Профессиональная квалификация и компетентность (в нашем случае отличная и хорошая учеба) сотрудника (студента) являются главными при повышении его в должности (в нашем случае наделение какой-либо ответственной роли, например – рекомендации, выступить на конференции, конкурсе и т.д.) | ||||||||||
29. За более производительную и качественную работу (отличную и хорошую учебу) сотрудники (студенты), как правило, получают более высокую зарплату (стипендию, другие дополнительные денежные выплаты) | ||||||||||
30. Большинство работников (студентов) лично заинтересованы в повышении прибыли всей корпорации (учебного заведения, группы) | ||||||||||
31. Мнение руководства (классного руководителя, преподавателей, администрации) в глазах коллектива (студентов) имеет силу не обсуждаемого закона | ||||||||||
32. Условия работы (учебы) позволяют выбрать удобный для себя темп, интенсивность работы (учебы) | ||||||||||
33. Большинство сотрудников (преподавателей, специалистов, секретарей и т.д.) считают, что их личное благосостояние связано с ростом благосостояния корпорации (учебного заведения) | ||||||||||
34. Работа (учеба) в коллективе (студенческой группе) всегда идет по заранее известному плану и графику (известному заданию и расписанию) | ||||||||||
35. Сотрудники (студенты) обеспечиваются спецодеждой и питанием во время работы (учебы) | ||||||||||
36. Большинство из сотрудников (студентов) не уверены, будут ли они и завтра здесь работы (не уверены в том, будет ли и далее существовать учебное заведение) | ||||||||||
37. Работа (учеба) требует физического, эмоционального и умственного напряжения | ||||||||||
38. Я имею свое, благоустроенное рабочее место (каждая группа занимается в отдельной аудитории, каждый студент имеет отдельное место за учебным столом, отдельный стул) | ||||||||||
39. Руководство (классный руководитель) постоянно устраивает в выходные и праздничные дни различные мероприятия (вечера отдыха, выезд за город и пр.), в которых могут участвовать все сотрудники (студенты) | ||||||||||
40. Руководство (преподаватели, классный руководитель и т.д.) ценит меня как специалиста (студента) | ||||||||||
41. Мой непосредственный руководитель (классный руководитель) всегда интересуется результатами моей работы (учебы) | ||||||||||
42. Большинство сотрудников (работники учебного заведения) готовы вложить часть своей зарплаты в будущее развитие корпорации (учебного заведения) | ||||||||||
43. В корпорации (учебном заведении) существуют нормы и правила, препятствующие максимально полной реализации в работе (учебе) физического и интеллектуального потенциала персонала (студентов) | ||||||||||
44. Работа (учеба) не накладывает большой ответственности | ||||||||||
45. Все сотрудники (работники учебного заведения, а также студенты) понимают необходимость формирования команды и хороших взаимоотношений в корпорации (учебном заведении и студенческих группах) | ||||||||||
46. Работа (учеба) сотрудников (студентов) регламентируется контрактом и должностной инструкцией (договором о предоставлении образовательных услуг между студентом и учебным заведением, в котором также оговорены обязанности студентов, и других документах) | ||||||||||
47. Корпорация (учебное заведение) ежегодно предоставляет сотрудникам (студентам) полноценный и оплачиваемый отпуск (полноценные летние каникулы и выплата стипендии (если студент назначен на нее) за летний период) | ||||||||||
48. Порядочность сотрудника (студента), качество (отличная или хорошая учеба) и стаж (курс) работы (обучения) не гарантируют его от увольнения (отчисления) |
Ключ и обработка результатов
Ключ
Для удобства обработки все изучаемые факторы культуры сведены в следующие шкалы, которые даны в ответном листе построчно (см. таблицу 4.2).
1-я шкала. Содержание работы:
1.1. Потребность в творческой и напряженной работе (учебе): № - 1, 13, 25, 37.
1.2. Потребность в простой работе (учебе): № - 8, 20, 32, 44.
2-я шкала. Утилитарная потребность:
2.1. Хорошие условия труда (учебы): № - 2, 14, 26, 38.
2.2. Материальное и финансовое обеспечение труда (учебы): № - 11, 23, 35, 47.
3-я шкала. Потребность в хороших взаимоотношения: № - 3, 15, 27, 39.
4-я шкала. Потребность в признании, в личном авторитете: № 4, 16, 28, 40.
5-я шкала. Мотивация:
5.1. Трудовая (учебная) мотивация работника (студента): № - 5, 17, 29, 41.
5.2. Участие персонала (работников и студентов) в управлении: № - 7, 19, 31, 43.
6-я шкала. Патриотизм:
6.1. Потребность в успехах корпорации: № - 6, 18, 30, 42.
6.2. Сплоченность коллектива (работников и студентов) корпорации: № - 9, 21, 33, 45.
7-я шкала. Организация труда (учебы) в корпорации (учебном заведении):
7.1. Определенность в корпорации труда (учебы): № - 10, 22, 34, 46.
7.2. Неопределенность в работе (учебе): № 12, 24, 36, 48.
Для обработки полученных результатов следует:
1. Определить средние арифметические значения (М) по каждой шкале отдельно для первой и второй части анкеты. (Смотри пример нахождения средней арифметической значения () по 1-ой шкале. «Содержание работы»).
- Определить степень субъективной привлекательности культуры корпорации путем нахождения разностей средних арифметических значений по всем шкалам между первой и второй частями анкеты, с помощью следующей формулы (4.1):
= (4.1)
где - это среднее арифметическое значение по первой части (отдельно находятся по всем шкалам);
- это среднее арифметическое значение по второй части (также отдельно находятся по всем шкалам).
Здесь важное значение имеют величина разности и знак:
- отрицательные значения интерпретируются как неудовлетворенность, непривлекательность тех или иных аспектов культуры корпорации;
- положительные – как привлекательность для человека данного аспекта культуры труда (в нашем случае учебы) в корпорации (в нашем случае учебном заведении).
3. Вычислить интегральный показатель привлекательности труда (в нашем случае учебы) по всем шкалам, значение которого есть средняя арифметическая шкальных оценок (формула 4.2).
(4.2)
где - общая степень субъективной привлекательности культуры корпорации (учебного заведения) студента;
- степень субъективной привлекательности культуры корпорации (учебного заведения) по 1-й шкале;
- степень субъективной привлекательности культуры корпорации (учебного заведения) по 2-й шкале (аналогично вычисляем по всем 7-ми шкалам);
n – количество шкал (т.е. 7).
Мера рассеивания шкальных оценок в индивидуальных ответах может служить дополнительным показателем уровня сплоченности, единства мнений в коллективе персонал (студенческой группе).
В корпорациях с сильной культурой различия в оценках минимальны и не значительны.
Предложенный подход к оценке культуры корпорации позволяет достаточно точно определить, чем именно не удовлетворены каждый отдельный человек или подразделение (в нашем случае группа) и в каком направлении следует действовать администрации для повышения привлекательности труда (в нашем случае учебы) в корпорации (в нашем случае колледже).
4. Напишите общий вывод.
Пример нахождения средней арифметической
значения () по 1-ой шкале. Содержание работы:
Сначала необходимо подсчитать общую сумму баллов (по шкале 1.1.) в первом ответном листе, по следующей формуле (4.3):
где – это количество баллов выставленных испытуемым на вопрос № 1;
- это количество баллов выставленных испытуемым на вопрос № 13;
- это количество баллов выставленных испытуемым на вопрос № 25;
- это количество баллов выставленных испытуемым на вопрос № 37.
Рассчитаем с помощью ключа показатель «Потребность в творческой и напряженной работе (учебе)». Если вы вопрос 1 оценили в 9 баллов, вопрос 13 – в 10 баллов, вопрос 25 – 10 баллов, вопрос 37 в 9 баллов (шкала 1.1.), то:
- Затем определим среднее арифметическое значение по шкале 1.1. - по формуле (4.4):
(4.4)
где - это общая сумма баллов по шкале 1.1. «Потребность в творческой и напряженной работе»;
4 – количество вопросов
- Затем необходимо подсчитать общую сумму баллов в первом ответном листе, по следующей формуле (4.5):
где – это количество баллов выставленных испытуемым на вопрос № 8;
- это количество баллов выставленных испытуемым на вопрос № 20;
- это количество баллов выставленных испытуемым на вопрос № 32;
- это количество баллов выставленных испытуемым на вопрос № 44.
Рассчитаем с помощью ключа показатель «Потребность в простой работе (учебе)». Если вы вопрос 8 оценили в 1 баллов, вопрос 20 – в 2 балла, вопрос 32 – 4 баллов, вопрос 44 в 2 баллов (шкала 1.2.), то:
- Затем определим среднее арифметическое значение по шкале 1.2. - по формуле (4.6):
(4.6)
где - это общая сумма баллов по шкале 1.2. «Потребность в простой работе»;
4 – количество вопросов
1.5 Найдем среднее арифметическое значение () в первом ответном листе по 1-ой шкале, по следующей формуле (4.7):
(4.7)
ПРИМЕР выполнения
3-го этапа: анкетный опрос «Оценка привлекательности
культуры корпорации (колледжа)»
- Сначала ответили на вопросы 1-й части анкетного опроса и занесли ответы в таблицу (см – Ответный лист). Затем ответили на вопросы 2-й части и также через косую черту занесли ответы в таблицу (см – Ответный лист).
Таблица 4.2 - Ответный лист (для 2-х частей)
№ п/п | Балл Ч. 1/Ч. 2 | № п/п | Балл Ч. 1/Ч. 2 | № п/п | Балл Ч. 1/Ч. 2 | № п/п | Балл Ч. 1/Ч. 2 | S Ч. 1/Ч. 2 | Mср Ч. 1/Ч. 2 |
1 | 9/10 | 13 | 9/10 | 25 | 9/10 | 37 | 9/10 | ||
2 | 9/10 | 14 | 9/10 | 26 | 9/10 | 38 | 9/10 | ||
3 | 9/10 | 15 | 8/10 | 27 | 9/10 | 39 | 9/10 | ||
4 | 9/10 | 16 | 8/10 | 28 | 9/10 | 40 | 9/10 | ||
5 | 9/10 | 17 | 9/10 | 29 | 9/10 | 41 | 9/10 | ||
6 | 7/10 | 18 | 9/10 | 30 | 7/10 | 42 | 7/10 | ||
7 | 7/10 | 19 | 1/10 | 31 | 7/10 | 43 | 7/10 | ||
8 | 7/10 | 20 | 7/10 | 32 | 7/10 | 44 | 7/10 | ||
9 | 7/10 | 21 | 8/10 | 33 | 7/10 | 45 | 7/10 | ||
10 | 5/10 | 22 | 8/10 | 34 | 5/10 | 46 | 5/10 | ||
11 | 9/10 | 23 | 9/10 | 35 | 9/10 | 47 | 9/10 | ||
12 | 9/10 | 24 | 8/10 | 36 | 9/10 | 48 | 9/10 |
- Посчитали сумму баллов по каждой строке и занесли ответ в колонку «S», также через косую черту для 1-й и 2-й части анкеты.
Таблица 4.2 - Ответный лист (для 2-х частей)
№ п/п | Балл Ч. 1/Ч. 2 | № п/п | Балл Ч. 1/Ч. 2 | № п/п | Балл Ч. 1/Ч. 2 | № п/п | Балл Ч. 1/Ч. 2 | S Ч. 1/Ч. 2 | Mср Ч. 1/Ч. 2 |
1 | 9/10 | 13 | 9/10 | 25 | 9/10 | 37 | 9/10 | 36/40 | |
2 | 9/10 | 14 | 9/10 | 26 | 9/10 | 38 | 9/10 | 36/40 | |
3 | 9/10 | 15 | 8/10 | 27 | 9/10 | 39 | 9/10 | 35/40 | |
4 | 9/10 | 16 | 8/10 | 28 | 9/10 | 40 | 9/10 | 35/40 | |
5 | 9/10 | 17 | 9/10 | 29 | 9/10 | 41 | 9/10 | 36/40 | |
6 | 7/10 | 18 | 9/10 | 30 | 7/10 | 42 | 7/10 | 30/40 | |
7 | 7/10 | 19 | 1/10 | 31 | 7/10 | 43 | 7/10 | 22/40 | |
8 | 7/10 | 20 | 7/10 | 32 | 7/10 | 44 | 7/10 | 28/40 | |
9 | 7/10 | 21 | 8/10 | 33 | 7/10 | 45 | 7/10 | 29/40 | |
10 | 5/10 | 22 | 8/10 | 34 | 5/10 | 46 | 5/10 | 23/40 | |
11 | 9/10 | 23 | 9/10 | 35 | 9/10 | 47 | 9/10 | 36/40 | |
12 | 9/10 | 24 | 8/10 | 36 | 9/10 | 48 | 9/10 | 35/40 |
- Высчитали среднюю арифметическую по всем М и занесли через косую черту для 1-й и 2-й части анкеты.
Таблица 4.2 - Ответный лист (для 2-х частей)
№ п/п | Балл Ч. 1/Ч. 2 | № п/п | Балл Ч. 1/Ч. 2 | № п/п | Балл Ч. 1/Ч. 2 | № п/п | Балл Ч. 1/Ч. 2 | S Ч. 1/Ч. 2 | Mср Ч. 1/Ч. 2 |
1 | 9/10 | 13 | 9/10 | 25 | 9/10 | 37 | 9/10 | 36/40 | 9/10 |
2 | 9/10 | 14 | 9/10 | 26 | 9/10 | 38 | 9/10 | 36/40 | 9/10 |
3 | 9/10 | 15 | 8/10 | 27 | 9/10 | 39 | 9/10 | 35/40 | 8,75/10 |
4 | 9/10 | 16 | 8/10 | 28 | 9/10 | 40 | 9/10 | 35/40 | 8,75/10 |
5 | 9/10 | 17 | 9/10 | 29 | 9/10 | 41 | 9/10 | 36/40 | 9/10 |
6 | 7/10 | 18 | 9/10 | 30 | 7/10 | 42 | 7/10 | 30/40 | 7,5/10 |
7 | 7/10 | 19 | 1/10 | 31 | 7/10 | 43 | 7/10 | 22/40 | 5,5/10 |
8 | 7/10 | 20 | 7/10 | 32 | 7/10 | 44 | 7/10 | 28/40 | 7/10 |
9 | 7/10 | 21 | 8/10 | 33 | 7/10 | 45 | 7/10 | 29/40 | 7,25/10 |
10 | 5/10 | 22 | 8/10 | 34 | 5/10 | 46 | 5/10 | 23/40 | 5,75/10 |
11 | 9/10 | 23 | 9/10 | 35 | 9/10 | 47 | 9/10 | 36/40 | 9/10 |
12 | 9/10 | 24 | 8/10 | 36 | 9/10 | 48 | 9/10 | 35/40 | 8,75/10 |
- С помощью Ключа рассчитаем М по семи шкалам, отдельно для 1-й части и 2-й части анкеты. Каждой М присвоим номер I – для первой части, II – для второй части, а также укажем индексы шкал.
для 1-й части | для 2-й части |
М I1 = 9 + 7 / 2 = 8 | М II1 = 10 + 10 / 2 = 10 |
М I2 = 9 + 9 / 2 = 9 | М II2 = 10 + 10 / 2 = 10 |
М I3 = 8,75 | М II3 = 10 |
М I4 = 8,75 | М II4 = 10 |
М I5 = 9 + 5,5 / 2 = 7,25 | М II5 = 10 + 10 / 2 = 10 |
М I6 = 7,5 + 7,25 / 2 = 7,4 | М II6= 10 + 10 / 2 = 10 |
М I7 = 5,75 + 8,75 / 2 = 7,25 | М II7 = 10 + 10 / 2 = 10 |
- Определим степень субъективной привлекательности культуры корпорации для каждого человека путем нахождения разностей средних арифметических значений по всем шкалам между первой и второй частями анкеты, с помощью формулы (4.1) по семи шкалам:
=
=
=
=
=
=
=
- Вычислим интегральный показатель привлекательности труда (в нашем случае учебы) по всем шкалам, значение которого есть средняя арифметическая субъективной привлекательности культуры корпорации (формула 4.2).
ВЫВОД: Интегральный показатель привлекательности корпоративной культуры (Минтегр. привлек. культуры) равен – 1,9 и означает, что испытуемый незначительно не удовлетворен корпоративной культурой Колледжа.
Больше всего неудовлетворенность связана с такими аспектами корпоративной культуры как: мотивация (- 2,75) , организация учебы в Колледже (- 2,75), патриотизм (- 2,6) и содержание работы (- 2).
В меньшей степени не удовлетворен: потребностями в хороших взаимоотношениях, признании и личном авторитете (по - 1,25) и утилитарными потребностями (- 1).
[1] Данный вопрос необходимо понимать следующим образом. Студенты, при необходимости (например, выполнение действий, не связанных с учебным процессом, в частности уборкой, обеспечиваются инвентарем), а также в учебном заведении имеется столовая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие корпоративной культуры БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им. Т.К. Борисова»
Понятие «корпоративная культура» в последние годы все шире используется педагогическим сообществом. Это обусловлено тем, что в условиях рынка, система образования обязана формировать у специалистов/пр...
Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"
В данном разделе представлен лекционный материал по учебной дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики", содержащий авторский материал. Поможет студентам в изучении данной учебной дис...
Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"
Лекции по учебной дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики". Помогут студентам изучить, а преподавателям организовать и проводить занятия по указанной дисциплине....
Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"
Практическая работа № 1 по дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики"...
Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"
Практическая работа № 2 по дисциплине "Основы корпоративной культтуре и этике"...
Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"
Практическая работа № 3 по дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики"...
Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"
Практическая работа № 5 по дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики"...