Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"
учебно-методический материал

Орлова Светлана Васильевна

В данном разделе представлен лекционный материал по учебной дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики", содержащий авторский материал. Поможет студентам в изучении данной учебной дисициплины, а преподавателям в проведении занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел 1. Основы знаний о культуре и этике

Тема 1.1. Общее представление о культуре,

её функции, основные элементы, виды, формы

Цели: 

- раскрытие понятия и содержания дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики», её целей и задач, объекта, предмета, основных категорий, роли в жизни человека и организации; ознакомление с требованиями и рекомендациями к освоению программного материала дисциплины; ознакомление с сущностью и особенностями культуры, ее основными элементами, фундаментальными ценностями; основными видами и функциями культуры; значением культуры в общественной жизни; раскрытие особенностей молодежных субкультур; воспитание духовности, сознательного стремления к самосовершенствованию;

- способствование формированию общих компетенций.

Обучающийся должен  знать: понятие (определение) дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики», её объект и предмет; цели и задачи дисциплины; основные категории дисциплины; содержание дисциплины; основную роль дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики», в жизни человека и организации; требования и рекомендации к освоению программного материала дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики». понятие «культура», функции культуры; содержание и особенности видов культуры: народной, массовой, элитарной, экранной и др.; особенности взаимодействия и взаимосвязи различных культур; понятия «субкультура», «доминирующая культура», «контркультура»; особенности и виды молодежных субкультур; основные элементы культуры: язык, ценности, идеалы, ценностные установки, нормы; значение культуры в общественной жизни; понятие «культурный комплекс», «культурные универсалии».

План

  1.  Понятие дисциплины, её цели и задачи, объект, предмет, категории, роль в жизни человека и организации.
  2. Требования и рекомендации к освоению программного материала дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики».
  3.  Понятие «культура», функции культуры.
  4.  Виды и формы культуры. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
  5.  Доминирующая культура, субкультура, контркультуры. Особенности и виды молодежных субкультур.
  6. Основные элементы культуры: язык, ценности, идеалы, ценностные установки, нормы.
  7.  Понятия культурного комплекса и культурных универсалий.
  8.  Самостоятельная работа № 1 – 2 часа.

1.        Понятие дисциплины, её цели и задачи, объект, предмет,

категории, роль в жизни человека и организации

Дисциплина, которую мы с вами будет изучать, называется «Основы корпоративной культуры и этики».

Программа (базовой подготовки) данной дисциплины по очной форме получения образования по всем специальностям – рассчитана:

- на 36 часов, в том числе:

- 25 часов из них отводится на теоретические занятия, т.е. всего 17,5 уроков;

- 8 часов на практические занятия;

- 1 час на контрольную работу;

Завершается изучение дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики» - дифференцированным зачётом (2 часа).

Учебная дисциплина ПОО.01 «Основы корпоративной культуры и этики» входит  в блок ПОО (предлагаемые образовательной организацией) основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).

Данная дисциплина тесно связана с такими дисциплинами, изучаемыми обучающимися в рамках основной профессиональной образовательной программы, как «История», «Обществознание», «Основы философии», «Психология общения».

Управление современной организацией невозможно эффективно осуществлять без учета особенностей её корпоративной культуры и этики, активного внедрения в систему менеджмента корпоративных правил и стандартов поведения, разработки корпоративных кодексов. Этим обусловлена актуальность данной дисциплины.

«Основы корпоративной культуры и этики» - это прикладная дисциплина, изучающая основные аспекты корпоративной культуры и этики, направленная на приобщение студентов к корпоративным ценностям ПАО «Газпром», следование нормам корпоративной этики и правилам корпоративного поведения.

Цель преподавания дисциплины: сформировать у будущих специалистов представление о современной корпоративной культуре и этике, о тех принципах, идеалах и ценностях, на которые она должна опираться, а также показать её растущую роль в современной организации и обществе.

Изучение дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики» направлено также на то, чтобы  формировать у студентов нравственную культуру и навыки следования кодексу корпоративной этики, ответственности и нормам корпоративной и профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики»:

- раскрыть место и роль культуры и этики в формировании корпоративной культуры и этики;

- сформировать у студентов понимание сущностных особенностей корпоративной культуры, этики и этике;

 - показать студентам различные подходы к формированию, управлению и поддержанию корпоративной культуры и этики;

- ознакомить с сущностными особенностями этики и культуры организации и поведения в ней;

- научить применять знания корпоративной культуры и этики для формирования собственной корпоративной модели поведения в профессиональной деятельности, коллективе (команде), для решения профессиональных задач.

Данная дисциплина способствует освоению и формированию общих компетенций. Давайте разберемся, с тем, что такое «компетенции» и «общие компетенции».

В связи с тем, что в основе ФГОС (федеральные государственные стандарты) нашей страны (как и ряда других), по которым происходят процессы обучения, лежит компетентностный подход, по названию понятно, что ключевой категорией (понятием) является «компетентность».

Давайте выясним, в чем главная суть этого подхода.

Если ранее ключевой идеей образования была - «Образование на всю жизнь», т.е. достаточно один раз в жизни получить одну профессию и далее «оттачивать» свое профессиональное мастерство.

На современном этапе, в силу динамичности развития общества (все очень быстро меняется), жизненно необходимой стала иная ключевая идея образования Образование через всю жизнь», тем самым принципиально изменив роль образования в общественном и индивидуальном развитии.

Данная концепция («ключевая идея») оформилась в один из базовых принципов развития отечественного образования - принцип непрерывности, который законодательно закреплен в Законе РФ «Об образовании» и в той или иной мере находит отражение практически во всех нормативных документах, определяющих развитие образования.

Таким образом, данность сегодняшнего времени состоит в том, что большинству людей, уже не достаточно один раз в жизни получить, пусть и очень хорошее (качественное, престижное) образование (профессию), нужно учиться, совершенствоваться «всю жизнь». 

К тому, же в Корпоративном кодексе этики ПАО «Газпром», раздел 2. Взаимоотношения Общества и работников, охрана труда,   сказано,  что

Общество ценит в своих работниках:

Компетентность:

- глубокие и всесторонние знания по специальности;

- высокий профессионализм;

- владение смежными специальностями и наличие знаний в смежных областях;

Инициативность:

- способность и готовность самостоятельно работать над повышением квалификации

Мы видим, что в таком важнейшем документе ПАО «Газпром» как Корпоративный кодекс этики ПАО «Газпром», также имеется понятие «компетентность».

В разных источниках, возможно, встретить разные подходы к классификации компетенций и разные их названия, и  определения. В частности, как неточный синоним термина «общая компетенция» можно рассматривать термин «общекультурная компетенция».  

Компетенция (англ: competence – подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) - способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.  

Общая компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

Схематично, «Общая компетенция», это:

знания + умения + практический опыт + определенные личностные качества.

ОК = З + У + П + ОЛК

Таким образом, мы видим, что ФГОС определил главную, ключевую категорию профессионального образования, и конечный результат.

Учебная дисциплина «Основы корпоративной культуры и этики» способствует освоению и формированию общих компетенций (ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05.  Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках

В результате освоения учебной дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики» обучающийся должен уметь:

- применять этические и культурные правила, нормы и принципы в общении, профессиональной деятельности и повседневной жизни;

- корректировать свое общение, поведение и корпоративную (профессиональную) деятельность с учетом культурных и этических требований, норм;

- применять знания корпоративной культуры и этики для формирования собственной корпоративной модели поведения в профессиональной деятельности, коллективе (команде), для решения профессиональных задач.

В результате освоения учебной дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики» обучающийся должен знать:

- цели и задачи, объект, предмет, основные категории изучаемой дисциплины, её роль в жизни человека и организации;

- особенности культуры, её функции, основные элементы, виды, формы;

- специфические характеристики морали и нравственности, основополагающие категории этики, основные этические нормы и принципы;

- исторические аспекты развития этики, основные этические концепции;

- сущностные и специфические особенности корпоративной культуры, её функции,  структуру и содержание, виды (типы);

- сущность и особенности корпоративной этики, её функции, категории, принципы, нормы, ценности, структуру и виды;

- особенности этикета в корпоративной культуре и этике, в том числе особенности гендерного, служебного (корпоративного) этикета и этики;

- механизмы внедрения этических норм в корпоративную культуру и этику;

- кодексы корпоративной этики ПАО «Газпром» и ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»;

- этические аспекты формирования, управления и поддержания корпоративной культуры;

- этику и культуру организационного поведения и групповой деятельности

Каждая наука и дисциплина всегда имеет свой объект, предмет и задачи, разрабатывает свои теоретические основы, категории и методы исследования, выполняет определенные функции.

Некоторые элементы мы уже рассмотрели (цель, задачи), рассмотрим и другие.

Изучение любой дисциплины (науки) начинается с изучения (понимания) её объекта и предмета.

Объект дисциплины (науки) – это те реальные явления, которые исследует данная дисциплина, т.е. это ответ на вопрос «Что изучает дисциплина (наука)?»

Объектом «Основы корпоративной культуры и этики» являются – корпоративная культура и этика работника и организации во всех их проявлениях.

Предмет дисциплины (науки) – это те ключевые понятия, вокруг которых строится весь понятийный аппарат дисциплины (науки). Иными словами, любая наука (дисциплина) разговаривает на своём языке, который необходимо знать и понимать.

Предметом данной дисциплины - выступают культура, этика (мораль и нравственность), культурные и этические нормы, ценности, принципы, требования, правила, стандарты  и представления, регулирующие корпоративное (служебное, профессиональное) поведение, общение и отношение людей в процессе их  корпоративной деятельности.

Категории[1] дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики» отражены в названиях тех явлений и процессов, которые она изучает.

Главными, системообразующими категориями дисциплины являются: культура, этика и организация (корпорация), все остальные категории так или иначе образованы от них или связаны с ними.

Основными (общими) категориями этического сознания являются:

- этика,   мораль,  нравственность;

- добро и  зло (базовые категории) – все остальные можно отнести к одному из них;

- долг, свобода, ответственность, право, совесть, справедливость, честь, достоинство, скромность, благородство, стыд, счастье и др.

Категориями корпоративной этики, которая также использует базовые, которые мы уже обозначили, являются:

- компетентность, конфиденциальность, вежливость (в различных ее проявлениях)  и др.

Теоретические основы дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики» – это совокупность ее научных взглядов и представлений, которые являются результатом исследования и осмысления сущности корпоративной культуры и этики, на основе которых делаются выводы о закономерностях и механизмах их формирования и функционирования.

Методы это совокупность способов и приемов исследования корпоративной культуры и этики.

Каждая дисциплина (наука) выполняет определенные функции.

Функции - определяются спецификой ее объекта и предмета; отражают ее роль и значение в раскрытии законов и закономерностей изучаемых явлений и процессов, т.е. объясняет предназначение (для чего).

Любая дисциплина (наука) выполняет следующие основные функции:  методологическую, теоретико-познавательную, мировоззренческую, регулятивную, прогностическую, аксиологическую (мы не будет их рассматривать).

Главная (основная) функция корпоративной культуры и этики - регулировать поведение, действия, общение и отношения людей в корпоративной сфере.

Она призвана воспитывать, помогать работникам (студентам) правильно («хорошо») вести себя с людьми и организацией, культурно и этично взаимодействовать,  общаться в производственном (студенческом) коллективе (команде)  и т.п.

Таким образом, практическая значимость корпоративной культуры и этики предопределена важностью решаемых ею целей, задач, функций, связанных с жизнью и деятельностью организации и человека в корпоративной среде.

Высокая культура и нравственность – это благо не только для организации, общества в целом, это благо для каждой конкретной личности.

Уметь – значит быть свободным, уметь – значит больше, чем иметь.

Культура и нравственность делают человека не только «хорошим», «приятным», «привлекательным», но и свободным, экономически независимым.

Имея высокую этическую, корпоративную и профессиональную культуру, человек не боится личной безработицы и банкротства предприятия.

  1. Требования и рекомендации к освоению программного материала

дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики»

Основные требования и рекомендации:

  1. Соблюдать «Правила внутреннего распорядка для обучающихся в ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград им. И.А. Матлашова».
  2. Посещать занятия по дисциплине «Основы корпоративной культуры и этики», согласно расписания. Согласно «Указаний о ведении журнала учебных занятий ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград им. И.А. Матлашова»,  преподаватель в начале занятия (1-5 минут) обязан проверить явку студентов путем переклички по списку.
  3. Добросовестно и в срок выполнять все учебные задания, самостоятельно выполнять внеаудиторную подготовку (домашние задания), для этого необходимо:

- завести тетради:

1) для работы на уроке (объем - по усмотрению);

2) для практических работ – объемом не менее 18 листа (лучше 24 листа), обязательно её подписать (тетрадь для практических работ по дисциплине «Основы корпоративной культуры и этики», студента (ки) группы – указать);

4. Иметь необходимые канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, линейки и др.

5. Ряд методического материала, будет выдаваться в электронном виде, пересылаться старосте группы.

6. Рекомендуется создать в Интернете  и/или  месенджере[2]   (например, Viber, WhatsApp) свою группу (в которой вы обучаетесь) для того, чтобы быстрее и эффективнее обмениваться необходимыми учебными материалами. Выбрать (назначить) руководителя данной группы, который  будет отвечать за размещение учебного материала и другой важной информации (желательно чтобы это был старосты группы).

7. Сдавать выполненные самостоятельные, практические работы и другие задания, на проверку преподавателю, согласно установленного срока (при нарушении оценка будет снижаться).

 «Правилами внутреннего распорядка для обучающихся в ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград им. И.А. Матлашова» (см. Раздел 3. Права и обязанности обучающихся, пункт 3.2), также определено, что студенты Колледжа ОБЯЗАНЫ:

- знать и выполнять меры и правила безопасности, охраны жизни и здоровья в процессе обучения, труда и в быту, вести здоровый образ жизни;

- соблюдать и поддерживать дисциплину, уважать честь и достоинство других студентов и работников Колледжа, быть вежливым по отношению друг к другу, к преподавателям и работникам Колледжа;

- соблюдать и поддерживать чистоту и установленный порядок в помещениях и на территории Колледжа. Соблюдать правила эксплуатации оборудования, инструмента, инвентаря, сооружений Колледжа;

- во время учебных занятий внимательно слушать объяснения преподавателей и ответы студентов, не разговаривать и не заниматься посторонними делами, выполнять все указания преподавателя, пользоваться лишь тем оборудованием, инструментами, приборами и другими пособиями, которые указаны руководителем занятия, обращаться с ними бережно и соблюдать правила техники безопасности;

- бережно относиться к имуществу Колледжа;

- нанесенный ущерб (поломка мебели, порча наглядного пособия, пропажа литературы) возмещается за счет средств студентов (их законных представителей), которые нанесли ущерб;

- соблюдать действующий в Колледже пропускной режим и др.

«Правилами внутреннего распорядка для обучающихся в ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград им. И.А. Матлашова»  (см. Раздел 3. Права и обязанности обучающихся, пункт 3.4), также определено, что студентам категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- пользоваться во время учебных занятий мобильными устройствами и иными средствами связи;

- использовать в общении нецензурные выражения, жесты;

- шуметь, громко разговаривать, употреблять нецензурные выражения в аудиториях и в коридорах во время учебных занятий;

- мусорить;

- загрязнять и засорять территорию Колледжа, есть семечки и орехи в помещениях Колледжа;

- делать надписи на стенах, портить имущество Колледжа (мебель, учебные пособия и т.п.);

- приносить оружие, взрывоопасные и легковоспламеняющиеся  вещества, находиться на территории Колледжа в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянении;

- курить в помещениях Колледжа, на крыльце, на прилегающей территории;

- расклеивать объявления и наглядную информацию в местах, не отведенных для этой цели;

- распивать спиртные напитки, играть в азартные игры, употреблять и распространять наркотические средства;

- сидеть на подоконниках;

- унижать человеческое достоинство;

- без разрешения администрации выносить из Колледжа любое имущество, наглядные пособия, макеты и т.д.;

- употреблять пищу и напитки в учебных аудиториях.

  1.  Понятие «культура». Функции культуры

Изучением культуры в первую очередь занимается наука культурология. В то же время различные явления и аспекты культуры и культурной жизни являются предметом изучения и многих других наук – истории, социологии, философии, этнографии, лингвистики, археологии, этики, эстетики, искусствоведения и др.

Понятие «культура» имеет множество значений.

Слово «культура» впервые появилось в Древнем Риме и происходит от латинского «culture» (возделывание, обработка, уход, улучшение) и первоначально означало обработку земли, возделывание почвы, а также земледельческий труд.

Происхождение слова «культура» явно обнаруживает связь с человеческим трудом, с активной человеческой деятельностью, с ее преобразовательным характером.

Впоследствии это слово получило и другое, переносное толкование (близкое к современному пониманию), которое ему придал в одной из своих речей («Тускуланские беседы», 45 г. до н.э.) Цицерон, римский философ и оратор.

В эпоху Просвещения[3] «культуре», как приобретенному в результате образования и воспитания, противопоставлялась «природа» как нечто данное, естественное. Данная оппозиция «природа - культура» рассматривается как всеобщая противоположность, как два противостоящих друг другу полюса.

Таким образом:

- первой средой обитания человека, т.е. «первой или естественной» – является природа, т.е. естественная среда обитания;

- второй средой обитания человека, т.е. «второй природой» - является культура, т.е. искусственно созданная среда обитания.

В дальнейшем термином «культура» стали обозначать всё созданное человеком.

Культура стала пониматься как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, природой, как весь созданный человеком мир.  Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни.

Как уже было сказано понятие «культура» имеет множество значений, за всю историю человечества даны тысячи определений культуры, но единого и общепринятого всё еще нет и, по всей видимости, никогда не будет.

Сегодня исследователи насчитывают более 500 определений культуры, давайте познакомимся с наиболее известными её трактовками в широком (подробном и многоаспектном) и узком (кратком и узкоаспектном) смысле (таблица 1).

Таблица 1 - Культура в широком и узком смысле понимания

Культура в широком смысле

Культура в узком смысле

Все, что создано человеком, в своей совокупности

Степень воспитанности определенного человека

Вторая природа

Все, что относится к деятельности в сфере искусства

Вся преобразовательная деятельность человека

и ее результаты

Этикет

Результат    деятельности    человека    и    общества,    совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком

Наука и научные учреждения

Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил  и  способностей  человека,   выраженный   в  типах   и  формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими
материальных ценностей

Способы достижения истины

К культуре относится:

а) нормы поведения людей;

б) опыт и способы деятельности

в разных сферах жизни;
в) духовно-нравственные проблемы человека

Система ценностей, образцов поведения и норм, передаваемых последующим поколениям

Культура есть мера человеческого в человеке

Понятие «культура» употребляется:

-  для характеристики исторических эпох (античная, средневековья, Возрождения, Просвещения и т.д.), конкретных обществ (Западное, Восточное и др.), народностей и наций (культура майя и др.);

- специфических сфер деятельности и жизни (культура быта, труда, художественная культура и др.).

В более узком смысле культура – это сфера духовной жизни людей.

Таким образом, культура – это всё ценное, созданное обществом, что оказывает воздействие на все сферы общественной жизни.

Мы с вами будем пользоваться следующим определением:

Культура это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ. Культура играет большую роль в жизни общества.

Прежде всего, культура выступает средством сосредоточения, хранения и передачи человеческого опыта, т.е. социализации человека.

Культура – неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие только ей функциями.

Основные функции культуры:

  1. функция приспособления к окружающей среде - это одна из самых первых и древнейших функций культуры, с помощью этой функции человек приспосабливается к окружающей среде и всему, что его окружает;

2) функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей или информационная – обеспечивает процесс культурной преемственности в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении и хранении информации;

3) функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека - регулирует жизнь, характер поведения и деятельности людей и общества;

  1. функция социализации – дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм, ценностей, опыта людей и позволяет ему действовать в качестве полноправного члена общества;
  2. коммуникативная функция – обеспечивает общение и взаимодействие между людьми и общностями;

6) нормативная функция – поддерживает определенное сбалансированное отношение человека с окружающей природой и социальной средой;

  1. ценностная (аксиологическая) функция – показывает значимость или ценность того, что в данном обществе и на данном этапе является ценным или значимым;

8) образовательная и воспитательная функции – способствуют становлению (формированию) личности;

  1. объединяющая (интегративная) функция – обеспечивает объединение людей и единство общества;
  2.  познавательная функция – стремится познать и создать свою картину мира;

11) потребительская (релаксационная) функция – позволяет человеку, приобщившемуся к культуре, духовно отдыхать, освободиться от направления.

Перечисленные основные функции, конечно, не исчерпывают всех значений культуры. К этому перечню можно добавить еще десятки и даже сотни функций.

В целом само разделение рассмотренных функций достаточно условно. В реальной жизни они тесно переплетены и выглядят как неделимый процесс культурного творчества человеческого разума.

Магистральная цель культуры — цивилизовать человека, помочь ему постичь мир, предоставить ему новые средства и методы формирования и проявления его как личности...

4. Виды и формы культуры.

Взаимодействие и взаимосвязь различных культур

Культура общества – многоплановое явление, состоящее из множества её разновидностей. Выделяют два основных вида культуры: материальную и духовную.

Материальная культура связывается обычно с практической деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей.

Она представлена материальными предметами в виде различных технических сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и пр.

Например: компьютер, телевизор, телефон, продукты питания, одежда и др.

Духовная культура включает в себя: знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, идеалы, мораль, нормы, язык, законы, традиции, обычаи и др., т.е. всё то, что признано ориентировать человека в окружающем мире и самом себе.

Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Поэтому духовную культуру можно рассматривать как высшую форму социального отражения жизни человека.

Примерами духовной культуры являются: религия, наука, живопись, поэзия, кино, музыка, балет и др.

Разделение культуры на материальную и духовную соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному.

Классификация культуры может проводиться:

- по особенностям поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни – культура труда, быта, художественная культура, политическая культура, экономическая культура и т.д.;

- по способу жизнедеятельности отдельного индивида – личная культура или социальной группы (культура класса).

Таким образом, можно выделить множество оснований для классификаций культуры.

Как уже было сказано, культура общества – многоплановое явление, состоящее из множества её разновидностей. Общество неоднородно, входящие в него группы имеют свой набор ценностей и норм. Поэтому выделяют множество разновидностей  (форм) культуры.

Основными формами культуры являются:

Народная культура – это культура, созданная анонимными творцами и отражающая духовные поиски народа.

Народная культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиций. 

Она представляет собой синтез материальных и духовных ценностей.

Образцами народной культуры служат: сказки, песни, частушки, романсы, баллады, былины, пословицы, танцы, одежда, обряды, орудия труда и быта, кукольный театр, прикладное искусство (вышивка, игрушки) и т.д.

В науке совокупность проявлений народного творчества (искусства, культуры) называется фольклор (от англ folklore – народная мудрость).

В народном искусстве (фольклоре)  получают свое отражение представления, ожидания тех, кого привычно называют простыми людьми. Эти ценности складываются веками.

Фольклор принято делить на:

- устно-поэтическое творчество (сказки, былины, пословицы и т.д.);

- комплексы музыкальных (песни, частушки, баллады, романсы и т.д.); игровых и хореографических (танцы, хороводы и т.д.) видов творчества;

- изобразительное и декоративно-прикладное искусство  и др.

Фольклор каждого народа отличается самобытностью, ярко выраженным этническим своеобразием, особенностями региональных и стилевых проявлений.

В настоящее время народная культура - находится практически в стадии музеефикации - консервации или превращается в сувенирный бизнес.

Элитарная культура – это культура, включающая изящные искусства, литературу и музыку и предназначенная для образованных, эстетически развитых слоев общества,

Элитарная культура рассчитана на её восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью (эстетикой).

Её элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию.

Эта часть общества оценивается как элита (от франц. elite – лучшее, отборное).

Элитарная, или салонная, культура в прежние времена получила распространение в городах среди образованной (или богатой) части общества и создавалась привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными художниками, писателями, музыкантами и др.

В настоящее время элитарной культурой называют сложные для понимания широких слоев населения произведения музыки, драматургии, литературы, кинематографа, изобразительного искусства.

Элитарной культуре присущи - особенная утонченность, сложность и высокая качественность культурной продукции (например: классическая музыка, рисунки Пабло Пикассо, фортепьянный концерт и др.).

Она характеризуется - некоммерческим  характером потребления. Произведения создаются «для  себя», чтобы выразить свои взгляды, мысли, чувства, не заботясь о  том, как это понравится читателю или зрителю.

В то же время в истории есть немало примеров, когда явление культуры, которое изначально получало название «элитарное», становилось временной формой самоутверждения отдельных социальных групп, делалось модным и превращалось в объект культурного освоения широкими слоями населения, т.е. объект массовой культуры.

Массовая культура - это культура, произведения которой стандартизированы и широко распространены среди народа.

Массовая культура – это наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества.

Появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX-XX веков так называемого массового общества, когда стало преобладать машинное производство и стандартизированные виды деятельности. Процессы стандартизации затронули и культуру.

Массовая культура в отличие от элитарной сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей её произведений.

Массовая культура характеризуется общедоступностью и легкостью усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих развитого эстетического вкуса.

В настоящее время главные жанры массовой культуры - детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильмы ужасов, фантастика, выступление поп – групп и т.д. Чаще в них отсутствует глубокий смысл.

Массовая культура - рассчитана в большинстве случаев на проведение досуга (социально значимого свободного времени, чаще имеет развлекательный характер).

Средствами распространения массовой культуры служат: книги, СМИ, кино, телевидение, радио, видео и звукозаписи, Интернет и др., т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств.

Будучи прибыльным делом, массовая культура стала своеобразным сектором экономики, называемым в обиходе шоу-бизнесом.

Массовая культура обладает возможностями мощного средства воздействия на общественное сознание, стремится внушать «нужные» вкусы массам людей  (определенными слоями общества, чаще «элитой»).

 

Экранная культура -  культура, распространяемая через экранные средства информации.

Экранная культура – это важная часть современной массовой и элитарной культуры, средство тиражирования культуры и её новая ветвь.

Появление экранной культуры связано с компьютерной революцией.

Характерный признак современной экранной культуры - синтез компьютера и видеотехники. 

Она включает в себя рекламу, детективы, телевизионные сериалы, фильмы.

Современную экранную культуру характеризует:

- синтез компьютера и видеотехники;

- преобладание телекоммуникационных контактов людей;

- свободный выход человека в мир информации;

- преобладание электронных носителей информации.

Особое значение экранной культуры принадлежит Интернету.

Интернет, видеотелефоны и др. электронные средства связи позволяют вызвать на экране компьютеров (и др. технических электронных средств) практически любую необходимую информацию, превратить домашний компьютер в мощное средство общения и взаимодействия.

Прямые контакты и чтение книг уходят на второй план.

Появился новый тип общения, основанный на возможностях свободного выхода человека в мир информации. Компьютерное общение несет с собой новый тип мышления, образования и др. с характерными для него быстротой, гибкостью, реактивностью, но в тоже время, как считают многие, с меньшей глубиной.

Один из парадоксов современной коммуникации (сформулировал кинорежиссер А. Кончаловский): «Чем больше информации, тем меньше смысла».

Взаимодействие и взаимосвязь различных культур

Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс ускоряется, особенно на современном этапе глобализации.

В мире, окружающем нам, происходит постоянный диалог культур.

Сейчас на Земле практически не осталось изолированных культурных общностей. Научно-технический прогресс, связанный с ним информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда – все это влечет за собой интернационализацию культуры или мультикультурализм (культурный плюрализм), создание единого культурного пространства для разных стран, наций и народов.

Легче всего в межнациональном общении усваиваются достижения техники, естествознания, точных наук.

Несколько сложнее приживаются новшества в области  литературы и художественного творчества.

Однако, прежде всего, человечество давно пытается создать единый, универсальный язык общения, частично таким языком считается английский – чаще признают как международный язык или язык глобализации, его учат по всему миру.

Поиск единого для человечества языка с единой системой существенных признаков продолжается и в наши дни, например язык эсперанто, который по смыслу создателя Л.Заменгофа, должен служить общению и взаимопониманию народов (в его основе латинский язык с романо-германскими оттенками), однако он так и не стал общемировым, в частности из-за своей «сухости», он не эмоциональный язык, в отличие от многих остальных, в частности русского.

Эсперанто (Esperanto) – самый распространенный из искусственных языков, вспомогательное средство международного общения. Эсперанто – это наиболее успешно сконструированный международный язык.

Эсперанто призван служить универсальным международным языком, вторым (после родного) для каждого образованного человека.

Создан в 1887 г. варшавским окулистом и лингвистом еврейского происхождения Лазарем (Людвигом) Марковичем Заменгофом. Также известен  по псевдониму Доктор Эсперанто, что в переводе с нового языка означало «надеющийся», под которым он опубликовал в 1887 году работу «Международный язык». Скоро это слово стало названием языка.

ВЫВОД: эсперанто - так и не стал общемировым, в частности из-за своей «сухости», он не эмоциональный язык, в отличие от многих остальных, в частности русского.

В настоящее время мы с вами живем в эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты.

Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации (или мультикультурализма) порождает массу проблем, прежде всего - возникают сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые (тысячные) традиции народа вытесняются новыми ценностями (считается, в основном западными).

Поэтому интернационализация культуры часто встречает сопротивление, особенно там, где она насаждается насильственно.

ВЫВОД: таким образом, взаимодействие и взаимосвязь различных культур, т.е. интернационализацию культуры (или мультикультурализм), а также решение порождаемых ею проблем можно разрешить лишь благодаря диалогу культур, но при условии, что это должен быть диалог равных и разных.

Положительным примером может служить существование в Швейцарии (и некоторых других государств) нескольких государственных языков, т.е. созданы равные возможности для развития культур разных народов.

Диалог предполагает взаимопроникновение и взаимообогащение культур. В результате диалога создаются общечеловеческие культурные ценности, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.

5.  Доминирующая культура, субкультура, контркультуры.

Особенности и виды молодежных субкультур

Все достижения общества в материальной и духовной сферах можно охарактеризовать как общую или доминирующую культуру.

Доминирующая культура выражает ключевые ценности, разделяемые большинством членов общества.

Основное воздействие доминирующей культуры направлено на формирование личности каждого члена общества и заключается в том, что она стремится привести всех участников своего обществ к нескольким базисным типам, т.е. понятным, предсказуемым и т.д.

При этом доминирующая культура (в демократических обществах) не подавляет самостоятельность всех членов общества.

В то же время культура любой исторической эпохи неоднородна.

Любое общество состоит из множества социальных групп, у каждой из которых существует своя система культурных ценностей.

Система ценностей, символов, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей (доминирующей) в обществе культуры, но связанная с ней, носит название субкультура.

Субкультуры – это группы индивидов, обладающих уникальным набором ценностей и философией, не вступающими в противоречие с доминирующими ценностями и философией господствующей культуры, может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к доминирующей культуре.

Субкультуру можно предельно кратко определить как «культуру в культуре». 

Так, например, различают городскую и деревенскую, молодежную и национальную, профессиональную, массовую и элитарную и др. субкультуры.

Иногда субкультуры отличаются от доминирующей не только ценностями, нормами поведения, стилем жизни, но и своим особым языком (сленг, жаргон и др.).

Субкультуры способствуют проявлению самобытности культуры, руководит формированием интересов и установок у индивидов, но, к сожалению не всегда положительных.

Есть точка зрения, что культура общества - это, в сущности, мозаика субкультур. Но чаще всего говорят о субкультурах в связи с молодежной субкультурой (или субкультурами).

Контркультуры – это культуры, которые не только отличаются от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте.

Контркультуры отказываются от базисных (доминирующих, общих) ценностей и противопоставляют себя обществу.

Например, выделяют такие виды контркультур:

- криминальные контркультуры;

- контркультуры неформальных молодежных и иных группировок.

Субкультуры и контркультуры могут возникать на основе:

- этнического, расового, полового сходства;

- на базе принадлежности к одному и тому же поколению;

- происхождению из одной и той же местности;

- окончания одного и то же учебного заведения;

- общего языка, религии, уровня образования, социального положения семьи, общих интересов и многое другое.

Рассмотрим особенности молодежной субкультуры, её виды.

До начала Нового времени (эпохи модернити) молодежи, как социально-демографической группы не существовало, были просто молодые люди.

Термин «модернити» используется для обозначения исторического периода, начавшегося между 1870 и 1910 годами, продолжающегося до настоящего времени, а также в еще более узкой интерпретации: периода между 1910 и 1960 годами (приблизительно соответствует Новейшему времени).

С приходом индустриального общества ситуация начинает меняться. Детство как бы растягивается, возникает определенный интервал между детством и взрослым состоянием.

Этому способствовали такие факторы:

1) увеличение общей продолжительности жизни;

2) раннее взросление (акселерация);

3) повышение ценности образования и вообще интеллекта.

Молодой человек стал раньше взрослеть физиологически, а к трудовой деятельности мог приступать позже, чем в традиционном обществе.

В результате в конце XIX - начале XX вв. появляется новая социально-демографическая группа - молодежь. Нижней границей молодости считается возраст 13-14 лет, верхней - 30 - 35 лет.

Значение молодежных субкультур. В науке высказывались две противоположные точки зрения - негативная и позитивная. Ю.Давыдов, видный социолог и философ, считает, что молодежная субкультура несет с собой разрушение, бездуховность, что это паразитическое образование; антипод культуры.

В то же время есть немало социологов, которые оценивают молодежные субкультуры как своеобразный полигон для социальных и культурных экспериментов, где испытываются новые стили жизни, моды, новые жизненные ценности.

Обе точки зрения находят свои подтверждения.

Действительно, некоторые молодежные субкультуры, чаще неформальные молодежные объединения отвергают общие ценности доминирующей культуры и противостоят ей, в этом случае – это молодежные контркультуры.

Действительно, некоторые молодежные субкультуры, чаще неформальные молодежные объединения отвергают общие ценности доминирующей культуры и противостоят ей, в этом случае – это молодежные контркультуры.

Опаснее всего секты (правда, чаще всего они не являются молодежными субкультурами, а организуются взрослыми людьми). Например, секта сатанистов. Очень немногие «поступившие» туда, могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного.

Об особой молодежной субкультуре, прежде всего активно заговорили в странах Запада после Второй мировой войны.

Демонстративное неприятие общественных устоев, морали, образа жизни большинства особенно ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в 1960-е годы. Выступления студентов и молодых рабочих проходили даже под политическими лозунгами.

Западная Европа и США пережили три периода или три основные «волны» и развитие молодежных субкультур.

В дальнейшем протест стал выражаться не столько в прямом противостоянии обществу, сколько в попытках уйти от него, создав новые формы человеческого общежития, например:  «хип-хоп», «фэнды» (фанаты), «готы», «эмо», «гопники», компьютерные субкультуры – хакеры, геймеры, киберпанки  и др.

В последнее время появилась «новая» (новый термин) субкультура молодых людей которые не работают и не учатся — так называемое «поколение ни ни» (раньше, например в СССР таких людей называли «тунеядцы», «захребетники»  и т.п.).

В СССР первая молодежная субкультура  появилась в конце 40-х - начале 50-х гг. Это были стиляги (немного напоминавшие тедов). Но они создавали свой стиль сами в соответствии со своим представлениями о жизни на Западе. Информация об этом просачивалась сквозь "железный занавес" с трудом. Позже стиляг сменили битники.

Примерно в 1967 г. появились русские хиппи (хиппаны, хиппаки, волосатые). Они отличались от западных хиппи по своим взглядам, по мировоззрению. Здесь проявились, на наш взгляд, и русские традиции странничества, и анархизм, и толстовство. Можно согласиться с мнением, что русский хиппизм ближе к Ясной Поляне, чем к Хейт-Эшбери. Интересно, что российский хиппизм оказался прочнее, "укорененное" западного. На Западе субкультура хиппи исчезла к концу 80-х гг., а в России она существует и по сей день.

Появляются в 80-х гг. в СССР и панки. Но это не ''парни из очередей за пособием по безработице", а молодые представители артистической, художественной богемы.

В самом начале 90-х гг. одним из самых мощных молодежных движений и молодежных субкультур становятся толкинисты - поклонники творчества Дж. Р.Р.Толкиена, английского писателя и ученого. Ролевые игры по его книгам, а также по иным фантастическим и историческим сюжетам, привлекли сотни и тысячи молодых людей. Ролевые игры - очень интересный способ самовыражения и развития личности. Совершенствуются и физическое состояние, и интеллект.

Особенности молодежи на современном этапе:

1. Неопределенный социальный статус, неуверенность в собственном статусе. Молодежь иногда называют маргинальной социальной группой. Маргинальность в этом случае - переходное положение в социальной структуре.

2. «Большая» образованность.

3. Динамизм, гибкость и восприимчивость - молодежь - носитель нового стиля жизни и социального динамизма. Однако, позитивные и негативные изменения сменяют друг друга с быстротой, удивляющей старшее поколение. Молодежь меняется на глазах.

4. Максимализм - противопоставление себя старшему поколению, все происходящее воспринимается с максимальной долей эмоциональности и критичности.

5. Инфантильность (от лат. infantis - младенческий, детский) – неспособность принимать на себя ответственность, оценивать последствия и действовать в соответствии со здравым смыслом и опытом в серьезных жизненных ситуациях. Инфантилизм – это стремление к иждивенчеству, требование постоянное заботы других о себе, пониженная критичность по отношению к себе, отсутствие ответственности за свои поступки.

В настоящее время чаще всего молодежные субкультуры (большинство) ограничивается лишь эксцентричностью поведения интересами вокруг музыки и «тусовок», т.е. «тусовщики».

Главная ценностная ориентация, высший принцип - принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью всего поведения.

Следующую  категорию составляют «люберы», «гопники», «наркоманы» и т.п. (представители молодежных контркультур) -  отвергающие, противопоставляющие и нарушающие нормы общепринятой морали и культуры.

Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповедованием «культа физической силы», ярко выраженной криминальной направленностью, и во многих случаях - связью с уголовным миром.

Их «идеология» опирается на примитивизированные социалистические идеалы, окрашенные «уголовной романтикой». Основу деятельности таких групп составляет мелкий рэкет и спекуляции. Группировки этого толка, как правило, хорошо вооружены, причем уже не только цепями, ножами, кастетами, но и огнестрельным оружием.

Вся ценностная сетка молодежной контркультуры связана с иррационализмом,  то есть отмежеванием «общечеловеческого», «социального», «духовного и т.д.

В условиях политической нестабильности молодежные контркультуры представляют значительную опасность, поскольку являются достаточно пластичным материалом, и в любой момент могут стать инструментом деятельности политических организаций радикальной и экстремистской ориентации. 

В современном обществе существует большое многообразие молодежных и иных как субкультур так и контркультур.

Гламур – одна из самых спорных субкультур. Дело в том, что именно в субкультуру у нас это течение оформилось совершенно недавно, хотя до того присутствовало во всем, что связано с клубной и светской жизнью. Энциклопедии до сих пор не дают определения этому слову как культурному течению, хотя оно уже во всю активизировалось с началом нового тысячелетия. Приставку «глэм» получили практически все музыкальные направления: глэм-готик, глэм-гараж, глэм-рок и даже глэм-панк. В мировой культуре, например в Великобритании, возникновение гламурной субкультуры датируется еще семидесятыми-восьмидесятыми годами, но ввиду некоторых обстоятельств продолжительное время оно находилось в подполье.

Яппи или Экспи (exppie)  (англ. Yuppie, аббр. от Young Urban Professional Person + суфф. -ie — молодой городской профессиональный человек или Young, UPwardly-mobile Professional + суфф. -ie — молодой поднимающийся вверх профессионал) - субкультура, молодых состоятельных людей, мировоззрение которых построено на увлечении профессиональной карьерой, материальным успехе, активном светском образе жизни.

«Яппи» – субкультура молодых людей, добившихся высоких результатов в работе еще в молодом возрасте, и являющихся бизнес-элитой современного социума.

В одежде носители субкультуры предпочитают деловой стиль, следят за модой, посещают фитнес центры.

Основной критерий принадлежности к «яппи» — успешность в бизнесе.

Молодежная субкультура «Яппи» и само понятие «яппи» возникла в начале 80-х годов прошлого столетия в США (журнал Newsweek назвал 1984 г. «годом яппи»). В России и странах постсоветского пространства она достигла своего апогея к концу 90-х - началу 2000 годов. Еще тогда, в 80-х годах, все передовые издания США пестрили заметками о появившемся новом молодежном движении. Идеология их кардинально противоречила идеологии их предшественников – хиппи.

Теперь молодые люди не стремятся к свободе от социума, беспорядочной жизни и отсутствию правил. Новая идеология молодого поколения – финансовый успех, достижение вершины карьеры еще в молодости.

ВЫВОД: таким образом, молодежную субкультуру можно рассматривать как некое целое, которому присущи определенные характерные черты:

- вызов ценностям взрослых и особая потребность в общении с ровесниками (особенно остро в подростковом возрасте), связанная с обособлением, прежде всего от старших (родителей, учителей и др.);

- эксперименты с собственным образом жизни и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников, чаще «неформальной». Слово «неформальный» употребляется, чтобы подчеркнуть принципиальное различие с официально зарегистрированными общественными молодежными организациями;

- своеобразные вкусы, противоречивое сочетание единообразия и непохожести, особости. Единообразие поддерживается внутри группы (общие правила поведения, ценностные установки и др.). Непохожесть проявляется в стремлении выделиться от других, прежде всего внешне (чаще в - «имидже», стиле поведения, модной атрибутике, «сленге», пристрастиях, например музыкальных и др.).

- особый характер отношений, сосредоточенный скорее на дружбе и приятельстве в группах сверстников, чем на семье;

- чаще это культуры досуга, а не работы и др.

Молодежные субкультуры с одной стороны, культивируют протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но с другой стороны, именно они призваны способствовать адаптации молодежи к тому же обществу.

Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир.

Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее.

Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны…

6. Основные элементы культуры:

язык, ценности, идеалы, ценностные установки, нормы

Основными элементами культуры служат: язык, ценности, идеалы, ценностные установки, нормы и т.п.

Язык – это понятийный знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов.

Язык – это система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

Благодаря языку человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Язык обеспечивает взаимопонимание людей и служит важнейшим средством общения, хранения и передачи информации из поколения в поколение.

Основной единицей языка является – слово.

Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества.

Мы с вами уже говорили, что человечество давно пытается создать единый, международный, универсальный язык общения.

Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества, например, добро, справедливость,  дружба и т.д.

Ценности – это разделяемые большинством общества убеждения относительно целей, поставленных перед человеком, и основных средств их достижения.

Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Основания ценностей – это удовлетворение потребностей, интересов и традиций.

Виды ценности: витальные (жизненные); культурные ценности; материальные и духовные; общечеловеческие и личные; терминальные (конечные, например, счастье, польза, спасение души и др.); инструментальные (ценности средства); первичные и вторичные и др.

Ценностные ориентации – это совокупность принимаемых человеком ценностей.

Ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации – индивиду. 

Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

Система ценностей может складываться стихийно или целенаправленно.

Идеология это теоретически сформулированная система взглядов.

Установка – состояние умственной и нервной готовности, основанное на опыте, направляющее реакции индивида в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми она связана.

Ценностная установка – приобретенная оценочная реакция, направленная на определенные объекты, которая сравнительно устойчива и которая влияет и мотивирует наше поведение по отношению к этим объектам

В узком смысле «установка» - это «склонность», «направленность», «готовность» к чему-либо.

Установка формируется не только на основе собственого опыта индивида, но и опыта, полученного от других людей, и поэтому главным путем передачи установок выступает словесная форма.

Ценности конкретизируются в нормах.  

Норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения (действия и т.д.) отдельного человека, группы.

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Нормы – это правила поведения. Под нормой также подразумевается нечто среднестатистическое. Видов социальных норм много: традиции, обычаи, ритуалы, церемонии, обряд, привычки, нравы, манеры, этикет и др.

Виды норм:

- формализованные правила (все, что официально записано);

- правила морали (связаны с представлениями людей);

- образцы поведения и мода.

Каждое ограничение (норма) позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.

Вывод: человек, воспитанный в духе той или иной традиции, воспринимает вместе с ней и соответствующую систему ценностей (ценностные ориентации).

В дальнейшем его ценностные ориентации неоднократно меняются, в зависимости от: возраста, личного опыта, стиля жизни, профессиональных интересов и т.д.

В итоге формирование ценностей человека можно представить следующим образом:

1) уникальные культурные, национальные, корпоративные традиции сплетаются с общечеловеческими потребностями. В совокупности традиции и потребности составляют ценностную основу личности;

2) к ней в дальнейшем добавляются групповые и личные интересы, окончательно формируя представления о том, что является, а что не является действительно ценным. В результате создаются уникальные системы ценностей каждого человека (его ценностные ориентации) (частично схожие и частично различные с другими людьми).

  1. Понятия культурного комплекса и культурных универсалий

Мы уже выяснили, что культура играет большую роль в жизни общества.

Магистральная цель культуры — цивилизовать человека, помочь ему постичь мир, предоставить ему новые средства и методы формирования и проявления его как личности...

«Авторское право» на культуру целиком принадлежит человеку».

Культура является качеством деятельности, поступков, поведения.

Исходя из такого понимания сущности культуры и её творения — человека, следует сформулировать и критерии ее развития.

Объективным критерием культуры, показателем ее функционирования служит степень той активности и универсальности, с какой человек относится к природе, другим людям, к самому себе.

Из данного обстоятельства вытекает следующая линия ее существования: чем более развиты, универсальны способности и отношения людей, тем более универсален сам человек, тем более он богат, на более высоком уровне стоит (интеллектуальном, моральном и т.д.), тем с большей отдачей он трудится и способствует прогрессу общества.

В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так называемыми культурными универсалиями.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.

Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью.  Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т. п.

Культурные универсалии - это такие нормы, ценности, правила, традиции, свойства и др., которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

К. Уисслер выделил  9 фундаментальных универсалий – присущих всем культурам:

1) речь (язык);

2) материальные черты;

3) искусство;

4) мифология и научное знание;

5) религия;

6) семья и социальная система;

7) собственность;

8) правительство (государство);

9) война.

Американский социолог К. Клахкон считает, что в основе культурных универсалий лежат биологические предпосылки:

- наличие 2-х полов;

- беспомощность младенцев;

- потребность в пище, тепле и сексе;

- возрастные различия между людьми и т.д.

Поэтому, по его мнению, культурные универсалии базируются на соответствующих биологических потребностях, например, беспомощность младенцев и необходимость ухода за ними и воспитания, признанные во всех типах культур.

Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий - общих всем культурам:

- язык и система коммуникации,

- брак и семья, система родства,

- правила взаимодействия полов,

- запрет на кровосмешение (инцест),

- приготовление пищи,

- ухаживание, забота о больных, детях, стариках,

- гигиена и соблюдение чистоты,

- разделение и кооперация труда, затем технологии,

- общинная организация (государство, политика и др.),

- социальная стратификация (расслоение общества),

- образование,  

- наука,

- медицина,

- религия,

- отношение к беременным женщинам, к детям и старикам,

- похоронные и другие ритуалы, обряды, традиции,

- система норм, ценностей, морали,

- деньги,

- спорт,

- танцы,

- календари,

- декоративное искусство,

- игры,

- гостеприимство,

 - шутки,

- суеверия,

- возрастная градация,

- нательные украшения,

- космология,

- гадание,

- толкование снов и т. д.

Все эти и другие культурные универсалии формируются в течение всего исторического развития человечества и создают:

- господствующую (доминирующую) культуру, субкультуры и контркультуры;

-  виды культуры - материальную и духовную;

- формы культуры - народную, массовую, элитарную, экранную и др.

  Культурный комплекс – это совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.

Примером может служить спортивная игра, в частности, футбол.

С ним связаны: игроки, стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, спортивный инвентарь (мяч и др.), билеты и многое другие.

Культурным комплексом могут являться: антикварные предметы, галереи, музеи, художественные стили и направления, научные теории и школы, науки и научные дисциплины, философские и религиозные учения и многое другое.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение дисциплине «Основы корпоративной культуры и этики». На что направлено изучение дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики», какова цель её изучения?
  2. В чём главная суть компетентностного подхода, лежащего в основе ФГОС? Что такое  «компетенция», «общая компетенция»? Сколько и какие «общие компетенции» определены ФГОС СПО?
  3. Как определяет понятие «компетентность», и какой придает смысл этому понятию и личностным качествам своих работников, Корпоративный кодекс этики ПАО «Газпром»?
  4. Что изучает дисциплина «Основы корпоративной культуры и этики»,  каковы её  объект, предмет?
  5. Охарактеризуйте главные категории дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики».
  6.  Какова основная (главная) функция дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики»?
  7. Назовите обязанности студентов колледжа, определенные «Правилами внутреннего распорядка для обучающихся в ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград».
  8.  Перечислите то, что студентам категорически запрещается, согласно «Правилами внутреннего распорядка для обучающихся в ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград».
  9.  Что такое «культура»? Расскажите о происхождении этого понятия. Что называют «первой» средой обитания человека, а что «второй»?
  10. Какие функции выполняет культура?  Каково магистральное (главное) значение  культуры?
  11.  Какие основные виды культуры вы знаете? В чем состоит их отличие друг от друга? Какие классификации культуры вы еще знаете?
  12.  Охарактеризуйте основные формы культуры: «народную», «элитарную», «массовую» и «экранную. Каковы их особенности?
  13. Как взаимодействуют  и каким образом взаимосвязаны между собой различные культуры? Что такое «диалог культуры»? Каковы особенности и проблемы процесса культурной интернационализации (или мультикультурализма)? Приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных культур.
  14. Что такое «доминирующая» культура, какового основное её воздействие?
  15. Дайте определение понятий «субкультура» и «контркультура». Приведите примеры их проявления.
  16. Каковы особенности, факторы возникновения и значения молодежных субкультур?
  17. Назовите наиболее важные характерные черты молодежной субкультуры? Каковы особенности молодежных субкультур на современном этапе?
  18. Какие виды (формы) молодежных субкультур вы знаете? С какими (какой) молодежной субкультурой (субкультурами) вы разделяете общие интересы (входите, привлекает вас и т.п.)?
  19. Какие проблемы могут возникнуть (возникают) для молодых людей в субкультуре?
  20. Охарактеризуйте основные элементы культуры: язык, ценности, ценностные ориентации, идеал, идеология, ценностные установки, нормы.
  21. Что такое «культурные универсалии»? Какие подходы к выделению культурных универсалий вы можете назвать? Что формируют культурные универсалии?
  22. Что такое «культурный комплекс»? Приведите примеры культурных комплексов.

Домашнее задание:

1. Составьте краткий конспект по теме 1.1. Общее представление о культуре, её функции, основные элементы, виды, формы.

  1. Проверьте себя: ответьте на вопросы, которые находятся в конце лекционного материала.
  2. Выполните самостоятельную работу № 1.

Информационное обеспечение обучения

(список рекомендуемой и используемой литературы)

Основные источники:

1. Спивак, В.А. Корпоративная культура: теория и практика [Текст] / В.А. Спивак. – СПб. [и др.]: Питер, 2022. – 352 с. – С.14-27.

2. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования [Текст] / А.Г. Важенин. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2022. – 432 с. – С.60-66, 119-125.

3. Важенин, А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / А.Г. Важенин. – 9-е изд., стер. – М.: Академия, 2022. – 368 с. – С.86-91, 113-118.

  1. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень [Текст] / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова А.Ю. Лазебниковой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2022. – 315 с. (Академический школьный учебник).  – 35-46, С.78-90.

Дополнительные источники:

  1. Козлов, В.В. Корпоративная культура: опыт, проблемы и перспективы развития [Текст]  / В.В. Козлов. – М.: Академия, 2022. – 269 с. – С.15-28.
  2. Кузнецов, И.Н. Корпоративная культура [Текст] / И.Н. Кузнецов. – М.: Книжный дом, 2022. – 272 с. – С.25-37.
  3. Смирнова, И.А. Корпоративная культура организации: психолого-акмеологические основы формирования и развития: учебное пособие [Текст] / И.А. Смирнова. — М.: КДУ, 2022. – 192 с. – С.23-34.
  4. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень [Текст] / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2022. – 432 с. – (Академический школьный учебник).  (Рекомендорвано Министерством образования и науки РФ). – С.135-140, 300-326, 367-384.
  5. Бегенеева, Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базоый уровень: 11 класс [Текст] / Т.П. Бегенеева. – М.: ВАКО, 2022. – 288 с. (В помощь школьному учителю). - С.147-211.
  6. Словарь терминов и понятий по обществознанию [Текст] / автор-составитель А.М. Лопухов; вступ. Слово А.С. Стрельцов. – 6-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2022. – 448 с.
  7. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2. 11 кл. [Текст] / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лабезниковой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2022. – 281 с. – С.308-322.  
  8. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для для общеобразоват. учреждений: профил. уровень [Текст] / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2022. – 160 с. –С.22-27, 109-118, 140-143.

Интернет-ресурсы:

  1. ПАО «Газпром»: официальный сайт. - URL:  http://gazsprom.ru/sajt.
  2. ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград им. И.А. Матлашов»: официальный сайт. - URL:  http://volgograd-college.gazprom.ru.
  3. Культура. - URL: http://www.univer.omsk.su.
  4. Понятие культуры и понимание. Лекции по обществознанию.  - URL: http://www.obhis.ru/lekc/sfera/kultur.html.
  5. Основные виды культуры. Лекции по обществознанию.  - URL: http://www.obhis.ru/lekc/sfera/kultur2.html.
  6. Экранная культура. Лекции по обществознанию.  - URL: http://www.obhis.ru/lekc/sfera/kultur_kran.html.
  7. Сколько человек в мире говорят на английском языке? - URL: http://www.liveinternet.ru.
  8. Эсперанто. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.
  9. Субкультуры. Лекции по обществознанию.  - URL: http://www.obhis.ru/lekc/sfera/subkultur.html.
  10. Эпоха модерна. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.
  11. Субкультура. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.
  12. Современные молодежные субкультуры. Индивидуальная работа. - URL: http://www.coolreferat.com.
  13. Энциклопедия культурологии. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture.
  14. Что такое культурные универсалии? Основные элементы культуры. - URL: http://www.univer5.ru.
  15. Универсалии культуры. - URL: http://otvet.mail.ru.
  16. Культурные универсалии. - URL: http://www.bestreferat.ru.
  17. Культурный комплекс. - URL: http://rudocs.exdat.com.
  18. Яппи. Социология молодежи: электронная энциклопедия. - URL: http://soc-mol.ru/encyclopaedia/subcultures/378-yappi.html.
  19. Ангел, О. Ю. «Яппи» или «экспи» — критерии успешной жизни / О.Ю. Ангел // Инструменты и механизмы современного инновационного развития сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: Аэтерна, 2022. - С. 241–243. - URL: http://fb.ru/article/177100/yappi-subkultura-uspeshnyih-lyudey.
  20. Демянчук, И. Яппи — субкультура успешных людей / И. Демянчук // Электронный портал Fb. - URL: http://fb.ru/article/177100/yappi-subkultura-uspeshnyih-lyudey.
  21. Яппи – субкультура успешных людей. - URL: http://fb.ru/article/177100/yappi-subkultura-uspeshnyih-lyudey.


[1] Категория (от греч. – признак) – общее понятие, отражающее наиболее существенные и закономерные связи явлений и предметов (например, время, пространство, причина, качество и т.д.).

[2] Мессенджер - это программа, мобильное приложение или веб-сервис для мгновенного обмена сообщениями через Интернет (например, Viber, WhatsApp).

[3] Просвещением принято называть движение в европейской культуре, которое, зародилось в XVII веке, господствовало в XVIII столетии и постепенно охватило разные страны – Англию, Францию, Голландию, Германию, Италию, Россию и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие корпоративной культуры БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им. Т.К. Борисова»

Понятие «корпоративная культура» в последние годы все шире используется педагогическим сообществом. Это обусловлено тем, что в условиях рынка, система образования обязана формировать у специалистов/пр...

Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"

Лекции по учебной дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики". Помогут студентам изучить, а преподавателям организовать и проводить занятия по указанной дисциплине....

Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"

Практическая работа № 1 по дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики"...

Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"

Практическая работа № 2 по дисциплине "Основы корпоративной культтуре и этике"...

Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"

Практическая работа № 3 по дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики"...

Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"

Практическая работа № 4 по дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики"...

Учебная дисциплина "Основы корпоративной культуры и этики"

Практическая работа № 5 по дисциплине "Основы корпоративной культуры и этики"...