Урок по обществознанию в 7 классе "Кто стоит на страже закона?"
план-конспект урока

Первутинская Тамара Сергеевна

Урок по обществознанию в 7 классе "Кто стоит на страже закона?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока40.56 КБ
PDF icon Презентация1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по обществознанию 7 класс

Тема: «Кто стоит на страже закона»

Цель урока:

Способствовать формированию правового сознания; сформировать у учащихся общее представление о правопорядке, о правоохранительных органах государства.

Задачи урока:

  Учебная:

Осмысление, обобщение и закрепление полученных знаний; развитие умения критически мыслить, выделять главное, решать проблемные задания, доказывать свою точку зрения; работать с документами, участвовать в дискуссиях, формирование умений и навыков цивилизованной защиты своих прав.

Развивающая:

научить выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знание на практике (формирование компетенции)

Воспитательная:

формирование правовой культуры у детей, уважительного отношения к закону, к правам других людей, развитие коммуникативных компетенций учащихся через работу в группах.

 Основные понятия: право, правопорядок, закон, правоохранительные органы.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: определять понятия: «правоохранительные органы, правонарушение, полиция, прокуратура, таможня, ФСБ, суды.»

Получат возможность научиться: решать правовые задачи, высказывать собственное мнение, суждения.

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий всей группой; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Информационно – технологические ресурсы:

-учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 7 класс. – М: Просвещение, 2020.; раздаточный материал (Конституция РФ;

правовые документы)

Оборудование

-мультимедийный проектор;

-компьютер;

-презентация «Кто стоит на страже закона»

Методы и формы обучения:

Методы: Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, проектная деятельность

Ход урока

(Для работы на уроке учащиеся заранее делятся на 3 группы и занимают свои места)

1. Организационный момент              (СЛАЙД 2)

(Для создания позитивного психологического настроя демонстрирую «Звёздное небо». Звучит музыка М. Таривердиева «Маленький принц». На фоне музыки рассказываю легенду.

«На земле рождается человек, на небе загорается новая звезда. И Бог сразу определяет судьбу новорождённого, и от этой судьбы человеку не уйти. Но мудрый Бог даёт ему право выбрать между добром и злом, красотой и уродством, желанием любить других или только себя, приносить людям пользу или причинять вред. От выбора человека зависит, насколько ярко или тускло будет гореть его звезда. И если это настоящая звёздочка, то она будет самобытной, неповторимой и необычайно сложной, ярко сверкать, наполняя мир и людские души светом, теплом и красотой. Закройте на мгновение глаза. Мысленно представьте свою звезду, прикоснитесь к ней, ощутите её тепло, лёгкость, радость и вдохновение. Откройте глаза. Посмотрите на меня. Я желаю вам сегодня на уроке также ярко сверкать, как ваша звёздочка.  И пусть эти незабываемые чувства помогут вам сегодня на уроке») 

2. Актуализация знаний по ранее изученной теме                (СЛАЙД 3)

Ребята, давайте вспомним, о чём вы говорили на предыдущих уроках.

У Василия Андреевича  Жуковского есть такие слова, написанные в 1814 году:
Закон – на улице натянутый канат,
Чтоб останавливать прохожих средь дороги,
Иль их сворачивать назад,
Или им путать ноги.
Но что ж? Напрасный труд! Никто назад нейдет!
Никто и подождать не хочет!
Кто ростом мал – тот вниз проскочит,
А кто велик – перешагнет.

 - О каком явлении общественной жизни идёт речь? Как вы понимаете смысл последних двух строк?    (СЛАЙД 4)

Давайте сделаем вывод: для чего нам необходимы правила, законы?

Законы необходимы, чтобы был порядок!  Законы важны для любого государства и необходимы гражданам.

В каких документах закреплены наши права и обязанности?

3.Мотивационный момент.  Определение темы и постановка целей урока

Но не все граждане соблюдают законы. О случаях нарушения правопорядка постоянно пишут в газетах, говорят по радио и в передачах телевидения.  А если случилось ЧП с вами или вашими близкими?  Что тогда делать?

Я предлагаю вам послушать куплет одной песни и попытаться задать тему урока. (СЛАЙД 5)

Звучит песня «Наша служба и опасна, и трудна…»

Ученики выдвигают версии темы урока… (СЛАЙД 6)

Тема: «Кто стоит на страже закона?»

Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос?  (на слайде появляются слова: прокуратура, таможня, ФСБ, суд, полиция).  (СЛАЙД 7)

Как вы думаете, какое общее понятие мы можем дать всем тем государственным структурам, что вы назвали? Правильно, правоохранительные органы. 

(СЛАЙД 8) Заглянем в толковый словарь Ожегова: Правоохранительные – это органы, основной целью деятельности которых является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).

Какую цель нашего урока вы поставите? (познакомиться с правоохранительными органами РФ и функциями, которые они выполняют.

4. Изучение нового материала. Работа в группах.

Ребята, чтобы поближе познакомиться с правоохранительными органами и их функциями, вы разделились на 3 группы. Наша задача – подготовить прикладной проект. Цель которого: принести конкретную пользу себе или кому-то ещё.

А результатом проекта будет краткий справочник «Кто стоит на страже закона?» Каждая группа будет собирать информацию об одном правоохранительном органе: прокуратура, суд, полиция. (дети выбирают карточку с названием). Обратите внимание на задания (они напечатаны у вас на столах), поработайте с документами, статьями из Конституции, материалом учебника и письменно ответьте на вопросы. После этого координатор группы представляет результат работы. На слайде оценочный лист. (СЛАЙД 9)

Оценочный лист работы группы

1.Представьтесь

- назовите фамилию и имя;

-какую творческую группы представляете, состав группы, роль каждого;

2. Какую цель поставила группа;

3.Продемонстрируйте результат работы группы

4.Оценка

-что было трудным?

-какие проблемы возникали?

-что вы до сих пор не поняли?

 -в чем вы стали более уверенны?


Задания для группы «СУД»

Внимательно прочитайте текст (стр.  учебника 57-59), обсудите статьи Конституции 46, 119, 120.

Ответьте на вопросы:

Кто и как осуществляет правосудие в нашей стране?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто такой судья? Каким должен быть судья?

__________________________________________________________________

Кому подчиняются судьи? ___________________________________________

Сформулируйте определение:

Суд- это____________________________________________________

Конституция РФ

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.


 
Статья 119
      
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120
      
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.


(СЛАЙД 10) Учитель: Молодцы, ребята. Посмотрите на экран. Это изображение богини правосудия – Фемиды. (СЛАЙД 11) Как вы думаете, почему древние греки изображали богиню с завязанными глазами и с весами в руках? (весы говорят о том, что наказание должно быть равным совершенному деянию, а закрытые глаза указывают на то, что суд должен быть справедливым и решения основываться на законе, а не на эмоциях, меч говорит о том, что закон не только наказывает, но предупреждает.

Один из главных принципов правосудия – презумпция невиновности. (СЛАЙД 12) Он означает, что пока вина человека не доказана судом, обвиняемый считается невиновным.

А знаете ли вы, что…? (интересные факты из истории суда)

  1. Персидский царь Кир однажды приговорил к смерти… реку. Когда правитель переправлялся через реку Диалу, то, в результате несчастного случая, его любимый конь утонул. Впавший в отчаяние Кир приказал прорыть несколько сотен каналов, чтобы осушить реку.
  2. Государственные преступники в Древнем Риме карались очень жестоко: к ним применялось особое наказание, которое называлось проклятие памяти. Виновный не только подлежал казни, но также должны были быть уничтожены все члены его семьи, а также любое упоминание о том, что такой человек когда-то существовал. 
  3. В Средние века животным очень часто выносились обвинительные приговоры. Чаще всего их подозревали в колдовстве, происходило это в рамках бушующей охоты на ведьм.
  4. Штраф для компьютера

В результате ошибки программы банковского компьютера, он рассылал напоминания о долге людям, которые погасили задолженности, либо же объявили о своем банкротстве. Несколько клиентов написали жалобу, после чего судья постановил в качестве наказания изъять из компьютера 50 МБ постоянной и 10 МБ оперативной памяти. 


Учитель: наша работа продолжается довольно долго и вы, наверное, уже успели устать. Давайте послушаем песню охраны короля и разомнемся. Я буду вам показывать движения, а вы их повторяйте. 

Физминутка под музыку (СЛАЙД 13)

Почетна и завидна наша роль, (расправить спину, плечи)

Да наша роль, да наша роль, да наша роль, (поднять подбородок, повороты головы влево - вправо)

Не может без охранников король. (пожимание плечами)

Когда идём, дрожит кругом земля, (ходьба на месте)

Всегда мы подле, подле короля. (шаг в сторону и обратно)

Ох, рано встает охрана. (медленное потягивание рук вверх)

Если близко воробей, мы готовим пушку. (неглубокие приседания с поворотом туловища)

Если муха, муху бей, (потряхивание рук и медленный их подъем на уровень груди)

взять её на мушку. (хлопок ладонями)

Учитель: Молодцы! Давайте продолжим нашу работу.


2 группа. Полиция

Внимательно прочитайте текст на стр. 60-62 учебника, документ и ответьте на вопросы:

Каковы главные принципы полиции? ____________________________________________________________________________________________________________________________

Что такое криминальная полиция, полиция общественной безопасности? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Попытайтесь сформулировать определение: полиция – это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ

Криминальная полиция

Полиция общественного порядка

Задачи криминальной полиции:

  - предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

  - розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов.

Задачи полиции общественной безопасности:

 - обеспечение личной и общественной безопасности;

 - охрана общественного порядка;

 - предупреждение и пресечение правонарушений.

В состав криминальной милиции входят следующие подразделения:

  - уголовный розыск;

  - подразделение по борьбе с экономическими преступлениями;

  - подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

  - криминалистические лаборатории и др.

В состав милиции общественной безопасности входят:

  - подразделения патрульно-постовой службы;

  - дежурные части;

  - ГАИ;

  - паспортно-визовые службы;

  - участковые инспектора;

  - подразделения по делам несовершеннолетних и др.


(СЛАЙД 14-17) Учитель (СЛАЙД 18): История существования полиции насчитывает не малое количество лет.  В 1715 году Петр I создал в России службу охраны общественного порядка и назвал ее «полицией», полицейский выглядел примерно так (картинка).  Само слово «полиция» в переводе с греческого имеет дословный перевод как «городское управление», и в обязанности полицейских входили следующие задачи: обеспечение пожарной безопасности, попечительство детей, устройство дорог, отлов и арест преступников, уборка мусора и др.  В 19 веке полиция стала системой государственных служб по охране порядка и борьбе с преступностью.  В 1917 году вместо полиции создана милиция (в переводе с латинского «войско», «народное ополчение»).  С 1 марта 2011 года в России вступил закон «О полиции»


3 группа. Прокуратура

Внимательно прочитайте документ, статью 129 Конституции РФ и ответьте на вопросы:

Каковы главные задачи прокуратуры? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы функции прокуратуры? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформулируйте определение: прокуратура – это__________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ

Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры.

Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ.  Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений.

Прокурор вправе принять поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

Генеральный прокурор РФ вправе обратиться с предложениями об изменении, дополнении, отмене или принятии законов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты.

Конституция РФ

Статья 129
      
1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
       2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
      
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
      
4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
      
5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

(СЛАЙД 19) Учитель: Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов. Органы прокуратуры возбуждают уголовные дела, поддерживают обвинение в суде и представляют государственные интересы в судебном процессе

(СЛАЙД 20) ФСБ борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями против интересов всего государства.

(СЛАЙД 21) Таможенная служба следит за законностью перевозки товаров через границу. И никогда не позволит, чтобы некачественный товар из других стран попал на прилавки наших магазинов.

Учитель: Спасибо всем группам за работу. Посмотрите, какой результат прикладного проекта у нас получился – познавательный, важный, актуальный справочник (сделать скрепку). Какую пользу он несёт? Для вас, для других? Скажите, как мы можем донести информацию до других школьников?  (выложить в Сеть, распечатать и повесить в школе, в классном уголке).

5. Закрепление и коррекция знаний. Решение ситуационных задач

Ребята, сегодня вы узнали много интересного о правоохранительных органах РФ.  (СЛАЙД 22)

1 задание: Соотнеси правоохранительные органы и задачи, которые они призваны выполнять

А) Суд

Б) Прокуратура

В) Полиция

Г) Таможня

Д) ФСБ

1)следит за законностью перемещений товаров через границу

2) осуществляет правосудие

3) борьба с терроризмом, шпионажем

4) противодействует преступности, охраняет общественный порядок

5) надзирает за соблюдением законов, представляет интересы государства в суде

(СЛАЙД 23) 2 задание: в какой правоохранительный орган необходимо обратиться, если…….

1. Человеку угрожают расправой, или украли телефон, его вещи.    (полиция)

2. Соседи затопили квартиру гражданки М. и не желают выплатить деньги за причинённый ущерб.     (Суд);

3. Гражданина незаконно задержали, доставили в полицию, грубо с ним обращались (прокуратура).

6. Подведение итогов. Рефлексия (СЛАЙД 24)

Ребята, какую цель мы ставили сегодня на уроке? Достигли цели?

Оцените по 5-ти бальной системе свою работу с трёх позиций:

  • Я (личный вклад)
  • Дело (работа в группе)
  • Мы (работа всего класса)

Спасибо за урок. Очень приятно было с вами работать. Вы настоящие звёздочки. Желаю вам ещё ярче сверкать и быть неповторимыми.


Оценочный лист работы группы

1.Представьтесь

- назовите фамилию и имя;

-какую творческую группы представляете, состав группы, роль каждого;

2. Какую цель поставила группа

3.Продемонстрируйте результат работы группы

4.Оценка

-что было трудным?

-какие проблемы возникали?

-что вы до сих пор не поняли?

 -в чем вы стали более уверенны?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию в 11 классе на тему "Глобализация"

Тип урока: урок совершенствования и применения теоретических знаний. Методы обучения:  объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые. Основные понятия: глобализация, миграция, ТНК, НТР, ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по обществознанию «Политические партии и партийные системы»

Данная методическая разработка урока направленна на формирование  у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека...

Методическая разработка урока по обществознанию

Урок по обществознанию на тему "Социальная структура России"...

Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»

Урок по обществознанию на тему "Культура и духовная жизнь общества"...

Урок по обществознанию "Истина и ее критерии"

Урок для учащихся 10-х классов(профильный уровень)...

Технологическая карта "Кто стоит на страже закона"

Технологическая карта "Кто стоит на страже закона"...

Тест по теме: Кто стоит на страже закона

Тест по теме: Кто стоит на страже закона...