Формирование и развитие корпоративной культуры БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им. Т.К. Борисова»
статья на тему
Понятие «корпоративная культура» в последние годы все шире используется педагогическим сообществом. Это обусловлено тем, что в условиях рынка, система образования обязана формировать у специалистов/профессионалов готовность к деятельности, направленной на достижение корпоративных целей, корпоративных интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korportivnaya_kultura_mpk.docx | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие корпоративной культуры БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им. Т.К. Борисова»
Корпоративная культура – это совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей.
Понятие «корпоративная культура» в последние годы все шире используется педагогическим сообществом. Это обусловлено тем, что в условиях рынка, когда значительная часть социальных и профессиональных объединений строит свою деятельность на основе корпоративных отношений, система образования обязана формировать у специалистов/профессионалов готовность к деятельности, направленной на достижение корпоративных целей, корпоративных интересов. Кроме того, сами образовательные учреждения, получившие немалые права и относительную экономическую самостоятельность, являются субъектами конкуренции, т.е. вынуждены отстаивать свои «частные» интересы на рынке образовательных услуг.
Анализ литературы по изучаемой проблематике показал, что корпоративная культура в образовательном учреждении обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом, поскольку, несет в себе некую систему ценностей. Для того чтобы корпоративная культура образовательного учреждения была стабильно направлена на результативность и эффективной, необходимо развивать активное взаимодействие между руководителем и сотрудниками для принятия корпоративных ценностей, достижения единой цели. Сплоченный, творческий, активный педагогический коллектив - источник соблюдения и развития традиций, установления норм поведения, передачи духовных и материальных ценностей своим воспитанникам и молодым педагогам образовательного учреждения.
Особый интерес представляют результаты практического исследования уровня корпоративной культуры БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им.Т.К. Борисова», которое проходило в апреле 2015 года.
Цель исследования: определение уровня корпоративной культуры БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им.Т.К. Борисова»
Задачи:
1. Провести диагностику уровня корпоративной культуры БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им.Т.К. Борисова».
2. Наметить пути совершенствования корпоративной культуры БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им.Т.К. Борисова».
В исследовании приняли участие педагоги и сотрудники колледжа.
Исследование проходило в форме анкетирования. Каждый из приведенных суждений подразумевает ответ в виде балловой шкалы от 0 до 10.Чем выше балл, тем выше удовлетворенность данным элементом.
Индекс «ОК» (организационная культура) в соответствии с интерпретацией анкеты определяется по общей сумме по общей сумме полученных баллов. Наибольшее количество баллов - 290, наименьшее - 0. Показатели свидетельствуют о следующем уровне «ОК».
Общий показатель свыше 175 баллов свидетельствует о положительной направленности организационной культуры.
По мнению большинства опрошенных, которые составляют 71 %, корпоративная культура в колледже находится на высоком уровне. 28 % - определяют уровень развития как средний. 1% - оценили культуру колледжа как имеющую тенденцию к деградации, что свидетельствует скорее о проблемах данного респондента в межличностном общении в коллективе. Следовательно, руководству колледжа необходимо уделить внимание социально-психологическому климату в коллективе, что непосредственно является важной характеристикой корпоративной культуры.
Данные, полученные в результате анализа проведенного анкетирования представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Таким образом, общий показатель свидетельствует о положительной направленности организационной культуры колледжа.
Подробный анализ ответов работников колледжа позволил выявить узкие места и показатели, по которым они определили тот или иной уровень. Узкие места «ОК» определяются по средним величинам секций: работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль. Показатели в баллах по секциям свидетельствуют о следующем состоянии в коллективе: от 9 до 10 - великолепное; от 6 до 8 – мажорное; 4-5 - заметное уныние, 1-3 – упадочное.
Исследование показало, что общее состояние в коллективе по всем секциям мажорное, работники в целом удовлетворены атмосферой в коллективе. Своевременно принятые меры могут воспрепятствовать сползанию предприятия в кризисное состояние.
Хотелось бы отметить, что колледж достойно выдерживает конкуренцию, привлекает всё больше инноваций, что обеспечивает ему популярность, престиж и стабильность. Но, несмотря на такое положение вещей, результаты исследования и наблюдения выявили ряд как положительных, так и отрицательных моментов корпоративной культуры колледжа. Рассмотрим их.
Анализ показал, что большинство сотрудников колледжа знают и интересуются историей своей организации, а значит им не безразлично то место, где они работают.
Целесообразно отметить, что в колледже сформированы миссия, стратегия и цели - подготовка квалифицированного специалиста к самостоятельному выполнению видов профессиональной деятельности (в соответствии с ФГОС), конкурентоспособного на региональном рынке труда, готового к непрерывному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, со сформированными гражданскими, духовно-нравственными качествами личности в соответствии с запросами и потребностями региональной экономики и социокультурной политики Удмуртской Республики.
Как показало исследование, не все сотрудники колледжа имеют четкое представление о миссии, целях и стратегии организации. Возможно, это связано с низкой заинтересованностью в этом вопросе или данная информация не всегда бывает доступна специалистам колледжа.
Важной стимуляцией к работе, а также сплочению коллектива способствует совместный досуг. В колледже этому уделяется достаточно внимания: проводятся различные мероприятия, спортивные соревнования, выезды на природу и т.д.
Корпоративная культура в колледже формируется посредством всех форм деятельности руководства и педагогического коллектива:
- подготовка содержания образовательного процесса, творческий подход к проведению занятий, которые направлен не только на формирование профессиональных знаний обучающихся, но и включает в себя теорию корпоративной культуры, делового общения, выявляет основные ценности избранной профессии;
- организация работы на производственной практике студентов: введение студента в непосредственные условия производства и трудового коллектива;
- внеучебная деятельность предлагает проведение различных традиционных мероприятий, направленных на формирование корпоративной компетентности педагогов, обучающихся и студентов, являющихся проводниками корпоративной культуры, корпоративных ценностей. (Посвящение в студенты, День здоровья, День смеха, День самоуправления, Смотр песни и строя, Спартакиада преподавателей и сотрудников и.т.д.);
- участие в образовательных программах повышения квалификации различного уровня.
- участие в научно-практических конференциях преподавателей и студентов, что влечет за собой наличие общих интересов, решение актуальных проблем учреждения, сплоченность;
- аттестация педагогов - неотъемлемая часть корпоративной культуры учреждения, т.к. одним из показателей оценивания являются эмоционально-психологический, социальный, творческий, регулятивный компоненты;
- система взаимодействия между руководством образовательного учреждения и педагогического коллектива, что работает на эффективность образовательного учреждения (совещания, педагогические советы, научно методические советы и т.д.), что влечёт за собой формирование единой команды;
- установление взаимодействия между образовательным учреждением и родителями обучающихся;
- умение выглядеть в соответствии с профессией: внешний вид создает некий образ и мнение о педагоге. Для педагогического коллектива характерен деловой стиль одежды (что не всегда так бывает), опрятность и др. Педагог в любой рабочей ситуации должен с честью поддерживать имидж своего образовательного учреждения;
- соблюдение трудового внутреннего распорядка и пунктуальность являются неотложными требованиями к каждому сотруднику коллектива образовательного учреждения: сотрудники передают пример обучающимся, студентам;
- отношение к работе должно рассматриваться с позиции ответственности. Среди важных моментов организации работы педагогического коллектива отмечается чистота рабочего места и качество работы;
- подготовка информации о проведенных, значимых мероприятиях для размещения на сайте, где освещаются традиции, достижения образовательного учреждения и т.д.
Процесс формирования корпоративной культуры колледжа также зависит от специализации колледжа, личности руководителя, стиля руководства и управления коллективом, мотивации коллектива, индивидуальных особенностей каждого сотрудника, процедуры распространения информации и обмена ею, характера контактов между сотрудниками.
Как показало исследование, нет необходимости вносить координальные изменения в корпоративную культуру Можгинского педагогического колледжа, так как уже четко сформирована миссия и стратегия деятельности колледжа, у коллектива присутствует единое видение целей организации, существуют определенные корпоративные ценности, однако в ходе анализа было выявлено, что существуют некоторые моменты, которые необходимо совершенствовать.
Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры колледжа состоят в следующем:
- Акцентировать внимание на использовании единого информационного пространства колледжа.
- Поощрение творческой обстановки в коллективе и создание условий для развития инициативы сотрудников.
- Более полное делегирование полномочий от руководителя подразделения своим подчиненным.
- Превалирование демократического стиля руководства над авторитарным.
- Регулярное проведение совместных мероприятий, посвященных различных праздничным датам.
- Улучшение социально-психологического климата в коллективе;
- Периодическая диагностика существующей корпоративной культуры, а так же удовлетворенности ею сотрудников.
- Разработка Кодекса корпоративной этики колледжа;
Создание Кодекса позволит решить ряд задач:
- оформить и закрепить сложившуюся корпоративную культуру;
- зафиксировать единые корпоративные стандарты и общие принципы;
- укрепить внешний имидж колледжа;
- продемонстрировать общественности наличие определенных стандартов корпоративного управления, привлечь в Колледж близких ему по духу сотрудников.
Разработанные рекомендации позволят выстроить более эффективную систему управления, при которой все будут четко и однозначно понимать цели и задачи, стоящие перед колледжем, и правила, согласно которым он действует.
Таким образом, формирование корпоративной культуры колледжа и дальнейшее ее развитие будет способствовать эффективной работе колледжа, а именно повышению качества образования и конкурентоспособности выпускников колледжа, повышению педагогического мастерства преподавательского состава, совершенствованию образовательного процесса в соответствии с потребностями работодателей, разработке новых направлений образовательного процесса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа
Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА, В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Материал предназначен для преподавателей дисциплин естественно-научного цикла СПО и ВПО...
Выбор теоретико-методологической стратегии для построения модели формирования информационно-профессиональной культуры студентов колледжа
Для решения любой исследовательской задачи определяющим является выбор теоретико-методологической стратегии, в качестве которой выступают подходы. Эти подходы будут использоваться нами для построения ...
Статья «Формирование у студентов педагогического колледжа навыков общения с родителями в дошкольных учреждениях» (на примере использования разных технологий)
Аннотация: в статье представлен опыт работы по использованию различных технологий обучения студентов на занятиях по Теории и методике развития речи у детей с целью преодоления будущими воспитате...
Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.
В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......
Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогического колледжа в рамках компетентностного подхода
В статье анализируются теоретические основы формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа. В качестве методологической основы исследования выдвигается компетентностны...
Статья - "Социализация личности студентов медицинского колледжа через формирование у них культуры психической саморегуляции", г. Иркутск,межрегиональная научно-практическая конференция
Система среднего профессионального образования в России переживает преобразования и адаптируется к новым рыночным условиям. В то же время реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специал...