Формирование и развитие корпоративной культуры БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им. Т.К. Борисова»
статья на тему

Понятие «корпоративная культура» в последние годы все шире используется педагогическим сообществом. Это обусловлено тем, что в условиях рынка, система образования обязана формировать у специалистов/профессионалов готовность к деятельности, направленной на достижение корпоративных целей, корпоративных интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korportivnaya_kultura_mpk.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие  корпоративной культуры БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им. Т.К. Борисова»

 

Корпоративная культура – это совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей.

Понятие «корпоративная культура» в последние годы все шире используется педагогическим сообществом. Это обусловлено тем, что в условиях рынка, когда значительная часть социальных и профессиональных объединений строит свою деятельность на основе корпоративных отношений, система образования обязана формировать у специалистов/профессионалов готовность к деятельности, направленной на достижение корпоративных целей, корпоративных интересов. Кроме того, сами образовательные учреждения, получившие немалые права и относительную экономическую самостоятельность, являются субъектами конкуренции, т.е. вынуждены отстаивать свои «частные» интересы на рынке образовательных услуг.  

 Анализ литературы по изучаемой проблематике показал, что корпоративная культура в образовательном учреждении обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом, поскольку, несет в себе некую систему ценностей. Для того чтобы корпоративная культура образовательного учреждения была стабильно направлена на результативность и эффективной, необходимо развивать активное взаимодействие между руководителем и сотрудниками для принятия корпоративных ценностей, достижения единой цели. Сплоченный, творческий, активный педагогический коллектив - источник соблюдения и развития традиций, установления норм поведения, передачи духовных и материальных ценностей своим воспитанникам и молодым педагогам образовательного учреждения.

Особый интерес представляют результаты практического исследования уровня корпоративной культуры БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им.Т.К. Борисова», которое проходило в апреле 2015 года.

Цель исследования: определение уровня корпоративной культуры БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им.Т.К. Борисова»

Задачи:

1. Провести диагностику уровня корпоративной культуры БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им.Т.К. Борисова».

2. Наметить пути совершенствования корпоративной культуры БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им.Т.К. Борисова».

В исследовании  приняли участие педагоги и  сотрудники  колледжа.

Исследование проходило в форме анкетирования. Каждый из приведенных суждений подразумевает ответ в виде балловой шкалы от 0 до 10.Чем выше балл, тем выше удовлетворенность данным элементом.  

 Индекс «ОК» (организационная культура) в соответствии с интерпретацией анкеты определяется по общей сумме  по общей сумме  полученных баллов. Наибольшее количество баллов - 290, наименьшее  - 0.  Показатели свидетельствуют о следующем уровне «ОК».

 Общий показатель свыше 175 баллов свидетельствует  о положительной направленности организационной культуры.

По мнению большинства опрошенных, которые составляют 71 %, корпоративная культура в колледже находится на высоком уровне. 28 % -  определяют уровень развития как средний. 1%  - оценили культуру колледжа как имеющую тенденцию к  деградации, что свидетельствует скорее  о проблемах данного респондента в межличностном общении в коллективе. Следовательно, руководству колледжа необходимо уделить внимание социально-психологическому климату в коллективе, что непосредственно является важной характеристикой корпоративной культуры.

Данные, полученные в результате анализа проведенного анкетирования представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Таким образом, общий показатель свидетельствует о положительной направленности организационной культуры колледжа.

Подробный анализ ответов работников колледжа позволил выявить узкие места и показатели, по которым они определили тот или иной уровень. Узкие места «ОК» определяются  по средним величинам секций: работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль. Показатели в баллах по секциям свидетельствуют о следующем состоянии в коллективе: от 9 до 10 - великолепное; от 6 до 8 – мажорное; 4-5 - заметное уныние, 1-3 – упадочное.

Исследование показало, что общее состояние в коллективе по всем секциям мажорное, работники в целом удовлетворены атмосферой в коллективе. Своевременно принятые меры могут воспрепятствовать сползанию предприятия в кризисное состояние.

Хотелось бы отметить, что колледж достойно выдерживает конкуренцию, привлекает всё больше инноваций, что обеспечивает ему популярность, престиж и стабильность. Но, несмотря на такое положение вещей,  результаты исследования и наблюдения выявили ряд как положительных, так и отрицательных моментов корпоративной культуры колледжа. Рассмотрим их.

Анализ показал, что большинство сотрудников колледжа знают и интересуются историей своей организации, а значит им не безразлично то место, где они работают.

Целесообразно отметить, что в колледже сформированы миссия, стратегия и цели - подготовка квалифицированного специалиста к самостоятельному выполнению видов профессиональной деятельности (в соответствии с ФГОС), конкурентоспособного на региональном рынке труда, готового к непрерывному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, со сформированными гражданскими, духовно-нравственными качествами личности в соответствии с запросами и потребностями региональной экономики и социокультурной политики Удмуртской Республики.

Как показало исследование, не все сотрудники колледжа имеют четкое представление о миссии, целях и стратегии организации. Возможно, это связано с низкой заинтересованностью в этом вопросе или данная информация не всегда бывает доступна специалистам колледжа.  

Важной стимуляцией к работе, а также сплочению коллектива способствует совместный досуг. В колледже этому уделяется достаточно внимания: проводятся различные мероприятия, спортивные соревнования, выезды на природу и т.д.

Корпоративная культура в колледже формируется посредством всех форм деятельности руководства и педагогического коллектива:

- подготовка содержания образовательного процесса, творческий подход к проведению занятий, которые направлен не только на формирование профессиональных знаний обучающихся, но и включает в себя теорию корпоративной культуры, делового общения, выявляет основные ценности избранной профессии;

- организация работы на производственной практике студентов: введение студента в  непосредственные условия производства и трудового коллектива;

- внеучебная деятельность предлагает проведение  различных традиционных мероприятий, направленных на формирование корпоративной компетентности педагогов, обучающихся и студентов, являющихся проводниками корпоративной культуры, корпоративных ценностей.  (Посвящение в студенты,  День здоровья, День смеха, День самоуправления, Смотр песни и строя, Спартакиада  преподавателей и сотрудников и.т.д.);

- участие в образовательных программах повышения квалификации различного уровня.

- участие в научно-практических конференциях преподавателей и студентов, что влечет за собой наличие общих интересов, решение актуальных проблем учреждения, сплоченность;

- аттестация педагогов - неотъемлемая часть корпоративной культуры учреждения, т.к. одним из показателей оценивания являются эмоционально-психологический, социальный, творческий, регулятивный компоненты;

- система взаимодействия между руководством образовательного учреждения и педагогического коллектива, что работает на эффективность образовательного учреждения (совещания, педагогические советы, научно методические советы и т.д.), что влечёт за собой формирование единой команды;

- установление взаимодействия между образовательным учреждением и родителями обучающихся;

- умение выглядеть в соответствии с профессией: внешний вид создает некий образ и мнение о педагоге. Для педагогического коллектива характерен деловой стиль одежды (что не всегда так бывает), опрятность и др. Педагог в любой рабочей ситуации должен с честью поддерживать имидж своего образовательного учреждения;

- соблюдение трудового внутреннего распорядка и пунктуальность являются неотложными требованиями к каждому сотруднику коллектива образовательного учреждения: сотрудники передают пример обучающимся, студентам;

- отношение к работе должно рассматриваться с позиции ответственности. Среди важных моментов организации работы педагогического коллектива отмечается чистота рабочего места и качество работы;

- подготовка информации о проведенных, значимых мероприятиях для размещения на сайте, где освещаются традиции, достижения образовательного учреждения и т.д.

Процесс формирования корпоративной культуры колледжа также зависит от специализации колледжа, личности руководителя, стиля руководства и управления коллективом, мотивации коллектива, индивидуальных особенностей каждого сотрудника, процедуры распространения информации и обмена ею, характера контактов между сотрудниками.

Как показало исследование, нет необходимости вносить координальные изменения в корпоративную культуру Можгинского педагогического колледжа, так как уже четко сформирована миссия и стратегия деятельности колледжа, у коллектива присутствует единое видение целей организации, существуют определенные корпоративные ценности, однако в ходе анализа было выявлено, что существуют некоторые моменты, которые необходимо совершенствовать.

 Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры колледжа состоят в следующем:

  1. Акцентировать внимание на использовании единого информационного пространства колледжа.
  2. Поощрение творческой обстановки в коллективе и создание условий для развития инициативы сотрудников.
  3. Более полное делегирование полномочий от руководителя подразделения своим подчиненным.
  4. Превалирование демократического стиля руководства над авторитарным.
  5. Регулярное проведение совместных мероприятий, посвященных различных праздничным датам.
  6. Улучшение социально-психологического климата в коллективе;
  7. Периодическая диагностика существующей корпоративной культуры, а так же удовлетворенности ею сотрудников.
  8. Разработка Кодекса корпоративной этики колледжа;

Создание Кодекса позволит решить ряд задач:

  • оформить и закрепить сложившуюся корпоративную культуру;
  • зафиксировать единые корпоративные стандарты и общие принципы;
  • укрепить внешний имидж колледжа;
  • продемонстрировать общественности наличие определенных стандартов корпоративного управления, привлечь в Колледж близких ему по духу сотрудников.

Разработанные рекомендации позволят выстроить более эффективную систему управления, при которой все будут четко и однозначно понимать цели и задачи, стоящие перед колледжем, и правила, согласно которым он действует.

Таким образом, формирование корпоративной культуры колледжа и дальнейшее ее развитие будет способствовать эффективной работе колледжа, а именно повышению качества образования и конкурентоспособности выпускников колледжа, повышению педагогического мастерства преподавательского состава, совершенствованию образовательного процесса в соответствии с потребностями работодателей, разработке новых направлений образовательного процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Выбор теоретико-методологической стратегии для построения модели формирования информационно-профессиональной культуры студентов колледжа

Для решения любой исследовательской задачи определяющим является выбор теоретико-методологической стратегии, в качестве которой выступают подходы. Эти подходы будут использоваться нами для построения ...

Статья «Формирование у студентов педагогического колледжа навыков общения с родителями в дошкольных учреждениях» (на примере использования разных технологий)

Аннотация: в статье представлен опыт работы по использованию различных технологий обучения студентов на занятиях по Теории и методике развития  речи у детей с целью преодоления будущими воспитате...

Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.

В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......

Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогического колледжа в рамках компетентностного подхода

В статье анализируются теоретические основы формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа. В качестве методологической основы исследования выдвигается компетентностны...

Статья - "Социализация личности студентов медицинского колледжа через формирование у них культуры психической саморегуляции", г. Иркутск,межрегиональная научно-практическая конференция

Система среднего профессионального образования в России переживает преобразования и адаптируется к новым рыночным условиям. В то же время реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специал...