Урок по обществознанию в 11 классе на тему "Глобализация"
методическая разработка по теме

Газимзянов Табрис Габдулхакович

Тип урока: урок совершенствования и применения теоретических знаний.

Методы обучения:  объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.

Основные понятия: глобализация, миграция, ТНК, НТР, демографическая проблема

Оборудование: ПК с проектором, экран, познавательные задания, распечатанные на листах А4,  тесты (23 шт.)

Литература: Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. «Уроки обществознания в 11 классе»,  .А.И.Кравченко, Т.П. Резникова «Обществознание», «Обществознание для абитурентов» под. Ред. В.Н.Князева, Л.Ш. Лозовского и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pourochnyy_plan_globalizaciya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Поурочный  план по обществознанию в 11 классе

Тема урока: Глобализация и ее последствия.

Цели урока:

1.Сформировать знания учащихся о процессе глобализации и ее последствиях. Опираясь на знания учащихся из курсов биологии и экологической географии, восстановить основные проявления глобализации и раскрыть основные проявления данного процесса, их неоднозначное влияние на развитие и существование человеческой цивилизации.

2.Формировать умение анализировать социальное явление с различных сторон, видеть его как позитивные и негативные последствия. Развивать умение выявлять проблему, сопоставлять и оценивать различные точки зрения по спорному вопросу, работать в группе.

3.Воспитание толерантности, чувства ответственности за будущее планеты.

Тип урока: урок совершенствования и применения теоретических знаний.

Методы обучения:  объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.

Основные понятия: глобализация, миграция, ТНК, НТР, демографическая проблема.

Оборудование: ПК с проектором, экран, познавательные задания, распечатанные на листах А4,  тесты (23 шт.)

Литература: Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. «Уроки обществознания в 11 классе»,  .А.И.Кравченко, Т.П. Резникова «Обществознание», «Обществознание для абитурентов» под. Ред. В.Н.Князева, Л.Ш. Лозовского и др.

I. Организационный момент 

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

На уроках истории и обществознания мы много говорили с вами об особенностях и многообразии мира. На планете земля живет 6 млрд. человек, выделяют 3 основных расы и несколько переходных расовых групп. 1000 этносов, которые подразделяются на 23 языковые семьи, более 200 независимых государств.

  1. Что еще можно добавить в подтверждении этого тезиса? (разный уровень экономической жизни, религиозный облик, многообразие культур, национальных и местных традиций);
  2. В чем причины такого разнообразия? (природные климатические условия, определявшие своеобразие отношений конкретного общества и природного мира, специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, множества закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию).

Сегодня на уроке мы будем рассматривать общество, как единое целое. Французский мыслитель первой половины XX века Тейяр де Шарден так выразил это чувство:

“На протяжении нескольких поколений вокруг нас образовались всякого рода экономические и культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь кроме хлеба… каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию открытий кино и международных известий. Теперь уже не просто поле…, а вся Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас…”.

Мы должны с вами выяснить на уроке что в себя включает понятие глобализация, к каким последствиям ведет этот процесс . попытаться определить свое личное отношение, определить круг глобальных проблем современного мира.

III. Изучение новой темы.

Запишите в тетрадях тему урока и план, по которому мы будем работать.

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. План:

  1. Глобализация, как ведущая тенденция мирового развития;
  2. Последствия процесса глобализации;
  3. Глобальные проблемы человечества.

(1) В современном мире происходит значительное усиления связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли. Давайте попробуем привести примеры из своего жизненного опыта, демонстрирующие многообразие связей современного мира.

(- общение с друзьями, находящимися на большом расстоянии, через мобильную связь, Интернет;

 - создание магазинов единой торговли, таких как Metro, Ikea и других в разных странах;

 - доставка товаров, заказанных по каталогам, в том числе электронным;

 - возможность оплаты за оказанные услуги или приобретенные товары, перевод денежных средств посредством пластиковых электронных карт

 - прямая трансляция культурно-массовых мероприятий из различных точек Земли;

 - возможность обмены валюты одного национального государства на территории других стран).

Итак, мы видим, что современный мир при всем своем многообразии един и его части тесно взаимосвязаны.

Таким образом, глобализация – это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

Основные направления глобализации:

       -  Деятельность транснациональных корпораций, имеющие свои филиалы по всему миру (Форд);

      -   Глобализация финансовых рынков;

        -  Международная экономическая интеграция (МВФ, Всемирный банк, Всемирная торговая организация).

       -  Клип – «Создание Евросоюза»

(2) – Обратимся еще раз к словам Тейяра де Шардена…

«…для человека нет будущего…вне его объединения с другими людьми…».

Как философ оценивает процесс глобализации? (позитивно – он видел в нем проявление общественного прогресса).

Основания для такого отношения есть и сегодня, вместе с тем нарастает и волна критики процесса глобализации. Давайте вместе с вами попытаемся выделить положительные и отрицательные стороны глобализации.

  1. Учащиеся дискутируют, высказывают свои точки зрения

Рабочие листы 1, 2, 3.

Положительное:

  1. Снижение издержек производства (возможность производства товаров там, где это будет дешевле, а продать там, где наиболее выгодно);
  2. Рост прибыли;
  3. Появление возможностей для дальнейшего роста производства и его развития;
  4. Концентрация усилий на разработке новых передовых технологий;
  5. Плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования;
  6. Учет интересов государства в политике.

Отрицательное:

  1. Насаждается единый стандарт потребления;
  2. Создаются препятствия для отечественного производства;
  3. Не учитывается экономическая и культурно-историческая специфика развития разных стран;
  4. Навязывается определенный образ жизни, зачастую противоречащий традициям данного общества.
  1. Самое основное – это глобальные проблемы.

(3)Заслушиваются доклады учащихся. Демонстрируются презентации

Классификация глобальных проблем (таблица в презентации).

Таким образом, мы видим, что не одно государство, сколь могущественно оно бы ни было, ни группа государств не в состоянии самостоятельно справиться с глобальными проблемами.

Только взаимодействие всех стран в условиях мира, только осознание всеобщей взаимозависимости позволяет народам обрести уверенность в завтрашнем дне, предотвратить социальные и экономические катастрофы, наконец, просто выжить.

IV. Закрепление изученного материала – тестирование 

V. Домашнее задание

«Впервые в человеческой истории все может быть сделано где угодно и продано кому угодно». Л. Туроу (американский экономист). Написать эссе.

VI. Итоги урока

1. Установите соответствие между терминами и определениями

глобализация                                              ограничение места действия,

                                                                            распространение         явления

локализация                                                 усиление взаимозависимости стран и народов  

модернизация                                              преобразование аграрного общества в

                                                                            индустриальное

2. Распределите приведенные положения по 2-м группам: причины экологического кризиса и последствия экологического кризиса

                                                                ухудшение  среды обитания человека

причины                                                грубые механические приемы земледелия экономического кризиса                  нерациональное  использование природных   ресурсов

                                                                исчезновение многих видов животных

последствия                                           потребительское отношение к природе

экологического кризиса                    увеличение промышленных отходов

                                                                растущее опустынивание земель

3. Выберите верные ответы. Преодолению угрозы новой мировой войны могут способствовать…

        наращивание вооружений и создание баланса сил между отдельными военно-политическими группировками

        укрепление связей между народами рост взаимопонимания между ними.

        стремление всех стран к опоре на собственные силы, достижение каждой из них полной экономической независимости

       отношение к человеческой жизни, как к высшей ценности

       ограничение миграции населения из бедных стран в богатые

4. Верны ли следующие суждении?

        Один из важнейших факторов, способствующих процессу глобализации, развитие экономических и финансовых связей.

        В процессе глобализации происходит усиление экономической интеграции, развитие международной торговли, формирование международных валютных зон.

5. Выберите верные ответы. К глобальным проблемам современности относятся

      экологические проблемы

     нестабильность политической обстановки в России

      увеличение числа беженцев

     разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными странами

     война в Чечне

      международный терроризм

6. Вставьте пропущенное слово. Возврат к природе, простые технологии, отказ от научно-технического прогресса, «нулевой» рост производства – это…

       экология

       экотопия

       экосистема

                                             Рабочий лист по теме:

Глобализация и ее последствия.

Задание  1.

По международным опросам, обеспокоены негативным влиянием ухудшающейся экологической ситуации на здоровье людей 89% россиян, 67% граждан США, 51% канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов, 14% датчан. Проанализируйте эти данные. Чем на ваш взгляд, объясняется столь значительный разброс мнений? Значит ли это, что бремя решения этих проблем должно быть возложено в первую очередь на те страны, где число граждан, озабоченных состоянием экологии, особенно велико?

Задание 2.

Сегодня довольно громко звучат призывы к отказу от научно – технического прогресса, прекращению исследований в области новейших технологий. Соответствует ли эти призывы духу и букве концепции устойчивого развития?

Задание 3.

Выступая на научной конференции, ученый-эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Если у вас конкретные возражения? Какие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обществознание 2 класс

технологическая карта по общестознанию по 2 классу на тему: "Человек  и общество"...

Программа по обществознанию 7 класс. ФГОС

Программа по обществознанию 7 класс. ФГОС...

Урок обществознания 7 класс "Проблема одиночества"

Место урока в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану.Тема урока по учебно-методическому плану: "Образ жизни подростка"Номер урока по теме:   2Форма урока: комб...

Конспект урока по обществознанию 5 класс на тему: «Труд и творчество»

Конспект урока по обществознанию 5 класс на тему: «Труд и творчество»....

Урок обществознания 10 класс ( профильное обучение) теория локальных цивилизаций

Урок  обществознания в 10 классе профильное обучение. "Теория локальных цивилизаций"...

Урок по обществознанию в 7 классе "Кто стоит на страже закона?"

Урок по обществознанию в 7 классе "Кто стоит на страже закона?"...